Боулдеринг в апрельском Крыму: Уч-Кош, Батилиман и немного Ангарки

Пишет V-off-ka, 04.05.2016 23:28

Отпуск - как боулдеринг: предвкушаешь, готовишься, обдумываешь, а потом - "р-рраз!" - и все уже позади.
Боулдеринг в апрельском Крыму: Уч-Кош, Батилиман и немного Ангарки (Скалолазание, куш-кая, ласпи, Ангарка)

В самом начале отдыха часто снится похожий сон: путешествие уже закончилось, и я разочарованно удивляюсь - как же так, когда всё успело пройти, почему так быстро и почему мимо?
В отпуске, да и в любом деле главное - предвкушение, не потому ли так хочется по минутам пережить это самое начало.

Спираль бесконечных будней закручивается все сильнее, столько надо успеть до отъезда. И вот оно, долгожданное: "привет, а я уже 5 минут, как в отпуске!"

- Такси на Ялту заказывали?

Машина доверху заложена матами - безопасность превыше всего, втиснуты рюкзаки и даже самокат. Ура, багажник закрылся (терзали сомнения)! Камень "не забыли ли чего?" падает с плеч: уже не важно, уже не повернем! Швартовые отданы, впереди почти 2 тысячи километров, на душе становится непривычно легко - ну, с богом!

Транспондер позволяет проезжать пункты оплаты практически без остановок, если, конечно, никто не начинает резко сдавать задом из "зеленого коридора" - люди плутают везде, даже в турникетах. До Ростова идет "штрассе" - почти везде 2 полосы. Лишь в одном узком месте наткнулись на длиннющую колонну белых камазов гум.конвоя. После Ростова дорога ухудшается, но, в сравнении с крымскими, "материковые" дороги гораздо лучше: почти везде разметка, почти нет колдоёбин.

Видимо, крестьянские гены - по-хозяйски распаханные поля Краснодарского края радуют глаз! Море все ближе - хотя его еще не видно, но пахнет уже "по-питерски", морем. Все ближе продуваемый всеми ветрами пролив. Вот уже видно мутно-песочную зелень неспокойных азовских волн. Вот уже синеется Крым в дымке горизонта!

На паром очереди нет, но как же долго длится накопление, погрузка/разгрузка! Что же тут творится летом! Из почти 3 часов, потраченных на переправу, непосредственного "переплытия" - 20 минут, остальное: регистрация, очередь перед постом ДПС при въезде на косу (проверяют паспорта пассажиров, непонятно зачем - дальше все равно проверка и досмотр), очередь на досмотр, сам досмотр (в Крым - подчеркнуто тщательно, из Крыма - поверхностно), накопление, ожидание парома, заезд на паром. Сам паром, отчалив, уходит не сразу, долго пропускает другие суда, ждет, когда буксиры развернут ж/д паромы и лишь потом плавно выползает в пролив. Перед прибытием также - время ожидания в очереди из паромов, долгая "сортировка". В общем, в организации переправы есть куча моментов, которые можно ускорить.

В "низкий сезон" по электронным билетам можно переправляться не только в свой тайм-слот, но и раньше (электронные билеты покупать стоит, т.к. в кассы довольно много машин). Информативных указателей почти не видно (замыленному долгой дорогой важно не проскочить поворот на регистрацию - он километром раньше, чем пост ДПС).
Много времени "съедают" любители "селфи" на палубе (какой-то вирус, народ у лееров жеманничает с селфи-палками в руках). Машины в трюме "пакуют" очень плотно, если впереди запрут, то не выехать. А проход к машинам с верхней палубы один и очень узкий, после швартовки там почти давка. Почти все водители спустились заранее, а нам "повезло": наш ряд запер зазевавшийся водитель-селфист. Выехав с парома, мобильники и навигаторы попадают в роуминг - win вместо mts'а.

На горизонте кипит стройка Керченского моста. Но куда упрется поток машин с него, если выскочив с причала, скоро нагоняешь колонну груженых "чугунием" фур с предыдущего парома! Узкая дорога, разметка не везде. Начинаются кошки-мышки с обгонами. Вначале обгоны через сплошную кажутся дикостью, потом понимаешь: по встречке тут гоняют постоянно. На ЮБШ прямо перед нами обгоняющий, в закрытом повороте, дабы не столкнуться с неожиданным встречным, выскочил на встречную (!) обочину, лишь бы, не снижая скорости, успеть обогнать. Чудом не было лобового... Видимо, уверены, что будут жить вечно...

Важно помнить, что ЮБШ начинается от Алушты и далее к Форосу. От Судака до Алушты вдоль побережья идет красивейшая, но крайне сложная и узкая дорога. В Алуште сочно видно млечный путь: уличное освещение отсутствует как явление: видимо, эхо энергоблокады.
Кто давно или никогда не лазал боулдеры в Уч-Коше и Батилимане (кроме сектора "Буревестник") - лазание тут своеобразное: проблемы большей частью короткие, старты сидячие и злые, с маленьких мизеров: вроде камень "по-пояс", вроде уровень по силам, вроде все понятно, а пальцы, изнеженные скалоторскими категориями, почти не держат. В общем, теперь, как в том анекдоте, кампус и мун-борд "это наша Библия? Нет, это наша Камасутра!"

Изначально планировали лазать в Уч-Коше. Место красивейшее. Очень чисто (особенно отчетливо на контрасте с загаженной горой Крестовая/Ореанда, где количество битого стекла и "шашлычного" мусора превышает все разумные пределы). Камней очень много. Рядом - стенка ущелья. От города близко (прямо внизу, за шоссе - Ялта, при наличии маленьких детей быстрая доступность цивилизации немаловажна). Но, несмотря на близость Ялты, в Уч-Коше возникает ощущение полного уединения: тенистый лес, журчание реки, пение птиц. На подступах есть загон с лошадями (конные прогулки). По боулдерингу в Уч-Коше имеется типографски изданный гайд-бук (что для Крыма - редкость, кроме гайда С.Ковалева по Шаан-Кае, Воронцовскому и Ореанде, других не припоминаю). В Уч-Коше проводился боулдер-фестиваль. На 27crags трассы регулярно пополняются (правда, названия некоторых трасс откровенно неприятны - зачем называть трассы "Босоногий гей" и "Голожопый гомофоб", не очень понятно, ну, да бог с ними). Все эти факторы, казалось бы, в пользу лазания в Уч-Коше. Но, как я уже писал, без дёгтя мёда не бывает. Уч-Кош находится на территории заповедника: пребывание там допускается только "в целях познавательного туризма" по пропускам (оформляет Ялтинское лесничество, 2 фото 3Х4, срок оформления - неделя), болдерингистов на подходах гоняют лесники (денег при этом не вымогают), легально лазать ЗАПРЕЩЕНО. Конечно, можно ходить к камням скрытно, парковаться за километр до шлагбаума, можно лазать на камнях, удаленных от троп и проездов (по которым гоняет уазик с лесниками), но с ребенком и кучей матов шифроваться и лазать по кустам не хочется. На и вообще ощущение пребывания "украдкой", под угрозой штрафа, не очень приятно. В общем, Красный Камень тоже вроде как бы в заповеднике, но там вопрос с лазанием как-то решен, лесников там я не замечал. По большей части лазающий люд аккуратен и природодюбив, не мусорит, не бьет под камнями стеклотару, костров не разводит, вреда, в отличие от "шашлычников" и "тагильщиков" (да простят меня порядочные жители Верхнего и Нижнего Тагила), природе не наносит (хотя, бывают исключения). Возможно, если вопрос лазания в Уч-Коше тоже будет как-то решен, то Уч-Кош вполне может стать крымским "бло", отличным место для отличного боулдеринга. Дай бог, что б так и стало.

А Батилиман (Куш-Кая) на этот раз запомнился сектором "Буревестник" - раньше я там не лазал - сектор по сильно нависающей стене, самая легкая категория - 6С. После острых мизеров и коротких стартов на низких камнях, Буревестник кажется раем для рук: не зацепки, а ручканы. Но только пока не начал лезть: нависание делает свое дело. После лазания там ныли все, абсолютно ВСЕ мышцы, которые только есть в шее, спине и ниже! Впервые в буквальном смысле на собственной шкуре ощутил эффект от кинезиотейпа, наклеенного на поясницу (видимо, здоровый скалолаз, как непьющий милиционер - большое и редкое исключение!)

Подход от кемпинга "Куш-Кая" к "Буревестнику" плох (продираться вдоль обрыва, сквозь кусты и ветки с кучей матов, карабкаться по камням с детьми не приятно, а местами опасно). Лучше пройти метров 200-300 по асфальту от кемпинга в направлении к шоссе - на одном из столбов будет надпись "бомжи Крыма" - оттуда короткая тропа прямо под Буревестник. Да, из-под потолка попусту лучше не выходить - стена стреляет камнями, видел размером с кулак, никакая каска не спасет, добивает и до тропы. А еще в районе Буревестника бродит лиса.

Также удалось побывать в районе с сибирским названием "Ангарка" (в райне Перевального, между Алуштой и Симферополем) - сектор расположен довольно далеко от дороги, нужно ломиться в гору по сколькому и сырому лесу, который за 2 дня так и не просох. По строению и нависанию Ангарка похожа на Буревестник (не камни, а стена, местами сильно нависающая, местами после дождя сочится).

Мы стремимся вернуться туда, где было хорошо, мы влюбляемся в такие места, порой, вопреки, порой - навсегда. Объективности ради, боулдеринг в Крыму, если его не любить, может показаться унылым: камни сильно разбросаны по районам, гайдов нет, много коротких проблем и низких камней. Много опасных "хай-болов". Но если ты его любишь, то трудно сформулировать, почему. Я люблю! И Крым! И Крымские скалы! И Крымские камни! Здесь почему-то и дышится, думается, живется совсем по-другому. Все иррационально! Вроде бы и камни не высоки. И гайда нормального нет! И не лезется. Но так невыносимо хочется сюда возвращаться!

P.S. На фотоаппарате оказались несколько видеозаписей, из которых склеился короткий фильм - 4-й раз в жизни занялся видеомонтажом :)