Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2.

Пишет guttalin, 31.07.2017 19:38

Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)

5й день 13.10.1996. Mosum Kharka – Tangnag (4350m)

Утро проходит как обычно. В палатку утром приносят чай, затем воду для умывания. После этих процедур надо собрать свои вещи, уложить в рюкзак или сумку и выставить из палатки. Их заберут портеры и отнесут к следующей стоянке. Затем завтракаем и выходим. Cooтветственно по времени это получается 6.30, 7.00,7.30.

Наш лагерь годом позже.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Ребята, которые пришли вчера рано, к нашему подъёму готовы сваливать. Потихоньку и начинает выдвигаться наш караван. Портеры разобрали грузы и некоторые уже ушли.
Сегодня духи гор дали нам солнечное утро, правда солнце светит на соседний склон. Мы пока в тени, но есть перспективы и это радует. Путь по природным зонам, что мы проделали вчера, предстоит проделать и сегодня, но снизу вверх. Сегодня предстоит набрать почти 1км. высоты, с 3540м. на 4350. На Кавказе на такой высоте жизни нет, а здесь – пожалуйста, даже мыши бегают.

Мани волл (Mani Wall) на пути к Tangnag.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Идем вдоль реки Inkhu Khola. Путь не близкий, но крутых подъёмов не предвидится. Погода хорошая. Забегая вперед скажу, что так было до самой стоянки. Правда вершины так и не захотели нам показаться во всей красе и укутались в облака. Изредка они заявляли о себе, на мгновения открываясь, но это были лишь мгновения.

Сколько надо потратить времени чтобы сделать такой камень...
Хочется неба ясного, без облаков. Может я хочу слишком многого? Спасибо и за то, что есть. Дождь не идет, снег не идет, солнце светит, не жарко.

...или такой.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Постепенно хвойный лес закончился и начались заросли рододендронов. Здесь это огромные деревья, не то что на Кавказе. Рододендроновые деревья становились всё меньше и меньше, затем они превратились в кустарник с человека высотой и наконец опять мы вступили в зону альпийских лугов. Третий раз за три последних дня, здорово!
По пути нам встретился монастырь. По непроверенным данным, ему лет 200. Огромный, нависающий камень закрыт стеной. В ней есть дверь, которая закрывается на ключ и проделано окно. Внутри настелен деревянный пол и сделан алтарь на котором стоят полутораметровые статуи божеств из буддийского пантеона: Белой Тары, Гуру Римпоче и Будды Ченрези. Перед алтарём лампадки. На полу набросана кучка можжевеловых веток. Их используют как благовония бросая в костёр.
Наши шерпы, зная где лежит ключ, открыли нам дверь. Мы вошли, по традиции оставив обувь при входе и разожгли костер из можжевеловых веток, которые прихватили с собой. Сделали подношение, оставив деньги на алтаре. Таким образом мы совершили пуджу, как объяснили нам шерпы, попросив удачу в восхождении у самого Будды. Должно сработать. Место конечно очень сильное. У меня ещё долго после этого бегали по спине мурашки.
Закончив пуджу в монастыре двинулись к месту нашей стоянки, в деревню. Это самое большое поселение которое встречалось нам по пути. Здесь с десяток добротных домов из камня. Поля огорожены каменными заборами. Говорят, что здесь выращивают картошку. Как это происходит, я не видел, а растущие капусту и салат видел собственными глазами. И это на высоте более 4 км. Это последнее поселение перед Чуккунгом (Chukkung) до которого ещё надо дойти.

Тогда, в 1996. монастырь был никудышним снаружи. Нашли мы его тогда только по флажкам, которые развивались рядом с ним. Десятью годами позже, в 2005, это уже было сооружение которое на картинке.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Там уже сидел монах, или смотритель, право - не знаю, но он отслужил нам пуджу.

6й день 14.10.1996. Tangnag (4350m)

Наш лагерь в Tangnag.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Cегодня отдых. Чистим пёрышки и приводим себя в порядок. Надо же когда то и отдыхать, да и для акклиматизации полезно. Нам ведь на 6500m лезть.
Поднялся в 5.15 по малой нужде и глазам не поверил. Солнце снежные горы и на небе ни облачка. К сожалению, через час от этой идилии не осталось и следа. Появилась дымка. В общем небо опять затянуло. Не катастрофа, конечно, солнце пробивается, но не так как хотелось бы. Для ходьбы хорошо, а вот постирать – высушить, так не очень. Да и для фотографии не очень.
Эти три картинки сняты с разницей в несколько лет.

Мера пик из Tangnag на закате.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Почему так много внимания Мера пику с этого ракурса? Да, просто имея здоровый фотографицеский зуд, нельзя не поддаться искушению. Стена прямо над деревенькой и постоянно, на закате, наблюдаешь это буйство красок. И время было, и желание.

После обычной утренней процедуры, стартуем в сторону пика над деревней. Это жандарм в гребне с Косум Кангру (Kusun Khangkaru 6370m). Решаем дойти до 5000м и повернуть обратно. В 9.00 выходим. Обычный акклиматизационный выход. Ничего особенного. В каждой руке по лыжной палке, за спиной рюкзачок с теплой одеждой и термосом чая и вперед. Высота конечно сказывается, бежать не хочется. Вид сверху потрясающий. Всё, что нам предстоит пройти вплоть до перевала Мера ла (Mera la. 5300m), как на ладоне.

Наша кухня и кают - компания на фоне Мера пика.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Будда наконец то сжалился над нами и подарил 4 часа отличной погоды. Я дорвался до фотографирования. Как все хорошее быстро заканчивается, так произошло с подарком от Будды. Небо затянуло, но я кое что успел. Главное, что мы поднялись на 5000м.

Вечерние посиделки.

7й день. 15.10.1996. Tangnag (4350m) – Khare (4900m)

Сегодня мой день рождения. Отметил его купанием в озере Sabai Tsho (4453m). Его окружают красивые горы и в него стекает ледник. Его куски изредка отваливаются и падают в воду.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Здесь бы мне хотелось рассказать по подробнее об этом озере. Верхняя картинка сделана до того как его прорвало 3 сентября 1998 года. Нижняя - каким оно стало после этого. Четко видно, сколько воды из него вылилось. Можете поверить наслово, что его уровень опустился метров на 50.

В 1998м. мы шли на Меру спустя месяц после инцидента. В Thuli Kharka нам настоятельно посоветовали не спускаться вниз, а идти в Tangnag верхней тропой. Она есть на карте в предыдущем посте. У нас глаза полезли на лоб, когда мы увидели последствия этого прорыва. Некогда живописная долина Hinku теперь напоминала гигантский бобслейный желоб с виражами. До низа было далеко и о размерах камней, которые перетягивал поток, можно только догадываться.

В конце ноября 98 го. я опять попал сюда с группой. Нам сказали, что проделали кой какую тропу и мы уже не пошли по верху, а спустились вниз. Нижней трети тропы к Mosom Kharka небыло. Мы ломились как первопроходцы через рододендроновый лес, иногда проделывая себе дорогу с помощью ножей кукри (надо сказать, хороший инструмент) как первопроходцы. В одном месте пришлось карабкаться вверх держась за веревку. Позднее здесь соорудили из камней лестницу, крутизна которой градусов 45 - 50. Впоследствии мы её назвали "лестница в небо".

Как ни странно, но Mosom Kharka почти не пострадала. Здесь относительно широко и поток разлился не зацепив домов. Разрушило только некоторые хозяйственные постройки стоящие ниже. Камни, которые сверху выглядели невыразительно, превратились в гигантские валуны размерим с двухэтажный дом.

Две трети Tangnag, стоящего на пути потока и след простыл. Как будто его и небыло. К счастью, никто не пострадал. Вода хлынула не сразу. Хозяин одого из лоджей, который смыло, рассказал мне, что часов в шесть утра они услышали гул и ощутили вибрацию как при легком землетрясении. Они выскочили на улицу. Речушка вытекающая из озера, которую можно было при желании перепрыгнуть, превратилась в реку которая тащила глыбы льда. Так продолжалось некоторое время, а потом, когда промыло берег, хлынул и основной поток. Люди к тому времени успели убежать вверх и наблюдали как стихия уносит их дома. В течении 15 минут все было кончено.

Начинается ответственная часть трека. Мы должны будем дойти до Харе (Khare). Далее перевал Мера ла (Mera la 5400), вершина Мера пик (Mera peak 6470), дикая жизнь в долине Хунку (Hunku), в которую мы попадем когда пересечем перевал Мера ла. На закуску получим перевал Амфу лабста (Amphu Labsta 5800) и спустимся в долину Кхумбу, в Чуккунг.

Kusum Khangkaru (слева) и Peak 43.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Наш путь в Каре проходит по трем моренам. На Кавказе такое почти не возможно. Там обычно одна морена, один ледник, одна долина.

Dig Kharka. Впереди, плоский снежник - Мера ла.

Мера ла на подходе к Khare.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Здесь нас будут ждать видимо ещё много необычного.
Итак, идем по морене ледника Dig Glasier, попадаем на большую поляну под Dig Kharka и затем, поднимаясь вверх, приходим к месту нашего лагеря Каре. Высота 4900. Место это – большая наклонная поляна.

Khare.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Есть два лоджа, хозяева которых насыпали террасы и сделали отличные места под палатки. Прямо над лагерем гребень по которому мы завтра пойдем на акклиматизацию, на Мера ла.
Наши портеры неплохо экипированы. Фирма организатор позаботилась. Три дня назад они получили кошки, рукавицы, вязанные шапки, очки. Особенно их отличает от портеров других групп красные ветровки с надписью Reebok. Пошиты они в Китае или Непале. К этому бренду они имеют такое же отношение как велосипед к зоопарку, но издали красиво.

Наша кают - копания в Khare.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
На ужин повар сделал для меня праздничный торт, который был успешно уничтожен всеми участниками группы. Приятно, но откуда они узнали про мой день рождения? Я никому не говорил потому как не люблю этот праздник.

Сейчас в Khare уже много лоджей. Есть где остановиться.

8й день. 16.10.1996. Khare – Mera La (5400) – Khare.

Mera peak из Khare.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Два дня назад часть портеров возвратилась в Луклу и унесли столы и стулья из нашей кают компании.
Сегодня у нас оказался акклиматизационно - тренировочный день. Учимся в бою. Мы к выходу добавили и движение по перилам. В полутора часах ходьбы от Каре начинается снежный склон ведущий на снежное плато которое и выводит на сам перевал Мера ла 5400. Склон крутой, 40 – 45 градусов и на нем хорошо это отрабатывать. Само плато незначительно повышается к перевальной точке, метров на 50 при часе ходьбы.

Спуск со склона из под Мера ла.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
Народа на Мера пик ходит относительно много, поэтому следы везде. Также виден путь к высотному лагерю и вершине. Цепь следов петляя между трещинами поднимается вверх. Видны малюсенькие тёмные точки на снежной тропе – это восходители.

Khare. Поднимаемся в сторону Mera la.
Кто то идет вниз, кто то вверх. Портеры, клаймеры (восходители), кухонные команды других групп и всё это движение здесь, на 5400, на Мера ла. Караванные тропы. Идти по ровному легко, но бежать не хочется. На один шаг делаю один вдох – выдох, реже не получается, высоко и кислорода маловато. По сторонам смотреть одно удовольствие. Сегодня светит солнце и горы необычно красивы. Вершины, которые мы видели на протяжении последнего времени отсюда выглядят по-другому.
Хорошего понемножку. Небо опять затянуло и откуда ни возьмись появился туман. Видимость сократилась метров до 100, но тревоги что заблудимся или улетим в трещину нет. Мы идем в связках по хорошо пробитой тропе. Туман опять начинает свои интриги. То становится плотнее, сокращая тем самым видимость, то вдруг неожиданно в тумане образуются дырки и мы видим горы совершенно по другому. Природа великий художник. Бывает, что она преподносит такие сюрпризы которые трудно забыть. Вот так сейчас происходит и с туманом.
Сегодня носильщики сделали заброску снаряжения на последующие дни.

Портеры на подъёме на Мера ла.
Мера пик и Амфу Лабста. Старый дневник. Часть 2. (Альпинизм, непал)
По нашему плану завтра мы поднимаемся на перевал и ставим лагерь. На следующий день отдыхаем и акклиматизируемся. Ещё на следующий день ставим высотный лагерь, ночуем и идем на гору. Надеюсь на хорошую погоду. Предпосылки есть. Хватит уже муссону веселиться. Его время закончилось. Да и луна нам благоприятствует. Она сменила фазу. Старая закончилась и теперь она новая, молодая и растущая.
В треке много сплю. Ну а что делать если ужин заканчивается в 19.00 – 19.30. В общем в
восемь – пол девятого иду в палатку и лезу в спальник. Подъём обычно в 6.00 – 6.30. Круть
верть, верть круть, а 9 – 10 часов отдаем сну.