Хрустальный пик-2017. Лучший поход. Соло на лыжах по плато Путорана
Андрей Подкорытов в одиночку прошёл 14-дневный лыжный поход по плато Путорана, наблюдая ледопады, каньоны и даже северное сияние!
О походе
Нитка активной части: база Бунисяк (восточная часть оз. Лама) – р. Векхикай – верховья р. Хойси – вдп. 67м на притоке р. Омутканен – вдп. 76м на притоке оз. Собачье – вдп.55м на притоке р.Хикикаль – верховья р.Хикикаль – верховья реки Ср. Хикикаль – верховья р. Хикикаль – верховья р. Хойси – р. Хойси – База Бунисяк.
Заброска от Норильска до базы Бунисяк (4.5часа), а также обратная выброска в Норильск (5 часов) - снегоходом.
Количество ходовых дней: с 14 по 28 апреля (14 дней, 14 ночей)
Километраж активной части маршрута: 175 км (по треку навигатора, без применения коэффициентов).
Андрей Подкорытов о маршруте
Мне хотелось расширить сезонность и посмотреть плато в зимних условиях. Нитка была запланирована скромной, без подвигов, маршрут кольцевой. Начало и окончание - база на берегу озера Лама, куда можно добраться на снегоходах. Зимой на плато не обойтись без ночёвок выше зоны леса, это довольно специфичные условия для одиночного похода, поэтому маршрут был запланирован несложный и не очень протяжённый.
Одиночный трёхнедельный поход по плато Путорана 2015
Одиночный 30-дневный пеше-водный поход по плато Путорана 2016
Одиночный лыжный поход по плато Путорана 2017
Одиночный пеше-водный поход по плато Путорана 2017
Маршрут был проложен через некоторые из наиболее высоких и интересных водопадов и каньонов западной части плато. Из водопадов (ледопадов) удалось как-то отснять несколько высоких, обозначенных на топографической карте Генштаба (вдп.67 на притоке р.Омутканен, вдп.76 на притоке оз.Собачье, вдп.55 на притоке р.Хикикаль, вдп.64 в верховьях р.Хикикаль) и ряд других, не показанных на картах. Отдельным пунктом в планах был непоказанный на карте небольшой водопад, с которым дружу с 2013 года. У вдп.64 в верховьях р.Хикикаль гостил уже четвёртый раз.
Наиболее яркие впечатления - это северное сияние над головой во время движения по плато на лыжах однажды ночью, а также грандиозные ледопады (60-70 м) и каньоны в разную погоду. В целом, градус отрыва башки от одиночного пребывания в таких местах ещё сильнее, чем летом, т.к. зимой там ну совсем нет людей (летом в западной части плато всё же довольно людно).
Андрей Подкорытов рассказал в интервью для Риска о волчьих следах, эгоизме фотографа и манящей красоте зимнего плато Путорана.
Андрей, это уже твой пятый, учитывая апрельский и летний пеше-водный, визит плато Путорана – чем же тебя оно так притягивает?
- Вряд ли это можно объяснить. Люди разные. Кому-то – бунгало и песочек, другим – европейская архитектура, третьим – поездки на квадроциклах и шашлыки, четвёртым – высокие горы и так далее. Мне интересно плато, оно очень непростое: это и про спорт, и про фотографию, и про дикую природу, и про историю, и про эзотерику и т.д. Голова там работает по-другому. Плато Путорана огромное,
надо полжизни, чтобы внятно и целиком его посмотреть.
Другие горные районы не отрицаю, интересно везде, периодически вписываюсь в новые места. С момента первого похода на плато (2013) был в групповых походах на Приполярном и Южном Урале, в Заполярной Швеции и на Северо-восточном Алтае. Знакомые туристы по-прежнему зовут, каждый раз – непростой выбор.
Какие задачи ты ставил перед собой в этот раз?
- Задачи были довольно скромные. Хотелось посмотреть плато в зимнем формате, понять зимнюю специфику. По возможности хотелось увидеть высокие водопады, которые уже видел в летнее время. Поскольку условия сильно нетипичные (много ночёвок выше зоны леса), нужно было сделать что-то пробное, с опорой на базу, без длинной линейной части. Также хотелось проверить состояние и возможности после обморожений 2016-го года.
Насколько трудоёмкой оказалась подготовка к походу? Чем ты руководствовался при выборе маршрута?
- Подготовка – примерно как и с летними маршрутами. Лыжных отчётов по плато Путорана крайне мало, при этом подбор снаряжения становится гораздо более критичен, чем летом. Организация заброски и выброски в апреле сложнее и дороже. Выбор маршрута не очень заморочен, т.к. заброска и выброска могут быть в ограниченное число мест. Вертолёт возможен, но это уже совсем другой бюджет. В итоге, выбор маршрута сводился к выбору того или иного кольца от базы, до которой можно добраться снегоходом.
Плато Путорана тебе хорошо знакомо летом, но помогло ли это в апреле? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Помогло знание рельефа западной части. Трудности – поиск мест ночёвок, подлип и тропёжка в оттепель после снегопада, мокрая наледь, некоторые поломки и желание хорошо снять водопады. В апреле световой день уже довольно длинный, интересный свет только ранним утром и на закате. С погодой всё сложилось не очень удачно, снегопад, пурга, видимости часто не было, а палатка обычно стояла довольно далеко от интересных объектов. Режим сна рушится, хочется быть в интересных точках в правильное время, но нужно двигаться по маршруту и ещё иногда спать.
Почему именно соло?
- В спортивных походах с группой практически отсутствует возможность реализовать свои интересы. Строгий график, норма километража, личным интересам места обычно нет. Вряд ли кто-то готов разделить желание просидеть у ледопада лишний день только потому, что ледопад красивый и есть маленький шанс интересного заката.
Ну, и присутствует, наверное, некоторый эгоизм. Например, в рамках популярных сегодня фототуров 10 человек привозят в какое-нибудь супер-место (снимать лошадей Камарга, поля в Тоскане, фьорды в Лофотенах или горы в Патагонии). Все снимают по-разному, но видят все одно и то же. Если на пальцах – всё как бы делится на всех присутствующих. Когда ты один находишься в месте, где за сезон бывает пара-тройка человек, это совсем другое. И закат на фоне озера Аян в самом центре плато Путорана становится уникальным, никто и никогда его такого больше не увидит, тебе достаётся всё. Куда интереснее даже просто увидеть что-то уникальное одному, а не приходить гуськом в интересные, но миллион раз снятые и исхоженные места (фототуры) либо пробегать бегом мимо обалденных мест и ставить палатку/рубить дрова/дежурить по кухне, когда закат в полнеба (групповые походы).
Бытует мнение, что даже в одиночном походе ты не остаёшься абсолютно один. Ты согласен?
- Смотря, что имеется в виду. Конечно, сегодня западная часть плато Путорана, даже зимой – это уже не такой отрыв от цивилизации, как, например, центральная часть Таймыра. По некоторым озёрам и рекам на снегоходах ездят рыбаки и туристы. И всё же после подъёма на плато оказываешься в другом мире, где нет чужой лыжни, нет следов снегохода, нет типовых мест для ночёвки. Сохраняется ниточка на большую землю через спутниковую связь и метки трекера на карте, которые смотрит связной в нескольких часовых поясах и тысячах километров от тебя. Остальное – где ночевать, каким склоном спускаться в каньон, можно ли идти через перевал, как быть с пургой и прочее (всё как в любом походе, ничего нового) – это всё надо решать одному. Получается целая маленькая жизнь, все аспекты которой полностью находятся в твоих руках.
Как ты выбирал места для ночевки и боролся с минусовой температурой?
- Старался использовать рельеф местности для защиты от ветра. Снежные наддувы, скрытые ниши возле скал или просто выкапывал площадку рядом с надёжной стенкой. Где защиты не хватало, строил стенку из снежных блоков. Для разнообразия придумал соревнование среди ночёвок за звание самой комфортной. На месте победившей ночёвки хотелось остаться жить. Правильное снаряжение и одежда позволяют бороться с минусом.
Ночные холода, нестабильная погода, следы полярного волка, труднодоступность для помощи извне – тревожные мысли часто посещали? Что помогало тебе справиться с ними?
- Не готов ответить про эмоции и мысли на плато. Что касается остальных перечисленных моментов – они серьёзны, но вполне прогнозируемы и преодолимы. Холода были далеки от лютых, просто не совсем характерны для апреля на плато, по снаряжению был готов. Нестабильная погода вносит свои коррективы в график движения и самочувствие, меняет планы. Труднодоступность помощи – изначальный основной момент, с учётом которого планировалось всё. А следы волка вообще не связаны с опасностью, т.к. даже просто увидеть на плато волка – это большая удача, человек для него не добыча.
Расскажи об основных препятствиях, которые тебе предстояло преодолеть. Какие из них запомнились больше всего?
- Были неудобства, связанные с мокрой наледью, с подлипом от свежевыпавшего снега и дневной оттепели, с полным отсутствием видимости в пургу. Также, как и летом, краеугольный камень плато – это подъём на плато и спуск с него. Склоны могут быть задумчивыми, днём хорошо светит солнце, надо помнить о лавинной опасности.
Запомнилась наледь в последний день маршрута – шёл по льду в каньоне с отвесными стенами, солнце начало припекать и наледь начала проваливаться. Деваться было уже некуда, обойти нельзя, через полдня должен был быть уже в конечной точке на базе, поэтому шёл напрямик, проваливался в воду сантиметров на 30, санки-волокуши просто плыли за мной по воде. Если бы маршрут на этом не заканчивался, это было бы серьёзной проблемой, которую пришлось бы решать.
Какие особенности лыжного туризма на плато Путорана ты бы отметил?
- В пеше-водном формате путоранский опыт перевалил за 1500 км, готов делиться, люди обращаются при планировании – стараюсь помочь советом или материалами. Лыжный опыт на плато куда скромнее – не считаю свой двухнедельный поход достаточным, чтобы что-то отмечать, да и сольный формат всё же отличается от типичного лыжного туризма. В 2010 году по западной части плато была пройдена сильная лыжная 5-ка под руководством К.Бекетова, в его отчёте приведён прекрасный анализ лыжных особенностей плато Путорана. Рекомендую к ознакомлению.
Чему стоит уделить особое внимание?
- Следует как можно раньше начинать откладывать деньги на снегоходную заброску :)
Как ты восстанавливался после похода и как быстро вернулся в привычный ритм?
- Это был далеко не первый одиночный поход с нагрузками выше среднего, поэтому все последствия уже примерно знакомы. С каждым походом отходняк всё привычнее и спокойнее. Ранее по выходу обычно набрасывался на углеводы, а в апреле открыл для себя северную кухню – оленину в различных видах и сёмгу (2 дня ждал вылет в Норильске). Потерянные килограммы на таком питании возвращаются обратно буквально за 1-2 дня. Но упадок сил, конечно, сохраняется значительно дольше. Восстановление плавное, точных сроков указать не могу. Думаю, ничего соревновательного в течение месяца после похода делать не стоит.
Есть ли жизнь после плато Путорана?
- Жизнь есть как на самом плато, так и после него. После плато Путорана она приобретает дополнительные яркие краски!
Фото из архива Андрея Подкорытова
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Лучший поход": компания СпортМарафон