Точки страховки на искусственных тренажерах. Опыт г.Томска
Если вы считаете, что можно купить ухо на 10 мм, в крепеже взять болт класса прочности 8.8, поставить все это вместе на стенке тренажера, то сообщу вам, что не все так просто.
Рекомендую посвятить 5 минут знакомству с нашим горьким опытом.
Впервые с точками страховки из шпильки 10мм и шлямбурных ушей я познакомился в 2009-2010 годах, когда строился и активно эксплуатировался скалодром ТФА на Мариинском 10.
Нависание порядочное.
Посмотрев, как делали до меня, продолжил монтаж в таком же духе. Проблем с точками страховк не было никаких.
После ремонта и реконструкции зала в 9-м корпусе ТПУ в 2011-м году ребята монтировали точки страховки по той же схеме - шпильки и уши. Единственно, что у них хватило ума приварить гайки, фиксирующие уши.
Проблемы были, но не безумные - нижнюю точку нагрузкой оттяжки постоянно разворачивало вверх. Шпилька деформировалась.
Я предложил поставить уголок на двух точках крепления, чтобы избежать разворота уха.
над уголком видно аварийную точку
Помогло, но деформированные шпильки убрали только на днях и выглядят они странно - как их загнуло внутри конструкции на выходе из бруса - непонятно.
Это все предыстория, поясняющая почему мы использовали ту же схему монтажа.
С 2015 года мы монтируем тренажер на базе Большого трамплина в г.Томске.
Первую минусовую плоскость смонтировали весной 2016.
Точки из шпильки 10мм и ушей Венто. Провели соревнования, лазили по-немного летом и осенью. Все стабильно.
Осенью 2016 продлили плоскость. Точки сделали по той же схеме.
Провели открытие сезона. Срывались с приличными полетами. Все стабильно.
Всю осень и зиму 2016-2017 строили конструкцию. Ушей в магазинах не было в нужном количестве. Центральную страховочную "нитку" на дорожке ставили из шпильки и ушей, боковую из шпильки и рымгаек. Все диаметром 10 мм.
Строили с лесов. Так, как плоскость сильно нависает, то регулярно, перед наращиванием лесов, двигали "туру" и при этом подвисали на смонтированных точках на самостраховках. Вопросов к точкам не было.
Зимой 2017 он выглядел уже так:
Как видите, нависание очень существенное.
После окончания монтажа конструкции в январе случилось страшное.
Монтажник (опытный промальпинист) завешался на веревках с верха нависания и собирался двигаться вниз, монтируя по-ходу спуска страховочные оттяжки, прощелкивая себя в них. Одну веревку он вщелкнул в верхнюю точку. За перегибом фанеры на металлокнструкцию трамплина была накинута станционная петля и к ней альпинист был прицеплен самостраховкой.
Как выяснили в разговорах после, скорее всего, в какой-то момент, он, вывесившись в безопорное пространство, решил, что по-прежнему находится на двух точках навески. Стал тянуться к следующей после верхней точки, чтобы вщелкнуть оттяжку. В этот момент произошло разрушение страховочной точки.
Альпинист упал с 12 метров вниз. Все снаряжение на нем было абсолютно целое - беседка, с двумя усами. В одном из них станционная петля. На центральной страховочной петле беседки гри-гри. В ней веревка. Конец веревки закреплен замуфтованным карабином на шлямбурном ухе.
После отправки пострадавшего в больницу, поднялся на конструкцию и осмотрел шпильку - СРЕЗАЛО-СОРВАЛО ВСЮ РЕЗЬБУ на шпильке в месте контакта с гайкой. Гайку в суете потеряли.
Альпинист чудом остался жив - отделался переломами рук, таза и компрессионником. Сейчас уже по-немного лазает на скалодроме. В общем - чудо.
Мы же приняли ряд мер по обеспечению текущей безопасности и стали разбираться, что пошло не так и как быть.
Отдали имеющиеся шпильки, гайки и рымгайки на тестирование на разрывной машине.
"Лабораторные испытания соединения "шпилька 10мм - гайка М10", показали следующий результат:
При нагрузке до 1000 Н соединение выдерживало приложенную нагрузку. Далее (после 1000Н) начиналось разрушение соединения и при 1500Н произошел разрыв.
Осмотр образцов показал, что резьба гайки не претерпела больших изменений, при этом резьба шпильки срезана и замята.
Полученные данные можно сравнить с ГОСТ Р 52627-2006 «Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний». В данном ГОСТе хоть и нет метода испытания шпилек, но есть данные по болтам.
Если взять класс прочности 3.6 и М10 то пробная нагрузка для крупной резьбы будет составлять 10400Н.
Таким образом не понятно какого класса была шпилька, какой металл."
Лаборант сказал, что рым-гайки держали даже лучше, чем все выданные гайки. А гайки с широкой юбкой под ключ на 15 держали хуже, чем обычные гайки.
Крепеж покупали в одном и том же магазине. Запросили сертификат. Он есть, но толку с него никакого абсолютно. Всё китайское - "высшего" качества.
Пробовали найти место для нарезки резьбы на станке. Точек на тренажере около 100 штук. По 300 рублей в принципе сделать могут. Но гарантий не дают.
При реконструкции осенью 2016 на скалодроме в 9-ке так и сделали. На это бюджет был. Болты 10 мм. Тест песком грузом в 800 кг выдержали отлично.
Мы же купили болты М10 класса 8.8. Смонтировали на потолок первого карниза. Подвешали 500 кг. Испугались и дальше тестировать не стали.
Спросили некоторых производителей скалодромов, где они берут крепеж и какой. Сказали, что просто в магазине класс 8.8.
Долго искали варианты. Проблема в том, что у нас деревянная конструкция и болт нужен длиной 23-24см.
Нашли болты 12мм Белебей с мелкой резьбой для КАМАЗа в автомагазине. Смонтировали 1 точку на потолок, 1 на нависание и нагрузили 800 кг.
http://www.belzan.ru/products/524 - М12*1,25 180 19 10,9 870017 b=34.
Результаты "полевого" тестирования устроили полностью.
Благодаря поддержке Николая Барченко закупились такими болтами (~80р), ушами Венто 12 мм и болтами 12 мм класса 8.8.
В августе демонтировали все зацепы и оттяжки. Делали с веревок. При этом периодически висели полным весом альпиниста в снаряжении (со страховкой на двух веревках) на КАЖДОЙ (еще зимней версии) точке страховки. Ни одна не повела себя так, как трагически случилось в случае зимнего падения.
Покрасили фанеру.
В сентябре-октябре заменили все точки. Теперь везде уши (рымгайки сняли). Центральные точки на щитах с болтами Белебей. Боковые - обычные болты 12 мм класс 8.8. С обратной стороны стоит усиленная (более толстая и широкая) шайба и гровер.
На потолках выставили на два болта (каждый) уголки с отверстием.
Стационарные оттяжки собраны из:
- Карабинов с гнутой защелкой ORBIT BENT GATE;
- Овальных рапидов 10 мм Oval 10 mm Quick Link Steel;
- Оттяжек PROMO EXPRESS DYNEEMA.
P.S. Возможно, что я зря не торопился с публикацией этой информации. Весной друг вклеивал шпильку (кажется 10 мм) Hilti на клей в скалу. Делал так скалолазную трассу, потому что эти компоненты были, а болтов не было. После схватывания клея, догадался накинуть на шпильку ухо, встегнуться в него и затягивать гайку ключом. В результате - поломанная шпилька (HILTI) и поломанные конечности.
Возможно, но не факт, что написанный сейчас материал, мог бы предотвратить такую ситуацию.
Спасибо большому коллективу, который приложил усилия к поиску решения и рассмотрению вариантов.
Всем безопасности!
не хватает фото того отверстия в брусе, из которого вытащили эту гнутую шпильку - наверняка замяло край. все-таки это дерево...
класс прочности 8.8 - сталь30 с закалкой. а закаливание - это такая штука.. даже если грели на конвейере ТВЧ, то вполне могла часть шпилек попасть вначале или в конце партии и пройти с нарушением или по температуре или по времени. или вообще попасть на гальванику сырыми. в те времена когда кошки делали самоделками, то даже при стали 45 или 30хгса из-за режимов закалки бывало что зубья и рассыпались и плыли. а уж висеть динамику на китайском ширпотребе... (статика для шпилек, по моему, тут нихрена не показатель. хоть и 800кг )
а почему после установки не прихватили сваркой по месту?
подваривать надо с обоих сторон. и не просто прихватить, чтобы не раскручивалось, а проварить вкруговую, так чтоб держалось без учета резьбы. кстати при частом юзании надеяться только на гровер... при том что не видно что там со шпилькой(гайкой) на обратной стороне щита.. очково... это же не домашний скалодром, и кто как и как часто его грузит - никому не ведомо... а лазят, судя по фото, без верхней страховки.
а уж с учетом того что при прослаблении соединения стопудово удовлетворятся просто подтягиванием ключом с одной стороны, на другую сторону щита вряд ли заглядывать будут. так что из шпильки надо как минимум сваркой делать болт
торированный ключ... откручивая (прикручивая) колесо на авто сталкивался с тем что легким движением частенько и шпильки на ступице срезают.
а у китайцев - вообще вопрос что за марка стали, ст30 или ст3
а тут же не вопрос про сварку шпильки - тут головку на болт сформировать - обварить гайку по внешней пласти. могу согласиться чтоб гайки две, сконтрить после сварки
Длинна запредельная этих шпилек это то что их загибает в бараний рог...
У HRT и у Энтерпрайза (это мировые лидеры) болты 8.8, причем последнее время все это Китай. Стоят десятилетия... Просто они короткие и засчёт этого их не выворачивает. Конечно конструкция стенок металлическая, при этом у HRT болты и панели крепятся к столбам посредством двух трубок растяжек (одна вверх, одна вниз)... Не надо никакой сварки, контрагаек...
Их не было?
В позапрошлом году купил новый велосипед, чтобы ездить на работу (5км) и обратно. Не прошел месяц, как во время езды лопнула пружина седла, и подседельный штырь вонзился прямо в задницу. Мой вес, если что, 70кг, динамической перегрузки с фактором 2 тоже не было.
В подъезде заменили старый хороший советский лифт на новый китайский. Красивый. Написано: предельная нагрузка 400кг. 3 чел. средней комплекции заходят, лифт уже не едет, пищит: перегрузка. Уверен, эти дурацкие современные лифты такими же болтами свинчены. Потому и ломаются регулярно.
А вот еще: угадайте, что это за экземпляр? Сверло по бетону, китайское - значит, отличное! Я думаю, это сверло предназначено для сверления отверстий в труднодоступных местах...
На мозги капайте обслуживающей компании. Там датчик стоит или под полом или на крыше в районе балки. Датчик регулируется, просто надо отрегулировать.
Телефон обслуживающей компании или в кабине на "Правилах...", или на арке дверей шахты 1-го этажа.
Если несущие конструкции - металл, не забудьте снять фаску с просверленного отверстия.
Помнится нужны были немагнитные винты для технологической аппаратуры - так резали на производствен из прутка латуни...
А про такие могу сказать только (Г), работаю в автосервисе, боимся их тянуть, иногда рекомендуем владельцам приехать через какое то время на проверку.