Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом

Пишет Редакция сайта, 22.11.2017 21:00

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)
От Красноярска до Архангельска по Енисею и морям Северного Ледовитого океана команда Сергея Северина прошла на надувном катамаране, рассказывая о своих приключениях в режиме онлайн-дневников.

О проекте

Экспедиция “Полстраны под парусом” проходила с 26 июня по 7 сентября 2017 года. Ее маршрут состоял из двух частей: речной - от Красноярска до устья Енисея, и морской - от Енисейского залива Карского моря до Архангельска. Общая протяженность маршрута составила 6000 км, из которых около 4000 - по морям Северного Ледовитого океана.

Полный отчет о проекте разделен на 11 дневников, последовательно описывающих прохождение маршрута и приключения участников экспедиции. Дневники готовились во время самой экспедиции и еженедельно публиковались на сайте команды и в партнерских СМИ. Это позволило передавать своим читателям самые свежие эмоции и впечатления.


Первая неделя «Полстраны под парусом»: Дыхание севера
Вторая неделя «Полстраны под парусом: В сердце тайги
Третья неделя «Полстраны под парусом»: Край вечнозеленых помидоров
Четвертая неделя «Полстраны под парусом»: Тепло Арктики
Пятая неделя «Полстраны под парусом»: Испытание морем
Шестая неделя «Полстраны под парусом»: Бросок на Амдерму
Седьмая неделя «Полстраны под парусом»: В плену океана
Восьмая неделя «Полстраны под парусом»: Граница двух морей
Девятая неделя «Полстраны под парусом»: Бескрайнее серое море
Десятая неделя «Полстраны под парусом»: Пустыня у моря
Одиннадцатая неделя «Полстраны под парусом»: Путь на юг

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Участники

- Сергей Северин - руководитель команды PLAN X Adventure Team;
- Андрей Сергеев - капитан экспедиционного катамарана;
- Артем Голубев;
- Владислав Гирба.

В интервью для Риска Сергей Северин и Артём Голубев рассказали о жажде приключений, вахтовке на судне и любимых книгах.




Как родилась идея проекта «Полстраны под парусом»?

Сергей: Мы об этом всегда спорим. Есть мнение, что идея родилась чуть ли не пять лет назад в одном совместном походе. На самом деле решение идти в парусную экспедицию по Северному Ледовитому океану возникло весьма прозаично: однажды собрались вместе, вспомнили былые приключения, да и подумали - почему бы и нет? Если замахиваться на путешествия, то на такие. Я с самого начала понимал, что этот проект станет яркой вехой в жизни и старался взять от него максимум.

Артем: Возникновение идеи, как и маршрута, стало закономерным следствием из более ранних проектов. Предпочтение в путешествиях отдавалось северу, нордическим пейзажам. Совершенно разными способами добирались до Мурманской и Архангельской областей: автостопом, велосипедами, мотоциклами, автомобилями. Но крепло желание увидеть больше, оказаться там, куда не доехать. А это по сути вся русская Арктика. С транспортом там не особо, поэтому либо воздушный - малая авиация, - либо водный. Остановились на водном – это проще и удобней, а далее стали выбирать судно.

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

В чем заключались главные трудности и прелести задуманного?

Артем: Такой маршрут, целиком, никто не проходил на судах нашего класса. На некоторые участки пути не было точных и достаточно свежих данных. С одной стороны это могло бы стать проблемой, но с другой – кто не мечтал быть первопроходцем?

Сергей: Самым сложным этапом я всегда считаю подготовку. Во-первых, идея, какой бы романтичной она не казалась поначалу, далее превращается в ощутимую ношу задач, которую надо взвалить на плечи и донести до момента старта. Наше путешествие строилось на практически автономном существовании, поэтому требовалось предусмотреть каждую мелочь, которая могла повлиять на успех предприятия. И тут подстерегает еще одна опасность - предусмотреть слишком многое. Я по натуре перестраховщик, как-то взявший в велосипедный поход 5 кг запчастей. Так и тут. На старте выяснилось, что все привезенные вещи на катамаране банально не помещаются. Пришлось раскладывать имущество по приоритетам и часть сумок отправлять транспортной компанией обратно домой. Но трудности оказались оправданы. Мы смогли учесть действительно все и на протяжении экспедиции ни в чем не нуждались.

Расскажите о своей команде. Как вы познакомились и какие совместные проекты у вас уже на счету?

Сергей: Я всегда считал, что если людям предстоит находиться в замкнутом пространстве вместе долгое время, именно коллектив станет решающим фактором успеха. В такие путешествия нужно отправляться не с профессионалами по выживанию или спортсменами, а с друзьями. Не боги горшки обжигают, научиться можно всему, кроме, пожалуй, умения уживаться вместе.

Артем: Коллектив сформировался за долгие годы общения и совместных походов. То есть мы не группа, собравшаяся на форуме, мы - старые друзья, объединенные идеями и взглядами, причем задолго до этой экспедиции.

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Как распределялись обязанности на судне? По-книжному романтично, где есть капитан, боцман, кок и т.д. или просто и лаконично, как водится у походников?

Артем: Обязанностей было две – пребывать на вахте и спать. Поскольку север не баловал нас закатами и ночной темнотой, шли мы круглосуточно, поочередно сменяясь. Конечно, если позволяла погода. Каждый за сутки успевал побыть и капитаном, и коком, и шкотовым матросом. По документам капитаном является Андрей Сергеев, но капитанскую корку он получал для того, чтоб не возникло проблем в пограничных зонах. Для порядку, так сказать.

Сергей: Главный на судне тот, кто на руле. Ему виднее, нужно ли уменьшить площадь парусности или забрать подальше в море, где волна более плавная. За счет постоянной смены вахт возглавить экипаж успел каждый. Интересно, что в самом начале мы разбились на две пары: Андрей с Владом и я с Артемом. И до самого финиша так и не поменялись напарниками. Из-за этого остальных двух участников мы видели по сути только во время перевахтовок и на берегу. А если вдруг не спалось, было очень интересно понаблюдать, как строится быт у другой вахты: как часто они пьют чай, о чем говорят, слушают ли музыку.

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Пятым членом команды можно по праву назвать ваш парусный катамаран. В чем заключаются технические особенности экспедиционного катамарана?

Артем: Главная особенность парусного катамарана с надувными корпусами – это возможность сойти практически на любой берег. Если планировалась длительная стоянка, то судно выкатывали на берег с помощью ручной лебедки и надувных катков.

Сергей: По сути это полноценная яхта, только разборная. Площадь палубы, включая внутреннее пространство выполненной из ПВХ каюты составляет 21 кв.м. - это сравнимо с размерами небольшой квартиры-студии. Пространство разделялось на три зоны: кормовую палубу, откуда осуществлялось управление, каюту и носовую сетку.

Подобные катамараны, как мне кажется - это будущее парусного туризма. Немногие могут позволить себе иметь яхту с учетом необходимости ежегодного обслуживания, оплаты стоянки и стоимости перегона до каких-либо живописных мест. С разборными парусниками все проще. Хранить такие суда можно даже в квартире (хотя удобнее, конечно, если есть гараж), обслуживания они требуют минимального, а главное - их можно доставить автомобильным, железнодорожным или даже авиатранспортом в любую точку планеты.

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Как корабль, а особенно парусник, назовешь, так он и поплывёт… А как себя вёл в экспедиции ваш «Морской слон»?

Артем: Мы были приятно удивлены как мореходностью, так и маневренностью судна. В начале пути, несмотря на перегрузку, «Морской слон» прекрасно чувствовал себя на водах Енисея. К морскому этапу припасов поубавилось, и поведение катамарана на морской волне вселяло уверенности.

Сергей: Судно мы берегли, так как на момент старта до конца не знали его возможностей. Например, я всегда старался снижать площадь парусности, когда чувствовал, что нагрузка на такелаж превышает психологически комфортные для меня пределы. И тем не менее для катамарана это было суровое испытание, которое он с честью выдержал. Даже на баллонах, в которые врезались плавучие бревна, которые сами терлись о гальку при швартовках, не оказалось ни царапины. Судно оказалось ровно таким, какое нам требовалось для этого похода.



Чем особенно запомнился речной этап экспедиции по Енисею? Какие опасности вас поджидали на пути?

Сергей: Речной этап для нас стал долгожданным отдыхом. Последний месяц перед стартом был полон бессонных ночей, беготни в попытке все успеть. Нужно было логически завершать дела на работе, передавать коллегам свои обязанности, и при этом без устали готовиться к путешествию. Потом, когда мы уже прилетели в точку старта, в Красноярск, нам предстояла еще неделя сборки и погрузки катамарана. После тяжелого труда на 30-градусной жаре наконец отдать швартовы и пуститься в плавание было истинным наслаждением. Поэтому весь Енисей мы отдыхали, купались и настраивались на серьезные испытания морем.

Артем: На Енисее, как впрочем и на всем пути, больше всего запомнились люди. Простые и честные сибиряки, с открытой душой и добрым сердцем. Нам повально предлагали помощь, рыбу, припасы. Каждая лодка, в поле зрения которой мы попадали, меняла курс и через время очередные улыбчивые и бородатые рыбаки угрожали нам рыбой и предлагали как угодно подсобить.


Вы больше шли на моторе или под парусом?

Сергей: Нас многие спрашивали: зачем в парусной экспедиции мотор? На самом деле, это такой же элемент безопасности, как, например, спутниковая связь. Заходить в устья рек через рушащиеся прибойные волны, которые стремятся поставить судно боком, под парусом зачастую просто опасно. Мотор снижает риски. И на длинных переходах, когда до ближайшего берега может быть 50 км, а совсем скоро погода начнет портиться, хочется прибавить скорости. Поэтому примерно треть пути мы прошли только под парусами, треть - в комбинированном режиме, и треть - под мотором (в основном на речном этапе, когда было много безветренных дней).

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Выходя в открытое море, неизбежно становишься суеверным. Это так?

Артем Голубев: Суеверным – нет. По крайней мере я говорю за себя. Становишься более внимательным. Ведь когда вокруг на многие километры холодная вода, любая ошибка может стоить очень дорого. Но со временем привыкаешь думать сразу о большом количестве важных вещей и, например, выходя на вахту, рефлекторно, бубня под нос песенку, проверяешь такелаж, узлы, давление в баллонах и прочее.

Сергей Северин: Становишься осторожнее. Когда мы вышли из устья Енисея в Карское море, мне сразу стало ясно - шутки кончились. Теперь каждое решение должно быть осмысленным и взвешенным. Уходит бравада, потому что она может помочь только в какой-то локальной ситуации. Два месяца в море на одной браваде не проведешь - обязательно сделаешь ошибку.



Насколько благосклонно приняла вас морская стихия?

Артем: Почти все, кто встречался нам на пути, в один голос заявляли: вы - сумасшедшие! И на каждом из этапов нас пугали этапом следующим: на Енисее – Карским морем, в Карском – проливом Югорский шар, в Варнеке – Баренцевым морем, в Баренцевом – Каниным носом и сложными условиям вокруг полуострова, а за Каниным – горлом Белого моря и мелями на подходах к Архангельску. Но нам несказанно везло. Мы проскакивали губы, пережидали шторма, находили укрытия. В общем я склонен полагать, седой Посейдон был рад нашему визиту и не пытался заставить нас задержаться.

Сергей: У меня до сих пор есть ощущение, что маршрут нам дался легче, чем должен был. И уж точно легче, чем мы рассчитывали. В по-настоящему опасную ситуацию мы попали всего лишь раз, да и тот из-за неверного трактования прогноза погоды.

Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

На протяжении всего путешествия вы вели онлайн-дневник, в котором очень художественно описывали всё то, что с вами происходит на воде и на суше. Какими авторами и произведениями вы вдохновлялись, и, может быть, вспоминали во время экспедиции?

Артем: Нансен, Смуул, Арсеньев, Обручев, Пикуль.

Сергей: Для любителей Арктики обязателен к прочтению Олег Куваев, автор знаменитого и недавно экранизированного романа “Территория”. Также большое влияние на творчество оказало исторически-мистическое произведение Дэна Симмонса “Террор”.

По чему вы особенно скучаете после завершения проекта?

Артем: По мерному плеску воды и шуму ветра, по этой мелодии, в которой нет места гулу машин, гудкам заводов и крикам озлобленных на суету и грохот людей.

Сергей: По ощущению, что понятия цели и мечты могут совпадать и на деле оказываются вполне достижимы. Реализуя такие проекты, понимаешь, что не сможешь в будущем делать что-то посредственное. Придется прыгать выше головы и отправляться в еще более авантюрные и сложные экспедиции. Планы уже есть.


Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Фото из архива экспедиции
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц


Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Всё о Хрустальном пике - на сайте премии

Учредитель премии: Risk.ru

Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

Партнер номинации "Outdoor-проект года": функциональная спортивная одежда и термобельё CRAFT
Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. Полстраны под парусом (Вода, премия, горы, номинация, мы в обществе, катамаран)

75


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru