Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или)

Пишет steelinside, 10.04.2016 16:45

Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Я люблю скалолазание. Для меня это не столько спорт, вот это, знаете: «…с кармана под два пальца длинное движение вправо на подхват…», сколько возможность проводить время на скалах в интересных местах с хорошей компанией. Ещё мне нравится учить людей безопасно заниматься альпинизмом. Если собрать всё вместе: скалолазание, интересных людей, любимое место и обучение, получится Скальная смена Альплагеря Туюк-Су.

Мы проводили скальные смены и раньше, но не было стержня, основной идеи. К этому сезону я придумал программу: трэд и мультипитчи. Артём Скопин — руководитель Альплагеря и президент Федерации альпинизма города Алматы — дал денег на крючья и клей, а я в ноябре прошлого года набил мультипитчей. Перед сменой добавил ещё один мультипитч и три спортивных маршрута.

Приехали 13 участников из разных мест: от Латвии до Сахалина. Мы собрали два отделения с разными уровнями подготовки. Одних учил я, других — Макс Тен. Я старался не привязываться к жёсткому плану, а поставил цель: научить людей безопасно лазать длинные маршруты. Почти все приехали на две недели, так что времени было достаточно. Мы не торопясь вспомнили, как лазать с нижней страховкой и страховаться френдами и закладками, учились спасаться и лазать на ИТО. Макс показывал своим участникам, как вязать узлы, пользоваться снаряжением и быть кавайным в любой ситуации:

Новые маршруты
Инструктора заехали на три дня раньше участников. Поставили лагерь и разошлись кто куда. Турсунали Аубакиров с Аполлинарией Орендовской молча ушли в сторону скал с верёвками, мы с Максом пошли пробовать прошлогодние мультипитчи на Висячем камне. Навсикая прекрасна. Первая верёвка — лазанье по лежачей плите с маленькими зацепами, ключ второй — пара перехватов по чуть нависающему внутреннем углу. Отлично, старое попробовали, можно делать новое.

Навесил перила, взял перфоратор и пошёл сверлить дырки на Яблоках. Там я решил клеить шпильки и к ним прикручивать оставшиеся с 2014 года уши, а на мультипитчах клеить цельные анкера. У меня была упаковка клея Хилти Хит РЕ-500 и 60 крючьев. Начал с мультипитча на Городе. Покачался на перилах туда-сюда, наметил линию и за пару вечеров в свободное от участников время насверлил дырок. Клеить крючья дольше, чем бить распорные анкера, зато клеевые надёжнее и долговечнее.

В один из вечеров распаковал клей, зарядил дозатор и пошёл клеить. Упаковки клея хватило на 51 крюк и ещё немного осталось. Доклеивал уже в темноте, зато в лагерь вернулся довольным. Первую цель выезда — пробить несколько новых маршрутов — выполнил.

Спортивные маршруты
Я считаю, что молодые и здоровые скалолазы и альпинисты должны лазать с нижней страховкой. Пусть что-то простое и короткое, но с нижней. Так можно учиться вешать оттяжки, вщёлкивать верёвку, перевязываться наверху.
Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Мои участники на Яблоках лезли легко, так что мы переключились на Библиотеку и Выход из Гавани. Там маршруты сложнее и интереснее.

Мультипитчи
Через пару дней, когда участники освоились на коротких маршрутах, мы пошли на Висячий камень, лазать мультипитчи.
Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Я лез первым в одной из связок чтобы лучше видеть, что происходит кругом и подсказывать по ходу дела. Хм… хотя я лукавлю. Я просто хотел ещё раз пролезть Навсикаю. Маршруты получились что надо: сложность от 5b до 6c, общая длина каждого ~50 метров, рельеф — плиты с дырками. Мы ходили на Висячий камень всю смену разными составами.

Вечером того же дня с Валентином Котельниковым пролезли Колесо времени. В верхней части на полках много мусора, но впечатления это не испортило. Потом Ольга Тачановская два раза лазала его с Ириной Никитиной и Валентином, а я фотографировал (и щёткой чистил зацепы). Обе верёвки оценили в 6b+.
На свежем мультипитче — Огонь изнутри — первую вервёвку (6c) я вылез онсайтом, зато на второй (7a+) упал. Через несколько дней попробовал ещё раз — получилось. Ольга и Макс Тен позже лазали первую верёвку. Ольга придумала логичный расклад без мелких долблёнок, но даже с ним категорию решили не снижать.

В один из дней я прогулял обед с Павлом Грязновым на маршруте «Сказки о силе», что там же, на Городе. Маршрут старый, и я не знаю, кто и когда его пробил, кто пролез первым. Мы чисто не вылезли. На первой верёвке ключевые зацепы хрустят, и есть вероятность, что нынешняя категория трудности (7а) изменится и вряд ли станет ниже. На второй верёвке Павел, который тут лез первым, повис где-то под верхом, а я, несмотря на верхнюю страховку, залип в середине. По моим ощущениям вторая верёвка тянет на 7b.

Боулдеринг
Когда все устали от верёвок и прочих погремушек, пошли лазать по камням. Этого добра в округе хватает, поэтому мы полдня провели скрипя зубами и принимая противоестественные позы. Вот, например, Ирина:

Или Николай:

ИТО
Чтобы более-менее уверенно лезть трэд, нужно доверять своим точкам. Лучший способ поверить в них лазать на ИТО.
Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Тут всё просто: пихай френды в щель, вешай лестницы и шагай. Иногда страшно, но в основном безопасно.
Занятия по ИТО не были основной целью, поэтому им мы посвятили только один день.

Трэд
Начали с щелей на Яблоках. В прошлом году я набил над ними спусковые станции, теперь удобно.
Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Потом перешли на второй ярус Библиотеки, где Иностранка и Гриб. Иностранка — широкая трещина под шестой камалот. Её вылезли все, хотя некоторые опасались.
Гриб — один из моих любимых маршрутов. Там надёжная страховка и замысловатые движения на ключе. Тут я пролез первым, разложил точки страховки, по которым потом лезли участники. Некоторые, до того казавшиеся весёлыми и расслабленными, рычали, ругались матом и всячески выказывали волнение. Я ведь говорю — хороший маршрут.

В другой день мы лазали на Пригороде ще́ли Боли и Страха. Щель страха уверенно лезли девушки и Валентин, а вот Щель боли никому не далась.

Самоспасение
Раз мы лазаем мультипитчи, нужно знать, как помочь товарищу, если что-то пошло не так.
Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Начали с гуманных сценариев, когда нижний участник устал и не может пролезть сложное место. Закончили нерабочим товарищем, которого нужно спускать самостоятельно. Все научились, все спасутся.

Как я увиливал от работы
Иногда вместо того, чтобы учить людей чему-то полезному, я делал что-то бесполезное. Вместе с Валентином Котельниковым натянули слэклайн от Кайфоглыбы до ворот:
Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)
Потом с ним же натянули хайлайн в Гавани:

Всё свободное (и часть занятого) времени я лазал. Самое интересное из того, что пробовал — Белый подтёк, 7с. Длинный, немного нависающий маршрут с кучей старых долблёнок. Все движения сделал, но до конца не собрал: под верхом уставал и падал.
Мне дали потестировать каску Кэмп Спид. Если одним словом — понравилась. Чуть позже в своих «советах» выложу впечатления.

Закругляюсь
Ольга спрашивала участников за ужином: «Тебе понравилось? А тебе?». Все кивали, улыбались, говорили, что понравилось. Нам, инструкторам, тоже. Посоветовались с Артёмом и решили, что проведём ещё одну скальную смену осенью, в середине октября. Сижу теперь, жду октябрь.Смена альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас (Или, Скалолазание)