ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРИТАРОВ - ПИОНЕР ВЫСОТНОГО ГОРНОГО ТУРИЗМА
Игорь родился 6 июня 1938 года в Ленинграде и пережил блокаду от звонка до звонка. Он жил в круглосуточном детском саду. Мама пропадала на работе, будучи начальником медицинского госпиталя в Ленинградской области, и лишь изредка вырывалась навестить сына. Отца репрессировали ещё в 39-ом, а реабилитировали только в 53-ем. В том же году он умер.
г. Ленинград 08.03.1946 г.
В то время нищеты и голода дети взрослели быстро. Игоря, как и многих его сверстников, воспитывала улица. Дрались тогда стенка на стенку, а он был самым хулиганистым хулиганом и безусловным авторитетом в своём районе. За это получил титул Графа Большого (Большой – проспект на Петроградской стороне).
Лето 1953 г. - 15 лет.
Игорь с 12 лет пошёл заниматься греко-римской борьбой и делал большие успехи. Начиная с 16 лет он стал регулярно занимать призовые места, каждый год переходя в более старшую группу.
Осень 1954 г.
По окончании школы он пошёл учиться в ремесленное училище на слесаря-сборщика, а после пошёл работать на завод «Русский дизель». Оттуда его призвали в армию на три года. Служил в Ленинградском военном округе. Выступал в соревнованиях Вооружённых сил СССР и дружественных тогда армий (Польши, Чехии, Болгарии и т.д.). Через 2 года стал мастером спорта по борьбе.
После армии он вернулся работать на «Русский дизель». Случайно узнав от соседа по квартире про школу инструкторов туризма, в 61-ом поступил в неё. Игорь крайний справа.
Первый серьёзный поход был лыжный по Кольскому полуострову в 1962 году. Хибины – Ловозёры – Сальные – Волчьи тундры. Руководил ими Иван Благово.
В том же году он прошёл и свой первый горный поход, который и определил его дальнейшую жизненную программу. На заводе его прозвали «сыном солнца», потому что каждый год с наступлением лета он брал отпуск за свой счёт на три-четыре месяца и уезжал в горы.
Впоследствии он работал тренером-инструктором туризма и альпинизма в областном совете спортивного общества "Спартак". Водил туристские группы по Ленинградской области.
Проводил и судил соревнования.
Набирая опыт и руководя горными походами, Игорь к 67-му году создал костяк команды. Зимой он их тренировал на Зимнем стадионе. Весной и летом команда тренировалась за городом, совершая марш-броски по выходным до 60 км, и набирала к сезону отличную спортивную форму.
В его команде были мастера на все руки, такие, как Юрий Станкевич - инструментальщик высшей квалификации на заводе "Электросила”, который делал айсбайли, карабины и прочее горное "железо", служившее впоследствии образцом для производителей спортивного снаряжения.
Члены его команды сами сконструировали и изготовили станковые рюкзаки, которые ещё не выпускались нашей промышленностью, автоклавы для приготовления пищи на большой высоте, сами шили палатки с удобными тамбурами, пуховки и прочее необходимое снаряжение.
Насколько серьёзно Игорь относился к подготовке, говорит тот факт, что он закончил 2-ое медицинское училище им. Карла Маркса и стал фельдшером. Работал на скорой помощи. И всё этого для того, чтобы в команде был свой медицинский работник.
Пристрелку они делали в 68-69 годах. В 1969-ом их группа прошла маршрут с юга и поднялась с труднодоступного юго-запада по леднику Дзержинского на перевал Раздельный, откуда Женя Завьялов и Борис Николаев сходили на пик Ленина http://www.risk.ru/blog/207947.
Публиковать отчёт об этом маршруте Бритаров не стал и решил более основательно подготовиться к следующему сезону.
В 1970 году в мае они для акклиматизации совершили поход по Кавказу с восхождениями на несколько вершин, в том числе и Казбек, а летом отправились на Памир.
У Игоря в команде было шесть участников. Группа прошла около десятка перевалов, включая первопрохождения, и по леднику Дзержинского поднялась на восточное ребро вершины Раздельная. Оттуда они прошли по гребню пика Ленина и заночевала на плато 6500 м.
На следующий день при тихой солнечной погоде Бритаров с командой вышел в радиальную “прогулку” на пик Ленина. Подъем проходил спокойно без существенных технических трудностей.
В два часа дня они поднялись на вершину.
Всё восхождение со спуском на 6500 м. заняло у них 6 часов. Утром они начали спуск и через пик Раздельный к вечеру дошли до языка ледника Ленина. В последний день они сделали «рывок» и за 15 часов, преодолев перевал Путешественников и пройдя 50 км, вышли в посёлок Кашкасу. Можно только позавидовать их физической подготовке – ведь это был 28 ходовой день!
Продолжение этой истории связано с именем известного исследователя гор Владимира Ивановича Рацека, полковника, кандидата географических наук, автор нескольких книг о горах, первооткрывателя ряда вершин. В то время он руководил отделом подготовки горных частей Туркестанского военного округа.
Игорь Бритаров, оформил отчет о пройденном маршруте и вместе с запиской, снятой с вершины пика Ленина, отправил его в Ташкент Рацеку. Владимир Иванович высоко оценил пройденный маршрут. С его участием было принято решение Президиума Верховного Совета Узбекской ССР о награждении участников памятными серебряными жетонами о восхождении. Позже, в одной из своих книг о горах, Рацек рассказал о группе туристов, впервые взошедших на пик Ленина с юго-запада.
Игорь, воодушевленный оценкой Рацека, представил отчет о пройденном маршруте на первенство СССР по горному туризму. Всесоюзная МКК и жюри конкурса во главе с Юрием Владимировичем Гранильщиковым присудила ему первое место. Однако, при утверждении этого решения в отделе туризма и альпинизма при Госкомспорта СССР, заведующий сектором альпинизма ВЦСПС Александр Павлович Каспин выступил против, усмотрев авантюризм в восхождении.
Но Гранильщиков был принципиален и не стал изменять решение своей комиссии. В результате в 1970 году первое место в первенстве СССР по горному туризму не было присуждено никому. Это решение огорчило Игоря и его команду, но он не отступил и представил свой отчет на первенство родного "Спартака". В результате они получили медали Чемпионов СССР по ЦС "Спартак".
Так зародился конфликт двух спортивно-бюрократических структур. Может быть не стоило Игорю добиваться чемпионских медалей в обход Госкомспорта СССР, но понять его можно. Далеко не каждому удается совершить первопрохождение по новому маршруту на семитысячник даже один раз в жизни.
Но впоследствии появилась статья Якова Григорьевича Аркина «Пик Ленина», в которой приводится схема первопрохождений и на ней цифрой 7 обозначен маршрут по леднику Дзержинского, а в таблице указано: «Дата восхождения 16.08.1970. С ледника Дзержинского через Раздельную с севера, со стороны Алайской долины. Рук. - В. Гриценко. Участники: А. Миронов и В. Березин (3 чел.)». Наверное, на допущенную ахинею (с ледника Дзержинского… с севера, ..) автор уже не обратил внимания – главное чтобы фамилии были другие, пусть даже даты совпадают! Ну как же тогда альпинисты могли допустить каких-то туристов до первопрохождения на семитысячник?! И даже то, что какая-то странная тройка альпинистов (без экспедиции!) забрела на Раздельную с юга, с ледника Дзержинского, и как они не встретились с группой Бритарова по пути и на вершине, тоже не смущало.
А если бы Игорь написал отчёт о 69-ом годе, когда они впервые прошли перевал Раздельный c юга, и двойка Завьялов и Николаев сходили на пик Ленина, я думаю, появились бы ещё какие-нибудь мифические альпинисты, и первопрохождение стало бы годом раньше.
В следующем, 1971 году Игорь организовал экспедицию в район пика Евгении Корженевской, в составе которой было две группы под руководством Юрия Станкевича и Андрея Мельникова, общей численностью 13 человек. За 25 дней они прошли 10 перевалов, 9 из которых - первопрохождения: 3Б – 4 шт., 3А – 3 шт. и 2Б – 2 шт. Теперь они хорошо известны под названиями: Бырсы, Хадырши, Турамысы, Шапак, Шини-Бини, а тогда для команды Бритарова это были ребусы. Экспедиция завершилась успешным восхождением всей команды на пик Корженевской по маршруту Цетлина.
После экспедиции Игорь написал отчёт и подал его на Всесоюзные заочные соревнования на лучшее туристическое путешествие. И тут начались дрязги. Какие-то деятели состряпали бумагу в Главную судейскую коллегию ЦСТЭ, а потом и в Президиум Леноблсовета по ТиЭ, о том, что был сокрыт факт получения незначительной травмы от случайного камня одним из участников экспедиции, которая после нескольких дней излечения, позволила ему продолжить маршрут. То, что председатель МКК и председатель горной подкомиссии были поставлены об этом в известность, их не волновало.
Я несколько раз внимательно перечитал все разборы, когда одни просили не отзывать отчёт с соревнований, а другие старались потопить Бритарова, но так ничего и не понял. Наверное, нужно было в те годы вариться в том же котле. Почувствовал лишь одно, что и тогда в ЛКТ были мелкие, ничтожные люди, которых обуяла зависть к чужим успехам.
В результате Игоря вывели из состава МКК и запретили руководить 5-ми на три года. Будучи человеком гордым, он просто ушёл из горного туризма в альпинизм.
В 1972 году Игорь Бритаров и Юрий Станкевич, имевшие к тому времени второй с превышением разряд по альпинизму, совершили еще одно высотное восхождение, в этот раз на пик Коммунизма в составе альпинистской группы областного совета "Спартак" под руководством Альфреда Туника. Штурмовой группой руководил Игорь Виноградский – автор широко известной песни «Крокусы».
При возвращении на ПФП Игорю и участнику группы Евгению Круглову вместе с двумя алма-атинцами пришлось спускать тела двух погибших альпинистов из Уфы. Интуитивно они выбрали маршрут Гетмана (скальная стена правее ледника Трамплинный), хотя о нём ничего не знали, так как пройден он был только годом ранее. Они сумели выполнить эту задачу за 13 часов!!! Красный пунктир - примерный маршрут спуска погибших.
Вернувшись из маршрута, он решает сделать давно задуманное. Игорь увольняется из ЛОС ДСО «Спартак» и устраивается работать инструктором Ленинградской областной станции юных туристов на Лосевской детской турбазе.
Летом 73-го он работал в альплагере Шхельда. Удалось ему поводить группы и в альплагере Безенги.
Благодаря своей хорошей, но не доброй памяти, Каспин добился своего и организовал разборку деятельности Ленинградского Совета общества "Спартак". Прибывшая комиссия нашла повод для отрицательных выводов о работе руководства общества, В 1975 году Игорь Бритаров был дисквалифицирован как альпинист. Попытки воздействовать на туристское сообщество успехом не увенчались – Игоря не лишили звания МС СССР.
После этого Игорь полностью посвятил себя станции юных туристов, где вновь расцвел его талант тренера и организатора. Он работал с мальчишками и девчонками Ленинградской области, одновременно тренируя по технике горного туризма несколько команд. На всех соревнованиях, куда они приезжали, его команды занимали призовые места. Даже сложилась такая поговорка: “Где бритаровские дети, взрослым ни х@ра не светит”.
В 1975 году Игорь принимал участие в международной туриаде в Польше. В ней участвовали многие известные туристы того времени: Тихомиров Владимиp Дмитpиевич (Москва, Председатель ЦМКК), Александров Юрий Анатольевич (Москва, член ЦМКК), Бероев Боpис Мацкоевич (Орджоникидзе, председатель Северо-Осетинского ОСТиЭ), Ганопольский Владимир Ильич (Минск), Сергеев Виктор (Санкт-Петербург, председатель МКК), Остроухов Игорь (Санкт-Петербург, председатель секции горного туризма). По завершению туриады членам советской команды были вручены удостоверения и "Бронзовые знаки "Горный турист Польши".
В июне 1976 года на реке Зилим (Башкирия) прошел Первый Всероссийский слет пешеходных туристов. Первое место в соревнованиях по технике пешеходного туризма заняла команда Ленинграда (завод «Большевик, тренер Игорь Бритаров), второе место – детская команда Ленинградской детской экскурсионно-туристской станции (руководитель Игорь Бритаров).
Первые соревнования по ТПТ в закрытых помещениях проводились в 1976-80 г.г. в школе г. Всеволожска в Ленинградской области, на базе которой работали туристские кружки старшего инструктора ЛенОблДЭТС Игоря Бритарова.
За время работы он получил множество званий.
В 1992 году Игорь стал директором детской Лосевской турбазы и до 2007 года тренировал детей, после чего вышел на пенсию. Недалеко от нее он построил себе дом, где до сих пор и проживает.
К счастью, в прошлом мае я смог убедиться в его хорошей спортивной форме, наблюдая как он сплавляется по Вуоксе на рафте и, с замиранием сердца, скакал с ним в квадроцикле, пока он рулировал и педалировал по Лосевским пригоркам. А его крепкое словцо, разносившееся по округе без всяких усилителей, заставляло людей вздрагивать и оглядываться, а собак поджимать хвосты, но звучало как песня.
Лекция для «начинающих» о преимуществах довоенных кованых кошек .
Встреча двух ветеранов Ленинградского высотного горного туризма: Игоря Бритарова и Юрия Ицковича.
Я не зря в заголовке назвал Игоря – Пионером. Составляя летопись восхождений горных туристов на семитысячники, мной было зафиксировано только два сольных восхождения до 1969 года. Игорь стал делать групповые восхождения. Вот их результаты:
1969 – 2 человека – пик Ленина;
1970 – 7 человек – пик Ленина;
1971- 13 человек - пик Е.Корженевской
Все восхождения закончились безаварийно. Дорога была проложена!
Можно только представить сколько бы ещё удачных походов на семитысячники мог организовать Игорь, если бы... Но история не терпит сослагательного наклонения.
ПОЗДРАВИМ ЖЕ ИГОРЯ БРИТАРОВА С 78-ми ЛЕТИЕМ!!!
Материал подготовлен на основе статей: Ю.С. Ицковича «ВОСХОДИТЕЛИ И БЮРОКРАТЫ, ПОБЕДЫ И КОНФЛИКТЫ (1956-72) http://www.alpklubspb.ru/ass/a123.htm, А.А. Лебедева «70 ЛЕТ ИГОРЮ БРИТАРОВУ В 2008» http://www.risk.ru/blog/5552, Я.Г. Аркина «Пик Ленина» http://www.pamirtravel.biz/articles/lenin/arkin/ и воспоминаний Александра Куликова, Евгения Завьялова и Игоря Бритарова. Фотографии из личных архивов Игоря Бритарова и автора.
Как в ветхозаветном анекдоте вопрос бывшего отличника, приехавшего защищать диссертацию, к записному двоечнику: «А ты здесь чего делаешь?».
И ответ: «Да ты у меня защищаться будешь.»
Замечательный ваш герой и поколение было замечательное, сильное и жизнелюбивое.
И с бюрократией и нездоровой конкуренцией альпинизм и туризма- все так и было.
Боролись за скромные но реальные ресурсы выделяемые государством, за его благосклонное внимание
боролись за звания и теплые местечки...
Прекрасная биография...
А вот с суждением все кто плохо ходят, лезут в руководство и потом им зависть глаза выедает. А тем, кто хорошо ходит, некогда заниматься бюрократией и под ковёрными играми. не соглашусь - слишком категорично.
Навскидку - Алий Анаев в "Безенги" вообще не альпинист, но 20 с лишним лет прекрасно руководит лучшим альплагерем в стране, который сам и делал лучшим.
Там же - Юрий Сергеевич Саратов - по меркам топ-альпинизма в этот топ не входящий, но несколько десятилетий руководит КСП лагеря, и как патрон в винтовке - на своем месте.
Шатаев, Капитанов, Душарин, Тимошенко, Погорелов, Коля Захаров - и ходили на высшем уровне, и с годами стали прекрасными организатороами и руководителями в альпинизме.
И таких фамилий можно не один десяток вписать и из давней истории (Галкин, Ерохин, Кузьмин, Ануфриков, Боровиков, Анатолий Овчинников, Бычков, Козлов и мн. др.), и из нынешней.
Так что безаппеляционность тут излишня.
В альпинизме - увы - амбиции и ревность всегда имели место быть, и у нас , и на Западе. А почему Каспин был так пристрастен именно к Бритарову - из статьи непонятно, если не оперировать общими понятиями типа зависть...
А почему Каспин так неровно дышал к Бритарову - так это началось из-за пика Ленина, а чем это неприязнь потом подогревалось, история умалчивает, хотя у меня есть некоторые соображения на этот счёт.
Игоря Александровича поздравляем с днем рождения!
Интересно было бы поговорить про снаряжение, которое использовала группа...
Спасибо за рассказ, очень впечатлило...
Как-то само-собой подразумевалось. (Плюс, естественно, поставил.)
И ещё. Небольшое отступление.
После прочтения комментариев калужских туристов возникла интересная мысль: и как мы умудрялись раньше не пересекаться? Ведь явного антогонизма "туристы-альпинисты" не было.
Я активно пребывал в калужской альпинистской «общине» с 76-ого по 84-ый (потом переехал).
Из знакомых альпинистов в горный туризм перебрался Женя Тимофеев (и наверное, был прав).
Да ещё Лидия Ивановна, вечный судья всех соревнований.
Хотя, от Калуги туристическую братию здесь представляют, скорее всего, «волки-одиночки».
Ничего отрицательного в эти слова не вкладываю. И даже наоборот.
Чуток разминулись во времени.
Это сейчас 80-е единое целое, а тогда год, как целая жизнь был.
Интересно, а кого лично знали: Альтшулеры (старший и младший), Расолов, Носков, Стрелков, Кузнецовы (Юра и Андрей), Бычкова, Гущина, Авдеева, Басов, Марченко, Титарчук, Мартынов, Киселёв, Петухов?
Многие уже увы… Но список не разделяю – все в памяти живые.
У меня на экспресс-панели в браузере три калужских вэб-камеры стоят. Из них одна не работающая (на Театральной площади), но надеюсь, что включат.
Но нет уже, увы, ни Ленули, ни ВНИИМЭТа. Время - страшная штука.
Не буду дальше загромождать пост. И так большое спасибо Никите, что «возбудил» и приютил.
Ещё пару слов напишу в личку.
С Днём рождения, Игорь Александрович!
ИМХО - в 70-х Бритаров был совершенно легендарной личностью в Ленинграде! Ходили легенды о туристе, который восходил на 7 тысячники, или альпинисте, который ходил перевальные походы....
Очень рад что он жив-здоров и так замечательно выглядит!
Спасибо автору за столь подробный рассказ, за фотографии!
Человек - легенда из моей юности обрел совершенно кокретные черты!!
Никита, спасибо за рассказ.
Желаю здоровья и хороших, приятных для Вас событий!
Только вот это странно как-то звучит:
"После этого Игорь полностью посвятил себя станции юных туристов, где вновь расцвел его талант тренера и организатора. Он работал с мальчишками и девчонками Ленинградской области, одновременно тренируя по технике горного туризма несколько команд. На всех соревнованиях, куда они приезжали, его команды занимали призовые места."
Я хорошо помню Бритарова по соревнованиям ТПТ в 80-е. Причем помню как тренера вполне себе взрослой команды "Спартак". У нас тогда были две профессиональные команды по ТПТ -"Большевик" Малинина и "Спартак" Бритарова. Они бескомпромиссно бились за звание "Чемпион Ленинграда", а потом из них формировалась сборная Ленинграда на Союз, тренировал которую опять же Бритаров и которая успешно выступала и побеждала.
Так что свой тренерский талант он и со взрослыми много лет демонстрировал, не только с детьми.
В 80-е был судьей всесоюзной категории, все наши соревнования по ТПТ организовывал и судил, и на всесоюзных. И до сих пор соревнования проводит -"Заполярный март", в частности, во многом благодаря ему существует.
И потрясающий рассказчик, как начнет на соревнованиях байки травить, какие всякие случаи бывали в его практике - все сбегаются и слушают с открытыми ртами.
Прямо энциклопедия всяких поучительных историй.