Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото.

Пишет ФанКав, 24.01.2017 10:33

Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)

С 31.12.2016 г. по 7.01.2017 г. мы прошли небольшой горный поход на Кавказе, в КЧР. Нитка пройденного маршрута: пос. В.Теберда – дол. Гидам – траветс хребта Орта-Гидам – пер. Гидам (1А) – дол. Кишкит – пер. Кысы-Пасаут (н/к) – дол. Аксаут – дол. Марка – дол. Мал. Марка (часть группы рад. восх. на в. 3374 м, 1Б) – пер. Мухинский (н/к) – дол. Муху – пос. Теберда.

Автор всех фото поста – Светлана. Спасибо ей огромное за её труд!

События, предопределившие дальнейшую судьбу этого похода, изменения маршрута, начались ещё до его начала, в поезде…
В Волгограде напротив нас заселилась женская компания, к которой в гости из другого вагона пришла подруга, болеющая гриппом, которой врачи запретили даже из дома выходить (по её же словам). Со словами "я вас сейчас всех здесь заражу", она сняла маску, начала пьянствовать, пытаясь споить руководителя, то есть меня. Я стоял, как 28 панфиловцев под Москвой и устоял! За это гриппозная женщина, обидевшись, заразила не только меня, но и, ни в чём не повинного Данилу, сидевшего рядом! И с первого же дня маршрута началось....

Выйдя вчетвером на ж/д вокзале Невинномысска утром 31 декабря, встретились с остальными тремя участниками нашего похода и поехали на «Газеле» в посёлок Верхняя Теберда, откуда начинался наш маршрут.
Пока доехали, погода наладилась. На удивление было солнечно и тепло. А снега в окрестностях и на горах оказалось гораздо меньше ожидаемого. Всё это, безусловно, нас обрадовало. Выгрузившись из машины, надев рюкзаки, мы весело пошли в горы сначала по заснеженной грунтовке, после ломанулись напролом через лес, срезая витки серпантина. Данила уже с самого начала почувствовал недомогание….
Выйдя из зоны леса, поднялись по травянистым, местами заснеженным склонам к кошу, стоящему не на много ниже гребня и решили устроиться в нём для празднования Нового года. По пути много фотографировали, некоторые лазали в штольню, потому к кошу поднялись уже в темноте. Набрали в первый день километр высоты.
Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)
Кош оказался очень хорошо отделанным, типа «четыре звезды из пяти возможных».
Устроились, накрыли стол и начали праздновать. Поели, попили, попели…
На второй день наш путь лежал по гребню на вершину 3057 м, с которой открывалась отличная панорама на все окрестные горы, хребты и долины. Погода снова радовала ясной погодой. В этот день недомогание почувствовал уже и я. Что не помешало нам снова набрать вертикальный километр… После большой фото сессии на вершине, спустились через перевал Гидам к озерцу в долине Кишкит. Удивительно, но мы не зря спустились и встали у озера, так как смогли прорубить прорубь и воспользоваться водой! Эта ночь была самой холодной за весь поход (-17), ночевали в палатках. Ночью у Данилы резко поднялась температура… У меня тоже поднялась, но не так сильно.
Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)
Наша команда на вершине 3057 м., слева направо: Антон, Паша, Вова, я, Данила, Андрей. Прилегла - Света.
Утром начали думать о том, что делать дальше, какой маршрут идти и идти ли вообще… Решили идти в кош, стоящий на соседнем гребне, чтобы там переночевать, посмотреть на состояние и, на следующий день принять окончательное решение.
Погода с утра была такая же ясная, но поднялся сильный ветер. Протопали докоша, поднявшись на перевал Кысы-Пасаут и траверсанув снежно-травянистый гребень.
Кош оказался уже не таким уютным, как предыдущий, но на «три звезды из пяти» тянул.
Здоровая часть группы сходила в радиалку по гребню, устроив очередную фото сессию.
Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)
Утром самочувствие больных чуть улучшилось. Возможно, из-за употребления разных таблеток. Было решено спускаться в долину Аксаут, а там, на грунтовке, уже посмотреть по состоянию. Самое интересное, что на хребте была не только мобильная связь, но и интернет!
А погода, как и вчера, опять была ясная и ещё более ветреная.
Спустившись в долину Аксаут, оценив самочувствие, всё же решили не сходить с маршрута, а просто изменить первоначально планируемый, пройдя то, что сможем в таком состоянии.
Устроили привал у часовни. Желающие сходили на ближайшую вершинку с крестом, с которой открывается хороший вид.
После, хорошим темпом пошли вверх по долине. По грунтовке дошли уже в темноте до остатков селения Красный Карачай. Там нашли дом, приемлемый для ночёвки, примерно на «три с половиной звезды из пяти» и заночевали в нём. Снег топить не хотелось, потому ходили в речку за водой.
Даниле стало легче, начал выздоравливать, а вот мне, наоборот… Ну, ничего, пройдём!
Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)
Следующее утро нас удивило постоянством. Снова светило солнце! Хотя вчерашним вечером с юга пришли тучки.
Поднимаемся в долину Марки по натоптанной тропе до коша. Останавливаемся в нём. Минимум на «четыре звезды из пяти».
На следующий день решаем устроить радиальный выход на одну из вершин для здоровой части группы. Так как я остаюсь болеть в коше, то руководителем группы, выходящей на восхождение, назначаю Андрея – инструктора по альпинизму.
Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)
Весь следующий день до темноты пятёрка восходителей наслаждалась штурмом вершины. С которой открывается отличная панорама.
А я и Паша, который подвернул накануне ногу, отлёживались в коше и ждали ребят. К ужину они пришли уставшие, но довольные.
Следующее утро, как и прежде, радовало солнцем. Собрались и начали подъём по долине Малая Марка на перевал Мухинский. При спуске с перевала желающие отработали зарубание на зимнем льду.
Заключительную ночь в долине Муху тоже решили провести в попавшемся на пути коше. Он тянул на «две звезды из пяти», но в нём было просторнее и удобнее, чем в палатках.
Как мы сходили на НГ 2017 в поход на Кавказ. Много фото. (Горный туризм)
Невероятно, но последний день похода был тоже солнечным!
Спустились быстро и весело в посёлок Теберда, обойдя пост лесников по тропинке левого берега. В посёлке зашли в кафешку, откушали вкуснейших хычинов с сыром, мясом, напились местного лимонада и не только. А после, сели в ожидающую «Газель» и понеслись в сторону дома…
Погода весь поход была довольно тёплой, почти всё время ясной, ни дня с осадками. Это позволило нам запечатлеть такие чудесные виды. За что погоде отдельное спасибо! :)

До встречи, Кавказ!

Кишкит - это, наверное, Кишкет?
А Андрей - Штурман?

На карте долина называется Кишкит, на ней же написано. Других названий этой долины не знаю.
Да, Андрей - Штурман.

Да, Серёга, это я :)
Почему Кишкет на картах называется Кишкит, непонятно, но это факт..

Алексей, поздравление с удачным походом !
(Судя по всему, снега, на удачу, оказалось не так много, как ожидалось :-) ).

Спасибо! Да, снега оказалось на мноооого меньше, чем мы ожидали :) Я так весь поход и протаскал снегоступы, ни разу их не одев... Уже два раза их на Кавказ зимой брал, когда обещали сильные снегопады, а оба раза была почти ясная погода, без осадков. А когда снегоступы не брали, то снег валил :)) Думаю продать их нафиг, ведь так их даже ни разу и не одевал, абсолютно новые.
Зато все участники в этом походе немного их использовали. Хоть им пригодились ;)

Если посмотреть на ледовые занятия которые на снимках как шутку - то это одно, а если серьезно то это просто ужас. Разве можно удержать тело одной рукой, да еще с таким длинным темляком? Ведь даже при самом благоприятном исходе от первого рывка, никогда до ледоруба не дотянешься. Будут только травмы либо в живот и грудь клюв войдет, либо в глаз. Перед следующим походом посмотрите в литературе, как правильно надо пользоваться ледорубом, и отработайте технику дома на снежной горке пока зима. Умение поможет вам а может и спасет, всякое бывает на самом простом склоне. С уважением - Анатолий.

То есть Вы считаете , что Они не знают как правильно тормозить на леднике-снеге??? Это просто фото , просто зимнего классного похода. А кому нужно ( типа меня ) посмотрят в ютюбе. Это просто фотки отличного зимнего кавказского настроения. ИМХО..

Это просто развлечение части группы на наледи от ручья. Настоящие занятия по зарубанию я провожу лично с комментариями, что как надо делать. А на приведённых фотках народ развлекается, как может, пока руководитель ушёл вперёд, искать кош :) То, что на фото, это тренировка не для хождения по обычному снежно-фирновому склону, там техника другая. Народ просто пробовал саму возможность врубания ледоруба в зимний лёд. Мы об этом потом в коше беседовали, когда они спустились и рассказали о своих развлечениях.
Не беспокойтесь, как ходить с ледорубом, зарубаться и прочее, я знаю. И в литературе смотреть мне этого не надо, насмотрелся уже и сам могу давно учить этому и учу. Хотя, иногда лишний раз и просматриваю, ведь "повторение - мать учения!". Что и как бывает в горах и на самых простых склонах, тоже знаю и видел. Но, если за столько лет и столько походов я видел это не в своих группах, а в чужих, значит всё у меня было сделано правильно.

Алексей, не совсем так :). Занятия тоже были - именно по зарубанию на зимнем льду (извини, взял на себя смелость провести :))

Анатолий, скажу по секрету, на бутылочном льду при срыве единственный вариант удержаться - забить ледоруб клювом. Да, одной рукой. С длинным темляком, чтобы удар был сильней. Если зарубаться по классике, навалившись грудью - просто лёд поцарапаете, но не остановитесь

Всё так. Но, Андрей, я написал ему, что это было развлечение, так как не захотел долго расписывать, что полноценная тренировка по отработке навыков зарубания на льду, фирне и снегу отличается. Так на льду ты правильно всё описал, это же я писал в теме о попытке восхождения на зимний Эльбрус. При этом, лучшим способом на зимнем "бутылочном" льду, если склон достаточно крутой и есть "куда улететь", то надо избегать самой возможности срыва и провешивать участок перилами. Проходя этот провешенный участок на жумаре с пруссиком, чтобы в случае падения, даже при проскальзывании жумара, удержаться на пруссике. А пруссик лучше сделать в три витка, а не в два, чтобы уж точно заклинил. А врубаться в зимний лёд ледорубом надо конкретно в момент падения, да, желательно одним резким и чётким ударом, так как второй возможности может уже и не представиться. Так как при разгоне уже маловероятно это сделать... Но, если уж не успеть зарубиться сразу одним ударом и до начала разгона тоже не успеть вбить ледоруб, то можно использовать и торможение по "классической системе", чтобы хотя бы попробовать погасить скорость. Если, конечно, скорость ещё не высока и возможность развернуться на склоне с рюкзаком для такого маневра имеется...
На фирновом, снежном склоне ходят с ледорубами в той руке, к которой ближе склон. Держа его за верх, клювиком назад, лопаткой вперёд, темляк закреплён на кисти. При падении на фирновом склоне зарубаются навалившись на ледоруб грудью, врубая его двумя руками немного наискосок от тела, чтобы не повредить голову. На крутом снежном склоне, в зависимости от его состояния (плотный, раскисший), можно зарубаться клювиком, как на фирне, можно использовать лопатку для увеличения поверхности торможения, можно даже штычком вертикально, как якорем, вбивая двумя руками в рыхлый снег, чтобы достать до более плотного и быстрее затормозить. Много разных способов, в зависимости от крутизны и состояния склона.
Ну вот, целый трактат пришлось написать :))
Ты всё это знаешь не хуже меня. И всё это я написал не для тебя, а для Belovak и для других читателей, чтобы было понимание. Чтобы до поиска в литературе, что-то смогли почерпнуть и здесь ;) Но, главное - это практическая отработка навыков. И спасибо тебе, что "поразвлекался" с ребятами, им это было полезно.
П.С.: а ты ещё сомневался в нужности выкладывания фоток по "развлекухе" ;)) Вот и эффект ;)

Спасибо Андрею за то, что на занятиях показал как и почему на натечном льду надо зарубаться по другому.

Андрей, как геолог - геологу. Есть даже Кышкитская свита (не помню какого возраста). А вообще Кишкет он и есть Кишкет.

Ещё несколько фоток, но теперь от Паши:
Это часть группы на радиалке по пути к вершине 3374 м.
А вот и сам Паша - жаркий парниша:

Андрей красавчик! Решил молодость вспомнить? (Это о заплывах с ледорубом)

Андрей, какие наши годы )))))

С бациллой в поезде надо было поступить, как поручик Ржевский в песне из фильма «Гусарская баллада»: «Её ударил в ухо, он рыцарской рукой». Этот способ превентивного лечения называется «хворь рукой сняло».
.==========================================.

А серьёзно, я лечусь (особенно, профилактируюсь в дороге) дезинфекцией миндалин – периодическими прихлёбываниями водки, микроскопическими дозами (не более 10 мл.!). Дозы-прихлёбы проглатываю двумя глотками; чем удлиняю время лечебного воздействия на заразу. Это воздействие ощущается жжением в районе миндалин. Это и есть прямое воздействие на заразу.

Медицинский факт:
"шевардинский редут" от заразы, распространяющейся воздушно-капельным путём – это миндалины. Они инфицированы у каждого человека. В обычном состоянии – там равновесие между заразой и защитными силами организма. Но, под внешним воздействием (пополнение армии заразы извне, воздушно-капельным путём; ослабление защитных сил из-за охлаждения или пьянки) равновесие сдвигается в пользу заразы. Лекарства, интенсивное потоотделение под рюкзаком – это средства косвенного воздействия на воздушно-капельную заразу. А прихлёбывание водки микроскопическими дозами – это прямое воздействие на заразу. Именно микроскопическими дозами! Они достаточны для выжигания заразы. Но, недостаточны для опьянения-ослабления защитных сил организма.
Кстати, этот способ воздействия на воздушно-капельную заразу можно называть "Буратино".

Будьте здоровы!

Спасибо. Но, я до НГ несколько месяцев со своего ДР вообще не пил, ни капли, принципиально. Потому этот способ мне был не приемлем. Как и сейчас. Но, может когда-нить применю :)

Здравствуй, Алексей! Опять разминулись) Мы в соседней долине тусовались) С походом!

Привет, Руслан! А в какой именно в соседней? Я про тебя ребятам говорил, что можем встретиться. Но, после изменения нашего маршрута, эти шансы стали мизерными. Какие планы на май, лето? А-то я пару объяв уже выложил ;) Если чё, тебя всегда возьму, мой транс-Кавказский собрат ;)

Мы опять в стороне Эпчика и Джемагата гуляли)
Планов пока никаких) Все объявления видел, внимательно слежу за твоим блогом) Если будет вариант по работе, то с удовольствием примкну к группе) Спасибо за приглашение!

с погодой явно повезло.
напишите плз обзор по снаряге, хотя бы список с весами и комментариями

Из личной снаряги рекомендовал только ледорубы по желанию. Брали не все. Я не брал. На группу было две палатки, точного веса не знаю. По предложению Андрея, было принято решение идти двумя палатками автономно. В силу ряда причин. Продуктовая раскладка была раздельная у двух подгрупп. У каждой палатке было по два котелка-кастрюле (одна с радиатором для быстрой топки снега и доведения воды до кипения, во второй переливали из неё и варили еду). На всех было три снежных лопаты. У каждой палатки по 2 горелки (основная и запасная). Ещё были у каждого снегоступы нескольких производителей, а у Антона вообще самоделки. Точного веса всех этих вещей не знаю. Это знает завхоз - Паша. Ещё у каждого были трек. палки разных производителей и моделей. Всё снаряжение выполняло свои функции хорошо. Снегоступы использовали совсем мало, а я вообще не использовал. Ледорубы тоже почти не использовали, фактически везде шли с палками. Лопаты тоже мало использовали, в основном для набора снега в мешки для готовки и для подставки под горелки. Было две маленькие рации, но тоже их почти не использовали.
Если интересно про коврики, то рекомендовал брать всем по два, кажись так и было.
Про спальники: брали либо по одному, но с комфортом на -15 -19, либо по два (вставляя друг в друга) на меньший диапазон комфорта. Сверху спальников накрывались групповым конденсатником. Но, конденсатник в некоторых кошах применяли не все, так как было и так тепло и сухо, хотя печку ни разу и нигде не топили, ночи были довольно тёплые, не ниже -17 градусов. Было два навигатора (по одному на палатку). Один хороший, но тяжёлый фотоаппарат и две камеры. Разумеется, у каждого по фонарику. И у каждого очки или маска (у большинства) от солнца. Ещё был термометр электронный, для замера температуры воздуха.
Что ещё интересует?
Ребята в первый день даже все рюкзаки взвешивали, но результатов тоже не помню. Андрей или Света могут сказать, они этот процесс снимали на фото. Весы маленькие электронные, типа безмена, для этого Андрей брал.
Я вообще почти весь поход в этот раз больным шёл, потому голова не сильно работала, как в тумане. Первый раз в таком состоянии в походе шёл, потому было совсем не то восприятия и не те ощущения, как обычно...
Кстати, удивительный факт, завхоз посчитал, что мы в этом зимнем походе газа расходовали чуть больше 40 гр./чел./день! Почти не отличается от нашего летнего расхода. Да, радиаторные кастрюли + ветрозацита - это вещь! Но и продукты у нас были с временем варки не более 5-6 минут.

lsls, обзор дал Леша, а вот список с весами https://drive.google.com/open?id=1ovUFWLNOT5fbaayDGrljxxsyURxY0tIC17eefaLoZqM
Список личной снаряги, если надо, могу тебе в личку скинуть.

ага, спасибо
личную тоже отправьте плз - интересно сравнить с моим карпатским комплектом, погода была примерно такая же

Всё прекрасно, кроме легкомыслености, в отношении гриппозности.
И гнать в шею гриппующую надо было из купе, и ходить под гриппом - опасно было. Точно сердце сорвать, между прочим.
А так - да, и фотографии и рассказ прекрасны, на 5+

Да гнали её все, особенно её же подружки. Но, толку не было, типа "я к вам в гости пришла, а вы меня всё время гоните! Мне там скучно! И выпить не с кем!" и т.п. Всё просила кого-нить поменяться с ней местами, чтобы у нас остаться.
И так сердце чувствовалось, в курсе, что осложнение после гриппа может быть. Меня кашель мрачный больше мучил, был бы участником, может и сошёл бы, а уж нарисовался руководителем, так надо было группу довести, если уж народ набрал.

Да. выгнать пьяную, это надо начать бой. Ехали Самарканд-Душанбе, в вагоне было человек 20 цыган или выдвигались на новую точку, или возвращались со старой. С нами ехал непосредственно, старший выезда. Цыгане приходили к нему постоянно для обсуждения различных вопросов и естественно выпивки. Бились мы сэтим табором всю ночь, но не победили.

Еще немного фоток

композиция "Последний штрих новичка"
(не правильное зарубание, ни то ни се - и не классический метод давления грудью и не метод удара с размаху для натечного льда)