Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год.

Пишет Koshkama86, 29.08.2016 20:29

Первый опыт высотного восхождения. Первый опыт восхождения на Эльбрус... Май... Смелость или риск?

«Men are strong not by fighting easy battles, but by losing hard-fought ones...»

Идея пойти на Эльбрус возникла спонтанно, но очень активно пришла в действие.
Сначала я планировала восхождение в июне или августе. Предложила паре человек пойти со мной и даты передвинулись на майские праздники.

Стала активно собирать информацию о майских восхождениях на Эльбрус и сердечко немного окало. В мае самая большая статистика смертей на Эльбрусе во время восхождений. Причины разные, начиная от гида «недогида» и заканчивая резкой сменой погоды, которая становится ловушкой для альпинистов. Но об этом позже.

В итоге мои товарищи слились, а я уже была на полпути к цели! Договор подписан, деньги оплачены, билеты куплены, намечен план тренировок, повышающих выносливость организма и качающих сердечную мышцу, расписан план приема витаминов, оговорены моменты по здоровью с врачами… и закрутилось… сначала 5 км бега, потом 8, потом 15… и перед глазами четкая картинка вершины Эльбруса, которая появляется каждый раз, когда мозг говорит тебе «лень… остановись! Я устала» и открывается второе дыхание.

Заветный день 1 мая наступил как-то крайне быстро. Еще по дороге в аэропорт таксист с пристрастием расспрашивал про мой большой рюкзак, про то куда я еду и зачем мне это надо?! Но мне было не до него, я с трепетом смотрела в окно и ждала момента, когда пейзаж сменится высокими снежными горами!

Мин воды встретили нас жарой, но резкой сменой погоды на ливень. Группа собралась большая. Первая партия восходителей отправилась в Терскол. Среди 12 человек было 2 девушки – я и Анастасия.

Программа состояла из 2х этапов – жизнь в гостинице в Терсколе и жизнь в высокогорном приюте «у Ислама».

Нас разместили на 2 ночи в гостинице «Семь вершин». Очень высококлассная гостиница с белыми простынями, теплым душем и балконом с видом на потрясающие горы, кажется что ты приехал на курорт, а не на физически напряжное действо….

И уже на следующий день началось самое интересное - Программа восхождения состоит из нескольких этапов акклиматизации (потому что в горах без акклиматизации физически опасно).

Суть в том, чтобы днем подняться высоко, спать низко, чтобы организм активно почувствовал нехватку кислорода, а потом было время на восстановление сил.

Так первый акклиматизационный выход был на г. Чегет (3462 метра). Именно с этой точки открывается потрясающая панорама на две главы Эльбруса! Погода была потрясающая, подъем легкий, спуск веселый, поэтому никаких мыслей про сложности не возникало.

Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм) Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)

Уже в этот день я определила для себя комфортную стратегию подъемов – вставать в середине строя, идти за более тяжелым и рослым человеком, т.к. впереди идущий может провалиться в рыхлый снег и тогда ты сможешь эту дырку обойти, либо утрамбует еще лучше след и тогда для тебя ступенька будет комфортна для подъема.

На третий день мы заехали в прокат и собрали все необходимые вещи для восхождения у того, кого этих вещей не было. Изучая вопрос одежды я приняла для себя решение, что все буду по максимуму брать в прокат. Т.к. не факт, что занятие альпинизмом для меня в будущем будет привлекательно, а одежда и снаряжение реально стоят очень дорого.

Получив все необходимые вещи, мы поехали в Азау (это южная часть Эльбруса). На Южной стороне Эльбруса построен горнолыжный курорт, в этом году открыто 3 серии современной канатной дороги и эта горнолыжка считается самой высокой в Европе.

К слову сказать, здесь всего 1 линия трассы, но Эльбрус славится своим внетрассовым катанием и фрирайдом. В нашей команде был Артем, который этой зимой уже был на Эльбрусе и подготовил нереальное видео со своего катания на сноуборде!

Наш путь до приюта «У Ислама» проходил через эти самые 3 канатные дороги. Поднявшись вверх со всей амуницией и едой на 4 дня, мы заселились в приюте. Это новый приют, который еще строится прямо около подъемника на Гара-Баши. Имеет помещение под кухню, просторные комнаты, некоторые с окнами, некоторые без, с деревянными двухъярусными кроватями, без отопления и удобствами на улице

Самое правильное восхождение – это жизнь в палатках. В нашем случае были мало-мальские удобства. Ни о каком душе речь не идет, т.к. на высоте более 3000 метров – лежит снег, даже летом. Вода просто замерзает в трубах и водопровод провести на гору нереально. Поэтому да, мы спали в спальниках, одежду сушили тепловой пушкой, не умывались 4 дня, а только чистили зубы, руки мыли спиртовым гелем, а еду нам готовили на топленом снеге! К слову о еде – бесконечная благодарность повару Елене, которая готовит безумно вкусно и сытно!

Чуть выше нашего приюта был легендарный Приют 11, который сгорел в 90х годах и на его месте отстроили еще несколько приютов. Еще выше стоит итальянский новый приют, в котором жила вторая часть нашего заезда, а чуть ниже стоит не менее легендарный приют «Бочки».

В 4 день мы разместились в приюте и поднялись на высоту порядка 4200 метров – чуть выше Приюта 11. Погода была шикарная. Вид открывался потрясающий! Таких гор и такой красоты я еще не видела в своей жизни! Подниматься было сложнее, чем на г. Чегет, потому что воздух был еще более разряжен.

Спускаясь вниз мы прошли через Приют 11, посмотрели на обелиски в честь погибших альпинистов на Эльбрусе, посмотрели на остатки Приюта 11 и спустились в наш приют.

В этот вечер у меня началась горная болезнь. Если интересно – то все описание Горняшки вы найдете в Википедиии, но я была к ней готова, поэтому пара таблеток от головы, запихивание обеда против воли и все симптомы улеглись. Другие ребята в группе – следовали своему организму и не ели, что все-таки, на мой взгляд, не правильно.

На 4й день, по плану нас ждал акклиматизационный выход на скалы Пастухова. Утро было безоблачно прекрасное! И как следует законам гор - погода изменилась за считанные минуты. Прилетел ветер, надул облака и снег. Ну что ж – у природы нет плохой погоды, поэтому мы собрались и все дружно пошли на акклиматизацию.

По дороге на скалы Пастухова – погода еще сильнее ухудшилась. Становилось очень холодно, ветер стал горизонтальным и дул со скоростью 40 км/ч, останавливаться на перекуры просто не хотелось, т.к. продувало колоссально. У Насти замерзли ноги и она решила возвращаться с одним из гидов вниз.

Наша команда дошла почти до верхних скал, но Даниил резко развернулся и пошел на спуск. Чуть позже, остановившись, он сообщил, что дальше ветер только усиливался и выше подниматься не было смысла.

Спустились мы крайне быстро, т.к. было очень холодно. Из-за быстрого спуска (равно как бывает и из-за быстрого подъема), очень многих ребят накрыло горняшкой. Время нашего выходы составило 4,5 часа. Мы поднялись на высоту 4670 метров, как оказалось позднее – это высшая точка, на которую дошла наша группа.

Началась непогода, даже в туалет ходили быстро – перебежками, т.к. было холодно, снежно, ветрено. На следующий день прогноз погоды был печальным: холод, снег и сильный ветер. И так на 3 дня вперед….. становилось грустно, т.к. до сего времени погода была шикарная… и всем хотелось дойти до вершины.

Следующий день был – день отдыха. В этот день проходят ледовые занятия – как правильно работать ледорубом, как правильно зарубаться, как спастись при падении и как правильно ходить по перилам. Эти навыки необходимы на высоте – выше 5200 метров, т.к. там начинается фирн и ледник и без ледоруба просто опасно ходить.

В этот день мы проснулись и на улице в 7 утра была прекрасная погода, просто ни одного облачка, яркое солнце!!! Мы все вздохнули, посчитав, что погода улучшилась… но прошло всего (!) 20 минут и началось молоко…. Резко, буквально у нас на глазах начали наступать облака, они принесли сильный ветер и снег. Это ничуть не помешало нашей ледовой учебе. Но вот тем ребятам, которые пошли утром на восхождение – крайне не повезло. Первые два были вынуждены вернуться еще рано утром, т.к. после быстрого подъема на ратраке у обоих разыгралась нешуточная горная болезнь и они на этом же ратраке спустились вниз в приют. Те двое, которые смогли выйти из ратрака – попали в погодное окно, им реально посчастливилось подняться на высоту 5200 (седловина Эльбруса) и там их настигла непогода. Они вынуждены были быстро повернуть обратно, т.к. ветер и снег – отсутствие видимости на седловине – опасно для жизни. Там нет вешек, нет ориентиров – седловина – это чистое белое снежное поле и когда еще и снег переставая падает с неба, то ты становишься ежиком в тумане без возможности ориентироваться в пространстве. Очень много альпинистов в разное время при таких погодных условиях погибли на Эльбрусе. Наши вернулись!

А дальше… мучительный вечер обсуждения, выбора и ожидания…

День 6. Ночь штурма.

На ночь штурма предлагается 2 варианта восхождений - идти пешком с приюта (выход в 2 часа ночи с высоты 3800 метров) или с приюта ехать на ратраке до скал Пастухова (выезд в 4 часа утра, ратрак поднимает на высоту от 4600 до 4800 в зависимости от погодных условий, летом на 5200 метров).
Время ночное, потому что на Эльбрусе есть час возврата, не зависимо от того, где тебя настигло 14 часов дня, ты обязан повернуть обратно и идти вниз. Потому что ровно в 2 часа меняется погода кардинально. Проверено годами.

Наша команда 10 человек разделилась на 3 части:
1. Сергей из Оренбурга, 36 лет. Он с первого самого дня отставал от группы и шел в собственном темпе, один из гидов всегда был с ним. Он отказался от восхождения, тем самым освободил одного гида и увеличил наши шансы на успех.
2. 2 парня (25 лет) и Настя (39 лет). Ребят откровенно накрывала горняшка и они решили ехать на ратраке, типа сэкономить силы и подняться выше. Решено было их отправить на ратраке с другой группой.
3. Наша команда из 5 мужчин, меня и 2х Гидов. Я искренне считаю, что покататься на ратраке ты всегда успеешь, если приехал на Эльбрус, то нужно пройти все самому. Я была настроена на восхождение пешком от приюта и благо единомышленники нашлись.
Довод простой. Если погода хорошая, то до скал Пастухова мы дойдем легко, если погода плохая, то даже приехав на ратраке - выше скал не поднимешься. Так какой смысл тогда в ратраке, можно и прогуляться?!

Так и порешали и легли спать в 20-30. Честно сказать, мне уснуть не удалось. Легкое проваливание в сон, мозг постоянно моделирует ситуацию работы с ледорубом, как правильно зарубаться, как правильно одевать кошки…. Я так и не смогла вспомнить, как это делать…. Постоянно прислушиваешься к погоде за окном, к ветру… Молишься фактически на то, чтобы было погодное окно… и ждешь звука будильника на 00-45.

Все кто едут покорить Эльбрус понимают, что ночь штурма самая важная.

Важно все: подготовка, одежда, сон, еда, настрой и, конечно, погода.
Без погоды шансов нет.

У нас прогноз был плохой. Объективно 3 дня подряд сильный ветер и сильный снег и по ощущениям -20 градусов, причем на высоте свыше 5000м ветер становится еще сильнее и температура еще ниже (по ощущениям - 32 градуса).

В час ночи был завтрак, потом все молча пошли одеваться…. Эти полчаса были полны сосредоточенности и напряжения. В нашей комнате каждый что-то делал с предельной внимательностью: молча надевали термухи, молча надевали штаны, молча мазались кремом от солнца… лично у меня было волнение…. Несмотря на то, что мне в приюте постоянно было холодно – сейчас мне было жарко.

Спустившись вниз, еще кто-то мешкался и Даня, посмотрев на часы, сказал – 3 минуты простоя господа. Пора. Мы еще посмеялись, что опоздав на выход на 3 минуты – мы опоздаем на 3 минуты на погодное окно))) Глупцы)

2 часа 4 минуты - мы в полной амуниции открыли дверь приюта и пошли.

Погода жуть. Снега выпало очень много и он продолжал падать, каждый шаг это борьба со стихией.

Спустя 50 метров Артём кричит "стойте". Остановились, он начал кашлять кровью и появилось характерное бульканье в дыхании, это один из признаков отека легких (он бывает от горной болезни). Было решено его вернуть обратно в приют без гида, т.к. приют рядом. А утром отправить в больницу.
Нас осталось 5 человек и 2 гида. Чем больше гидов, тем шансов больше, т.к. одного человека вниз не спускают. Если кому-то становится плохо, то его сопровождает 1 гид. Если на группу остаётся всего 1 гид и кому-то становится плохо, то разворачиваются вся группа. Это закон группового восхождения и это риски.

Идем дальше.

Гуськом, друг за другом, шаг в шаг. Набираем темп. Сначала идет Даниил (гид, 36 лет), после него идет Славик (второй гид, хм.. наверно около 25 лет), затем Даня (Мск, 25), Андрей (Хабаровск, 18), Алексей (Питер, 36), я (29) и, замыкает, Андрей (Мск/Аляска, 33).

Все одеты тепло, на голове маска горнолыжная, фонарик, в руках палки, за спиной рюкзаки с пуховками, чаем, верхонками (варежками), кошками, ледорубом и другими мелочами.

Даня задает темп и задает размер шага. После акклиматизационных выходов все понятно, все уже научились – вдох носом, выдох ртом, даешь впереди идущему человеку возможность уйти на 1 шаг, т.е. его нога делает шаг правой ногой, твоя нога левой. Такой темп и такой стиль помогает не сбиваться, не ускоряться, не замедляться и, если предыдущий человек резко остановится, то позволит тебе остановиться заранее, не столкнувшись с ним!

Техника решает. Резких движений делать нельзя иначе сбивается дыхание, настроить дыхание в условиях гипоксии – очень сложно, поэтому стараешься сделать все возможное, чтобы этого не делать. Плюс внешние факторы – нереально сильный ветер – 35-40 км/ч, ветер горизонтальный и снежный, это дает сплошное молоко вокруг тебя. Плюс свет фонаря – он освещает только пространство вокруг тебя – а снежинки, отражая его, превращаются с белую стену.

Описать эмоции очень сложно… у всех запотели маски практически сразу – сквозь запотевшее стекло я видела только светоотражающие линии на ботинках Алексея. Только по ним я ориентировалась – куда мне ставить ногу. Ледяной снег больно бил по носу, но закрыть его было невозможно, т.к. от дыхания баф практически сразу взмок и заледенел. На улице по ощущениям было -17 градусов, но мне было жарко. Было так жарко, что я чувствовала, как капли пота стекают по телу. Хотя вся одежда – это все слои влагоотводящей ткани. Потеть по идее не должны были. Все вентиляционные отверстия были открыты, но жарко было по-прежнему. В голову лезли картинки из фильма Эверест – когда мужчина впал в состояние эйфории и разделся на горе и замерз. Эйфория – это еще одно из проявлений горной болезни и переохлаждения. Думая об этом – я все время прислушивалась к телу – что в ногах, что в руках, что происходит с дыханием…. Потом стараешься отвлечься. Поешь песню и идешь, вспоминаешь какие-то моменты из жизни и идешь… погодный ад еще сильнее разворачивался… я наблюдала за Алексеем, внезапно он ткнул палкой в камень и громко воскликнул «ааах, Камень!». Я уже не стала себе объяснять этот странный поступок и шла дальше. Я наблюдала время от времени за светом позади меня, т.к. Андрей шел последний (гид не замыкал), то мне нужно было понимать – что они идет, а не отстал.
В какой-то момент мое сознание стало воспринимать окружающий мир как зашореное пространство, что ты идешь по одной только тропе, а справа и слева от тебя сугробы и натянута красная сетка, как на горнолыжных склонах, что тебе нельзя ни в коем случае сойти с этой тропы…

Внезапно проезжает ратрак (на самом деле я думала, что это был снегоход, но снегоходы не ходят в такую погоду), и мы сместились на его след, стало слегка проще идти, т.к. ратрак хоть чуть-чуть, но утрамбовал сугробы.

Это продолжалось не долго, т.к. все заметало мгновенно. Буквально 3-4 шага – и твои шаги позади было уже не видно. Даня остановился, мне снизу было видно, что он машет руками (специальное движение, чтобы разогнать кровь к пальцам, т.к. на высоте самое важное – это теплота рук и ног – это первое, что можно обморозить). Я повернулась спиной к ветру и уткнулась в палки всем телом – ветер сносит. Просто сносит с ног, но при этом мне дико жарко. Идем дальше – уже не понятно сколько времени идем – тут проезжает снова ратрак… я удивилась, т.к. ратрак должен быть один с нашей второй частью группы, но хотя бы по времени стало понятно, что уже больше 3х часов ночи, т.е. мы идем чуть больше часа. Мне стало холодно рукам, прошу Алексея достать варежки из бокового кармана рюкзака и на ходу их натягиваю, т.к. останавливаться просто нереально. Напомню, что после каждой остановки крайне сложно включиться в ритм.

Идем дальше, погода только ухудшается…. Впереди красные огни – ратрак задним ходом возвращается обратно. У меня даже не было сил посмотреть в его сторону – ветер нерельно бьет снегом по лицу. Иду уткнувшись в ботинки Алексея….

Тяжело. В голове реально возникают мысли, что ветер не стихает. Что он еще сильнее, что вешки уже не видно (справа от нас были проставлены флажки примерно 5 метров друг от друга). Я думаю, что Даня знает что делает, он опытный инструктор, у него почти 150 восхождений на Эльбрус и в случае чего – он нас повернет обратно. Мое дело идти и сохранять дыхание.

Вдруг Даня останавливается и мы собираемся в кольцо. Данил говорит, что окна не будет. На часах почти 4 часа и мы на Скалах Пастухова (напомню, что 2 дня назад мы дошли до этого места за 4 часа, а сегодня добежали фактически за 1 час 40 минут). Ветер усиливается и он уже не видит вешек перед собой, а идти дальше без ориентиров – это верная дорога в никуда. Было решено поворачивать. Все ребята решили одеться в пуховки, а мне было по-прежнему жарко. Хотелось пить. Я предложила пить из одного термоса всем, т.к. достать свой термос, да и просто снять рюкзак – было невозможно. Алексей достал термос (не снимая перчатки) и налил в алюминиевую кружку Андрея горячий чай. Мы быстро попили и только чай в кружке кончился – как она покрылась льдом. Моментально…. Стало как-то не по себе. Ребята не могли застегнуть страховку, у Алексея замерзли все пальцы на руках, хотя он не снимал перчатки ни на секунду и все наше стояние продолжалось всего 2 минуты. Мы гуськом начали спускаться. Даня первый (гид), я побежала за ним, не знаю почему, но мне хотелось как-то держаться за гидом. По дороге на спуск вообще порядок людей был не принципиален, т.к. вниз ты не идешь по следам, ты тупо спускаешься сам в своем темпе.

Даня фактически бежал, насколько это было возможно. Ветер был нереальный – 2 раза за спуск я упала и с трудом поднималась из сугроба на ноги. Снег доходил в некоторых местах до середины бедра.
Спуск именно и осложнялся тем, что снега было ооочень много – если идешь вверх, то ты максимум ногу поднимаешь на 90 градусов, то спускаясь вниз – ты вынужден ее поднимать выше.

Начало светать – резко вокруг стало светло и еще большее ощущение, что ты в молоке – в сплошном потоке горизонтального снега. Я вешки не видела. Я видела только Даню. И только рядом с ним вешки, т.е. видимость порядка 4-5 метров. Все что дальше – неизвестность. Как он шел вниз – мне было непонятно.

В какой-то момент я колоссально устала. Спускаться было с миллион раз тяжелее. В голове была единственная мысль – «насколько глупы люди, которые целью ставят подъем на вершину… ведь самое главное – спуститься вниз». Именно в этом молоке я шла и вспоминала все статьи которые читала про несчастные случаи на Эльбрусе, как люди в непогоду блуждали по леднику, как они теряли ориентир, как они замерзали в снег, и от этих мыслей я еще быстрее шла и еще быстрее догоняла Даню.
Вдруг из молока справа вышел человек. Нам навстречу шел человек – мужчина, без маски, без перчаток, без шапки – в пуховке и с рюкзаком за спиной.

Даня подошел к нему и что-то проговорил, но мужчина просто улыбался нам и каждому, кто проходил мимо.

Чуть ниже, Даня остановился передохнуть и сказал нам, что сейчас мы видели будущий живой труп, т.к. в такую погоду ни один альпинист не рискнет выйти на склон и уйти выше скал Пастухова, а мужчина кроме всего прочего, был уже невменяем (вернувшись в приют – Даня сообщил о нем в МЧС, дальнейшую судьбу мужчины мы не знаем).

И мы пошли дальше. Скоро показался Приют 11, до нашего приюта осталось 300 метров по вертикали. Домики то появлялись – то снова исчезали из виду – белая стена снега была постоянна.

Уже на подходе к приюту – я стала пытаться достать телефон, чтобы хоть что-то снять из нашего штурма, под курткой была флиска, телефон в кармане флиски. От погоды – заледенела куртка и заледенела флиска, кое-как достав телефон – я сделала пару кадров и видео нашего возвращения…

Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)Неприступность Эльбруса в майскую погоду. 2016 год. (Альпинизм, Истории Риска, восхождение, альпинизм)

Мы просто как дети радовались тому, что мы находимся у приюта и нам больше не страшна непогода, но в то же время мы были крайне расстроены тем, что погодное окно не открылось.

Мы молча разделись и легли в свои спальники. Пушка не работала, в генераторе кончилось топливо. Приют остывал (в комнате +5 градусов). Греться возможно было только своим дыханием и тут то я поняла, как сильно замерзла…… этот жар был какой-то все таки нереальный. 4 часа в спальнике я не могла отогреться. Меня просто колотило.

В 9 утра – заработала канатная дорога, нашего Артема отправили в больницу, а снизу привезли топливо для дизеля. В приюте стало немного теплее.

Позднее, за завтраком, Алексей рассказал, что у него отморозились пальцы, что половину спуска он шел и стряхивал руки, лишь бы кровь стала поступать к пальцам, а когда пальцы стали отходить – испытывал адскую боль… Андрей рассказывал, что ему мерещилась кошка на склоне. Что белая кошка пробежала справа от него и он еще долго шел и думал – «ну как так? Кошки же умные животные, как она вообще поперлась на склон?». Алексей рассказывал про случай с камнем – что он реально подумал, что на горе лежит замерзающий альпинист и чтобы это проверить – он ткнул его палкой и, каково же была его радость, что этот «альпинист» был всего навсего – камень! Потом мы спорили о том – сколько ратраков все-таки проехало мимо нас… один или два?! И узнали что все, кто ехал в этом ратраке – доехали до нижних скал Пастухова – вышли с ратрака, поняли, что восходить при такой погоде нереально и уехали вниз.

Такой был наш опыт. Даня сказал, что это нормальная погода для мая, что именно в период с 1 по 15 мая – погода на Эльбрусе может меняться кардинально сильно. И то, что мы видели, то что мы ощутили, то что мы не забоялись, мы молодцы – т.к. в такую погоду никто кроме нашей пятерки на гору не пошел. Если бы окно появилось – мы реально смогли бы дойти до вершины, т.к. темп был очень хороший, концентрация была такая же.

Опыт мы получили колоссальный.

Что дальше? Дальше мы мониторили погоду до обеда. У нас был день резерва. Но много факторов против восхождения второй раз: абсолютно мокрая одежда, физическая усталость, и неблагоприятный прогноз. Он показывал на сутки вперед такую же погоду, как была ночью.

Мы отпустили наших гидов-помощников, часть группы вернулась вниз в гостиницу, а наша пятерка пошла гулять по просторам горы.

Ложась спать, около 12 часов ночи, Даня еще раз посмотрел на погоду – вершины Эльбруса было не видно, снег шел по-прежнему, ветер по-прежнему был сильный…. И мы уснули.
Эта ночь была самая крепкая из всех, я реально выспалась, как и все ребята… но проснувшись – каково было наше изумление, что на Эльбрусе яркое солнце, штиль и полное отсутствие снега и вереница людей – идущих на вершину. В этот день был еще забег redfoxe, поэтому людей было реально как муравьев….

Завтракали мы молча. У каждого из нас читалась во взгляде – «а ведь могли бы, хотя бы до 5200…»....
Пришел Даня, посмотрел на все это и раскачал нас. Говорит, ребята – сегодня любой дурак сможет зайти на Эльбрус, вчера вы сделали подвиг – вы получили такой опыт, который есть не у каждого Гида. Плюс сегодня еще ночью была такая погода, что надежды на погодное окно не было!

Да... Эльбрус непостоянен – и он дал возможность другим ребятам зайти. Таким образом за завтраком у нас созрел план Б (!) идти на восхождение в Севера, уже летом. Тем более, что команда классная и мы уже скрепились.

Так и порешали.

Спокойно собрали вещи и поехали вниз.

А выйдя из приюта - мы снова попали в снежное молоко и ветер….. такой он – внезапный Эльбрус!

Добравшись до гостиницы мы почувствовали рай цивилизации! Душ, шампунь, мыло, фен, теплый туалет, белые простыни, отопление… боже, как же человек разучается ценить бытовые мелочи!!!!

Вечером приехала вторая группа нашего заезда (та, которая жила в итальянском приюте и у кого был другой гид) – они в этот день совершили восхождение. Из 14 человек – на восхождение пошло 10. Из них девочка повернула назад на высоте 5280 метров. Остальные 9 человек взошли на западную вершину. Им повезло. Наше погодное окно было у них. Но они восходили с ратраком наверх и спускались на ратраке вниз. Оттого и спортивность этого мероприятия спорная. Конечно, несомненно, основной поток сил нужно на высоту от 4800 до 5642. Этот вертикальный километр самый сложный, т.к. воздуха не хватает, горная болезнь, усталость, спутанность сознания и прочие факторы – в любой момент могут заставить тебя повернуть обратно. Мы этого не испытали, мы не знаем этих чувств и эмоций…. И ребят поздравляем с достижением цели…

Но все же – что лучше? Забраться на вершину любой ценой? Или преодолеть себя, свою физику, преодолеть природу, стихию и получить такой опыт, которого нет и у 20% альпинистов?

Каждый решает для себя сам – каков будет ответ на этот вопрос и зачем он едет в горы…
А я для себя уже все решила….

Попытка номер 2! И завтра старт подготовки.

До встречи на Эльбрусе! (Данная статья опубликована после успешного второго восхождения на Эльбрус с Севера)

1-8 мая 2016г.

P.S. Огромное спасибо Альпиндустрии за тур, за самого лучшего Инструктора – Даниила, за его веселых помощников, за повара Лену и каждому участнику нашей группы – за то, что приехали и то что вы такие, какие вы есть!

Эльбрус – это своеобразный эталон в альпинизме: эталон испытания воли, упорства, выносливости, стойкости перед горной болезнью.
После него можно мечтать о «шеститысячниках» и «семитысячниках» Тянь-Шаня и Памира.
(с) Гусев А.М.

Майский Эльбрус в качестве первой горы, в прокатном (то есть неизвестном) снаряжении... где у людей мозги?

ЗЫ. Вопрос конечно риторический.

Привет:)
Каждый по своему нарабатывает свой опыт :)
Есть люди, то и зимой на Эльбрус ходит....

А статья для того, чтобы новички понимали прелести разной погоды:)

Каждый по своему нарабатывает свой опыт :)

Да кто бы сомневался... Вот только гид вам бессовестно польстил - никакой наработки опыта не было. От слова совсем. Опыт был бы (если бы был) в том случае если бы гид внезапно куда-то исчез и группа встала перед насущной необходимостью продолжать движение самостоятельно, с полной ответственностью за свои действия. А в вашем случае вас сводили на скалы Пастухова в плохую погоду. Разница огромная. Могу объяснить, почему, но полагаю что это и так очевидно.

нет никаких проблем при внимательном отношении.

Возможно и так, а смысл? Только если пафос, больше каких-либо целей я не усматриваю. Начинать знакомство с горами с майского среднегорья - изврат для мазохистов (исключение разве только матёрые фрирайдеры, но им это ни к чему вообще).
Нет, могут конечно злоупорно отпуск летом не давать.... но мне искренне жаль таких людей ( в смысле тех кто подвергает себя такому только заради желания попасть в отпуск)

У меня создается ощущение, что гиды схалтурили, и вообще не собирались вести клиентов на саму вершину. Мыслили так: погода сейчас ни к черту, прогуляем их до скал Пастухова, а там сами назад попросятся. Ну а завтра, в запасной день – какая уже вершина: все будут измотаны, промокшие, не выспавшиеся. А внизу мы им басню споем про колоссальный опыт и героический подъем в пургу.

У меня такое-же ощущение
Я уж не говорю, что была нарушена схема акклимухи.
Людей, прежде не бывавших в горах, сращу на вершину Чегета и на следующий день на бочки.
Результатом - отек лёгких у одного человека. Мало того: вместо того, чтобы быстро спускать его вниз ( хотя бы позвонить в МЧС и попросить помочь быстрее спустить больного вниз), группа пошла наверх, а человек с отеком лёгких ждал до 9 утра
Я вот в недоумении
Странное ощущение после прочтения

Про галлюцинации, горняжку почти у всех и пр... Нет слов.

Может быть, оно и к лучшему, такое первое знакомство с Эльбрусом и горами вообще. Приобретается иммунитет от шапкозакидательства.

Заглавное фото автора?
У Олега красивые подвески :)

Да, фото мое.
Подвеска красивая:) это точно!

2 "гида" на 24 человека... это не гиды, а пионервожатые)))

коммерсальпинизм в чистом виде... И это блин Альпиндустрия, стыд и срам! Что у прочих творится, боюсь и думать. Зато бабла будь здоров занесли за полный неуд (я не про неудачное восхождение, погоду не предскажешь, а про всё остальное)

В каждой группе было на каждые 3 человека 1 гид.
2 гида - это главные . Первые гиды.
Неужели вы все такие буквальные.
Аж противно

***
Зато я не праативный буквально и иносказательно. Вообще это свойство технарей - буквальность.

И общение с гидом, т.к.Данил очень опытный и внимательный человек, и организационные вопросы и все остальное.
Тээк, про Даниила недавно уже видел эльбрусный пост))))

А вот у вас в тексте написано "покорять Эльбрус", вот про майский так вообще говорить нельзя ни буквально, ни иносказательно. А то может очень противно получиться.

выше, буквально, написано это и про 1 на 3-их ни слова, противная вы наша:

"Позже, в гостинице, мы познакомились со всеми остальными альпинистами любителями – всего в заезде было 24 человека. 14 относились к одному гиду-инструктору, 10 входили в нашу группу – к гиду Даниилу."

"По дороге на спуск вообще порядок людей был не принципиален, т.к. вниз ты не идешь по следам, ты тупо спускаешься сам в своем темпе."??? При нулевой-то видимости???
"Андрей шел последний (гид не замыкал)"!!!! При нулевой-то видимости???
У участника "один из признаков отека легких (он бывает от горной болезни). Было решено его вернуть обратно в приют без гида, т.к. приют рядом. А утром отправить в больницу." БЕЗ ГИДА! А В БОЛЬНИЦУ УТРОМ!
Про горняшку - "но я была к ней готова, поэтому пара таблеток от головы, запихивание обеда против воли и все симптомы улеглись". А гид где был? Про самочувствие не спрашивал?

Мне было бы страшно идти с такими гидами, если бы я с гидами ходил. А руководителя такого я бы как член МКК "раздел" до нуля по руководству и на пару лет запретил руководить.

Поскольку мы пошли второй раз и в том же составе, то нас все устроило!

Если у вас есть свое кардинальное мнение, я рада за вас.
Если можете сделать лучше - берите и делайте, а не занимайтесь болтологией. Имхо.

***
Когда махатма, отвечающий за Северо-Запад, лишил нас с entv третьего глаза за три года срача на Риске, указанный вопрос действительно становится логичным, так как теперь мы как простые люди и сможем потеряться. При спуске со скал Пастухова можно уйти левее скал спасателей к ледовым полям. Раньше нам все трещины сквозь снег видны были. Ну поскольку entv старший ученик, у него третий глаз повыше работал, у меня только до 4100. Я перед Приютом много трещин видел под снегом и даже составил руководство, в котором велел новичкам снизу на Приют только на ратраке ехать, а тут на Риске надо мной слепцы смеются.

Но махахам не сумел лишить laska3 всего могучего разума (как мы видим entv повезло меньше, поставьте ему плюсик из сочувствия, я у него в игноре). Покупается репшнур по несколько рублей за метр и один конец лепится у скал спасателей. До скал Пастухова километровой бухты хватит! Потом сматываем. Так что спуститься безопасно даже без третьего глаза все-таки считаю возможным. Однако если горняха припрет, адекватным ты не будешь и даже такую задачу, как вернуться назад по веревочке, зафейлишь. Является ли для этого - т.е. сматывания веревочки на обратном пути - достаточно адекватным человек, ПОКОРЯЮЩИЙ Эльбрус в мае, науке доподлинно неизвестно. Попробуйте перед выходом с бухтой репшнура проверить себя, засовывая в разной формы отверстия кубики и цилиндрики. Если все быстро получается, есть шанс выжить и без гида. Проверочный детский наборчик стоит рублей 100, да китайский и из токсичного пластика, ну европейский нетоксичный будет 10-15 евриков стоить, хазаин барин.

Кстати, в дополнение к нашей летней инструкции по акклиматизации на скалах Пастухова можно добавлять и этот эпизод! Если нету открытого льда, а он вроде выше Пастухова! Начинаю работать, товагищи!

p.s. спасибо за интересный пост, естественно, не читал, но картинки и 1/4 текста глазами пробежал. Если бы меньше вот этих всех фото приютов, Терскола с Тырныаузом и Нальчиком с фонтанами и Москвой, было бы вообще прикольно.

Что-то может и спорно, однако, например, отправлять человека с подозрением на отёк лёгких одного обратно, а потом мариновать его до следующего утра... это преступление. С другой стороны, если на участников пофиг, тогда нормально.

Я не работаю гидом. И вообще в горы не хожу. Так что заменять вашего гида не собираюсь Зато мне приходится регулярно заниматься именно болтологией, то есть разбирать НСы в горах. В том числе и на Эльбрусе. Это моя работа и кое-что я в ней понимаю. Вы заявляете, что именно так и надо водить клиентов? Значит, занимаетесь недостоверной рекламой.

за 1 час 40 от канатки до пастухова ! вам реально на забеги надо )))

думаю, просто опечатка. 2.40 от новой для среднего человека - весьма легко.

да фиг знает , спорить не буду но в мае по колено в снегу даже за три часа мне кажеться что быстро ... хотя опять же у всех свой темп . к тому же без аклиматизации, что там три четыре дня для новичков.

А что еще сказать. Хорошо погуляли по склону' понюхали что такое Эльбрус в мае, слава богу что у гида хватило ума и опыта
все им разьяснить и оставить без печальных последствий....

Отчаянно конечно))

После таких комментариев, писать отчеты не хочется, вернее их выкладывать на риске. Человек, первый раз пошел в горы, описывает свои ощущения, чтобы было понятно каждому новичку каково жить в палатке, без всяких городских "ништяков", каково подниматься в гору в непогоду...
Спасибо автору, что выложила отчет и поделилась переживаниями и впечатлениями. Я в августе прошлого года поднималась практически в таких условиях от Приюта 11 до косой полки почти без остановки из-за сильного ветра, только у нас было погодное окно, мы успели. А спуск у меня был действительно сложным, но красивым, я успела посмотреть на вершины гор со склона Эльбруса. После обеда все затянуло на несколько дней.

Автору никто ничего плохого не написал, все прикалываются или по делу пишут, какая проблема? Слегка драматизировано, не более. Ну вы неженка. Пишите отчеты, тут скучно, все будем рады почитать.

"замучивший себя в поисках развлечений офисный планктон" - я написал про народ, галлюцинирующий на опасном восхождении. Хамства тут нет, просто им повезло с гидом и остальным, а так жесткачик. Сами подумайте, можно же улететь и домой не попасть, а тут ты не видишь, с чем физически дело имеешь. Хороши шутки. Лотерея.

В палатке они не жили)))

Насколько я понимаю, к автору статьи претензий не прослеживается никаких. Никто не сказал что отчёт написан плохо, бездарно или некорректно. Вопросы к организации самого восхождения (к которым ТС не имел ни малейшего отношения), и к допущенным ошибкам. Наоборот, автору спасибо за красочное описание обстоятельств восхождения.

А вот ошибки разбираются реалистически, тем более что они были и особого сгущения красок не просматривается.

Единственный вопрос к автору - зачем доказывать, что гид не совершал ошибок, а все, на что здесь указали - надо всем именно так и делать? А сама автор делала только, что говорил гид. Обвинять ее не в чем.

Плевать на треп.
Замечательный рассказ. Очень понравилось. Спасибо большое!

Спасибо :)

Очень напоминает одну притчу, когда нескольких человек нае.. (Обманули), но чтобы не выглядеть ... , каждый делал вид, что получил замечательный подарок.
Вас отвратительно акклиматизировали, плохо подготовили . Одна фраза про "...мне уснуть не удалось. Легкое проваливание в сон, мозг постоянно моделирует ситуацию работы с ледорубом, как правильно зарубаться, как правильно одевать кошки…. Я так и не смогла вспомнить, как это делать...", про погоду: тут да... Можно не угадать прогноз, но зачем выводить людей в конкретно плохую погоду? Ведь попятно что при таком на вершину идти нельзя. Один-два гида на группу в10 человек в такую погоду... , человек харкающий кровью, с отеком лёгких назад пошёл один и ждал до утра???? Это ведь реально ухудшило его состояние. Вы спокойно там себя чувствовали, что один из вас может не дождаться вас и умереть??? Обратно шли без замыкающего гида!! В плохую видимость..... И тд.
Мои соболезнования....

Ещё очень понравилось отношение к тем, кто не делал глупого геройства и сходили в хорошую погоду, с лучшей акклимухой и дошли на вершину и спустились без происшествий и без случаев отёка лёгких. Типа " мы-то герои".....
"..Или преодолеть себя, свою физику, преодолеть природу, стихию и получить такой опыт, которого нет и у 20% альпинистов...."
Зачем преодолевать? Зачем доводить до "спутанность сознания"? Может лучше было бы пройти правильную акклиматизацию и обойтись без галлюцинаций? зачем такое да ещё без серьезного опыта. Чудом обошлось без беды

Может я чего-то не понимаю?

Классическая история -- "Подумаешь, мастера ходят -- мы вот без опыта круче в плохую погоду опыту набрались, которого ни у кого нет".

Люди ж за героизьмом в горы ходят. Это мы -- как на работу: отдохнуть, погулять и со старыми товарищами пообщаться. А им нужен Подвиг. И пока на Подвиг есть спрос, будет и предложение.

2Yuzhneika, Это как посмотреть, вы, к примеру, это как спорт рассматриваете, я, как отдых, они, как экстримшоу. Шоу сыграно отлично. Маэстро позвали "на бис". Все атрибуты сурового альпинизма, до отека легких включительно. Ну может парень губу прикусил и сплюнул, мы же этого не знаем. Тем более Данила наверняка долго в эту попу лезть не собирался, рассчитывал, что клиенты сами назад попросятся, не знал, какие они герои. Без иронии, смелый народ. Им в разы труднее чем нам, мы подсознательно знаем и умеем множество "лайфхаков", упрощающих жизнь в горах. Они преодолели столько проблем, что вам и не снилось. Ну были в шоу проколы, например тот чувак, без шапки и перчаток, со своими дурацкими улыбками. Не дай бог еще в кроссовках! Но как Данила это обыграл! Неадекват, живой труп. Все пошло в дело. Так и надо. А на будущий год ТС так и на Ленина сходит, а нам будет завидно!

>> И знаете, совсем тоскливо осознавать, что люди либо бухают и халатное относятся к горе либо прибегают к услугам "полупроводников" которые по факту ни разу горы то не видели в глаза, зато опыта !!!

Хождение без акклиматизации -- это тоже халатное отношение к горе.

Отёк лёгких, галлюцинации, потеря аппетита, понос и блевота -- это НЕ нормальные трудности в горах. То, что тысячи "героев" каждый год тянутся с упомянутыми щастями на Эльбрус, Казбек, Ленина -- ни разу не делает такое самочувствие нормальным. Всё это -- признаки грубых косяков в акклиматизации. Вам как чайнику зелёному простительно этого не знать, особенно если кто-то рядом поёт мантру "потерпи, этожвысота, так и должно быть, все так ходят". Но именно это в том числе Вам пытаются втолковать собравшиеся здесь граждане.

Кажется бесполезно это пытаться объяснить. Девушка уверена, что без проблеваться, без головной боли и галлюцинаций подвига не будет

К сожалению не только девушка. Общаясь с рядом "эльбрусоходцев" (альпинистами их назвать как-то язык не поворачивается), я обнаружил что например подниматься в промокших ботинках (ибо не соответствуют условиям), отчаянно мёрзнуть по ночам (по той же причине), пачками жрать обезболивающее и прочие загадочные колёса, и еще много-много всего интересного - это неотъемлемая часть подвига, это нормально и вспоминается с хохотом...

Вспоминается давняя история с новичком, который в силу ряда причин жил три дня под дождём в протекающей (кстати совершенно новой при этом) палатке. На четвертый день вытащил из палатки спальник - сушить - а тот аж хлюпает...

- Слушай, ты как вообще в нём спал?..
- ...
- Не, ну тебе действительно в нём тепло?
- Нет...
- Так почему никому ничего не сказал??? (у нас был большой кусок плёнки, палатку в любой момент можно было закрыть)
- А я думал, в походах это норма...
Занавес.

И вот сто поразило меня в этих двух отчетах ( про юг и про север)..
Когда кто-то из участников выбывал из списка "восходителей", то автор почти не скрывая радовалась этому.. Типа хорошо , нам больше гидов достанется ... Суть такая. ( с русским языком у меня хорошо, умею читать и понимать как написано)
Вот это жесть : на переживать за "команду", за человека, которому поплохело, а тихо радоваться. Про выбор места в "строю".... Тоже тихо удивляет .. Не, ну о себе позаботиться дело милое..

Так это же не команда! В команде вы можете сказать участнику, Вася ты сдох и на гору не пойдешь или Вася сдох, поэтому на гору не пойдет никто, или, как нам говорил инструктор, если в 4-30 я еще не покушал, а вы еще не построились, на гору не пойдем. Тут уже все уплачено и никто никому не должен.
А место в строю дамы обычно везде сами выбирают, если конечно у них нет проблем с пищеварением.
Вообще, сдается мне, вы ревнуете...

Кхм, ревную?)))) к проблеваться, головные боли и тд?))))
Я предпочитаю обходиться без подвигов))))

И вот сто поразило меня в этих двух отчетах ( про юг и про север)..

Ничего поразительного. Это общий принцип коммерческих групп - каждый сам за себя. Выбыл по пути - значит лох, он оплатил моего гида/снаряжение/время/etc. Командный "дух" выражается только общими фотографиями и вообще существует ровно до того момента пока это интересно/выгодно участникам, потом же пропадает бесследно, превращаясь в классическое "иди на..." при возникновении действительно серьезных проблем и необходимости в помощи.
Всё потому что себя они любят неизмеримо больше чем всех окружающих. Достаточно провести эксперимент - задать вопрос, готовы ли они вот прямо сейчас отказаться от восхождения (о котором мечтали 100500 лет и в которое вложили 100500 денег и ждут что вложенное непременно должно окупиться) и заняться спуском своего же заболевшего/травмировавшегося "товарища"-одногрупника, который категорически не может передвигаться самостоятельно (например сломал ногу, ЧМТ). Примерно четверо из пяти сразу ответят разными формами отказа ("пусть гид его тащит, ему за это деньги платят", "а чо я?...", "да ну его нафиг, я не за тем приехал" и так далее) Остальные 20% вроде бы не против, но сдуются, едва поймут что предложение реальное, а не проверочно-теоретическое.
Практически нереальная ситуация для нормальной группы... Просто потому что коммерсы друг для друга никто и звать их никак (кроме тех кто был знаком еще до выхода на маршрут), а в нормальной группе знают, что "сегодня он - завтра я". Коллективное для них превыше индивидуального, поэтому группа из-за одного "выбывшего" сойдёт с маршрута, вместо того чтобы выпинывать его с соответствующими эпитетами и радоваться что слабое звено исчезло. Нет в нормальной группе "слабых звеньев", там каждый нужен и каждый важен, у каждого своя функция. Достаточно почитать списки групп - напротив фамилий функционал: "руководитель", "завхоз", "фотограф", "реммастер", "врач"... Какие "должности" в коммерческой группе? Только "гид" и "клиент", причём действительно нужен только первый, второй для группы как правило балласт (особенно если их много). То есть пользы группе не приносит вообще, но часто доставляет проблемы. Стоит ли удивляться разнице?

А моряки спокойно помогают потерпевшим бедствие. Характерное различие. Это я риторически, ибо суть помощи в горах представляю себе. Влететь в такие неприятности куда легче, вытаскивать человека труднее, а гонору у ходящих больше.

абсолютно точное описание коммерческих групп. никогда не знаешь кто в нее попадет и вообще будет ли тебе в ней психологически комфортно.
потому что новые люди, новая обстановка, новый коллектив - это абсолютный стресс для организма.

но и в целом - формирование коллектива, друзей, товарищей и прочего социального слоя вокруг тебя самого в жизни - ты всегда готов помогать, дружить, общаться, спасать в конце концов - только тех людей с кем вам "по пути".
увы если вам с человеком не "по пути" (будь он ассоциальным, либо просто внешне вам не приятен) - врятли вы будете с ним дружить, общаться, поддерживать хоть какие-то связи.

чем социализация в горах отличается от социализации в обычной жизни кроме экстремальных условий?
безусловно всем доверять я не готова. да и не безусловно тоже.
это не как в той фразе "хочешь проверить жену - возьми с собой в горы"...
при первом походе ты сам за себя и немножко "за того парня".
во втором походе у нас уже был основной костяк. мы знали кто на что способен, мы знали с кем идем, мы за это время готовились, общались и много времени проводили онлайн и да и в реале друг с другом, поэтому тут уже была хоть и коммерческая группа, но группа, которую мы сами выбрали + несколько новых людей.
и уже в этой группе, я уверенна не только за свои слова, но каждый из нас 5ых помог бы остальным.

сугубо мое эгоистичное мнение.