Хрустальный пик-2017. Outdoor-проект года. На параплане по Таджикистану и Киргизии
Этим летом Алексей Дружинин реализовал яркий и амбициозный проект – пролетел соло на параплане от Душанбе до озера Иссык-Куль. А это без малого 1300 км! Такой вот опыт полетов в Средней Азии!
О маршруте
Линия движения:
Дневник проекта в формате ЖЖ.
О снаряжении
Летное: параплан, подвеска, шлем.
Кемпинговое: палатка, спальник, коврик, треккинговые палки, котелок+горелка+газ, аптечка.
Одежда: треккинговые ботинки+ легкие кроссовки, термобелье, ветровка, флиска, пуховик, пуховая жилетка, брюки, флисовые штаны, комплект носков, балаклава, кепка, полотенце. В общем: одежда из расчета на температуру от -20 до +40.
Электроника: летный gps, 3 экшен камеры, фотоаппарат Sony7s с тремя объективами, запасные батареи к ним, солнечная панель, аккумулятор, провода-зарядки.
Связь: обычный телефон, спутниковый телефон и спутниковый трекер SPOT.
Алексей поделился с нами в интервью, как искать ориентиры между небом и землёй, акклиматизироваться почти в домашних условиях и мастерски улыбаться по-таджикски и по-киргизски.
Расскажи, чем тебя привлекает Средняя Азия и что ты хотел о ней узнать?
- Так сложилось, что это моя первая поездка по средней Азии. Ни разу не был. До этого много лет бывал в Индии, Пакистане и прочей дальней Азии, а вот СНГ - выпало. Слышал о возможности хороших полетов там от европейцев. К тому же это территория с русскоговорящим населением и общей с Россией историей, что всегда интересно!
Как появилась общая идея маршрута? Нитка нарисовалась сразу или был выбор между несколькими вариантами?
- Идея не совсем моя. Я ее подсмотрел у одного европейца, который несколько лет назад летал к озеру Иссык-Куль. Он летел максимально простым маршрутом, лишь слегка цепляя северную часть Памира. Я же строил свой маршрут с целью максимально полетать именно по Памиру, через те места, которые не освоены парапланеристами. А ведь они самые красивые и дикие: южный, юго- восточной и центральный. Дальше маршрут строился с учетом рельефа, по направлению основных массивов гор. Корректировался уже по ходу.
Насколько успешно решался вопрос с логистикой и трансфером?
- Учитывая, что старт был в Душанбе, все было просто! 4 часа на самолете из Москвы, час на машине - и я у места старта на окраине города! Но улетел, конечно же, не в первый день: погостил у знакомых несколько дней, пока делались разрешения, регистрации, и устоялась погода.
Что у тебя было с собой в рюкзаке? Расскажи поподробнее о продуктовой раскладке и средствах связи на маршруте. Как ты считаешь, этого было достаточно?
- В рюкзаке было летное снаряжение, кемпинговое снаряжение, одежда, электроника и еда. Общий вес рюкзака в начале был около 30 кг + 3 литра воды как НЗ, так как на месте посадок она не всегда есть. Правда, с водой оказалось гораздо проще, почти везде находил что-то.
Еда на 14 дней выглядела так: сублимированная “Гала-гала” из расчета 2 пакетика в день. Около 200 гр фиников, пара шоколадок, 100 гр меда, 100 сахара, специи. В сутки выходило около 1100-1300 КК. Этого очень мало. Голодная диета начала сказываться день на 5-й.
Путешествовать планировал 20 дней, для такого срока еды очень мало, но по общему весу рюкзака итак большой перебор. Все съемочное оборудование весило около 6 кг, а еда всего 2 кг. На будущее надо делать наоборот: еды - больше, железок - меньше.
Как выглядел твой распорядок дня?
- Распорядок следующий: с рассветом в 5 подъем, если надо еще идти на старт, то и в 4. Зарядка аппаратуры, если есть солнце, умывание, если требуется - растопка снега, проверка-починка снаряжения, завтрак. В 9 на старте. Старт по ситуации, с 10 до 12 часов. Полет, в среднем 4 - 5 часов. Посадка в плюс-минус 16 часов, до вечернего усиления ветра. Если не надо идти к следующему месту старта, то зарядка аппаратуры и установка палатки, приготовление еды. Если получилось сесть к пастухам, эти пункты отменяются. У них обычно есть что съесть, и есть тент (улыбается).
Фото- и видеосъемку веду параллельно: это может затягиваться и до 12-1 ночи, когда, например, получаются красивые таймлапсы. А в высоких горах всегда очень красиво. Приходится идти на компромисс между сном-экономией аккумуляторов-красивой съемкой.
Сколько в общей сложности ты провёл в воздухе?
- За поездку в воздухе, именно в полете, я провел около 35 часов.
Но и пешком по горам пришлось пройтись?
- Да, как ни планируй маршрут, что-нибудь всегда, абсолютно всегда, идет не по плану! Или ошибся, или переоценил погоду или еще что-то. А на больших высотах и при накапливающейся усталости, качество принятия решений падает. Поэтому прогулки и подъем в гору происходили регулярно. По горизонтальной поверхности идти не тяжело, а вот в горку - уже сложно. В среднем это 500-900 метров вертикального подъема. Один раз мне удалось нанять помощника - что очень помогло и сократило время!
Везло ли тебе с погодой? Что ты делал, если погода была нелётная?
- С погодой было всегда по-разному. В Душанбе задержался из-за нее на 3 дня. А потом по маршруту я попал в очень хорошую погоду. Было только пара дней с дождями, в районе границы. В результате у меня не было ни одного дня, когда я сидел целый день в палатке и ждал погоду: я или летел или шел.
На какой высоте проходили полёты? Чувствовались ли признаки горной болезни?
- Высота полета была до 7100 м. Это во всех моих полетах большая проблема - нет возможности, как альпинистам долго и плавно набирать высоту, параллельно акклиматизируясь. Для меня это всегда сжатые сроки, и набор до семи тысяч происходит на 3-5 день после приезда. Так как я заранее прошел курс акклиматизационной подготовки в “Институте Медико-биологических проблем”, включающий в себя дыхание обедненной гелиевой смесью, и частично уже был акклиматизирован, каких-то жестких проявлений горной болезни не было. Были только классические: головная боль, одышка, слабость. Это легко лечится таблетками.
С какими нештатными ситуациями ты столкнулся? Как тебе удалось решить проблему?
- В этот раз каких-то совсем нештатных ситуаций не было. Все в пределах нормы, без борьбы за выживание. Самое неприятное - посадка не там, где планировал и потом двухдневный выход. Еще не совсем штатной получилась переправа через реку около границы: перелет через нее с маленькой горки был невозможен, так как были большие шансы в неё упасть. А падение на параплане в горную речку на 100% фатально.
Как часто тебе приходилось садиться в незнакомых местах? Какие у тебя были аварийные выходы с маршрута, рассчитывал ли ты на экстренную эвакуацию в крайнем случае?
- По статистике таких посадок половина. В этот раз почти все шло по плану. Только один раз не смог сесть на склон из за сильного ветра - сел в долине, и на утро пришлось лезть в гору. Плюс неправильный расчет направления маршрута в районе пика Ленина привел к незапланированной посадке. А это потянуло за собой двухдневное долгое хождение по горам.
Маршрут строится с некоторой привязкой к дорогам, весьма условной - около дорог больше людей. А эвакуация в 90% случаев возможна только вертолетам. Поэтому единственный расчет - падать не выше 5 километров. А это разумеется лотерея - как повезет.
Приземляясь на очередном плато, ты наверняка неизбежно встречался с местными пастухами, заглядывал в кишлаки. Как люди реагировали на человека, который буквально «прилетел с неба»?
- На самом деле сейчас информация доходит до людей гораздо лучше, чем даже 5 лет назад. И нет такого удивления, как раньше. Не воспринимают космическим пришельцем. Удивление, интерес, любопытство - “ Как интересно! Я слыхал, в интернете видел! И у нас тоже так можно?!”. В Таджикистане чувствуется прошедшая война. Пастухи немного насторожены, не подходят сразу - сначала присматриваются. Нет такой полной открытости как, например, в Индии.
А местный колорит? Удалось ли тебе его прочувствовать за время путешествия?
- Большой минус полетов: если все идет по плану, почти не общаюсь в кишлаках с людьми. Только с редкими пастухами в горах. В Таджикистане мне попадались почти европейские деревни. А люди - практически мои соседи: 50% бывали в России, многие говорят по-русски.
А вот Киргизия с их юртами “джайло” оказались совершенно противоположными: вот там именно "национальный колорит"! Там чуть ли не все городское население на лето выезжает горы в свою юрту. Это для меня экзотика. И сами люди очень радушные и готовые помочь, что тоже сильно отличается от стран, в которых я побывал.
Есть такая статистика, усредненно: чем ниже спустился с гор, тем равнодушнее люди. Так вот в Таджикистане и Киргизии - нет разницы. К тебе подойдут и спросят- нужна ли помощь, и высоко в горах и на центральной улице. И так много раз происходило: то молодой парень, попутчик в автобусе помог найти гостиницу, а на следующий день возил по городу искать местных парапланеристов. То случайный водитель попутной машины подвез и накормил обедом. И это норма!
Фото из архива Алексея Дружинина
Публикацию и интервью подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Outdoor-проект года": функциональная спортивная одежда и термобельё CRAFT