Седой Страж - гора, на которой побывали, как это было.
В рамках экспедиции с 1 по 31 августа 2015 года в район пика Белого, хребта Западный Кок-Шаал-Тоо Центральный Тянь-Шань, командой ФАиСМ было совершено 7 первовосхождений, два первопрохода. 6 восхождений было на безымянные вершины, имена которым вместе с читателями РИСка придумывали -
Горы, на которых уже побывали! Подводим итоги голосования!
http://www.risk.ru/blog/205917
Как прошли сборы см. статью:
Дневник экспедиции ФАиС Москвы в район пика Белый, август 2015
http://www.risk.ru/blog/206111
Как прошла первая часть см. статью:
"Два взгляда на одно и тоже альпмероприятие на Центральном Тянь-Шане под пиком Белый"
http://www.risk.ru/blog/206372
Эта статья о восхождении на основную цель экспедиции - пик Седой Страж.
14 августа. Началась вторая часть экспедиции
Уехали новички, закончилась первая часть нашей экспедиции. Фуф!!!, гора с плеч, полегчало, теперь можно спокойно заняться реализацией нашей основной цели. Две недели готовились к восхождению, ходили вокруг горы, просматривали возможные маршруты, искали возможные пути спуска, долго наблюдали за поведением маршрута, его безопасностью. Определились, всё готово.
15 августа.
До обеда собирались, сколько времени и как идти под маршрут нам известно, Нилов с Митяем всё разведали. Спокойно доели все что приготовили вчера, положили на землю палатку, придавили камнями, чтоб ветром не уронило. Погода звенит, вышли после обеда. Идём на восхождение двумя группами: мы втроем на Седой Страж, Руслан с Володей на безымянные вершины на отрогах пика Белого. По плану работаем рядом, почти в прямой видимости (если можно через гору посмотреть на другую сторону). Вместе с ребятами дошли до развилки ледника Ферсмана, ребята пошли направо, в сторону западного отрога пика Белого, мы пошли на подготовленное ранее место ночевки. Пришли к палатке когда уже смеркалось, поели, легли спать.
16 августа. Камины, карнизы
Встали в 4:00 и по темноте подошли под маршрут. Начали восхождение. Относительно прошлого года (восхождение на Кызыл-Аскер, который находится всего лишь 30 км западнее), здесь гораздо теплее и Нилов лезет в скальниках.
Первые три Веревки Нилов умудрился пролезть с рюкзаком, были пятёрочные короткие стены с осыпными полками. Далее стена встает, Нилов полез без рюкзака.
Пролезли еще одну веревку, остановились перед карнизом. Просматривается проход справа через карниз на стену, которую не видно из-за карниза, на фотоаппарате (на снимках снятых заранее) не понятно , что нас ждёт. Слева на три верёвки просматриваются широкие трещины и стены с богатым рельефом. Приняли решение идти слева по широким трещинам, не тратить время на прохождение карниза и в дальнейшем непонятно какой стены без рельефа. Когда начали работать в трещинах возникала мысль, что через карниз, может было бы проще, так как щели и камин с гладкими вертикальными стенами залитыми льдом оказались не очень простыми для прохождения, и непросто пришлось тащить через них рюкзаки.
Так как рельеф был переменчивым - то стенки с отрицательным углом наклона, то карнизы, то положительные стенки и наклонные полки, то щели и камины, и всё в течении прохождения одной верёвки, идти одновременно с двумя рюкзаками оказалось очень трудозатратно и неудобно, пришлось поднимать рюкзаки попеременно. Поднимаешься с одним рюкзаком, проходя положительные участки и щели с рюкзаком за спиной, и перевешиваешь рюкзак под себя, преодолевая карнизы. Вытягивать рюкзак оказалось невозможно, цепляется и застревает. Отвлекать Митяя от работы с Ниловым - нерационально. В прошлом году на Кызыл –Аскере было гораздо больше чисто вертикальных участков, что было легче для жумаринга и вытягивания баула (в этот раз стеной баул не брали пошли с рюкзаками экстремальной серии БАСК, которые я протёр об скалы). Правда на Кызыл-Аскере было холодно и Нилов лез в ботинках и кошках, и в основном ИТОшил. А тут местами на высоте 4,5 км в трещинах растут удивительные цветы.
Начиная с третьей верёвки я видел только пятую точку Нилова, что и должно быть при правильной работе команды. На 5-й верёвке мои крюконоги развалились от нагрузки, приходится на весу ремонтировать навязывать петельки, предусмотрительно рассованные по карманам. На 8-й верёвке уже начали хватать судороги предплечья от жумаринга и постоянного перевешивания в зависании рюкзака то под ноги, то на спину. Уже смеркается, кричу народу смотреть ночёвку. Сам начинаю ломать голову как в этих расщелинах ночевать, если ни чего лучшего не будет. Хотя видно, что мы уже поднялись до верха «тумбы» (в нижней части восточного склона горы есть наклонное плато) и где то тут должно быть выполаживание в сторону «тумбы». Митяй кричит, что Нилов видит место под гнездо, и чтоб я бросал второй рюкзак и шёл строить ночевку. С радостью выполняю эту команду, выскакиваю на верх, а Митяй дюльферяет вниз за вторым рюкзаком. В сумерках оцениваю где будем строить гнездо. Беру у Нилова железо и веревки, он меня выпускает, подхожу к месту стоянки, делаю станцию и горизонтальные перила сверху и снизу предполагаемого места строительства. Перила готовы! Стемнело. Надеваю фонарь. Успели просто тютелька в тютельку.
В темноте строим площадку. Место ночёвки в виде косой наклонной 20-ти градусной полки. У стены сыпуха, которую можно откопать и выломать камни, а на склоне соорудить подпорную стенку. Стена с отрицательным наклоном образует над палаткой нависание, что обеспечивает нашу безопасность. Откопали, скатили большие камни на край предполагаемой площадки, закрепили и расклинили их - основа подпорной стенки. Обозначенный периметр начинаем заполнять камнями поменьше, раскладывая их в перехлёст под углом внутрь площадки, сверху со всей округи собираем камни и засыпаем площадку. Вполне ровно и широко. Ставим палатку, последний штрих посылаем Митяя рубить лёд с натечного льда в углу стены, он рубит, но много улетает, встаю снизу ловлю, накололи мешок из под палатки, до утра воды хватит. В палатку и отбой.
В первый день 14 часов работы на маршруте - 9 верёвок. 2 часа строительства гнезда втроём. Одну статику то ли перебили, то ли перетёрли на карнизах - начала слезать оплётка.
17 августа. Голые стены и зигзаги
Подъём в 4:15 ещё темно. Собираем бивачное снаряжение, кипятим воду. Я выхожу из палатки встречать рассвет с фотоаппаратом. Обожаю рассвет с ночёвки на маршруте… Здравствуй солнце ясное мы друзья прекрасного!!
Начинаем работать в 7 утра. Пролазим две верёвки, находим хорошее место под ночёвку. Я остаюсь строить ночёвку, Митяй с Ниловым уходят вешать верёвки. Над ночевкой видно нависающая ровная стена без рельефа. Нилов серпантинил по ней как уж на сковородке, перелезая через перегиб на стене то налево то направо. В результате множество станций, я перевязываю нижнюю станцию, освобождаю верёвки для работы. Метель, холодно. Верёвки кончились. 18:00 спускаются, спрямляют верёвки.
12 ч работы. 4,5 верёвок. 1,5 ч один строил гнездо.
18 августа. Сосулька над головами.
Обожаю рассвет с ночёвки на маршруте… Здравствуй солнце ясное мы друзья прекрасного!!
Начинаем подъём, сегодня первым работает Митяй. Нужно прожумарить все верёвки, освободить их для работы. Ну и разброс станций на стене!!. Сперва от каждой станции ты выбрав верёвку маятником перелетаешь за перегиб, либо траверсируешь, выдавая себя со станции чтоб не бултыхаться, а потом идёшь вверх. Последний кто будет всё это снимать (Нилов) на терпится … Но зато удобно жумарить по ровной вертикальной стене без препятствий и помех..
Выходим на верхнюю станцию, Митяй начинает ИТОщить по трещине. Проходит 30 метров и начинает ааакать и кричать, «ааа… не могу ни чего сделать прячься камни»… и обсыпает меня камнями. Станция висячая, строго под его трещинной мне некуда деться, только прижаться к стене - и я получаю все удовольствие камнепада. На запястьях на черных перчатках появляются мокрые пятна - кровь. Не успел убрать руки из под обстрела. Митяй пролез веревку, увидел место под ночёвку. Кричит что воды нет. Дюльфернулся снял точки. Пока мы ИТОшили уже подошёл Нилов, как он все снимал не рассказывает.
Я пошёл на верх. Через 30 м подошёл к тому месту откуда Митяй меня обстрелял (внутри трещины наклонная полка с сыпухой ), Митяю необходимо было использовать рельеф чтоб лезть и он цеплял камни, они ссыпались вниз. Я на верёвке и мне нет необходимости трогать рельеф, поэтому друзей с низу не обстреливаю. Вижу весит в трещине сосулька. Так как нет воды вверху, решаю наломать сосулек, снимаю рюкзак, достаю чехол от палатки. Только взялся отломать сосульку, и тут вся ледовая пробка отламывается мне в руку килограммов 10-15. Понимаю, что если я её отпущу, то она прилетит к Нилову и Митяю и это будет повеселее камешков, которые на меня Митяй ссыпал. Колоть её здесь, все равно что-то им прилетит. Как минёр аккуратно креплю глыбу льда к рюкзаку, обматываю пуховкой, чтоб не рассыпалась. Чехол от палатки оставляю на полке. Еле одеваю рюкзак и аккуратно жумарю дальше. Прихожу на станцию. Хорошая сеть полок. Делаю горизонтальные перила. Начинаю выбирать какая полка лучше, на какой меньше работы под строительство ночёвки. Подходит Нилов. Он, обнаружив пустой мешок на полке, набирает мешок льда. Я ему не стал кричать про лёд, что он у нас есть и больше можно не собирать, он подумал, что это я ему оставил и набрал ещё льда. Теперь у нас льда на два дня. Время ещё есть пока я строю гнездо, Митяй с Ниловым вещают веревки дальше. Сумерки. Спустились. Я сварил компот из сухофруктов.
13 ч работы. 4 веревки. Гнездо строил один 1,5 ч..
19 августа. 9-й вал.
Подъём 4:15. Обожаю рассвет с ночёвки на маршруте… Здравствуй солнце ясное мы друзья прекрасного!!
Чем дальше в лес тем… Выход на крышу оказался мудрёным.
Как обычно видел только пятую точку Нилова. Общался только с Митяем и то междометиями, ну и блин косые перила под нависающими скалами…
На одних перилах так ухайдакался, порвал новые спонсорские БАСКовские штаны, - траверсировал на цыпочках, но не удержался свалился под наклонную стенку, куча промежуточных точек не дают сильного провиса, но непонятная диагональ стесняет движение, как скалолаз закидываю ногу на карниз, рюкзак перевешивает вниз головой, потратив кучу сил вылажу и ругаюсь собственной глупости по растрате сил. Да ещё недовыбранная верёвка, которую Митяй тащил за собой, переплелась с перильной верёвкой и очень мне усложняла жизнь, зараза… Когда спустился за вторым рюкзаком, на этом участке целенаправленно заранее свалился, завис, перевешал рюкзак и технично ловя равновесие экономя силы пролез. Надо думать, а не нахрапом брать. На весь маршрут сил может не хватить.
Точки промежуточные потом Митяй слазил снимать, а я как обычно полез искать место ночёвок. Уже видна крыша. Я оставил свой рюкзак, взял рюкзак Нилова, чтоб ему переобуться и переодеться, уже смеркается и вроде вот она крыша. Туплю на последних косых перилах, оставляя Митяю дополнительные трудности с двумя параллельными верёвками с точками, подхожу к Нилову, Нилов переобувается, видим ледовую стену и не видим мест ночёвок… Смеркается и тучи заходят. Принимаем решение идти к трещине в низу ледовой стены с намёком какой то снежной полочки, может там что то откопаем под ночёвку… Митяй дюльферяет, поднимать рюкзаки и снимать верёвки. Выпускаю Нилова по диагонали по снежному склону в строну предполагаемой ночевки, он крутит промежуточные точки, не хватило 50 м, надвязываю верёвку. Нилов доходит до трещины, крутит станцию на бурах. Готово!
Прохожу пол веревки, смотрю вверх – Нилова нет…? Иду дальше, вроде видно хорошо станцию, а Нилова НЕТ!! Следов падения нет, и не мог он мимо меня прошуршать незаметно…. Ускоряюсь выхожу на станцию и вижу отверстие в стене, из темноты голос Нилова:
- Фонарик есть?
- У меня твой рюкзак, в нём фонарик, а мой у меня в кармане.
- Тут похоже хрустальный замок про который ты фотографии показывал.
(в Ала-Арче местные показали ледниковую пещеру в языке ледника и я показывал ребятам фотографии)
Даю ему принесённую веревку, он внутри крутит бур , а свободный конец верёвки остается на перилах, и потом, как оказалось, навредит Митяю. Надо было выбрать всю веревку на станцию. Запихиваем пинками вовнутрь ледниковой пещеры рюкзак. Я поднимаюсь и мы как дети с Ниловым гуляем по хрустальному замку раззявив рты… Время потеряло свои свойства, а надо искать место под ночёвку. Находим красивый зал, со сводом и площадкой.
- Тут давай попробуем, только сверху лишнее срубим, чтоб на голову не упало!
На цыпочках, уперевшись в ледовую стенку и на меня Нилов цепляет, а не бьёт кусок люстры на потолке и куча льда ссыпается с потолка с чугунным звоном, мы пулей вылетаем из зала. Похоже весь лёд тут находится под таким напряжением, что эта энергия сжатия выплёскивается наружу только дай ей повод. Ага, в залах ставить палатку нельзя. Ищем другое место, находим невысокое пространство прям на краю ледовой стены, получается комната с окном на улицу, хорошо, хоть будет видно что на улице творится, а там уже метёт... Пол засыпаем всем, что плохо висит сверху и по бокам. Митяя нет, я представляю как он там снимает всю это косое безобразие и как ему там не весело.. Но Нилов говорит - ни куда он не денется с верёвки, приползёт. Приползает Митяй, я жду ругани, но он не ругается, только говорит, «что же вы верёвку то не выбрали». Я вспоминаю как я ругался про свою ситуацию с верёвкой днём и понимаю свой косяк, типа алаверды вам за мои неудобства, но не специально, просто хрустальный замок заворожил.
Сегодня у представителя спонсора БАСК Юли Кузнецовой д.р., но из под ледового подземелья не получилось дозвониться. Митяй не вылезая из палатки набирает льда для чая. Ложимся спать.
13 ч работы. 5 веревок. Гнездо строили 1,5 ч..
20 августа. Вершина.
Я всегда вовремя просыпаюсь без будильника, как то чувствую время, но похоже в этом подземелье солнце плохо слышно, проснулся позже, да и солнце не видать, некому сказать - Здравствуй солнце ясное, мы друзья прекрасного!!
Собираемся, смотрим при дневном свете хрустальный замок, фотосессия. Выползаем наружу.
Траверсируем под стеной льда, ищем выход на верх. Прошли на передних зубьях веревку неудобного траверса, конца стены льда не видать. Подошли к сужению, где высота стены стала метров 20, Нилов попытался пойти вверх, пролез 5 м, спустился. Лёд – не лёд, а чугун, не бьётся не держит, мрак.. Пошли дальше ещё одну верёвку, видим выполаживание и что то похожее на кулуар. Нилов уходит, следом Митяй, снимая промежуточное точки и спрямляя верёвку, Нилов выбирает свой рюкзак, Митяй направляете его.
Пошёл я, пролез 5 метров и бум и наступила темнота. Спрямлённая без точек верёвка, под натяжением срезала какую-то глыбу льда, которая прилетела мне в голову, хорошо что не в плече и руки. Как долго была темнота я не понял, но судя по тому, что народ не ругался, что долго меня ждал, наверно не долго. Говорю, что я словил лёд, они говорят - мы не виноваты не спускали, отвечаю, что сам его себе срезал. Вот она крыша, не понятно как будем спускаться, приходится с биваком идти на вершину. Идём вверх по склону, то метель, то снег, солнца часто закрывается тучами, это хорошо, а то бы сгорели на этой сковородке. Считаем веревки: Нилов делает отметку, рисует цифру, когда я, идущий последний, подхожу к отметке кричу «N-я верёвка», Нилов делает новую отметку и пишет новую цифру. Иногда цифры заметает и их не видно.
Вышли на вершину. Классная, широкая, со снежным конусом, со скалами по краю, можно тур построить. Начали фотоссесию, пока туча не накрыла. Не успели, метель и туман.
Строим тур, стараемся сделать его побольше, спиралью раскладывая камни и сужая тук кверху. Внутри пространство. Пишем записку. Туча и метель, не видно куда спускаться. Каждый кому-нибудь позвонил. На телефоне от спонсора GTNT куча денег, которые мы не успели потратить, так как не хватило ума, времени и сил настроить Интернет для передачи фотографий для визуализации текстового сопровождение нашего проекта на РИСКе. До РИСКа - Лианы и Елены не дозвонились. Позвонили Юле нашей связной со спонсором БАСК, поздравили с днём рождения, пока с ней разговаривали мелькнуло солнце, я кричу Юля - тебя даже солнце выглянуло поздравить!!. Закончился телефонный разговор, ушло солнце. Проволока в капюшоне БАСКовской куртки жужжит, где то громыхает. Ни чего не видать. Решили поставить палатку прям на вершине скрыться от ветра, чтоб не мёрзнуть. Только поставили палатку, природа/погода/гора наверно все вмести поняли, что бесполезно нас испытывать, и распогодилось. Стало солнечно и почти тихо. Продолжаем фотоссесию, но уже время поджимает надо бежать вниз.
Добежали до бергшрунта с хорошим карманом от ветра. Я строю бивак, Митяй и Нилов уходят на разведку спуска. Прямо вниз - снежный склон, непонятно чем заканчивающийся, слева - сбросы на ледник, решили спускаться на ледник между нашей вершиной Седой Стражи пиком Белым. Ещё светло, а мы уже в палатке. Обнаружил, что каска от удара льда утром, когда вылазил на крышу, всё таки сломалась, отвалился внутренний пенопласт от пластика и каска стала «жидкой». Еды осталось ещё на одну неделю. Праздник живота, чтоб меньше тащить вниз.
5 ч работы до вершины, 3 веревки льда. 11 верёвок снега. Спуск 2 часа до ночёвки, 2 часа разведка провешивание дюльферов.
21 августа. Спуск.
Подъём как обычно. Здравствуй солнце ясное мы друзья прекрасного!! Фотоссесия рассвета.
Куча дюльферов до ледника. Последний дюльфер не хочет из-за трения на перегибе продёргиваться. Нилов лезет перевешивать. А я с низу не могу докопаться до льда, чтоб станцию сделать. Льда глубже метра нет, а тот что есть - рукой бур вынимается. Закапываю ледоруб. Начинаем поиски и блуждания по ступени ледника, траверсы и дюльфера, прыжки и попытки на пятой точке прокатиться.
Всё! «земля». Фотографии на финише, используя рыбий глаз фотоаппарата нашего спонсора ОЛИМПУС. Эх надо было ещё портреты поделать, не совсем удачно получилось.
Раздеваемся и бежим вниз. На развилке ледника Ферсмана Митяй идёт вверх забирать оставленные вещи под маршрутом, мы с Нилов идем вниз, попеременно неся Митяевский рюкзак на загривке. Доходим почти до конца прямого участка по марене, я думаю как дальше с двумя рюкзаками плясать по камням будем, но тут нас нагоняет Митяй и ругается, что еле догнал. В 23 ночи мы в базовом лагере. Володя с Русланам наготовили еды.
15 ч работы. Скинули 1500 м.
Всё. Прошли маршрут быстро, но напряжённо, много непростой работы. Повезло и с погодой и с местами ночёвок. Других ночёвок на маршруте не было.
Приложение отчёт о восхождении..
Продолжение о последних днях экспедиции следует…
Фото: Григорьев Д., Головченко Д., Нилов С.
Экспедиция ФАис Москвы проходила при поддержке:
• НПФ Баск www.baskcompany.ru
• Магазин Шерпа (Grivel, Julbo) www.sherpa.ru
• Снаряжение Венто www.vento.ru
• Обувь Zamberlan www.zamberlan-russia.ru
• Спутниковая связь предоставлена фирмой GTNT www.gtnt.ru
• Фотоаппараты OLIMPUS www.olympus.com.ru
Информационная поддержка: журнал "РИСК онсайт", портал risk.ru