Пишет Михаил Ситник, 21.06.2017 14:25

Проблемы нашего альпинизма. «И овцы целы, и котлеты отдельно!» Серия 18 сезон 4. (проблемы альпинизма)
Я недаром из многочисленных проблем нашего альпинизма выделил четыре: классификацию маршрутов, стиль прохождения маршрутов, разрядную систему (система соревнований различного уровня), учебный альпинизм. Они тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга. При этом главной и наиболее важной для альпинизма является система учебного альпинизма: от того, как и кого мы готовим зависит будущее альпинизма.

Можно попытаться разрушить существующую систему до основания и попытаться создать новую. Но история показывает, что революционный путь часто приводит к результатам, противоположным ожидаемым.

Более перспективным мне видится путь эволюционный: постепенной реорганизации существующей системы, сохранив её лучшие качества и изменив худшие.

Если учебный альпинизм отделить от спортивного, то лучше станет обеим составляющим. Можно будет отойти от фиктивных соревнований и проводить настоящие, в том числе и для выполнения массовых разрядов. А учебный процесс сосредоточить на качественном обучении и подготовке к восхождениям.

Вначале альпинист, как и спортсмены во всех видах спорта, проходит всестороннюю подготовку под руководством инструктора (НП и СП) или тренера (СС и СМ). Когда инструктор (тренер) решит, что альпинист достаточно обучен и готов к совершению восхождений определенной сложности, он дает соответствующую рекомендацию.

Для принятия такого решения необходимы четкие формулировки и критерии оценки в Учебных программах «Знать-Уметь» и четкий механизм зачетов, определяющих готовность на каждом квалификационном уровне. Подобие такого механизма есть и сейчас, но очень жалкое подобие: работает он плохо, т.к. нет четких критериев оценки уровня готовности альпиниста к восхождениям.

Обучение надо вести круглогодично, в т.ч. и в горах. Если клубы и федерации не могут самостоятельно провести качественное обучение – участники обучаются в специальных Школах, в которых блоками даются необходимые знания и умения, а затем альпинист совершает разнообразные учебные восхождения. Временные возможности для такого обучения есть: октябрьские и майские праздники, рождественские каникулы, и конечно лето. Например:

- октябрьские праздники 7-10 дней скальный блок в Крыму
- рождественские праздники 7-10 дней ледовый блок на Кавказе

Блоки практических занятий, сопровождаемые теоретическими, повторяются ежегодно, усложняясь от этапа к этапу.
Часть теории дается в заочной интернет-школе, а полученные знания проверяются зачетами.

На этапах СС и СМ проводятся спецкурсы (по выбору альпиниста): высотный альпинизм, Бигволл, ледовый класс, зимний альпинизм, скальные восхождения, - и даются рекомендации на восхождения в этих классах. Каждый спецкурс заканчивается учебным восхождением, совершаемым в данном классе. Без прохождения таких спецкурсов к самостоятельным восхождениям в этих классах альпинист не допускается.

Можно создать единую систему Горных Школ под единым руководством под эгидой Союза инструкторов альпинизма, поручив ему как создание сети таких Школ, так и обеспечение Школ подготовленными кадрами: инструкторами и тренерами. Это обеспечить единообразие круглогодичной подготовки.

Если альпинист решит идти спортивным путем – он, пройдя обучение, может участвовать в квалификационных соревнованиях (массовые разряды) или Чемпионатах (выполнение 1 р и выше). В этом случае альпинист - спортсмен предъявляет в мандатную комиссию соревнований рекомендацию инструктора (тренера) о готовности к соревнованиям (вместе с другими документами).

Но альпинист может (по его желанию) не выполнять разрядные требования и не оформлять разряды. Получив рекомендацию, он может продолжить совершенствование дальше.

Во всех видах спорта соревнования проводятся по заранее спланированному Календарному Плану. Соревнования проводят судьи, существуют правила проведения соревнования в данном виде спорта. Судей необходимо готовить. И это задача ФАР, как и организация и проведение соревнований и чемпионатов: комитета спортивного альпинизма.

На квалификационно-нормативных соревнованиях для выполнения массовых разрядов в альпинизме с отделением идет инструктор - судья (специально подготовленный для судейства и обеспечения безопасности инструктор). На восхождении он оценивает фактический уровень подготовки участника. Количество, сложность и характер восхождений можно разработать, но не более 2-3 зачетных на каждый разряд. Если участник не готов - судья своевременно либо прекращает его восхождение, либо (чтобы остальных участников не снимать с соревнований) ведет в стиле гид-клиент, с последующим незачетом. Таким образом, соревнования на начальных этапах перестают быть фикцией, а разряд будет отражать действительный квалификационный уровень альпиниста.

Чемпионаты в общем можно оставить в нынешнем виде, но сместив акценты для корректировки стиля прохождения и роста безопасности.

Что требуется для внедрения такой системы?

1. Корректировка документов (незначительная):
- Правил проведения альпмероприятий,
- Правил проведения соревнований,
- Ученой программы для подготовки альпинистов, -
- Программы подготовки инструкторов,
а также разработка необходимой документации по подготовке судей и новых разрядных требований.

2. Систему оценки сложности маршрутов, идя по этому пути, можно сохранить старую, но с небольшими изменениями:

2.1 открыть Шкалу сверху введением 7 к.сл.

2.2 ввести классы восхождений, аналогично советским по высотам и характеру маршрутов, а в учебные программы ввести требование о проведении учебных восхождений по данному этапу обязательно не менее чем в трех классах (Например в скальном –Крым, техническом и ледовоснежном).

2.3 Постепенно доработать классификатор маршрутов на горные вершины, дополнив привычную категорию сложности информационной формулой, на основе описаний маршрутов. Например:
5Б, 850 м. VI (А1) А13
Или
3А, 480 м M4 AI2

2.4 Таким образом, сохранив в целом принцип формирования разрядных требований, Правила проведения АМ, Правила соревнований и систему оценки сложности, её можно сделать более информативной.

3. Красивые современные стили восхождений будут прививаться альпинистам во время обучения и соревнований.

4. Разрядная система упростится (зачетное на каждый разряд количество восхождений уменьшится до 1-3), фиктивные соревнования заменятся настоящими, реальными (по типу квалификационных соревнований в спортивной гимнастике, где судьи оценивают в баллах качество выполнения стандартных комбинаций и упражнений). В сочетании с изменениями в учебной системе разряды перестанут быть самоцелью и начнут отражать действительный уровень подготовки. Сама система соревнований станет как и в других видах спорта.

5. Учебный альпинизм:

1.1 Основным критерием подготовки альпиниста должен стать квалификационный уровень: достижение на каждом этапе подготовки необходимого набора знаний и умений, отраженных в Учебных программах. Привязку обучения к разрядам убрать.

1.2 БОльшую часть учебной подготовки перенести на межсезонье. К основным учебным мероприятиям – учебным восхождениям, допускать только после обязательного прохождения всего предписанного для межсезонья и основного периода цикла занятий и сдачи зачетов. Нарушивших это инструкторов «карать по всей строгости революционного закона»!

Для решения этих проблем и внедрения системы необходима консолидация и объединение усилий в этом вопросе основных комиссий ФАР (классификационной, квалификационной, КТК, учебно – методической)под единым руководством выделенного Правлением ответственного лица.

На мой взгляд такая реорганизация выгодна всем: ФАР как спортивной организации, альпинистам белым, серым и черным (учиться и ходить безопасно не хотят только дураки), инструкторам- профессионалам (увеличит их занятость) и др. И нашему альпинизму в целом!

Через 12 часов уезжаю на Кавказ. Интернет будет плохой, но постараюсь подключиться к обсуждению.

как быть тем , кто проживает в местности в которой нет ни альпклубов, ни скалодромов ? как им проходить обучение и сдавать зачеты в межсезонье ?

см выше:
"Если клубы и федерации не могут самостоятельно провести качественное обучение – участники обучаются в специальных Школах, в которых блоками даются необходимые знания и умения, а затем альпинист совершает разнообразные учебные восхождения. Временные возможности для такого обучения есть: октябрьские и майские праздники, рождественские каникулы, и конечно лето. Например:

- октябрьские праздники 7-10 дней скальный блок в Крыму
- рождественские праздники 7-10 дней ледовый блок на Кавказе
- гендерные (23 февраля- 8 марта) или первомайские праздники 10 дней блок учебных восхождений"

На мой взгляд для осуществления предложенного и в дальнейшем после обсуждения улучшенного (ухудшенного), необходима действительно сильная ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Которую будет поддерживать альпинистское сообщество реально. Зачем теперешней организации, идти на такие перемены, согласитесь зачем? Ведь на всех конфах, все принемается, все комитеты работают, нормативные документы готовятся и принимаются, соревнования по всем культивируемым видам проводятся. Кто из членов правления ФАР без усмешки читает (скорее не читает) поднятую тему. Это не к тому КАКИЕ ОНИ.... Скорее к тому, что эти движения не воспринимаются серьезно. Ведь все работает. Я, лично согласен с поднятой темой во многом.

Взгляд со стороны.
Я-дилетант. В горах без году неделя. Много читал. С осознанностью и восприятием рисков проблем нет. То есть адекватен. Хочу научиться ходить в горы. То есть ваш потенциальный клиент.
В СССР была идеологическая цель и финансирование. Отсюда и система подготовки.
Сейчас цель альпинизма как такового - безопасность.
Поэтому главная задача на мой взгляд - создание нормативно-правовой базы для подготовки и работы инструкторов, гидов.
Сегодня и в ближайшее будущее альпинизм будет жить и развиваться в основном за счёт приходящих новичков на коммерческой основе. И в гораздо меньшей степени за счёт опытных энтузиастов.
Государство не заинтересовано в развитии альпинизма. Значит выхода два.
Первый - заинтересовать.
Второй - создать нормативно-правовую базу для дальнейшего системного развития.

"Сейчас цель альпинизма как такового - безопасность."

Безопаснее всего вообще альпинизмом не заниматься. Альпинизм всегда был, есть и будет занятием опасным, это объективно, от этого не уйдешь. Снизить риски можно за счет знаний и опыта.
"главная задача на мой взгляд - создание нормативно-правовой базы для подготовки и работы инструкторов, гидов."

Я не ставлю такие цели, для этого есть ФАР. Моя задача - попытаться улучшить качество подготовки альпинистов.

" заинтересовать...Параллельно проводить всеми доступными средствами массовое ознакомление, то есть рекламу это вида деятельности. В особенности среди детей, молодёжи."

Вовлекать в опасное для здоровья и жизни занятие, особенно детей, считаю аморальным. Брать грех надушу, если с тобою вовлеченным что-либо случится - не хочу. Мы занимаемся с теми, кто уже пришел, сам сделал выбор. В этом случае мы наоборот, давая ему знания и опыт, пытаемся максимально снизить риски.

как то не стыкуется по моему

Что не стыкуется? Есть учебная программа, в ней на каждом этапе (например СП1) есть две не равные части, сейчас они звучат "В подготовительном периоде"-371 час занятий (включая ОФП-СФП 177 час) и "В основном периоде" -72 час занятий (без восхождений).

Всего 443 часа учебных занятий и физподготовки, минус ОФП-СФП 260 час. Итого 177 час практических и теоретических занятий.

Так вот, пока не будут пройдены ВСЕ учебные занятия по программе объемом не менее 177 час, сданы все зачеты - к восхождениям по этапу СП1 альпинист не допускается.

Дай б-ог чтобы из этого что-то начало воплощаться в жизнь! Мне так кажется ;)

Дай!

Ну наконец-то!
Я уж поначалу "испугался" что действительно на 4 сезона :)
На мой непросвещенный взгляд, в случае создания сети Школ встаёт вопрос об их взаимопризнании прохождения этапов.
Я уже догадываюсь какой будет ответ, да.
Но, КМК, не мешало бы это озвучить именно Автору идеи и акцентированнее на принципиальных моментах.
Как я и подозревал, нечто вроде этого и должно было произойти.
Прекрасно!

Ну ты правильно догадался: в единой сети школ действия будут согласованные, по единым стандартам. Соответственно и взаимопризнание документов.

И сколько из руководителей Школ уже в банде? Без озвучивания имён конечно, пока что ...

Корень недостатков в нынешней системе – как я уже пытался донести - в давлении чиновников от спорта, старающихся регламентировать каждый чих. Когда было госфинансирование, это было логично, с этим можно было мириться. Сейчас госфинансирования почти нет, а бюрократия только усилилась.

А Вы предлагаете еще более усложнить регламент, ужесточить выпуск. Понятно, что цели благие – повысить уровень подготовки. Но в настоящее время это приведет только к увеличению бюрократии. Реальная жизнь такова, что люди в большинстве могут все меньше тратить времени на альпинизм. Это печально, но это так. А Вы требуете, чтобы они тратили больше. В результате просто будет сплошное очковтирательство. Надо ослабить давление чиновников на альпинизм, а не усиливать.

Тот, кто хочет учиться, придет к Вам и без дубинки чиновника. Пора уже начать доверять людям - в другие времена живем. Кто не придет – будет ходить маршруты по силам. Например, сейчас, чтобы официально выпуститься на Ленина (5А), нужно 3 сезона ходить скальные маршруты. Зачем, если человека интересует только высота? А кто хочет ходить в Крыму и не планирует лед, ему тоже не нужны целиком все этапы подготовки и т.п.

Вы хотите менять систему категорий? Круто! Кто будет все это реформировать? В Безенги до сих пор в библиотеке лежат отчеты 70-х годов. Саратову за 80. Благими намерениями ….

Никто не запрещает всамоволку на Ленина, при наличии желания и возможности.
Но, если чел перед этим пройдёт хотя бы один цикл занятий по снежно-ледовой подготовке в Школе, а не 2х-дневные взлёт-посадка у гидов принимающей фирмы на Ленина - это же лучше. Вдруг челу понравится и захочется заняться всерьёз. Да и, за пару дней полноценный курс снежно-ледовых нереален. А там на Ленина - трещины серьёзные. Лучше знать и уметь чем думать что знаешь и умеешь.

"Чиновник - это государственный служащий, имеющий чин или служебное звание."
Соответственно, чиновник от спорта - работник спорткомитета или минспорта? Как они осуществляют давление на Вас сегодня?

"Вы предлагаете еще более усложнить регламент, ужесточить выпуск." Где я это предлагаю. Вопросы выпуска я вообще только один раз упомянул: выпуск только после прохождения полного курса обучения. И все. О каком регламенте речь?

"Реальная жизнь такова, что люди в большинстве могут все меньше тратить времени на альпинизм. Это печально, но это так. А Вы требуете, чтобы они тратили больше." Я в юности занимался спортивной гимнастикой, был кмс. А дворовые ребята на спортплощадке самоучками тоже пытались что-то из гимнастики изображать: подъем переворотом на перекладине, стойку на плечах на брусьях. Как Вы думаете, была ли очевидна разница в нашей подготовке и результатах? Мы, занявшись гимнастикой серьезно, не ставили перед тренером условий: мол, времени у нас мало, поэтому вольные упражнения тренировать не буду, брусья- чуть-чуть попробую, а сосредоточу усилия на кольцах- они мне больше нравятся. Вы занялись серьезным и опасным делом. Поэтому или найдите время, или бросьте это занятие.

"В результате просто будет сплошное очковтирательство. Надо ослабить давление чиновников на альпинизм, а не усиливать." Опять! какое давление? А очковтирательству в предлагаемой системе места нет: допустивший его инструктор- член Союза инструкторов, если будет пойман (а это сделать не сложно) на обмане, будет лишен инструкторского звания.

"сейчас, чтобы официально выпуститься на Ленина (5А), нужно 3 сезона ходить скальные маршруты. Зачем, если человека интересует только высота? А кто хочет ходить в Крыму и не планирует лед, ему тоже не нужны целиком все этапы подготовки и т.п."
- ответил выше. Вы хотите уподобится дворовым пацанам, коряво выполняющих на спортплощадке простейшие гимнастические упражнения. Нам они не интересны.

"Вы хотите менять систему категорий? Круто!"Плохо поняли, речи об смене системы не идет, только о доработке.

" Кто будет все это реформировать? В Безенги до сих пор в библиотеке лежат отчеты 70-х годов. Саратову за 80."

Вот такие, как Саратов, Порохня, Арцишевский, Ситник и подобные и будут: за Державу обидно!

"Как они осуществляют давление на Вас сегодня?"

Через нормативные документы - Вы же сами про это написали в 3-й части

"А дворовые ребята на спортплощадке самоучками тоже пытались что-то из гимнастики изображать"

Пример хорош. По-Вашему - запретить дворовым ребятам подходить к турнику?? Человека, который не хочет и не сможет стать МС по альпинизму, не пускать в горы?? Обучать Вы его тоже не будете?

"А очковтирательству в предлагаемой системе места нет: допустивший его инструктор- член Союза инструкторов, если будет пойман (а это сделать не сложно) на обмане, будет лишен инструкторского звания"

"Вот такие, как Саратов, Порохня..."

Ок. Когда им будет по 90 - Вы может быть сможете их убедить. Еще через 5-10 лет они может быть закончат эту работу.

"Поэтому или найдите время, или бросьте это занятие."

Вот это я и называю чиновничьим подходом: "выполните все-все наши указивки, тогда разрешим ходить в горы, а если не выполните - низзя!"
Именно в этом и заключается причина деградации нашего альпинизма.

"Смешались в кучу кони, люди..."

Чиновники от спорта осуществляют на Вас давление "Через нормативные документы"? Да спорткомитетам с чиногвниками от спорта по барабану наши нормативные документы. Вы с ними (документами) хоть поверхностно знакомы? Может быть для Вас будет неожиданностью узнать, что эти документы альпинисты писали, да не простые новички с улицы, а с огромным опытом не только восхождений, но и спасательных работ. Вы погибших носили? А родным их сообщали, "что сын их больше не вернется!"? Для такх как Вы писали, чтобы уберечь Вас. А Вы их за бескорыстный труд и старание охаиваете!

Дворовым ребятам никто не запретит на перекладине (турнике т.е.) шею свернуть: это их конституционное право. Но гимнастами они никогда не станут. Как и упомянутые Вами самоучки-дикари - альпинистами.

"Так Вы же сами в 3-й части пишите, что нормы уже сейчас не соблюдаются. А хотите еще ужесточить выпуск." Да, сегодня не соблюдаются. Но будут соблюдаться. И причем здесь выпуск?

Антон, вы играете словами, жонглируете содержанием, искажаете смысл мною сказанного. И не только сейчас, с первого Вашего появления. При этом путаете понятия. Будьте внимательнее, пожалуйста.

Почему вам так важно, чтобы эти ребята во дворе не смели называть себя гимнастами? Почему вы считаете важным, чтобы человек, сходивший на тот же Эльбрус, не считал/не называл себя альпинистом?

Думаю, для того, чтобы когда очередному засранцу вдруг приспичит в горы, у него в голове возник на один вопрос больше и он откроет что-то и почитает. Только, по моему опыту, не поможет это. Кто серьезно подходит ко всему, что делает, тот и так поинтересуется, а остальные привыкли к тому, что принимающая сторона все организует и нефиг париться.

Михаил, скажу сразу, некоторые предложения мне кажутся спорными. Требование обязательности предсезонной подготовки не везде осуществимо, например, в нынешнее время; "каждый спецкурс заканчивается учебным восхождением, совершаемым в данном классе..." - как с высотным? Многие - вполне выполнимы и в рамках нынешней системы - проработка вопросов классификатора, категорийности; вопросом уточнения квал.уровней занимается, как мне известно, Молодожен Володя. Многое из упомянутого уже и так есть: рекомендации инструктора участникам на категории восхождений, оценка ими, а не "спецсудьями", уровня подготовки участников и т.д. Что касается "квал.уровней" вместо "разрядов" - применение одного термина вместо другого вполне себе способно просто усложнить и запутать, при том, что в системе минспорта от "разрядов" все равно не уйти.

Алишер, осуществимо все. Почему "предсезонная подготовка не везде осуществима?" Я кажется дал ответ: возможна везде. Курс подготовки к высоте можно закончить, например, восхождением в соответствующем стиле на Эльбрус из КЧР, да и курс там провести. А для вас и проблем нет, живя в горах рядом с шеститысячниками - семитысячниками.

"Многие - вполне выполнимы и в рамках нынешней системы " И я о том же: "мне видится путь эволюционный: постепенной реорганизации существующей системы, сохранив её лучшие качества и изменив худшие." Революции не будет. Но и то, как это планируется делать сегодня - не работает (причины изложены мною) и требуют некоторых корректировок. Особенно оценка инструкторами квалификационного уровня участника и рекомендаций к восхождениям. Сегодня регулярно наблюдаю альпинистов, не соответствующих этим оценкам.

*Почему "предсезонная подготовка не везде осуществима?*

Нет секций рядом, например, или, как обычно - времени.

Хочу, чтобы было так! )) Эту девочку сфоткал пару минут назад. Устами младенца - богатство выбора. )))

Девочка подтверждает мои доводы и утверждения. Будучи не обученной и не подготовленной, она не правильно делает выбор: пирожное через одно левее- значительно больше!

а это вкуснее. мы же за стиль, а не за клетки?

дубль

Сеть школ-это деньги, и очень немаленькие. Сделать сеть на коммерческой основе- идея выродится в очковтирательство неизбежно. Таких как Вы, Михаил, очень мало. Это Вы, зарабатывая на обучении альпинизму деньги, еще и душой болеете за него. В массе, в статистике, деньги, прибыль, к сожалению, перевешивают всегда. Школы на коммерческой основе выродятся в обычный бизнес-проект, где " Нет такого преступления, на который не пойдет капитал, ради 100 процентной прибыли". (Карл Маркс, "Капитал", том 1).

"Василий".
Михаилу Александровичу возможно будет немного неудобно заявлять, я попробую за него Вас поправить: он ничего не зарабатывает на Школе им.Ставницера. повторяю: НИ-ЧЕ-ГО, НУЛЬ!
Знаю ещё как минимум одну такую же Школу: у Алий Хусеевича.
Да, знаю что это немодно непристижно и недальновидно, но увы.
Это конечно ни в какие рамки в нынешних условиях: "мы их душили-душили, душили-душили" - а они всё живы и ещё чего-то там придумывают, путаясь под ногами у "истинных коммерсантов" и мешая им поднимать ценник до "справедливых" уровней.
Но вот так. И всё ещё гораздо "хуже". В его "Категории трудности" кроме инструкторов солидного и среднего возраста (ещё помнящих и умеющих пить пищевой этиловый спирт), появились сравнительно молодые инструкторы. Что внушает подозрения насчёт долговечности данного явления. Что не может не радовать.
Не всё для бизнеса, что-то и для души.

Крайне обидно, что уважаемый мной безмерно Ситник, ничего не зарабатывает за свой воистину подвижнический труд. И А.Х. также. И это не "немодно, неправильно, недальновидно", а просто несправедливо и нечестно. Я уже говорил: " таких, как Ситник и Али Хусеевич, в стране всего двое" (пусть не обидятся другие подвижники, которых я просто не знаю). А в Ваших словах я почуствовал легкий подвох, в намеке на "истинных коммерсантов". Не обиделся, но пояснения требуются. Так вот:" истинных " и "неистинных" не бывает. Есть те, которые работают исключительно ради денег, и те, которые не лишены интеллигентности, и поэтому, успешно зарабатывают, но совмещают это с "для души". Поверьте на слово, это возможно.
P.S. Текст надиктован "Василием" по телефону. Сам пока не может. Впредь буду разделять собственные тексты и тексты, авторства Иванишина.

Вставлю свои "пять копеек":

"Новое- хорошо забытое старое"
Лампочку, паровоз, самолет и т.д - изобрели почти одновременно разные люди. Спасибо. Я рад, что мы думаем одинаково.

Дамы и господа!)))Вступайте в федерации альпинизма Кыргызстана и Казахстана!!! Годите в горы,оформляйте разряды,будьте счастливы!!!))))
Два восхождения 6Б в двойке и вы мсмк.
Курс занятий по программе НП-2, Спасение при помощи подручных средств.

Восхождения: 1Б, 2А-2, 2Б – 1 + 1 контрольное. и вы 3 разряд.И офрмят вам его без проблем.)))

Помоему, людям главное дать выбор где учиться, у кого учиться и чему собственно... пока все сводится к попыткам монополизации (((

Допускает ли данная система альпинистов, живущих за пределами России, к восхождению на территории России в своей спортивной группе? А отдельно взятого иностранца в спортивной группе, состоящей из россиян?
Считается ли что иностранец, приехавший, скажем, в Безенги, готов к восхождению куда угодно?

Альпинисты, живущие за пределами России, вполне ходят на территории России по своим правилам. Ни протоколов, ни соревнований...

Ну, это при текущей системе, а при что будет при предлагаемой?

В принципе почти все логично, разве что пункт три:

мне кажется утопией. Ну, или нужен какой-то спец. инструктор по стилям. Как в Японии, когда детей приводят любоваться цветущей сакурой. :)

Потому как обучаемые обычно хотят как проще, а не как красивее.

смотря чего хотят. если чиста на гору залезть, то никакой стиль им не привьёшь конечно. а если перед девками покрасоваться, то уже возможны варианты...

Точно, отличная идея, Василий!
Короче, нужны такие специально обученные девушки, которые будут говорить - ну нет, это вы хреново влезли, жюмарили всю дорогу! А вот этот - на крюконогах стоял! А у этого - фифа к ноге привязана была!

Михаил Саныч, тема поднималась ровно пять лет назад, когда был организован Горный Фонд России, дабы разработать четкие стандарты, задействовать клубы и отделить любительский альпинизм от спортивного. Никто идею не поддержал, кроме пространных пожеланий. Зачем Вы все это пишите, когда на внутреннем уровне, даже мы с Вами не можем организоваться? О том как должно быть можно писать бесконечно. А вот взять и сделать, здесь каждый сам по себе. У нас есть люди, есть понимание проблем... У всех давно оно есть, но никто ничего не делает. Я попытался, в итоге выглядел идиотом... Вам не кажется, что проблемы нашего альпинизма именно в этом? В неспособности действовать смело и открыто, и объединяться ради лучших решений?

Мой друг просит узнать, альпинист он или не альпинист если у него два Эльбруса без гидов с юга зимний и летний, Семёнов-баши и Белалакая в двойке с супругой? и еще...уже от себя.
В детстве проведенном в Магаданской области я занимался в лыжной секции. Ребятам первогодкам выдавали лыжи деревянные, а потом новенькие пластиковые Фишер заказывали на каждого лично (бесплатно!)...на соревнования за нами прилетал вертолет туда-обратно, летом выдавали путевки в лагерь Таватум. Моя мама воспитывала меня с сестрой одна, (отец погиб) денег особо никогда не было, но у меня определенно было счастливое детство по сравнению с детьми которые нынче клянчут монетку в макдональдсе, в том числе потому что им больше некуда пойти. Еще на выбор был авиакружок, судомодельный, для подростков точно помню парашютный клуб и мото-школа...вопрос знатокам - почему тогда это было выгодно? За чей счет сейчас собираемся возрождать Альпинизм-то? (я просто надеюсь что это"правильный", универсальный пример о любом -изме в стране, а про детей...так я уже не в поселке живу "богатом!", а в целом городе в ПФО, со средней з/п по городу 13000 вечно красивых). Одни москвичи будто в горы ходят и МС, хотя я подозреваю что 98% присутствующих по мнению остальных 2% не альпинисты. PS/отправили заявку в ФАР на членскую книжку ( всего 1000 руб.) вместе с другом, он кстати как сказано в одном из бомбящих постов выше бомж и наркоман, а жена у него вообще домохозяйка. (...мы тут кажется стали забывать зачем вообще нам горы...)

Интересный список у друга. На Белалакаю (если речь о главной) ногами не зайдешь и не спустишься. По любому альпинист, ну вот если только супруга МС, тогда не факт, возможно были перила. У меня еще сложнее, у супруги 2-й с.р. +++, она на Белалакаю чисто зажумарила, кто она после этого?

Вот с моей точки зрения, у вашей супруги ну никак не 2-й с.р. +++ , если на Белалакаю пришлось жумарить.

Читаю и что то очень знакомое видится:)

"Главное, чтобы все развивалось систематически. Во всем должна быть система.
- Систематическая система,-- заметил старший писарь Ванек, скептически улыбаясь.
- Да,-- небрежно обронил вольноопределяющийся,-систематизированная систематическая система при написании истории батальона. Мы не можем с самого начала одержать большую победу. Все должно развиваться постепенно, согласно определенному плану." (с)

"Без прохождения таких спецкурсов к самостоятельным восхождениям в этих классах альпинист не допускается"-если это про классы в чемпионатах и прочих спортах, то да, правильно, будет мотивация учиться у спортсменов, а не только соревноваться.
А вот если как при совке, когда у пойманных "дикарей" верёвки отбирали и топором рубили, то спасибо не надо. Но вот живя в РФ я подозреваю, что пойдут как раз по второму пути: кто федерации деньгу не занёс(офилированные, платные вестимо, курсы не прошёл)-ловить и не пущать. А раз будет монополия на выпуск, то возникнет и лазейка для "хороших людей", как и при СССР было впрочем: СП-2 у всех как минимум 2 года, а то и больше в лагере, а у "своих"-сборы и вуаля.

могли бы, уже сейчас всех бы построили.
но остутствие принуждения дейстивтельно слабое звено во всём этом благорастворении воздухов.

Я. конечно извиняюсь, тк турист.

Но мне кажется, гораздо большую роль для развития альпинизма и туризма сыграла бы организация массового целевого страхования туристов альпинистов и жителей высокогорья , и, вместе с этим, или на основе этого, хорошей спасслужбы.

Только как уговорить людей платить деньги-вот это вопрос.
Дежурство вертолета в Безенги, как я понял, именно поэтому провалилось.
Не хочет народ платить за страховку.

Во-первых, это лежит в разных плоскостях с темой статей.
А во-вторых, хочется ответить цитатой:
"Пуговицу мы, чисто теоретически, можем найти? Можем. А с Минобороны мы ничего сделать не можем. Вывод? Давайте искать пуговицу".
Мы можем что-то сделать, чтоб у нас появилась ветолетная горноспасательная служба и страховки, кроме как на Риске поговорить? Имхо, нет. А Михаил Александрович предлагает хоть местами и спорные, но конкретные шаги. Это гораздо продуктивнее, чем печалиться об экзистенциальном одиночестве, правда ведь?

Не уверен.
Мне кажется, стратегически печалиться об экзистенциальном одиночестве более надежно, чем переписывать замшелые совдеповские инструкции.
Одиночество останется а инструкции сгниют.

Мне вообще, если честно кажется что этот путь тупиковый.
Советский альпинизм на все 100% был продуктом того общества и государства, воссоздать его с небольшими косметическими поправками не удастся, хоть 200 постов на Риске напиши.

Почему вы не хотите пойти нормальным коммерческим путем, зачем это миссионерство и стремление все и вся контролировать?
Я другой причины этому не вижу, кроме как унаследованный из прошлого образ мысли.
на конечную истину не претендую,все- просто рассуждения на тему.

Володь, сколько лет их предлагают уже? А воз и ныне там.

У жёсткости есть оборотная сторона: те, кто по разным причинам в систему не впишутся, будут заниматься голимой отсебятиной. Вот где раздолье шарлотанам. А вписаться в систему с такой кучей обязаловок и зачётов очень не просто.
Что характерно, в Европах тебя тоже на Северную стену Эйгера никто без определенного послужного списка не возьмёт, но и разряды никто проверять не будет и зачёты о том, как провел межсезонье сдавать не заставит. Вроде, все то же самое, да не совсем. Имеешь дело со взрослыми людьми, но не доверяешь им. Ну, хорошо, проверить человека не сложно, но нет, прогони его через кучу формальностей, а там и сам от тебя отстанет.
Вы отталкиваете кучу людей, а без людей не будет ни финансов, ни инструкторов, ни инфраструктуры.

Ну что сказать. С июля по август приедут как обычно в "Узункол" много сборов из Москвы,Питера, Ростова,Таганрога, Новочеркасска, Сочи и др. , а также много отдельных групп имеющих право работать согласно ПРАВИЛАМ ФАР и как обычно будем стараться, чтобы обеспечить безопасность их восхождений независимо от всех высказываний и рассуждений участников обсуждений. Давайте просто работать и способствовать развитию нашего альпинизма. С уважением. Ю.Арцишевский

вроде как все правильно - цель предложить доступное и качественное обучение, попутно уменьшив объем бюрократии, опора на клубную подготовку и т.д.
но что-то в этой концепции... напрягает
вероятно - позиция "Нам они не интересны". ну то есть мы ходим выпускать эдаких универсальных солдат (заточенных на высокий результат - это явно не декларируется, но читается между строк), а остальные идут лесом.

может все-таки стоит задаться вопросом "а что ИМ интересно"?
нужно все-таки учитывать что для подавляющего большинства альпинизм - хобби, и люди хотят сами определять повестку. Кого-то интересуют скальные маршруты в малых горах, кого-то высота, кого-то восхождения на красивые знаковые вершины и т.д. - а кого-то спорт.
я сейчас говорю не про пассажиров, а про людей которые ходят самостоятельно и готовы учиться.

"универсальных солдат (заточенных на высокий результат - это явно не декларируется, но читается между строк)"

ИМХО, чем додумывать и читать между строк - легче спросить.
Нигде и никогда не видел и не слышал такого от М.А.Ситника.
Универсальная подготовка - только в целях безопасности и для понимания учеников, что именно они могут на каждом из рельефов, конкретно, а не исходя из количества лычек в квалификационных билетах (или как они там теперь называются)

мой коммент можно рассматривать как вопрос :) я так понимаю, МС уже "в полях"

подготовка просто "для понимания" - увы, не все могут такое себе позволить (время оно же деньги)
если посмотреть на сильные региональные школы (Татры, Крым, Столбы и т.д.) - люди лазят то, что под боком. И только некоторые со временем становяться универсалами.

З.Ы. я согласен, что предлагаемый подход лучше, тем то что есть сейчас.
я сторонник универсальности (даже большей - не нужно замыкаться на одном альпинизме :), чтобы понять что это не твое - нужно хотя бы попробовать.
но я думаю, что сейчас пытаться диктовать, чем именно человеку заниматься - обречено на провал. сейчас "альпинизм" представляет собой множество смежных видов деятельности, и личная траектория может быть весьма замысловатой. можно только попытаться научть безопасно ходить хорошим стилем (по тому или иному рельефу)

Инструктор обязан быть универсалом в авльпинизме. Ему не обязательно бегать по высотным снегам как высотнику А.Букрееву. Ему не обязательно быть мс и кмс по скалолазонию. Но ... вместе соединить многое: хорошо лазить, не бояться любого рельефа, чувствовать горы, летний снег и лед, бегать в горах и по моренам на длинное время, нести на себе пострадавшего (кг 75 на десять км., видеть опасности и ощущать себя командиром ролевой группы в боевой обстановке (быть спасателем постоянной готовности) . Таких инструкторов почти нет. Специалисты инструктора нужны, но это не сущность альп.инструктора. Такая подготовка сегодня есть дело инициавтивных групп, а не ФАР. Из таких инициативных групп выросла ассоциация альпийских стрелков в Европе, и такие инициативных группы как товарищества общественного самоуправления (ФЗ 131) неминуемо получат внебюджетные деньги, возродят соревнования альпинистких спас отрядов СССР. без ФАР, МЧС, и др. чиновников, как например лиза аллерт.

Немного не понял, эти чудесные "инициативные группы" которые будут готовить идеальных инструкторов ? откуда им взяться, если сейчас и "Таких инструкторов почти нет," а мне кажется совсем нет, кг 75 на десять км. это реально? сутки с пострадавшим на плечах по горам?

кг 75 на десять км
Ну насмотрелся человек киношек. Вот пусть для начала попробует поднять с земли мешок с песком такого веса и пронести - интересно, сколько.