Памир 2016, фотоотчёт

Пишет Antonnsk, 18.10.2016 05:54

Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)
Летом 2016го года силами турклуба НГУ удалось организовать поход на Северо-Западный Памир. Несколько месяцев мы прорабатывали маршрут, горные аппетиты превосходили все временные возможности. В итоге получилась вот такая нитка:

пос. Депшар – пер.Белькандоу (Н/К, 3404) – р. Сугран – пер. Шагазы (2Б, 4680) – лед. Шагазы – пер. Мук (1Б, 4730) – лед. Музгазы – пер.Плечо Агасcиса (3Б, 5700, п/п) – пер. Шаровского(3А, 5500) – лед. Девлохан – пер. Пеший Северный (2А, 4350) – лед. Сугран – пер. Дзержинского + Шини-Бини (3Б, 6080) – лед. Турамыс – поляна Сулоева – пер.ПФП (вдоль, 3Б, 6200) – лед. Вальтера – поляна Москвина – лед. Фортамбек – пер. Курай-Шапак (2А, 4500) – трос через р. Муксу – пос. Ходжитоу – пос.Депшар

Были также запланированы радиальные выходы на пики Москва и Коммунизма, которым не суждено было случиться по причине плохой погоды, которая тормозила нас практически все 30 дней.

За подробностями прошу под кат!

Маршрут и его запасные варианты
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

В Душанбе мы прилетели 21го июля. С заготовкой продуктов мы справились быстро, а вот все необходимые документы для выезда на Памир были готовы только через два дня. Что делать -- акклиматизируемся жарой, гуляем по Душанбе.

Развивающийся на ветру огромный флаг Таджикистана в Душанбе

23го июля, уже после обеда, мы наконец приехали в Депшар, где нас уже ждал гостеприимный Учкун Абдуллаев.

В гостях у Учкуна
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Итак, 24го июля мы двинули в горы. Мы вышли с грузом на 27 дней и, чтобы его не челночить, в Депшаре были наняты лошади, которые донесли часть груза до берёзовой рощи на Бырсе.

Вид с перевала Белькандоу на долину Муксу

Выше Бырса, до начала ледника Сугран, мы всё же вынуждены были почелночить денёк. Ничего страшного, опыт уже есть.

Челнок по долине Суграна
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

В начале ледника Сугран мы оставили заброску на 16 дней, а сами пошли на 9 дней на акклиматизационное кольцо в сторону перевала Шагазы. Погода первые три дня была замечательная, не верилось, что она может измениться.

Ледяной мост через р. Шагазы в месте её впадения в Сугран

На четвёртый день мы залезли на пер. Шагазы (2Б, 4680).

Вид вниз на долину р.Сугран

Вид на пики Тиндаля и Агашидзе с пер. Шагазы

Дальше нужно было перевалить перевал Мук (1Б, 4730) и идти первую 3Б, причём перовопроход.

Вид назад, на ледник Шагазы и пер. Шагазы
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

К сожалению во время подъёма на перевал Мук погода испортилась настолько, что мы вынуждены были отсиживаться, что в итоге привело к потере дня.

Грязный каньон во время подъёма на перевал тысячи Мук

Туман и снег несколько дней
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

С пер. Мук мы одним глазком смогли посмотреть на пик Агашидзе и верхнюю часть плеча Агассиса.

Вид на пик Агашидзе с пер. Мук, цвета выкручены

Погода, увы, не налаживалась, но мы шли под плечо Агассиса с надеждой.

По леднику Музгазы
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Планировалось первое прохождение сложного перевала и было не по себе, т.к. подъём на перевал мы так и не проглядели. Всю ночь падал снег, где-то в окрестностях сходили лавины, а утром видимость была не больше 100 метров. Стало очевидно, что перевал мы не пойдём, а пойдём вниз, на безопасное место, ждать погоды...

Свежий снег под началом подъёма на пер. Плечо Агассиса

Мы не могли ждать бесконечно, у нас было только 2 дня, т.к. в противном случае до заброски не хватило бы продуктов, и пришлось бы сбегать вниз, оставшись практически без похода. К обеду первого дня погода начала налаживаться, весь второй день сходил нападавший снег, а мы наблюдали за перевалом. На третий день мы начали штурм.

Ледовые обвалы
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Кстати Жора подробно описал пер. Плечо Агассиса в отдельном посте.
Мы вышли по первым сумеркам и к 10 утра подошли под скалу, повесив 8 перильных верёвок.

Первая верёвка
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Тут нужно было работать быстро, т.к. склоны пика Агашидзе ещё по-прежнему представляли некоторую лавинную опасность.

Седьмая верёвка

Собственно под скалой находится ключевой участок -- большая трещина, через которую пришлось повесить крутую верёвку.

Ключевая 9ая верёвка
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Затем ещё 7 верёвок и мы вышли на относительно плоскую верхнюю часть. Немного ещё пришлось пройти и мы нашли безопасное место для лагеря. Технический получился день.

12ая верёвка

На следующий день мы залезли на перевал, по дороге распутывая трещины и карабкаясь по крутым склонам. Не доходя двух ходок до седловины мы заобедали на хорошей полке. На перевале мы обнаружили тур и записку моего однофамильца -- Александра Щербакова. За 2 года до этого они поднимались на этот перевал с южной (не определяющей) стороны радиально.

Через ледовые сераки к перевалу

Группа на перевале Плечо Агассиса, цвета выкручены

Путь спуска с плеча Агассиса в верховья лед. Петра I

Дальше мы прошли пер.Шаровского (3А, 5500), после которого быстро пробежали весь ледник Девлохан и через перевал Пеший Северный (2А, 4500) вышли к заброске.

Пер. Шаровского с цирка лед. Петра I, цвета выкручены
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

На пер. Шаровского мы залезли легко, всего за ледовых 4 верёвки. К сожалению, никакой записки мы не обнаружили, скорей всего потому, что обычно перевал ходили через соседнюю седловину, которая, в свою очередь, показалась нам менее удобной.

Подъём на пер. Шаровского

Вид на пики Коммунизма и Москва с перевала Шаровского

Вид на пики Революции и 26 Бакинских Комиссаров

Спуск с перевала в наших условиях потребовал провески аж 16ти верёвок перил (скальных и снежно-ледовых).

Скальные верёвки с пер. Шаровского

На лед. Девлохан, на фоне пер. Шаровского

Лед. Девлохан мы пробежали бодро и также бодро заскочили на пер. Пеший.

Лед. Девлохан с пер. Пеший, пик Тиндаля в облаках

Фрагменты спуска с Пешего

К заброске мы подошли с опозданием на 4 дня. Дальнейший наш путь шёл вверх по Суграну, на перевал Дзержинского (3Б, 6080).

Пики Направляющий и Тиндаля (в дали)
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Подъём на пер. Дзержинского представляет из себя прохождение четырёх ледопадов. За два дня мы поднялись и на него.

Первый ледопад на пути к пер. Дзержинского

Скалы в рантклювте первого ледопада
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Бивуак перед третьим ледопадом, на фоне пик Ферсмана

Верёвка через огромную трещину в четвёртом ледопаде

Последние метры к пер. Дзержинского
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Группа на перевале, на фоне пик Ошанина

Далее мы спустились на пер. Шинибини, который шли в связке с Дзержинского. Спуск представлял почти километровый перепад по снежным полям с трещинами.

Спуск по снежным полям

Дюльфер через трещину

Мы не стали спускаться с Шинибини в тот же день, а вместо этого предпровесили все имеющиеся у нас верёвки, чтобы на следующее утро начать с высокого старта.

Предпровеска пер. Шинибини
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Практически целый день был потрачен на спуск с Шинибини, перевал подтвердил свою противную репутацию -- скалы разрушены, спускаться нужно очень аккуратно, тщательно выбирая места для станций, работать получается небыстро. А дальше долгожданная зелёная поляна Сулоева.

Работа на пер. Шинибини

Итак, 12 августа мы пришли на поляну Сулоева, историческое место. Когда-то тут бурлила активность, работала биологическая экспедиция, поляна была засыпана альпинистскими палатками. А сейчас запустение и "лишь ледник Трамплинный работает по расписанию". По плану отдых, мы отъедаемся, гуляем по историческим местам, изучаем мемориалы. Все участники, кроме Жоры, тут впервые.

Поляна Сулоева, ледник Трамплинный, пик Кирова
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Мемориальный камень Валентину Сулоеву, и не только...

Был запланирован перевал ПФП по вдоль, т.е. подъём по ребру Буревестнка, спуск по Бородкина. Ребро Буревестнка -- исторический маршрут на ПФП. Подъём безопасный, но технически сложный -- более 20ти перильных верёвок, только с одним удобным местом для ночёвки.

Ребро Буревестника
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Ребро мы шли тоже два дня. В первый день мы, провесив 800 метров перил, вышли к удобным местам в районе "верблюда".

Начало работы на ребре

Ледник Фортамбек с ребра Буревестника
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Обед на скальной полочке, цвета выкручены

И такой характер скал

На протяжении всего ребра виднеются остатки старых перил, которые мы использовали только для ориентировки.

Пики Корженевской и Кирова с ребра Буревестника
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

К концу второго дня мы вылезли на ПФП. Место выхода даже имеет название -- пик Парашютистов.

Бивуак на ПФП

Нам не повезло и практически во время всего прохождения ПФП видимости не было, шли по GPS.

ПФП, пик Хохлова, редкая минутка прозрачности
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Пройдя плато, мы встали на стоянках "Восток", на краю плато. Погода не радовала: сильный ветер, отсутствие видимости, снег. Запаса времени не было, мы побежали вниз на ребро Бородкина.

Ветрено и холодно на стоянке "Восток"

Спуск по ребру Бородкина, глубокий снег
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Вечером 17го августа мы пришли в МАЛ "Альпнавруз", альпинисты к этому времени уже улетели.

Дальше оставался выбег домой через ледник Фортамбек, пер. Курай-Шапак и противную тропу вдоль Муксу. Этот путь мы прошли за 4 дня.

Пик Корженевской с подъёма на пер. Курай-Шапак

Переправа через Муксу

Абрикосовое дерево в урочище Ходжитоу

Ну и долгожданный путь домой.
Памир 2016, фотоотчёт (Горный туризм, турклуб нгу)

Вот такой получился поход!
Фотографии: Артём Фатеев, Жора Сальников, Иван Александров.

Участники:

Также есть небольшой фильм:

Отличнейший отчет!!

ништяк!

Еще раз повосхищался. И спасибо за отчёт, а то своим "Плечом" интерес разбудили хорошо.

Браво!

Супер, молодцы! Да еще и погода не очень!

Вы с Шини-Бини спустились на леднитк Турамыс, лед. Шини-Бини - в другую сторону. Так все-таки, цвета выкручены или вкручены?

Да, спасибо :)

Вот Жорин комментарий по поводу "выкрученых" цветов: "Погода на Памире в этом году была не памирская. На многих фотографиях большую часть кадра занимают облака. Контраст слабый, детали видно плохо. Приходится путем обработки вздергивать контраст. При этом детали проявляются, но одновременно появляется синее небо. Которого не было. Так что, если где увидите хорошую погоду и голубое небо, знайте: это фотошоп, а на самом деле небо везде серое, погода хреновая."

После таких фото-кино-рассказов интерес к Риску резко возрастает!!! Порадовали НГУ.

Потрясающе. После таких отчётов на Памир хочется ещё сильнее!

Прекрасный отчёт! Жаль только, что не сфотографировали крупно таблички на камне Сулоева и рядом. На них можно прочесть такие истории! Справа от камня должна быть табличка московскому туристу Юрию Назарову поднявшемуся в 1968 году по Буревестнику и через Душанбе на пик Коммунизма и благополучно спустившемуся. Погиб он уже уходя с Сулоева на перевале или на леднике Шини-Бини.

Крупно, пожалуй, да, не всё сфотографировали. Вот такая есть фотография того камня:

А зря. Так до сих пор никто и не удосужится узнать, кто там сложил головы! Может быть если в хорошем разрешении, я бы смог ещё кого-то опознать. Если сможете, скиньте на почту - Жора знает мой адрес. А может быть по памяти что-то вспомните - вон парень в синей пуховке внимательно изучает табличку. К сожалению не могу поместить картинку, какие таблички узнал - наверное админы что-то мутят. Но было бы здорово, если в следующем году, группа пришедшая на поляну Сулоева отсняла всё, что там есть и поместила в интернете КРУПНО.

Все классно! Не хватает только списка состава группы. А то фотографы в тексте перечислены, а остальные участники нет. Обидятся...
Правда, список всех участников есть в фильме в самом конце. Но и в текст было бы справедливо их тоже вставить. Антон, отредактируй?

По ссылке на страничку похода есть состав. В пост тоже добавил, вдруг и правда кто-то обидится :)

Вот два фото на которых можно узнать погибших: 1. Миша Вьюнов 17.08.81 г. на траверсе пика Абалакова. 2. Горбунов и Евтюхов на пике Коммунизма кажется в 74-ом.Камень Сулоева

Трагические истории про Сулоева, Вьюнова я рассказывал прямо на поляне. Ещё есть табличка Рему Хохлову, там отдельная история с Ми-8 на ПФП...

Рема снимал МИ-4 вроде как... Про этот случай еще книга была, неплохая - "Восхождение". Формата в четверть А4. У меня она пропала потом.

Да, Вы правы. Вот тут описана спасательная операция. Там же сказано, что еще и видеосъемка велась. Интересно, эти материалы сохранились?

В 78-ом группа туристов МГУ под руководством Коли Синявского занесла на пик Хохлова мемориальную табличку посвящённую ему. А Игорь Иванов, вместо ордена за уникальное спасение такого человека, получил кукиш из-за ошибки кремлёвских "врачей".

Многие до сих пор уверены, что это была не врачебная ошибка, а умышленное убийство, совершённое некоторыми членами Политбюро. Даже конкретные фамилии называли, во что можно верить, учитывая их политичемкие интересы в СССР.

Это был действительно уникальный полёт МИ-4, если учитывать, что его динамический потолок 5500 м., а Иванов умудрился "присесть" на 5900 м. О дальнейшей судьбе Игоря Иванова ходили разные слухи...

Никита, я тоже ничего не понял с Ремом. очень похоже на нераспознанный вовремя инфакт. Безграмотность явная, особенно, когда я услышал, что вредно было "быстро спускать"

Боря, я недавно беседовал с Иваном Богачёвым. Он летел с ним вместе из Душанбе. Он чувствовал себя нормально. Скорую подогнали прямо к трапу самолёта и его не пустили сопровождать, только жену. В больнице тоже было всё нормально - он ходил. А потом сделали переливание крови и она вскипела ("кессонка"). Если бы взяли пару альпинистов бывших с ним на высоте и от них перелили - ничего бы не было. Он тоже считает, что это было убийство.

Кессонка - это когда переходят из среды с высоким давлением к атмосферному. Азот не ждёт, а закипает сразу. Это у альпинистов ну просто не бывает.
1. Показаний к переливанию крови не видно.
2. Явно лепят горбатого, скрывая какую - то ошибку. Или безграмотность.
3. Подчерк элиты - автокатастрофа.

Тебе видней...

Очень красивые фотографии, и сам отчет.

Полный отчет о прохождении маршрута находится здесь.