Хрустальный пик-2016. Человек риска. Денис Клеро
Российский фотограф впервые выиграл в конкурсе Red Bull Illume. Но это имя нам было знакомо и ранее. Денис Клеро - человек, чьи эффектные кадры заставляют встать с дивана и попробовать в своей жизни что-то изменить. Наверное, поэтому это называется экшн-съемка.
Денис - номинант нашей категории "Человек риска".
Денис Клеро – фотограф команды Red Bull, профи экшн-съёмки. Путешествуя с сильнейшими спортсменами России и мира, он отражает в кадрах квинтэссенцию того, что являет собой экстремальный спорт.
- Начну с формального повода для номинации. Расскажи про Red Bull Illume.
Конкурсу уже 10 лет, проводят его раз в 3 года. Впервые он был в Чикаго, так что юбилейный решили провести там же. В этом году участвовало более 35000 фото, более 5000 фотографов из 120 стран. Было 11 категорий и я, собственно, победил в категории «Крупный план». Я считаю, что это самый крутой фотоконкурс и единственный, на который может прислать свои работы такой как я action-фотограф. До этого ничего подобного не проводили. Да, в рамках других конкурсов типа World Press Photo существует номинация «спорт», но там обычно участвуют классические сюжеты. А в формат Red Bull Illume укладывается большинство моих фото. Даже в Best of Russia в этом году подобных категорий не было. А сюда я могу подать даже раскадровки.
Рустам Гельманов. Фото-победитель в категории "Крупный план", фотоконкурс Red Bull Illume
- Насколько жёсткие требования к фото, участвующим в конкурсе?
Например, фото должно быть сделано не ранее, чем за 3 года до конкурса. А у меня на съёмке Евстифеева «сбросилась» камера, так что в исходных данных оказался 1984 год. Организаторы мне звонят. А я в Токио. Разница во времени и прочее. В общем, мне пришлось собирать с очевидцев бэстрэйджные фотки с телефона и доказывать, что фото сделано буквально три месяца назад.
- Серьезный подход. Но давай вернемся в начало. Расскажи, как ты дошёл до жизни такой? Суровой жизни экстремального фотографа?
Технологии сейчас дошли до такого уровня, что ничего сложного тут нет. Даже на Эверест тебя на ручках занесут, если нужно.
Если я вышел на улицу, то я уже outdoor-фотограф. Сейчас многое можно организовать так, чтобы не идти долго, не тащить на себе всё.
- Но мало просто захотеть, чтобы тебя куда-то занесли, нужно…
Бюджет нужен. Бюджет занесет куда угодно. Порой это дело случая. Я ведь в Red Bull попал случайно благодаря моему другу. Благо, никто об этом не жалеет. Мне повезло, что в моей жизни появился Валера Розов – и вместе с ним появились горы. Я вчера как раз об этом думал. А что, если бы не Розов? Я, может, никогда не поперся никуда?
- Вообще, наша жизнь – череда случайностей и правильных, или неправильных, выборов.
Вот именно. В общем, большие горы в моей жизни появились благодаря Валере. А что касается всяких сноубордических историй, так любой может выйти в парк поснимать. Или в Красную Поляну выехать.
- Выехать-то может, вопрос – что он там снимет? Что сейчас делает фотографа фотографом? При условии, что фототехника берет на себя значительную часть работы?
Ну, есть же «приставки»… Фотограф-любитель, профессиональный фотограф, востребованный фотограф, популярный фотограф. И востребованный, и популярный не равно профессиональный. Хотя мне не понятно, почему используют эти приставки…. Хирург же не говорит: «Я профессиональный хирург». Я хирург-любитель? Понимаешь?
Я могу изложить только своё личное мнение…
- Именно оно меня сейчас и интересует.
Всё определяет любовь к фотографии. Если ты любишь фотографию, а не фотографировать… Понимаешь?
Тогда ты любишь всё, что связано с процессом: и как снимать, и как создавать, и как смотреть. А не только на кнопку жать… «Классно, я пойду пофотаю…»
- Да, вспомним бессмертное. Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве.
Да, Станиславский сказал. Из этой любви всё будет следовать. Ты будешь интересоваться, ходить на выставки, изучать процессы, смотреть мастер-классы. А если тебе нужны лайки, ты можешь снимать какую-то актуальную ерунду, и этого будет достаточно.
Фотография требует вложений. Иногда, когда я не могу найти финансирование на какой-то проект, я вкладываю собственные деньги на организацию съёмки, лишь бы получилось то, что я задумал.
Так что, каким бы профессионалом ты ни был, ты всегда должен оставаться любителем. Потому что если ты не будешь это любить…
- Горящие глаза действительно не купить ни за какие деньги.
Сейчас скажу интересное. За этот год, включая время после Illume, журналов пять иностранных взяли у меня интервью. И только одно русское издание. Вот вы.
Мне приходится всем рассказывать о том, что это за конкурс такой, так как многие даже из фотоиндустрии не знают о его существовании.
- Бери выше, какой в принципе интерес в России к аутдору? Вот New York Times пишет о том, как Адам Ондра проходит Dawn Wall на Эль-Капитане свободным лазаньем. Думаешь, нашим сми интересно, что такое свободное лазанье?
Недавно мне сказали, что целевая аудитория мтб в России – 50 тысяч человек, так что делать какой-либо контент на целевую аудиторию смысла нет. Нужны рейтинги и т.д.
На сцене в Чикаго
- Лайки, репосты и прочее.
Да, в общем, когда меня спрашивают о том, какие призы мне дали, я шучу: «Дали много понтов, но русские таможенники всё отобрали!»
Победил да победил.
Но я на самом деле испытал там два совершенно новых ощущения. Хочешь, расскажу?
- Конечно, давай.
Мою категорию награждали первой. Сидит человек 200 зрителей, гости и просто топ фотографов. Мировой топ фотографов, представляешь? Всё в лучших традициях Оскара. Галстуков-бабочек только не хватает.
And the winner is…. И звучит моё имя. Все поворачиваются ко мне. Я выхожу на сцену. И понимаю, какая это ответственность. Я представляю свою страну!
В своём английском я сомневаюсь, поэтому заранее придумал фразу, которую скажу… Говорю её. И ведущий: «Не так быстро!» И давай меня расспрашивать о том, как я делал это фото!
В общем, я ощущал себя ответственным за то, как моя страна впервые представлена среди победителей конкурса.
И для меня самой большой наградой было показать, что мы тоже можем, и в этой сфере. Да, это только начало, но мы уже не в стороне.
И второе, что меня удивило. Вручение подарков победителям. Вот сидят представители спонсоров: производители фототехники, студийного света, компьютерных накопителей. Дарят все эти дорогие штучки (одна такая фотокамера 300 тысяч рублей стоит). И я ощущаю, что им это за честь – вручить на этом конкурсе свои подарки. Они были рады. У меня такого в жизни никогда не было.
- В этом выражается отношение к людям и к делу.
Мне сравнить не с чем. У нас очень мало таких конкурсов. Snowboard Awards и Wakeboard Awards, как правило, награждают людей из тусовки. А тут 50 главных и фото-редакторов со всего мира отбирали победителей. Так что хотя конкурс и идет под брендом RedBull всё-таки это независимая история. Хотя с её помощью компания в очередной раз доказала, что их фотографы и их атлеты самые крутые.
- Ты всё время в разъездах. И не только в горах. Вот в начале осени ты был фотографом на Red Bull Trans-Siberian Extreme…
Да, этот марафон длится 23 дня. Участники едут более 9000 км. Работать там было сложно. С той точки зрения, что дисциплина скучная: педали крутят и крутят. Более того, они же профессионалы. А наша задача показать трудность и экстрим! По радиосвязи сообщают, что у кого-то поломка или кому-то нехорошо, и наша медиа-команда, разбросанная по этапу, туда как саранча бросается.
- Ну, участники к этому готовы, я так понимаю… Ну и когда мы говорим о профессионалах, очевидно, что количество «крови» будет сведено к минимуму. Иначе это будет другая гонка, другой формат, другие последствия.
Гонка для участников непростая. Она длинная, участники не всегда успевают восстановиться, дорога далеко не всегда хорошая. Где-то ремонт, в других местах ямы, трещины и прочее. Туманы. Пожаров не было, слава богу. Плюс спуски и подъёмы.
А в нашу задачу входило искать разнообразные ракурсы, которые бы продемонстрировали трудность гонки. И её ярче передают не фото с самой дистанции… Ехать-то по дороге каждый может, это же не даунхил. А вот массаж после этапа, гонщики, лежащие под капельницами – это всё лучше иллюстрирует напряжение. И эти моменты, конечно, тоже нужно поймать.
- В последнее время только ленивый не снимает с дронов.
Я снимал с воздуха лишь однажды, на Байкале. И то, по сути, я был режиссёром. Circles of shaman Даниила Иванова. Просто «сёрклс» только сверху круглые…. а с земли они «оваль»… пришлось воспользоваться дроном. Но съёмка с дрона – это техническая сторона в сочетании с наличием вкуса. Тебе больше нужны навыки управления этой штукой, нежели мастерство фотографа. А я считаю, что я далеко не всё ещё снял с земли. В небеса мне пока лезть незачем.
- Ты в душе никонист?
Теперь уже да. Перешёл. И это дорого мне стоило. Но результат мне нравится.
Контракта у меня с ними нет. Мне просто нравится то, что я вижу в итоге. Студийный свет у меня партнёрский, чешский. Марка Fomei, если кому интересно. Я бы его так купил, но повезло договориться. И он действительно, в каких-то аспектах, лучше аналогов.
- Какой жанр фотографии тебе ближе?
Если «ближе» равно «интереснее», тогда постановочное фото. Когда ты можешь в голове придумать идею, а затем её реализовать. Но я стараюсь, даже когда снимаю банальный репортаж, использовать эту возможность, чтобы решить какие-то технические или/и творческие задачи. Например, ночной репортаж. Или съемка геймеров…
Мы для Red Bull снимали e-games. Эти пацаны просто сидят в комнате и режутся в игрушки. Так мы взяли дыммашину и фильтры для вспышек – синий и красный – и в итоге фото создает ощущение того, будто ребята играют так, что резина горит… Мы создали фотоэффектами атмосферу игры.
- Куда идет современная фотография?
Классическая фотография идёт по своему пути – вместе со своими принципами и смыслами. А второй вид фото – фотофиксация себя и для себя самого. Это то, что нам дали смартфоны и интернет. Мы тонем в этом мусоре. Он осядет терабайтами на серверах. Всё-таки намного интереснее то, что будет висеть потом в музеях.
- Как ты снял то призовое фото Рустама Гельманова?
Просто в холле гостиницы.
- Нет, не рассказывай мне, потому что воображение посылает мне совсем другую историю.
А так и должно быть. Фотограф не должен навязывать прочтение. И тогда зритель увидит в кадре что-то своё.
Фото из архива Дениса Клеро
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»
И еще раз спасибо Денису за поддержку томского скалолазания своим творчеством ;-)