Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года.Трансарктическая кайт-экспедиция
Команда Кирилла Корабельникова задумала пройти за 5 весенних сезонов от Архангельской области до Берингова пролива по тундровой части России под кайтами, используя только силу ветра. За три сезона ребята преодолели уже более 3600 километров! В этом году очень ярко прошел третий этап проекта: Норильск-Тикси.
О проекте
Трансарктическая кайт-экспедиция – полностью автономный малобюджетный проект. Задача – пройти за 5 весенних сезона от Архангельской области до Берингова пролива по тундровой части России под кайтами, используя только силу ветра. Без посторонней помощи и использования механических транспортных средств.
На данный момент экспедиция прошла от Архангелской области до Тикси за 3 сезона 2015 - 2017 годов, преодолев более 3600 км.
Проект разработан и осуществляется на личные средства энтузиастами из разных городов России, неравнодушных к Русскому Северу и романтике и традициям полярных путешествий.
1 этап:
- Трансарктическая кайт-экспедиция. Краткий технический отчет первого этапа. Мезень - Воркута.
- Трансарктическая кайт-экспедиция. Лирический отчет Дмитрия Смурова.
- Трансарктическая кайт-экспедиция. Обратная сторона медали. Второй вариант отчета Дмитрия Смурова.
2 этап:
- Второй этап Трансарктической кайт-экспедиции. Воркута-Дудинка. 1050 км.
3 этап:
- Трансарктическая кайт-экспедиция. Третий этап. Норильск-Тикси. Текст Дмитрия Смурова.
О третьем этапе проекта
Нитка маршрута: Норильск – оз. Пясино – р. Дудыпта – оз. Лобаз – р. Хатанга – р. Попинай – р. Анабар – пос. Саскылых- р. Оленек – хр. Чикановского – р. Лена – Тикси.
Протяженность: 1600 км.
Ходовых дней: 35.
Участники
Руководитель - Корабельников Кирилл, Санкт-Петербург. Кайтовый опыт – с 2000 г. Бронзовый призер гонки Транс-Онего-2014 и 2012. Победитель гонки «8 ветров- 2014», Воркута. Многократный участник многодневных кайтовых гонок и походов. Мастер спорта по альпинизму. Инструктор альпинизма.
Смуров Дмитрий, Санкт-Петербург. Кайтовый опыт – с 2010 г. Бронзовый призер гонки Транс-Онего-2014.Многократный участник многодневных кайтовых гонок и походов. Опыт лыжных и пеших горных, водных и парусных походов с 1990 года.
Тепло рассказать о полярном ветре, безлюдной тундре и ежегодной многодневной кайт-экспедиции Кирилл и Дмитрий могут как никто другой! В этом вы точно убедитесь, прочитав интервью для Риска!
С чего начинается любое полярное путешествие?
Дмитрий: Мне кажется, что любые путешествия такого рода, в том числе и полярные, начинаются с мечты. Для меня наша экспедиция стала воплощением духа романтики из книг Джека Лондона и Жюля Верна, которыми я зачитывался в юности. Паруса, бескрайние снежные и водные просторы... Кайты, российское заполярье... Невелика разница. Все остальное - технические моменты.
Кирилл: Когда в далеком 2000 году ко мне в руки попал кайт, я воспринимал его как средство для путешествий. Да, грезились полюса, Гренландия, Великие озера, но тогда в приоритете были горы. К 2015 году были совершены многочисленные локальные кайт-походы, в основном, широтного направления. А идея большого меридианального проекта витала в воздухе: если бы не мы, кто-то другой поставил бы себе такую задачу! Так появилась красивая цель. Это как в альпинизме: смотришь на стену - и волосы поднимаются дыбом от красоты и сложности возможной директиссимы. Вот примерно так было и у нас...
Поменялся ли список снаряжения, экипировка, лыжи, сани и сами кайты в этом году?
Дмитрий: Списочное снаряжение осталось прежним. Предыдущий этап "Воркута - Дудинка" не выявил в нем каких-либо серьезных недостатков. Разве что сменили палатку, но это произошло из-за уменьшения количества участников. А вот износ оборудования происходит. Кайты вырабатывают свой ресурс, что и не удивительно: не год и не два служат они верой и правдой. Для штормовиков этот сезон был, пожалуй, последним, да и состояние средних кайтов тоже на грани приемлемого. Большие, самые новые, еще держатся. Пришлось частично сменить лыжи на санях.
Кирилл: Конечно! Поменялись, в основном, сани. Именно сани – самая важная часть снаряжения. Про лыжи, кайты, палатки и горелки мы знали достаточно, а вот сани… Первые варианты были сделаны в прямом смысле из раскладушки. Сломанные элементы заменялись подобранными по кривизне березами, к финишу этапа внедренных элементов было больше, чем исходных (улыбается). Основное принципиальное изменение – конструкция не должна быль абсолютно жесткой, всё должно немного играть. Например, в болтовые соединения достаточно вставить толстые резиновые прокладки – и нагрузки от вибрации и ударные распределяются равномерно на все элементы.
Вы не боитесь, что можете психологически устать от ежегодных продолжительных экспедиций? Не превращается ли приключение в рутину?
Кирилл: Для меня однозначно нет. Шило в заднице все равно не позволит сидеть на попе ровно :) Вот гималайские экспедиции тоже весьма продолжительны, наверное, любой гималаец в ответ только плечами пожмет. К тому же построение нитки маршрута – каждые раз новая интересная задача. Мы изучаем карты, спутниковые снимки, фотографии, заносим точки в навигатор – детализируем маршрут так, что на сложных участках рельефа между точками может быть несколько сот метров.
Дмитрий: Отнюдь, отнюдь! По крайней мере на данном этапе никакой рутины не чувствуется. Новые дороги, новые обстоятельства, новые задачи, новые впечатления... Нас настойчиво тянет дальше, мечта еще не воплотилась!
Маршрут по сравнению с предыдущими увеличился чуть больше, чем в полтора раза - 1600 км против 1000, да и по дням разница ощутима – 36 дней против 17. С чем это связано?
Дмитрий: Увеличение маршрута по сравнению с предыдущим этапом вызвано, с одной стороны, логикой общеэкспедиционного маршрута - мы ориентируемся на крупные населенные пункты с аэродромами, где удобнее стартовать и финишировать, а с другой - подкрепляется накопленным опытом и стремлением его еще больше расширить: узнать, каково это пройти еще 500 км после уже пройденной 1000. Как поведет себя снаряжение, как поведем себя мы?
Тут надо отметить, что мы очень ветрозависимы, ветер - это наше все: наша надежда и опора, наш движитель. Мы - как большие парусные корабли. Есть нужный ветер, идем, нет - стоим. Столь продолжительные северо-восточные ветра крайне не характерны для этой местности. Мы были вынуждены бОльшую часть маршрута идти на встречных ветрах, что, безусловно, нас сильно замедлило. Удавалось пройти в среднем по 45 км в день против 65 прошлогодних. Однажды мы четверо суток не могли тронутся с места - была пурга. В этих неблагоприятных условиях нам пришлось пройти сложный рельеф - страну озер с высокими обрывистыми берегами, небольшой горный хребет и пески в дельте Лены. Несколько дней штилевали. Так понемногу и накопилась лишняя неделька.
Как на экспедицию повлиял тот факт, что на этот раз вас было только двое? А на вас самих?
Кирилл: Кайтинг – индивидуальная штука. Несмотря на постоянный визуальный контакт, каждый предоставлен сам себе – самому приходится справляться с нагрузками, неуверенностью, иногда и страхом. Никто не крикнет «страховка готова». Тем радостней встреча с напарником вечером, обмен шутками и прибаутками о прошедшем дне и о грядущих перспективах.
Дмитрий: Принципиально не повлияло никак. Было жаль, что наш друг не смог поехать с нами, что мы лишились его общества, что он лишился этих впечатлений... Технически же мы готовы были пройти этот маршрут и втроем, и вдвоем. Практика показала, что и психологически мы тоже к этому были готовы.
Для успеха экспедиции вам приходилось быть на одной волне с самой тундрой! Насколько плодотворными стали эти отношения на третьем этапе? Как часто удавалось поймать «тот самый ветер»?
Кирилл: А нам любой ветер, позволяющий передвигаться – тот самый! Мы только упражняемся в использовании ветра. Иногда лучше, иногда хуже, но мы стараемся.
Дмитрий: Думаю, что со своей стороны мы смогли использовать все технические возможности к передвижению. Была и борьба с застругами, и "ежики в тумане" на горном рельефе, и глиссирование по пухлому искрящемуся снегу в окружении радуг... Тундра не поскупилась одарить нас новыми впечатлениями.
Какую максимальную скорость вам удавалось набрать? Сколько километров вы могли пройти за раз при благоприятных условиях?
Дмитрий: Если мне не изменяет память, то на озере мы разогнались километров до 45 в час. Крейсерской же, думаю, можно считать скорость около 20-25 км/ч. Надо учитывать, что сзади едут и прыгают сани килограмм шестидесяти полезного веса, и каждый их неаккуратный маневр может обойтись очень дорого. Рекорд по протяженности дневного перехода был нами поставлен на второй день - 180 км. Старт был вдохновляющим, но потом ветра сменили направление и все вышло так, как вышло.
Кирилл: Насколько я помню, скорость на некоторых спусках немного не доходила до 60 км/ч.
А как вы справлялись с безветрием? Что делали в таком случае?
Кирилл: Прекрасно справлялись. Отдыхали. Что может быть лучше незапланированного отдыха? Только очень длинный переход с попутным ветром.
Дмитрий: Как справлялись? Да никак! Сидели и ждали... Загорали, чаи гоняли, гуляли по окрестностям... Мне кажется, что умение ждать - неотъемлемая черта характера людей, готовых поставить себя в прямую зависимость от погодных условий. Хотя... это качество может и не проявляться в повседневной жизни. Смотря чего ждать.
С какими ещё трудностями пришлось столкнуться?
Дмитрий: Обычные трудности не воспринимаются как трудности. Это образ существования, если угодно. Новыми же для нас были горный рельеф и пески в дельте Лены. Причем пески в таком объёме явились для нас полной неожиданностью. Ехать по ним было принципиально невозможно - это все равно как скользить по наждачной бумаге. Приходилось искать обходные пути. Ну и еще не сталкивались в этой экспедиции с такими низкими температурами - водка замерзала.
Кирилл: Пожалуй, основная трудность – психологическая, когда понимаешь, что скорость передвижения невысока, а ресурсы тают из-за безветрия и пурги. Когда раскладку на 10 дней перепаковываешь на 15. А ветер всё такой же встречный, а рельеф все такой же тяжелый для прохождения. И начинаешь подумывать о вариантах эвакуации, если ресурсы закончатся раньше, чем маршрут.
Помогал ли опыт предыдущих этапов?
Дмитрий: А как же? Куда же без него?! Все что мы делаем, так или иначе делаем на основе предыдущего опыта.
Кирилл: Можно сказать, что помогал весь опыт предыдущей жизни. И восхождения, и походы и просто дружеские посиделки за рюмкой чая – все в плюс.
Складывались ли такие ситуации, при которых вы не исключали возможность схода с маршрута или его капитального пересмотра?
Дмитрий: Да, в этот раз такие ситуации возникали и мысли об этом были. При сильных морозах подмерзали ноги в горнолыжных ботинках. Химические грелки помогли решить этот вопрос. Несколько пошатнулось было здоровье у Кирилла, но он справился. Еще одной причиной для волнений была временнАя задержка. Но мы вовремя сделали крюк к Саскылаху, где запаслись продуктами еще на 5 дней и, почувствовав себя увереннее, продолжили движение на Тикси.
Какие моменты кайт-экспедиции вам особенно дороги?
Дмитрий: Лично для меня - это моменты встречи с природой. Такое в городах не увидишь... Это и оленьи стада, и встреча с песцом на ходах, и ночное знакомство с леммингом, и дневная солнечно-радужная мистерия... А еще - встречи с совершенно незнакомыми людьми, живущими мало знакомой жизнью. Это всегда как новая интересная книга... Это вынимает тебя из твоего обжитого уютного кокона и показывает, что за его границами есть бескрайние пространства где, о чудо, тоже живут люди. Похожие на тебя и не очень.
Кирилл: Встреча с мечтой. Из детства, из книг и фильмов. Земля Санникова. Два капитана. Территория. Эти названия… «Нью-Игарка, мадам, Лос-Дудинка, иностранный поселок ТиксИ». Казалось, там живут какие-то другие люди, совсем непохожие на нас, лучше, чище… И вдруг – мы здесь, среди них!
Фото из архива экспедиции
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Всё о Хрустальном пике - на сайте премии
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Outdoor-проект года": функциональная спортивная одежда и термобельё CRAFT