Хрустальный пик-2017. Лучший поход. Одиночный поход "На краю Ойкумены"
Сергей Серый, вспоминая рассказы Джека Лондона, выбрал для своего путешествия Срединный хребет и за 45 дней совершил поход, которым будет гордиться всю жизнь.
Вместо эпиграфа
Я отправился на восток через Скалистые Горы к Большому Невольничьему озеру. На севере Скалистые Горы не просто горный кряж: это рубеж, стена, за которую не проникнешь. Именно потому, что это считалось трудным делом, я и взялся за него. Таким переходом мог гордиться любой. Я и сейчас горжусь им больше, чем всем, сделанным мною в жизни.
«Рождённая в ночи» Джек Лондон
Дата проведения: 2 августа – 16 сентября 2017 года (45 дней)
Протяжённость маршрута: 423 км (422,54 км)
Перепад высот (спуск-подъём): 25 км (24,86 км)
Стартовый вес рюкзака: 47 кг.
Одиночное автономное 45-дневное путешествие по северу Камчатки «На краю Ойкумены».
Сергей Серый о маршруте
Достаточно посмотреть на карту Камчатки, чтобы сразу выделить особо привлекательные места для путешествия. Одно из таких мест – Срединный хребет.
Стартовал я 2-го августа, в 18-30, от моста через речку Анавгай. Ходовое время первого дня – 2 часа 10 минут, на свежачка прошёл 12 км (Хех, в день-то ВДВ), и в 21-05 встал на свой первый камчатский ночлег. Первые впечатления не остудили мой пыл, хотя эти ощущения давали мне отдых только ночью, в палатке. Я говорю про мошкару (белоножку, гнус и комаров). Её было не просто много. По свидетельству местных жителей мошкары в этом году было катастрофически много, в чём я лично и убедился. Каждый вечер, несмотря на мою оперативность и суперскорость залезания в палатку, со мной умудрялись втиснуться в жилище парочка сотен нахлебников. Я лелеял надежду, что в горах мошка исчезнет или, хотя бы, её будет гораздо меньше. Ошибка, непредвиденное ошибочное суждение – количество мошкары заметно стало снижаться только через 4 недели.
Сложными участками, естественно, были спуски-подъёмы при переходе через каньоны. Резко снижалась скорость при прохождении вулканических плато, усеянных «скульптурными композициями» из лавы и вулканическими ямами и рвами различной длины, глубины и ширины.
Ещё вспоминаю 28 августа, когда я рванул в образовавшееся окно ясной погоды на перевал, и за 1,5 часа хода набрал 425 метров высоты. И такое бывает.
О природе
В своё время я запоем прочитал фантастический роман Роберта Хайнлайна «Туннель в небе». В основу произведения положен закон природы – мир является отражением твоей души. И если агрессия отсутствует в твоей сущности, то никто к тебе и не будет проявлять агрессию. Все 45 дней моего путешествия были подтверждением этого закона.
Как бы мне тяжело не было, если на пути попадался участок занятый распустившимися цветами, то я обходил такой участок. Этим ярким огонькам надо за один месяц вырасти, опылиться, дать семена. Зачем же им мешать?
Об экстремальных случаях
Дожди, броды через реки, мошкара – это ожидалось. А вот с сильным встречным ветром, который по ровной поверхности давал пройти с огромным напряжением всего 700-800 метров за час, я не рассчитывал постоянно общаться. А пришлось. Озёра Глубокое и Междусопочное, перевалы через Срединный хребет (в разных местах), выход на ледник Слюнина. Ледник Слюнина приготовил мне ещё один подарок – большой слой воды под снегом. Чтобы не поморозить ноги, пришлось сваливать с ледника на западный склон хребта.
Самым непонятным пунктом в походе стало для меня 8 сентября, 38 день похода. В 11-35 что-то щёлкнуло в правой голени и мне стало больно наступать на ногу. Первая моя реакция – слишком громкий для Камчатки крик: «Нет!!!», так мне не хотелось завершать поход. Затем сразу пришло осознание разобраться в создавшейся ситуации. Выбрал местечко, снял рюкзак, присел и начал осмотр голени. Переломов не наблюдалось, в спокойном состоянии нога не тревожила. Перетянул эластичным бинтом голень, и потихоньку пошёл вперёд, на север. До обеда шёл час. После обеда прошёл 2 часа 55 минут. Сразу же жёстко обломал попытки ума манипулировать мной – чётко проговорил вслух, что контрольный срок похода истекает в 12 часов 22 сентября. До этого срока и будем идти. Так что надо побыстрей вылечить растянутые мышцы, а иначе придётся идти с больной ногой. И после такой установки дело пошло на поправку. Шёл чуть медленнее, однако ещё неделю продержался.
В заключение мне хочется вспомнить Винни Пациенца, одного из самых выдающихся чемпионов по боксу. Его карьера была на пике, когда в его судьбу вмешалась страшная авария. Винни вернулся на ринг и стал чемпионом. А в интервью он сказал: «Всё просто. Если говорят, что ты что-то не можешь, сделай это и всё. И ты поймёшь, что всё очень просто».
На вопросы о Камчатке, одиночестве и чувстве юмора Сергей Серый ответил в интервью для Риска.
Сергей, расскажите о своём маршруте и его основной идее. Он с самого начала рассматривался как соло-поход? Почему?
- Райнхольд Месснер в своё время сказал, что каждому мужчине необходимо, хотя бы один раз в несколько лет, испытывать себя на прочность. Полностью согласен. Если ты родился мужчиной, то твоё предназначение постоянно испытывать себя на прочность. И это не одноразовая акция, а образ жизни с первого и до последнего вздоха.
Лозунгом моего путешествия можно считать рассказ Джека Лондона «Рождённая в ночи». Разные истории про двух, не знающих друг друга людей. Людей, которые предпочли расстаться с тёплым, нагретым местом и уйти в неизвестность, в пугающее будущее. Однако будущее щедро вознаградило смельчаков. Я тоже был награждён за своё путешествие, однако, только через 106 лет после написания рассказа. И не золотым песком, а ощущением счастья и единения с природой.
Одиночный поход – это всегда философия. В чем заключается ваша?
Первое. Мир является отражением твоей души. Вопрос «зачем ты это делаешь?» - один из ключевых в любых сферах нашей жизни, будь то альпинизм, кулинарное искусство, педагогика или создание семьи. А природа отзеркалила моё состояние.
Второе. Здесь я расскажу притчу.
Однажды у дверей королевского дворца появился нищий суфий. Никто не посмел остановить его, когда он направился прямо к трону, на котором восседал Ибрагим бен-Адам.
— Что тебе нужно? — спросил король.
— Место на ночлег в караван-сарае.
— Это не караван-сарай, это мой дворец.
— Могу ли узнать, кто владел этим дворцом до тебя?
— Мой отец. Но его уже нет в живых.
— А кто здесь хозяйничал до него?
— Мой дед. Он тоже умер.
— Так это место, где люди останавливаются на короткое время, чтобы поутру продолжить свой путь... я не расслышал, по-моему, ты сказал, что это не караван-сарай.
Смысл этой притчи – Мы все находимся в зале ожидания! И чтобы ценить жизнь, ценить каждую секунду нашей жизни, необходимо знать, что время для осуществления наших целей-мечтаний ограничено. И если квартиру, машину, дачу, etc ты сможешь купить, то время не купишь ни за какие деньги. Когда ты знаешь, что ты бессмертная Душа, а твоя жизнь в физическом теле ограничена по времени, то у тебя пропадает страх смерти, и ты начинаешь жить полноценной, насыщенной счастьем Жизнью. У меня во время похода даже мысли типа «а вдруг что-то случится?» не возникало. Некогда было. Я просто был счастлив, что моя мечта исполняется.
Нитка была определена с самого начала или планы менялись по ходу маршрута?
- Маршрут был готов уже давно. Однако на местности две вещи скорректировали план похода – мошкара и непогода. Мошкара сопровождала меня даже на ледниках. А проходить крутые и технически сложные участки снежного и ледового рельефа по новой схеме – безопасно идти и отгонять от себя мошкару – я ещё не научился. Естественно, физиономия моя немного опухла от укусов летающих меньших братьев. Да и не только физиономия. Перед сном я смазывал «Спасателем» все укусы белоножки, то есть, почти всё тело!
Однако мошкара не могла лишить меня удовольствия каждый вечер отмечать на карте пройденный маршрут и осознавать, что движение вперёд-то есть! Укусы на фоне счастья путешествия как-то нивелировались.
Кто помогал вам с «большой земли»?
- Олег Викторович Кириченко. Он в туризме с 1987 года. Этот поход по Камчатке был уже не первой нашей совместной работой по организации похода. Четкая организация связи, в том числе и спутниковой, геотрекинг и обмен сообщениями в реальном времени, постоянное информирование ПСО и МЧС о ходе экспедиции стали уже естественным, обычным явлением.
Ещё хочу добавить - я очень благодарен Фёдору Фарберову и Рае Сагитовой за информационную поддержку.
С МЧС и ПСО контакты налажены? Вы вызывали экстренную эвакуацию?
- В МЧС Камчатской области я зарегистрировался за несколько дней до прилёта на Камчатку. Передал Олегу все координаты МЧС. Работники МЧС определили контрольный срок сообщения о завершении моего маршрута – 12 часов 22 сентября. И всё.
Вертолёт вызвать всё же пришлось. 13, 14 и 15 сентября шёл обильный мокрый снег. Вечером 15-го сентября я запросил у Олега погоду. Ответ: «16-го сентября небольшое прояснение, а затем проливные дожди». И это в 50 километрах и 6 днях хода до финиша, пройдя 45 дней. Просто эти 50 км пути засыпаны снегом, газа и крупы осталось на пару готовок. Полночи я принимал решение. Понял, что в плохую погоду, дней через 10, мне точно понадобится срочная эвакуация.
Камчатка – не самое благоприятное место для путешественников-одиночек, это факт: капризный климат, непредсказуемая погода, коварный рельеф, «кусачая» флора и фауна… Настоящее испытание на прочность?
- Это действительно настоящее испытание на прочность. Ведь ты постоянно находишься с одним человеком, которого никак не обманешь – с самим собой. Это самое главное испытание.
А прошло ли эту проверку ваше снаряжение?
- Да, это была потрясающая проверка ВСЕГО снаряжения, аппаратуры и одежды. На 5 день, при переправе, я был сбит потоком с ног (секунд 10 находился в воде), однако этого хватило, чтобы мой фотоаппарат Panasonic FZ-47 перестал функционировать. С 12-го дня начали ломаться дуги у палатки – 3 поломки на обоих дугах. На 13 день приказали долго жить трекинговые палки. Штаны и куртка GORETEX с каждым днём приобретала всё новые и новые заплатки из металлизированного скотча. На 45 день стали рваться мои любимые и верные ботинки ASOLO ALPINA. Вулканическая лава, курумники при спусках-подъёмах и стланик делали своё дело.
Каков был стартовый вес рюкзака? Что было внутри?
- Стартовый вес рюкзака – 47 кг. Одноместная палатка Ferrino Lite, пуховый спальник, ижевский коврик 8 мм, ремнабор, аптечка, газовая горелка, газовые баллоны (3 шт. по 450 г), кеды (бродить реки), 24 кг еды на 6 недель, кошки, ледоруб, 30 м верёвки 6 мм, 2 ледобура, троечка карабинов, тент 3 на 4 из пропитанного Оксфорда, аудиоплеер, запасные майки , носки. Полар ходовой и полар для сна. Два фотоаппарата, налобный фонарик, трекер InReach, солнечная батарея, GPS Dakota, литиевые батарейки к Дакоте, компас и набор бумажных карт, мыло, зубные паста и щётка, щипчики для ногтей.
Было ли что-то, что вы забыли взять или взяли, но оно не оправдало ожиданий?
- Чтобы ещё взял: пару газовых баллонов, и заменил бы одноместную палатку на двухместную.
Ни разу не использовал ледобуры, карабины, ледоруб, верёвку, солнечную батарею.
Не секрет, что вы большой любитель природы и животных: кого удалось повстречать на пути?
- Камчатка – это огромная страна! Просторы поражают! Частенько на привале зависал от чудесных видов, от бескрайности пространства. И, конечно же, радовался как ребёнок, каждой встрече с животными. А эти встречи были каждый день. Еврашки (суслики), пищухи и торбаганы (упитанные сурки) встречались каждый день. Их сигнальные пересвисты-предупреждения постоянно сопровождали меня. А пищухи вообще чуть ли не рядышком присаживались, любопытные животные. Лисы, горные козлы, дикие олени, росомаха, зайцы, птицы, медведь. Такое ощущение, что идёшь по территории национального парка. И хотя все 45 дней похода вокруг палатки постоянно проходила тусовка животных (на снегу видел даже следы волка, гоняющегося за зайцем), ни разу никто не залез в рюкзак и ничего не погрыз.
Всегда ли вы хотели этой встречи?
- От меня уже это не зависело. Слово «случайно» в моём лексиконе отсутствует. Случайность – это непроявленная закономерность. Мне остаётся только правильно реагировать на встречи с животными. «Как относятся к тебе окружающие – это их карма, а как реагируешь на это ты – твоя».
В опасных местах предпочитали рискнуть или долго искать обходной путь?
- В таких случаях я полагаюсь на интуицию. Плюс незыблемое правило – у тебя всегда должны быть силы для бивачных работ: поставить палатку, обложить юбку камнями, сходить за водой, приготовить ужин, а также и съесть его (улыбается). А интуиция давала отбой на какое-либо движение или наоборот, сообщала, что необходимо сделать рывок в образовавшемся окне хорошей погоды. Один раз рванул на перевал, и за 1,5 часа хода набрал 425 метров высоты. И такое бывало.
У вас отличное чувство юмора. Оно помогало во время похода?
Без этого никуда. Если не радоваться жизни, то в чём же её смысл? Поюморить над собой, особенно в критических ситуациях – это нормальное состояние любого человека.
Что заставляет вас гордиться пройденным маршрутом?
То, чему я учу детей, и то, что я делаю сам – это одно и тоже. Рассказываю ребятам о том, что нормальным пожизненным состоянием мужчин является преодоление трудностей и решение поставленных перед собой задач. И делаю это сам.
Фото из архива Сергея Серого
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Лучший поход": компания СпортМарафон
Автору безусловно уважение.