«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании

Пишет SOREL, 30.05.2017 17:52

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)
Фото Екатерины Пескиной

Наверняка многие из скалолазов до сих пор сокрушаются «Вот бы я начал заниматься этим раньше…», глядя на ловко штурмующих стены скалодрома детишек, маленьких, едва научившихся считать. Скалолазание – действительно беспроигрышный вариант задействовать весь потенциал гиперактивного чада, но какова судьба детских клубов и школ скалолазания на данный момент? О воспитании подрастающего поколения, детских зацепках и играх на тренировках расскажет Михаил Пекарев – основатель и лидер детского клуба скалолазания O’Skal.


Михаил, расскажи о клубе O’Skal и о том, с чего всё начиналось?

- Можно сказать, что наш клуб вышел из клуба «Вертикаль», где я занимался под руководством Александра Сергеевича Нагорова. Я пришел в скалолазание в 11 лет, в 1994 году, и в 2007-2008 году начал педагогическую практику после окончания института физической культуры и спорта и завершения профессиональной спортивной карьеры.

Тогда я работать пришел в центр дополнительного образования на базе ДЮЦ «Пресня», где через пару лет начались реформы и наше подразделение начали переводить на коммерческую основу. Стало совсем грустно, менять сферу деятельности очень не хотелось, и только благодаря моим друзьям, увидевшим во мне потенциал тренера, нам удалось организовать детский клуб скалолазания O’Skal. Сейчас в клубе занимается уже около 300 детей, работает 8 тренеров и четверо офисных сотрудников-администраторов.

Название, между прочим, придумали сами дети. О – выглядит как карабинчик, апостроф от La'sportiva, а skal – это скалолазание и скалы.

С какого возраста лучше приводить ребёнка на скалодром?

- Детей к нам приводят разных возрастов, и в этом наше преимущество. Мы стараемся никому не отказывать. К нам приводят детей, начиная с трёх с половиной лет – ведь нужно учитывать тот факт, что ребенок уже умеет хотя бы 5 минут концентрировать внимание на том, что говорит тренер.
Также приходят и подростки, начальная школа и даже 15-летние, то есть мы в принципе берём до 16 лет включительно. Поскольку мы уже достаточно давно работаем, у нас уже есть выпускники. Мы поддерживаем с ними контакт, они нам помогают проводить фестиваль «Территория О’СКАЛа». Проводим его своими силами, последние два фестиваля проходили в здании при поддержке скалодрома BigWall, где у нас сложились дружеские отношения с администрацией, а призовой фонд был предоставлен компанией Sorel.

Кого родители чаще отдают в скалолазание – девочек или мальчиков? Не ведете статистику? Или год на год не приходится?

- Вы знаете, девочек, наверное, в последние несколько лет стало больше. Но сложно сказать, с чем это связано, есть, конечно, определённые мысли, но это достаточно долгий разговор не на 5 минут.
А чем различается тренировочный процесс для подростков и, например, для самых маленьких?
- Мы очень условно у себя делим ребят на три группы: младшие дошколята (3-4 года), дошколята (5-7 лет) и начальная школа – однако сюда могут попасть дети и дошкольного возраста, и дети 10-12 лет, так как всё, конечно, зависит от общего уровня развития и дисциплины в том числе.

Для каждого возраста у нас своя структура тренировки, у малышей она более игровая, и чем взрослее ребята – тем больше упор на общую физическую подготовку, плавно перетекающий в специальную физическую, растяжку и технику лазания.

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)

Фото из архива клуба O’Skal

К сожалению, сейчас в школах практически не воспитывают, а только учат детей, поэтому мы уделяем достаточно большое внимание педагогическому воздействию на детей: дисциплина, ответственность, чувство локтя – вот те важные моменты, которые мы стараемся привить детям. Это происходит как на тренировках в зале, так и в походах выходного дня, когда мы выезжаем в лес, и на соревнованиях. То есть для нас скалолазание – это инструмент воспитания. Ну и сам клуб, у нас есть слоган: «Клуб настоящих друзей». И мы надеемся, что это так и есть.

Всегда ли на тренировке есть место играм? Трудно ли удерживать детское внимание?

- Мы понимаем, что у большинства детей избыток энергии, поэтому стараемся тренировки для таких малышей делать максимально игровыми и динамичными. Так что у нас существует уже просто огромное количество игр на скалодроме, и если говорить о зацепках, то у нас популярна, например, такая игра как «Светофор»: когда ведущий загадывает цвет, и дети должны найти зацепку на скалодроме определенного цвета. И здесь всё зависит от уровня сложности – нужно либо просто взяться за неё одной или двумя руками, либо задействовать на зацепках одного цвета как руки, так и ноги.

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)

Форма имеет значение? Все эти мордочки, зверюшки…

- Да, особенно в играх на внимание. Деткам всё очень интересно, когда они приходят на скалодром, поэтому очень важно иметь специальные зацепки для малышей – в форме зверушек каких-нибудь, трансформеров и так далее. К сожалению, не вся индустрия детских зацепок следит за новыми диснеевскими и отечественными мультиками, ещё нет «Фиксиков», которые очень нравятся детям. Мне кажется, это было бы очень актуальным выпускать такие коллекции.

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)


Различаются ли чем-то принципиально детские зацепы и «взрослые»? Все ли виды зацепов изготавливаются в детском сегменте («мизер», «щипок», «пассив» и т.д.)?

- У детей, конечно, сами ручки в несколько раз меньше, и то, что для взрослого может быть совсем маленьким «активником», или мизером, им даётся легче – у них там помещается четыре пальчика, они могут на нем поменять руки. Безусловно, определённая специфика есть, но в России пока нет зала для исключительно детского лазания, если мы говорим не о профессиональном детском спорте – для них важно сразу лазать по «взрослым» зацепкам. А если говорить о детях младшего возраста, которые только-только погружаются в скалолазание, то, конечно, нужно больше игровых и ярких зацепок, отличающихся не только по объёму, но и по форме, привлекательной для детского воображения.

Хотя у детей очень хорошо в этом возрасте развивается и абстрактное представление, у них запросто может возникнуть понятие «тучку возьми», то есть зацепку, похожую на тучку, либо «солнышко», «колбаска» и так далее. Помимо профессионального сленга – щипки, активы, пассивы – они придумывают свои и могут легко описать каждую зацепку. Так у нас родилась новая игра «Опиши зацепку» – ведущий описывает зацепку, а ребята ищут ту, что он загадал.

То, что детям в активности и любознательности не занимать, всем хорошо известно, но готовы ли они физически к таким нагрузкам на пальцы, руки, ноги и т.д.?

- На мой взгляд, лазать настолько естественно для любого ребёнка так же, как и бегать, прыгать, плавать. Для него это естественные движения, его среда. И скалолазание в этом плане очень гармоничный вид спорта: он развивает все группы мышц, мышление – абстрактное, тактическое. Но при этом нужно соблюдать осторожность, последовательность от простого к сложному, то есть нельзя форсировать. Достижение какой-то категории или какого-то места не должно стоять в приоритете у тренера или у родителей, прежде всего, он должен вырастить здорового ребёнка.


«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)
Фото из архива клуба O’Skal

Так что детское скалолазание – это не только детское скалолазание…

- Скалолазание вообще не только скалолазание, если удаляться в философию! Но если быть ближе к нашей теме, тренировка для детей 3-4-летнего возраста длится от 40 минут до часа. У них самого процесса лазания очень немного, поскольку мы делаем упор на то, чтобы у ребёнка окрепли все связки, мышцы и появилось какое-то понимание движения по стене. Если занятия проводятся в боулдеринговом зале, то это может быть траверс, то есть движение в сторону – в сумме это минут 15-20 от часовой тренировки. На большом скалодроме, правда, это может занять чуть больше времени, т.к. мы начинаем знакомить ребят со снаряжением, системой, верёвкой, страховочным устройством.

Дети достаточно рано начинают самостоятельно страховать друг друга, не все сразу, конечно, только те, которые уже сознательные и понимают свою ответственность за жизнь другого. Всё проходит под присмотром тренера с максимальным соблюдением техники безопасности, он всегда держит верёвку, потому что мы не забываем, что это всё ещё дети, они могут легко отвлечься, заиграться.

А когда начинается построение осознанных линий?

- Оно начинается практически сразу, после того как освоены правила дисциплины. Тогда стартует тактическая подготовка. Наши воспитанники с самого раннего детства уже начинают придумывать игры на скалодроме, описываться порядок тех или иных зацепок. Это как человек знакомится со скалой – камешек крутит, ощупывает – так и ребёнок на скалодроме знакомится с зацепкой. Описывает захват, потом одну зацепку, потом уже две. Сначала это просто набор зацепок, ребёнок их запоминает в той последовательности, которую ему подсказывает тренер. Потом мы даём задание, когда дети уже между собой придумывают трассы, показывают их друг другу и потом оценивают. Здесь они и подготовщики, и постановщики трассы.

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)
Фото из архива клуба O’Skal

А такая методика, игры, задания – это вы сами придумываете или есть уже готовая база? Откуда такой богатый и интересный материал?

- Во-первых, мы используем опыт и наработки Александра Сергеевича – очень творческого и интересного тренер и педагога, у которого я сам занимался. Что-то из его методики мы адаптировали под современность, ведь уже не 1994 год, многое изменилось. Ну, а во-вторых, мы сами не стоим на месте, творим, вместе с детьми придумываем новые формы заданий, творчески подходим к делу.

Наш клуб, в Москве точно – первый самостоятельный проект, то есть не просто клуб, который при каком-то объединении находится с общим администратором и помещением, или спортшкола – это абсолютно самостоятельная организация, которая может себе позволить что-то придумать и тут же реализовать. И никто не мешает работать.

Насколько сильно изменилась ситуация в детской школе скалолазания после включения скалолазания в программу Олимпийских игр? Чувствуете рост интереса? Или он связан с чем-то другим? А внимание контролирующих организаций?

- Не думаю, что это как-то связано с нашумевшей новостью о включении его в список Олимпийских игр, это стало известно сейчас, но довольно большому кругу людей, кто этим занимается, либо работает в спорткомитете, давно известно, что скалолазание давно – олимпийский вид спорта.
Тем не менее, развитие скалолазания в Москве и других регионах налицо: казалось бы, раньше на соревнованиях сложно было увидеть, например, Рязань или Тулу, или какие-то другие города, а сейчас сильные представители небольших городов даже попадают в состав команды сборной России. Скорее всего, это связано со строительством таких уникальных проектов, как BigWall, либо RockTown, либо таких маленьких, но дружественных клубов как «Луч» в Санкт-Петербурге. Энтузиасты очень активно строят скалодромы в регионах, заражают своей страстью к скалолазанию. Да и соцсети тоже делают своё дело.

А что касается государственной поддержки – я её не видел и пока не вижу. Понятно, почему у нас такое огромное количество школ фигурного катания – когда в топовое время по первому каналу крутят ледовые шоу; понятно, откуда хоккейные секции… Непонятно, правда, откуда в футболе 

Как вы относитесь к домашним скалолазным стенкам в квартире или во дворе? В чем их плюсы и минусы?

- Мне кажется, если ко всему относиться с головой и если есть инструкция, которую родители внимательно прочитают, то ничего плохого в этом нет. У меня у самого есть интересные наработки, как сделать домашний скалодром. В свободной продаже сейчас есть и аналоги того же мунборда, когда на стене под определенным градусом размещают набор зацепок – схема проста, как в «морском бое», каждое отверстие пронумеровано. Есть и описания упражнений, которые дети могут делать. При этом всегда нужно помнить о технике безопасности: под стенкой нужно установить стационарный мат. Конечно, идеально, чтобы сам скалодром собирали профессионалы, либо люди, которые хотя бы разбираются в скалолазании, ведь на одном гвозде скалодром стоять не может.

Заказать детский скалодром себе домой

«Индор» и «аутдор» - насколько важно выезжать на реальные скалы и чему там учатся дети? Ваши воспитанники выезжают на скалы?

- Да, у нас есть широкий спектр выездных мероприятий, как я уже сказал, есть походы выходного дня в Подмосковье, в этом году порядка 8 выездов на скалы в дни каникул, а зимой, как правило, лыжные сборы. По географии – это Крым со всем его разнообразием, Карелия, Краснодарский край, дальше Урала мы пока не выезжаем, в связи с непредсказуемыми погодными условиями и дороговизной, нехватки нужной нам инфраструктуры.
Детям обязательно нужно ездить на скалы! Мы хотим приобщить их не только к стендовому лазанию, но и к живому общению с горой, природой, чувству скалы. В какой-то степени, это и краеведческое направление.

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)
Фото из архива клуба O’Skal

Вообще выезды с палатками очень полезны для развития ребёнка: он учится самостоятельно решать некоторые бытовые вопросы, когда под присмотром либо старших детей, либо самостоятельно готовит, ходит за водой или дровами. Это всё достаточно интересно и поучительно. В этом плане очень жаль, что распалась пионерская организация, и дети уже совершенно не ходят в лес, большинство даже не знает, как развести костер, поставить палатку или элементарно собрать рюкзак, то есть что с собой взять кроме планшета.

Насколько приспособлены московские скалодромы для занятий с детьми? Куда лучше всего послать заниматься свое чадо? Какие есть варианты? А в Санкт-Петербурге? А в других городах?

- Когда я пришёл, в скалолазание было достаточно много секций при дополнительном образовании, при домах и дворцах пионеров, где занимались только дети. Тогда мы еще лазали по досочкам и фанерам, тренер сам что-то вырезал, прикручивал к стене, но это было абсолютно детское пространство. Сейчас ещё остались какие-то детские скалодромы, но их гораздо меньше. Клуб «Ящерка», у него достаточно длинная и интересная история, но мне кажется, жизнь там понемногу затухает. Могу сказать, что в этом году скалодром RockZona, который владельцы Владимир Нецветаев и Андрей Цыганов, подарили нам эту площадку в своё пользование, и я надеюсь, что мы сделаем из неё максимально приспособленное для детского скалолазания пространство, площадку. Но не исключаем возможность того, что и взрослые могут лазать вместе.

Интересно, что есть дети, которые только-только обратили внимание на скалолазание, посмотрели фильм, решили попробовать – в BigWall, а сейчас уже и на других площадках, есть проект веревочный парков – детям интересно движение вверх по лестницам, подвесным мостикам и площадкам. Наверное, это самое приближенное для детей, созданное для того, чтобы безопасно попробовать свои силы на высоте.

«Фиксиков пока нет», но вы держитесь! Михаил Пекарев о детском скалолазании (Скалолазание, скалодром, дети, зацеп, занятия для детей)
Фото из архива клуба O’Skal

А как же страх высоты?

- Если вы вдруг видите, что ребёнок боится лезть вверх, не нужно расстраиваться, это абсолютно нормально – поставьте себя на его место! Иногда родителям хочется объяснить: поменяйся вы с ним местами, где под вами высота с трехэтажный дом, и при этом успокаивать, что вы же пристрахованы – вы, что, меньше переживать будете? Так что детям 4-5 лет, естественно, испытывать тот же страх. Более того, с этим можно и нужно работать, и чувство страха не должно никуда уходить – это инстинкт самосохранения. Просто ребёнок должен привыкнуть к мысли, что у него есть надёжная страховка, что за ним следят, что его обязательно спустят. И страх становится управляемым и мобилизует.

Я могу со всей уверенностью заявить, что дети, которые занимаются скалолазанием, как и другим спортом, связанным с риском, в быту более осторожны – по крайней мере, дети скалолазов более здраво оценивают возможную опасность. Есть, конечно, как, например, у начинающих водителей, желание «лихачить», но это только поначалу, со временем это проходит, и ребенок начинает спокойно и с уважением относиться к высоте. Понимая, например, что не нужно близко подходить к краю – так как может обвалиться карниз, ветер сильно подуть или голова закружиться, кто-то может пошутить неудачно.

Если родители ещё сомневаются, в какую секцию отдать своего ребёнка, какой ещё аргумент ты бы привёл в пользу скалолазания?

- Я не могу сказать «Приходите заниматься скалолазанием, и вашему ребёнку точно понравится!», поскольку я придерживаюсь того мнения, что ребёнку прежде всего самому должно нравиться то, чем он занимается. Если это плавание – то плавание, если музыка – то музыка. Но скалолазание, если у вас нет каких-то спортивных амбиций, вполне можно совмещать с разными видами деятельности, с любыми увлечениями. К тому же сама скалолазная тусовка очень творческая и разнонаправленная: кого только не встретишь на скалодромах! И писателей, и поэтов, художников, продюсеров и бизнесменов, но это все люди, как правило, ответственные и интересные. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок занимался в такой среде – добро пожаловать!

85


Комментарии:
4
Спасибо за интервью! У Миши получается делать такое большое и непростое дело так, что со стороны всё кажется легким и безоблачным. Удачи ему и его клубу!

0
Тег "реклама" забыли поставить :)

1
Они в рекламе не нуждаются)))

0
Я не про O'Skal, я про зацепки и ссылки на них в тексте. Как-то бестолково понатыканы :)

1
Желаю успехов и Олимпийских Чемпионов! Родные скалы на фото - Мышки!

2
Спасибо. С интересом прочитала интервью Миши. Иногда сама на скалодромах наблюдаю за работой детских тренеров и поведением детей. Нелегкое это дело, работать детским тренером, очень большая ответственность. Но очень нужное дело. Ведь дети, прошедшие через скалолазание, выезды на скалы, жизнь в палатках, совсем другие, более ответственные и серьезные. У них воспитательный процесс идет полным ходом. Но нужен глаз, да глаз. Для тренеров очень напряженная работа, нужна помощь старших ребят и родителей. Без этого нельзя никак. Миша, желаю вам здоровья, удачи и талантливых учеников!

Большое дело делаете! Удачи

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru