Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Нижний Башкаус за день
Высоченные горы, вертикальные стенки каньона, тишина и природа — тут в полной мере раскрывается магия Алтая – Артём Трифонов и Кирилл Косогоров решили не терять времени зря и пройти опасные пороги Нижнего Башкауса за сутки!
О проекте
Старт: деревня Кара-кудюр
Финиш: стрелка Башкауса и Чулышмана
Cложность: класс V
Расстояние: около 80 км
Участники
Трифонов Артем - каякер
Косогоров Кирилл - известный барнаульский спортсмен
Алексей Карпюк - каякер, водитель класс V
Когда вы впервые увидели Башкаус? Какие эмоции он вызвал?
Артём: Впервые я увидел Башкаус на видео в 2003 или 2004 году. Это был фильм о походе на Башкаус «Башкаус 25 лет спустя» группой с легендарным составом - С. Папуша, Л. Макарова, Л. Поляева, С. Крюкова, С.Рагимова, С. Кардашина, А. Лазько. Много лет назад они почти в этом же составе были на этой реке и вот таким образом решили отметить 25-летний юбилей. Тогда я смотрел на видео на эти пороги и горы…и даже в самых смелых фантазиях не мог предположить, что когда-то эта река будет для меня достижима.
Своими глазами я впервые увидел Башкаус в 2015 году. Мы забрасывались на Язулинский каньон реки Чулышман и когда проезжали мимо Улагана, я увидел Башкаус. Тогда он меня не впечатлил – стояла жара, Башкаус обмельчал и в голове не укладывалось, как вообще по нему можно сплавляться. Но я давно понял, что не стоит недооценивать реки, особенно, когда видишь их на равнине, где они широко разливаются и кажутся совсем мелкими – в каньонах, где реку поджимают скальные стенки, а вся вода собирается в узком проходе, река в полной мере раскрывается и показывает свой настоящий характер.
Кирилл: Когда мы доехали до Улагана, где и впервые увидели Башкаус, стало понятно, что в этом году нам повезло и воды в самый раз для нижнего ущелья, даже хотелось воды немного побольше. Это уже был мой третий Башкаус и каждый раз количество участников становится меньше, судя по тенденции следующее мое посещение Башкауса будет соло :)
Эта река всегда вызывает трепет перед стартом и, в тоже время, ты знаешь, что следующая пара дней будет просто отличной. Полный отрыв от цивилизации, шикарные пейзажи и интересный каякинг.
Что для вас значит сплав по этой реке?
Артём: У меня родители – туристы-водники. Отец был в походах на таких серьезных реках как Муксу, Терек и Ингури. Я много раз в детстве слышал от него про Башкаус. Слышал про ужасные пороги и неприступные каньоны. О невероятной красоте и дикости этих мест. И конечно я уже тогда, заочно, влюбился в Башкаус. И моей мечтой стало побывать в этих местах. И вот сейчас, пройдя Башкаус, я осуществил эту мечту!
Кирилл: Когда я только начинал заниматься каякингом, Башкаус был недосягаемой вершиной. Когда я первый раз попал на эту реку в 2014 году я понял, что, наконец то, мой каякинг достиг того минимального уровня, к которому я стремился. С тех пор я побывал там еще два раза, и каждый раз сравнивал свои ощущения с предыдущими прохождениями. Если в первый раз было очень много страхов, то в этом году страха не было совсем, было ощущение радости и умиротворения. Река возвращает тебе твои же эмоции, боишься её, значит она будет пугать, радуешься ей, и она вернет тебе радость от прохождения порогов.
Вы как-то специально готовились к сплаву? Или просто выжидали подходящий момент и действовали по ситуации?
Артём: Я три года подряд езжу на Алтай. И проехал все классические Алтайские реки, такие как Чуя, Катунь, Чулышман, Карагем, Аргут, Куркурэ, Чульча. Но Башкаус всегда был для меня жемчужиной Алтая и самой желанной рекой. И все время что-то не складывалось - то не было воды, то было слишком много воды, то не было подходящей команды… Но в этом году я решил обязательно пройти эту реку. И во многом это получилось благодаря моему другу, Кириллу, который сказал – «Тема, не парься! В этом году, чтобы не случилось, мы доберемся до Башкауса!».
Кирилл несколько лет назад уже был на Башкаусе, так что он представлял, что из себя представляет река и помнил ориентиры ключевых препятствий. Так что читать различные лоции и описания реки нам не пришлось. Подготовки к сплаву, как таковой не было. Сразу после окончания гонки «Король Азии», мы собрали вещи, привязали лодки на крышу машины и поехали на Башкаус.
Кирилл: Вся наша подготовка заключалась в том, что нам нужен был водитель, который заберет нас и минимальный набор еды. Ключевые пороги я хорошо помнил, поэтому нам не надо было изучать лоцию и читать отчеты, полагались на мою память :) Сплав по Башкаусу опасен еще и тем что там может очень резко вырасти вода, если в верховьях идут дожди, она быстро докатывается до нижнего ущелья. Поэтому нашими единственными опасениями была высокая вода. У нас был день в запасе, но не хотелось его тратить на ожидания спада воды. Нам повезло, воды было как раз что и позволило нам стартовать вовремя.
Какие пороги вы прошли?
Кирилл: Мы прошли все пороги кроме Капкана, слишком мало воды для него, и обнесли несколько метров порога Мясорубка. За три посещения Башкауса Капкан я еще ни разу не плавал. Зато уже два раза плавал Селевой, в этот раз, первую ступень по новой левой линии.
Какой порог запомнился особо?
Артём: Больше всего мне запомнились два порога – Ключевой и Селевой. Думаю, что это самые сложные и интересные препятствия на реке.
Ключевой порог мы посмотрели и, недолго думая, поехали по левой линии. Это один из немногих порогов, где мы страховали друг друга с берега и поэтому удалось сделать несколько фото. Порог состоит из двух ступеней, между которыми на высоте около 30 метров над рекой надежно укрыта книга легенд Башкауса.
Когда мы добрались до порога Селевой, шел сильный дождь. Было видно, что недавно сошел сель и порог опять изменился. Обычно этот порог не ездят, а если и ездят, то только по правой линии. Сейчас же на этой линии лежал огромный валун, в который била вся струя. Нельзя было даже думать о том, чтобы ехать справа. Но идея обносить порог, под сильнейшим дождем по недавно сошедшему селю - по скользким, шатким, измазанным глиной, камням, нам тоже не понравилась. Того и гляди опять посыпятся камни и сойдет еще один сель! Решили, что можно проехать его слева.
Так как с берега он не страхуется, поехали вдвоем, держа небольшую дистанцию. По старой детской традиции скинулись на "цу-е-фа", мне выпало ехать первым. Чалиться для просмотра второй ступени оказалось непросто – надо было на текущей струе вылезти вместе с лодкой на мокрые скользкие камни. Я вылез и потом помог вылезти Кириллу.
После просмотра, первым поехал Кирилл и за ним я. После первого же слива Кирилл скрылся из моего поля зрения за срезом. Выдержав линию, я доехал до конца порога и забуфил последнюю бочку, прыгнув с кикера. Тут я увидел Кирилла, который стоял в улове и очень огорченно крутил в руках весло и осматривал его. Он рассказал, что в середине второй ступени весло заклинилось между камнями и сломалось, оставшуюся часть порога он ехал со сломанным веслом.
Кирилл: Вода ниже среднего не приятна тем что появляется много сифонов – щелей между камнями куда утекает вода, и куда легко может попасть каякер. Один из первых порогов это Баррикадный. Два огромных камня преграждают путь реке, часть потока огибает камни справа, а часть утекает в щель между ними. Опасность порога заключалась в том, что надо было проплыть рядом с этой щелью и не попасть в нее. Артем плыл первым, я с небольшой паузой за ним. Когда я заходил в порог увидел, как каяк Артема ударяется носом правую глыбу буквально в метре от сифона. В этот момент у меня успели пронестись несколько нехороших мыслей. К счастью, Артем справился с ситуацией и миновал сифон.
Всё ли шло по плану?
Артём: Я не знаю ни одной экспедиции, где бы все шло по плану. Наше прохождение Башкауса не стало исключением. Первым сюрпризом стало то, что мы забыли большую часть еды и посуду. С собой у нас был только маленький котелок, два пакетика чая, две пачки ролтон (из которых мы впоследствии пили чай и ели кашу), две упаковки каши быстрого приготовления и по 4 сникерса на каждого. Было довольно голодно, но в целом терпимо.
Еще был забавный момент, когда мы подъехали к очередному порогу. Был виден срез и больше ничего. Кирилл говорит – «Я помню это место, там есть кикер! Езжай за мной!». И я поехал. Кикера я не увидел, зато увидел огроменную бочку, в которую валился прямо по центру. После того, как я отпихался из нее. Кирилл, в свойственной ему, шутливой манере сказал с улыбкой – «Ну перепутал, с кем не бывает!» :)
Вы предпочитаете проходить пороги без просмотра, по наитию, или, наоборот - не упускаете возможности выйти на берег и всё тщательно просчитать?
Артём: Мне нравится проходить пороги по заранее намеченной линии. Чтобы проезд был красивый и все движения были четкими и правильными. В простых и не очень сложных порогах я могу наметить эту линию сходу и выдержать ее.
Если порог сложный то сходу наметить линию не всегда представляется возможным, а иногда это даже опасно. Так что сложные пороги я просматриваю с берега, изучаю все опасные места и намечаю линию движения в пороге. В намеченной линии я отмечаю наиболее сложные и критичные места, где нельзя ошибаться и нужно быть предельно собранным. И только взвесив свои силы, сложность линии и критичность ошибки на этой линии, я принимаю решение, стоит ли ехать этот порог или его следует обнести. Каждый каякер делает такое решение для себя сам, исходя из своих сильных и слабых сторон и своей уверенности.
Кто занимался подстраховкой на случай ЧС? Какие действия оговаривались?
Артём: Тут все было классически. Мы ехали пороги, страхуя друг друга. В Ключевом пороге, как я говорил ранее, мы страховали друг друга с берега. Во всех остальных порогах страховка осуществлялась с воды. Порядок действий в случае каких-то непредвиденных обстоятельств, когда человек попадает в беду, всегда одинаковый – сначала следует спасти человека и только затем спасать его снаряжение. Потеря лодки на Башкаусе очень критична. Выйти пешком из этого каньона очень сложно и опасно. Я слышал истории про каякеров, которые пытаясь выйти из ущелья Башкауса пешком, разбились на скалах.
А что же Алексей? На машине не обошлось без приключений?
Артём: Алексей поехал дальше через Балыктуюль и перевал Кату-Ярык к реке Чулышман и дальше вдоль Чулышмана до стрелки с Башкаусом. По таким дорогам сложно передвигаться без приключений и поломок. По дороге Леха чуть не потерял колесо, но благодаря его золотым рукам и помощи местных, удалось все починить.
Вы вписали свои имена в книгу легенд Башкауса… Довольно волнительный момент!
Артём: Около 40 лет назад была организована экспедиция с целью прохождения нижнего каньона Башкауса. Река протекает через каньон с высочайшими стенками, вокруг высокие горы, а места очень дикие и абсолютно безлюдные. В случае аварии или любой внештатной ситуации, возможности выйти практически нет. Тогда, часть группы, во главе с руководителем – Игорем Базилевским, погибла. И через несколько лет их друзья вернулись и сделали в самом центре каньона памятник погибшим. С тех самых пор в глубоком ущелье, среди великих гор, лежит легендарная книга Башкауса. И каждый, кто осмелился на прохождение нижнего каньона, вписывает себя в историю этой реки, тем самым воздав должное всем тем, кто первыми предприняли попытку прохождения Башкауса.
Кирилл: Когда вписываешь первый раз свое имя в это книгу это, конечно, волнительно, на третий раз уже интереснее перечитывать что ты писал раньше :)
Артём: Эта книга, как портал в прошлое – читаешь записи людей, которые были тут 10,20,30 лет назад. У которых были свои мечты и желания, которые так же с восторгом смотрели на Башкаус и на окружающую красоту. Беря в руки книгу испытываешь ощущения сродни тем, что испытываешь войдя в древний храм..
Мы прошли эту реку вдвоем с моим другом, Кириллом, и вписали свои имена в книгу легенд Башкауса. Еще одна мечта исполнилась!
Ваш однодневный сплав по Башкаусу шел следом за яркой и продолжительной гонкой «Король Азии». Что вам оказалось в этом сезоне ближе по духу: динамика и сумбур больших соревнований с контактной борьбой и погоней за каждой секундой или состязание с самой природой в диких и мало ходимых каякерами местах?
Артём: В этом году я, вот уже в третий раз, участвовал в соревнованиях Король Азии. Пожалуй, за все три раза, это мое лучшее выступление:
· 1ое место - в каяк-кроссе
· 2ое место - в Суперфинале
· 3е место - в Китайской гонке
В гонке важно проехать заданный участок реки за минимальное время, т.е. тут важна техника, сила, выносливость, стратегия. Соревнования служат отличной мотивацией для совершенствования своих технических и физических навыков, а так же для понимания того, в каком направлении надо работать.
Экспедиции же, это совсем про другое. Тут ты не борешься с потоком, нет задачи пройти участок за минимальное время. Это скорее сродни медитации, единению с природой, с окружающим миром, с командой, с самим собой и своими мыслями. Каждый раз после такого похода чувствуешь невероятное единение со всеми участниками команды. Если до похода вы были просто знакомыми или друзьями, то после вы становитесь, как бы, одной семьей - не знаю, как это объяснить по другому это ощущение. И каждый раз после экспедиции в голове происходят какие-то изменения – возвращаешься оттуда чуточку другим, меняется взгляд на мир и на свое место в этом мире.
Соревнования и экспедиционный сплав это две разные вещи. Их нельзя сравнивать. И то и другое я люблю по-своему.
Кирилл: В этом году организация Короля Азии полностью легла на мои плечи, и за неделю подготовки и самих соревнований я довольно сильно вымотался, экспедиция на Башкаус для меня была как отпуск. Такие соревнования добавляют контраста таким автономным путешествиям, еще вчера вокруг тебя была толпа единомышленников и друзей, а сейчас вас только двое. Мне трудно сделать выбор между соревнованиями и экспедициями так как для меня это все едино, это все каякинг.
Вернётесь ли вы на Алтай в следующем году? Или планы заведут вас в другие районы?
Кирилл: Так как я живу в 300 км от Алтайских гор, я буду возвращаться вновь и вновь. Несколько месяцев летом я точно провожу на Алтае.
Артём: Сейчас мы планируем экспедицию на Мадагаскар. Едем туда в январе в самый разгар сезона дождей, в реках будет очень много воды – еще ни один каякер не сплавлялся там в этот период. Планируем проехать все классические реки и может быть совершить несколько первопрохождений.
А потом планы пока не ясны. Конечно я хочу вернуться на Алтай. Он покорил мое сердце
своей неповторимой атмосферой силы и какой-то первозданной магии, красивейшими местами и реками, аналогов которым я еще нигде не встречал.
Фото из архива команды
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Outdoor-проект года": функциональная спортивная одежда и термобельё CRAFT