Михаил Волков: «Альпинизм – стержень моей жизни…»
Миша вместе с Андреем Фонаревым, 2002 год
Каждый август повторяется одно и то же.
Один за другим. Уходят друзья, друзья друзей. Скоро уже не будет дня в этом месяце, который бы не хотелось забыть, и в то же время не хотелось бы помнить....
По информации альпклуба МАИ, в 8 утра 14 августа Михаил Волков, Наталья и Павел Цветовы при подъеме на пик Коммунизма от ночевок под пиком Хохлова попали в лавину. Павлу удалось задержаться, ночью он спустился в базовый лагерь. 16 августа утром на поиски пропавших отправился вертолет. Поиски не увенчались успехом.
Я не была знакома с Натальей, зато Миша регулярно оказывался той палочкой-выручалочкой, которая спасала меня в ситуациях, когда решения не предвиделось! Уверена, я была не одна такая. Миша помогал и поддерживал многих!
До сих пор не верится. Искренние соболезнования близким и друзьям Натальи и Миши, всему альпклубу МАИ. Это невосполнимая потеря.
Мне сегодня напомнили, как я впервые по-настоящему познакомилась с Мишей.
У нас в редакции "РИСК онсайт" возникла идея собрать выпуск журнала, посвящённый альпклубу МАИ и его начинаниям. Разумеется, Миша идею поддержал. Мы выпустили номер, который многие до сих пор тепло вспоминают. В числе прочих материалов там было и интервью с самим Мишей Волковым.
Публикую его здесь:
Гость номера: Михаил Волков: «Альпинизм – стержень моей жизни…»
Материал опубликован в "РИСК онсайт" № 40, 2009 год
СПРАВКА:
Михаил Волков. 41 год (на момент выхода материала), КМС, инструктор II категории, в альпинизме и Альпклубе МАИ с 1985 года, более 15 лет – председатель клуба. Начальник отдела капитального строительства МАИ.
В окружении новичков, Форосский Кант, 2005 год
РИСК: Как удается совмещать общественную работу с серьезной должностью в МАИ?
Понимаешь, это уже настолько вросло в жизнь… В бизнес я вошел через клуб: занимался промышленным альпинизмом, потом открыли свою фирму, затем я ушел на государственную работу. Все происходило плавно, но через клуб.
РИСК: Как в итоге ты расставил приоритеты? Что во главе угла? Есть же еще дом, семья…
Конечно. Сознательная жизнь во сколько начинается?
РИСК: Ну, у кого как….
Начал я альпинизмом заниматься, наверно, еще в бессознательном возрасте, в институте. Но в итоге альпинизм и стал тем стержнем, на который все нанизывалось. Съездил на сборы – познакомился с женой. Приехал со сборов, нужно было заработать денег – пошел в бизнес. Все это шло одно к одному. Наверное, вопрос о приоритетах сейчас не стоит. И когда начальство вдруг не отпускает с работы, я апеллирую, мол, мы договаривались, что либо я увольняюсь, либо вы принимаете мои условия.
На пике Коммунизма, 2007
РИСК: Так что, проблемы не возникают?
Почему? Возникают. Но пока что они решаются в пользу альпинизма. Не знаю, что будет дальше, со старостью…
РИСК: Ну, пока рановато о старости думать. Вернемся к делам клубным. Сколько в Альпклубе МАИ воспитанников? Или их никто не считает?
Поскольку организация «слабоформальная», 100 – 150 человек. Такие цифры реально называть. Но есть костяк – те, кто постоянно тренируется в клубе. Есть те, кто появляется эпизодически, перед сезоном или когда настроение внезапно улучшается. Есть просто залетные – прилетели, потренировались полгода и улетели. На 30 – 50 человек можно рассчитывать. Позвать их, и они придут.
С Николаем Синюшиным на поляне Москвина, разбор хлеба
РИСК: Наверное, за 25 лет в МАИ ты можешь сам для себя выделить тенденции, куда движется клуб, как меняются люди?
Было, наверное, лет пять разочарования, что народ нынче помельчал: каждый год приходят 50 человек, из них остается один. Сейчас ситуация изменилась. Приходят те же 50, но из них остаются 10. Интересно работать, когда кому-то кроме тебя что-то надо. Динамика? На советский уровень выйти нелегко.
РИСК: А нужно?
У нас нет такой задачи, но если сравнивать, то с этими временами. И пока сравнение мы не выдерживаем – ни по интенсивности тренировок, ни по результатам. Не так много людей, которым альпинизм нужен.
Только спустились со стены Чирингяд в лагерь наблюдателей
РИСК: Почему так? Другие нынче модные виды «оттягивают»? Или тогда просто была сильна пропаганда альпинизма?
Тогда альпинизм давал полное раскрепощение, ты всем видом демонстрировал, что ты не такой, как все. А сейчас все знают, что ты не такой, и это никому не интересно. Современные дети это прекрасно понимают. Да и насиловать себя не все хотят. Вот Рубцов, у которого просто спортивный характер, поработал над собой и стал еще лучше, хотя и так был хорош. Просто пожимать плечами остается: как такое возможно – взять и за три года вырасти в чемпиона мира?!
РИСК: Отличных спортсменов держит под крылом секция скалолазания МАИ!
Это самородок. Всем просто повезло.
С Андреем Машениным на Гусятнике 2005 года, аэродром Алферьево
РИСК: А какие еще самородки прошли за годы через альпклуб? С кем еще вам повезло?
С Колей Синюшиным нам повезло, это понятно. Повезло общаться с Андрюхой Фонаревым – это был идеолог свободного общения, с ним всем было легко и просто. Мы начали воспитываться в советской системе – жесткой, спортивной. А он стал адептом разворота клуба из этой системы в современную. У него и спортивный характер очень хороший – злой – был. И в то же время он мог заразить всех какой-нибудь дурацкой идеей, например, бегать на 17-й этаж, и никого это не напрягало.
Ксюха Кочнева огромный воз организационной работы, который удалось на нее спихнуть, таскает. И можно сваливать на нее работу спокойно, пользуясь женской добротой. :-) И после того как Леха Ерохин вернулся, мне намного легче стало. Видно, что человек хочет работать с молодыми! И не из-за денег, а потому что ему интересно ходить в горы и передавать свой опыт.
А от молодых хочется, чтобы они характер проявляли, хоть чуть-чуть из быта вылезали. Как только начинается спортивный рост, их быт обратно перетягивает, не дает дальше развиваться. То женятся, то сессия...
Пик Боровикова, Безенги, 1995 год
РИСК: Но жизнь без быта неполноценна.
Это понятно, и я на них по-доброму обижаюсь. Спорт – лишь часть жизни, конечно.
РИСК: Здорово, когда удается достичь гармонии. Вот тебе удалось достичь гармонии в сочетании приоритетов?
Гармония – слишком мягкое слово. Каждый день несет в себе ее элементы. Удалось потренироваться вечером – вот тебе гармония. Не удалось – и нет ее. Каждый год, каждый сезон по-разному складывается. Гармония так часто нарушается…
Фаны, 1994 год
РИСК: Ты на посту председателя сколько уже?
С 93-го или 92-го года. Давно бы уже кто-нибудь сменил. На самом деле сейчас все идет своим чередом, и рулить особо не нужно.
РИСК: В этом и состоит грамотная стратегия управления – сделать так, чтобы все само работало. Так что с этим тебя можно только поздравить. Но за эти годы клубу не удалось избежать потерь. Как меняется твоя жизнь с каждой утратой?
После каждого НС хочется все бросить. Хотя все случаи разные: были фатальные, были разгильдяйские, а были и те, когда (хоть и косвенно) виноват был я. Каждое ЧП – это рубец. В 1995-м я на год бросил ходить в горы, но потом опять затянуло. Пришли в клуб ребята, которым был нужен я как тренер и наставник, и закрутился…
Под Бодхоной, 1994 год
РИСК: Возвращаясь к событиям совсем недавним. Индия, Шивлинг... Твои личные итоги экспедиции.
В плане ощущения мира – я посмотрел на еще одну страну. Я думал, что они там как таджики несчастные живут. Теперь я так не думаю.
В плане экспедиции – не удается за чужой спиной отсидеться. Я знал, что у меня есть два технических лидера – Синюшин и Новиков, а в случае чего – Панков, а я могу просто пристегивать жумар к веревке и идти вверх. Конечно, это все не так. Все, что не сложилось, не сложилось потому, что работал только Новиков. Остальные отсиживались за его спиной. За Макса ничего не скажу. Он раненый был, и настроя его я не знал, на последний выход он с нами не ходил.
РИСК: Почему не было мотивации на работу? У тебя самого.
Чтобы была мотивация, надо себя хорошо чувствовать. Чтобы себя чувствовать, надо быть готовым к этому. Нужно нормально тренироваться. Обычно в горы приезжаешь и вспоминаешь, как горбатился на тренировках. И думаешь: «Неужто придется снова?» Лучше уж здесь залезть!
РИСК: А почему вы поехали именно на Шивлинг?
Была очередь Новикова «тыкать в карту». Это его идея. А для себя я выводы сделал. Нельзя расслабляться. Теперь вот не ужинаю вечерами.:-)
Неуспех отдельно взятой экспедиции – это единичный момент. Весь остальной год сложился для клуба довольно удачно. Основной «взрыв» сезона – Леха Рубцов, без сомнения. Это был огромный сюрприз. Я неделю ходил под впечатлением!
С Пашей Добринским на Музтаг-Ате, 2011 год (фото отсюда)
РИСК: Какую идею ты бы назвал центральной в философии Альпклуба МАИ?
Хотя мы и получаем удовольствие от спорта, так сложилось, что Альпклуб МАИ – антиспортивный. Нам все равно чем заниматься, лишь бы заниматься вместе. И наши инструктора несут эту идею в ряды участников. Хочется, чтобы люди получали удовольствие от тяжелого физического труда под названием альпинизм!
...
Светлая память Мише и Наталье...
Пуля метит в клены - попадает в сердце."
Не верю...
Маевцы, держитесь, мои искренние соболезнования.
2010 год - в Китае.
Миша, нам будет тебя не хватать, ты же знаешь..
Наташа, прости, нет твоей фотки.. Жаль, что все так получилось.
...А ведь у Вас все практически получилось же...
так и не стал за 40 лет
привычным к череде потерь
среди друзей, открывших дверь
в мир параллельный, где беда
не разъедает никогда
сосудов миокарда в хлам
на фоне регулярных драм
плетущихся, как злая тень
всё время рядом в ночь и в день
хотя живём мы вне войны
уходят всё же "пацаны"
что делать каждый сотый шаг
ведь по статистике не так
идётся и возможен сбой....
какой бы не был ты крутой
как был похоже Ницше прав
когда то грамотно сказав
про бездну, стоит ли смотреть
туда, потом чтоб не сгореть
эх! кабы видеть, кабы знать
свой прикуп, что бы просчитать
судьбы, внезапный ход конём
и в бездне не гореть огнём
смотрящей на тебя в упор
сквозь призму ледников и гор
несущих "каждому своё"
удачи свет, или копьё
направленное прямо в лоб
прервать движенье чьё то что б
в строю, где гордо реет флаг
эх! мужики! ну как же так....
да, видно мой иммунитет
так и не стал за 40лет
привычным, чтоб переварить
всю эту боль и дальше жить....
Александр Агафонов
Левый гномик - Юрий Сойфер, правее Михаил Волков, правый гномик - Дмитрий Москалев.
Левый гномик - Юрий Сойфер, правее Наталья Цветова, Павел Цветов, правый гномик - Михаил Волков.
Будущие (2014) восходители на Чо Ойю. Слева Анна Франкевич, правее Наталья Цветова и Павел Цветов.
Февраль, Снежный Лев 2016 в Королеве. Настоящий лидер команды АК МАИ.
Как же так..
Снежный Лев 2015 подсел к нам под флаг АК МЭИ, ещё тогда посмеялись, что к нам уходит..
Чёрный день для МАЁВЦЕВ, и всего московского сообщества альпинистов.... Соболезнования родным и близким.
Светлая память Мише и Наталье...
Один из эпизодов восхождения - http://maxtreme.livejournal.com/93111.html
Мишаня Волков...
Очень тяжело сейчас думать...что тебя больше нет...
Глубокие соболезнования ФАиС Москвы, альпклубу МАИ, родным и близким Михаила и Натальи...
Соболезную родным и друзьям.
Руководитель, тянувший последние годы львиную долю московского альпинизма. Никогда от него не услышишь "нет", если это касалось альпинистских, да и не только альпинистских проблем. С Мишей можно было советоваться, он прислушивался к мнению других.
Яркий пример горения, служения всему альпинистскому сообществу.
Это на фоне доминирующего, к сожалению, эгоизма, признания только личных приоритетов, личных планов и целей у многих и многих.
А ведь у него тоже была семья, работа, проблемы.
Но он обладал редким по нынешним временам ощущением долга, общих целей, общих перспектив, общих задач. И не жалел себя.
У него такое количество друзей, он был по-настоящему хорошим, настоящим человеком.
Миша, нам всем будет тебя остро не хватать. Твоих идей, твоего юмора, чуть замедленной манеры говорить, отстаивать свое мнение в бесконечных спорах. Твоей бескорыстной любви к горам, которую, я надеюсь, молодое поколение маевских альпинистов впитало.
Это про тебя: любил не себя в альпинизме, а альпинизм в себе.
Теперь в ежегодных маевских соревнованиях "Памяти друзей" будут принимать участие и в твою память.
Искренние соболезнования семье и друзьям.
Удар!:(((((
С Мишей этого не должно было случиться.... Ну ни как!
.....................................
Светлая память!
Соболезнования родным и близким
Да, он реально был и сильным альпинистом и лидером-организатором!
Самые глубокие соболезнования семье....