Каталонцы на Алтае. Кульминация поездки. 04.02.2018
День завершающий лазательную экспу – первопрохождение маршрута «Catalan Republic» и неудача Роджера.
Информация о работе спасателей в Каталонии.
План на последний день лазания был следующий:
- я с Марком и Давидом идем вверх по Чулышману в сторону новой ледовой линии. Если оцениваем попытку подняться, как невозможную, возвращаемся до Куркуре и лазаем по нему.
- Рафа и еще кто-нибудь (будут решать утром) идут на ближайший к лагерю ледовый ручей. Длинный простой подход по замерзшему водоскату и несколько питчей относительно простых взлобков. Скорее всего первопроход.
- Какая-то часть Яятим пойдет на Куркуре. Может полазает.
Схема - Jose Nieto de Pablos.
Кстати, вчера в начале ледопада у них в команде у Саравана лопнул передний пластиковый ремешок на кошках Simond с вертикальными зубьями. Хорошо, что на подходах. Запасных кошек у меня не было, зато были кошкоботы. Я выдал свои новенькие Cassin alpinist pro, к которым уже так привык, а сам собрался лезть в кошкобтах с монозубом.
Итак, 5.30 утра. Мы с Марком и Давидом завтракаем и выдвигаемся на подход. На улице ночь, зима и ветерок. Не очень холодно, но ветер точно лишний. Рассчитываем дойти за 2,5 часа. Но сумерки и теряющаяся тропа по правому берегу Чулышмана нас задерживают. Через 2 час время только около водопада Куркуре. Лед на нем хорош, хоть и не очень высок, зато широкий.
Впереди огромная плоская долина. Кажется, что бесконечная.
Шучу, что это не far away icefall. Это far far away.
Обсуждаем, что было бы неплохо ехать на мотоциклах. Эндуро.
И с квадрокоптеров снимать, как мы в альпснаряжении на Эндуро мчим по сухой траве в алтайской долине без снега. А за спиной, как рукоятки молотков торчат, как мечи. А впереди рассвет! Стильное начало ролика )))
Чего только в голову не взбредет долгой дорогой…
Из долины любуюсь скальным бортом левого берега Чулышмана. Красив. Но порода не самая монолитная. Перепад стены метров под 300. Может и больше.
3 часа в пути. Мы подошли под начало кулуара. В долине очень пронзительный ветер. Сразу накидываем пуховочки, но руки холод не отпускает.
Долго изучаем первые полтора питча. Есть 3 френда Aliens и 1 классический скальный крюк. У меня на ледовых клювах Cassin X-dream есть бойки. Но количество льда не внушает доверия. Как и качество скалы в подобном месте.
Уходить без снятия пробы не хочется.
Обсуждаем подъем из цирка справа по-ходу и слева по кулуару и кустам. Справа непонятный переход с травы по скалам. А слева на фото разглядели приемлемый проход. Решено – идем в пампасы.
В кулуаре сразу теплеет – ветер пропал. Скидываем теплые куртки, расстегиваем вентиляционные молнии.
Скребемся по простым скалам (кстати, гранитным и довольно монолитным) и сложным кустам около часа.
Устали капец. Итого 4 часа на достижения точки старта. Гугл-карты потом показали расстояние больше 8 км и приличный набор высоты.
Взгляд сверху-вниз подтвердил опасения насчет качества первого питча. Нечего там сейчас делать.
У Марка оперированы 10 лет назад оба колена. Такие переходы для них не очень полезны. Чувствует, что первым ему сегодня не стоит.
Выпускаем вперед Давида.
Лед конечно, не такого красивого цвета, как на Кулузуне, зато вид вниз по Чулышману с каждым питчем все интереснее.
Меня пробивает «на пообщаться». Расспрашиваю за спасателей. Узнал, что работают в Испании до 65 лет и только потом на пенсию. Спасатели, а они все пожарные, до 60. Чтобы получать пенсию, нужно отработать 40 лет. И спасателям тоже. После 50 могут давать обязанности водителя и т.п.
Но, например, Сараван в 60 лет выигрывал соревнования среди пожарных-ветеранов в полном боевом комплекте с включенным дыхательным аппаратом (поднимался по лесенке). То есть не у всех есть потребность переходить на более простые должности.
Получают на пенсии 70% от дохода. Предприятия могут доплачивать.
Чтобы стать спасателем, нужно обучиться (раньше 4) сейчас 9 месяцев на пожарного, а затем 2 года им отработать. Чтобы попасть на обучение нужно сдать экзамен. Мужики к нему готовились неспешно по несколько лет. Экзамен бывает не каждый год. Зависит от текучки кадров. После 2-х лет можно пробовать попасть в горные спасатели.
В Каталонии 3 отряда. Всего 54 человека (15, 15 и 24). 3 вертолета. Дежурят сутки через трое. Зарплата около 2,5 т.евро. Могут меняться сменами и катать, куда хотят полазить на 7-10 дней. Главное свой минибус иметь, чтобы комфортно путешествовать и ночевать.
Горникам выдают кучу снаряжения и экипировки. Но в ней не желательно гонять везде и всюду, могут и порицание высказать. Хотя кое-кто был в служебных la-sportiva и ничего ;-) Может просто на Алтае некому ая-яй сказать? )))
Так за разговорами прошли два питча. IV-IV+ категории.
Дальше пускают меня. Впереди еще 2 участка.
Затем резкое упрощение и в конце ледовой дорожки взлобок среди сосен и кустов ~15 метров до 70 гр. Думаем, что там сможет лидировать Марк.
Мои питчи вкусненькие. Однако, понял, что с монозубом в кошкоботах менее комфортно, чем в ботинках и кошках Cassin. Удивительное для меня дело.
Последний питч доставил особенное удовольствие (~V кат ). Лед вертикальный, в меру ажурный, чтобы лазание было техничным, но еще позволяет адекватно крутить буры. Нас догоняет солнышко. Теплеет. Кайф!
Вот я и в начале положняка.
Получилось около 200 метров IV-V кат. Мужики начинают подъем за мной.
Внезапно оживает рация. Карлос пытается говорить со мной. Не очень понимаю его английский.
Выходит Дима. Говорит Роджер упал. Характер травм не понял. Прошу не пропадать со связи – надо дать переговорить Марку и Карлосу. У меня внутри все опускается. Связи с внешним миром в ущелье нет. Спасатели в Горном. Вертолет вызвать, это проблема проблем.
Так считаю я. Время около 15.00.
Мужики вылазят довольно скоро. Передаю рацию Марку. Переговоры проясняют, что Роджер проскользил по пологой пешеходной части замерзшего ручья, куда пошли Рафа, он и Карлос.
Очень примерные места начала скольжения и место остановки.
В лагере кроме Димы никого – все остальные ушли на Куркуре, рации у них нет. У пострадавшего разбита каска, сотряс головы, рассечения. Что произошло не помнит. Остальные не понимают – он шел последним. Лед реально детский. Как упал непонятно (кошки не поломанные), но шевелиться сам может.
Я говорю, что нам не меньше 3 часов до лагеря. За это время с трудом можно выехать в ближайший поселок со связью и вызвать спасателей и медиков. Предлагаю, гребсти к ним и выводить самим. На том и порешали.
Марк, говорит, чтобы мы не суетились – спускаемся аккуратно, инцидентов на сегодня хватит.
Делаем 3,5 дюльфера по проушинам, которые ребята зовут просто «abalakov». Кое-где просовываем веревку (8 мм) прямо в проушину и так продергиваем. Раньше никогда так не делал, хотя это очевидно. Но и с двойной 8-кой хожу лед не часто.
Спрыгиваем по следам кусты за полчаса. Топим по равнине. Немного по льду Чулышмана. затем идем по левому берегу.
Там нас под перевалом может подобрать Дима на Истане.
Через пару часов встретились. Дима говорит, что помогал спускать вдоль ручейка вместе с Андреем (алтаец с базы Эзен). Роджер сам переставляет ноги, но очень тяжело.
Переезжаем к ручью и убегаем с фонариками вверх. Время около 18 – скоро будет темнеть.
Встречаем народ в кустах. 2\3 пути до машины уже пройдены. Меняем Рафу и Андрея и ведем с опорой на себя Роджера вниз. Останавливается каждые 4-5 шагов. Лицо выглядит жестко. Почти четыре часа в таком состоянии на улице – трясет от холода. Боюсь переохлаждения и пневмонии. Плотнее прижимаемся и греем, как можем. Где-то в 18.40 в машине. Едем на базу, где мужики перевязывают ему голову и дают таблетки.
Решаем везти в Улаган, а может даже в Акташ. Собираем свои и его вещи. Стартуем впятером.
Перед выездом узнаю, что хоть карточки для спутникового таксофона (!) вроде как и нет, но в экстренные службы звонок возможен. Новость. А потом и карточка находится у местных. Звоню бесплатно в 03, спрашиваю, что делать, куда везти. «Сами привезете? Давайте в Улаганскую больницу, ждем».
Дима в цепях проскочил первую полку только после того, как мы с Рафой пошли пешком. Его до сих пор трясет от душевного потрясения. Очень переживает за Роджера. В силу работы спасателем, пытаюсь объяснить ему, что травмы сильные, но визуально вполне совместимые с жизнью. Роджер спит сидя в машине. Успокоить Рафу не получается.
Через часок в зоне связи. Звоним в страховую – говорят везите в Акташ. Везем. В 24.00 в больнице. Прием странный слегка, но все заработало. Обследуют, штопают, кладут в стационар под наблюдение. Еще одно открытие – говорят, что нужно было вызывать санавиацию. Вертолеты работают – сразу бы в Горно-Алтайск вывезли. Там приборов побольше, есть не только рентген, и узи, но и МРТ. Которого не хватает для полноценного диагноза в Акташе.
На следующий день Дима вывез остальную группу, а мы общались с приехавшим главврачом всех местных больниц – нейрохирургом из Барнаула. Чрезвычайно вежливый. Его речь я понимал тяжелее, чем английский каталонцев. Очень много медицинских терминов, которые я вроде как и осознаю, но в общем сочетании перевести адекватно не могу.
Дальнейшие приключения Рафы и Роджера были насыщены, но не очень интересны для описания на этом ресурсе. Вкратце, группа вернулась на родину вовремя, а больной и сопровождающий задержались на 4 дня. Страховка сработала хорошо. Кстати, это автоматическая годовая страховка (на весь мир) каталонской федерации альпинизма. За членский взнос около 150 евро (кажется). Я за недельную по России с эвакуацией вертолетом заплатил 1200 р. (около 18 евро).
Операций Роджеру нигде не делали. Сейчас дома проходит 20-тидневный курс лечения покоем.
Имейте ввиду:
- что спутниковые таксофоны стоят почти в каждой деревне на Алтае, где нет обычной связи.
- что позвонить в экстренные службы можно бесплатно.
- что вертолет (санавиация) работает.
- и не забывайте себя страховать. Не дешево это у нас, но «дорога ложка к обеду».
Авторы фото: Иван Темерев, Rafael Vadillo Lozano, Marc Sabata Leon, David Graells Colillas, Jose Nieto de Pablos.
Меня поддерживают: