Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена

Пишет Алёна Мартынова, 11.07.2017 08:04

2 июля сотни людей взбирались на одну из самых знаковых вершин Малоалматинского ущелья — пик Комсомол (Нурсултан) высотой 4 376 метров. Казалось, что гора перегружена. Расскажу, как это было. Что из себя представляет альпиниада? И как её готовят?

Впервые я наблюдала вживую массовое восхождение на гору — альпиниаду. Это укоренившаяся традиция казахстанского альпинизма. 2 июля сотни людей взбирались на одну из самых знаковых вершин Малоалматинского ущелья — пик Комсомол, он же Нурсултан, высотой 4 376 метров. Вереницы людей двигались по перильным верёвкам по маршруту 2А к вершине. Мне как альпинистке было непривычно видеть такое скопление людей в горах. Казалось, что гора перегружена. Расскажу, как это было. Что из себя представляет альпиниада? И как её готовят?

Компот на перевале

Узкая нитка тропы через снежное поле ледника Богдановича, сделав несколько виражей, устремилась вверх. На каменистой морене отдыхают спасатели, скинув с себя тяжёлые рюкзаки. Я двигаюсь следом за ними. Солнце поджаривает правый бок — ещё пару часов и можно подавать мясо к столу (шутка).
Смотрю наверх и улыбаюсь ему — пик Комсомол величественно возвышается над белоснежным безмолвием. Если вынуть из ушей наушники, то в этом безмолвии можно раствориться. Но мне нужно спешить наверх, на перевал, чтобы отправить подмогу нашим ребятам, которые идут с общественным грузом позади. Бодрые песни «Анимации» поднимают меня на 4 000 метров.
На узкой морене Комсомольского перевала уютно расположились большая кухонная палатка, надёжно закреплённая, и несколько спальных палаток, обложенных ветрозащитными стенками из камней. На перевале хозяйничает ветер. Навстречу мне вышел мальчишка с солнечным лицом — Гриша Щукин.
— Гриша, там наши поднимаются с грузом — им бы помочь.
— Сейчас сбегаю, — с готовностью отзывается Гриша. — На кухне компот.
— Ух ты, компот — это то, что нужно. А погода сегодня чудесная какая, — щурюсь на солнце.
— Ага, а вчера нас так колбасило! Ураганный ветер, снег, туман — все радости жизни. Сломало дугу от одной палатки. Потом видео покажу, — пропалил уходя Гриша.
Компот был божественный. Теперь можно расслабиться и насладиться открывшейся с перевала горной панорамой. Вдалеке виднеется массив Талгара — высшей точки района. Достаю фотоаппарат и иду к республиканским спасателям, которые, перебарывая ветер, устанавливают палатки.
— А вы почему пришли пешком? Вас же на вертолёте должны были забрасывать.
— Он забрасывал каких-то клиентов, — отозвался спасатель Рашит. — Мы ещё будем разбираться, почему за нами не прилетели. Груз-то тяжёлый.
Спасатели легли отдыхать ещё засветло — тяжёлая заброска дала о себе знать.
С горы после обработки маршрута 2А для альпиниады спустился Дмитрий Муравьёв. Заслуженный мастер спорта по альпинизму и душевный человек с внешностью Юры Шевчука.
— Дмитрий Витальевич, ну и высоко же ты забрался! Такой путь пришлось проделать, чтобы увидеться с тобой, — радуюсь встрече я и киваю на гору: — Много ещё работы?
— Да мы уже почти всё сделали, — снимает обвязку и улыбается Дмитрий Витальевич. — Осталось пару штрихов завтра добавить.
Группа подготовщиков маршрута забросилась на перевал за 10 дней до альпиниады, 23 июня. В альпиниаде принимают участие, в основном, люди без альпинистского опыта. Поэтому организаторы обрабатывают маршрут, чтобы подниматься по нему было максимально безопасно и комфортно.

Скала с ручками

На следующий день мы отправились на маршрут. 15 минут подъёма по сыпухе — и ты под стенкой, увешанной верёвками. Через каждые три-пять метров перила соединяются шлямбурами, так что улететь с верёвки далеко не получится даже при большом желании.
Дмитрий Муравьёв и его помощник Никита Штуккерт поднимаются по перилам, попутно очищая полки от камней — сбрасывают их вниз.
— Алён, тебе на этом участке комфортно подниматься или стоит добавить ручку? — спрашивает Дмитрий Витальевич.
Участок являет собой двухметровую вертикальную стенку без явных зацепов и ступенек под ноги. Чтобы ненароком не прилететь пятой точкой на полку, хочется достать жумар. У участников, не обладающих скалолазными навыками и спасительными жумарами, здесь может возникнуть проблема.
— Думаю, что ручка тут будет очень кстати, — отвечаю.
Закончив монтировать ручки на соседней стене, Дмитрий Витальевич перешёл к этому месту. Ручки представляют собой металлические скобы (по форме похожие на скобы степлера) 30 см в ширину и 1 см в толщину. Сначала в скале просверливается дыра под эти скобы, выдувается пыль и добавляется специальный суперпуперклей. Клей настолько сильный, что после нескольких применений застывает в «игле», через которую должен выходить. Затем в наполненные клеем лунки вставляется сама скоба. Через пару часов она надёга — можно нагружать.
Погода звенит — второй погожий день за неделю работ.
— Этот кулуар был засыпан снегом, теперь растаял вот. Всё по-другому стало. Это же надо было ещё угадать с высотой траверса над этим кулуаром, — рассказывает Дмитрий Витальевич. — Сложность обработки маршрута заключалась в том, что когда шёл снег, трещин было не видно. Каждый день была плохая погода, начиная с середины дня. Или обильный снегопад, или ветер со снегом. Получалось, что рабочие дни у нас были не совсем полноценные.
На маршрут протяжённостью около 500 метров Дмитрий Витальевич с помощниками провесили порядка километра перильных верёвок: на подъём и на спуск. Помогали ему в этом ответственном деле Аманер Темирбаев и Азамат Жуманазаров из секции «Тау намыс», Гриша Щукин, Чингиз Казиев и Сергей Цуканов.
«Пару штрихов» вносили в течение целого дня, пока Дмитрий Витальевич не остался удовлетворён готовностью маршрута.
К вечеру на перевале стало многолюдно: на усыпанном камнями склоне выдалбливали площадки для палаток ребята из альпинистских клубов: Казахстанского горного клуба, «Буревестника» и Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова. Со стороны могло показаться, что они добывают уголь. Альпинистам предстояло в день восхождения работать контролёрами — следить за безопасностью на маршруте и помогать участникам передвигаться по верёвкам.
Инструктор Alpine Asia Team Денис Гриневич повёл вечером своих воспитанников на вершину, потому что на альпиниаде на вершину сходить будет некогда — контролёры будут привязаны к своим местам до самого закрытия маршрута. Спускались ребята уже с фонарями, зато довольные.
Участники, желающие быть на вершине в числе первых, тоже вечером поднялись на перевал с палатками. Но места уже не было. Чтобы люди не ставили палатки на лавиноопасном склоне Карлытау, пришлось вешать заградительную ленту и ставить табличку с предупреждением. Находчивые участники вынуждены были несолоно хлебавши спуститься ниже.
Повар Марина Скопина колдовала на кухне. Вкусно и сытно накормить целую ораву организаторов — дело непростое. Но Марина обладает магией, у неё всё получилось.

Кулуар стреляет

Несмотря на то, что маршрут открывался в 7 часов утра, «паломники» уже к 6-ти стали подтягиваться к горе. Помятуя опыт прошлых альпиниад, контролёры вышли на гору в 5 утра, чтобы опередить поток. К 6:30 они уже были на своих местах.
С вечера Гриневич обещал хорошую погоду на альпиниаде. Прогнозы были противоречивые, а его оказался верным. Так что ему можно смело брать подработку предсказателем.
Около 6-ти вышли на маршрут мы со спасателем из Чимбулака Пашей Майоровым. Моя задача на маршруте — работать Мурзилкой (это гибрид журналиста и фотографа, придуманный Артёмом Скопиным), а Пашина задача — спасать мир.
— Камень! Камень! — донеслось сверху. Кулуар выплюнул пару каменных буханок. Чтобы подойти к маршруту, нужно пройти (зачёркнуто) пробежать под осыпным кулуаром по узкой тропе-траверсу по снегу. Вдоль тропы заботливо натянута верёвка, поскольку склон крутой, а на снегу не надо прилагать особых усилий, чтобы поскользнуться и радостно поехать вниз по камням на сбросы. Это место «простреливается» — над кулуаром проходит траверс из верёвок, и кто по ним проходит, может ненароком сбросить камни вниз. Подготовщики «вылизали» от камней весь маршрут, но кулуар «вылизыванию» не поддаётся.
Когда мы подошли к подкулуарью, навстречу спускался парень с рассечённой бровью. Камень оказался более метким, чем он. На вершину парень уже не пойдёт. Капли крови на снегу — сигнал двигаться стремительнее. По обеим сторонам тропы стоят контролёры и подгоняют участников, чтобы быстрее переходили это место. Но участники делают вид, что не замечают наставления альпинистов — еле-еле плетутся по ровной тропе. Забегая вперёд, скажу, что, к счастью, жертв больше не было.
Самое интересное место на маршруте — траверс над осыпным кулуаром. Сюда в качестве контролёров поставили чрезвычайно ответственных и волевых альпинистов — чемпионов Казахстана: Лёню Крупу и Рому Шестернина.
Это место считается холодильником, поскольку в утренние часы солнце не заглядывает сюда. А зря. Здесь есть, на что посмотреть. Самые яркие эмоции участников альпиниады связаны именно с этим траверсом, на котором чувствуешь себя элементом гирлянды.
Сложно сказать, кем себя здесь чувствовала йокширский терьер по кличке Белла, когда её хозяйка переходила траверс с любимой собакой (зачёркнуто) масявкой за спиной. До этого участка они уже преодолели 35-метровую стену, так что в глазах у Беллы страха не было, читалась лишь безысходность и смирение перед неизбежным. Даже бантик не спасал.
Облачённые в пуховые куртки в летний солнечный день полярники Лёня и Рома ловко перестёгивали участников на верёвках, как будто каждый день этим занимаются. Ещё и анекдоты при этом рассказывали, иногда приличные.

Вместо каски — берет

Двигаюсь по перилам вверх, в сторону гребня. На полке встречаемся с десантником. Как у правильного десантника, на голове у него вместо каски голубой берет (если они об голову кирпичи разбивают, то никакие камни не страшны же), а в руках флаг с символикой Казахстана.
— Хотел взять на гору флаг ВДВ, который на Бессмертном полку был, да не нашёл, — оправдывался он.
На перилах образовалась пробка — 10 человек ждут очереди на гребень. Самая доброжелательная и позитивная пробка, которую я видела. Солнце светит, тепло, у всех хорошее настроение. С нашей локации открывается прекрасный вид на белоснежные горные вершины. Красавец Орджоникидзе — высшая точка Туюк-Су — завораживает.
Следом за участниками поднялся к пробке начальник альплагеря Туюк-Су, организатор альпиниады Артём Скопин. Внимательно осматривает ход процесса. Пока ждём в очереди, улучаю момент пообщаться с ним.
— Артём, организовать такое феноменальное восхождение с огромным количеством людей — это большое и очень ответственное дело. Но скажи, для чего вы проводите эти альпиниады?
— Таким образом мы пытаемся рассказать людям, что такое альпинизм, как это происходит. И многие заражаются этим делом и приходят потом заниматься к нам. На данный момент альпиниада — самый мощный инструмент популяризации этого вида спорта. Люди могут прийти и наглядно всё увидеть, попробовать, понять.
— Сотни людей на горе — как за всеми уследить, чтобы никто не убился, чтобы альпиниада была позитивной и радостной, а не смертельно опасной?
— Естественно, без поддержки акимат (мэрии) Алматы и спасателей это сложно провести. Каждый год республиканский и городской спасательные отряды помогают нам обеспечивать безопасность во время массового восхождения. К этому также привлекается полиция, центр медицины катастроф и скорая помощь. Они дежурят в районе Медео и Чимбулака. Людей много. Кому-то может стать плохо ещё до горы. Порядок в массовых скоплениях людей поддерживают сотрудники полиции. Самая большая работа проводится на горе. Мы делаем разведку, потому что рельеф каждый год меняется. Убираем ненужные крючья, полностью вычищаем маршрут от живых камней, которые могут упасть на участников. Конечно, полностью «вылизать» его невозможно. Но что в наших силах — то делаем. Подъёмные и спусковые линии не должны сливаться вместе, но и не должны быть сильно далеко друг от друга, чтобы не мешали друг другу, но и были в зоне досягаемости контролёров. Чем чаще мы ставим контролёров, тем быстрее движение потока. Участники чувствуют себя увереннее, когда им подсказывают: эту ногу сюда, рукой ухватиться туда. А если контролёра нет, участнику страшно — создалась пробка. Весь поток стоит.
Уже второй год монтируем скобы на Комсомоле для удобства прохождения людьми. И ещё будем добивать их. Для безопасного восхождения мы делаем всё, что в наших силах. Но при этом участникам альпиниады нужно не забывать, что это горы. Что их нельзя недооценивать. Что надо слушаться контролёров, которые отвечают за безопасность. Что надо реально оценивать свои силы.
Участники альпиниады старательно перещёлкивают усы самостраховки через крючья. На них надеты каски и обвязки. Каски самые разные: от альпинистских до сноубордических и велосипедных. Но, в основном, защитные с козырьками, которые им выдали на время восхождения организаторы. Около 150 комплектов снаряжения они выдали участникам в этот раз. С каждой альпиниадой число комплектов тает — кто-то забывает вернуть, а кто-то намеренно уносит с собой.
— Как правило, на альпиниадах комплекты снаряжения разбирают ещё до старта те, кто пришёл заранее с палатками, — поясняет Артём. — А те люди, которые торопились подняться в день альпиниады раньше всех, обижаются, что им не достались обещанные комплекты. Вообще, участникам, которые периодически ходят на альпиниады, хорошо бы приобрести личный комплект снаряжения, чтобы потом не стоять и не ждать, когда освободится бесплатное снаряжение. Я могу подсказать, где можно купить дешёвую каску и обвязку.
Артём отметил, что это не единственная альпиниада, которая проводится в Туюк-Су. Каждый год, кроме Нурсултана, люди массово восходят на вершину Молодёжную. К 9 мая проводится альпиниада на пик 28 Героев Гвардейцев-Панфиловцев, но в этом году её отменили из-за высокой лавиноопасности. К юбилейным датам проходит массовое восхождение на пик Абая. А этой осенью, возможно, для любителей альпиниад откроют пик Физкультурник.

Лицом к горе

На вершине Комсомола особо не разгуляешься. Контролёры наводили порядок среди пребывающих в эйфории:
— Взошли — сфотографировались — идём на спуск — не задерживаемся — другие тоже хотят на вершину, — по сотому разу не уставал повторять Асылбек Ишангалиев (для своих просто Асыл), водрузившийся на самый высокий камень.
Спуск являл собой 10 метров крутого снежного склона. Поскольку участники без кошек и могли поскользнуться, на помощь им пришёл спасатель Паша Майоров.
— Поворачивайтесь лицом к горе и, держась за верёвку, шагайте вниз, — вкрадчиво говорил он каждому. Когда я насытилась фотографированием, стала ему помогать.
— Сейчас, ещё минут 10, и мы что-нибудь перекусим, — несколько раз говорил Паша. Но перекусывать было некогда — поток людей не кончался, их надо было спускать. Перед спуском Паша проверял обвязки на участниках — затягивал ремни.
Некоторые участники, обрадованные «наконец-то вершиной», выстёгивали из верёвки усы самостраховки. А падать с вершины есть куда. Поэтому за ними нужен был глаз да глаз.
— Хватит меня учить, — отрезал мои замечания по поводу выстегнутой самостраховки 60-летний дедушка. Но самостраховку всё-таки встегнул обратно в верёвку.
Очень трогательно и колоритно смотрелись дедушки в касках советских времён. Один из них — сын фокусника Попова — показал фокус с игральными костями.
— Ура! Мы сделали это! Моя первая гора! — радуется девушка в мотошлеме Harley Davidson.
— Спасибо вам, организаторы! Это так круто! — то и дело восклицают на спуске участники.
Как говорится, кто первым встал — того и фотки. К 12 часам небо затянуло «молоком». Только в небольших окошках проглядывали фрагменты горной панорамы.
— А вон Алматы, отличный вид! — издевательски хохочет Асыл, тыча пальцем в сторону города, который укрыт от нас плотным облаком. Тем временем участники делают селфи — «фото на паспорт».
Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена (Альпинизм, альпинизм, альпинисты, горы, восхождение)Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена (Альпинизм, альпинизм, альпинисты, горы, восхождение)Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена (Альпинизм, альпинизм, альпинисты, горы, восхождение)Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена (Альпинизм, альпинизм, альпинисты, горы, восхождение)Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена (Альпинизм, альпинизм, альпинисты, горы, восхождение)Альпиниада на Комсомол (Нурсултан): когда гора перегружена (Альпинизм, альпинизм, альпинисты, горы, восхождение)
По радиосвязи передают строго по расписанию: в 12 часов закрыт подъём на перевале, в 13 — прекратили движение в начале маршрута, в 14 закрыли гору. Около 30 человек на предвершинном взлёте вынуждены были развернуться обратно, не дойдя до заветной цели буквально нескольких шагов.
— Это время определили, исходя их тактики и безопасности, — пояснил Дмитрий Муравьёв. — Людей же надо ещё спустить, верёвки снять, спасателям спуститься. И вообще, это общепринятая альпинистская практика: в 14 часов марш домой. Этим людям же ещё спускаться в город.
В этот день с раннего утра и до позднего вечера для зарегистрированных участников альпиниады работала бесплатная канатка. На альпиниаду зарегистрировались около 2 000 человек, к самой горе подошли чуть более 300.
— 254 человека взошло на вершину, — передаёт по рации Асыл.
На спуске «молоко» немного раздуло, открылось широкое окно, поэтому, стоя в очередях, мы смотрели «фильмы» про горы. Уставшие и улыбчивые люди спускались с Горы. Комсомол сегодня был гостеприимным и добрым. Его тёплый приём останется одним из самых ярких воспоминаний в жизни каждого из восходителей.

Посмотреть ещё больше картинок с альпиниады можно вооот тут.

P.S. Безопасно и в удовольствие ходить в горы учат здесь — в альплагере Туюк-Су.

Хм, мероприятие, видимо, замечательное, но на фотографиях довольно специфическая навеска перильных веревок... особенно для массовых восхождений, имхо, несколько странное решение.
Если уж делаем бескарабинную навеску - зачем так-то, с репшнурами? Почему из основняка не завязать?

*мероприятие, видимо, замечательное...*

Альпинизм, ага: штыри, арматура, перфы, запоротая альп. "двойка"... ужас. Можно было бы, наверное, альпиниаду и на др. гору, по 1Б делать, Да ведь весь пафос - "пик САМОГО Назарбаева" - пропадет.

А то что нет больше 2А на этот пик это нормально???
По скобам это конечно современный альпинизм... Хотя после вклеенных муфт для искусственных зацепок на зеркале на Тамгалы - Тас (Или) можно больше не удивляться...

Зато пик-то какой! Не какой-нибудь Комсомол, а НУРСУЛТАН. Все наши, Генсеки, начиная с Хрущёва, просто хлопали ушами, а ведь могли бы увековечить своё имя в географических названиях.

Ну сам Назарбаев вроде тут не причем (в переименовании горы), отрекался даже вроде как, вяловато правда. Подхалимы как обычно подсуетились. Второй раз переименовывают- был Мало Алмаатинский пик- стал Комсомола, теперь Нурсултан.
А маршрут конечно знатно испахабили, не понятно только, что с веревками то возились, троса надо стационарные вешать... чтобы уж надолго...да и скоб побольше всяко должно быть...лестница в небеса.

Ну и в чем глубинный смысл подобных мероприятий? Пропаганда массового залезания на несчастную гору по скобам и перилам? Реклама высокогорных перфораторов? Стыдно читать, стыдно смотреть на это. Отвратно.

Отличный репортаж, автору спасибо. Организаторам альпиниады-всего доброго. Чтобы понять, зачем все это нужно, может быть, надо жить в Алма-Ате и знать историю казахстанского альпинизма.

Так вот он какой - беспощадный казахтанский альпинизм....Ему чужды всякие там условности, типа Тирольской декларации, чужды понятия о том, что после прохождения маршрута гора должна остаться прежней. Хозяева, блин, гор..

Дубль

Это не спорт и не коммерческий альпинизм. Это такой своеобразный вид народных гуляний с популяризацией альпинизма. Власти идут навстречу, предоставляется бесплатный подъёмник, организуется кухня, пункты медицинской помощи. Не менее 400 человек предприняли попытку восхождения. Около 300 дошли до перевала, 254 взошли на вершину. Раньше скоб не было, сворачивали перила и маршрут был чистый. Сейчас, исходя из многолетнего опыта проведения альпиниад, скобы поставили. Жаль маршрут, но он такой один. А маршрутов на эту гору несколько. Популяризация спорта заставляет идти на жертвы. При этом сами организаторы ничего не имеют, кроме головных болей (от организации, а не от отсутствия акклиматизации, конечно). Как много сообщений на Риске, что множество людей собралось где-либо в Подмосковье или других местах России и провели те или иные встречи, соревнования на природе. Так почему вы отказываете нам собраться раз в году и проверить свои возможности и силы? Дайте людям культурно отдохнуть. Честно говоря, и мне большая толпа не по душе. Но это нужно делать, иначе молодёжь не привлечь, будут сидеть у компов, набирать жирок и остеохондроз. Не нравится толпа и испорченный маршрут. Сверните чуток в сторону и идите по 2Б, 3Б, и т.д. до 4Б (зимняя 5А). И никого на маршруте.

Да делайте там у себя что хотите.
И кстати, бывал я там... и такими темпами Вы там и до троек на Комсомола доберетесь... Главное чтобы Нурсултан был...

Ко-ко-ко! "скобы", "перфораторы", "декларации", "маршрут испохабили". Как же бесите, господа "тру" альпинисты! Люди идут в горы, преодолевают себя, самоутверждаются в конце-концов - "Во, смотрите ребят, я на вершину взошел" - "Молодец! Красавчик" и полетели лайки... Получают от этого удовольствие! А вы тут кудахчите. Горы должны быть для людей, для всех, а не для отдельной "тру" когорты. И то что пару раз в год проходит такая вот "тусовка" это замечательно! А вы, что называется, "ведетесь" и крохоборничаете из-за двух маршрутов - "Ко-ко-ко, испохабили!". Вот после такого и складывается образ альпинистов-снобов.

Да не, настоящие альпинисты в вашем представлении это именно те, которые на маршруты носят собачек и перфораторы, и превыше всего ценят тусоваться и позировать на камеры в горах, и после которых остаются болты, скобы, и горы мусора.
Здесь каждый имеет право высказать свое мнение по поводу той или иной опубликованной статьи. И никто не обязан "лайкать и восторгаться", и такие как вы, тусовщики, тоже реально бесят своей недалекостью, тупостью, незнанием русского языка, и отсутствием воспитания и рамок приличий.

Ееее! Я тебя по ай-пи вычислю! ПОнял!

Че минусуете,крысы!

Ну вот, что и требовалось доказать - аргументов нет, агрессия есть :)

Аргумент один - раз альпинист, значит петух!

У меня соседи в подъезде: вначале на гору сходил папа, потом подрос сын и тоже сходил на гору. На этом их занятия альпинизмом закончились. Но они с гордостью говорят: я сходил на пик Комсомола. И это мечта каждого алма-атинца. После восхождения такие люди и их семьи смотрят на людей с рюкзаками и ледорубами с большим уважением. А это, поверьте, много значит. Статус горняков много выше, чем в других городах СНГ.

Да собственно никто и не спорит об агитационном эффекте альпиниад. Речь идет о том что ради этого эффекта альпинизма можно ограничится более доступным маршрутом, на другие вершины, не требующим вбивания скоб и прочего железа. На ту же Молодежную вполне себе хорошая и "чистая" альпиниада. Замените Малоалматинский пик на Большой Алматинский, и все ОК. Обывателю без разницы, а Большой из города еще лучше видно. И дорога почти до места. Или все таки важно НАЗВАНИЕ вершины, под пик Нурсултан проще содействие властей получить?
А насчет хождения на вершину Комсомола по другим путям - судя по обсуждениям организаторов, скоро еще один маршрут задействуют (загадят?) типа для спуска участников. Видимо это 2Б по гребню с Багдановича будет.

Да ну! На Большой Алматинский не разрешат из-за опасности терроризма и инфраструктура не та. На спуск по 2Б с Комсомола - сомнительно. Скорее всего на Физкультурник, но качество и эмоции будут не те. Камешки могут прилететь. Откровенно говоря, вся эта карусель на перилах подобна карусели для дойки коров. Встал на неё и иди в темпе движения карусели.

Пик Комсомола действительно знаковая гора. Для алма-атинцев она значит примерно тоже, что пирамиды для египтян. Если солнце встаёт справа от пика,из-за перевала, то это дни зимнего солнцестояния. День-самый короткий, ночь самая длинная. Напротив, если солнце встаёт над вершинами Джунгарского Ала-Тау, то это дни летнего солнцестояния.

Сколько нового узнаю из этого поста... Для меня и моих друзей за все годы жизни в Алматы всегда пик Талгар был знаковой горой. Хотя понимаю, сейчас альпинизм в уикэнд это основной вид занятий альпинизма и он ограничен в основном Малойалматинкой.
И оказывается из Алматы виден Джунгарский Алатау...? За 300 км.... Блин никогда бы не подумал.

Не удивляюсь. Каждый узнаёт что-то новое от других людей, несмотря на свои регалии. Это и наблюдательность и жизненный опыт. Вот Вы наверняка недолго прожили в Алматы. Приехали и уехали. Да и из Алматы выезжали временами. А я здесь (с перерывами на Орджоникидзе и Москву) всю жизнь. Двух-трёхтысячники Джунгарского Алатау видно уже из г.Талгара, а это 20 км. от Алматы. Они находятся не так и далеко, почти напротив, за рекой Или, точнее за Капчагайским водохранилищем. Делая экстраполяцию на северо-восточные оконечности предгорий Заилийского Алатау в районе Чилика, можно из Алматы определить верховья Или (начало Капчагайского водохранилища), ещё северо-восточнее находится место восхода солнца во время летнего солнцестояния. И там находятся вершины Джунгарского Алатау, уже дальние, не самые близкие. И ещё- всё зависит от того, с какого места в Алматы Вы желаете увидеть вершины Джунгарского Ала-Тау. С северной границы Алматы, за железнодорожным вокзалом Алматы-1, например с Бурундайского кладбища, Вы их наверняка увидите. Увидите их также с южной части Алматы, немного поднявшись на предгория, например на мусульманском кладбище и в Алматау. В самой Алматы здания мешают.

Может быть, это вопрос терминологии? Понятно, что для альпинистов Талгар круче Комсомола, но он и дальше, и труднодоступен, да и виден или из нижней части города, или уже с прилавков и выше. А Комсомола видно почти отовсюду, и для 'нормального' человека его, по-моему, вполне можно назвать знаковой горой.

А для меня новость, что Джунгарский Ала-Тау имеет вершины более 4000 м. Хотя подозревал, так как белые шапки с гор сходили или сходят к концу мая, началу июня. За контурную карту - спасибо. Придётся передрать. Среди моих постов - один или два о происшествиях российских туристов на Джунгарском Ала-Тау. Там где-то в прениях утверждалось, что с Джунгарского видно Хан-Тенгри. Окончательно поверил этому, когда российские туристы опубликовали снимок со стрелкой-это Хан-Тенгри. Так Хан-Тенгри где и где Алматы? Насколько я понимаю Алтын-Эмель - это барханы, а на горизонте видны именно горы с ущельями.

Алтын-эмель это не только название заповедника с "поющим" барханом, но и название горного хребта располагающегося ближе к Алматы чем Джунгарский Алатау и имеющего вершины высотой до 3000м.

Джунгарский Алатау имеет два основных (Северный и Южный) хребта, со значительным оледенением и множеством вершин выше 4000 м. Высшая точка -пик. Семенова Тяньшанского 4622м. (располагается в северном хребте на границе с Китаем), на юге высшая точка -пик. Панфилова - 4370м. Заезд на северный хребет из Талды кургана-Текели, Сарканда, а на южный с Жаркента.

ОК! Значит виден хребет Алтын-Эмель. Буду жив-здоров, проверю. Спасибо.

Отличные фотки и классный репортаж. Молодец Алена. И организаторы хорошо поработали. А сидеть и пыхтеть от злости, что гора теперь в стальных скобах, считаю не очень эффективным занятием. Сами попробуйте организовать что нибудь подобное, чтобы понять насколько это сложно. Да, и то что гору переименовали не виноваты ни организаторы, ни тем более участники.

Хорошо, что такая альпиниада ЕСТЬ, гораздо хуже было бы, если её НЕ было! А злопыхатели хорошему делу всегда найдутся, от зависти и собственной импотенции!