Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому...

Пишет lomiga, 31.03.2018 22:22

Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
У каждого из нас в жизни был самый первый поход. Он запоминается на всю жизнь также как и первый класс, первая любовь, первая зарплата…
Иногда, отложив дела, мы заглядываем в свой фотоархив.

Чтобы ещё раз окунуться в атмосферу своей юности и вспомнить...
Вспомнить с чего же всё ЭТО начиналось.
Сорок пять лет назад , в далёком 1973-м , я пошел в свой самый первый, самый настоящий, официально зарегистрированный пешеходный туристский поход 1категории трудности.
Конечно за плечами имелся уже опыт школьных турслётов,
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
занятий в университетской секции ориентирования с выездами с ночёвками в лес.
Но это всё не то… Я решил пойти в настоящий, многодневный категорийный пеший поход.
Причины, по которым человек вдруг решает пойти в свой первый многодневный поход могли быть самые разные. Как тогда так и сейчас.
У меня этой причиной, например, стало расставание со своей первой любовью.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Надо было по-серьёзному отвлечься от горестных мыслей. А уехать подальше из города на две-три недели и погрузиться в полностью незнакомую и захватывающую атмосферу автономного путешествия представлялось лучшей возможностью побороть уныние и стресс расставания.
Как же тогда формировались группы? Достаточно просто.
В турсекции университета , например, образовывался костяк желающих пойти летом в поход. Из студентов старших курсов находился руководитель похода. И группа начинала полностью самостоятельно готовить свой выезд: обсуждался состав группы, район, план похода, раскладку продуктов, снаряжения, обуви, одежды, покупки билетов .
Собирались после занятий на скамейке возле учебного корпуса и начинали согласовывать все походные вопросы.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Деньги на поход каждый добывал сам как мог. Я , например, учась на подготовительном отделении (ПО) университета получал приличную стипендию -40руб( при минимальной зарплате 70 руб у уборщицы, например). Кстати стипендию получали абсолютно все , кто учился на ПО. И поступали затем с ПО на первый курс университета абсолютно все, кто сдал выпускной экзамен .Поступали без вступительных.. А сдавали все. Потому что не сдать было просто невозможно.
Кроме этого, можно было подработать.
Когда закончились экзамены на ПО, я пошёл работать на шинный завод в сборочный цех №1. За 12 смен в цеху получил 90 рублей. И таких денег вполне хватило на билеты с Днепропетровска до Карпат и обратно. Ж\д билет в один конец-12руб. Также потратился на прокат снаряжения :спальник ватный -15коп в сутки. Палатка-25 коп.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Туристские ботинки(киевские вибрамы) купил новые.(10руб.) Штормовку пошил сам. Ещё какая-то сумма ушла на фото пленку(35коп), темные очки, кепку, фонарик, батарейки(17коп) и другие мелочи.
Раскладку по продуктам составляли экономно. По-студенчески.
Помню впервые тогда появилась рыбные консервы « «минтай в собственном соку.» Самая дешевая –копеек 30 где-то стоила. Дешевле кильки. Решили сделать её основной рыбной консервой, о чём потом конечно пожалели. Тушенку, сгущенку, крупы- всё покупали во Львове. По своему списку.
Тогда ещё можно было свободно купить и тушенку и сгущенку. Это чуть позже они уже из повседневной продажи пропали. Сублимированное мясо по 3руб достали родственники одного участника на нашем мясокомбинате. Мясо было отличного качества. Когда надо, всё у нас в Советском Союзе делалось очень даже достойно.
Белье в поезде конечно же не брали –считалось для настоящих туристов это стыдно. Просто стелили голые матрацы. Проводники тогда за это туристов не ругали.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Девочки-первокурсницы в группе подобрались все как на подбор: одна краше другой.
А чего стоила только одна Алла.
И по нынешним временам она затмила бы любую фотомодель. Но поскольку они были студентками химфака, биофака, физфака, то отличались ещё и незаурядным умом и трудолюбием.
Маршрут наш был пожалуй стандартный для тех времен .Кольцо: Ясиня-Рахов(через Драгобрат)-Говерла –Ясиня. И линейный участок от Ясиней до озера Синевир. Всего 180км.
Прогулка по Львову и закупка продуктов протекла быстро.Один день.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Затем переезд со Львова в Ясиня.
И оттуда уже собственно на маршрут.
Снимал я очень тогда ценным и редким фотоаппаратом- Киев-5.Достойнейшим надо сказать изделием советской оборонки. Какой бы не был дефицит в советские времена, но всегда всем удавалось этот дефицит иметь. Так и мне его дал в пользование музей трудовай славы завода Днепрошина.
В один из первых дней похода, спускаясь по крутому руслу ручья у Кобылецкой Поляны, улетел мой Киев с плеча вниз по каскадам и уступам.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Проскакал метров сто вниз. Думал я , подходя к нему , что остались в футляре от фотоаппарата только рожки и ножки. Каково же было моё удивление, когда открыв помятый и весь в ссадинах футляр, я обнаружил целый фотоаппарат. Такое вот было качество. Корпус у него был не пластмассовым. Железным. Сломать такой фотоаппарат было нелегкой задачей.
Походные будни полностью поглотили меня. Так что решение отвлечься от житейских проблем с помощью похода полностью оправдалось.
А попытка сблизиться с красавицей Аллой
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
окончилась после того, как я положил ей свою голову на плечо во время поездки на местном автобусе. (якобы ненароком заснул). Проснулся, когда она уже рядом не сидела.
Проходили мы по красивейшим местам
Как правило километров по 20 в день.. Отдых после перехода –самое блаженное дело!
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Всякого интересного и необычного встречалось в пути. Например на лесных дорогах у развилок видели мы полные бидоны молока.
Местные пастухи утром оставляли в них молоко , а сами уходили на полонины к стадам. Чуть позже по дороге ехал молоковоз, забирал бидоны, и вёз их на колхозный молокозавод. Натуральное молоко превращалось там в натуральные молокопродукты. А городские жители с удовольствием эти продукты затем покупали. Работала советская экономика под руководством партии как видите , тогда очень и очень исправно. И было это не в диковинку, а в порядке вещей. Жаль не эти примеры про советское прошлое сейчас изучают в школах. Особенно на(в) Украине.
Начфин Володя исправно считал копейки и рубли, нами потраченные.
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Ориентировались по простым магазинным картам и компасу
Иногда попадались подсказки в виде стрелок и табличек
Новости и музыку слушали по советскому транзисторному приёмнику «Россия»
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Студентки- биологи собирали гербарии из местных бабочек и жуков
Лес в Карпатах рубили и тогда. Правда тогда это было для своей страны
Бивак разбивали по классике
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Классическая экипировка туриста выглядела примерно так
Говерла и подходы к ней выглядели вот так
Озеро Синевир было почти не застроено турбазами
Самый-самый первый в жизни поход. Как это было примерно 45лет тому... (Туризм)
Ягоды черники росло на склонах в нужном количестве.
Вместо телескопических палок тогда вполне подходили выломанные ветки.
Ну в общем небо было голубее, солнце светило ярче, и вся жизнь была ещё впереди!

Хорошо!!!

Пересмотрел пост на большом экране, грешно такие фотки на телефоне смотреть! В основном из-за Аллы! ))) Шучу! ))

СПАСИБО.
Тогда были лучшие времена.

Не понял про киевские вибрамы. Те, что с литой подошвой, появились в 1980-м году. Слишком нежные для гор. На следующий год они были вытеснены ВЦСПС-овскими, со сменными подошвами.

Валера! Мне кажется, что на фото обычные "вибрамы" по 11-50 руб. Киевские появились попозже, по 26руб. Верх-тончайший, на сыпухах "горел" в хлам, а пластиковая подошва трескалась на морозе. Или я уже забыл все?

Киевские вибрамы были по тем временам хороши. С достаточно высокой шнуровкой. Я в них не мало горных походов прошел. Но я, действительно ходил в 80-е в этих вибрамах. А такие как на картинке были всегда. В любом магазине были в избытке. Назывались типа "промокашки". Разваливались очень быстро. Хватало на один простенький поход. Бывали случае, когда участники клали в заброску вторую пару. ВЦСПС-овские распространялись только по альплагерям. Туристам их достать было сложно. Реально их можно было купить уже только в начале 90-х.
Девчонки симпатичные на фотках! Я бы тоже с ними в такой поход сходил!
Здорово что фото архив с 75 года сохранился. И Киев, наверное, хорошей машинкой был. У меня в 80-е были всякие Смена 8М и Смена-Символ

«Назывались типа "промокашки"»
Как помнится, чуть мене благозвучно: «говнодавы».

А киевские вибрамы (недавно обсуждали) были тогда элитной обувью.
(ВЦСПСовских ещё в природе не было.)
Очень непрочной, недолговечной и влагопроницаемой, но на скалах держали почти на уровне галош.

А появились польские вибрамы, стоили 20р и дефицитом не были. Надёжные были, на второй сезон не тянули. Приходилось тянуть нить из репшнура и шить верх. А подошва держала аж три сезона

Я в конце 70-х начинал, не было у нас никаких польских вибрамов. Большинство в "Скороходе" ходило, отдельные счастливчики добывали киевские. Про польские тогда даже и не слышал и не видел ни на ком из знакомых.

Да, 20 руб. Польский вибрам -самое лучшее, что 70-х можно было урвать в магазине.
На снимке Крым, ноябрь 1978 г.

Как годы пролетели,
Мелькая незаметно.
На фото чёрно-белых
Брезентовое ретро.

Забыть нам невозможно
Тех лет былых походы,
Плечо друзей надёжных,
Закаты и восходы.

Ностальгия... Насчет дефицита, который у всех всегда был улыбнуло - так и было:)

Очень душевно! Спасибо! И Алла действительно хорошА!

Очень милый фоторассказ)
А расскажите на чем вы спали? Что было вместо нынешних пенок-карематов?

По-моему просто спальник ватный. И всё. Зимой делали из пенопласта коврики. Иногда поролоновые .

А мы нарезАли из пенопласта квадратики 5 на 5 см и обшивали тканью. Коврик получался гибкий, но из швов тянуло холодом... Во бойцы были!

У нас в Питере была своя "золотая кладовая" - на свалке в Татьянино (под Гатчиной) добывали куски пенополиэтилена - тепло-шумо изоляция для трактора "Кировец"

Да, в основном два варианта были- либо поролон, либо квадратики пенопласта, во что-то зашитые. Нормальные коврики пошли с начала 80-х, когда начали добывать пену с Кировского завода (и то в основном у ленинградцев, остальные еще долго на поролоне ходили).

Еще мне рассказывали, что использовали еловый лапник. Но на один слет елок не напасешься :-)
Когда учился в школе в лесу мы спали на надувных матрасах. Но от этой практики быстро отказались, и перешли на пенопласт (! Но только не гранулированный)

Валерий (на Васильевич в таком посте язык не поворачивается), большое спасибо!
Бесподобно! Так всё и было.

P.S. Уж не знаю насколько уместно. Но вот жена интересуется.
"Первая любовь" слева на снимке?

Ожидал такого вопроса. Поэтому не указал специально. Подожду какие варианты будут кроме Вашей жены. Потом конечно назову.

Женское сердце не обманешь. Ваша жена права.

Чёрно-белые фото тех лет - красочнее цветных слайдов и современной цифры.
Потому что будят воспоминания и фантазии :-)
Спасибо!

Спасибо, есть какая-то особая романтика в этих ч/б фотографиях

Хорошая фотогалерейка!

Многие кадры напоминают мне аналогичные жигулевские того времени, и
по снаряжу и по природе, только лица другие....
Львовскую улочку узнал, бывал...

А киевские вибрамы (покупал во Львове за 28 рубчиков) действительно
смотрелись почти как настоящие горные ботинки, но с трудом
протянули два сезона, лопнули подошвы и скособочились, еле
второй поход протянул.
Зато потом четыре раза перешивал
их верха с крючками на 12 рублевые говнодавы, улучшая качество и
внешний вид на один сезон.
ЧУдное развлечение на поезд.
Но это не замечание, к слову
припомнилось, как ими сначала любовался и гордился...

Автору рахмати калон!

Отлично! Сам прошел первый спортивный поход в Карпатах в 1974 году - тройку Брецкул - Говерла-Ясиня и далее через Синевир в Славское. Многое фото напоминили... спасибо!

Спасибо! Очень интересно!

Классно! Хоть начал в 1984, но всё очень до родного похоже!

Где-то Вы не там начинали. :) У нас в 1984-м такое снаряжение уже выглядело жутким анахронизмом. Вовсю использовались капроновые рюкзаки и куртки, пена, спальников ватных тоже уже не припомню в это время -либо индийские, либо самодельные.
Как раз с начала 80-х пошло качественное изменение снаряжения в лучшую сторону, и очень быстро.

В 80-м еще в абалаковских ремнях лазали. И дюльферяли в "дюльферках", но уже не через ногу, а через карабин. В "одно касание")). Каландр был доступен не всем. В детском туризме особенно. Рюкзаки - абалаковские. Спальники - ватные. Палатки - брезентовые. Изредка - перкалевые. Коврики - из пенопласта. Анорак шила из бабушкиного "пыльника".

Ну просто "эротический рассказ", или пособие как найти вторую половину
Наверное в такой последовательности мало у кого фотографии остались
Здорово

Еще в 1979 мы на Эльбрус в таких ботинках ходили, и без перил. Но были проблемы с креплением кошек. Такие ботинки под хорошо затянутыми ремнями сминались, зато ледорубы из титана делали, надежная страховка, однако, и пуховки из подушек хорошо грели :)

Хм. Ледорубы из титана в 79ом? Вы не ошибаетесь? А кто такое делал?

Валера, замечательный рассказ! Столько подробностей :) А куда у тебя был последний поход?

Алла! Сейчас, в отличии от прошлых времён, как-то неприлично стало употреблять термин "последний" . Молодёжь пишет всегда "крайний". Хотя в пору нашей молодости так выражались только парашютисты. Впрочем привыкнуть к новой терминологии всё-равно не могу. А "крайний" поход был вдвоём с супругой по Архызу. Ой нет, потом ещё был тоже по Карпатам.И каждый год небольшие походики на надувных лодках по Орели.https://www.youtube.com/watch?v=u-0hUlUJCY0&t=17s

«Молодёжь пишет всегда "крайний"»

Исключительно из-за непонимания смысла слов.
«Крайний»: значит всё – дальше «край», с вытекающими.
А «последний»: от «по следу», и ничто не мешает идти по нему дальше.

Мне вибрама хватало на два горных похода единичек или двоек в год - в межсезонье на майские и летом куда-нибудь в Азию. Ходил так три года, пока не обзавелся ВЦСПС-ом

Для межсезонья и глубокого снега шил "трубу" (чуть выше колена) из тентовой ткани и прибивал ее обычными гвоздями по всему ранту вибрам, с обмоткой под шляпками гвоздей одним куском стальной проволокой. От снега спасало и ногам было теплей. Хватало на два майских похода на Кавказ весной. Летом носил в Азию другие вибрамы без "наворотов".

Артуч
За один спуск по осыпи (наждаку) с вершины Диамар (надеюсь не ошибся), стесал более менее привычные ВЦСПСовские вибрамы до шурупов.
При восхождение на Ключевскую сопку в пластиковых Кофлаках, стесал носы на резине до пластика. И это было в те времне когда вибрамы менялись на буры. Слезы на глазах были...

Ай, Марат, как понимаю! На "лифтах" в Фанах с обувью была беда! На Камчатке не был, за что себя корю сейчас. Но, уже, и не придется...

Валера, спасибо, что оцифровал и выложил фотки! Мои-то бумажные копии остались в Днепре, так что еще раз большое спасибо.

Спасибо за рассказ! Интересно было читать и смотреть) а так же сравнивать с походами настоящего времени. И вот мне думается, что не так уж сильно все и изменилось. Да фотографии теперь цветные, палки более технологичные и одежду мы сами не шьём - в силу новых технологий, но люди - то! Люди определённого склада характера выбирают туризм и всё равно "ЗА" этот вид отдыха, и это объединяет через поколения.

С удовольствием посмотрел- почитал. То же руки к сканеру потянулись, пока пленки не осыпались. Про виброгавнодавы мои 5 коп. Собрались как то к морю из Чегемского ущелья, у прекрасной новичухи оказался запредельно маленький размер ноги, ни в прокате, ни у знакомых не было таких турбот. А девушка чудо как хороша. Как то копаясь в куче старой обуви увидел до боли знакомый протектор мелкого размера. Это оказались замшевые полу ботиночки, то ли детские, то ли женские. Но подошва- идеальная и размер тот. Приделал к ним фонарики и зашли они на пер. Ортакара в том числе. Правда, как честному человеку, после такого пришлось жениться. До сих пор не понимаю, откуда и куда эти чудоботиночки, ведь тогда моделей обуви было по пальцам посчитать, никто других таких не видел.

Это был светофор на перекрёстке судьбы, главное - не проморгать "зелёный"

пер. Ортокара - это не 3А случаем?

Мне кажется 2Б, но мы на юг там спускаться не стали, крутовато.