Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018

Пишет Abildaeff, 18.03.2018 23:51

Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Минувшей зимой случилась наша экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма. Случилась в первую очередь благодаря поддержке наших спонсоров и друзей, а также всем тем, кто переживал дома, следя за ходом экспедиции.
Теперь же, по возвращении, хочется поделиться впечатлениями о прошедшем.

Наша команда:
Сергей Селиверстов (руководитель), г. Бишкек, мастер спорта по альпинизму, Снежный Барс
Семен Дворниченко, г. Бишкек, кандидат в мастера спорта по альпинизму
Алексей Усатых, г. Барнаул, Снежный Барс
Роман Абилдаев, мастер спорта по альпинизму, Снежный Барс
Михаил Даничкин, кандидат в мастера спорта по альпинизму, к сожалению, не смог поехать в эту экспедицию.
Для начала, вкратце опишу основные проблемы, стоявшие во время организации экспедиции. Во-первых, нужно было составить план экспедиции, определиться с маршрутами подъема на каждую из вершин, определиться, как и где мы получим акклиматизацию, выбрать дальнейшую тактику восхождений. Во-вторых, продумать бытовую составляющую предстоящего мероприятия. Как и где жить в базовом лагере, чем питаться во время всей экспедиции, как отапливать палатку или домик в базовом лагере. Организовать заброску вертолетом, заручиться поддержкой руководства Национального парка, срочно решить все нерешенные вопросы на помогла Собирова Рано Умаровна, за что ей наш низкий поклон! Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)В Душанбе мы также встретились с начальником базового лагеря «Поляна Москвина» Алишером Юнусахуновым. Он подробно рассказал нам об инфраструктуре базового лагеря, объяснил где мы можем найти газ, газовые горелки, продукты, если они вдруг нам понадобятся. Эта его поддержка свела на нет все бытовые проблемы в базовом лагере, за что ему наше огромное спасибо.Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)
Итак, полетели. 6 января метеорологи наконец разрешают вылет на поляну Москвина. Покидаем Душанбе, с его +15 градусами тепла, в предвкушении приключений и большой работы на семитысячниках. Базовый лагерь встретил немного ветреной, но ясной погодой, небо голубое, настроение хорошее. Первые дни обустраиваем блочный домик зимовщика, осматриваем район. Где же снег? Практически все склоны, видимые с базового лагеря, так и манят к себе, блестящим на солнце, ледком.Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)

Пик Корженевской

Начинаем работать по плану. Первый выход – разведывательный, в сторону маршрута Романова, с целью разглядеть линию предполагаемого первопрохода вживую. Полдня пересекали ледник Москвина, вышли на пупырь из щебенки и задумались – все подходы под ледопад покрыты льдом без возможности прошмыгнуть по снежным полям.Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)
Спустились в базу, все равно район затянуло облаками и постоянно сильно дует. Дальнейшие прогнозы, впрочем, не радуют. Обещаемый каждый день снег не задерживается там, где нам нужно, а сразу сдувается неведомо куда. Тем не менее среди этой круговерти делаем разведывательный выход на классический маршрут примерно до 5300. То же самое. Весь склон до 6100 покрыт льдом, с гребня сдувает флаг прямо в космос, а сама гора гудит от ветра. Нам точно не сюда.Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)
Наконец получаем хороший прогноз на 20-22 января - около 40км/ч на вершине. Это наш шанс, и мы постараемся его использовать. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Выход из базового лагеря – 17 января. В этот день доходим площадки на морене, относительно защищенной от ветра, высота 5000. На следующий день переваливаем сыпушны й пупырь и выходим на наклонный ледник, стекающий с горы между маршрутами Романова и Божукова. Шлепаем в связках наверх, под конец вешаем несколько веревок и к вечеру встаем на ночевку в ледопаде на высоте 5550. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Вешаем наверх еще три веревки, вроде бы дальше должно пойтись пешком. Не тут то было. После перегиба ледник все еще сильно изорван и приходится долго выискивать проход. Пройдя разломы в связках, вновь начинаем вешать веревки, до ночевки на 5800 и еще три веревки обработали далее до плеча. Следующий день мы потратили на прохождение скального участка после плеча и уход траверсом по льду в ледопад между Цетлина и Романова. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Этот ледник и есть наш путь к цели. Предстоит пройти несколько ступеней ледопада и выйти на вершину, а пока встаем на ночевку на 6000. Дальше, помимо льда, появляется плотный фирн и иногда даже снег! Движемся по маршруту существенно медленнее чем мы планировали внизу. 21 января проходим последние огромные разломы и гнездимся на 6450 в маленькой мульде. Далее – достаточно крутой склон вплоть до самой вершины. Погода улучшается, кажется, что террор ветром прекращается.
Штурм вершины. Выходим на рассвете и рубимся наверх. Веревки больше не вешаем, но идти без связки не хочется, периодически встречаются трещины. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)12.30 – Вершина!! Ты счастлив и нем. Фотографируемся на память, снимаем панорамное видео, порывом ветра вырывает из рук флаг нашего спонсора – СК «НАСКО», пора уходить вниз. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Теперь главное – помнить, что работа на горе еще не окончена, предстоит пройти все те же технические участки на спуск. Спускаемся к палаткам где-то в 16.30-17.00, есть время отдохнуть перед завтрашним спуском, отпаиваемся чаем. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Весь следующий день уходит на непрерывную техническую работу, на меня накатывает слабость и повышается температура. Хоть и старались не тормозить, все равно спуститься до щебенки не успели. Ставим лагерь в плотных сумерках на 5400. К нашей радости, вся сложная техническая часть горы пройдена, назавтра к обеду спускаемся в базовый лагерь.Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)
В базе на меня накатывает отходняк – во время штурма вершины я все-таки умудрился охладиться и простыть, температура 38,5. Пару дней отлеживаюсь, парни тоже краткосрочно температурят, интенсивно лечимся. Снаружи домика бушует непогода, такое ощущение, что мы сидим в этом домике одни на всей планете, как будто первые люди на марсе или еще какой-нибудь ветреной планете. Лишь только смски со спутникового телефона возвращают к реальности. Настя передает нам поздравления от друзей и близких, следящих за ходом экспедиции. Это невероятно мотивирует.
Пройденный нами маршрут, решили назвать "Ольча". В память о нашей подруге, ушедшей от нас в марте прошлого года..

Пик Коммунизма

Ждем окно. Ничего нет хуже, чем ждать или догонять. Прогноз на вершину показывает ветер до 145км/ч, единственное двухдневное ослабление ветра обещается на 2-3 февраля. Стартуем из базы 31го января. Заоблачных целей пред собой уже не ставим, поэтому спокойно доходим до 5300 и ставимся, напахаться еще успеем. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Западная часть ребра Бородкина – наклонное хоккейное поле, восточная – такое же поле, но поверх льда лежит слой снега, сметаемого сюда ветром. 1 февраля ветер по-прежнему не стихает, вешаем веревки по ребру, по крутому снегольду. Склон покрыт снежно-ледовой коркой, буры становятся бесполезными, страхуемся снежными кольями и ледорубами. Во время прохождения одного такого участка попадаем в длительную поземку. Снег метет непрерывно по склону, видимость снижается до нуля. К несчастью я поленился надеть с утра балаклаву. Полчаса ожидаю перерыва в поземке и понимаю, что пол-лица и глаза уже скованы ледовой коркой. Подходит Семен и помогает мне достать из рюкзака балаклаву. Сам я опасался это сделать в одиночку, поскольку склон крутой, стою я непонятно на какой страховке и если упущу рюкзак вниз, это будет означать однозначное прекращение восхождения. Меняемся, Семен дорабатывает до 5900, ставим лагерь на стандартном месте. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Выход на груди оказался трудоемким, спускаемся на плато при порывистом ветре в полном «молоке» на «три такта» все триста метров перепада. Дойдя до ровного места сразу ставим лагерь, поскольку дальнейшее блуждание ежиков в тумане не имеет никакого смысла. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Полный Whiteout, вдобавок еще и GPS показывает погоду, ну да ладно, переживем. Выход на следующий день невозможен, видимость ноль, всю ночь держим спинами палатку. Проверяем прогноз и, о чудо, в предстоящую ночь на высоте 6000 обещают ветер 90км/ч, мы так не договаривались, еще и погодные окна все растворились. Назавтра решаем валить вниз.Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)
Попытка. Ночной ветер явно не дотягивает даже до 60км/ч. Решаем, что мы просто обязаны дернуться наверх – попытать удачу. Выходим в 4 утра, небо звездное, ветер в пределах терпимого. Но ближе к десяти утра ветер вновь усиливается и флагом с пика Душанбе уже перекрывает лопату. Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Хотя мы и планировали идти до вершины нон-стоп, дальнейшее сопротивление бесполезно, на лопате просто убьет! Разворачиваемся вниз. Настроение на нуле, валим в базу. Палатки стояли на плато и одну из них порвало. На следующий день спустились на ледник Вальтера, и погода крякнула!Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)
В качестве резюме добавлю свои мысли и ощущения от экспедиции. За все разы моего пребывания на Памире в разные годы, поляна Москвина и район Корженевы – Коммунизма мне запомнился как район со стабильно хорошей погодой с короткими промежутками непогоды, знаменитый своей обильной тропежкой, лавинами с Корженевы и солнечными ваннами на ПФП. Зимой этого года все оказалось диаметрально противоположным. Температуры в целом обычные: -20 -25 в базе, и -35 -40 в районе 7000. Но непрерывный сильный ветер не дал расслабиться нигде. Современное качественное снаряжение, предоставленное нашими экипировочными спонсорами Redfox и ЭЦ Лавина, г. Красноярск решало большинство проблем, но против сил природы не попрешь, и в этот раз нам не хватило фарта с погодой.

Хочу и буду благодарить всех, кто помог осуществить эту экспедицию:

1. Страховая компания «НАСКО»
2. Директор турагентства «Edelweiss Travel Company» (г. Бишкек) Александров Вячеслав Васильевич.
3. Директор турагентства «Ак-Сай Трэвел» (г. Бишкек) Калашникова Елена Анатольевна.
4. Директор турагентства «ITC Asia Mountains» (г. Бишкек) Дудашвили Елена
И еще очень много друзей, знакомых, людей, неравнодушных к нашей мечте.

Информационная поддержка:
1. Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество»
2. «MOUNTAIN.RU»
3. «Известия»
4. «Risk.ru»

Экипировку и снаряжение предоставили:
1. Генеральный экипировочный спонсор - компания Red Fox
2. Экипировочный центр «ЛАВИНА», г. Красноярск

Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)Зимняя экспедиция на пики Корженевской и Коммунизма 2018 (Альпинизм, памир, пик корженевской, пик коммунизма, селиверстов, Усатых, дворниченко, абилдаев)