Моя игра в альпинизм - 4

Пишет Калы Мыца, 17.04.2017 18:48

Ивя ту дарик вьян.

На следующий день нас разбили на 2 отделения. Инструкторов было двое: Юрий Ермачек и Виктор Мошков. Причём разбили так, что в каждом отделении были и новички, и разрядники. Я попала в отделение к дяде Вите. Сначала мы поднялись на Сокол по спусковой тропе, а потом пошли лазить с верхней страховкой на скалы. Когда одна из девушек новичков спросила, обязательно ли долезать до конца, он ответил, конечно необязательно, главное получить удовольствие.
На другой день дядя Витя показал 2 узла: проводник восьмёрка и стремя, и мы пошли отрабатывать П-образные перила. Пока новички по нескольку раз проходили перила, мне с напарником (у которого уже был второй разряд) было отдано отдельное задание. Первый лезет с нижней страховкой, цепляет оттяжки за шлямбура, встаёт на станцию, принимает второго, который собирает оттяжки, и потом они дюльферяют. Первым полез напарник, затем я с верхней. Лазание там было сложным (первой я бы точно не пролезла))). Более того, там были некоторые осложняющие обстоятельства. Во-первых, там надо было так умудриться снять одну из оттяжек чтобы не было маятника. Я выщелкнула из неё верёвку, а вот дотянуться до шлямбура и выщелкнуть оттяжку для меня было уже проблематично. Напарник предложил мне оставить её, а он потом сам снимет. “Ну уж нет!” - подумала я. Как-то извернулась и сняла её сама.
Во-вторых, эта дорожка предполагала траверс и спуск вниз лазанием, т. е. по сути спуск с нижней страховкой. Т. е. то чего я боялась больше всего. Мне было очень некомфортно, но я справилась.
Поменяться мы не успели, поскольку дядя Витя уже начал рассказывать про станции. В частности, что необходимо минимум 2 точки (а нас в Дугобе учили, что 3, и я до сих пор придерживаюсь этого мнения).
И вот наступило 29 сентября. Мы пошли на маршрут 1Б “Единица”. Дядя Витя назначил нас лидирующей связкой. Лезть первой вызвалась конечно я. Дядя Витя сказал, что если мне будет сложно, чтоб не стеснялась просить напарника заменить меня. Желание чтоб меня заменили появилось почти сразу как я полезла, но я не хотела чтоб меня заменяли, и полезла дальше) Поняла, что не умею пользоваться закладными элементами. Френды у меня вываливались, правда уже после того, как я на них подтягивалась. А стопера я и вовсе закрепить не могла, не пользовалась ими. Хорошо, что станции можно было делать накидыванием петли на куст можжевельника)
Но когда я лезла третью верёвку, станцию надо было сделать на пробитых шлямбурах, а мой топографический критинизм увёл меня сильно вправо, и верёвки уже не хватало. Снизу мне сказали что мне надо влево и вниз. Но весь прикол ещё в том, что на этом участке я ни разу не заложила. Сначала не считала нужным, потому что лезть было слишком легко, а потом просто не находила подходящего рельефа. Дядя Витя крикнул чтоб была осторожней, потому что никакой страховки у меня нету. “Нету, нету!” - подтвердила я. Я и без него осознавала сей неприятный факт. Но делать было нечего, пришлось траверсировать и лазанием вниз. Вот уж верно поётся: “Клади плотней закладки и будет всё в порядке на крутой прямой.” В общем благополучно я долезла до шлямбуров и сделала станцию. На последней верёвке дядя Витя сменил лидирующую связку.
Вот какие выводы я сделала по результатам своего первого опыта. Работа лидером – это не только умение хорошо лазить, но и умение читать рельеф и работать с закладными элементами. А ещё я поняла, что Я МОГУ! Я могу работать лидером. Пусть это далеко не самый сложный маршрут и мне не было слишком тяжело. Но и слишком легко мне тоже не было.
Этот день стал самым счастливым днём осени 2015.
На следующий день мы поехали на маршрут 1Б “Гамми”. Наша связка была назначена последней. И тут уж я выбрала роль самой последней. Повесила на обвязку экстрактор. Но маршрут оказался прогулочным, и лишь в самом конце третьеразрядница сорока с лишним лет в течении часа провешивала перила. Я этот участок пролезла с верхней страховкой.
И сегодня же меня ждало очень большое разочарование. Завтра нам предстоял день отдыха. Я периодически жаловалась напарнику, что не хватает практики лазания. И он мне неоднократно говорил “вот будет день отдыха и мы с тобой обязательно пойдём на какой-нибудь мультипитч”. Но вечером он объявил, что идёт на мультипитч с другим. Тот, другой, ухлёстывал за ним чуть ли не с самого начала сборов чтобы полазить с ним. И вот он объявляет мне, что идёт с ним в двойке...
Моему разочарованию не было предела. Да, я всё понимала. Конечно, я плохо лажу. И скорее всего все отрезки мне пришлось бы лезть с верхней страховкой. Наверное со мной не интересно идти на мультипитч. Но зачем тогда было неоднократно повторять мне, как мы пойдём лазить в свободный день?! Обидно было аж до слёз. Также было обидно, что напарник оказался пи***болом. Это событие стало главным разочарованием осени 2015.
Я пыталась успокоить себя тем, что не только поплаваю в море, но и позагораю на пляже, на что не оставалось времени в предыдущие дни. Но мне и этого сделать не удалось. Вернее поплавать – поплавала, но не позагорала. Было прохладно и солнца не было.
Впрочем я отвлеклась от альпинизма. После дня отдыха мы пошли на маршрут 2А “Левая двойка”. И опять нашу связку назначили лидирующей. И снова я полезла первой. Дул очень сильный ветер. Меня сдувало в прямом смысле. На этот раз я старалась закладывать почаще. И вышло так, что я очень быстро потратила все оттяжки и вставляла во френды просто карабины, а потом вообще у меня остался только один френд. Я использовала только чтоб подтягиваться на нём, а потом вынимала и лезла дальше. На второй верёвке я уже экономнее использовала закладные элементы. Из-за сильного ветра я лезла очень небыстро, и после второй верёвки дядя Витя сказал моему напарнику меня заменить. На вершине и он сказал, что его сдувало, когда он лез, хотя весил он 80 кг. А одна девушка – новичок сказала, что когда дул ветер, она “прям почувствовала себя альпинисткой”. Мне это показалось очень забавным. Как мало надо чтоб почувствовать себя альпинисткой!
Заключительным маршрутом был 3А “Chico”. Трое новичков на него не пошли. Лидером на этот маршрут назначили того, с кем мой напарник ходил на мультипитч. А мне даже страховать его не дали( Страховать его назначили моего напарника. Пойти второй мне разрешили лишь тогда, когда он провесил последнюю верёвку. Вот тогда я спрямила перила и располовинила их, завязав стремя.
В общем и целом крымскими сборами я была довольна. И по сей момент считаю их самыми результативными на сегодняшний день.

Деньги начали заканчиваться. Вернее почти уже закончились. Я даже сомневалась, стоит ли мне ехать в горы в зимний сезон 2016. Я посоветовалась с другом. Он сказал, что есть такие люди, девиз которых бухать на последние. Это послужило мне положительным ответом. Вообще изначально я хотела поехать в марте в Хибины. Посмотрела расписание УВК. Даты хибинских сборов совпадали с датами проведения всероссийского турнира по другому виду спорта, в котором я собиралась принять участие. Тогда я решила съездить к Ситнику на ледолазные сборы. Мне надо было избавиться от своей неуверенности на льду. Неожиданно чемпионат Москвы перенесли на даты, совпадающие с проведением ледолазных сборов. И вновь мне пришлось менять свои альпинистские планы. Из доступного оставались только сборы УВК на Таганае, и я решила поехать туда. До второго разряда мне не хватало 3Б и руководства. 3Б на Таганае нет, а вот руководство я могла выполнить.
Моя игра в альпинизм - 4 (скалолазание, ледолазание)
На Таганае я попала в отделение к Руслану Колунину. В отделении было 8 человек. Кроме меня ещё 2 третьеразрядника (которые кстати выполнили его на Таганае), 2 девушки и трое представителей коммерческого альпинизма, которые собирались на Мак Кинли и специально приехали на эти сборы к Руслану чтоб подготовиться к восхождению. Я сразу сказала Руслану свои цели: работать лидером и выполнить руководство на второй разряд.
Первые два “восхождения” (если их можно так назвать) были на Двуглавую и на Круглицу. Оба 1Б, по сути просто прогулочные маршруты, которые мне бы даже категаризировать в голову не пришло.
Дальше предстояло 3 маршрута на Откликной. На маршрут 2А Руслан поставил меня лидером. В качестве закладных элементов у меня были только стопера, которыми у меня в Крыму пользоваться вообще не получалось. Френдов не было. Тем не менее сделать станцию в начале и в конце маршрута мне как-то удалось, а вот промежуточная точка вылетела. Лезть зимой было несложно (на этом маршруте), но стремновато, видимо оттого что непривычно. Ключ я пролезла сразу же. Остальные жумарили.
Вечером у нас был разбор полётов. Руслан меня похвалил, сказал что я лезла аккуратно и равномерно и что какая-то девка до меня провешивала эту верёвку 3 часа.
У новичков были какие-то претензии, особенно у Марины, которая была на Эльбрусе. Руслан решил, что на завтрашний маршрут кто какой участок идёт лидером и последним решает Марина. Я попросила Марину чтоб дала мне поработать, объяснила что это важно для меня. Она сказала “Я тебя услышала.”
На следующий день был маршрут 2Б. На верёвке понавязали через равные промежутки австрийских проводников. Первый и последний вроде бы ввязывались, остальные вщёлкивались. Это был траверс. Лидеры сменялись, ставили закладки, последний их собирал. Я не шла ни первой, ни последней. Идти было скучно и холодно, т. к. шли мы почему-то очень долго. Но самое страшное было не это. Самое страшное было другое. Я увидела, как писает представитель коммерческого альпинизма (который после Мак Кинли собирался на Эверест). Так вот, самое страшное, что мне захотелось тоже!!! Но я была в обвязке, вщёлкнута в верёвку и т. п. В общем решила ждать до конца маршрута.
И вот наконец остался лишь дюльфер. Я шла предпоследней, а последним один из представителей коммерческого альпинизма. Руслан сказал нам решать, кто будет спускаться последним, соединив 2 верёвки, а потом сдёргивать их. Я сказала, что это буду я. Руслан спросил, помню ли я как это делается. Я ответила помню. Я и правда помнила.
Но вот когда я это делала, я почему-то умудрилась продеть верёвки не только через петлю, но ещё и через петельку на узле этой петли, через которую карабин, которым я соединила верёвки пройти в принципе не мог. Я спустилась по двойной, думала, щас сдёрну верёвки, сниму обвязку и за ёлочку. А верёвки-то не сдёрнулись! Так что исполнение заветного желания перенеслось ещё на несколько минут.
За этот косяк на разборе Руслан устроил мне большой разнос. Говорил про мою “тупую самоуверенность” и вообще сказал, что хрен мне будет какое руководство и вообще я эгоистка и вовсе не Лев, а амбициозный Скорпион. И чтоб засунула свои амбиции в жопу, а на последнем восхождении будет так как он сказал. А Марина ещё была удивлена, зачем Руслан поставил меня последней. Ведь она не поставила меня никуда, потому что я уже работала лидером.
На заключительном восхождении 2Б Руслан поставил меня работать последней, чтоб у меня была возможность исправить свой косяк. В сущности по интересности и сложности этот маршрут мало отличался от предыдущего. Так же шли на одной верёвке вщёлкнутые в австрияки. Я заблаговременно сходила в туалет чтоб мой мозг был занят только альпинизмом) На этот раз вчерашнего косяка я не повторила.
Руковоство мне всё же записали тот маршрут, на котором я лидировала. В целом моё мнение по Таганаю – это не альпинистский район.
А потом у меня просто кончились деньги и летом 2016-го я в горы не поехала. Деньги появились у меня только в декабре, и я купила себе 2 билета. Один билет в Минводы чтобы принять участие в ледолазных сборах Ситника, куда не получилось попасть год назад.
Моя игра в альпинизм - 4 (скалолазание, ледолазание)
23 февраля я прибыла в УМЦ “Эльбрус” для прохождения сборов. Я была включена в отделение Михаила Александровича. Программа включала в себя ежедневные практические занятия в первой половине дня и теоритические лекции во второй.
Сразу скажу о теории. Первые дня три я эти лекции не воспринимала вообще. Я на них банально засыпала. Помню только, что было что-то про снег. Про виды снега. Да, я в общем-то разбиралась в видах снега. Этой зимой мне пришлось достаточно иметь с ним дело. Ведь если б не снег, я б не приехала на сборы – просто денег бы не заработала. Так что снегу я очень благодарна.
И ещё. Чтобы понимать, о чём говорит на лекциях М.А., нужно освежить курс школьной физики. Он спрашивает, нужно ли кратко напомнить физические основы того, о чём он рассказывает. Но все говорят нет, всё понятно. Но некоторые врут. По крайней мере некоторые девочки. Они просто не хотят это выслушивать. Им это кажется занудным. Наверное я единственный человек, которому хотелось ответить “да” на этот вопрос. Но я молчала.
У меня появилось желание почитать какой-нибудь учебник по физике, но чтоб было написано просто. И папа и друг посоветовали Ланцберга.
Рассказы о различных техниках ледолазания и их показы (насколько это возможно на лекции) для меня ни о чём. Видимо я слишком тупая или у меня просто наглядно-действенный тип мышления как у животного или маленького ребёнка.
Теперь что касается практики. Пару слов о снаряжении. У меня не было своих ледолазных кошек и ледоруба. М.А. выдал кошки и ледоруб, который кстати на этих сборах не пригождался в отличие от ледовых инструментов, с которыми мы всё время лазили.
На выданные мне кошки все ребята говорили “неточеные”, но М.А. говорил, что кошки достаточно острые, главное – правильная техника.
Ещё ему не понравилась моя рогатая восьмёрка, и он скептически отнёсся к моей скалолазной обвязке, даже выдал мне верхнюю обвязку, которую я бросила на дно рюкзака и благополучно забыла о ней до конца сборов, пока мне не напомнили, что её надо вернуть.
Ну и наконец благодаря М.А. я узнала о такой нужной вещи как клифа. Теперь мечтаю о такой самостраховке.
Лазание. Результат первого дня ледовых занятий был ожидаем, учитывая мою неуверенность в себе на льду и вообще. У меня не забивались ни кошки ни инструменты. Но к концу тренировки я всё же пролезла одну дорожку до конца.
На второй день лазания я долго возилась с первой дорожкой (всё срывалась), но М.А. крикнул мне: “Борись!”. После такого приказа я не смогла не ускориться и не долезть. Когда я долезла и слезла вниз, М.А. подозвал меня к себе. Я уже приготовилась к тому, что щас он меня выгонит из своего отделения. Но он мне сказал: “Тренируйся, и всё получится.” И дал мне задание следующую дорожку пролезть как угодно, не задумываясь о технике, лишь бы долезть.
Я стала выполнять задание. Полезла не задумываясь о технике, и у меня это стало получаться достаточно уверенно и быстро. Оказалось, что я лезла в ударной технике “рука – нога – нога”. М.А. похвалил меня и сказал всем, что в этой технике даже такая как я полезла. В этой же технике я пролезла ещё 3 дорожки. Я нашла в ней удобство и комфорт и в общем-то была довольна этим тренировочным днём.
На следующий день мы пошли лазить на сосульку. М.А. подкорректировал мою технику на “удар инструментом и три шага ногами”. Лёд на сосульке был мягкий и в общем-то лазание было не очень сложным.
А после сосульки мы лазили на большом камне в горных ботинках. Мне это лазание давалось сложно.
Далее предстоял день лазания по крутому льду. Вот по нему у меня получалось хреново. И была одна спортивная дорожка по некрутому льду с нижней страховкой. М.А. колебался, пускать ли меня по ней, но я сказала, что пролезу и пролезла. Я не сорвалась, но когда лезла, у меня очень напрягались мышцы и сбивалось дыхание. Видимо я волновалась от того, что боялась сорваться.
На другой день мы стали учится крутить буры, делать проушину. У меня получалось не очень. Ещё в этот день я вновь пролезла спортивную дорожку с нижней, но получалось ещё тяжелее чем вчера. А потом до конца тренировки по заданию М.А. била инструменты в лёд – отрабатывала удар. Старалась делать по технике удара, показанной М.А. Но лучше получалось, когда я не задумывалась о технике. Хуже получалось, когда М.А. говорил, чтоб я ему показала, как у меня уже получается.
2-го марта мы поехали лазить на водопад Тегенекли. Там я пролезла 5 раз с верхней страховкой. Первые два раза у меня получалось очень плохо. На третий раз вроде разлазилась. А 4-й раз полезла с фифами. После ледовых инструментов лезть с ними было непривычно. Так что я б не сказала, что лично мне с ними было легче.
Следующие 2 дня отрабатывали спасработы. Вспоминала полиспаст.
5-го марта из-за лавинной опасности мы вместо ледника вновь поехали на водопад Тегенекли. Как ни странно, лазание у меня там получалось хуже чем в прошлый раз, несмотря на то что лёд был мягче.
На другой день мы всё же пошли на ледник и меня всё же выгнали из отделения и присоединили к отделению новичков, где остался только один человек и где у нас прошло очень плодотворное занятие. По некрутому склону мы лезли со своими точками. И вот когда я сделала последнюю точку и вщёлкнула верёвку в оттяжку, мне стало лень удлинять клифу, потому что осталось совсем чуть, буквально пару шагов. Но по привычке замахнулась инструментом, естественно длины не хватило, я потеряла равновесие и поехала вниз по льду несколько метров. Но поскольку склон некрутой, то это весело и в то же время поучительно. Ещё я попробовала самовыкрут.
В последний день сборов у нас был драйтулинг. Мне он не понравился, а может я просто не умею его готовить.
Результат сборов: я стала чуть более уверенно чувствовать себя на льду (хотя такой как я 2 недели ни о чём) и неуверенно чувствовать себя в целом. Чтоб получить от меня результат, с меня надо драть 3 шкуры, а не проявлять ко мне снисходительность.

Незнаю, буду ли я ещё что-нибудь здесь писать, но для меня продолжение следует. Если Бог даст...

P.S. Ко всем людям, упомянутым мной в этих описаниях, я испытываю благодарность. Я вас всех люблю, потому что вы для меня часть мира гор.

«Не стреляйте в пианиста! Он старается, как может»

Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях запутанному, но весьма типичному для наших дней. В течение последних двадцати дней, затаив дыхание, мы с волнением следили за чистосердечными и откровенными признаниями Калы Мыцы. Мы услышали в общем-то типичную историю становления девушки в альпинизме наших дней.

Я начал свою речь эпиграфом, смысл которого в нашем случае - Калы Мыца очень старалась, но вышло- как вышло!

Пройдя шесть сборов в разных горных районах (Дугоба, Туюксу, Безенги, Крым, Таганай, Приэльбрусье), совершив 18 восхождений (1Б-4, 2А- 7,2Б -3, 3А -3 и 3Б-1) и почти выполнив норму второго спортивного разряда по альпинизму, Калы Мыца по уровню индивидуальной подготовки с большой натяжкой соответствует этапу НП2.

Первый и естественный вопрос (да и ответ на него): «Как такое могло произойти?» «Наверное, участница совершенно необучаема и для занятий альпинизмом не пригодна!»

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Не делайте поспешные выводы! Давайте шаг за шагом, от одного сбора до другого, еще раз попытаемся проследить: чему и как её учили.

Я, в своем предыдущем выступлении, основываясь на фактах и свидетельских показаниях, уже обращал ваше внимание на то, что с самых первых шагов и на всех последующих сборах требования Учебной программы не выполнялись, Правила проведения альпмероприятий грубо нарушались и не исполнялись.

С первых же шагов Калы Мыцы в альпинизме, многие важные темы были её инструкторами проигнорированы и пропущены полностью либо сокращены и упрощены до недопустимого минимума!

Зато НА ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ СБОРАХ первостепенное внимание уделялось обучению передвижению по перилам. С первых шагов занятий альпинизмом участникам навязывалось мнение: перила и есть альпинизм! Не важно, как ты оказался на вершине: ты сделал это, ты крут, ты альпинист! Цель оправдывает средства.

Но почти не уделялось внимания обучению передвижению по различным формам горного рельефа, средствам и способам страховки! Совершив ВОСЕМНАДЦАТЬ восхождений, Калы Мыца так и не освоила языка альпинистов, говорит на альпинистском суржике, путая понятия и определения.

В предыдущих обсуждениях мы рассматривали современную систему учебного альпинизма. Я еще раз ответственно заявляю, что система просматривается лишь в одном: в стремлении с минимумом усилий организаторами альпмероприятий зарабатывать максимум денег. Учебный альпинизм давно умер!

Часто высказывалось мнение: от учебных подготовительных занятий надо отказываться и учить альпинизму на восхождениях. Пример Калы Мыцы показывает ошибочность и ущербность этого мнения! Она совершила ВОСЕМНАДЦАТЬ восхождений, на которых научилась двигать зажим по закрепленной веревке, но не научилась безопасно и надежно проходить простейшие маршруты 1Б-3А к.сл.. Нельзя без слез читать чистосердечные признания о движении ТС на маршрутах 1Б-2А лидером С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТО («Френды у меня вываливались, правда уже после того, как я на них подтягивалась. А стопера я и вовсе закрепить не могла»).

Двигаясь в этом направлении дальше, мы продолжаем способствовать деградации нашего альпинизма.

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Я прошу вашего сострадания к девушке, стремящейся к горным вершинам, но не знающей, как достигнуть цели! Она не виновна!

- Виновата федерация альпинизма, создающая видимость существования у нас системы учебного альпинизма при её полном отсутствии!

- Виновата существующая разрядная система, где разряд присваивается за совершенные восхождения, но не за способность спортсмена совершить эти восхождения самостоятельно, для чего требуются определенные умения и знания.

- Виноваты мы: те, кто сам чему-то там научился и получил право учить других. И преступно не учит или учит не тому, что нужно (а то, что нужно - изложено в Учебной программе для подготовки альпинистов)!

Прошу вас вынести следующий вердикт: «Не виновна, но для продолжения занятий альпинизмом должна пройти все требуемые, пропущенные занятия в полном объеме» и «Выделить в отдельное производство расследование причин, приведших к данному преступлению»

при всём уважении к вам - в советской системе основная работа велась в клубах, а в горы чел приезжал по путевке чтобы поработать на реальном рельефе и сходить маршруты/вершины. а тетки вообще в 90% случаев - Сквозные - хоть в альпинизме, хоть в туризме - были, есть и будут.

Извините, но не соглашусь. В СССР была единая система подготовки альпинистов: что в заводских секциях, что в студенческих клубах, что в добровольных спортивных обществах, что в армии, что в федерациях. Подготовленные по хорошо отработанным программам инструкторы, выверенные учебные программы, контрольза их выполнением, контроль за фактическим уровнем подготовленности разрядников и пр.- были одни для всех, и на сборах, и в альплагерях.

Тетка в альпинизме - вопрос отдельный, требующий исследования. Один мой старый товарищ теток в альпинизме делил на теток для альпинизма, для альпинистов, и при альпинизме. Но все три категории и нужны, и важны. Без любой из них альпинизм был бы ущербным.

В системе подготовки альпинистов в СССР была одна БОЛЬШАЯ разница. Инструктора не боялись "списывать" участников, не допуская их к восхождениям более сложной категории. Помню в Узунколе одному из участников не "пускали" на тройки. А мы все, как раз, закрывали второй и всем было нужно двоечной руководство. Так он сходил кучу 2А и 2Б.
Попробуйте сейчас списать участника, который заплатил немало денег за поездку в горы.

Константину Неумоину

Не будете ли столь любезны сформулировать, пусть тезисно, пункты, по которым Вы не согласны со мною?

Зачем? Обсуждать разрядную систему мне мало интересно. Не нравится ваша категоричность, я поставил минус за это. Ну и то что ваших комментариев уже больше чем текста автора.. :/

Автор довольно точно описала свой подход к процессу обучения в посте о новом учебнике альпинизма. Учебники, особенно по альпинизму, - не о чем, все равно все инструктор показывает.
Лично я людей с таким подходом учить не люблю.

"Нельзя без слез читать чистосердечные признания о движении ТС на маршрутах 1Б-2А лидером С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТО («Френды у меня вываливались, правда уже после того, как я на них подтягивалась. А стопера я и вовсе закрепить не могла»)."
Давно не имею никакого отношения к альпинизму вообще, и к альпинизму в СНГ в частности, может, стоило бы помолчать, но не могу :) Это действительно больно читать. И еще, когда человек лидирует скальную 1Б (какое там лазание, 5a-5b?) и не кладет точек- это неправильно. Ведь классика же- падение на наклонном рельефе более травмоопасно, чем падение на вертикали.

Автору- спасибо за рассказы. Впечатляющая настойчивость и любовь к горам. Удачи.

Я думаю, что любой человек, когда кого-то чему-то учит, лучше учит тому, что у него лучше получается. Если попались опытные, методически-грамотные и т.д. и т.п. инструктора, которые сами лидируют на маршрутах кое-как, то и не смогут они научить лазать. Да, будет выделено время на занятия согласно плану подготовки, но проводиться оно будет в виде: "вот маршрут, давай лезь".
Вот я тоже инструктор, но я ничего не смогу толкового рассказать про лавинную подготовку. А лидировать на маршруте - пожалуйста. Видимо не попадались ей инструктора, которые сами могут.
Второй момент - это доверие новичку, да еще (о ужас!) девушке - это же какой риск! Как же это страшно, она ведь упадет, а меня посадят! Пусть лучше жумарит, все целее будут. Если инструктор при лидировании испытывает бурные эмоции, то он думает, что все будут паниковать. И отработанные на занятиях часы не будут закреплены реальным восхождением.

есть второй путь, через клубы. там тоже не идеал, но, в среднем, заметно лучше.

Михаил полностью согласен с пагубной фразой "Гора научит".В те еще далекие годы, когда на выпуске инструктор писал в плане восхождения с учебным отделением " Доработка занятий на снежном рельефе" при спуске с перевала такого-то. Задавал один и тот же вопрос " Ты сам веришь, что это сделаешь и какова продуктивность этих занятий будет". Ответы были от самых положительных до пожимания плечами. Конечно пресекал. Были возражения типа : экономим время, ребята хорошие(не понимаю это определение), погода, и т.д. Все прекрасно знают кто ходил с учебными отделениями, что вторая половина дня на спуске для участников многих это уже нагрузка и физическая и моральная. О какой концентрации внимания на занятиях можно говорить( вот палатки, чай, сил нет, снег кислый,все мокрое, а тут инструктор забодал) это не серьезно. Этот пример о снеге. Но были и другие "А мы вот Сулахат пойдем, там и отработаем взаимодействие связок". Во время восхождения ты будешь работать только на восхождение и спуск. Хорошо если будет время на показ приемов организации станций, промежуточных точек, приемов лазания. Скорее всего не будет. Пишу "скорее" для тех кто возразит "а мы делали". Это редкость, когда группа тренировалась вместе, была на выездах, было обучение до выезда в горы. Чаще это "мы первый раз увиделись в горах". Разговор о СИСТЕМЕ, а не об отдельных продвинутых, сильных, крутых, которым учиться не надо вообще. Если нет базовых знаний или полученных хаотично о чем речь. А, девушку что осуждать она пыталась.

*Виновата федерация альпинизма...*

По мне - все проще. Есть Программа, есть инструктор, есть участник. Учить - дело инструктора и его добросовестности. Необучаемые участники, ходячие ЧП, встречаются очень редко, мне кажется.

Ох, Алишер, Вашими бы устами да мед пить! На пути Калы Мыцы попались в общем то одни из лучших инструкторов СНГ...

Пробелы в подготовке - во многом отсутствие обычной подготовки в альпсекции.
До 2-го разряда (+куча 4Б) я пробыл в самой "методической" секции Ташкента, у Поповой с Целовахиным. Тем не менее, будучи уже кмс, и попав на м/сбор инструкторов к Жирнову В.В., который с нами, курсантами, отрабатывал ВСЮ программу НП, я с удивлением отметил пробелы в своем альп.образовании, даже на этом этапе.
Что тут говорить о девушке, честно рассказавшей о своей тяге к горам и пути к ним: разве можно системно научиться на коммерческих сборах, изначально рассчитанных на несколько иные "приоритеты"? Один из выходов, наверно, - как раз альпсекция.

Да нормально всё. В альпинизме и в туризме такое часто встречается. Люди всякие нужны. Возьмётся ответственно - отработает всё. В туризме из-за дефицита кадров достаточно участника, способного тащить свой чемодан на ногах по всем видам рельефа, либо по верёвке. Технику за него отработают. К девушкам минимальные требования те же, только грузоподъёмность допускается поменьше. Если со справкой.

В среднем по больнице... Но мы как-то незаметно для себя путаем среднюю по больнице температуру с нормальной температурой. Мы постепенно не заметили, что средний уровень наших второразрядников ниже среднего уровня третьеразрядников времен СССР, а перворазрядники по своим умениям с трудом тянут на второразрядников 80 годов!

Все-таки вы слишком идеализируете советский альпинизм. Знаю какое-то количество примеров и слабых инструкторов, и слабых альпинистов тех времен. Мой инструктор в школе - киевлянка Неля Захаровна (фамилию подзабыл) знала одного КМС. Он был душевный, на гитаре играл... Крутой такой. Выпускался с группой на 5X. А в момент выхода - расстройство желудка. Ну ребята по доброте не вычеркивали его. Так и подтверждался из года в год.
В 1988 в Шхельде 2 инструктора(друзья по жизни) пошли на Вольную Испанию 5б. Но! При подходе к 3б один упал в трещину. Его там рюкзаком заклинило. Травм серьезных не было!
Второй побежал вниз за помощью. Я участвовал в транспортировке уже тела первого! Кровь в жилах стынет, как вспомню.
И раньше бывали непутевые и сейчас попадаются. Но и сейчас есть прекрасные и сильные молодые ребята! И инструктора тоже разные есть.

Ну да. А потом начинается: ходил носильщиком до походов 5кс включительно. И хорошо если честно про это сказал. И если вдруг что встретится что он не умеет - "здесь играть, здесь не играть, здесь я рыбу заворачивал".
Помнится, в середине 80х я и поехал в альплагерь - за методичным обучением технике, потому что ни в Полушкине, ни на обледенелых холмах на берегу Москва-реки - технику не получишь. А в походе - 1 день днёвки на леднике для тренировке вытаскиванию из трещины - это уже хорошо. Не учёба это, а насмешка.
И вот, теперь некоторые предлагают решить что это нормально?

Уточню. Я не за то, что "носильщиком" нормально, не надо меня так воспринимать. Я про то, что сегодня есть примерно такая ситуация в туризме: ... в местах, где нет массового притока новичков (а есть по некоторым данным в ТК МГУ, где новичков в 1-2 к.с. идёт несколько десятков, около ста; секция ГТ НГУ тоже многочисленна) и нет постоянных занятий, сложновато с набором участников. В горный или пеший поход 3 к.с. раз в несколько лет можно набрать народ. Отдельные энтузиасты (их надо всячески оберегать, т.к. делают невероятно полезное дело для развития туризма) проводят занятия (на рельефе, и лекции) и даже экзаменуют новичков. Но чуть ли не по 10 лет водят 1-3к.с. Строго экзаменуют участников, отсев по несданным нормативам и пропущенным занятиям большой. Идея такова: каждый должен обязательно всё знать и уметь, а если чего-то не умеет, то не нужен. Но в тех же местах есть руководители и их малочисленные помошники, которые водят от 4 к.с. и выше. 2-3 человека провешивают, остальные не провешивают.
В результате у первых народ получает знания, а у вторых народ получает высотный и "экспедиционный" опыт, который никаким бегом и никакими походами 3 к.с. не наработаешь. И вторые тебя часто просят найти хоть кого-нибудь процентником, но с хорошей подготовкой. Странно, но первые постоянно
- с травмами,
- со сходами с маршрута,
- прочими "не по сценарию" (отличники, теоретического курса и занятий на скалах по выходным, прошедшие строжайший отбор, косячат в горах так что диву даёшься),
- конфликтами,
- уходом участников из туризма совсем

а вторые
- без травм,
- без сходов (но с первопроходами и цветметом на соревнованиях всех уровней, регулярно, постоянно),
- без конфликтов
- случайные процентники остаются в этих командах и вобще в туризме.

Так вот я не за то, чтобы брать народ без навыков и не про то что в идеале надо брать народ без навыков. Я про то, что "списывать" новоиспечённых косячащих (1.как у автора рассказа в предыдущей части инструктор сказал "тебе не надо заниматься альпинизмом" или 2.двоечников отсев на теоретической части). //И в книгах Захарова+Мартынова встречается эта мысль: успех рождает успех, нельзя за ошибки исключать людей.// И что как вы выразились сценарий "носильщиком до 4 к.с." (хоть до шестой...) почему-то очень даже работает. Помню, беседовали два года назад на тему дефицита кадров. Я слушал. Высказывались:
1) МС СССР, заслуженный путешественник РФ, многократный чемпион СССР и РФ, руководитель походов 6к.с. по нескольким видам, действующий.
2) МСМК, чемпион СССР, не действующий
3) МС, 6ГР, действующий.
Все высказались яро за "вторых", что "шестёрки надо ходить а не эти 2-3(к.с.)", ДЛЯ НАЧАЛА бегали бы больше и в походы бы ходили, а не лекции слушали, с учётом сегодняшнего дефицита кадров.

Один из них рассказывал как в один поход высшей категории не смог пойти один из участников и до минимального количества не хватало одного. Поод под угрозой срыва. Взяли мастера спорта по бегу на длинные. Протащили неведомым чудесным образом. Прошёл всё прекрасно, нигде не было недостатка выносливости, координации. Поход занял призовое место на ЧР (в абсолютном классе). Вот так частенько вопрос и стоит: брать "процентника" (в т.ч. человека без опыта, но спортсмена) или сидеть всей компанией без отпуска.

Чувствую, моё сообщение воспримут как "в идеале нужны люди без знаний и навыков", ну да ладно.

Или ещё так переформулируем вопрос с двумя вариантами ответа на выбор:
а) взять в поход высшей категории человека с опытом в туризме, но без опыта организации станций страховки;
б) не взять, сидеть всей компанией без отпуска.

Такой нелёгкий выбор стоит перед руководами всех мастей если не каждый раз, то периодически. Не знаю как в столице.

Да целью написания было совсем не искать виноватых.
Просто после того, как я узнала, что в интэрнэте произвожу впечатление сильной, а потом разочаровываю, я решила показать, что это не так. Вот я и рассказала, какая я слабая, зато никого впредь не разочарую и не обману ничьих ожиданий)

Ты писала о себе и твоем альпинизме. И молодец: у тебя получилось, двадцать дней сообщество следило за твоею игрою в альпинизм.

А наше дело: слушать, читать, анализировать, сравнивать, делать выводы, искать причины и выход из сложившегося.

Тебе спасибо за правдивость и откровенность. Что не понравилось мне- используемые тобою грубые и матерные выражения. Девушкам они не идут.

Еще раз предлагаю: ищи деньги на билет и приезжай учиться- будем догонять и подбирать хвосты.

Пока что - не готов чё-та пёрнуть тут залихвацки, как истинный старпёр. Буду немного подумать. Увы, есть над чем.
Но вот, меня терзают смутные сомненья что автор забыла не только физику, но и великий/могучий. Или, я уже старый маразматик такой? Прошу объяснить мне смысл следующего отрывка:
"5-го марта из-за лавинной опасности мы вместо ледника вновь поехали на ледник. Как ни странно, лазание у меня там получалось хуже чем в прошлый раз, несмотря на то что лёд был мягче.
На другой день мы всё же пошли на ледник"
(МихалСаныч, чур не подсказывать, сама-сама-сама. Альпинистка жеж, первой категории!)

Да уж, такой фразой только в транс вводить))) Что-то подобное было у меня на немецком в школе, после чего учительница сказала мне:"У меня такое впечатление, что ты пытаешься навести меня на мысль, что у меня с головой не всё в порядке." Я тогда написала:"Sein Gesicht war sehr alt, aber er hatte ein altes Gesicht".
На водопад Тегенекли мы поехали в тот день вместо ледника.
Я просто всё это вечерами писала.

у вас с русским как-то тоже не очень.

Вердикт: "Не виновна, при смягчающих обстоятельствах."

Вердикт 2, он же тост, напрашивается грустнее: За учебный альпинизм(в большинстве случаев) - не чокаясь... умер так умер :(

Автору спасибо за эту сагу - "Как закалялась сталь" - с терпеливым изложением бытия и возмужания.
У автора есть характер, и таки способность к интересным наблюдениям.
Проблемы автора, как ученицы, во многом - проблемы ее учителей.
Это как надо насрать на горы, на себя, как на инструктора, на жизнь подопечных, чтоб так обучать молодежь?!
По крайней мере половина из описанных автором гуру возбудили у меня такое впечатление и оценки.
Многое, критическое, высказанное комментаторами во всех частях саги, справедливо - в общем, и в частностях.
Многое - не справедливо и глупо.

И вот именно эти вопросы и проблемы, которые тут поднимались и автором, и комментирующими, должен был бы обсуждать и решать несколько месяцев назал затеваемый "Союз инструкторов".
А стали обсуждать - ложиться ли под ФАР или нет, кому сколько заплатили, почем нынче переаттестация...

Сергей Алексеевич, во многом с вами согласен.
Но чтобы над советским учебным альпинизмом не возник лимб, и чтобы поддержать автора отмечу, что и тогда всяко бывало, и очень даже часто.
И в значках (в 77-ом в Шхельде) 2А, до 1Б ходили, да ещё две штуки в один день. Причём, последнюю всем отрядом по одним перилам из нескольких связанных верёвок без промежуточных точек, и многие на вершине так и не были.
И замок в спасфонд для выпуска на 4А вставляли (в 83-ем в Цее), из-за чего вышли поздно и забурились.
И ещё, и ещё, и ещё…
Если сейчас начать вспоминать в деталях, то многие претензии к инструкторам автора покажутся не очень серьёзными.

Вот что с ИТО по двойкам раньше не ходили – это факт. В принципе, до четвёрок обходился, практически, без крючьев – если работать головой и правильно выбирать маршрут.

Раневская как-то сказала: "Алеша женился, и наконец-то понял, что такое счастье, но было уже поздно!"

Только побывав в ситуации, хуже прежней, начинаешь понимать, как хорошо было раньше!

Да, были косяки и раньше. Чаще всего они вызывались длительной непогодой, в результате которой не удавалось выполнить программу. Но мы жили в стране планового хозяйства, где отчитывались за выполнение намеченного и наказывались за не выполнение плана. Отсюда описанные Вами ситуации и ряд других. На это глаза закрывали. А вот если по своей нерадивости инструктор не выполнял программу -от него избавлялись. Ведь была система, при которой за работой инструктора наблюдал комотряда, а за комотрядами- начуч. Управление альпинизма, соответственно- за начучами.

Теперь же системы нет, в том числе и контроля. И это главная беда учебного альпинизма наших дней.

to bvn
Увы, да, и было бы глупо спорить - советский альпинизм не был идеальным.
Там было много своих - в силу специфики социальных отношений - косяков.

Были инструктора аморального типа, наслаждавшиеся своей маленькой властью десятью зелеными человечками. Проблемы со снаряжением. Проблемы в судействе чемпионатов. На нижнем рядовом уровне всякие строгости в соблюдении надуманных схоженностей, незачетов восхождений. Были передергивания и чрезмерность в наказаниях за НС.

Но - присоединюсь и к Ситнику с Раневской - "Алеша женился, и наконец-то понял, что такое счастье, но было уже поздно!". Как рядовой альпинист, как руководитель секции и УТС, как организатор учебного процесса уровня рядового коллектива и крупнейшей федерации страны, как организатор всяких мероприятий в то время, во времия перестройки и в новейшей истории я могу сравнивать эти "два мира - два образа жизни" и признавать, что та система при всех ее недостатках и проблемах была качественнее и ответственнее.
Не говоря о том, что спортивная бюрократия в лице Минспорта становится просто могильщиком всего здравого, что еще немного осталось.

Сергей, именно поэтому одним из первых пунктов проекта Устава я предложил: "Основной целью Союза является объединение усилий отдельных инструкторов для развития альпинизма путем повышения качества обучения альпинистов."

Несмотря на опус номер 4, автор продолжает радовать читателей новостями альпинизма и огорчать неудачами в освоении оного. "...2-3 погибших за сезон это норма для лагеря." Где бы еще узнал, что на погибших есть норма. "...в каждом отделении были новички и разрядники" - новости дидактики в учебном процессе! "Подтягиваться на френдах на 1б и 2а", "пробитые шлямбурами" на единице, "жумарить" на 2а... Как же возросла сложность(трудность) единичек- двоек на постсоветском пространстве! А "ледовые кошки" - укор моей альпинистской безграмотности.
Калы Мыца, не бросайте творчество и альпинизм. Как Вам и советуют доброжелетели. А остальных Вы же знаете куда направить.

Да, норма звучит кощунственно. Не помню, может я и сама написала это идиотское слово. Точно не вспомню как было сказано в оригинале. То ли каждый год погибает 2-3 человека, то ли в среднем в год погибает 2-3 человека.
Да, в Крыму и на Таганае у Ермачека специально в одно отделение соединяют новичков и разрядников, я правда так и не поняла зачем. Ну вроде типа разрядники работают первыми и вешают перила для новичков.
Да подтянулась всего пару раз на френде на 2А) Так в основном на руках подтягивалась, что тоже, конечно, неправильно.
Кошки ведь разные бывают. Я имела ввиду кошки специально для ледолазания со специальными передними зубьями. Не знаю, может они и по-другому называются.

Отстали вы от "настоящего альпинизма". Теперь восходители рассказывают как они на кавказские "четверки" ходят в скальных тапках.

А что, как раз когда я была в Безенгах, второразрядники, ходившие самостоятельно, пролезали четвёрки в скальниках. Ну по крайней мере лидер.

А что тут такого особенного? Лазил давеча ту самую Укю 4А в ботинках - так с удовольствием скальники надел бы. Если б с собой взяли )

Сначала - шутка:
Инструктор курсанта в горы водил,
Вместе с значком ледоруб подарил...
В каске на склоне нашёлся скелет –
Копчик на клювик был крепко надет!
Теперь по теме:
Присоединяюсь к добрым пожеланиям, высказанных здесь автору! Успехов и удачи во владении ледорубом и пером!

На мой взгляд проблема подготовки не может быть решена в горах - там мало времени. Необходима работа секций/клубов в городе. Нужно чтобы участники не просто знали, что и как нужно делать, а чтобы сознавали - почему так а не иначе. И куча элементарных теоретических, но совершенно необходимых на практике познаний, типа почему воду нужно набирать с вечера... Можно начинать с художественной литературы... тогда горы станут частью жизни...

Можно начинать с художественной литературы... тогда горы станут частью жизни...

Кстати весьма важная мысль.

Вот. Так и подмывает спросить. Почему надо ехать в горы для того чтобы учиться вязать узлы? Я всегда считал, что там их нужно уже применять. Ну или учиться применять. А учиться вязать можно дома, в метро, в автобусе, в электричке. В Третьяковской галерее. В вузе на перемене. На Красной Площади нельзя. Советами замучают :-).

В наши дни искренность - редкость. Читаю с удовольствием.
Но с Михаилом и его мнением солидарен.

Серия опусов от девушки показывает, что автор элементарно не умеет учиться сам, а на сборах учат не слишком здорово.
Что я предлагаю людям болеющим за российский альпинизм. Перестать ругать создавшиеся условия, а раз'ясняете людям, что можно сделать в этих условиях. Пока вы ломаете копья на тему, что там умерло, и что стало, новички тычутся, как слепые котята. Им необходимо раз'яснять куда и как двигаться. Попробуйте свою энергию направить в это русло.

Лошадью ходи! Лошадью!

Костя, А чем мы тут и занимаемся? Вам издалека кажется, что мы "ругаем создавшиеся условия", а мы тут как раз пытаемся "раз'яснять куда и как двигаться".

На мой взгляд, вы много смотрите назад и ругаете современную систему, точнее, ее отсутствие. То созидательное, что вы пишите, скорее относится к тактике и техническим моментам, а не стратегии. Я попробую на днях изложить свое видиние - видиние взрослого новичка.

Костя, будь снисходительней. Это ты любитель поучиться, не все люди такие.

Панченко рассказывал, что 2-3 погибших за сезон это норма для лагеря. - вот это было лишнее мне какжется

По-моему как раз правильно, когда это не замалчивается (что в наше время редкость). А потом восторженные новички играют в макклаудов с предсказуемым результатом.

Ну фиг знает. Не лучшая реклама Безенгам

Радует, поражает и вызывает уважение упорство ТС. Не радует - за столько сборов не получилось влиться в команду, хотя бы одного друга-напарника найти. Дальше без этого куда? Что то надо менять? Может, если не складывается с лидерством, выбрать таки роль надежного тыла? Я понимаю, время и желание ходить дальше есть, денег в самостоятельной компании нужно в разы меньше. Удачи!

Да нет, отчего же, кое-кого получилось встретить. Летом планируются восхождения не на коммерческих сборах, а самостоятельно с группой альпинистов, с одним из которых познакомилась в Безенгах.
А до напарника, чтоб ходить в двойке, я пока не доросла. Нужно работать над собой.

Я скажу то, о чем обычно вслух не говорят, а потому большинство вначале пути об этом не знает.

Самое страшное в альпинизме- это женщина, стремившаяся стать хорошей альпинисткой, но получившая травму, в результате которой стала калекой. Теперь она никому не нужна: ни альпинистам, ни в гражданской жизни. Конец обычно страшный: спившаяся, депрессивная , курящая дешевые сигареты, ругающаяся матом, всеми брошенная.

Я знаю не одну такую судьбу. Больно и страшно говорить об этом. Но хуже - молчать.

Если ты не пройдешь все, предписанные учебной программой, но пропущенные тобою, от НП1 до СП2 занятия, вероятность такой судьбы для тебя будет достаточно большой. Где тебе удобнее - но пройди. Или бросай это занятие.

"самостоятельно с группой альпинистов, с одним из которых познакомилась в Безенгах."
Тревожное заявление. Видимо, девушка решила, что уже все знает и умеет.
Самостоятельные группы альпинистов - команды от КМС и выше с редкими вкраплениями перворазрядников. Этап от 2 до 1 - го самый опасный. Уже нет инструктора, пусть даже и самого плохого, и опыта еще толком нет. А уже самостоятельно решения надо принимать! И восхождения 4 и 5 категории хочется.

Немного не по теме большинства предыдущих комментаторов.
Мне очень понравились ваши рассказы. Они очень искренние и хорошо написаны.
Хочу обратиться к тем, кто активно что-то критикует в коментах.
Ваши мысли будут гораздо эффективнее работать в Ваших постах, в которых вы захотите проанализировать инфу, полученную от искренних и, возможно местами наивных рассказчиков.
И в их постах будет меньше мусора, и ваши мысли смогут получить более систематизированную форму.
С уважением Александр.

Будь я на месте Али Хусеевича,запретил бы въезд на территорию каждому,употребившему
выражение "в Безенгах "

Вот поэтому Вы и не Али Хусеевич, ври всём уважении к Вам

- Микола, бачив як москали кличють наше пЫво ?
- Як ?
- Пи-иво (издевательски)
- Повбывав бы...

А чо дразнисся, чо дразнисся ?! (с)

Мда...
" - У вас есть любимые ученики?
- Да все, кто выжили - все любимые..."

как то так...

Михаилу Ситнику на его комментарий про женщин, стремящихся стать хорошими альпинистками....

И я бы вслух об этом не сказал, но Вы попали мне в очень болевую точку.
Я был инструктором "аморального типа". У меня не было возможности не брать женщин в отделение. Но было право их списывать. И списывал я их всех без разбору. И чужих и своих(если случайно попадались). В качестве инструктора отделения работал с разрядниками. Так вот самое большое, чего разрядница у меня достигала, это тренировочного восхождения.(это самые способные). Чаще списывал еще на занятиях. И, обычно, обид не было. А какой ты на фиг инструктор(учитель, преподаватель...) если не сможешь доходчиво донести до любого участника(т.е.участницы) его неподготовленность(ну, типа, двойку поставить). При этом я не был женоненавистником. Скорее наоборот. Жена и подруги у меня из альпинизма, и "..сколько любимых пропало по тем непутевым путям"...
А было вот что. 1971 год, а/л "Баксан". На Когутае , у моего товарища в отделении несчастный случай. Девушке на руку съехал камень величиной с палатку. Рука - кровавое месиво. И чем там на гребне я мог ей помочь! Много лет прошло, а эта жуть перед глазами. Хотя потом и пострашнее много раз видел. И представил себе как эта очень симпатичная девчушка лет восемнадцати попала в альпинизм. Наверное, в один непрекрасный день шла она по коридору своего института и увидела стенд(стенгазету, объявление...), вроде, "Лучше гор могут быть..." . (Сколько я сам этих стенных агидок переделал.) Ну, и, как сейчас говорят, попала... И в самом начале жизни она инвалид, без руки. А ей жить, любить, детей растить... Надеюсь она не спилась, не деградировала, но жизнь альпинизмом, мягко говоря, испортила. Я же, не зная тогда "классификации", доступными мне средствами оставлял девушек в альпинизме только "для альпинистов"

Несколько слов "по касательной". Мне довелось с девушками ходить аж до 5б. Но это были уже не девушки, а боевые подруги. Одна из них до сих пор подруга. Случилось даже, что девушка меня поймала когда я серьезно, так, улетел. Случалось видеть как в тяжелых ситуациях (несчастный случай, непогода) девушки проявляли завидную стойкость и вели себя лучше мужиков. Но это не повлияло на мое отношение к участницам - безжалостно списывал.

Aйболит тут как-то упомянул про случай с югославской aльпинисткой. Девушки делали Комунизма женской командой и одна из них(очень хорошенькая и хорошая) провалилась в трещину. Картина такая. Девушке оказывают помощь, ну там из трещины вытащили, согревают, оживляют, а подруги ее, видя, что дело плохо, ревут в три ручья. И один из моих товарищей, крепенький такой, 90 киллиграмм живого веса, типа нравоучения им читает про то, что девушкам в горы одним ходить опасно, можно и в трещину угодить. На что ихняя бандерша(руководитель) сквозь слезы отвечает: "А если такой кабан как ты в трещину свалится, так и, вообще, не вытащишь."
Извините, "расчувствовался".

В том-то и дело, что от некоторых вещей в жизни воротит на подсознательном уровне. Поскольку неестественны они. Не пристало родителям хоронить детей, не пристало женщинам гибнуть и становиться калеками, список можно продолжать и продолжать... Тем не менее это происходит и - иногда - даже считается правильно, хотя правильным быть не может по определению.

Извините. Но если человек не ходит в горы, это его не гарантирует от какого нибудь дтп или еще какой то херни. В горах мы ходим с людьми, которые в случае чего придут на помощь. И окажут ее грамотно. Я и сам участвовал в спасах.
У меня знакомая девушка немножко занимается скалолазанием, но больше мотоциклами. Хотя она это хорошо умеет, но чуть не погибла изза того, что какой то чудила устроил двойной обгон. Я ей после этого пишу "почему ты лазишь только болдеринг и только в зале? У нас безопаснее, чем на дорогах общего пользования. Потому что у нас не бывает таких придурков. Мы их быстро отсылаем."
Зачем отговаривать людей от альпинизма, спортивного туризма? Отговаривать нужно от безграмотности, от рас...гильдяйства.

Хоть убейте, но так и не поняла, за что ж вы их списывали-то... Все как одна такие неспособные?

Я тоже навидался всякого. Дважды пришлось быть "вестником смерти": сообщать близким о гибели родного им человека. Нет страшнее этого. И в какой-то момент я решил, что завлекать в альпинизм - аморально, не зависимо от пола. Вовлекая кого-либо, мы берем на себя ответственность за этого человека. И случись с ним что- это наша вина, даже уже и без нашего участия.

Но и стать сторонним наблюдателем: ну вы там хоть поубивайтесь все- я к вам не имею отношения, - позиция не для меня. Поэтому я и создал Школу: помочь тем, кто уже выбрал себе это занятие, ходить в горах максимально безопасно. И женщинам в том числе.

Но это не повлияло на мое отношение к участницам - безжалостно списывал.

Мужская смертность в советско-российском альпинизме раз в десять выше. Надо было всех мужиков списывать - столько бы жизней спасли.

Хорошо, что я не женщина... ;-) Мне вы, поймавши уже на Русской поляне, и спросивши "куда этот алкоголик идет", автограф на выход поставили. :-))

boroda Вы случайно не работали в "Алибеке" в средине 80-х

нормально так по коммерческим альпинистам прошлась, Колунину и прочим, респект

А Колунин - не коммерческий? Вот рассмешил-то!

пардон, но сейчас некоммерческих практически не бывает и всё тут описанное - лишь борьба одних коммерческих с другими коммерческими ;)))))) борьба за клиентов, пиар белый и чёрный, и прочее ;) михаил даже м.б. в сговоре с черной кошкой ;))) заказуха не иначе

Какой сговор! Оно мне надо: вначале Калы Мыцу найти, завлечь, учить, заинтересовать, вступить в преступный сговор! Кроме гембеля- никакой радости!

Все проще: Калы Мыца - это я! Мой дубль на Риске с таким никнеймом. И писал я. Никакого сговора.

Михаил тебе опять "прилетело" с чем тебя и поздравляю. Как узрели твой сговор с КМ. Не пройдут на Риск, такие штучки.

Да ну Вас, мужики. Михаил пошутил.

В каждой шутке...
Но, М.Ситник - одессит ;-)

Mилая Колы Мыца, не "...за что ж вы их списывали...", а почему? Потому, что жалко мне было девушек. Ну ладно там, рюкзак тащить, потеть, не мыться несколько дней и прочие не женские детали альпинизма. Другое дело без ноги или руки остаться, продолжая представлять прекрасный пол. Горы многогранны. Можно бывать в них с наименьшим риском. Берегите себя! Я без под...начек.

"Мужская смертность в советско-российском альпинизме раз в десять выше... " Так мужикам и гибнуть и калечится естественней, чем девушкам.

Ребята, виноват, не смог доходчиво объяснить. Ну не хотел я "брать на себя ответственность" за жизнь и здоровье девушек и женщин. Я же написал, что был инструктором "аморального типа". И сознался-то в этом беопасно через двадцатль лет. Вырвалось случайно. И, ради Бога, никому своего мнения не навязываю.

Вот сами изложили принципы столь уважаемой вами Системы- тренироваться и лезть выпучив глаза как можно выше и как можно круче.

Либо списывать.

а что можно научить человека, в т.ч. и женщину- (она тоже человек, это Парижская Академия еще в 18 дцать .ом году установила-)
безопасно надежно ходить и получать радость от гор всю жизнь- это в вашу систему не вписывается.

у вас либо гонка по краю с выпученными глазами либо списать.

Неудивительно что от системы остались рожки до ножки.
Туда и дорога ей...

Чёта я не нашёл у abarbar про гонку по крaю с выпученными глазами. Скорее, наоборот - safety first

Прочитав про такое отношение к женщинам, первая эмоция - желание осудить. Но вот я подумала... Если человек (в т. ч. женщина) принял какое-то решение всерьёз, то он своего всё равно добьётся. Так что если те женщины, которых вы списывали, хотели заниматься альпинизмом, они просто уходили к другим инструкторам. А если бросали альпинизм, значит не очень он был им нужен.
Почему-то вспомнился "Бойцовский клуб", где новичков прогоняли, а брали только самых настойчивых.
Моё мнение, если уж человек принял решение, то ему нужно помочь в его осуществлении или не морочить голову.
Однажды один тренер сказал мне, что с девочками работать несерьёзно. И отношение у него ко мне было соответственное. Я его от него ушла. А через несколько месяцев он увидел меня на соревнованиях и понял как был неправ))) До сих пор когда пересекаемся с ним в шутку упрекает меня, что ушла)

Если хочется серьезно заниматься альпинизмом - зачем вообще лезть в систему с ее разрядами и сборами?

Тренер по какому виду?

xronу. Вооще-то ничго из перечисленного Вами я даже не упоминал. Списывал девушек из-за любви к ним, и бережного к ним отношения. Я очень хорошо "отношусь к женщинам", (это для Калы Мыцы). Участников никогда не гонял "по краю с выпученными глазами". Не припомню, чтобы списал кого-то из юношей. Ну, там характеристику мог плохую(как мне казалось объективную) написать в книжку. Вот и boroda упоминает о моем хорошем отношении к участникам. Систему особенно не уважал. А если в этой системе было что-то хорошее, то почему бы и не вспомнить. Сам(на своих спортивных горах с товарищами) действительно старался лезть "как можно круче" и быстрее.(может это и называется "выпучив глаза" по вашему определению). Так что Вы с собой дискутируете на Вами же придуманные темы.

Не вы лично а сама идеология системы.

Еслиб было "бережное отношение" то вы учили бы ходить безопасно и по силам, но вы не считали нужным это делать,
не сочетался такой подход со спортивной гонкой.

Сейчас такой подход вряд ли прокатит, мало кому это нужно за свои деньги.

Кстати. Именно кстати, о "Системе", "уважаемой" "Системе", от котокой "...остались рожки да ножки. Туда и дорога ей...".
Занимаясь альпинизмом в этой самой Системе, свой третий сезон в горах я закончил со вторым разрядом и младшим инструктором альпинизма. Не пропустив при этом ни одного занятия, ни одного этапа положенных "Системой". И не потому, что был очень способным. Способности и здоровье у меня были самые средние( способные ребята закрывали второй за один сезон). А потому, что наш Шеф, Ахтырский Олег Александрович, имеет выдающиеся организаторские способности. Дай Бог ему здоровья!
Для любознательных, кто помнит "Систему", это получилось так:
Первый сезон. "Значок" на альпиниаде в мае. Смена в альплагере по путевке - третий разряд. Еще одна смена в а/л - "третий с превышением"(две тройки А и 3Б). Две профсоюзные путевки в лагеь не полагалось, но "за свой счет"(или за счет спортивного общества) можно было.
Второй сезон. Школа инструкторов (в 1969 в школу брали с "третьим с превышением" ). Смена стажировки.
Третий сезон. Вторая смена стажировки. Тройки и руководство на второй разряд.
А вы говорите "Система"...
PS:"...и кому это мешало? "

Разбор с симпатичной и искренней Калы Мыца напоминает отрядные разборы восхождений во главе с командиром отряда. В свою очередь такие разборы сильно смахивали на бичевание "стиляг" и др.недостатков на комсомольских собраниях. Вроде всё правильно, все выступают с честными, правдивыми лицами, а слегка подташнивает. Фальш и демагогия заставили свернуть с "верного пути", я попросил по окончанию второго курса выбрать другого комсорга группы, и меня сразу в едином порыве переизбрали. А вот от разборов восхождений уйти не удалось. Прошло много времени,все разборы позабылись. Но один-нет. Когда его вспоминаю, то к лицу приливает краска. Как-то раз по настоянию командира отряда я выступил на разборе с обличительной речью и списал сразу двух девушек-женщин из своего значкового отделения. Не тянули они уже на подходах к учебным занятиям. Мы плелись в хвосте отряда, что больно било по моему самолюбию. Особенно досаждала молодая женщина, лет 24. Она была кмс в беге по льду и третьеразрядница по альпинизму. Но всё это было в прошлом. В настоящем было только то, что она была близкой родственницей (сестрой?) какого-то высокого должностного лица в центральном аппарате по альпинизму. Меня, молодого парнишку, шокировало то, что на подходах она вместо шорт одевала тёплые дамские рейтузы с начёсом, голубого цвета и до колен. Демонстрацией своего элегантного нижнего белья она переплюнула даже туристок и резко выделялась голубой вороной в отряде. Но мало того, она была просто физически не подготовлена, сильно отставала, не было акклиматизации даже для такой небольшой высоты.
А вот вторая девушка была спортивной, но её "накрыло" и я об этом не знал. Не говорили об этом в школе инструкторов.
Молниеотводом был выбран я. Я выступил с партийной обличительной речью. Вы бы видели их лица при этом. На казнь ведут с такими лицами. Девушек-женщин списали. Мне до сих пор жаль вторую. Друзья, будьте снисходительны к женскому полу. Они редко публикуются, потому что они очень чувствительны.

Мда, 70-80-е... Голубые рейтузы С НАЧЕСОМ! - ужас! А туристки - так вообще ужОс-ужОс-ужОс! Один известный экстрим-журналист здесь как раз недавно рассуждал, что все это ушло совсем недалеко и еще может быть восстановлено :-))) Что-то сомнительно, слишком много бабла потребуется.

to xron: "... то вы учили бы ходить безопасно..." Безопасного альпинизма не бывает. А если когда- нибудь изобретут "безопасный альпинизм", то это будет совсем и не альпинизм. И писать о нем("безопасном альпинизме") нужно будет не на "Риск" е.

заодно тогда уж и права у всех теток отобрать.

Да и вообще, жизнь опасная штука, стоит ли рождаться?

К abarbar. Считаю, что списывая девушек вы поступали ОЧЕНЬ не правильно. Это как-бы роль бога на себя взяли. Если вы действительно считали, что девушкам не место в альпинизме - надо было отстаивать их интересы на более высоком уровне. Писать в газеты, добиваться признания того, что они не имеют права ходить в горы.
Но вам было понятно, что вас никто (почти) не поймет. И вы втихую их списывали...
Вы просто ущербно выполняли свои обязанности в качестве инструктора. Не прилагали усилий для обучения - а списывали.
Но должен признать, что в СССР было принято списывать участников по любому поводу. Т.е. вы поступали вполне в нравственных нормах того времени.
Но вот сейчас такой подход уже совершенно неприемлем. В основном потому, что в отличие от прежних времен, участники платят свои собственные средства, а не профсоюзные.
Теперь инструктора должны БОЛЕЕ честно трудиться.

*...в СССР было принято списывать участников по любому поводу*

С чего Вы это взяли? А/л и порядков в них было много и разных. Да и в каждом а/л были инструкторы разные. По-моему опыту - не принято было и не по любому. Бывало, что не тянувший участник сам подходил с предложениями.

"Ивя ту дарик вьян."
Хорошо бы сделать перевод с романского (румынского, молдаванского,цыганского?) языка.

К AlKov. Вы во многом правы, ругая меня. Но я ведь и сам достаточно критично описал свою практику бережного отношения к девушкам в альпинизме( ну, хотя-бы назвав себя инструктором аморального типа). А насчет того, что "...надо было отстаивать их(девушек/женщин) интересы на более высоком уровне." Отстаивали. Ох, как отстаивали. Не знаю Вашего возраста в альпинизме, поэтому напомню. После трагедии на Ленина с жеской командой, женский альпинизм в СССР был запрещен. Более, чем на 10 лет, дальше не знаю.
О том как сейчас "инструктора БОЛЕЕ чесно" трудятся, читаю на "Риск"е

Я тоже, читая ваш рассказ, вспоминала эту трагедию. Так вы их начали списывать после этой трагедии или до?

Был запрещен - был возрожден. Вот это как раз и было проявлением перестраховки бюрократической системы.
Сейчас всё разрешено. Женский чемпионат страны много лет проводится. Вот только участниц нет, наскребают с трудом 3-4 связки.
А есть девочки - на чемпионатах не балуются, просто шестерки лазают; да так, что парни зубами поскрипывают )

К abarbar. С 79 в альпинизме, с 89 - инструктор. Хожу и сейчас.
А инструктора и тогда и сейчас разные. И советского выпуска и нынешней школы. И тех и тех очень разных видел.
Я отметил главное (с моей т.зр. отличие) - раньше участники попадали в а/л по жесткому конкурсу (как правило). Это позволяло делать более качественный отбор с одной стороны, и возможность легкой отбраковки собственно в лагере.
Почему альпинизм в СССР был массовым? - Просто отпуск в горах на 3 недели за 24 руб - это круто. Если-б сейчас за 1/6 зарплаты можно было приехать (например 30/6 = 5, при полном мат. обеспечении и питании) - уверяю вас - отбоя бы не было! и инструкторов было-бы больше из-за востребованности.

Сейчас не проблема сходить в горы на 3 недели за 5000, правда, уже без снаряги и питания.

К Калы Мыца. Нет, я ИХ начал списывать после своей трагедии. На меня, молодого тогда инструктора, в прямом и переносном смысле(мне бло 21 год) произвел впечатление несчастный случай, с девушкой, оставшейся калекой(без руки). И не то чтобы эту девочку плохо учили, или инструктор был виноват. Такое уж несчастье произошло упал- камень. Изгладить из памяти я этого не смог. Т.е. фобия. Т.е. психиатрия, если кому это легче.

To SSh. "Был запрещен был возражден". Так я это и напомнил AlKov. (об отстаивание интересов девушек на "более высоком уровне"). Упоминал и о том, что мне случалось с девочками пятерки Б лазать. Парни зубами не поскрипывали, но боевые подруги вели себя по-боевому.

я лишь отреагировал на ваши слова "...не знаю, как сейчас"...

24 рубля??? В каком это году? Мне помнится что в 80 ых было 48 рублей... ???

70-е, начало 80-х.
Если не ошибаюсь 30% скидка давала 21 день за такие деньги на Кавказе. Цены иногда чуть отличались. Профсоюзы разные скидки предоставляли. 1984 в Артуч на месяц путевка обошлась около 40 руб. Правда и самолет уже был не совсем дешевым. Наверное тоже рублей 40+ в один конец. (Из Ростова).
Я лично в лагерях участником 3 раза был. Новичком, значком и 2-разрядником. Последний в Артуче. Остальное на своих сборах ходил. Там еще дешевле получалось. И гораздо эффективнее, чем в лагерях.
Руководители сборов вероятно были больше заинтересованы в закрытии разрядов, чем руководители лагерей.
Обманул немного. Еще в 1986 в Дугобе был по путевке. Но это уже было СС, другая песня. И приехали мы как-бы своими сборами, со своим выпуском. И цен на путевки совсем не помню.

У нас чтобы получить скидку не знаю даже что сделать надо было... Я не получал, будучи ,,перспективным юным скалолазом,, с совсем неплохими результатами. Наверно вазелина не хватало. :))) Поэтому и платил по 47 или 48, уже и не помню. А за тридцать дней поболе в конце 80ых было.

Путевка была ровно на 20 дней и 30 дней. Стоимость прогрессировала до ликвидации УА ВС ДФСО профсоюзов в 1992 г.

Как помнится (а память штука ненадёжная) в середине 70-х стандартная 20-и дневная путёвка стоила рублей 30. Затем, в 80-х, подняли до 40.
Это то, чего реально платили. Полная стоимость была порядка 160.

Полная стоимость путевки в начале 70-х:120 рублей. Профсоюз отдавал в секции альпинизма при ДСО по 36

Ну и к автору... Обращение так сказать... Ежели Вы живете в Москве... Раздолье у Вас там со стенками, клубами... Желаю Вам чтобы в следующий раз, уже с подготовкой, и вперед - к победе ;)
Ну и пиши ещё!!!

В коце шестидесятых, начале семидесятых профсоюзная путевка в а/л стоила 32 рубля и сколько-то копеек. При этом 50% путевок было бесплатными. И если в секции они распределялись "по-честному", то участнику обходились по 16 с копейками.
А инструктору еще и деньги платили...
Kто больше?

Легко - нынешняя реальность.
2017 год, август. Сбор примерно человек 60, три недели, 8 учебных отделений, группы всех этапов: НП1, НП2, СП1, СП2, СС.
Оргвзнос 15000 руб (инструктора+трансфер+страховки+все прочее), плюс дорога СПб-МинВоды-СПб примерно 8-10 тыс, плюс проживание в лагере 12 тыс. Итого 35-40 тысяч. Если верить статистике, это примерно средняя зарплата по Питеру, и чуть больше, чем средняя зарплата по России. Плюс снаряга...

Сори,по ошибке минусанул. Был казначеем на сборах в Ярыдаге в 90-е. Собирал деньги со всех поровну, один из инструкторов объяснил мне, что с них собирать не надо. Начал возвращать взносы инструкторам. Когда дошел до руководителя сборов Валеры Рашкина он отказался от своей доли, сказал что не обедняет. Кстати, Валера до сих пор проводит сборы для своих друзей-ветеранов, едут на своих машинах и паре газелей. Еда своя, оргвзносов нет, выходит сопоставимо с тем что было при коммунистах.

Прикиним во что трех- недельный сбор в Альпах обойдется? Думаю, не менее 4000 Евриков.

Тогда экономика была слишком непрозрачная, чтобы так считать.

Для Калы Мыца. Ситуация, похоже, прояснилась окончательно. Вы не циничная КМС, играющая на нашем сочувствии и желании помочь, а , действительно, искренний человек, честно описавший свои впечатления и эмоции. Я обещал, и исполняю: ПУБЛИЧНО ПРИНОШУ ИЗВИНЕНИЯ за необоснованные подозрения. Пишите дальше, реально очень полезно!

Ничего страшного. Хотя так и не пойму, что плохого, если б я была КМС (впрочем я так КМС), ведь я писала о своём прошлом опыте.

Браво!!!!!!!!!!!!!!!!!

И опять пошла бодяга про ...

Дубль случаен. И что с техподдержкой сайта происходит?!

Эй, ребята, я перед тем как извиниться, изрядно покопался. Не трогайте больше девочку, она нормальная. Через пяток лет будет НАШЕЙ. (Опять же без фривольного подтекста, а то я Вас блудников знаю, сейчас начнете перепасовку).

Так мы ж сугубо теоретически и исключительно для тренировки ейной психологической устойчивости.
Но держится, в этом плане, надо сказать, замечательно.
Что есть, то есть.

Господа старперы. Помните анекдот о мужиках разного возраста на необитаемом возрасте, их действиях, когда на соседнем острове после караблекрушения высадились женщины. Молодые кричали: там бабы, плывем к ним! И в зависимости от возраста предлагали плавсредство. Ну а тот , кому за 60, сказал: "Чё суетиться, дергаться? И отсюда все хорошо видно!".

Успокойтесь господа. Так и инфаркт с инсультом нажить не долго...

Кала Мыца - с победой.
Комментаторы нафлудили тебе не просто твой личный рекорд, а "круглый рекорд"
Ты пришла к этому результату с феноменальной скоростью.
Первый опус - 71,
Второй опус - 115,
Третий опус - 306,
Четвёртый опус - 400 !!!
Умеешь ты завести здешнюю "публику"!
Молодца, жми дальше.
Пиши пятую часть, под 500 и более комментов :-)
Успехов!

а в чем успех?
Если б за каменты платили.

А так- просто трата времени

Вы спец по продвижению сайтов?
Чтобы так легко и категорично ;-)

то есть киса Риск продвигает?:)
Количеством наших большей частью малоосмысленых каментов?

Раньше вроде, наоборот, с каментами боролись, чтоб народ попусту не умничал.
И были страданья- "ах как много каментов, ах так больше невозможно"

насчет продвижения- контингент то ограниченный, двигай не двигай:)
Людей с горной болезнью немного.

Кому тут только не писали про "умеешь завести публику" )
Только где те "заводители"?
След простыл и не помнит никто популярнейших рассказов "Как я тестировал исподнее белье в зимнем походе"

"Злые вы.Уйду я от вас." :-)

Жизнь вообще несправедлива. Да и художнека обидеть каждый может )

ни писали

Браво! За хорошее знание русского.

если это все, что вы могли бы сказать по смыслу коммента, спрыгивая с темы, то я могу сказать следующее:
1. учите русский язык (вместе со своими подплюсователями) - особенно в части написания частиц не- в вопросительных и восклицательныз предложениях.
2. в каких-то первых частях вашей саги один из ваших подплюсовщиков написал (дословно не помню, но по смыслу), что вы временами пишетее безграмотно и не всегда понятно - что-то вы тогда прошмакали, что, де. пишете по ночам, поэтому голова не всегда понимает, что руки делают и т.д., так что, чем делать пустопорожние замечания, следите за своей грамотностью, в первую очередь.
3. конечно, можно легко заняться выискиванием всех орфо- и пунктационных ошибок, описок, опечаток, навалянных вами и вашими поддакивателями в своих текстах и комментах, если бы это не было обычным орфографическим быдлизмом, от которого все приличные люди в инете давно ушли по понятным причинам.

а так - да - (на будущее, чтоб вам и вашим лингвистическим фанатам не тужиться) я делаю ошибки. как и все остальные.

только тут такой небольшой нюанс: если я и ошибусь, написав вдруг и- вместо е-, или поставлю запятую вместо тире, это, может, и оскорбит чью то орфографическую девственность и пунктационное целомудрие, но вот если какой нить старый дырявый чайник начнет кипятком писать или пар выпускать не наружу, а вовнутрь, и его разнесет на куски, причинив огромный ущерб здоровью окружающих людей - вот это серьезно, вот об этом вам бы и стоило тревожиться

А мне кажется, что переход в горный туризм, если рассматривать это предложение не как шутку, а все-таки всерьез, не во всех случаях годится. Опыт у девушки, конечно, достаточен, чтобы не начинать с 1-ки, а идти сразу в 3-ку, а то и в 4-ку даже, может быть (кстати, а вдруг она сейчас на самом деле уже КМС?:-).
И тут возникает минимум 3 вопроса.
1) Тут придется регулярно участвовать в предсезонных тренировках. Хотя бы для того, чтобы сработаться с группой. Как я понимаю, у девушки времени на это нет.
2) Придется привыкать к многодневной автономке со всеми сопутствующими моментами - по опыту, не всем альпинистам это нравится.
3) Главное - далеко не каждой группе понравится перспектива практически гарантированной последующей публикации подробного разбора похода, тем более - на Риске. Был у меня однажды в 2-ке новичок - журналист. Так то героическое, что он потом зачем-то написал в своей газете об этом вполне рядовом походе, мы читали всей группой, катаясь от хохота. Но здесь будет хуже.

Смешно читать, как девушку сманивают из альпинизма в туризм :)) Знаю кучу случаев, когда туристы уходили в альпинисты, но не наоборот. Таковых знаю лишь единицы... Особенно девушек. Они, в большинстве, вообще не любят таскаться долго с тяжёлым рюкзаком и в автономке. И чем дольше, сложнее, автономнее поход, чем тяжелее рюкзак, тем их меньше. Это всё - во-первых.
А во-вторых, хочется ли ей реально ходить в походы с какой-то группой, подстраиваться под кого-то? И нужна ли она какой-то тур. группе? Особенно сразу в 3-4 к.с. без опыта походов 1-2 к.с.? Я бы, например, без опыта горных походов хоть КМС-а по альпинизму в 3-4 к.с. не взял бы. Хрен знает, как поведёт себя чел, если до этого тяжёлый рюкзак неделями не таскал и без домиков, душа больше нескольких дней не был :)

Участников надо в воду загонять каждый день, тогда будет в порядке и гигиена и настроение. Ледяная вода в правильной дозе- волшебное лекарство:)

А насчет альпиниста в тургруппе- ну, согласен с тобой.
И сам измотается и всем мозг вынесет:)
В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань:)

Непростое это дело:)

А смотрите, как получается. Официальный туризм, якобы борющийся за безопасность, готов человека без опыта походов отправлять сразу в 4 к.с. А те, кого чиновники клеймят за нарушения правил, требуют опыта походов 2 к.с. И у кого безопаснее будет?

Ну дак Алексей мудр:)
Реальный опыт разрядами не заменишь:)

Ну-ну, Фан Кав, не преувеличивайте! И рюкзаки, бывало, немаленькие, и, какой душ на 4200, в БЛ на Юго-Западе за 40дней? И стена на 9 ночевок, и без шанса покакать, не пристегнувшись? У Вас один опыт-туристский. У меня-оба.

Он же не про Вас, он про девочку с опытом альплагеря.

А я и не говорю, что не бывает. Говорю о том, что это редкость. И что, есть примеры, когда девушки после "немаленькие, и, какой душ на 4200, в БЛ на Юго-Западе за 40дней? И стена на 9 ночевок, и без шанса покакать, не пристегнувшись" переходили в горные туристки? Ни единого подобного случая не знаю, не слышал.

Пользуясь случаем спрошу, насколько сложным вы считаете восхождение на пик Ленина? Спрашиваю потому что несколько месяцев назад здесь одна девушка с опытом восхождения на Эльбрус (или попыткой восхождения - не помню) искала попутчиков на пик Ленина. И вроде как вы её согласились с собой взять. Если я конечно не путаю ник.

Вы мне вопрос задали о пике Ленина? Я никогда не собирался и пока не собираюсь на пик Ленина. Вы с кем-то меня путаете. Я турист, а не альпинист. И хожу только по горам России (пока, по крайней мере), а пик Ленина за её территорией.

Ну отвечу я, что простым? Это даст какую-то информацию? Раздельная классифицируется как 3Б... Технических сложностей ни до нее, ни после - никаких (хотя кто-то расписывал про "ножи" - посреди футбольных полей... не понимая, что такое - "нож") С другой стороны я знаю людей у которых 6к - потолок - а дальше - ни-ни. Если у Вас на 4к проблемы со спуском, то лучше подождать...

Если Вам дадут спутниковую связь, то охотно возьмут

Народ, вы чего?
Погода супер, 10 дней выходных - а вы все по домам и на РИСК строчить комменты?
Я вот например вечером отключаюсь и ночной лошадью в Крым.
Всем удачи и безаварийных маршрутов!

Эх, дороги... Удачи!

Я собираюсь.По всему двору шмотки:)

Могу от вас привет передать кавказским медведям:)

Почему по домам? Прогулялся и строчу ;) А на выходные 6-7 снова в поход с ночёвкой по Жигулям. Там во многих местах есть связь, интернет. Так что, одно другому не мешает ;)

Эххх, дружище! Если дела отпустят, на 9мая к Валере Ломиге , в Форос! 30 лет его не видел! Только логистика пока непонятна. Через Украину? Через Турцию? Через Москву?

Это ведь, смотря откуда лететь.
Но, как в том анекдоте: хоть чучелом хоть тушкой, а лететь надо!

Стмбул-Ростов-Симфри.

Супер!
За 3 дня - ещё 100 комментов. Уже 500!
Прям, generator неслучайных чисел

Сколько же оказывается пиздоболов на Риске! 502 комментария! И главное разговор ни о чём, лишь бы порисоваться перед остальными! Я понимаю, что у баб язык без костей, но мужики то? Неужели совсем делать не хера?

Извини, Никита, минусанул случайно. По сути: получил сдачу от xron и boroda? Мы то с тобой друзья по сумме жизни, и это ничего не изменит. Но грубишь-зря. Парни то тут все непростые, как ты сам заметил, когда-то "не свинячьи хвостики". Все- с опытом, и неслабым. Зачем обижаешь? Ведь нарвесся опять на сдачу, и справедливо.

Акела промахнулся! Нет у меня от тебя минуса.

Злобненько.
Не поможет?:))

Саша, ну зачем хохлятское! Есть хорошее средство. Получено с таможни. Контра... санкционный товар!

Я подумал, хохляцкое таки, натуральней, полезней:)
Опять же цветочки там нарисованы, фитотерапия:)

А мне блин вчера с работы позвонили
Горы откладываются:(

Интересно, много ли снега, не говорили они?

Да вроде нормально.Позавчера на Чегет ходили пешком снизу доверху. От жилья набрали километр с небольшим в том числе по снегу.

To SSH "...Как ушли почти все приличные ллюди. Не заметил, что за редким исключением, тут и нет то никаго из известных и заслуженных людей?..." SSh, ну чего бы Вам не уйти из "Риск"а и не присоединится к "приличным", "известным" и "заслуженнын"? И "прекрасно общаться" с этим сомном. И не общаться тут с дебильными никами. И не ссать тут кипятком (оставаясь на букве Ш в словаре)."Вам же лучше будет". Если Ваше психическое состояние позволит, не отвечайте та этот почти дружеский совет. Я ведь Вами заигнорирован.

Да пусть лучше остается. Риск хуже уже не станет - некуда хуже. А чем больше здесь будет скандалов - тем больше вероятность, что появится нормальная замена Риску.
Кстати, в одном он прав. Большинство опытных и уважаемых людей, делавших полезные статьи, отсюда ушли.
Кстати, я у него тоже в игноре. Пустячок, а приятно.

Ну, чья бы корова, как говорится, мычала... Вы же - чеммпион Риска по игнорам - 48 человек в вашем бане. Больше ни у кого нет. "Пустячок, а приятно" ) И мне с моими 10-ю с вами , г-н Кодыш, с вашей скандальной славой тут не сравниться никогда.
В игноре, кстати, вас давно уже нет - обломился приятный пустячок-с

- abarbar, вы тут недавно, плохо владеете фактурой, поэтому много чего "не заметили".
- Мне то зачем уходить? Я и так общаюсь с кучей народу на многих интернет-площадках и в соцсетях.
- Здесь я в первой десятке популярных авторов, и кроме десятка обиженных по жизни., никого более не раздражаю. Не давайте волю своим фантазиям в своем "психическом состоянии", как это делает ниже ваш поддакиватель, и вы сейчас.
- Я не общаюсь с "дебильными никами" - в основном, это они ко мне лезут пообщаться в стремлении поправить свое ЧСВ.. Вот как вы сейчас. Я же к вам не имею никаких вопросов, ни интереса вообще. Но это вы обратились ко мне с какими то вопросами, предлложениями. Перешли на хамство (если кто то тут и источает кипятком, так это как раз вы), хотя я до этого с вами общался в рамках. И если я вам отвечу адекватно вашему "психическому состоянию", вы потом тут будете бегать и ныть, какой я плохой, вас не уважаю и т.п.
- Что мне будет лучше, я решу без вас.
- Вы не находитесь у меня в игноре.
- Еще вопросы есть или я удовлетворил все ваше любопытство? Поймите, лично вы мне неинтересны. Поэтому при дальнейшей навязчивости и в подобном тоне я вынужден буду отправить вас в игнор.

To SSh. Ну,что же это, Вы, опять так раскипятились. Игнорировать так игнорировать.
Если Вы сочли за хамство мое предложение, извиняюсь. Вырвалось, по-видимому, под влиянием вашей лексики. Вы, кажется, не замечаете как всех тут поносите.

"В чужой пи..е соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна."
(A.С.Пушкин. В.Вересаев."Сочинения в четырех томах" Tом втопой, стр 70)

Т.е. обещаю вашего психического состояния не касаться и советов Вам не насовывать.
Понимая, что дискуссию с Вами может закрыть только администрация сайта, оставляю за Вами последнее слово. И за одно, не сочтите за бестактность, пара вопросов. Как определяется популярность на "Риск"е? Что такое ЧСВ?
PS. Т.к. Вы "в первой десятке популярных автовов", и "на букву Ш в словаре", и действительно, иногда пишите интересную инфорацию(хотел как-то Вас похвалить, но был заигнорирован), то лучше бы.... ,черт, обещал советов не давать.

Глубоко уважаемые господа старпе... ой:)
Я хотел сказать, уважаемые собратья по страстной любви к горам, и братья по возрасту.
Соратники, я бы сказал, в борьбе с неумолимым Терминатором Времени, которому мы все сопротивляемся изо всех сил.

Давайте меньше смешить и раздражать молодежь своими непомерно горячими спорами, по возможности.
Сам первый каюсь и посыпаю главу пеплом-грешен:(

Не согрешишь- не покаешься, не покаешься- не спасешься... ой...

Будем исходить из того, что старперство не порок, а благоприобретаемое свойство. Как-то так...

"ЧСВ" обычно расшифровывают как чувство собственной важности ))))

Мудро... Быть посему! :)

Чего сраться то?
Горы стоят, чего мельтешить...