Пишет Nefedov Sergey, 26.11.2015 16:55

Хруст на пике Вольная Испания в рамках вздор проекта "Бейсом по вершинам Кавказа" (BASE, роуп, ropejumping, base, нефедов, семёнов, адырсу, приэльбрусье)

Вторая часть "как я провел лето" - бонусом.

Часть первая

Есть на Кавказе такая прекрасная вершина - Вольная Испания 4160 метров, ущелье Адылсу, Приэльбрусье. Несмотря на странное название, оно этой горе очень идет.

Немного вздорная, немного вольная, она не может не привлечь взора любителей красивых пиков.

Трудно не заметить, что стена довольно крутая, возможно даже слегка нависающая. По крайней мере это подтверждали полтора десятка фотографий, найденных в интернете, сделанных с разных ракурсов. По фотографиям казалось, что здесь запросто может быть 250-300 метров отвеса.
Что если к истории горы добавить немного свободного падения?

Акклиматизационный соло-выход на вершину Курмычи (4050 м).

Так или иначе, 31 августа мы с Михаилом Семеновым (Москва) дошли до штурмового лагеря на леднике Кашкаташ, 3500 метров. От парковки путь занял 5 с небольшим часов. Проход в ледопаде нашли легко, хотя в это время года, как пишут, он может быть непроходим. Выбрали место, равноудаленное от всего, что может упасть вниз с окружающих склонов гор в виде льда и камней. Не даром в этом цирке есть местные топонимы "Мышеловка" и "Мусоросборник".

На следующее морозное утро, в 5 утра мы стартовали от палатки к вершине. Погода стояла отличная, безветренная, ясная, как и в предыдущие дни, так что было решено, что шанс на прыжок есть, иначе тащить лишние килограммы физически и морально тяжело. Веря в лучшее, еще около парковки я уложил парашют в варианте для более глубокого падения и даже взял с собой трексьют. Но на 3500 все же притащил укладочный стол на случай, если в живую скала покажется меньше. Но вид на скалу из лагеря подтвердил увиденные на фотографиях оптимистические прогнозы.

В нижней части местами было много глубокого снега, корка наста не выдерживала наш вес.

Маршрут 3А очень не понравился, вначале поиски прохода между трещинами на крутом леднике, иногда под гигантскими нависающими глыбами льда, потом два отвратительных скальных жандарма на гребне, почему-то один из них называется "Лермонтов", сильно разрушенные, припорошенные снегом скалы, лед, плохая страховка. Когда дошли до самой Испании, увидели, что она также состоит из отдельных кубиков, как детская игра, только каменных и разного размера. Неприятно, тревожно и опасно.

В течении дня ветер усиливался и дул в самом неподходящем направлении, в тени и на ветру было очень холодно, на солнце и в затенении - тепло. Это время года на Кавказе - бабье лето, так и должно быть.

А на грузинской стороне все было в облаках.

Вид на Чатын и Ушбу

На вершину вышли примерно в 14.45, затратив на "тройку" неожиданно много времени.
Когда мы там оказались, ветер стих и поменял направление на благоприятное (не мешающее). Потратив около получаса на поиски полки для отделения, и измерив стену лазерным дальномером, оказалось, что если бросить камень вниз, он ударяется о скалу через 130 метров, а есть отбросить с силой, сопоставимой с прыжком человека, то через 150.

Для моей укладки это было мало, или на грани, но видимо нежелание подниматься еще раз, понимая, что это может произойти не в этом году, желание завершить начатое, тем более погода благоприятствовала, перевесило обычно очень перестраховочный образ моего мышления в сторону прыжка.
Вспоминая позже свои ощущения, мне кажется, что что-то меня подтолкнуло к этому действию. Бог? Возможно, просто давнее подсознательное желание дописать первый в мире учебник по технике Роупджампинга, на который все время было не выделить время:)

P.S. Как мне написали позже, есть способ спустить слайдер на месте, но без практики, на голом знании, я бы не стал этого делать со своим опытом в материально-технической базе парашютной системы.

Вид вниз не то, чтобы зловещий, но какой-то неуютный. Скажу за себя, на эту стену с такими "подходами" я бы не полез. К тому же, она постоянно в тени, и добавить монолитности ей бы не помешало.

В 15.30 я стоял на маленькой, очень удобной полочке, пристегнутый к станции из трех закладок. На соседней полке, на дюльферной веревке, стоял Михаил с фотоаппаратом. Миша - наверное единственный человек, которого я лично знаю, в одиночном спуске которого я мог быть уверен, иначе на такой проект нужен третий человек, чтобы спускаться с напарником. А с напарниками, все знают, в 21 веке совсем плохо. У Михаила очень много опыта соло восхождений в Домбае, вплоть до пятерок, и готовое к этому сознание. На подъеме мы просмотрели вариант дюльферов на ледник, гораздо проще и короче чем тот путь, которым мы поднимались, а на леднике осталась цепочка следов, обходящих все трещины. Скрытых трещин мы не наблюдали.

Волнения и страха перед прыжком не было, и я даже не знаю, хорошо это или плохо. Прыжок, и через две секунды я выкидываю вытяжной парашют. Для такой укладки это рано, и возможно этот фактор был главным, почему парашют раскрылся в сторону скалы и почти в мгновение познакомил меня с "пятерочной" стеной.

P.S. Кстати, красиво отпрыгнул!

Удар встретил ногами, хорошо что одеты были жесткие альпинистские ботинки. Меня отбросило влево, на второй уступ, подлетая к которому я сказал себе "я труп". Еще удар, потом меня "поколбасило" вправо-влево, купол уперся в стену, причем забился в какой-то каменный мешок. В голове пронеслись разные плохие видео из интернета, обычно заканчивающиеся у подножия скалы, а здесь это несколько сот метров. Даже если я буду живой, лежа на какой-нибудь полке или повисну на зацепившемся за выступ куполе, до прихода спасателей замерзну. Но неожиданно, или по воле случая, или потому что я все же тянул стропу управления направо, я оказался в открытом небе и взял курс на палатку, маленькой красной точкой едва угадывавшейся на леднике внизу. В полете я заметил, что порван край купола, но совсем немного и это не влияет на управление. Почувствовал, что левая нога потяжелела. Мог приземлиться прямо у палатки, но там была горизонтальная плоскость и более жесткая ледяная поверхность. Выбрал место примерно в 200 метров выше, некрутой склон, присыпанный более белым, мягким на взгляд снегом-фирном. При приземлении прокатился на попе и правой ноге, дополнительного удара на левую удалось избежать. Дополз до палатки на трех конечностях, и началось сильнейшее беспокойство за Мишин спуск. Не представляю, что он чувствовал, увидев этот "клифстрайк". Вот кто точно не будет заниматься BASE.

P.S. Для себя решил заведомо больше не планировать свой или чей-либо одиночный спуск - опасно для спускающегося и нервно для ждущего.

Жаль, что в реальной жизни не нажать Ctrl-Z. Мы бы вместе спустились, и позже вернулись бы на гору с Мишей или с кем-нибудь другим, даже не заходя на отвратительный гребень, поднялись бы вдоль линии спусковых петель, сэкономили бы несколько часов. И с другой укладкой, более стабильной при открытии после непродолжительного свободного падения, как на этой горе.

Но увы, или к счастью, ничего не изменить. Мне удалось связаться по телефону с женой, и описать ситуацию. Миша спустился примерно через 2 часа 45 минут после прыжка. Мог бы и быстрее, но у нас была 75 метровая веревка, сложенная пополам, она не позволяла попадать от готовой спусковой станции до другой станции, ему пришлось частично делать свои и сделать больше операций по продергиванию. Следы на спуске очень помогли, как он описывал, сверху трещины видно хуже, чем при движении снизу, и иногда цепочка следов была не логичной, но мы то знали, что верной.

Нога болела и опухла, я понял, что это скорее всего перелом, но это мелочи по сравнению с тем, что с большей долей вероятности я вообще мог больше не заниматься такой суетой, как жизнь.

Позже, нам написали смс, что на следующее утро в 7 утра нас заберет вертолет. Слава богу, ведь представить спуск в акье по всему этому крутому нагромождению льда и камней было тяжело, я не смог бы смотреть спасателям в глаза без чувства вины. Да и любое резкое движение отдавалось болью в ноге. Вторая была цела, но наступать на нее я тоже не мог, видимо сильный ушиб и растяжение икроножной мышцы. Саднили локти и еще пара мест на теле.

Ночь прошла в постоянном "коматозе" переворачиваний и смене положения ноги, но в 7 утра я уже лежал в спальнике на коврике прямо на леднике, Миша - на собранных и упакованных рюкзаках. Впереди сверкал на солнце красавец Эльбрус, сзади нависала строгая Испания, отпустившая, но не за просто так.

Вертолет прилетел ближе к 10 утра, не выключая двигателей нас закинули на борт. Интересно было наблюдать, что процесс нашего спасения был тут же заснят на смартфоны и фотоаппараты, вот причина, почему эта новость появилась на новостных сайтах чуть ли не раньше чем мне наложили гипс. Сейчас мы живем в очень быстром информационном мире.

Рентген показал перелом пяточной кости, как сказал врач без осложнений, но это я еще на всякий случай проверю у других специалистов. Наложили гипс.

Тем самым, с одной стороны, я добрался до того, для чего тренировался в подобных прыжках - находить новые интересные места в больших горах и делать своеобразное первооткрытие, с другой - совершил типичную ошибку, когда уже проделана некоторая работа, вложены усилия, и отступать тяжело. Спустившись вниз, с ужасом узнал о гибели Ручкина и Фомы, закрались мысли "а зачем все это вообще нужно", слишком много людей погибло в последнее время в альпинизме и бейсе, людей знакомых. Пока лезли эту 3А, среди нагромождения ледяного и каменного живья, неприспособленного для адекватного времяпрепровождения, я думал, что это ничем не безопаснее прыжка, только здесь ты находишься в опасности 9 часов, а во время прыжка всего несколько минут. Куда более атлетичны, полезны для здоровья и безопасны спортивное скалолазание, драйтулинг и многие другие дисциплины, в окружении этих же самых прекрасных гор. Но что-то нас толкает идти именно сюда и именно этим путем.

Таким образом интересный проект прыгнуть за этот выезд с еще нескольких новых "больших" кавказских вершин спешно прекращен, и, возможно, переносится на следующее лето. Стоит сказать, что Вольная Испания - чуть ли не самая красивая скала в моем списке, несмотря на трудности попадания на экзит, есть горы и попроще. Зато - прыжок почти с самой вершины, что редкость.

Из совпадений - в такой же солнечный день 1 сентября 12 лет назад мы поднялись с братом на Эльбрус. Этот прыжок был моим 200-ым прыжком, если считать скайдайв и бейс, а после видео JUMP №200 , постоянно проскакивала аналогия с "груз №200"... И это - тоже история с продолжением:(

Часть 2. Как я провел лето (до хруста пятки на В.И.)

Просто красивые картинки.

Мой первый прыжок в трексьюте, всего за две недели, проведенные под Коломной, в конце июня сделал 57 тренировочных прыжка.

Вернулся в Крым, где провел очередную Школу Роупджампинга в очень красивом месте Севастополя.

После чего, отменив по разным причинам поездку в район Аксу, месяц работал мастерком, бетономешалкой и многими другими инструментами на благо семьи.

В начале августа выехал на Кавказ. Первый раз на машине, а не общественным транспортом или автостопом. Разница в том, что обычно я попадал в какой-либо район так: выйдя из поезда или самолета и закупившись продуктами, меня туда отвозил уазик, и оттуда же увозил. С тех пор Кавказ в моей голове - это такие маленькие освещенные посещением точки на карте, а вокруг - неизвестность.

Автомобиль позволил свободно перемещаться между множеством ущелий и интересных объектов, соединяя точки в общую картину. Половину запланированных мест я посетить не успел, поездка сократилась в два раза по вышеописанной причине.

Первый пункт путешествия - Школа Роупджампинга на Ахмет-кае, КЧР. Фотоальбом ВКонтакте.
Завесили и прыгнули новую для роупа 220-метровую скалу. Совместный проект с краснодарской командой JustJump. Состав нашей сборной был 50/50 из участников школы и ребят из JJ. Удачное объединение материально-технической базы, опыта и усилий.

Пока что, это - самый высокий роуп на Кавказе, думаю совсем недолго - регион будет активно развиваться и даже этим летом, по слухам, хотели прыгнуть выше, но не приехали.

Характеристики:
Высота экзита: 220 метров.
Свободного падения: 150 метров.
Общего падения: 200 метров.
Наклонная база: 850 метров.

Также мне удалось совершить с Ахметки пять BASE прыжков и один с соседней скалы Шахан (110 м. до импакта).

Западный Кавказ встретил грозовыми дождями, 30-градусной жарой, обильной зеленью. В Крыму трава почти вся к августу выгорела.

Дальше я провел почти неделю в гостеприимной Верхней Балкарии, в компании крутых вингсьют-пилотов Ратмира Нагимьянова, Глеба Вореводина и Алексея Дроздова. Почти все время просидели под дождем, кое-куда сходили но глобально получилось совсем не то, чего хотелось.

Прогулка в один из дождливых дней к воронке - озеру Кель-Кетчхчен, 130 метровая круглая пропасть, куда тоже прыгают и роуп, и бейс. Но не так красива была воронка, как лес вокруг.

Дальше был переезд в Приэльбрусье, где по дороге я впервые осознанно увидел скалы у Тырныауза, поразившие меня своими формами и близостью к жилой инфраструктуре.

Очевидно, у них большое будущее как для спортивного, так и для тред-скалолазания. Пока что район освоен слабо, надеюсь приложить здесь и свои усилия. Полазать и поближе рассмотреть планировал как раз после прыжка с Испании.

Пока ждал, когда отпустят из неволи (с работы) Плехова, моего напарника в Безенгах в 2013 году и с кем мы планировали сходить по пятерке на Испанию, я набирал акклиматизацию. Как и в Балкарии, много дней ходил в тумане и под дождем. Прогулка по склону горы Чегет.

Скала- лицо по пути на Ледовую базу на склоне Эльбруса.

В это время успел прыгнул свой первый слайдер-ап с нового, получается мной же и открытого, экзита между поселками Былым и Бедык. Преодолел психологический барьер - другая укладка, больше падать. Удивительно мягкое открытие, даже приятно. Эх, если бы не этот прыжок, на Испанию пошел бы так, как умел - со слайдердауном. Видео прыжка ВКонтакте.

Под конец приехала семья, успели сходить все вместе к озерам в ущелье Адылсу, по пути поесть малинки.

Чудесные места!

P.S. Два с половиной месяца на костылях, в когтях посттравматической социофобии, две недели как хожу сам, медленно и прихрамывая. Процесс восстановления продолжается. Чтобы не случилось с моей психикой по окончании зимы, это был полезный опыт по снижению самоуверенности и беспечности, который получить в альпинизме все никак, слава богу, не удавалось.