Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Сайрам
Кирилл Белоцерковский и Макс Тен поехали на Угамский хребет, чтобы пройти новый маршрут на Сайрам. Что из этого вышло, Кирилл нам сейчас и расскажет.
Информация о маршруте
Сайрам по северной стене, 5Б: 700 м WI5 и сложный микст
Район: Западный Тянь-Шань, Угамский хребет
Характер маршрута: комбинированный
Ходовых часов: 22 от палатки до палатки
Команда
Кирилл Белоцерковский
Макс Тен
Новость на Риск.ру:
Сайрам по северной стене. Вертикальный лёд, разрушенные скалы и другие радости альпинизма!
Рассказывает Кирилл Белоцерковский
В первый раз я увидел стену Сайрама весной 2015 года. Тогда мы колесили по Южному Казахстану и искали скалы, где можно было бы интересно полазать. Последним в списке стояло урочище Сайрам-Су. Пролезли что планировали, а вечером я пошёл смотреть на Сайрам, благо он рядом. Тут я и попался. Большая северная стена с ледовым кулуаром в центральной части. Надо лезть!
Дома поискал информацию о маршрутах. Они есть, но центр стены не занят: приезжай да лезь. Ну, почти. Кулуар — явный камнесборник для центральной части стены. Лезть туда летом… лучше внизу головой о камень удариться, чтобы спасателям далеко не ходить. Зимой не дойдёшь, снег. Осенью льда может не быть. Остаётся весна, но весной лавиноопасно. Значит, весной!
Макс Тен давно подбивал меня залезть что-нибудь на Сайрам по стене. С ним и полезли.
В 4 утра 20 апреля стартовали от палатки. В ней остался Ильдар Габбасов чтобы присматривать за нами снизу. Быстро подошли к началу маршрута — крутой ледовой речке над лавинным выносом. На голову непрерывно сыпался снег. Его сдувало со стены и несло в наш кулуар.
Вертикальный лёд через 30 метров стал неприятно тонким, но скоро рельеф лёг и начался снежный кулуар. По нему полезли одновременно. Перебрались через пару стенок с жёлтым льдом и встали под скалой. Я полез к началу большого внутреннего угла, но упёрся в снежный гриб. Помыкался вокруг него и понял, что если он упадёт, то полетим втроём: гриб, я и Макс. Спустился.
Полезли влево, там круто и залито льдом, но очевидно. После внутреннего угла попали в крутой снежный кулуар. По нему двинули вверх, по пути пытаясь уйти на центр стены. Не получилось — круто и разрушено.
Долезли до разрушенного камина, решили лезть в него. Воспоминания оттуда: ключевой зацеп — камень, размером с яблоко, одной стороной примёрзший к скале; команда «Макс, я лезу по смеси мёрзлого говна и развальни, будь внимателен». Я думал, что это сложное место, но сложности ждали нас дальше.
За камином мы, судя по отчётам, вылезли на маршрут А. Боброва. Я попытался уйти в сторону центра стены, но там крутые плиты и снега по грудь. Страховка была, но очень редкой. Спустился и полез вертикально вверх. Более сложного микста я не лазал. В скальниках и по сухому тут было бы ну… 5b или что-то вроде того. С тонкой коркой льда было трудно. В какой-то момент инструменты стояли, кажется, на силе воли. Благо, это были сильно гнутые Cassin X-Dream. Не представляю, как вылез бы там со своими старыми BD Viper. По такому рельефу лезли две верёвки.
Выше начались снежные кулуары. Снега по грудь, шли медленно. На вершинный гребень я вышел на закате. Макс устал и шёл медленно. К моменту, когда он вывалился на гребень, я настолько замёрз, что был готов идти только вниз, хотя до вершины осталось 30–40 метров. Максу было так плохо, что он не возражал.
Прошли немного по гребню и начали вешать верёвки в сторону ледника на восточном плече горы. Почти сразу поняли, что спускаемся не по 3Б, как планировали, а так… вниз. Оставили несколько крючьев и якорей, приехали на ледник. Макс пугал огромными трещинами, но они к счастью были перекрыты мостами. Взошла луна. Мы пересекли ледник и подошли к кулуару, по которому идёт маршрут А. Тимофеева, 3Б. Повесили ещё несколько верёвок и спустились на ледник, а там и до палатки рукой подать.
Мы не пролезли маршрут, который планировали. Не сходили на вершину. Но получили своё странное удовольствие, мало похоже на привычное.
А теперь традиционные вопросы Риск.ру
— Кирилл, вы не пошли на вершину. Там было так холодно-холодно? Насколько важно для вас самих побывать на вершине, чтобы поставить финальную точку маршруту?
На предвершинный гребень ведёт длинный снежный склон. Чтобы не лезть на него вдвоём, на скальном выходе связали верёвки, и я пошёл копать. Получилось, что я вышел на гребень, опережая Макса на 120 метров. Пока он грёб эти метры, я чувствовал себя на грани переохлаждения. Макс вылез совсем уставшим. Вершина маячила рядом, но решили спускаться.
Вершина очень важна. Альпинизм — восхождение на горные вершины, так? Выходит, что без вершины уже не совсем альпинизм. То есть я не могу сказать, что мы «совершили восхождение». При этом маршрут пролезли, да.
— Это было приключение? Вы любите приключения? Где в альпинизме проходит грань между приключением и ЧП?
Руаль Амундсен очень хорошо сказал: «Любое приключение — это результат плохого планирования». Мы стараемся не вляпываться в приключения.
— Почему не удалось пройти изначально задуманную линию? Есть ли свое очарование у получившейся линии?
Начало внутреннего угла в центре стены — нависающая трещина под 3–4 камалоты. Тащить четвёртый камалот без уверенности, что он пригодится — непозволительная роскошь. Хотя я каждое второе восхождение жалею, что не взял его. Очарование… можно и так сказать, если всё вместе рассматривать. Интересные ледовые участки, сложные скалы, глубокий снег. Мы выбирали самый логичный рельеф, и по нему лезли. Хотя вряд ли кто-то бросится повторять маршрут. В Сайрам-Су редко что-то сложное ходят, а тут ещё и не самая безопасная линия.
— Чем Сайрам выделяется среди рядом стоящих гор? В этом месте есть что-либо еще интересное? Можно краткий ликбез по району?
Северная стена крутая и обледенелая. Летом лёд стаивает. Есть ещё одна гора с пятёрками и одной шестёркой — Кызыл Баш, но он уже в Узбекистане. Местные рассказывали о местах для пятёрочных первопроходов.
— В каких условиях этот маршрут будет проще пройти?
Маршрут в нижней части объективно опасный. Мы пролезли по воронке, в которую летом ссыпаются камни с центральной части стены. Мы лезли в середине апреля и было нормально, если не считать беспрерывного потока снега. Зимой, наверное, тоже можно, но до стены придётся идти на лыжах. Тут не как в Ала-Арче, где всё рядом, и в любой угол есть тропа.
— Апрель в тех местах – еще зима или уже весна? Но я так понимаю, ваше восхождение пришлось на непростые погодные условия.
Весна уже, весна. С непонятной погодой. Внизу, в зоне леса шёл дождь, у нас носило облака, иногда шёл снег. В день восхождения держалась нормальная погода. Утром нас посыпало снегом, который ветер сдувал со стены, в середине дня прилетело облако, но обошлось без снега. К закату облака и вовсе опустились в долину. Сразу после заката сильно похолодало.
— Чем тебе запомнилось это восхождение?
О, я запомнил плиты, по которым карабкался. Так и не понял, как пролез. Инструменты и кошки стояли на упёртости и силе воли.
— Вы не планируете повторить эксперимент и пройти тот маршрут, который изначально хотели? Что бы вы сделали сейчас иначе?
Не, скорее всего, повторять не будем. Там в нижней части есть реальный шанс поймать много камней. Но если предположить, то я взял бы крупные камалоты и крюконоги.
Фото Кирилла Белоцерковского
Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»
83
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
С 1977г. был уже скальный класс, можно было бы поучаствовать.
1977 год
ПО КЛАССУ СКАЛЬНЫХ ВОСХОЖДЕНИЙ
Первое место
Восхождение на вершину Замин Карор, юго-западная, по западной стене (Памиро-Алай, Гиссарский хребет, 5Б, первопрохождение), совершен¬ное командой Комитета по физической культуре и спорту при Совете Ми¬нистров Таджикской ССР под руководством Ю. Галицына в составе В. Лав-рухина, А. Скригитиля и В. Плетминцева. Тренер — Согрин С. Н.
Второе место
Траверс вершин массива Чаухи с подъемом на пик 3780 по западной стене (Кавказ, 5Б, первовосхождение), совершенный командой Грузинского альпклуба под руководством Ш. Мирианашвили в составе С. Барлиани, Г. Абашидзе, Ш. Габиоиани, Д. Дангадзе и О. Хазарадзе (тренер).
Третье — четвертое место
Восхождение на вершину Нахар Большой по центру северо-западной стены (Кавказ, 5Б, первовосхождение), совершенное командой альплагеря «Домбай» под руководством В. Ковтуна в составе Б. Бодника, А. Бычека, А. Вербы, А. Фомина, В. Ушакова. Тренер — Магомедов X. К. И восхожде¬ние на вершину Победа по восточной стене (Якутская АССР, хребет Чер¬ского, 5А, первопрохождение), совершенное командой Комитета по физи¬ческой культуре и спорту при Мосгорисполкоме под руководством А. Тысляцкого в составе А. Звездкина, Н. Крайнева (тренер) и В. Мамонова.