"Золотой" траверс пиков Коммунизма-Корженевской командой Узбекистана. 1975г. Часть 3-я, заключительная.
Фото Константина Минайченко
Записала Илона Ильясова
К 40-летию достижения альпинистов Узбекистана:
траверс пик Коммунизма – пик Корженевской
Часть III
Несколько дней команда идет примерно в такую погоду. Конечно, не до съемок. Но Константин, вымотавшись, едва отдышавшись, опять берет аппарат, отходит метров на 15, чтобы сделать снимок. Все кричат: «Да что б тебя …, с твоим аппаратом! Куда по…!» Эти же 15 метров нужно потом возвращаться!
Удалось сделать лишь несколько кадров – видимость почти нулевая. В 9-м лагере группа празднует 28-летие Константина троекратным за ночь откапыванием палатки из-под полуметрового слоя снега...
Бивак 11-й на высоте 6700 метров. Команда пытается прижаться к скалам: в них можно вбить крючья, организовать страховку. Скальный крюк держится намного надежнее, чем ледовый! Кроме того, на штопорные крючья «завинчивается» дно палатки. Но все равно в течение ночи кажется, что кто-то хочет сбросить тебя вниз вместе с палаткой. Словно дух горы воет, бесится из-за того, что ты пришел сюда! Ветер может достигать скорости более 100 километров в час! Такой напор способна выдержать, конечно, только особая палатка: двойная, из толстого армированного нейлона, с нейлоновыми стяжками-укреплениями.
Сидячая ночевка (12-я) на крошечной, вырубленной во льду площадке. Очень хочется вниз!
Вниз по ребру на ледник Москвина, где на месте заброски четверка останавливается на день отдыха (бивак 13-14).
На высоте 6200 метров – 15-й лагерь. По описанию, в некоторых случаях альпинисты из 15-го бивака до 16-го добирались несколько дней. А наши ребята «прорабатывают» этот участок за день: в случае опоздания на ближайший рейс вертолета они могут застрять в горах еще на две недели. Мотивация сильнейшая. Конечно, приходится поработать!
Живописная ледовая мульда на высоте 6050 метров, между пиками Четырёх и Корженевской.
Вячеслав Воронин, «снежный барс», сильный техничный альпинист, проходит скалы.
Предвершинный взлет пика Евгении Корженевской.
Неожиданный подарок: предвершина пика Корженевской с этой стороны –
пологая! Идешь, как по тротуару! Константин останавливается сделать снимок. Григорий зовет: «Киссуля, идем!». Константин: «Гош, подожди, дай кадр сделаю, как ребята подойдут к вершине!» Те кричат: «Вы что там, …, возитесь?!»
На фотографии отражен интересный психологический момент. Кажется, что люди поссорились. Но здесь – другое. Мечту отняли! Дальше идти некуда... Траверс, казавшийся фантастикой: два семитысячника, пять шеститысячников – впервые пройден!
Последний – 17-й лагерь, высота – около 7000 метров. Трудно поверить, что в этой палатке помещались четыре человека со всем своим скарбом...
12 августа 1975 года ребята спускаются в базовый лагерь. Они ложатся на землю, рассматривают траву, цветы, букашек и восхищаются: как же они прекрасны! Но, конечно, самое большое чудо – это вода. Какая она вкусная, сладкая и, главное, как ее много! Низкое давление, тяжелая работа, ограниченное потребление жидкости сублимировали организм. Казалось, каждая клетка тела кричит: «Дай воды!»
Лагерь уже снят, стоят только две палатки, ожидающие четверку. Их встречают как героев, тут же засовывают в спальники, чтобы они хорошенько отдохнули. Утром, боясь опоздать на вертолет, все встают до восхода солнца и спускаются на поляну Сулоева, а оттуда, на вертолете, в Джиргиталь...
Вячеслав Воронин.
Николай Харечко.
Георгий Петров.
Константин Минайченко. Уезжая в экспедицию, он весил 86 килограммов и носил 50-й размер одежды. По возвращении, похудевший от обезвоживания и нагрузок, купит на собственную свадьбу костюм 46-го размера, и его придется ушивать...
Александр Путинцев.
Александр Ткаченко. В 1977 году вместе с Рахилей Галяутдиновой, Алексеем Гориным и Валерием Вержбицким погибнет на спуске с главной вершины Саук-Джайляу…
Рахиля Галяутдинова.
Награды, полученные участниками траверса пик Коммунизма – пик Корженевской и членами группы, прошедшей западную стену пика Корженевской.
По мнению Константина, эти достижения стали наполовину возможны благодаря уму, таланту и редкому обаянию старшего тренера сборной Узбекистана по альпинизму Вадима Эльчибекова. Он был очень изобретателен по части снабжения сборной импортным спортивным снаряжением, умел всех заставить работать, договориться с начальством любого ранга, вплоть до Шарафа Рашидова. Все, что в те годы было сделано в республике в альпинизме, было сделано под руководством Вадима Эльчибекова.
Константин Минайченко: «У каждого альпиниста была мечта сходить на все четыре советских семитысячника (в те годы о Гималаях мы даже не помышляли…). Быть в чем-то первым – предел мечтаний. Когда перед подачей заявок на чемпионат Союза 1975 года Вадим Эльчибеков спросил о моих желаниях, то я, конечно, ответил: «Траверс». Очень здорово иметь хоть небольшой шанс стать первым! И я безмерно благодарен судьбе за то, что она дала мне такой шанс».
Фото Константина Минайченко
Записала Илона Ильясова
Большое спасибо!
Рахмат!
Несколько лет я варился в команде Эльчибекова, помню рассказ о траверсе из уст Славы Воронина (Британец), успел походить, а в дальнейшем поработать с Сашей Путинцевым (Путя)
Мне очень повезло! Был знаком со многими из наших ветеранов.
Огромное спасибо Илоне и Косте за память!
С уважением Рустам Радж.
Пока писала текст к фотографиям Константина (взяла у него интервью за день до его отъезда из Узбекистана), мысленно прошла с ним траверс десятки раз - благо, опыт горного туризма помог в какой-то мере представить происходившее... Считаю, что репортаж Константина - лучший из возможных памятников его друзьям-альпинистам: и ныне здравствующим, и трагически погибшим в горах, и мирно почившим от возраста и болезней...
По поводу идентификации пика 6701. Все обсуждение мы вели с Константином по переписке, возможно, кто-то из нас ошибся. Я послала ссылку на публикацию Константину, может быть, он отреагирует.
Всем желаю дальнейших замечательных походов и восхождений!
Но на фото не Путинцев,кто то другой,не узнаю...