Хрустальный пик-2017. Лучший поход. Шпицберген на лыжах
Дмитрий Рыжанков, Константин Балабанов, Николай Панковец, Сергей Неборский и Николай Рещиков доказали, что дух первооткрывателей в наши дни не иссяк, и сами отправились в Арктику в лыжный поход. И за это попали в номинацию "Лучший поход"!
Вместо эпиграфа
Что же изменилось со времен первых исследователей Арктики: Пири, Кука, Нансена или Амундсена? Мы по-прежнему на лыжах, пусть и более удобных, но это те же две доски, в руках те же две палки, на нас рюкзаки и сзади тянутся санки. Мы живет в такой же палатке-шатре как и они, спим в таких же групповых спальниках, топим снег на таких же примусах и заправляем их таким же бензином. И главное – нас ждет такая же неизвестность как и их. Пусть у нас есть подробная карта и мы можем еще до поездки с помощью Гугл Земли пройтись по маршруту. Но мы то знаем что на месте всё окажется по-другому, пологий склон может стать скальным барьером, пологий ледник - ледопадом.
Эта неизвестность щекочет нервы и заставляет не спать по ночам. Как оно будет на самом деле? что мы увидим в том или ином ущелье? либо на том или ином леднике? Только вопросы. Дух первооткрывателей не умер, есть еще места на земле куда не дотягивается рука технического прогресса, куда не доплыть кораблю, не доехать снегоходу. Может у нас ничего не получится, но мы хотя бы попробовали.
Общая идея маршрута
Выбор был сложный из-за двух ограничений: в финансах - не дороже 700, и в продолжительности - не дольше трёх недель. По словам ребят, довольно сложно куда-то далеко и спортивно сходить в таких условиях, а им нужна была лыжная "пятерка", не меньше, да ещё по возможности в отдаленном и сложном районе.
Мысль попасть в такой экзотический район как Шпицберген, теплилась у руководителя группы Дмитрия Рыжанкова еще с тех пор, как он прочел отчет Сергея Романенкова 2008 года. "Боязно, полная автономность, да и Арктика, 79-я параллель, мы то были только на Полярном Урале на 10 градусов южнее" - напишет потом в рассказе о походе Дмитрий.
Изначально планировались большие пробеги с использованием долин и ледников с переходом между ними через перевалы, где необходимо для сокращения пути. Однако после общения с жителями Лонгйира (только ленивый нас не спросил, что у нас есть против медведей? А фьорды еще не замерзли, нерпа не приплыла, медведи ходят голодными) всё пришлось менять по месту. Изменение маршрута, от стратегии к тактике: побольше гор, поменьше побережья.
О маршруте
Коротко маршрут можно описать так: из Лонгйира на пароходе до Пирамиды, дальше по долине Митерэльва через перевал 1А, который назвали Першанец, переходим на берег Диксонфьерда и бортом - в долину Натхорст и дальше по горному району между Дикстонфьрдом и Эусфьрдом через ряд перевалов движемся до впадения ледника Лисбен вУниверситет. Выходим на Вэстфьерд и чтобы не обходить мыс Петтерман проходим перевалом Альтаир 1Б на Аусфьерд. Переходим его и днюем вблизи обжитой хижины. Дальше по леднику Триггве поднимаемся к подножию вер. Периттопен и радиально восходим по 1Б, дальше уходим на юг через перевал Зуб Дракона 2А и чтобы не выйти на
берег фьерда – проходим перевал Панки 2А и спустившись по леднику Формидабл выходим на Миттаг-Леффлер, далее через пер. Советских шахтеров 1А в бухту Петунья и к Пирамиде.
Следующая часть заключалась в выходе назад к Лонгйиру: переход Биллефьерда, мыс Экхольм с маяком, через горный массив двумя перевалами на Темпелфьерд и пересекая его до дол. Лузитания Лузитания и через одноименный перевал группа вышла на финишную прямую в дол. Адвенд. Тут выяснилось что из-за идеальной погоды ребята перевыполнили план на 2 дня – и решили отскочить в массив напротив и сходить еще одну горку. Итак дальше: дол. Готтфьелл, пер. Фленисен +вер. 1016 рад. 1А, дол. Дальбург, пер.Тверр н/к, дол.Бельтер, Андельва. Лонгйир.
Участники:
Дмитрий Рыжанков - руководитель
Константин Балабанов - завхоз
Николай Панковец - реммастер, фотограф
Николай Рещиков - завснар
Сергей Неборский - финансист
Ребята ответили на несколько вопросов Risk.ru.
Чем Шпицберген выгодно отличается от той же Камчатки или плато Путорана?
Константин: Шпицберген сильно отличается от этих райнов по трём критериям: исторически, географически и новизной с туристской точки зрения. История мировых открытий в районе северного полюса неотделима от Шпицберега, ведь все экспедиции к северному полюсу начала 20-го века начинались именно отсюда из Ню-Алесуна (ранее поселок Кингс-Бей). Мало какой район может похвастаться таким необычным расположением – всего 1000 км до северного полюса, 78-80 градус северной широты. Район практически не изучен туристами, хожено только в районах городов и по берегам фъердов где есть хижины. По нашим данным мы всего третья автономная группа на острове.
Что стало решающим фактором в выборе района для лыжного похода в этом году?
Николай П.: Решающим фактором явилась доступность Шпицбергена в финансовом плане и в плане построения маршрута. Плато Путорана оказалось недоступно по деньгам, хребет Черского требовал более 3 недель только спортивной части, плюс подъезды ещё около недели.
Автономный лыжный поход не прощает ошибок – на что стоит обратить внимание в первую очередь?
Николай Р.: Я считаю, что самое важное в таких походах не пренебрегать советами опытных товарищей, только тогда можно сходить душевно, хорошо, далеко и безопасно, когда вся команда устремлена к общей цели и не игнорирует даже самую мелочь в подготовке и проведении похода.
Как вы добирались до стартовой точки маршрута? Это ведь было то ещё приключение, верно? Насколько проблематично решался вопрос с организацией заброски?
Константин: Транспортная доступность в Европе на высоте. Мы вылетали из Вильнюса разными рейсами и с двумя пересадками летели на остров. Ради экономии пришлось выбрать стыковку в Осло с зазором в12 часов, ничего особенного, чуть утомительно, но это не самое сложное, оказалось что питание в самолете не предусмотрено, а мы не продумали этот момент по дороге туда, ну ничего, стройнее стали, на обратном пути уже затарились питанием на борт. От аэропорта прилета города Лонгйир нам надо было кровь из носа найти способ добраться до поселка Пирамида, т.к. по отчету Сергея Романенкова это путь 120 км в одну сторону, то есть сходив туда и обратно поход заканчивается, что решительно нас не устраивало. Стоимость снегоходной заброски составляла от 400 до 700 евро на человека, стоимость заброски мешка - 150. Это всё нас не устраивало, мы искали. И решение было найдено: корабль, который катает экскурсии по фьордам с заходом в поселок Пирамида, согласился взять нас в один конец со скидкой. Данный вариант, как нельзя лучше нам подходил, очень необычное и нехарактерное начало для такого необычного района, где ранее собственно и перемещались только на кораблях, лыжах да собаках.
С какими трудностями вы столкнулись на маршруте?
Константин: Трудности на маршруте не запомнились, все проходило своим чередом, со сложностями конечно, но мы их воспринимали как данность, так как готовились к значительно более суровым условиям и испытаниям. Сложнее всего было поверить в то, что такое возможно пройти, потому что для всех нас это первый поход такого класса, голова наотрез отказывалась верить, что мы на такое решились.
Как быстро удалось перестроиться? Экстремально отрицательная температура, почти не прекращающийся световой день…
Дмитрий: Перестроение прошло достаточно легко. Мы хоть и не бывали в Арктике, но достаточно большой опыт зимних путешествий имеем:. Полярный Урал, Хибины, Кодар, Саяны, также постоянно ходим повыше перезимовать лето: Памир, Тянь-Шань, Памиро-Алай, Кавказ. А световой день только помогал, зимой обычно сильно устаешь от фонаря и скитаний в потемках по палатке, особенно когда утром твое дежурство. Спать да –непривычно, приходилось натягивать шапку на глаза и накрываться с головой конденсатником, только так удавалось заснуть.
Действительно ли белых медведей на Шпицбергене больше, чем местных жителей?
Дмитрий: Этот аспект сильно преувеличен. Медведи есть, это бесспорно, в районе Пирамиды мы видели много свежих следов, разных. Но это лишь потому что мы выбрали путь по замерзшему фьерду где медведь ходит в поисках единственной своей добычи – нерпы. Ученые утверждают что да, их количество несколько тысяч на островах, но мы встречи с ними не искали и делали всё, чтобы этого избежать. Нам это удалось.
Какие меры и средства защиты вы припасли на самый крайний случай?
Николай Р.: У нас были ракетницы и хлопушки. Мы их испытали на подходе к городу в конце похода – профанация! Всё это не испугает такого зверя. Кроме того местные жители говорят, что от медведя поможет только автомат или быстрый снегоход, ну или супер меткий стрелок с действительно серьезным стволом. Но стрелять мишку нельзя категорически, он под охраной как вымирающий вид и местная норвежская администрация очень строго за этим следит.
Как ещё вы решали вопрос обеспечения безопасности? Страховая, связь?
Николай: Да мы были застрахованы. Был СПОТ, но он не всегда работал. Спутники его находятся низко над горизонтом, поэтому сигнал проходил только когда мы поднимались на перевал или шли по широкой долине. Страховка конечно была, Норвегия - страна недешевая, особенно в части спасработ и медицины.
В каких погодных условиях и состоянии маршрута проходил поход?
Николай: Температура была совершенно не запредельная, весь поход в диапазоне 15-25 градусов мороза, от влажности особенно не страдали, хотя несколько раз утром ощущение холода было за 30. Ветра не было, кроме двух дней с сильным встречным. Погода была идеальная все 3 недели! Не характерная для Арктики.
Часто ли приходилось откладывать или менять планы?
Константин: У нас было несколько реперных точек, попадание в которые было обязательным, во всём остальном маршрут строился с оглядкой на погоду и наши желания. В целом кардинально менять часть маршрута пришлось только один раз, когда сильный встречный ветер, который студил грудь через 4 куртки, вынудил нас идти не по долине, а укрыться в горах. Во всём остальном планы реализованы.
Расскажите о перевалах, которые запомнились больше всего. У вас было достаточно описаний или время от времени вас ждал сюрприз?
Дмитрий: Описание у нас было всего одно, и то мы хотели идти так чтобы минимально повторять линию Сергея Романенкова. Поэтому можно сказать что мы руководствовались все время своими идеями и планами. Почти все перевалы шли в режиме первопрохода, я намечал путь и по линиям на карте и навигатору оценивал уклон на спуск, который нам предстояло пройти. Запас прочности был достаточный:питание, снаряжение, опыт, бодрость духа, поддержка товарищей –вот залог нашего успеха.
Константин: Больше всего запомнился перевал “Хутки”. Шла третья неделя, и казалось бы мы уже должны были привыкнуть к видам которые нас окружали, и ничего не могло удивить нас, но… Подъем на перевал начался с прохождения узкого каньона, в некоторых местах можно было дотронуться сразу до двух стен одновременно. Затем мы вышли в совершенно неописуемой красоты цирк. Горы, которые нас окружали, были горами похожими на Колорадо, мы не рассчитывали такое увидеть, потому что по описаниям такие горные образования находятся в другой стороне острова. Но и это ещё не все, при подходе к перевальному взлету на фоне всего этого великолепия показался открытый океан! Это было нельзя передать, пожалуй это был лучший обед, который я только могу вспомнить.
Опишите маршрут тремя словами!
Это очень круто!
Фото из архива команды
Публикацию подготовила Любовь Мориц
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Генеральный партнёр премии: Black Diamond
Партнер номинации "Лучший поход": компания СпортМарафон
Жаль, боюсь холода)))