Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла".

Пишет ivantem, 14.08.2017 20:04

Пакистан: К2, Музтаг-Тауэр, Латок, Броуд-пик, Транго, Шиптон, Бьяхо, Гашер-Машер и прочие брумы... как много в этих звуках, для сердца альпинистского слилось!
С 4 июля по 9 августа в Пакистане путешествовали две сборные альпинистские команды по три человека: Москвы-Самары с объектом восхождения Trango Tower (Trango Nameless) 6239 м. и участники проекта «Сибиряки на больших стенах мира» в не совсем сибирском составе – Томск-Новокузнецк и Санкт-Петербург.
«Сибиряки» выбрали для прохождения северо-западную стену вершины Great Trango 6286 м.

Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)

Разглядывание стены при акклиматизационном выходе в сторону Транго Монаха выявило логичный рельеф в левой части «подошвы» Great Trango и очень слабый рельеф в правой части хэдвола. "Наш вариант" - решили мы!

Уже после определения нитки маршрута слева-направо, пришло понимание, что где-то там же внизу идет нитка украинско-красноярского маршрута. В общем-то, так и оказалось. Начали мы даже чуть левее левее, но через пару веревок выскочили на эту супер логичную линию и, как не пытались свернуть вправо, рельеф все равно приводил нас на торную дорогу.

Так как пара кошек была всего лишь одна, лавины шли из кулуара «Out of Reality» без расписания, а баулы не отличались невесомостью, то после выхода на плиты перед снежником на 12-й веревке, решили скатиться на одну косую веревку вправо и продолжить подъем по другой стороне от снега. Считаем, что отсюда шли уже своим путем, так как Лоу и Одинцов двигались правее, а нитка Германии рисуется чуть левее. На «подошву» у нас ушло три дня.

Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев) Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев) Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев) Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев) Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев) Пакистан 2017. Great TRANGO. "Иншалла". (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, camp, cassin, CAMPCASSIN, camp-russia.ru, risk.ru, темерев, Суздальцев)

Под хэдволом скудность рельефа заставила нас много спорить о стиле и необходимости такой траты времени на скайхукинг и соединение «дырочными» дорожками скуднейшего рельефа. Однако, решили, что нужно пробовать. Мало кто часто бывает на Транго (точно не я) и мы себе не простили бы потерю шанса проложить свою линию. В итоге скайхуков вышло около 130 штук на 90 метров.

Бескомпромиссная вертикаль с небольшими слегка подвисающими участками не давали нам возможности делать большие шаги в крюконогах. До середины хэдволла добирались долгих и нудных 4 дня. Поломанный бур на 8мм, сыпучая корка на скале и тупящиеся в граните спиты ни разу не добавили нам скорости. Появление рельефа, хоть и обрамленного сыпучим песком, принесло огромную радость и проблеск надежды на успешное прохождение хэдволла. Настроения этих дней сказались на вариантах для выбора названия маршрута – «Отчаяние и надежда». Однако, остановились на более традиционном для Пакситана «Иншалла», очень уж характерно – «Иншалла, пролезем».

Хэдвол уложился в 10 веревок примерно по 50-55 метров и шесть дней жесткого ИТО, держащего в напряжении до последних метров.

Дальше мы очень рассчитывали на описание верха маршрута от друзей, которые смогли пройти вершинный бастион до 10 утра, придя на полку в предыдущий вечер.

Тут начался какой-то Хогвардс… Сначала ребус с маятниковыми шлямбурами в каком-то хаотичном порядке, затем великолепная щель, которую я посчитал бы делом своей жизни собрать в лазании чистым трэдом, но только не на высоте за 5800. Мы уже отдохнув в базлаге после маршрута лазали в хорошую теплую погоду крэки рядом с БЛ на высоте 4000. Максимальная категория около 6с+, но на ключах от движений срывало дыхание. Когда я с расстановкой своих точек пролез трассу длиной около 15 метров, чувствовал себя, как-будто пробежал на максимальный результат не меньше километра. Предположить, что друзья пролезли щель на бастионе свободно и этим выиграли тьму времени очень хочется, но уровень лазания тогда должен быть близок к девятошному...

У нас на бастионе, хоть и светило солнышко, погода не позволяла даже нормально снять перчатки. О скальниках я и не думал. Щель из 6с-7а превращалась в 7b-7c и тянулась примерно на 150 метров.
ИТОшил эти А1-А2 участки я весь 10-й день и прошел только 120 метров.
По схеме коллег дальше с каждым участком трудность должна была очень существенно падать вплоть до гребня 5-й, 4-й категории. В надежде на возможное лазание, в штурмовой 11-й день мы даже взяли с собой мои скальники и магнезию. Погода не способствовала этим намерениям. Как и рельеф. Сразу за прекращением вертикальной части пропали все шлямбура и обильное железо, оставленное командами при подъеме. Стали иногда попадаться спусковые френды, оттяжки и крюки. Зато щели стали глохнуть, вместо обещанного упрощения рельефа. Тяжкие сомнения одолевали меня даже сильнее глобальной усталости, но я верил в лучшее.

Ровно до 17 часов. Когда уперся в рельеф сложности А2-А3 совершенно без метсного железа и рельефа для страховки. Вернее, метрах в десяти в каком-то сумасшедшем карнизе, который совершенно не штурмуется снизу, болталась чья-то спусковая мотявка. Несколькими участками ниже мы сами кинули закладку, когда по простому рельефу угребли в тупиковый угол, выводящий на голую стену.
Пришлось собрать команду на полочке, чтобы обсудить возможные варианты и принять какое-то совместное решение, потому что уровень волшебства у предыдущих команд сильно превышал доступный нам.
Визуально, до жандарма на гребне, который назван коллегами южной вершиной и на котором почти все рисуют окончание своих маршрутов, осталось пара участков, но каких!
Урезание продуктового пайка, с целью растянуть запасы на больший срок, не сказались позитивно на работоспособности команды, а также холод, пробивающий зимние куртки из прималофта, приближающаяся темнота через 2,5 часа, 11-й день работы на пределе с 3-4 утра до 19-20 часов вечера и перспектива 4-5 часов ИТО по голым плитам. Это в оптимистичном прогнозе…
Решение было единогласным – постановили, что достигли высшей точки маршрута, которую назвали «южным бастионом южной вершины Great Trango» и начали спускаться вниз, забив свой шлямбур, потому что ни местного железа, ни рельефа под него не было.
В платформе на полке под бастионом были около 21.00
Продуктов, даже в сокращенном формате с трудом хватало для спуска с горы, а попытка перенести платформу вверх и доработать эти пару участков, оценивалась мной в несколько дней. Не добавлял оптимизма прогноз, уже давно обещавший «а вот теперь точно три дня хорошей погоды», при котором снег шел каждый день, и мы просто уходили в аварийную ситуацию в случае перемены прогноза на «завтра будет гроза». В 2007-м Хвостенко и Ко отсиживались на стене в июле под настоящим зимним снегопадом целый день... Познакомившись после экспедиции детальнее с отчетами и видеороликами предыдущих горовосходителей, пришли к выводу, что в районе бывает намного худшая погода.

Протяженность маршрута приблизилась к двум километрам, а вертикальный перепад по нашим прикидкам от старта и до финиша составил более 1500 метров. Спуск занял 2 дня – катились по пути спуска Михалицина (Красноярск). Сперва по американскому ребру и местным шлямбурам, затем, перебивая красноярские якоря и добавляя свои, ушли в «цирк» на полку под хэдволл, а дальше вдоль нашей нитки по линии падения воды, постепенно смещаясь к действующему ручью из кулуара "Out of reality".

После последнего дюльфера. Через 6 часов после употребления крайней шоколадки... "батарейки" высажены

Отдохнув в лагере после спуска, мы поняли, что тело просит вершины, а опа приключений. Объединившись с Димой и Лехой пошли топтать снег по классическому маршруту на Great.
Мы считаем, что поднялись на Северную вершину, так как справа Западная и Южная (найдите её ;-), а слева так называемый Trango Pulpit (поправьте нас, если ошибаемся?). Заняло это 4-5 часов перехода в АBC на 4800 и 10 часов «копания траншеи» на маршруте – уж очень сильно снег проваливался под охудевшими горовосходителями.

Скальные стены башен Транго, это своеобразный Эверест в мире бигволла, и попробовать свои силы в этом районе было нашей давней мечтой.

Хочется сказать большое спасибо всем родным, близким и друзьям, которые помогли осуществлению этой поездки и поддержке в то время, когда мы были на стене. Сообщения приходили редко, но были чрезвычайно приятны.

13 дней, это даже близко не 40, но жизнь на стене после второго дня это целый мир!

P.S. Про свой маршрут команда МКС, думаю вскоре расскажет сама. ;-)

Спасибо за поддержку:

Информационный партнер: Risk.ru

А Лене Дмитренко отдельное ОГРОМНОЕ спасибо!

Поздравляю с новой линией на культовой вершине!
Жаль, что не дотянули эти два участка (может помешать при возможном судействе), но молодцы, что все-же сходили на вершину, пусть и по классике.

Спасибо.
Я очень расстраиваюсь и переживаю, когда в горах уходят друзья. И с каждым разом все больше ценю жизнь, соответственно делаю всё для того, чтобы не расстраивать своим невозвратом близких и друзей.
Любые маршруты-награды-чемпионаты-звания не стоят ничьей жизни. ИМХО.

Впрочем, не буду скрывать, что эти 100 метров, которые и на вершину-то ни на какую не выводят, вызывают у меня очень сильный когнитивный диссонанс, уже не первую неделю. :)

Согласен, жизнь и здоровье важнее медалей.

У нас было на Шингу Чарпа, когда мы после 19 дней на стене не дошли в финальный день до вершины, но мы спустились к платформе, оставив пару веревок в ключевых местах и повторили попытку на следующий день, уже успешно.
Ну и еще был вариант команды Одинцова - сбросить платформу и налегке дунуть через вершину, не рассматривали такой план?

Поздравляю! Круто! Новая линия. Логично и красиво смотрится на основной части стены! Решение по спуску понятно. На мой взгляд правильное решение!

Отличная работа!
Классные фотки, хороший серьезный маршрут, все живы-здоровы, что еще надо....
Захотите, в следующий раз пролезете что-то еще!
Свой след вы уже оставили....
Здоровья и удачи!!!

Крутые фотки, хороший рассказ! Правильное решение приняли.

Ваня, вы - молодцы! Хороший маршрут прошли и правильное тактическое решение приняли.
Не переживай!

Я человек наивный, но все говорят, что очень амбициозный. Тяжело, знаете ли это скрывать :)
Почему-то считал, что к этому маршруту применимо слово "первопрохождение" (амбииции прут), можно с формулировкой из отчета Марины - "комбинированный первопроход".
Есть люди, которые настаивают на том, что все это фуфло и яйца выеденного не стоит.
Стало интересно мнение альпинистов - все ли считают, что слово "первопрохождение" к маршрута "Иншалла" никаким боком не применимо?

(судя по всему я еще мелочный и злопамятный)
;)))

Интересно прочитать, что это за чёткие критерии отличия первопрохода от варианта в ААJ и тем более в Piolet d'Or. Никогда о них не слышал.
В нашей методике судейства формулировали, что если впервые пройдённый, новый участок является определяющим сложность всей линии - то это можно считать новым маршрутом. По этому критерию, например, маршрут Шабалина по «носу» Аксу считается самостоятельным маршрутом, а не вариантом Попова или Чаплинского. По-моему, по этим критериям и ваш маршрут можно считать первопроходом, очевидно что самая сложная часть вашего маршрута пройдена впервые.
Правда, у классификационной комиссии другое представление о вариантах, например, они наш маршрут на Poincenot: http://www.pataclimb.com/images/climbingareas/chalten/fitz/Poince_SE_01.jpg классифицировали как вариант маршрута Bagual Bigwall, с которым он вообще не имеет ни одного общего метра (а верхняя часть у обоих идет по более старому итальянскому маршруту).

Интересен человек, что берётся судить гласом Бога.

Во всяком случае, любая комбинация вариантов - это новый маршрут на вершину. Свой путь. Тем более, когда новые участки пройдены.

Ну-у-у...у кл.комиссии свой взгляд на мир )))
Например, маршруты на Гр.Транго Одинцова и Михалицина оценили в 6А.
А Хвостенко и Коптевой уже в 6Б...
;-)

Потрясающе! Слов не подобрать )
Поздравляю с Большой экспедицией, мечтой и Горой!

привычка выделять понравившиеся куски при прочтении: "волшебство", это точно!

Кто может разъяснить современные бигвольные тенденции? Вот в 2003 г. команда Могилы пролезла свой м-т по С-З ст., но не дошла до вершины пару веревок в силу каких-то очень важных причин. Практически этот же м-т пролезли до конца красноярцы в 2007-м. На приведенной здесь схеме, фамилия Могилы не значится совсем. Т.е. раз другая команда закончила незавершенное, значит незакончившим незачет? А если все же зачет, то сколько метров нужно не дойти до вершины, чтобы уже был зачет?

Иван, есть только два варианта: залез, не залез. Третьего вроде как не существует. Получается вы не залезли. Сколько и почему - это уже другие вопросы.

1. Я не утверждаю, что маршрут "Иншалла" вывел нас на вершину Great Trango.
2. Я не спрашиваю так ли это или нет.
3. Мой вопрос: "Стало интересно мнение альпинистов - все ли считают, что слово "первопрохождение" к маршруту "Иншалла" никаким боком не применимо?"
4. Лоу не был на вершине - их маршрут закончился на гребне, но они с этим маршрутом были номинантами Пиолета.
5. Германия не дошла почти столько же, сколько Украина через 8 лет. Но их маршрут рисуют на схеме, а украинский стал красноярским, потому что они его долезли.
6. У маршрута по бастиону СЗ в отчете характеристика "первопрохождение", но низ и верх не на 100% самостоятельные.
7. У парочки команд, работавших на американском ребре я не нашел пруфов их пребывания на гребне, который все именуют Южной вершиной, но считается что на GT они взошли.

В связи с этим всем у меня нет ответов на вопросы Евгения, зато для Бобрмана вроде как есть примеры "третьего", нет?

Понятно. Есть спорт, но нет общих правил. Может бигвольному сообществу уже пора к чему-то придти? Ну там подумать, пообсуждать и принять какие-то общепринятые правила с окончанием м-та? К примеру, в советском альпинизме нужно было принести записку с вершины, либо предоставить разумные объяснения почему ее нет, но тут уж на усмотрение выпускающего. Допустим, решили: "совковые" правила "ф топку", тогда что взамен? Если нет правил, значит это не спорт, а малоинтересный туризм; нет правил - нет достижений, нет достижений - нет интереса к явлению, нет интереса - нет спонсоров, ....

по поводу плохой погоды - базовый лагерь Транго август 2014

" а попытка перенести платформу вверх и доработать эти пару участков, оценивалась мной в несколько дней."
Это твои слова.

полностью под ними подписываюсь.
и?

И для того, что бы залезть на Транго вам нужно было лезть еще несколько дней

Есть примеры культовых маршрутов в Альпах, которые не то, что не доходят до вершины, но даже и не до гребня. Например, американ директ на Пти Дрю кончается посередине стены на блоке Куансе (где он сливается с классическим маршрутом по Северной стене). И многие до него и лезли и потом начинали дюльферять. Из тех, кто лез дальше, подавляющее большинство доходило до гребня и начинали спускаться, на вершину к Мадонне доходят единицы.
Так и маршрут Иншалла можно назвать самостоятельным маршрутом до слияния с маршрутами, заканчивающимися по правому ребру.

Я могу привести еще несколько подобных локальных примеров, но это ведь исключения, а как общепринято?

В современных Альпах, это, скорее, правило, чем исключение. Маршрут заканчивается там, где первопроходцы решили дюльферять. И это может быть даже не гребень и не плечо, а просто кольцо посередине стены. Посколько народ не за вершиной, а полазить пришёл. В Патагонии несколько иные нравы, не дошёл до вершины, - не сходил маршрут.

Этот маршрут доходит до вершины, а то что кто-то не доходит - это его личное дело.

Именно Американ директ называют маршрут до блока Куансе, хотя в гайд-буках, естественно, прорисовывают до верха, по линии классического маршрута http://horolezectvo.vetroplachmagazin.sk/pictures/magazin/1090/1413221444.jpg

пункт 5.3 Правил проведения альпмероприятий:

Восхождение засчитывается участникам, достигшим высшей точки вершины или массива, после предъявления Записок с вершины и из контрольных туров на маршруте, за исключением маршрутов, пройденных впервые.
Так что даже формально нужно если не вершину, то хотя бы на гребень залезть
Понятно, что есть много стенных маршрутов, после прохождения которых никто на вершину не ходят.
В противном случае можно дойти до абсурда и делать маршруты до середины стены.

P.S. А линия получилась отличная и решение правильное! Честность команды вообще вызывает восхищение и уважение! Молодцы!

вот еще такой исторический пример: китайцы в 1960 году залезли на Эверест с севера, теперь это китайский маршрут, хотя англичане там с 1920-х лазали и до 8600 дошли...
Кто долез, того и маршрут. Все просто!

хм хм...
подсказывают тут ))))

"Номинанты Хрустального пика-2010: массив К7 West. Олег Колтунов и Вячеслав Иванов"

они на гребень вылезли, хотя пример плохой

Вот описание Транго: Башни Транго (англ. Trango Towers) — многовершинный скальный массив в хребте Балторо-Музтаг горной системы Каракорум, находящийся на спорной территории Гилгит-Балтистан. К вершинам башен ведут одни из самых протяжённых и сложных скальных стен в мире. Высшей точкой массива является Большая Башня Транго, высота которой составляет 6286 метров. Западная стена этой башни является самой большой вертикальной скалой в мире. Её протяженность составляет 1340 метров.
Все башни массива Транго расположены в гребне, протянувшемся с северо-запада на юго-восток между ледником Транго на западе и ледником Дунг на востоке. Сама по себе Большая Башня Транго представляет собой массив с четырьмя вершинами: Главной (6286 метров), Южной или Юго-Западной (6250 метров), Восточной (6231 метр) и Западной (6223 метра). Это сложная комбинация крутых снежно-ледовых желобов, вертикальных и нависающих стен, увенчанных снежными шапками гребней.
К северо-западу от Большой Башни находится Башня Транго, которую также часто называют Безымянной Башней Транго. Это большой довольно симметричный скальный шпиль. К северу от Безымянной Башни Транго расположен небольшая скальная башня, известная как Монах Транго. Дальше на север за Монах Транго, склоны хребта становятся менее крутыми, и там уже нет скальных стен, которыми отличаются вершины массива Транго, притягивающие альпинистов, хотя высоты там становятся больше. Эти вершины обычно не считают частью группы Транго, но они имеют общие с группой названия: Транго II (6327 метров), расположена к северо-западу от Монах Транго, и высшая точка гребня — Транго-Ри (6363 метра), находящаяся дальше на северо-запад от Транго II.
К юго-востоку от Большой Башни Транго расположена Транго-Пулпит (6050 метров). Её стены весьма похожи на стены остальных вершин группы Транго. Дальше на юг расположена вершина Замок Транго (5753 метра) — последний большой пик в гребне перед ледником Балторо.
Ваня, я ничего не понимаю, откуда появилась Северная вершина, и более того «южным бастионом южной вершины Great Trango» ?!!!

Это ведь люди написали. И я человек. Мы все имеем свойство ошибаться.

Например люди, которые взошли на Транго считают, что залезли на такие высоты:

Андрей Жерноклеев считает, что "вид с юга, на котором обозначены красным - те же вершины, что и у вас красным. А желтым - Престол."

С удовольствием посмотрю на фото, где будут четко расставлены названия и высоты...

Поправьте, пожалуйста. На верхнем фото вид не с юга, а с самого что ни на есть востока-юго-востока.
С юга Nameless закрыта и должна быть чуть левее Great.

Добавлю для разборок ещё ссылку карту, купленную в Пакистане, где есть высоты, но жаль нет названий

2 vgrab: Вы правы насчет направления съемки фотографии с желтой меткой на Престоле: не с юга, а с ЮВ. Как настоящий "диванный ольпенист", отвечал Ивану с телефона, не предполагая, что это будет вынесено сюда.

Касательно ориентации основной обсуждаемой стены, от маршрута Могилы до маршрута Михалицына: практически всегда в Сети речь идет об именно северо-западной стене.
Наберите, пожалуйста, в поисковиках 'Trango NW wall/face". Это не 100% аргумент, почему-то сложилось именно так.

Конечно, можно и спорить, взглянув на эту фотографию неплоского верхнего бастиона (снята с цоколя, авторами маршрута Out of Reality, 2013):

А можно - и не спорить вовсе.

Странно, 10 лет все считали.что Большая Башня Транго представляет собой массив с четырьмя вершинами: Главной (6286 метров), Южной или Юго-Западной (6250 метров), Восточной (6231 метр) и Западной (6223 метра). И вдруг у вашей команды появляется Северная вершина Great Trango?! Откуда у вас последнее фото?! Вы сами это придумали?!
И еще вопрос- а какой все таки маршрут на Great Trango считается классикой?!

Татьяна Ивановна, вас не смущают высоты у восходителей в классификаторе ФАР? Сдается мне, что далеко не все так считали 10 лет, как вы скопировали с вики_Риск ; -)
Вы не предполагаете, что ошибаться могут многие?
Характерный пример с заблуждением человечества относительно того что вокруг чего крутится - Земля-Солнце. ; -)

Последнее фото у нас из интернета. Нарисовал на ней я сам, потому что подписанных схем с раскладкой где какая вершина у Great не нашел. Да, это мы придумали сами.
Повторюсь, что я рад исправить свое неверное мнение, но хотелось бы увидеть не слова из вики, а фото с названиями...

Фото с ниткой классики на Great

На этой фотографии нитка подъема бэйсеров с точкой прыжка. Снизу подъем идет по классическому маршруту.

Кстати, я уверен, что Марина и Александр были на одной и той же вершине ;-)
Что совсем не следует из названия вершин на которых они были, судя по классификатору...

Ваня, меня не смущают высоты, указанные в классификаторе ФАР. Ты же не указываешь ниодной высоты. Относительно классики, я спросила название маршрута и какого года?!! Я просто не знаю, какой все таки маршрут считается классическим?! Можешь уточнить?!

Зато высоты указываете вы и ни одна, как и названия, не совпадает с теми, что указаны в классификаторе. Это говорит о том, что кто-то ошибается.
Насчет классики не в курсе подробностей ни насчет названия, ни насчет года.
Как будет хорошая картинка Грейт со стороны Нэймлес - нарисую нитку и выложу сюда.

Не Иван молодец! Смелый парень, нестоящий капитан!

Извиняюсь - настоящий :)

Ваня, становится еще интереснее. Мы шли, шли, куда-то пришли, обозвали Северной вершиной. ну просто круто!!!

Я рад, что вам понравилось. Это дорого стоит :)

Не ошибается тот, кто ничего не делает (и никуда не ходит). :)))

По фотке - точно "иншалла"... также на одной веревке Игорь Барыкин погиб на Латок 3, хотя две висело фиксированных

Барихин...

Вроде "5 копеек", а от хорошего человека и такое внимание приятно! ; -)))

Чуть внимания к фото и станет понятно, что под Егором веревка одинарная, а над Егором вокруг статики немного обмоталась динамическая половинка Camp, которую выбирает напарник на станции.

Можно посмотреть на другие фотографии и посчитать к-во веревок...