Зимнее одиночное автономное пешее пересечение озера Байкал без выхода на берег. Юг-север
Пост напишу не в режиме дневника, а опишу особенности экспедиции, детали которой могут пригодиться для планирования подобных.
Экспедиция по пересечению Байкала в условиях, заявленных в названии поста, стартовала 27 февраля из устья реки Слюдянка (51°40'01.7"N 103°42'52.7"E), близ Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС и закончилась у стелы «Самая северная точка Байкала» 25 марта 2016 года (55°46'37"N 109°37'14"E), спустя 28 дней. Так как трек перехода не был записан должным образом, фактическое расстояние пройденного пути неизвестно. Но, исходя из того, что общепринятая длина Байкала составляет 636 км, пройденный путь составляет на много больше за счет множества зигзагов по пути.
Маршрут пролегал по - середине озера. Непосредственно берег видел всего два раза, на старте и на финише. Ориентировался «наугад»: в условиях хорошей видимости – видел береговые горы справа и слева, продвигался примерно равноудаленно от каждого берега, в условиях плохой видимости – по азимуту. Причем в двух местах (напротив устья Ангары и у северной оконечности о. Ольхон) компас вел себя, как минимум странно, стрелка компаса вращалась вокруг своей оси постоянно и непрерывно. Компас при этом лежал на льду и не взаимодействовал со мной или любым другим предметом, да и в руках стрелка продолжала себя вести так же. Потряхивания, постукивания, блокировка/разблокировка стрелки не помогали, всё заканчивалось, отойдя от этой точки метров на тридцать. Не придавая этому особого значения, двигался дальше.
За весь переход было 2 дня отдыха. На 14-й и 20-й день пути. Дни отдыха не выбирал и не планировал, слушал внутренний голос, который по окончании ходового дня говорил: «Всё, устал! Завтра спим!». В эти дни разрешал себе подъем без будильника и после пробуждения несколько часов простого валяния в спальнике. На солнце просушивались спальники, вымораживались вещи, ремонтировалось/обслуживалось снаряжение. Гулял вокруг палатки в поисках красивых кадров, необычных льдин и прорубей нерпы. И всегда, когда находил не замерзшую прорубь нерпы по окончанию ходового дня, то лагерь разбивал в непосредственной близости от проруби. Даже если до планируемой остановки оставался час, остановиться вблизи проруби было в большем приоритете. Прямой доступ к воде – самый главный довод. Можно было полностью помыться, с воплями, но помыться, приготовить ужин быстрее и сэкономить топливо.
Помимо двух дней отдыха были 2 дня вынужденной стоянки. Напротив устья Ангары, в так называемых «воротах Ангары», попал в сильную бурю. Только потом мне объяснили, что горы справа и слева от устья образуют ворота. И западный ветер, имея лишь один выход через эти ворота, образуют поток воздуха огромной мощности, как в аэротрубе. В эту ловушку я и попался. Сила ветра была такова, что позволяла передвигаться лишь на четвереньках. На полу-согнутых и пригнувшись всё равно сносило ветром, а о передвижении в полный рост не могло быть и речи. Палатка была закреплена на два ледобура. Кстати сказать, на ледобуры палатку ставил всегда, в случае резкой бури, какие случаются на Байкале, это спасет меня от опрокидывания. И только на два, палатке необходим ход, в случае жесткого закрепления на 3 или 4 бура есть шанс, что в случае сильных порывов ветра палатку разорвет. Гнуло её, палатку, весьма знатно, потолок был практически на уровне лица, как выдержали дуги и материал, до сих пор удивляет. За два дня её занесло снегом на половину высоты, хотя вокруг снега не было вообще, весь сдувало. Видимость не превышала пары метров. Обычно в пасмурную погоду были различимы хотя бы поверхность озера, полоска горизонта и то, что можно назвать небом, а в эти два дня абсолютно было не понятно где ты и где какая сторона света, как в очень плотном тумане. Дежурный МЧС по телефону сообщил, что в ближайшие дни буря в этом районе не закончится и единственное, что можно предпринять – это уйти из эпицентра, в котором я был, так как ширина самого потока ветра не велика, то это вполне реально. С горем пополам начал движение, сначала сильно пригнувшись и под большим углом к поверхности, но чем дальше, тем лучше. Примерно через каждые 3-5 км замечал, что ветер всё слабее и слабее, а оглядываясь назад видел, откуда я вышел, и там все так же продолжалась буря.
Несколько особенностей зимнего Байкала.
Первое, на что обращаешь внимание – Байкал «живой» и «дышит». Находясь на льду озера, не будет умиротворенной тишины и постоянного спокойствия. Тебя постоянно сопровождает шум и грохот, исходит он то ли из толщи воды то ли от самого льда, то ли от того и другого в совокупности, непонятно. Звуки при этом совершенно разные. Ты слышишь, как лед трескается, при чем ухо способно воспринимать откуда и куда «бежит» трещина, глубокое уханье из толщи воды, удары, именно удары, по льду откуда то снизу, слышишь трение льда об лёд, звуки, напоминающие канонады крупнокалиберных орудий в дали, необычный звук, будто кто то трясёт огромный жестяной лист то медленно, то быстро и еще десятки других разнообразных звуков, которые сложно описать. Вспоминая о том, что под тобой сотни метров (максимальная глубина 1642 метра, а средняя глубина составляет 730 метров), понимаешь, что лед, толщиной 0,8 – 1,5 метра, сравним с пленкой масла в стакане. И от этого порой не по себе, особенно когда видишь становые трещины.
Становые трещины – это еще одна особенность Байкала. При сильно морозе лед на Байкале разрывает. Длина таких трещин может достигать около 30 км, а ширина: от шага, максимальный разрыв, который мне встречался – около пяти метров. Разрывы происходят каждый год и примерно в одних и тех же районах озера.
Торосы. Торосов на Байкале великое множество, торосы в разных местах разных форм и размеров, разной площади покрытия и толщины льдин. Встречаются поля с невысокими, до 20 см, острыми и частыми «торосиками». Встречаются огромные, размером с трехэтажный одноподъездный дом (такие встречал у берегов Ушканьих островов). Есть целые поля из нагромождения льдин толщиной от 30 сантиметров и высотой от полуметра до двухметровых. Время от времени встречаются полосы торосов, образованные в месте встречи одного огромного ледяного пласта с другим. В результате чего, либо один пласт подминает другой и вздымается над ним ледяной стеной торосов, либо ни один из них не сдается и появляется ледяная стена из хаотично нагроможденных обломков обоих пластов, образующих длинную непроходимую полосу. Такие полосы встречались мне высотой от полуметра до трех.
Шаховый лёд. При переходе участка пути в районе устья Селенги без умысла прижался ближе к восточному берегу, в последствии поняв, что совершил ошибку. Продвигаясь всё дальше и дальше стал обращать внимание на возрастающий шум озера. Это уже был не тот шум, характерный для Байкала, было ощущение, что подо льдом ведет бой артиллерийская батарея. И чем дальше, тем страшнее. Под тяжестью моего веса, при каждом шаге, от того места, куда наступил, начали расходиться трещины. Иногда разбегались стремительными паутинами, а иногда одной, устремленной куда то в даль, трещиной. Причем это были не те трещины, которые порой разбегаются по поверхности льда, было явно видно, что трескается вся толща льда. Порой лёд вздрагивал и производил звук удара откуда то из глубины. Закралась мысль о начавшейся сейсмоактивности Байкала. Что бы понять что происходит, позвонил дежурному Посольского ПСП МЧС. Дежурный уверил, что ни какой сейсмоактивности нет, не было и не ожидается. Однако, передав ему свои координаты, он в категоричной форме потребовал в срочном порядке покинуть этот район. Оказывается, в районе устья Селенги очень тонкий лёд, много родников, подмывающих лёд, сильные подлёдные течения и этот район славится наличием шахового льда. Шаховый лёд - это ледяная каша, которая не видна с первого взгляда и в которую можно провалиться, при этом этот шаховый лёд закрывается сверху за провалившимся и выбраться на поверхность не представляется возможным. Я бы с радостью покинул этот район, но подходил к концу световой день, а во тьме с фонариком продвигаться в таких условиях совершенно не хотелось. И, выбрав участок льда, на котором от меня в радусе метров пяти не было больших трещин, встал на ночевку. Это была одна из самых "шумных" и беспокойных ночей. Лёд грохотал неимоверно, время от времени прерывал сон и заставлял думать о плохом. Проснувшись утром разбитым и без настроения, решил сделать день отдыха, набраться сил и выйти уже из этого района. За день, привыкнув к грохоту вокруг, смог выспаться следующей ночью и выйти из этого злополучного района 15 марта, пройдя от места стоянки километров пятнадцать.
Весь маршрут пройден пешком, без применения лыж, коньков и любых других способов увеличить свою скорость. На гладком льду совершенно невозможно передвигаться на голой подошве. Для этого у меня были припасены съемные шипы на металлической цепочке, по принципу работы похожие на цепи, что одевают при необходимости дальнобойщики на колеса. В некоторых местах цепочка все-таки не выдерживала, звенья расцеплялись и терялись. Попытка ремонтировать, имеющимися в наличии нитками, к успеху не приводила. Нить очень быстро перетиралась. От этого некоторые части конструкции болтались, мешались и звенели, но, в общем, вся конструкция свою функцию выполнять продолжала. Потому, если придется вновь использовать такие же шипы, возьму с собой ремкомплект, в виде обычной металлической цепочки, со звеньями необходимого размера. Где, расцепляя звенья из этой цепочки мультитулом, смогу взять себе необходимой длины «запаску».
Личная гигиена. Начитавшись отзывов зарубежных дальнеходов о том, что их тело гнило, появлялись гнойные нарывы и мелкие ссадины не заживали от невозможности в нормальных условиях помыться, было не по себе, но было найдено простое решение. Спирт, просто чистый спирт и влажные салфетки. А так же, опробованный еще в армии, способ: обтирание влажным полотенцем. «Водные процедуры» выглядели следующим образом: сначала полностью обтирался салфетками, вместе с головой, после чего распылял из бутылька с пульверизатором на себя спирт, делая акцент на местах особого загрязнения и растирал. Предугадывая следующий вопрос: у меня был с собой увлажняющий крем. Влажным полотенцем обтирался время от времени, когда хотел ощутить свежесть и когда был запас времени растопить дополнительную воду или когда находил прорубь нерпы. Расход спирта оказался довольно таки не значительным за счет распылителя. Не больше двухсот граммов на 28 дней. В качестве зубной пасты использовал зубной порошок – он не замерзает. Перед экспедицией прическа была приведена к виду «6 мм» и пострижены ногти, к слову сказать, за всё это время ни ногти, ни волосы не выросли ни на миллиметр, видимо все вещества, ответственные за этот процесс уходили на поддержание других физиологических процессов.
Гаджеты. С собой у меня были: складная солнечная батарея, два внешних аккумулятора (Power Bank), фотоаппарат-мыльница, два мобильных телефона, навигатор, налобный фонарь и рассеивающий фонарь со встроенной солнечной панелью.
Условия постоянных отрицательных температур накладывают некоторые ограничения на нормальное использование техники. Ёмкостные возможности батарей сокращаются, по моим наблюдениям, минимум в полтора раза. Внешние накопители время от времени отказывались или принимать заряд или отдавать его. Мыльница, с ёмкостью батареи 750 мАч, делала не более 30 фотографий и пары минут видео при полном заряде.
Алгоритм работы с подзарядкой выглядел следующим образом. На ходовой день панель раскладывалась на санях (габариты: 435х511х4 мм в развернутом виде), заряжаемая батарея укладывалась рядом в санях и так на весь день. При температурах ниже 15 градусов батареи переставали заряжаться, 2х метровый USB-провод, припасенный как раз для этого случая, чтобы увести батарею под одежду, съедал заряд. В таких случаях к солнечной батарее привязывались репшнуры, образуя две лямки. И панель вешалась за спину как рюкзак, в этом случае стандартного короткого провода хватало, что бы спрятать батарею во внутренний карман. И уже ночью, от заряженной днем батареи, заряжались необходимые гаджеты. При этом зарядка гаджетов происходила в спальнике. И кроме батарей на ночь в спальник пряталось всё, что утром пригодится в незамороженном виде: крема, увлажняющий и от солнца, влажные салфетки, зажигалки, баллон с газом, нательное белье. В будущем буду искать для себя рюкзак со встроенной в него солнечной панелью. Это позволит прятать заряжаемую батарею в сам рюкзак и использовать химический обогрев или так же во внутренний карман куртки.
Пищевая раскладка. Условия. Выводы. Спланирована экспедиция была не совсем обычным образом. Разделил её на две части и укомплектовал пищевую раскладку на два этапа. Первые две недели использовал в качестве питания наши армейские сухпаи. Из сухпаев мне досталось: пюре яблочное, шпик соленый, сыр плавленый, икра овощная, паштет печеночный, фарш колбасный, шоколад, адаптовит. Из основных блюд: каша рисовая с говядиной, мясо тушеное, гуляш, говядина тушеная, мясо, тефтели. Из-за них сани на выходе составляли вес в 110 кг. Забегая вперед, хочу сказать, что это было сделано зря. По итогу об опыте использования сухих пайков: тяжело, не вкусно, не питательно. На втором этапе использовал: разнообразные сухие супы (рассольник, харчо, куриный, грибной, борщ, азбука), сухое пюре, лапша быстрого приготовления, тушенка, цампа. Да, времени и топлива для приготовления уходило больше, но вкусно, не тяжело и более питательно. Раскладка, используемая вне зависимости от этапа: смесь перцев, хлебцы, сухое молоко, соленое сало, сыровяленая колбаса, орехи (грецкий орех, фундук, кешью, миндаль), чай, горький шоколад, халва, галеты.
Основных приемов пищи 2. Завтрак и ужин. На один приём пищи готовился весь пакет супа, пюре или лапши, все пакеты рассчитаны производителем на четверых. Для приготовления тратилось около литра воды. На обед и перекус остановок не делал, ради экономии времени. Питание выглядело следующим образом: готовился завтрак, на день набирался литровый термос, куда засыпалась заварка и сухое молоко. Перед выходом в карман клал горсть смеси орехов и 10 галет. По не многу ел на ходу, не позволяя прийти чувству голода, чай пил при наступлении жажды, без графика. И вечером, после постановки лагеря, так же готовил ужин. Если вечером было время, то топил дополнительную воду и набирал в термос, это позволяло сэкономить время утром, начав готовить с момента разогрева воды, а не растапливания льда. Термос на ночь так же прятался в спальник. За ночь вне спальника он успевал не только остыть, но и заледенеть внутри. После первого опыта, когда впервые заледенелый термос отогревал разными способами два дня, больше так не делал. Заледенел, правда не весь и полностью, а часть, вода внутри плескалась, но крышка примерзла намертво.
По ряду причин готовил только в палатке: тепло, можно было находиться в палатке в нательном белье. Без ветра, на Байкале на середине озера безветренные дни за месяц можно посчитать на пальцах. Все ингредиенты под рукой, минимум передвижений. Параллельно можно заниматься другими необходимыми делами.
В первые дни топил снег, рассуждая, что снег на Байкале грязным быть не может. Однако через пару дней странный привкус воды и черный осадок в миске заставили рассуждать более логично. Что осадки в виде снега могло принести из любой стороны и страны, а самое чистое здесь – это лёд. После этого для готовки использовал только лёд. Лёд вырубался и крошился топориком.
В целом, еды и её питательности мне хватило на весь период и голодного упадка сил не было. Вот только неделю до окончания дневной перекус у меня составлял двойную порцию, т.е. две горсти орехов и 20 галет.
Однако я совершенно точно осознавал, что для моего организма с подобной раскладкой и этим количеством еды на один прием пищи, месяц – это максимальный срок комфорта. После месяца – это уже нехватка еды и надо либо увеличивать объем одного приема пищи при этом ассортименте либо менять раскладку на более питательную.
График движения. С момента начала ходового дня до его окончания длительных стоянок, обедов, сна не было. Шел непрерывно. Но каждый час, строго по часам, с 50 до 00 минут останавливался для того что бы лечь спиной на лёд и поднять ноги. Это позволяло исключить усталость и отек ног. Вечером ноги у меня были в состоянии: «как будто и не шел». В этот же период делал небольшой глоток чая и съедал по паре орешек или один галет.
25 марта вышел к стеле «Самая северная точка Байкала», сделал пару кадров, позвонил родным, сделал себе один залп из сигнала охотника и стал искать ночлег уже в Северобайкальске, куда я добрался на автобусе, оставив сани и часть вещей у мусорки в Нижнеангарске, сложив всё необходимое в рюкзак. По окончании чувствовал себя бодро, похудел за это время на 9 кг, приобрел несравненный загар по балаклаве. По возвращении медицинскоое освидетельствование не проходил, но особых последствий перехода и не заметил. Вес вернулся быстро.
Аптека.
Азитромицин
Найз
Аспирин
Аскорбиновая кислота
Кеторал
Панангин
Крем «УФ-фактор», «Бархатные ручки»
Пластырь
Вата
Бинты
Снаряжение.
Спальник: Red Fox Arctic -40 + Red Fox R&T, отличное сочетание, даже в -35 спал без проблем без белья.
Волокуши: обычные, за 3000 рублей, в длину около полутора метров. Не рекомендую, днище рвется торосами, снег налипает очень сильно.
Варежки: Bratex Graff -50, отличные варежки, не промокают, влагу отводят, в любой мороз согревают. Использовать в движении сложно – слишком жарко.
Шипы на обувь: Norfin, металлические. Спустя примерно 100-200 км хода звенья начинают сыпаться.
Палатка: Nova Tour, модель не помню. Всё отлично, вот только тепло из неё выдувает меньше, чем за минуту.
Рюкзак: Манарага Pamir 120, взял с собой на экстренный случай поломки саней, благо не пригодился. Но последующая эксплуатация хороших отзывов не дала. Настроить под себя так и не смог, неудобен.
Солнечная батарея: SOLARIS-8А-20-12-B, отличная батарея от solarvalley.ru, томские производители. При низкой цене отличное качество и производительность.
Куртка: Polar Bear от горкоторг.рф, позиционирующие свою одежду как: «комфортная одежда для суровых условий». Промокает, влагу не выводит, продувает, тепло не держит. Единственная рекомендация – годный вариант для дачного пикника, максимум до поздней осени.
Термобелье: Monblan от Восток-сервис. Рекомендую, полностью соответствует заявленным характеристикам.
Газ: Snow Peak 500, при минус 10 начинаются перебои, после минус 15 отказываются работать.
Coleman С 500, показал себя лучше. До -23 адекватно работает. Если ниже, приходится подогревать на сухом горючем или спиртовке как до, так и в процессе приготовления пищи.
В этом, уже не маленьком посте, постарался затронуть основные моменты. Мелочей намного больше и раздувать пост еще больше не вижу смысла. Готов ответить на любые появившиеся вопросы в комментариях или ЛС. Спасибо за внимание.
Публикация в Российской газете
А горелка у вас была без шланга, судя по фото? Со шлангом нет никаких проблем с подогревом газа, у меня в -25 работало практически как летом. Конечно бензиновая горелка еще надежнее, но никак не соберусь на нее перейти, поскольку газ и в морозы неплохо горит
А вот каким образом миска с водой не остынет за время готовки - это я не совсем понимаю
Вот в таком виде у меня шланговая горелка отлично работает без дополнительных манипуляций.
А любая горелка без шланга представляется жуткой головной болью. Хотя в сольных походах обязательно беру простецкую безшланговую как запасную, благо не весит почти ничего.
Автору поста отдельное спасибо!!!
Путешествие по Байкалу и фотографии вызывают искренне восхищение.
Алгоритм использования миски следующий.
Берётся с собой в поход отдельная (из гигиено-медецинских показаний) тонкая металлическая миска. Такая по форме, чтобы в ней устойчиво стоял газовый баллон.
В начале, перед пригоиовлением еды, в миску кладётся снег, который топится на том огоньке, который можно получить из газового балона при -25 (даже при этой температуре, полупустом баллоне и, будучи на высоте, это всегда можно сделать).
После того, как в миске образуется дрстаточное количество теплой воды, баллон ставится в неё.
Процесс горения существенно усиливается.
По мере приготовления еды теплую воду нужно подливать в миску, т.к. окружающая среда и процесс испарения газа существенно остужают баллон и водичку в миске.
Это можно делать и при комфортных температурных условиях, т.к. испарение газасильно охлаждает баллон, а использование воды в миске позволяет ускорить готовку и существенно экономить газ.
Используя шланговую горелку, проблема подогрева газа решается намного проще. За многие годы использования данного метода, никаких проблем не было. Надо заметить, что Реактор довольно часто выходит из строя, сам по себе, нужен как минимум один запасной.
На мой взгляд, если принцип работы реактора нравится, то надо подождать выхода шланговой версии этой горелки. Если пользоваться простой горелкой в палатке, как делал Роман, то экранами можно пренебречь и сэкономить вес.
В классической газовой горелке ломаться не чему, за исключением некачественного шланга, если такой установлен и засора/нагара от дешевого газа. Отчеты по Reactor показывают недостаточную надежность данной горелки и сложность ремонта на маршруте. Ниже один из примеров.
«Утром отказывается работать горелка Реактор. Это уже третья за последние полтора года. По прежнему неизвестно, что тому виной. Может быть излишняя тряска (горелка ехала в санях в пустой кастрюле). Может быть газ. Хотя газ использовали только фирменный. Дозаправленных баллонов не брали. Достаем запасной Реактор»
здесь
Ремонт горелки MSR Reactor, помогите!
здесь
Роман прошел весь маршрут с обычной, дешевой горелкой, расход газа получился минимальный, не рисковал отравиться СО. Какой смысл приобретать дорогую, пластиковую горелку, с риском выхода ее из строя и в случае сильной усталости, не проснуться в палатке при ее работе? На мой взгляд, лучшая замена на сегодня для подобных маршрутов, шланговая, газовая горелка, желательно фирменная, если позволит бюджет.
В горах Reactor лучше, согласен с Вами.
Только Роман, если соберетесь все это покупать, имейте в виду, что любой радиаторный котелок, а также МСР Реактор вырабатывают больше угарного газа. Объясняют это так, что радиаторный котелок активнее отбирает тепло у пламени, тем самым его охлаждая и сгорание топлива происходит не полностью. Причем при топке льда/снега риск угореть еще более возрастает http://activelife.dp.ua/outdoor/otravlenie-ugarnym-gazom-pri-ispolzovanii-gorelki-v-palatke.html
Я все же стараюсь готовить на улице, тем более что вся моя готовка сводится к кипячению двух литров воды (еще и поэтому мне способ с миской кажется абсурдным - вскипятить воду, чтобы с ее помощью вскипятить воду). Питаюсь разными хлопьями - овсяными, гречневыми, пшенными и др. Сейчас много всяких делают, скучать не приходится. Таким образом один литр уходит на то, чтобы залить хлопья кипятком и попить, второй литр в термос.
Готовлю в тамбуре, палатку проветриваю, выработку СО2 никто не отменял. На СО пофиг, не думаю, что у не каталитических горелок с не идеальной по КПД системой горелка-пламя-котелок, есть с этим серьезные проблемы.
2. Пластиковой горелкой??? Вы плохо владеете темой разговора.
3. если у человека сломалась третья за полтора года, то руки-крюки, как минимум. И мозг заточен странно, если покупает горелку, которая у него постоянно ломается.
Говорите, «латунное», резьбовое соединение надежно и как Вам то, что на фото? Горелка JB новая, из коробки.
"Пластиковой горелкой???"
Если горелку перевернуть, какой это материал по Вашему?
"если у человека сломалась третья за полтора года, то руки-крюки..."
Интересно, как Вы определяете какие руки у людей, не зная их, когда советуете ненадежную горелку для одиночных маршрутов?
Извините, но тема горелок и их ремонт не Ваш конек.
Причем тут JB и реактор? 10 или 20 отличий найти? Ничего общего.
Если горелку повернуть, то это защитный кожух. Можете его открутить и будет отлично работать без него.
Я отлично определяю какие руки у человека, если у нас даже горелка в публичном безалаберном пользовании отлично живет много лет. При этом ее возят не только на санях, а на армейских грузовиках, лошадях и носильщиках, которые любят с размаху бросить баул на землю, да и лошадей разгружают просто дернув за веревочку, баул падает с 1,5м высоты. Молчу про бесконечные самолеты с их грузчиками. Что там про сани и тряску в них??
Извините, но логика не Ваш конек, как и заключения о других людях.
2. Вы пишите, что латунная резьба лучше всякого шланга. Это не так, так как качество горелок разное. Можно латунную резьбу сделать хуже, чем шланг со штуцером. Для наглядности привел фото дорогой горелки JB.
3. Как Вы снимите этот кожух с Реактора, когда он является основанием горелки и детали крепятся к нему?!
2. Качество отличное у Реактора. На фото просто брак.
3. я никак не сниму, но называть горелку пластмассовой из-за пластмассового пылевого кожуха.. Ну, извините..
2. На втором фото Reactor. Детали крепятся не кожуху, а к основанию. Что бы предотвратить расплавление данного корпуса, установлен одноразовый, защитный клапан. После его срабатывания, горелка становится не пригодна к дальнейшей работе.
2. Так что - на фото расплавившийся клапан?
3. Что по третьему пункту?
2. На втором фото показано, что горелка MSR Reactor состоит из пластика. Фото начала разбора горелки для удаления расплавившегося клапана.
3. Еще раз повторяю, горелка Reactor названа пластиковой, не из-за пылевого кожуха, как Вы думаете, а из-за основных пластиковых деталей, без которых, в отличие от JB, горелка работать не сможет.
Wild Rain, Вы хорошо и безопасно ходите в горы, за что искренне Вас уважаю, но отличить шланговую горелку от не шланговой модели по фото, пока не в состоянии. Я занимаюсь ремонтом, не только горелок. Может не стоит многократно переспрашивать то, что другим уже давно понятно? У Вас есть пару Реакторов, попробуйте посмотреть на них внимательно. Если будут вопросы, напишите в ЛС, всегда отвечу.
Автору темы приношу извинения за переписку, не относящейся к автономному маршруту через Байкал.
2. не вижу что из пластика. Вижу обламанную (?) резьбу.
3. Хорошо, пусть так, поверю, хотя доказательств пока нет, тем не менее, сейчас даже на сертифицированных системах страховочных - на ногах бывают "фасты" из пластика, например. Термостойкость - тоже не проблема. Получше силумина бывает.
Я в состоянии отличить, просто на фото не горелка, а ее малый фрагмент. Да, я ими не торгую и не меняю раз в год, ведь реакторы отлично служат годами, и нет нужды что-то часто менять даже в нашем "промышленном" использовании. Я также имею несколько шланговых горелок в Киргизии, используем в горах этой страны, а также я многократно ходил с мультитопливными горелками в многодневные экспедиции при температурах до -45. Однако, во всех случаях, в самых экстремальных условиях в этих же экспедициях мы использовали именно Jetboil самого первого поколения (который верой и правдой отслужил 7 лет, прежде, чем был продан владельцу номер-2. Потому что его можно отлично жечь в палатке, даже мембранной, потому что он быстр и эффективен, потому что с ним нет абсолютно никакого геморроя, в отличие от Колеманов и Примусов всех мастей. А если еще и жечь в этих мультитопливках не White Gas, а бензин с заправки, кроме которого часто ничего нет, то чистить такие горелки можно раз в два дня, что напрягает, и шанс отказа, где-то на седле под Ханом стремится к бесконечности. В то же время просто газовые горелки не намного лучше в плане веса топлива к ним и скорости закипания, поэтому около них можно высушить даже, пожалуй, спальник, пока закипятишь 7-8л воды на четверых. Спасибо.
Обломанной резьбы там нет.
Плюсы у JB и Reactor, по сравнению с простой газовой горелкой, безусловно имеются, но оценивать надо все в комплексе. Как видим, у Reactor есть три основных минуса, это отсутствие шланга, лидер по выхлопу CO, неожиданные отказы в процессе эксплуатации. Достоинство горелки работать при ветре без экрана, для путника по Байкалу, не так значимо как в горах, т.к. работа горелки происходит в палатке. Владелец Reactor, согласно инструкции по эксплуатации, не должен ее использовать в палатке. Давайте теперь посмотрим, что предпочтительней, находиться в теплой палатке при приготовлении завтрака/ужина с некоторым перерасходом газа, который идет на обогрев помещения или постоянно контролировать горелку вне палатки на ветру, лишая себя долгожданного тепла после ночи или дневного перехода? Учитывая дополнительный вес и стоимость запасного Реактора, классическая, шланговая горелка будет предпочтительней. При этом, не надо тратить время на согрев воды для обогрева баллона с Реактором. Небольшой перерасход газа, практически ни на что не влияет, т.к. весь груз едет в санках, а не переносится по вертикальным стенкам в рюкзаке, в условиях гипоксии.
Скажите, пожалуйста, как специалист, до прихода ИСПП были ли летальные случаи в горах, от некоторого перерасхода топлива в горелке? Смерть собирала свою невольную жатву с приходом радиаторной посуды. Подробности этих случаев Вы знаете лучше меня.
У меня горелка Optimus Vega с весьма экономным расходом. При этом у нее есть штатный режим с перевернутым баллоном, в таком виде фигачит очень активно и удобно выжигать остатки из почти пустого баллона. Я бы эту горелку ни на какие Реакторы не променял бы.
Но стоит признать, что реактор удобнее, а жидкотопливные горелки нужно уметь обслуживать.
По сути нужен такой тест: на улице -25, приходят два человека, один с хорошей шланговой горелкой, другой с Реактором. Первый кипятит два литра воды, второй греет какое-то количество воды, наливает его в миску и потом кипятит два литра воды. Вы же не будете утверждать, что у первого уйдет в 2 раза больше времени?
Во-вторых там в таблице есть какие-то цифры для Веги, но не сказано это в обычном режиме или с перевернутым баллоном? Эти режимы принципиально отличаются и для них цифры не могут быть одинаковыми
И да, десяток параметров по указанной ссылке эту картину никак не проясняют.
Отдельную миску для баллона? Суровый у Вас туризм/альпинизм.
Почему флаг Чили 1812-1814?
Государственный флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, составляющей две четверти ширины, средней — белого цвета, составляющей одну четвертую ширины, и нижней — жёлтого цвета, составляющей одну четвертую ширины флага. В левом верхнем углу синей части полотнища флага на расстоянии одной четверти длины флага от древка изображён жёлтым цветом традиционный символ Бурятии (соёмбо), представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу — серп луны, над ним — круг солнца, а над ними — изображение очага из трёх языков пламени.
Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность. Белый цвет — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Жёлтый (золотой) цвет подчёркивает духовное начало (верующие буряты в Забайкалье исповедуют тибетский буддизм школы гелуг, символический цвет которой — жёлтый, золотой), жёлтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.
Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня (снизу вверх). Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — современное, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило, эти народы усматривали в ней таинство, так как Луна была хозяйкой ночи.
Обычно видно в какой стороне начинается сужение разрыва, в ту сторону и шел, иногда на запад, иногда на восток. Самый большой крюк, который прошел вдоль трещины - около 10 км - почти половина ходового дня, а еще надо вернуться на маршрут.
Торосные поля хорошо скованы льдом. Вот полосы торосов - один через два с открытой водой. Уже подходя к такой полосе шел медленнее и прислушиваясь. Подойдя ближе уже можно различить: открытая трещина или закрытая, вода на поверхности или скована льдом, как давно был вскрыт лёд и простукиванием лыжной палкой оберегал себя от тонкого льда и пустот.
Слуховые и зрительные галлюцинации - не миф, но этот этап пройден мной до Байкала. По моим личным наблюдениям это связано с количеством бардака в голове, уровнем тревожности и наличием/отсутствием простого животного страха. Как с этим справиться - отдельный разговор. В общем, на Байкале у меня такого не было.
Скажите, пожалуйста, какое соотношение было снег/лед по Вашей нитке? Какую часть маршрута можно было пройти на коньках?
Как удавалось тащить сани по снегу, при стартовом весе в 110 кг? Распределяли часть груза в рюкзак или жесткий снег позволял все перевозить в санках?
В палатке лежат наколенники, они были актуальны?
Чем был обусловлен выбор обуви их ЭВА? Почему, например, не сапоги Баффин? Alaska служила сменной обувью у палатки?
Сколько ушло газовых баллонов (450гр) на весь маршрут?
Заметна некоторая шероховатость в подборе снаряжения. Что больше доставляло неудобств для Вас и было желание заменить в первую очередь?
Спасибо.
Жесткий снег позволял тащить сани, на льду вес совсем не чувствуется. Хотя было около пяти дней, когда пройденное расстояние за день не превышало 7 км. Самое малое в день - 3 км. В эти дни в буквальном смысле полз на заднице, спиной по направлению движения. Подтягивал к себе сани руками, отодвигался сидя дальше и вновь подтягивал к себе сани. Было это на больших торосистых и снежных участках, когда глубина снега превышала 10 см.
Наколенников не было. Рассматривая фото так и не понял, с чем их перепутали.
На весь поход ушло 4 полных баллонов. При чем один к началу был уже початый, всего с собой брал 7 баллонов.
И вопрос о шероховатости снаряжения. Если писать отдельный пост о снаряжении в этой экспедиции, то он мог бы называться называться: "Как нельзя, ни при каких условиях, снаряжать экспедицию", "Снимите это немедленно" или "Как пройти over 600 км на морально-волевых". Причина банальна - весьма скромный бюджет.
Больше всего неудобств доставляла как раз таки обувь. Сейчас меня закидают тапками, но всё же отвечу. С собой было три пары обуви: ЭВА, Аляска и обычные летние кроссовки адидас. Ни одну пару из этого нельзя использовать в таких условиях. Однако, ЭВА просто теплые и не дорогие, Аляски просто не дорогие (на рынке за 800), а кроссовки просто были, как самый крайний запасной вариант. При этом к окончанию ЭВА была изрезана на 60% и сапоги были похожи на дуршлаг в крупную клетку, даже подошва, потому как идти надо, а ноги неистово преют. Аляска намокала от снега и изнутри за пару часов и к вечеру их можно было выжимать. После ночи Аляски вставали колом и были похожи больше на кусок льда. Когда и чулок из ЭВА был мокрый и приходилось идти в ледяной Аляске, то часа через три они оттаивали. Ну а кроссовки, к счастью, не пригодились, но был готов идти и в них.
Было желание заменить абсолютно всё, оставить только спальники и ложку.
Интересно, если брать коньки, данную дистанцию можно пройти быстрее и/или экономней по трудозатратам или наоборот поиск льда и частое снимание/одевание коньков с ботинок на холоде, только замедлит переход? Как Вы это оцените?
Если взять с собой легкую, алюминиевую лестницу метра 3 длиной для перехода через становые трещины, сэкономит время или будет в основном балластом на санках?
Беру наколенники, когда предстоит много идти по мокрым камням. На льду, думаю, будут не лишние. С чем-то их спутал, крайне слева с веревкой, на фото с горелкой, извините.
По одному баллону в неделю с топкой льда, невероятно экономно, с простой горелкой, если не пить сырую воду. Имейте ввиду, что от горелки на жидком топливе, будет ощущаться запах в закрытой палатке. Выигрываете в скорости запуска горелки при низкой температуре, проигрываете в самочувствии. Жечь горелку в тамбуре, менее удобно и тепла в палатке уже не будет.
Снаряжение, дело наживное, при желании все будет у Вас. Вы полностью прошли намеченный маршрут, без НС и болезни, это главное.
Желаю в будущем таких же интересных и безопасных маршрутов!
Лестница будет только балластом однозначно.
На фото попал носок сапога ЭВА, если присмотреться, то можно различить те самые самодельные вентиляционные вырезы)
На льду наколенники могут пригодиться. У меня в штанах были вставки из пенки в коленях, так что не заметил ситуаций когда наколенники могли бы пригодиться.
С газом да, я сам был удивлен. По поводу горелки или примуса, меня заинтересовал, посоветованный выше ректор, может отдам предпочтение ему против горелки на жидком топливе.
Спасибо за поддержку, со снаряжением разберусь со временем)
а журналюги из RG опять наврали )
Хороший поход!
Или газовую со шлангом и трубкой подогрева топлива - они работают стабильнее при низких температурах.
К палатке советую пришить юбку, если собираетесь и дальше ходить зимой. Чтоб тепло не выдувало. Или юбка там уже есть?
В качестве фотоаппарата можно взять старую зеркалку, из тех, что с подвижным зеркалом. Они очень быстро включаются и их можно включать непосредственно перед снимком, уже настроив объектив через видоискатель. Так они жрут гораздо меньше. И запасной аккумулятор держать в варежке.
Аккумуляторы держать в карманах на груди. Как и зубную пасту.
Использовать правило многослойности в одежде. Т.е. под легкую, но не сильно продуваемую, анорачку/ветровку одевать один или несколько слоев из флиса. Иметь пуховку для остановок и лагерных работ.
В ремнаборе полезно иметь стальную проволоку небольшого диаметра. Ею можно прошивать ботинки, или связать цепочку. Скрепки для этой задачи также подошли бы.
Ну и купите себе нормальный термос. Чтоб при -20 снаружи за ночь не успевал остыть.
Юбка на палатке была, на голом льду функцию свою не выполняет. Там просто нечем её прижать.
О выборе фотоаппарата совет приму, с моделью еще не определился. Батарейку и так хранил во внутреннем кармане, не помогало. Запасную не брал, в этом каюсь)
С правилом многослойности знаком и применяю, без этого загнулся бы на второй день.
Проволоку теперь буду иметь в ремкомплекте, спасибо. Ну а нормальный термос уже приобретен, сразу после опыта с ненормальным.
Спасибо.
Кстати, забыл сразу написать, ветрозащиту к горелке тоже не забывайте. Для одиночки делается из трех пивных банок, не весит ничего, а вот экономит топлива процентов под 20.
Достать/завести, тут все просто. Висит в чехле через плечо, что, конечно, не всегда удобно при работе с железом. Достается быстро, руковицу можно не снимать.
Я лишь зацепился к "зеркалку на мороз брать нет никакого смысла. Слишком много геморроя и риск замезнуть его насовсем)" Ибо это совсем не так. Мой опыт показывает обратное по обоим пунктам.
Использовал Sony A200/A700 и a58. Послядняя для походов все же не столь экономична как первые две.
Настоятельно рекомендую пообщаться с Саней Семеновым, он был в комментах чуть выше.
Он - автор единственной в истории зимней "кругосветки" по периметру моря.
В одного.
В целом, первые два абзаца и вторая фотография говорят обо всем. Автор -красавчик!
На момент моего путешествия я уже ходил туристические и альпинистские пятерки и шестерки. Поэтому думал, что более менее я знаю, что брать с собой, как готовиться, на чем сосредоточиться. И все равно многие аспекты до конца не были рассмотрены, поскольку основная цель была спортивная – пройти максимально быстро, с новым рекордом. Снаряжение также было порядка 100 кг: сани, рюкзак, 2 мешка, кошки, 2 пары лыж, коньки, 2 пары обуви, палатка, газ, еды на 2,5 месяца…
И, когда увидел фото твоей амуниции и первые описания итогов я был приятно удивлен. Красавчик!!!
С дискомфортом вспоминаю о куске стеклоткани. Всё казалось, что под ней пища насыщается продуктами горения топлива. Хотя, конечно, понимаю, когда суп-чай кипят-булькают, то в кастрюле слегка избыточное давление. А пока не вскипели? ...
Идеальная ветрозащита -- это цилиндрический забор из очень тонкого стального нержавеющего листа. Цилиндрическая форма забора обеспечивается жесткостью-упругостью листа. Фиксируется цилиндр от самораскрытия канцелярскими зажимами. Чтобы забор не сдувался ветром, он прижимался положенным сверху ледорубом. При сильном ветре ледоруб, конечно не удержит забор от заваливания. Но, на сильном ветру никто и не готовит; готовят в тамбуре или в палатке.
Толщину листа не помню, а штангенциркуля под рукой нет. Кусок листа мне дали на работе, лет 35 назад (как отходы производства). Из такого листа у нас изготавливались ёмкости для криогенных жидкостей в криостатах.
Запаха бензина в еде замечено не было ни разу. Никаких зажимов не требуется.
И да, пиво я ни разу не покупал, этого добра достаточно на обочинах по пути на маршрут.
А в чем принципиальное преимущество шипов перед кошками? Я думаю, было бы удобнее - и по ледникам в горах ходили бы в шипованных. Но давно никого уже так не видел, все кошки надевают почему-то. Были когда-то трикони да вышли из употребления много лет назад, не выдержали конкуренции с кошками.
Я не настаиваю, вполне возможно, в длинных маршрутах по плоскому льду своя специфика. Я ходил только по ледникам, максимум километров 50 непрерывно. Там кошки в самый раз и не сказал бы, что так уж походка меняется.
Просто интересно, если ли практика сравнения в Ваших условиях.
Думаю, дело в твёрдости льда и в разнице длин шипов и зубьев. По "бутылочному" льду лучше идти на шипах.
Бутылочный лед и в горах бывает. На зимнем Эльбрусе, к примеру. И что - там кто-то ходит на шипах вместо кошек? Никогда не слышал про такое, кого знаю - все в кошках ходили.
А переодевать, в зависимости от покрытия и угла, туда-обратно с шипов на кошки и обратно нецелесообразно от слова "совсем". Потому даже и мысли не возникает еще и шипы с собой тащить.
А можно увидеть нитку маршрута, на карте Байкала?
Основные мотивы, при выборе поворотов:
держался подальше от Ольхонских ворот, опасный лёд из-за подледных течений ("листочек" у надписи Прибайкаьский нац.парк);
прижался к п-ву Святой Нос, что бы рассмотреть поближе полуостров и Ушканьи острова;
после Святого носа прижался ближе к западному берегу, т.к. на восточном берегу пролегает зимник для авто к Северобайкальску, больше браконьеров. Отдалился от этого, чтобы люди не мешали и не сбивали с настроя.
Мои рекомендации для более комфортного перехода: напротив устья Ангары держаться ближе к восточному берегу.
Напротив устья Селенги ближе к западному.
Напротив Ольхона держаться по-середине.
У северной оконечности Ольхона уйти дальше к востоку, в этой области очень много и очень большие торосы.
После Святого носа держаться ближе к западному берегу.
Думаю, однако, что Вы сильно обеднили свое путешествие, двигаясь по центру озера и не видя берега. Мы ездили с севера на юг на велосипеде вдоль западного берега с заездом на Ушканьи острова и Святой Нос. Берега стоит увидеть.
А откуда узнали про зимник вдоль восточного берега?
Про виды согласен, но не это было целью экспедиции. Берега как ни будь в другой раз в другом формате посмотрю.
Про зимник всегда знал, он из года в год в одном и том же месте прокладывается из Северобайкальска в Усть-Баргузин, всё таки я родом из Улан-Удэ.
В частности, в Северобайкальске, на берегу озера всегда можно найти начало зимника. Необходимо остановить любой встречный автомобиль - вот кто обладает самой свежей информацией, он только что приехал с этого зимника.
Зимой, в Сибири. Вопрос времени.
Думаю, пока писать об этом рано, о психологическом аспекте. Накоплю по-больше разностороннего практического опыта и буду готов опубликовать этот опыт.
Пока могу сказать только тезисно: страх был, но контролируемый; чувства одиночества не было; свалить не хотелось, ни к теплу ни к уюту (сейчас говорю как шутку: мама, прочитав первую статью в газете о планах на пересечение Байкала, сказала: "Не пройдешь, скажу, что однофамилец").
Спонсоров не было, только долги)
Где-то в комментариях Вы упомянули о том, что Вы привязаны к санкам, и существует опасность при плохом раскладе быть утянутым санками в воду. А как вы крепите верёвку к себе? Для меня этот вопрос однажды встал ребром, хотя я заранее знал, что надо быть готовым в доли секунды отстегнуться от саней. И тем не менее замешкался... Тогда обошлось, но карабины я потом специально "отрепетировал". Обычно у меня веревка длинная, и открытые или слабозамерзшие трещины я сначала прохожу сам, а потом руками поддёргиваю сани - зачастую с разгону. В этот момент я не привязан к волокуше. Также стараюсь проходить неудобье в торосах - верёвка чисто в руках и вот тут уже - накоротке... В особо непроходимых торосах надеваю рюкзак на плечи вместе с привязанными санками... Я не ходил по Байкалу больше 10 дней, поэтому мой рюкзак в таких ситуациях был вполне подъемным. Хожу со своей палаткой "Sarma", использую один тёплый спальник (-30), питаюсь примерно как Вы (в обед орешки, курага, финики, сыр, хлебцы и чай), но всегда избегаю спать на льду, и ни разу не ходил по Байкалу в одиночку. Хотя и в группе как правило каждый идёт во время перехода своим темпом, по-отдельности, растягиваясь друг от друга "в точку"...
Удивился вашим сапогам! В качестве обуви практикую старые горные ботинки, в подошвы которых ввинчиваю шурупы так, чтобы шляпки шурупов были сикось-накось по всей подошве, - так получается больше трение на твёрдом открытом льду. Когда шурупы от ходьбы теряются, добавляю из ремнабора. Один раз так же оборудовал старые зимние кроссовки - вполне приемлемо... В кроссовки по утрам приятнее было влазить, чем в задубевшие ботинки-колодки...
Меня вполне устраивает пластмассовая рыбацкая волокуша. Но другие экспериментировали с самодельными санями - лучше всего к всеобщему мнению скользили и по льду и по снегу широкие низкие сани на узких полозьях _ во всяком случае они не переворачивались и легко шли по рыхлому 10-сантиметровому снегу... Пожелаю Вам, Роман, успешных маршрутов - чтобы и Вам они в первую очередь были по-душе, и для других Ваш опыт был бы интересным. Ловите один из моих снимков с "ледовки":)
Рюкзак, набитый тур снаряжением, не тонет. Время нахождения его на поверхности воды зависит от герметичности рюкзака. В связи с этим, гермомешок надо крепить не с боков санок, а уложить в него вещи в рюкзаке. Пластиковые санки, имеют удельную плотность близкой к единице. Комплект: санки + рюкзак закрепленный стропами, с внутренним герметичным вкладышем, практически непотопляем.