Бивак-флай на параплане в Северо-западной части Гималаев
Маршрут Бир - Парашар - Рампер - Кулу - Бир.
В начале пути мы никогда не знаем, каким будет этот путь, долгим или коротким, сложным или легким. Так и в этот раз, несколько самонадеянных пилотов решили бросить вызов себе и горам :-) Для меня этот маршрут был настоящей проверкой. Все дни нашего путешествия ангелы хранители не оставляли каждого из нас в трудные минуты, а Гималаи были благосклонны. Теперь подробнее о четырёхдневном путешествии, больше похожего на сон.
На кануне вечером мы пили чай на террасе в Сурия отеле и обсуждали с Володей Кравченко, Дмитрием Топтыгиным и Алексеем Носовым предстоящий полет. Позже к нашему разговору подключился Александр Рыжов, который тоже планировал бивуак полеты и искал компанию. Мы предложили ему участие в нашей авантюре :-)
27-го октября утром, выдвигаемся на старт. Подготовка к полету у всех занимает разное время и поэтому стартуем в разброс 10-20 минут. Этот момент я не учел. Когда собирается большая команда пилотов, то лучше обговорить время старта и начало движения по маршруту. Первыми в 10:40 стартовали Алексей и Александр, за ними Володя. Я встегнулся в подвеску и готов стартовать, а Дмитрий все еще пытается приладить пенку к своей подвеске, таким образом, чтобы она не мешала в полете.
Стартую в 11:30 и быстро набираю достаточную высоту 3200 метров для перехода в долину Барот.
Но вот не задача, переход сделал именно на тот отрог, на котором мне 40 минут не удавалось набрать высоту в прошлом году. Володя допустил ту же самую ошибку и уже успешно приземлился. Погода в самом разгаре и есть шанс быстро свалить с этого места, но как на зло, одни пузыри. Через 5 минут ко мне в компанию прилетел Сергей Шакуто и мы продолжили вместе барражировать в поисках потока, а тем временем внизу, Володя почти собрал рюкзак и был готов пешком подняться выше по склону, для того чтобы стартовать повторно. Убив 30 минут времени я и Сергей, выбрались по отрогам выше.
Где-то на высоте 5000 метров под облаком, Александр и Алексей морозили руки и носы ожидая меня и других участников мероприятия. Сообщив им, что мне удалось набрать высоту 4000 метров, они начали движение к следующей точке по маршруту. Мне же казалось пустой тратой времени делать набор до базы облаков, так как в прошлом году с Евгением Грязновым облетали эти места и я точно знал какой высоты достаточно для перехода.
Когда добрался до следующей точки (озеро Парвати на 4300 метрах), Алексей и Александр, уже были там. Мы вместе раскрутили поток и двинули дальше по хребту в сторону озера Парашар.
Через некоторое время Володя сообщил, что успешно стартовал и начинает двигаться в нашу сторону. Дмитрий застрял на домашнем хребте и только сейчас смог перейти в долину Барот. Погода постепенно двигалась в нисходящую фазу и я сомневался, что парни смогут нас догнать. Конечно у них всегда есть возможность совершить посадку и завтра прилететь к месту нашей стоянки, благо площадок для ночевки по маршруту было достаточно.
Двигаясь по хребту в сторону озера Парашар, удалось детально его изучить. Все-таки спутниковые снимки из программы Гугл Земля не совсем точно передают рельеф. На склоне, высота которого была от 3500 до 3800 метров, достаточно часто встречаются травянистые площадки для совершения посадки и старта. Единственным сюрпризом были отвесные скалы в конце хребта, над которыми прилично долбило.
Александр был позади, а я и Алексей ушли немного вперед, видимо сказывался класс крыльев. Долину Баяура перемахнули на высоте 3000 метров и успешно прилетели на освещаемый солнцем отрог, ориентированный на запад, он хорошо прогревался вечерним солнцем.
Проход по лесистой ложке в нулях и вот впереди отличные тригера, на которых точно уж будет поток. Так и есть! Начинаю обрабатывать слабый вечерний термик. Скороподъемность всего 0,8 м/с, а сам смотрю на стенку, которая мне кажется очень знакомой. Но я же здесь ни когда не летал!? И тут понимаю, что это место мне очень напомнило Северо-западную сторону горы возле старта Планфе в популярном летном месте у озера Анси, что во Франции. И каково было мое удивление, когда удалось найти поток 3,8 м/с.
Набрав 2700 метров, огибаю следующий отрог, слева вижу небольшое озеро и несколько заброшенных домиков. Думаю: "Как же так?. Это место не похоже на ту фотографию, которая висит на стене в столовке Сурия отеля". Пролетаю вперед по склону над большой ложкой, но я ниже рельефа и не вижу озеро Парашар и Парашар Риши Темпл. Пройдя вперед, набрал 100 метров высоты в термодинамике и вот оно озеро и темпл. Ура мы на месте!
Выбираю подходящую площадку для посадки на склон и благополучно приземляюсь.
Озеро Парашар и Парашар Риши Темпл оказались в яме. Вот так сюрприз. На фотографиях казалось, что поверхность плоская. И когда уже фотографии будут трехмерные? :-)
Пешком нужно будет спуститься около 150 метров к месту ночевки. Алексей прилетел через 10 минут после моей посадки. Он сделал несколько галсов и благополучно приземлился чуть ниже по склону. На вызовы по рации Александр, Володя и Дмитрий не отвечали и это обстоятельство немного напрягало. Первая часть маршрута была как марафон, на котором бегуны сходили с дистанции, так и не дойдя до финиша. Нам оставалось только надеяться, что у парней все в порядке.
Собрав рюкзаки мы спустились к озеру, где была отличная ровная площадка для установки палаток. Как узнали позднее в этом месте отличный сервис по местным меркам. Есть кафе, где вас не дорого накормят единственным в меню блюдом, рис и дал с бобами, традиционная индийская еда. Масала чай так же в меню. Можно взять в аренду палатку, спальник и заказать костер.
Не теряя времени начинаем установку палаток и обустраивать быт. Спустя некоторое время, добрался Александр Рыжов. Он прилетел на озеро с северной стороны. Как мне показалось не лучший вариант, так как финальный полет и посадка в роторе, но как говориться каждому свой путь. Саня сказал, что он приземлился комфортно и прошел остаток расстояния пешком. Напряжение окончательно спало, когда к нам пришли пилоты Андрей Колесников, Александр Матвеев и Михаил Фоминых. Они прилетели из Бира на ночевку к озеру. С ними были еще два пилота. Ну что же, хорошая подобралась компания! Местный повелитель костров (парень лет 20-ти) предложил нам скинуться по 100 рупий на костер и мы быстро организовали сбор финансов.
Погода совсем закончилась, а от Володи и Димы вестей не было. Забегая вперед расскажу, о том как у парней сложился полет.
Володя и Дима не смогли далеко продвинуться по маршруту и приземлились на хребте, по которому планировался полет. Высота посадки и ночевки была около 3800 метров над уровнем моря.
Через некоторое время после посадки у парней начались приступы горной болезни (тошнота, головная боль и общее недомогание). На ночевку они устроились рядом с небольшой кошарой (сарай из камней), которая по их мнению уже давно стала домом для диких зверей. Радовало, что хозяев не оказалось дома :-) Они развели костер и приготовили еды. Дима ночевал в кошаре, а Володя в палатке. По информации от парней, ночь была холодной и бессонной.
На утро приступы горняшки так и не прошли, а им нужно было пешком подняться выше по хребту, для того чтобы успешно стартовать. В таком состоянии было не просто. После старта Володя набрал достаточно высоты, чтобы мы смогли услышать его по рации. Он вкратце рассказал о ситуации и передал, что самочувствие паршивое, поэтому он летит в Бир набираться сил.
С Дмитрием все сложнее. Он не совсем еще подружился со своим крылом Swing Mistral 7, точнее как в фильме "Аватар" у них не установилась связь друг с другом и как следствие крыло пыталось его два раза за день покалечить, ранняя на землю.
Первая посадка на запасном парашюте прошла удачно. Через несколько часов, произошла вторая посадка, которая прошла менее удачно и привела к сильному ушибу правой ноги, что не позволило ему стартовать в третий раз.
Дима решил забрав приборы спускаться в ближайшую деревню и ехать в Бир транспортом. Снаряжение пришлось оставить в лесу на склоне куда он приземлился. Через три дня, Дима съездил с местными спасателями и забрал свой рюкзак. Крыло требовало ремонта.
Темьян, дружище, очень надеюсь, что к следующему сезону ты сменишь крыло на более дружелюбное или найдешь общий язык с этим. Уж очень переживаю за тебя. Запас везения у тебя бесспорно велик и ангел хранитель твой с хорошей реакцией, но не злоупотребляй этим.
Видео счастливых посадок
А на озере Парашар, тем временем мы разбили лагерь и пошли ужинать в кафе. Хозяин заведения и по совместительству повар, быстро организовал нам ужин. За что ему большое спасибо!
Вскоре совсем стемнело и стало прохладно. Мы расселить у костра и принялись дискутировать на разные темы. Александр Матвеев наполнил вечер творчеством и порадовал стихами собственного сочинения. Человек - талантище!
Когда закончились дрова и костер начал угасать, мы заняли себя поиском созвездий на небе. Ах какое же тут звездное небо! После того как все улеглись спать, я приоткрыв палатку и устроившись по удобнее, установил фотоаппарат на штатив и принялся упражняться в фотографировании звездного неба. Такие вещи как выдержка и диафрагма для меня темный лес, но я все равно игрался настройками и пытался запечатлеть эту красоту.
Ночь была прохладной и пришлось поверх спальника надеть куртку и ветровку. Стало тепло и комфортно :-) Мог укрыться парапланом, но доставать его из рюкзака было лень. Спальник использовал с температурным режимом комфорт +8 до +3, а хотелось бы по теплее. Пока старался уснуть, свора собак (здешние старожилы), усердно переговаривались с шакалами из соседнего леса :-) Когда они закончили выяснять отношения воцарилась тишина.
28-го октября проснулись около 8:00. C первыми лучами солнца, постепенно становилось теплее и вскоре стало даже жарко. Палатки высохли от конденсата скопившегося за ночь. На завтрак заварил овсяную кашу и начал собирать снаряжение. Парни предпочли завтракать в кафе.
Мы пополнили запасы воды в небольшом магазине у кафе и упаковав рюкзаки выдвинулись к месту старта. На вершине куда мы пришли работала сотовая связь и все уткнувшись в гаджеты зависли на пол часа. Погода еще была слабая и нам нужно было ждать. На другой стороне отрога готовились стартовать пилоты из команды Partizani paragliding. У них на эти даты был намечен платный тур по северным Гималаям. Так что мы с ними не раз еще пересекались за время полетов. Мы решили не торопиться и подождать, когда эти пилоты стартуют и покажут нам погоду :-) Хитрые мы однако.
Стартовали в 12:00. Я, Алексей и Александр, пожелали нашим пилотам хорошего полета до Бира. Ну а мы отправились на Юго-восток по маршруту. Набрав высоту 3000 метров начали переход с боковым Юго-западным ветром через ущелье идущее от города Манди. Сила ветра около 10 км/ч. Переход завершили в ложку на склоне с южной экспозицией, на высоте 1900 метров. Здесь ветер усиливала термичка и потоки были рваными.
Набрав высоты 2500 метров, попробовал сделать проход в сторону повышения гор, но при подходе начинало сливать, по всей видимости ветер перетекающий из-за стенки, которая находилась перед нами с Юго-запада, образовывал ротор. Я повторил еще несколько попыток прохода, но инстинкт самосохранения удерживал от неверных шагов. Отвисевшись около часа мы решили не рисковать и вернуться обратно к озеру Парашар.
Ветер усиливался, а ущелье было все в проводах и с безопасными посадками проблема. Не легко летать в новых местах, на поиски потока тратиться много времени и сил. Поборовшись полчаса мы смогли вернуться на место старта к озеру.
Местный повелитель костров был очень рад видеть нас снова :-) Заказав костер мы поставили палатки и пошли прогуляться вокруг озера. По дороге встретили трудолюбивых ослов отдыхающих после тяжелой работы :-)
После ужина в кафе расположились у костра обсуждая сегодняшний полет и планы на завтра. Договорились стартовать пораньше и сделать переход через ущелье немного западнее, чтобы сразу выйти на наветренную часть гор и по стенке с Юго-западной экспозицией забраться наверх. Когда начало темнеть, заметили несколько лис. Сначала у кафе, потом еще в районе палаточного лагеря. Плутовки рыскали в поисках еды. Увидев нас они ретировались.
Ночь выдалась холодной с заморозками. Чтобы не мерзнуть мы с Алексеем забрались в одну из палаток, которая пустовала без постояльцев. Ее арендовали на прошлую ночь пилоты и там были дополнительные теплые спальники. Спалось тепло и уютно.
29-го октября утром все вокруг покрыто инеем и только с приходом солнечного света начинает оттаивать.
Завтракаем, пополняем запасы воды и топаем на место старта. А за ночь в палатке и спальниках, нас попросили заплатить :-) Все видят глазастые смотрители. Стартовать будем с того места, где вчера улетали пилоты из Partizani paragliding. Пока готовимся к старту Алексей предлагает изменить план полета и попробовать перейти по ветру на Северо-восток, где ущелье разветвляется на два. Севернее долина Кулу и восточнее ущелье Банжар. Идея менять коней на переправе мне не очень нравиться, но раз летим коллективом, учитывается мнение каждого.
Полет к большим горам и как следствие к большим ущельям с сильными ветрами напрягает, но если все получиться, мы сократим путь до Рампера, да и выбравшись в большие горы по верхам лететься будет легче. Так я наивно думал перед стартом :-)
Стартуем в 11:30 и быстро набрав высоту 3000 метров, встаю на переход в сторону ущелья Банжар. Внизу устрашающие линии электропередач и ущелья впечатляющих масштабов, но стараясь не думать о возможной посадке в этих местах, заканчиваю переход потеряв 1000 метров высоты. Отвисаюсь в термодинамике и дожидаюсь парней. Я в самом конце ущелья и позади развилка. Ветер становиться сильнее, но мы перемахиваем восточнее, к началу ущелья Банжар и приходим на стенку с юго-западной экспозицией, на которую дует ветер от Манди. Присоединяемся в поток к орлам, которых собралось более 11 тушек.
Набрав высоты 2300 метров, пробую пройти вдоль стенки, но чем дальше ухожу по ущелью тем отчетливее в моей голове вырисовывается ветровая обстановка этого места. Ветер строго по ущелью. Все как в учебнике. Нужно выбираться выше гор, так как низами нам не пройти. Долетев до отрога, который стоит поперек ущелья и является отличным тригером, жду поток. Ветер уже начинает дуть с такой силой, что клонит деревья. Потоки срываясь с земли вытягиваются в горизонт. Вот не задача! Кружусь над школой, которая на вершине отрога. Увидев параплан в небе детвора начала кричать и махать мне руками. Наконец-то вкручиваюсь в поток 2.0 м/с, но наклон у него слишком сильный и меня быстро сдувает дальше по ущелью, а позади большая ложка и ветер дует прямо в нее. Надеясь на термодинамик жмусь к рельефу, но вместо термодинамика только пинки в крыло пузырями, которые обработать не представляется возможным.
Время около 12:30, самый пик погоды и долетев до следующего отрога приходит осознание, что лететь в таком формате дальше не стоит. Это решение принимает каждый пилот в той ситуации, когда он достигает предела своей зоны комфорта. За дистанцию мне не дают очки. Это не соревнования, где часто приходиться идти на риск. Бивак-флай тем и прекрасен, что можно остановиться в любой точке на маршруте.
Высоту стараюсь поддерживать от 1800 до 1900 метров. В воздухе сильная турбулентность и зеленый змей шуршит над головой, но выполняет мои команды безупречно. Площадки для посадки есть, но с деревьями и камнями, хотя разбросаны на расстоянии друг от друга. В месте, где планирую посадку, замечаю конструкцию, которая является деревянной опорой, от нее между отрогами натянуты четыре провода для лебедки. Хотя опасности не представляют на этой высоте, но провода напрягают.
Сообщил парням о решение садиться на склон в связи с ветровой обстановкой. Первая попытка почти закончилась посадкой, но в метре от земли меня забрасывает сошедшим пузырем на 10 метров вверх. Решаю не торопиться и понаблюдать как часто сходят пузыри. Сделал протяжку в сторону ущелья и выпустив шасси, двигаюсь вправо, а сам смотрю на деревья, как только пузырь промчался по макушкам деревьев, делаю плавно доворот в сторону склона и ноги касаются земли. Активно затягиваю клеванты и крыло выдохнув, послушно легло на склон.
Перенеся снарягу на более ровный участок склона, я пошел проконтролировать посадку парней. У них высоты было достаточно над рельефом и мне было не понятно их решение садиться. Могли бы попробовать пролететь в сторону Рампера. Видимо коллективная солидарность. Не заметив, где я приземлился Алексей и Александр слили высоту и оказались ниже моего места посадки. Там были чеки, на которые можно садиться, но не известна обстановка с проводами. Алексей при посадке на чек задел дерево и повредил параплан порвав ушную стропу и нервюру. Главное сам цел и невредим. Александр слился ниже в ущелье и благополучно приземлился. Из-за крутизны склона его посадку я не видел.
Собрав рюкзак я попросил местных ребятишек показать мне тропу, по которой cмогу спуститься к поселению, где приземлился Алексей.
Парень лет 20-ти по имени Арджун (на фото он слева) вызвался мне помочь. Увидев, что я слишком медленно иду за ним по крутой тропе вниз, он предложил понести мой рюкзак и мы ускорились так, что мне с трудом удавалось выдерживать темп. Арджун в шлепках и с рюкзаком 23кг за спиной, легко бежал по склону вниз. Я внимательно следил за тем как он амортизирует каждый свой шаг и уверено идет по тропе. Фантастика, как он это делал! За 20 минут активного спуска, мы вышли к деревушке, где приземлился Алексей. Поблагодарив моего помощника, выдал ему финансовое поощрение.
Местные жители поймали для нас пикап, который спускался вниз и мы погрузившись в кузов доехали до трассы Банжар - Кулу. Александр уже ждал нас внизу. Взяв такси мы отправились в Кулу, там был старт с которого мы могли утром начать возвращение в Бир.
Снизу, ущелье, которое мы перемахнули, казалось еще масштабнее чем с воздуха! Водитель доставил до места, где заканчивалась дорога. Дальше нам предстояло идти пешком около 2 км с перепадом высоты 400 метров. Под вечер отличная прогулка с полной выкладкой :-) На встречу спускались посетители Бажли Махадев Темпла, расположенного на вершине горы. К месту ночевки поднялись в темноте около 19:00. Палатки ставили в сильный ветер, который дул из долины Кулу. Примерно через час ветер стих. Поужинав мы улеглись отдыхать. После такой физической нагрузки, сон был крепким и беспробудным.
30-го октября утро началось с завтрака и ремонта Лехиного параплана. Алексей еще раз проверил крыло и стропы. Вооружившись иголкой и нитками он зашил порванную нервюру и заклеил рипстопом для надежности. Затем заменили ушную стропу на новую и крыло получило путевку в небо :-)
А небо тем временем затягивали верховые облака летевшие к нам со стороны Бира. Стартуем в 11:30, но потоков нет. Только термодинамик. Полетав около часа летим на посадку, которую выбрали заранее. Это был небольшой островок с множеством площадок, свободных от деревьев.
После приземления приготовил остатки сублиматов, собрал рюкзак и пошел в сторону моста, у которого приземлялись Алексей и Александр. По дороге ни кого не встретил, кроме местного населения.
Выйдя на дорогу парней так же не увидел. Как оказалось они приземлились немного в другой части острова. Топать по жаре желания не было и тормознув тук-тук, оперативно доехал на автостанцию.
На автобусе добрался в Манди, и там взял такси до Бира.
По дороге в отель я прокручивал все события нашего 4-х дневного скитания по небу и земле. В таких полетах получаешь бесценный опыт, который закаляет тебя как пилота. Часто приходиться быстро принимать решения на основе получаемой информации по ходу полета и полагаться можешь, только на свои знания и профессионализм. Инструктора рядом нет и ты один на один с погодой, горами, ущельями и точками по маршруту. Пусть это мероприятие потерпело фиаско, но я точно знаю, что в следующий сезон смогу пролететь этот маршрут с большей вероятностью!
Хочу поблагодарить всех участников мероприятия за приятную компанию, а Вам друзья, сказать спасибо, за то что мысленно были со мной. Ваша поддержка чувствовалась на расстоянии.
Автор – Андрей Машак. 2016г.