Володя, всё работает!
С 4 по 13 апреля в Безенги нами было проведено испытание нового снаряжения для зимних восхождений, которое подвело итог многолетней работе. Ниже приводится краткий отчёт об этом мероприятии.
Юрий Смирнов
Артём Крючков
Михаил Лебедев
Исходной мотивацей для изобретения специфически зимнего снаряжения послужили следующие соображения. Зимой, в условиях низких температур и короткого светового дня возможности для уверенного перемещения от одного удобного места ночёвки до другого на длинном маршруте часто оказываются проблематичными. Для полноценного восстановления сил необходима комфортная лежачая ночёвка, обеспечивающая возможность полностью отогреться и, при необходимости, переждать непогоду. Основным элементом, обеспечивающим такую ночёвку, является подвесная платформа с утеплённой палаткой, устанавливаемая на произвольном склоне крутизной от 45 до 90 градусов, переносимая в рюкзаке.
Для установки на некрутом склоне используется треножная опора, отводящая подвеску платформы от склона.
На фото платформа фирмы Black Diamond: Cliff Cabana Double Portaledge, установленная на пологих скалах в Карелии. Утепление пола платформы достигается использованием единого листа теплоизолирующего материала, размером чуть больше пола платформы (имеется возможность частично пустить этот лист также на теплоизоляцию от стены). Теплоизоляция стенок палатки осуществляется листами фольгированного унифола, помещённого в чехлы из тонкого капрона, что предотвращает его механическое повреждение. Листы теплоизоляции крепятся к стенкам палатки при помощи липучек. Верхняя часть палатки выполнена из мембранной ткани "ниошелл", стенка палатки, соприкасающаяся со склоном - из недышащей прочной капроновой ткани. На горизонтальной площадке платформа может быть использована как обычная палатка, постановкой её на боковую стенку, выполненную из прочной капроновой ткани. В комплекте имеются также две палаточные дуги, повышающие комфортность и ветроустойчивость бивака. В конструкции платформы использована идея платфомы зонтичного типа А. Мартынова с новым механизмом раскрытия платформы, разработанным А.Кужелевым и М.Лебедевым. Основные элементы несущей металлической конструкции работают на сжатие, а не на изгиб, как в традиционных платформах. Это позволило сильно снизить вес несущей конструкции. В нашей платформе он составляет 4,5 кг против 8 кг в платформе БД. Зонтичная конструкция значительно быстрее устанавливается как на горизонтальной площадке, так и в подвешенном состоянии. Сборка платформы сводится к приложению силы к центальной трубке вдоль оси "зонтика", после чего конструкция раскрывается и срабатывает фиксатор (всё как в обычном зонтике). Эта процедура занимает меньше минуты. Переноска платформы осуществляется в специально сшитом для неё удлинённом рюкзаке. Практика показала, что платформа легко упаковывается в рюкзак как на горизонтальной площадке, так и на стене. В этот же рюкзак укладывается утепление стенок и пола платформы, тренога для отведения подвески и вспомогательное снаряжение (петля для организации самостраховок в платформе, скальный молоток и т.п.). Для удобства упаковки платформы в рюкзак, последний выполнен с некоторым запасом по объёму. Объём рюкзака после упаковки в него платформы может быть уменьшен за счёт регулируемых стяжек, но запас места в рюкзаке можно и использовать. Для этого в рюкзаке имеются два боковых входа и дополнительный вход в дне ркзака, закрываемые на молнии. Практика показала, что запас места важен для хранения тёплых вещей того, кто несёт платформу. Он может, в случае необходимости, за счёт них дополнительно утеплиться в процессе восхождения. Второй случай, когда пригождается дополнительное место, это возвращение в лагерь после горы - тогда идёшь вниз, и небольшой перегруз рюкзака не так критичен.
Ещё одним важным элементом бивака является общий 3-х местный спальник с "валетным" входом. Прототипом послужил спальник, пошитый фирмой БАСК для команды Одинцова перед их восхождением на Латок. В отличие от прототипа, наш спальник в основном пуховый и содержит дополнительно небольшое количество синтетического утеплителя с нижней стороны (пух внизу работает хуже, поскольку хорошо сминается). Вес спальника 2 кг и он значительно теплее 3-х одиночных спальников.
Всё снаряжение прошло по частям испытание в различных условиях в течении уже многих лет. Спальник мой сходил вместе с Лёшей Барышниковым на Мак-Кинли и в марте этого года на в.Бокс (5б). Утепление использовалось нами сначала вместе с одинарной мармотовской палаткой Альпинист и побывало практически во всех моих зимних выездах. Платформу подвешивали и в спортивном зале https://youtu.be/Z1GwNs78l3E , https://youtu.be/UlN54xK2A1I и на учебных скалах Безенги и на Безенгийском леднике.
Не хватало только использования всего снаряжения в условиях реального восхождения. Такие испытания мы и провели сейчас в Безенги.
Наша поездка была, строго говоря, авантюрой с самого начала. Я думал поехать в феврале, потом в марте, но компания никак не складывалась - кто-то не хотел со мной поехать, кто-то не мог и когда в начале апреля вдруг появилась возможность съездить в горы у Юры и Артёма, я ухватился за эту последнюю возможность. Прямо перед началом поездки я заболел и машину по М4 Дон вёл чихая и кашляя, но вроде без температуры. В итоге я проболел всю поездку, не давая спать ребятам своим кашлем, но организм работал на удивление нормально, нагрузки и отсутствие акклиматизации мне не повредили. Хорошо и то, что ребята от меня не заразились. График движения наш был довольно жёстким.
2 апреля после обеда выезжаем из Щёлково.
3 апреля в обед приезжаем в Нальчик, ночуем на базе Безенги.
4 апреля-приезд в лагерь Безенги.
5 апреля - выход наверх с общественным грузом по 6 кг (с учётом веса рюкзака и личных вещей получились рюкзаки около 10 кг). Дошли до поворота на Уллу-ауз и проработали вверх по морене ещё около часа, после чего оставили заброску на камне и пошли вниз.
6 апреля день отдыха.
7 апреля я взял рюкзак с платформой (примерно 17 кг), ребята взяли опять примерно по 6 кг. Прошли мимо заброски и поднялись на ледник напротив Уллу-ауза. Подъём от лагеря занял примерно 5 часов. Поставили платформу, забросили в неё весь груз и пошли в лагерь.
8 апреля взяли всё что осталось и поднялись на бивак в платформе, прихватив по пути заброску.
9 апреля оставили на месте бивуака избыточный газ, продукты и др. вещи (биперы, лавинные лопаты и т.п.) и часов в 9 утра вышли наверх. Нижняя часть маршрута была покрыта довольно толстым слоем снега и возникали проблемы в поиске чистого льда для страховки. Прошли верёвок пять-шесть до первых скальных островов. Солнце жарило прилично и несколько раз мимо нас пролетели камни. Мы посчитали поэтому правильным спрятаться от возможных камней за скальным островом. Поднялись под него и повесили платформу. Ночевали лёжа в платформе, холодно не было. Если что и было неудобного, то это с непривычки тесновато спать (сидеть комфортно). Решили встать с рассветом и попробовать работать дальше налегке.
10 апреля встали, перекусили, оставили платформу висеть и пошли вверх. Пошёл чистый лёд. Как обычно, скалывались линзы и нужно было аккуратно следить за тем как вбивается инструмент. Без акклиматизации работалось плохо, приходилось часто отдыхать. В 14-00 у нас была запланирована связь с лагерем. Вышел Адельби, сказал, что мы ещё не дошли до середины маршрута (до бергшрунда посередине стены, слева, оставалось ещё одна-две верёвки). Альтиметр показывал 4200 м. У нас имелось несколько возможностей, первая: продолжить восхождение в режиме нон-стоп и к утру в хорошем случае быть на спуске, вторая: спуститься к платформе и перетащить её выше, а потом стартовать с неё и, наконец, третья: просто спускаться. Мы посчитали, что этот последний вариант и является самым разумным. Для подвигов у нас не было акклиматизации, да и погоду нам обещали только на два дня, потом ухудшение. Между тем, основные задачи по проверке снаряжения в реальных условиях были полностью выполнены. Мы спустились к платформе и заночевали в ней ещё раз. Обнаружилось, что в наше отсутствие камень пробил дырку в палатке.
11 апреля сняли платформу и пошли вниз. Погода по-прежнему стояла отличная и мы часа два позагорали и отдохнули на камне у нашего исходного бивуака, после чего забрали всё и пошли в лагерь. На морене у большого камня бросили снегоступы, верёвку, инструменты и часть вещей, чтобы легче было спускаться в лагерь.
12 апреля погода всё ещё хорошая, сушим вещи в лагере. Я сходил за снегоступами, а ребята на мультипитч. При их возвращении в лагерь начался дождь, погода испортилась.
13 апреля, едем в Нальчик с заездом в Аушигер, обедаем на рынке, потом садимся в машину и домой.
14 апреля, после обеда приезжаем домой.
Осталось упомянуть о некоторых особенностях тактики передвижения, использовавшихся нами в сочетании с описанным выше снаряжением. Я долго придумывал систему движения по некрутому льду, которая позволяла бы всем двигаться в идеале одновременно (и не мёрзнуть, вися на станциях). Получилось вот что. У тройки имеется две верёвки - одна 100м и одна 50м. Первый проходит 50м, встаёт на самостраховку на буре и выбирает себе ещё 50 метров. Далее он закрепляет на этом буре середину 100 метровой верёвки и идёт дальше соло, с австрийским схватывающим (красноярская система). Второй, с платформой, жумарит по закреплённой части сотки. Первый проходит свои 50 м и опять встаёт на самостраховку на буре. Второй, в идеале, проходит по перилам свои 50 м, снимая по пути буры. Он встаёт на самостраховку на перильный бур, вешает на него 50 метровую верёвку - перила для третьего. Затем освобождает середину 100 м верёвки и первый выбирает себе ещё 50 м, для следующего движения. Конец сотки вщёлкивается в перильный бур, на котором стоит на самостраховке второй, середина сотки вщёлкивается в перильный бур, на котором стоит первый и перила для второго опять готовы. У первого есть 50 м запаса для движения соло. Остаётся проблема передачи крючьев вперёд. Она решается при помощи 50м репшнура, который закрепляется на перильном ледобуре и тянется свободно за первым. Когда второй приходит к перильному буру, он подвязывает собранные ледобуры на этот репшнур и первый выбирает их к себе. Фактически это вариант одновременного движения и между первым и вторым всегда много промежуточных буров, поэтому станции на двух бурах можно не делать, особенно, если использовать для перильных точек удлинённые буры. Верёвка третьего закреплена на одном перильном буре, который через перила второго связан со вторым перильным буром, то есть третий фактически движется на верёвке, закреплённой на двух бурах. Эту систему мы успешно опробовали на практике, действительно, получается при быстрой работе первого все непрерывно идут, буры передаются нормально.
Ещё один момент связан с организацией питания. Питались мы свежим мясом и мясным бульоном. Мясо готовили в уральской скороварке (у меня старый советский ещё вариант, сделанный из алюминиевого чайника). Расход газа небольшой. Для приготовления, после первоначального кипячения воды и подёма давления в скороварке хватало трёх нагреваний закрытой скороварки на горелке в течении 2 мин с интервалом по 30 мин между ними. В промежутках скороварка убиралась в спальник или в пуховку и об неё можно было при желании просто греться или сушить на ней что-нибудь.
Так выглядели с нашей ночёвки Архимед, Укю и Гидан.
Ну и в заключение хотелось бы сказать два слова о новых возможностях, которые появляются при наличии данного снаряжения. В многочисленных спорах с различными людьми по поводу описанного выше стало понятным, что большинство воспринимает платформу как полную противоположность лёгкому стилю восхождения. Между тем, платформа всего лишь повышает безопасность совершаемых зимой восхождений нисколько не отменяя при этом лёгкий спортивный стиль. Дело в том, что в большинстве случаев самым безопасным вариантом спуска зимой является спуск по пути подъёма. Это легко увидеть на хронике зимних восхождений в Безенги. Два прохождения маршрута 6-ой категории сложности на в.Крумкол закончились спасательными работами с применением вертолёта именно по той причине, что после прохождения стенной части маршрута при спуске с вершины по простым, некрутым склонам группы попадали в ловушку из-за сильных снегопадов и лавинной опасности. Если спускаться по пути подъёма, то вовсе не обязательно тащить платформу на вершину. В зависимости от состояния и квалификации участников восхождения, можно стартовать к вершине и обратно с любой подходящей точки маршрута в режиме нон-стоп. Более того, независимость места бивуака от наличия подходящих полок, позволяет уверенно двигаться вверх даже в условиях неустойчивой погоды и постепенно приближаться к вершине, выжидая погоду для решающего броска.
Теперь немного о весовых характеристиках. Ближайшим аналогом для меня всегда являлась платформа фирмы Black Diamond: Cliff Cabana Double Portaledge размером 130см х 213 см и весом 9 кг. Я начинал ходить в Безенги именно с этой платформой и зимним вариантом палатки к ней Deluxe Cliff Cabana Double Fly весом 3,9 кг. В сумме - палатка+платформа это составляло 12,9кг. Я не буду подробно останавливаться на свойствах этой платформы, скажу только, что она гораздо сложнее в сборке, чем наша (большой поклонник этой платформы Тимур Ахмедханов говорил мне, что он может в одиночку собрать её за 10-15 мин, у нас на её сборку уходило вдвоём не менее 20-30мин). Большим недостатком её палатки является недышащая ткань, которая сильно обмерзает конденсатом. Есть и конструктивные недостатки - незакрываемые вентиляционные отверстия, например, в которые у нас в сильный снегопад с ветром снег засыпался так, как будто кто-то кидал его лопатой. Недавнее взвешивание, проведённое нами в Безенги, показало, что вес нашей платформы с палаткой составляет 9,5кг. Здесь надо учесть, что наша палатка содержит больше материала, чем палатка фирмы ВD, поскольку имеется дополнительная возможность ставить платформу на горизонтальной площадке, а это потребовало некоторого увеличения палатки. В итоге, можно констатировать, что мы выигрываем у ВD 3,4кг.
На ВD, конечно, свет клином не сошёлся. Имеются и более лёгкие платформы, например фирмы Metholius: это Metholius Bomb Shelter Portalege размером 120см х 220см и весом 6,2 кг. Палатка к ней: Bomb Shelter Fly весит 2,47кг. В сумме это 8,67кг, что легче нашей платформы. Здесь надо заметить, что низкий вес палатки может говорить о том, что это не зимний вариант (летний вариант палатки для ВD намного легче зимнего). Но самое существенное не это. Уже из самого названия зарубежных платформ следует, что они рассчитаны на двух человек. В принципе, это правильно - в палатке с такими размерами вдвоём полностью комфортно, а втроём спать тесно, но третий человек в такую платформу и не поместится, поскольку в зарубежных платформах имеется стропа, соединяющая центр платформы с точкой подвеса. Эта стропа позволяет существенно уменьшить неизбежный провис дна платформы и снизить тем самым нагрузку на её периметр. Понятно, что использование общего спальника в такой платформе будет сильно проблематично. В нашей платформе центральная стропа отсутствует, минимизация провиса дна обеспечивается мягким валиком в форме бублика, который позволяет частично загрузить центральный узел платформы. Говоря проще, в зарубежных платформах имеется центральная стропа, а в нашей - центральная подставка под дно.
Есть ещё одно соображение, внушающее оптимизм. Дело в том, что все зарубежные платформы являются итогом некоторого развития конструкций, постепеного их "вылизывания" и оптимизации, в то время как наша представляет собой первый рабочий образец и такой путь у неё может быть ещё впереди. Обычно постепенное улучшение и оптимизация конструкции приводят к очень существенному улучшению её характеристик - достаточно взглянуть на эволюцию, напрмер, велосипеда.
Теперь о весовых характеристиках, не имеющих аналога для сравнения (утепление, тренога и т.п.). Получилось следующее.
платформа+палатка+тренога+рюкзак = 13,5кг.
то же+дуги (весят около 1 кг)+ утепление = 17кг.
Вес 17кг является комфортным как на тропе так и на перилах (проверено на ощущениях различных людей - субьективно рюкзак тяжёлым не кажется).
Всё описанное снаряжение разрабатывалось при активной поддержке фирмы БАСК, Володи и Сергея Богдановых. Я искренне благодарен им за помощь и поддержку, без профессионализма таких мастеров БАСК как Маша Елманова и Юра Брынцев изготовление снаряжения было бы невозможно. Хочется поблагодарить также мастеров из фирмы ВЕНТО, которые оперативно помогли со стропой дайнемо для подвески платформы. Ну и без поддержки Алия Хусеевича Анаева и всех моих друзей из Безенги, которые вынуждены были зимой из-за меня подниматься в лагерь, никакие испытания снаряжения тоже бы не получились, спасибо им огромное!
И Вы говорите тоже.
Говорить можно что угодно, но законы физики так просто не нарушишь.
Такую изоляцию может обеспечть только вакуум с силикагелем.