Особенности использования спутниковых навигаторов в горах
Приятно залезть на гору налегке и застать такие виды. Только спускаться пришлось безлунной ночью. Навигатор здесь оказался очень кстати. Начало спуска с первопрохождения (предположительно, 5Б) на п. Узбекистан (5100)
Так сложилось, что летом прошлого года меня позвали работать гидом на пик Ленина. Сам я на этой горе раньше не бывал, поэтому решил компенсировать свое незнание маршрута приобретением GPS-навигатора. Приборчик очень пригодился уже на том выезде, но с тех пор я постоянно открывал для себя новые возможности спутниковой навигации в горах. Памятуя о том, сколько времени у меня ушло на нахождение и освоение всех этих фишек, считаю своим долгом поделиться опытом.
Часть наблюдений, изложенных в этой статье, справедлива и для ориентирования на равнине. Однако, некоторые приемы становятся актуальны именно в горах.
Итак, перед тем, как начать подробное изложение техники и особенностей применения навигатора в горах, перечислю, для чего вообще может пригодиться этот недешевый (и часто не легкий) прибор, чтобы стало понятно, насколько оправдано его приобретение и постоянное ношение. Начнем с самого простого и очевидного.
Способы применения
1. Возвращение с некрутого маршрута в условиях плохой видимости по записанному на подъеме или заранее загруженному в память устройства (тогда по нему можно и подниматься) треку.
2. Создание нычек со снарягой или продуктами в самых неприметных местах и их обнаружение даже при полном отсутствии видимости
3. Собственно, ориентирование в незнакомой местности, в том числе при отсутствии видимости. Именно этому пункту будет посвящена большая часть статьи. На нем основаны перечисленные далее приемы.
4. Создание описаний по некрутым маршрутам (или их участкам, до 75°). Особенно это актуально для участков, пройденных с одновременной страховкой или фри-соло.
5. Улучшение контроля за движением группы из лагеря. Сразу поясню. Не будет больше ситуаций, когда в 16.00 группа заявляет, что «уже подходим к вершине», а в 18.00, что «нам пара веревок до гребня осталась». С навигатором все просто – если начспасу известна высота вершины и если он хорошо знает маршрут, то узнав высоту группы, он может с очень большой точностью определить ее местоположение и оценить ситуацию. Конечно, этот прием может быть использован и самими участниками, для самоконтроля. Поэтому, при создании описаний для гайда по Дугобе я всегда старался записывать высоту вершины по навигатору (данные карт и классификатора могут быть очень неточными).
Техника (железо)
По всей вероятности, для ориентирования в горах можно применять любой прибор (в том числе, телефоны и планшеты), оснащенный GPS-модулем. Разумеется, чем надежнее прибор, тем больше на него можно полагаться. Например, если вы работаете с обычным, незащищенным смартфоном, нужно всегда учитывать возможность его поломки или разряда встроенного аккумулятора. В этом смысле, специальные ударопрочные навигаторы, при наличии запасного комплекта батареек, намного надежнее, да и классическое кнопочное управление значительно удобнее сенсорного экрана. С другой стороны, экраны смартфонов выдают более качественную картинку, что дает очень большой бонус при навигации по спутниковым снимкам. При подготовке смартфона для выезда в горы, обязательно нужно учитывать, что большинство программ под Андроид (и, насколько я понимаю, у Эппла) заточены под онлайн, и нужно проверять, будут ли они нормально работать без интернета.
Отдельно следует сказать о компактных навигаторах и о бюджетных или старых моделях с маленькими экранами, без поддержки карт разнообразных форматов. Их можно с успехом использовать для нахождения нычек, для возвращения по треку и для базовых навигационных задач. Хорошо иметь такой прибор в качестве запасного, и для выходов, которые не предполагают сложного ориентирования (например, на крутом маршруте, со спуском по пути подъема, когда нет необходимости составлять описание). По поводу часов с GPS-модулем ничего сказать не могу, не пользовался.
Сам я полтора года использую Garmin GPSmap 64 и с другими устройствами почти не работал, поэтому рассуждения о технических характеристиках устройства могут быть не слишком объективными. Тем не менее, постараюсь максимально непредвзято предположить, какие функции и технические характеристики могут оказаться необходимы или полезны для навигатора, который предполагается использовать в горах.
1. Классическое кнопочное управление. Очевидно, что сенсорный экран не очень удобен в экстремальных условиях
2. Ударопрочность и влагозащищенность
3. Возможность замены батареек или аккумулятора
4. Качественный и достаточно большой экран, для ориентирования по низкоконтрастным спутниковым снимкам. Например, у серии GPSmap экранчик вполне адекватного размера, но качеством и яркостью изображения производитель пожертвовал – по всей видимости, ради экономичного расхода заряда батарей. В результате, днем, даже в пасмурную погоду, приходится рассматривать карту, накрывшись с головой курткой.
5. Встроенный магнитный компас. Очень полезная функция. В горах особо не побегаешь, и направление движения постоянно искажается из-за погрешности (навигатор постоянно пересматривает свое месторасположение, в пределах 3-70 метров – в зависимости от количества найденных спутников – и не может отличить это от ваших перемещений). При скорости движения от 4 км/ч проблема не так заметна, но на маршруте это – серьезный недостаток. Кроме того, без магнитного компаса невозможно определить стороны света, стоя на месте.
6. Барометрический альтиметр. В моем навигаторе этот модуль тоже отсутствует, поэтому не могу с уверенностью сказать, насколько он эффективно работает в связке с данными спутников. Как правило, барометрические альтиметры на часах, даже после калибровки, выдают погрешность +-50 метров. На равнине и на некрутых склонах спутниковые данные намного точнее, но можно предположить, что на стене барометрический альтиметр может увеличивать точность показаний прибора.
7. GPS+Глонасс. Мой товарищ сравнивал показания двух приборов серии GPSmap, один из которых поддерживал обе спутниковые системы. Оказалось, что точность показаний (погрешность не более 3 метров) и динамика уменьшения погрешности (скорость с которой прибор находит спутники и, соответственно, увеличивает точность позиционирования) почти не отличаются. Однако, он сравнивал приборы на равнине. В горах, особенно на крутом маршруте, часть неба всегда закрыта массивом горы. Поэтому можно предположить, что увеличение количества спутников на видимом участке неба может увеличить точность показаний прибора.
8. Поддержка разнообразных форматов карт. К сожалению, пишу эту статью в горах и в «оффлайне», поэтому не могу почитать и вспомнить, как называются все эти форматы. Суть в том, что самые простые и старые модели приборов поддерживают только специально созданные для них карты, которых не так уж много. В более дорогие, новые навигаторы можно закачивать, после элементарного форматирования, практически что угодно, в том числе и спутниковые снимки. Особенно удобно пользоваться форматом JNX – подробнее об этом см. раздел Картография.
9. Объем памяти. Часто производители подают этот пункт как одну из ключевых характеристик, и модели с разным объемом памяти могут сильно отличаться в цене. Лично мне небольшого объема встроенной в моем устройстве памяти всегда хватало с запасом, а слот для microSD так до сих пор и пустует. Может быть, эта характеристика актуальна для использования навигатора в более цивилизованных регионах земного шара, по которым есть очень детализированные карты…
Необходимые функции (софт)
Начиная осваивать свой навигатор, я много времени потратил на то, чтобы разобраться в функциях вроде «ведение по треку», «сигнал о прибытии в точку следования», которые, как я потом понял, предназначены скорее для автомобилистов. Здесь я перечислю функции, которые оказались наиболее востребованы при ориентировании в горах. Скорее всего, что-то подобное можно найти в большинстве навигаторов. Купив устройство, желательно до выезда в горы все это найти, при необходимости настроить и научиться уверенно использовать.
1. Запись трека, настройка его отображения на карте. Навигатор предлагает множество опций и настроек для работы с треками. К сожалению, большая их часть совершенно не годится для хождения в горах – по сложному рельефу, в отсутствии карт с обозначенными дорогами и тропами (возможно, где-нибудь в Европе дела обстоят иначе…). Например, если вы обозначите на только что скачанной в навигатор карте Генштаба место ночевок в качестве пункта следования, он вряд ли подскажет вам что-то более интересное, чем прямую линию. Не стоит даже просить прибор провести вас по только что записанному треку в исходную точку. По всей видимости, навигатор выдает стабильную погрешность (у моей модели 5-10 метров), в зависимости от ориентации антенны, и будет постоянно предлагать вернуться туда, где, по его мнению, располагается тропа. Кстати, по этой же причине при движении по закрытому леднику не получится смотреть на экран навигатора и идти точно по замаскированной свежим снегом тропе. А вот вернуться на нее вполне реально – навигатор поможет достаточно быстро определить, забрали вы слишком в лево, или в право.
Ну да хватит о том, чего не нужно делать. Имеет смысл просто настроить архивацию треков, научиться быстро находить их и делать так, чтобы их нитки отображались на карте. Еще, где-то в настройках может быть регулировка частоты записи точек трека. Скорость в горах небольшая, поэтому писать их можно редко. Правда не знаю, экономит ли это заряд батареи, или только место в памяти.
2. Отображение погрешности прибора. Как только навигатор свяжется с несколькими спутниками (три, кажется?), он начинает уверенно отображать свое местонахождение на карте. Только погрешность при этом оказывается под сотню метров. По мере нахождения новых спутников, точность показаний значительно увеличивается (погрешность до 3 метров на GPSmap). Для того, чтобы понимать, в какой момент можно начинать доверять данным прибора, имеет смысл настроить его так, чтобы он отображал возможную погрешность на одном из экранов - скажем, на карте
В настройках включена опция отображения двух информационных окошек в верхней части карты
Или, во всяком случае, нужно уметь быстро переключаться на страницу, на которой можно это узнать. Для особо нетерпеливых, можно научиться быстро открывать экран, на котором отображается процесс поиска спутников.
3. Хорошо, если помимо погрешности на экране по умолчанию отображается высота над уровнем моря, поскольку это – самая важная навигационная информация в горах.
4. Измерение расстояния. Важно уметь измерять расстояние как от места нахождения прибора, так и между любыми точками на карте. Особенно важно уметь это делать при ориентировании в горах, поскольку данным по треку доверять нельзя: устройство добавляет расстояния, полученные в процессе корректировки местоположения устройства (в рамках погрешности) к тому, что вы реально прошли.
5. Запись маршрутных точек. С этим все просто – нажимаете кнопочку и получаете маршрутную точку (на моем устройстве, в качестве названия, ей присваевается порядковый номер). Конечно, делать это следует, когда погрешность позиционирования становится минимальной. Однако, для того, чтобы не ломать себе потом голову, что обозначает этот флажок с цифиркой, имеет смысл научиться быстро печатать на устройстве. Конечно, в комфортных условиях окружающей среды, для этого наиболее удобны смартфоны и навигаторы с сенсорными экранами. Но и обычными кнопочками, при должной сноровке, можно напечатать название для маршрутной точки, по которому ее можно будет потом легко опознать.
Определение крутизны и протяженности участков
При прохождении маршрутов фри-соло и с одновременной страховкой, часто бывает непросто определить пройденное расстояние. Серьезная проблема, если хочешь потом сделать описание. Еще перед покупкой навигатора возникла мысль, что с его помощью эту проблему можно успешно решать. Оказалось, действительно, на склонах примерно до 75° показания навигатора оказываются достаточно точными, чтобы определить протяженность и крутизну участка. Для этого нужно не забывать отмечать ключевые точки маршрута, предварительно добиваясь максимально возможной точности позиционирования (достаем устройство из кармана и держим его на вытянутой руке, как можно дальше от склона). По возвращении с горы, вспоминаем школьный курс геометрии: перепад высот между ключевыми точками маршрута известен, расстояние между ними по горизонтали измерять умеем, это – два катета прямоугольного треугольника, по которым находим гипотенузу – протяженность участка. Крутизну можно просто прикинуть, в соответствии со своими ощущениями (Скажем, если перепад участка 100м, и расстояние между точками по горизонтали 100м, то треугольник равнобедренный, и крутизна будет 45). Этим летом я так и делал, при составлении описаний – все никак не вспомню, что нужно купить транспортир, пока есть такая возможность. Можно, конечно, посчитать угол через синус (или косинус, или как там…), но это мне не по мозгам.
Освоив этот прием, можно с хорошей точностью сделать описание даже по пройденному в одиночку маршруту. Но и для маршрутов, пройденных в группе это небесполезно – для того, чтобы продублировать и уточнить измерения, полученные при подсчете пройденных веревок. Нужно только помнить, что чем круче маршрут, тем меньше точность измерений. Например, можно составить очень точное описание по простому траверсу или классическому маршруту на семитысячник, просто отмечая регулярно маршрутные точки (при изменении сложности рельефа, на поворотах и т.д). На маршруте крутизной порядка 70° нужно быть очень внимательным при создании маршрутных точек – погрешность позиционирования может уменьшаться очень медленно, а если отметить маршрутную точку при погрешности 20 метров, можно получить очень интересные данные по прилегающим к ней участкам.
На самом деле, этот прием можно использовать не только при составлении описаний. Через какое-то время начинаешь уже на маршруте прикидывать, что осталось пролезть.
Например:
Расстояние от меня до вершины 250 метров, а перепад – 200. Значит, крутизна меньше 45° и это все пробежится без страховки или в одновременке.
Ну а если в навигатор закачена хорошая карта, такие же расчеты можно провести даже не взглянув на гору.
П. Узбекистан, Северная стена. Берг отлично виден. Угадывается ключевой участок между скальными контрфорсами – прямо посередине стены.
Высота вершины была известна. Высоту бергшрунда удалось достаточно точно угадать. В результате, я предположил, что средняя крутизна большей части стены – примерно 70°, +-5°. В реальности, все так и получилось http://www.risk.ru/blog/206161
Картография
Ну а теперь самое интересное. Оговорюсь сразу – карты бывают разного качества и разных форматов. Я пользовался только некоторыми из них и от последнего своего опыта просто в восторге. Если кто пробовал что-то другое и остался доволен, прошу рассказать в комментариях. Кстати, этот раздел статьи, к сожалению, сильно завязан именно на Гармин, и именно на устройства класса GPSmap последних лет выпуска. С другими приборами все может быть совсем иначе.
Итак, если для района не существует специально подготовленных энтузиастами карт (в прошлом году где-то откопал хорошую карту для пика Ленина), то лучший вариант – использование карт в формате JNX. По сути, это – несколько (до 5, кажется) карт, склеенных в один файл, и устройство автоматически переключается между ними при изменении масштаба. В Garmin считают, что все должны пользоваться платным сервисом Birdseye (база спутниковых снимков, вроде яндекс или гугл карт), но я не знаю... Кто тоже сомневается, может легко найти в сети рецепт и вылечить свое устройство. Тогда можно будет использовать любые карты – начиная с чего-то очень масштабного, пригодного разве что для заброски в район, заканчивая спутниковым снимком с максимальным приближением.
Впрочем, не стану воспроизводить здесь материал профильных сайтов и блогов. После того, как я понял, что мне надо, поиск и установка карт заняли всего несколько часов.
Особенности работы со спутниковыми снимками.
При выборе спутниковых снимков, нужно учитывать, что они далеко не всегда оказываются одинаково эффективны. Выбирая карты для использования в навигаторе, необходимо понимать, что выглядеть они будут совсем не так, как на пятнадцатидюймовом экране. Тропа на дне ущелья, которая была так хорошо видна при просмотре карты с ноутбука, может совершенно не просматриваться, если оно находится в тени. Просто экран навигатора не передает таких деталей в цветах.
Как, например, в этом случае. Подход на Саук-Джайляу, по ущелью Арча-Каныш. На дне ущелья рельеф совершенно не просматривается из-за тени. В результате, мы пошли не по тому берегу и уперлись в прижимы
Можно поискать на других ресурсах спутниковый снимок, на котором интересующий вас участок полностью освещен солнцем, а еще лучше – качественно его распечатать. Хотя, в случае с Саук-Джайляу даже на компьютере спутниковый снимок оказался не очень-то информативным. В общем, вывод очевиден - закачав карты на устройство, необходимо проверить, как на нем смотрятся интересующие вас участки.
Еще важный момент – далеко не все формы горного рельефа хорошо просматриваются на спутниковых снимках. Например, жандармы и вообще любые возвышенности и провалы на гребне, или не просматриваются в принципе, или очень сильно «съедаются». То же самое со снежным рельефом. Можно легко увидеть берг, но очень трудно определить, ступенька ли это в человеческий рост или двадцатиметровая стена.
Вообще, нужно научиться понимать, как отображаются различные формы рельефа на спутниковых снимках. Для этого, можно закачать в устройство карту своего «домашнего» района и тщательно ее просмотреть, для понимания, как выглядит на нем знакомый рельеф. В результате, уже в незнакомом районе, вы сможете с легкостью отличить кулуар с «лифтом» до самого ледника от кулуара с небольшими, но неприятными сбросами (на самом деле, на экране навигатора смотрятся они очень похоже, но отличия все-таки есть), и выбрать правильный путь в любую погоду и в любое время суток.
В завершении, повторюсь - здесь изложены собственные наблюдения за полтора года использования навигатора. Многих технических и программных аспектов спутниковой навигации я совершенно не понимаю, поэтому специалисты наверняка наткнулись в статье на откровенные глупости и найдут, что в ней очень многое не сказано. Что ж, форумов по этому делу в интернете валом, а времени, как обычно, жалко. Поэтому, если кто-то, может написать что-то прикладное и полезное для навигации в горах, дать ссылки на особенно толковые статьи, или если есть еще какие идеи, давайте делиться информацией в комментариях.
Место: Памиро-Алай
52
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Есть смысл распечатать на хорошем цветном принтере важные участки маршрута со спутника, в максимальном разрешении. А навигатор использовать только для привязки и трека.
С компасом не все гладко, железки на него влияют, аномалии магнитные, магнитное склонение надо учитывать.
При использовании чужих точек распространенная ошибка - перепутать формат доли градуса- минуты-секунды, надо понять, что это такое и быть внимательнее.
Важно, чтобы программа выводила на экран шкалу расстояния, без этого трудно что то понять.
Про ошибку позиционирования могу сказать по опыту участия в джиперских гонках. На равнине в ясную погоду половина точек ошибается до 50м и более, легко, причем ставились и брались по Жармину. Возможно это сделано намерено системой навигации, по понятным причинам.
Сам таскаю в горы ЖПС уже лет 10, реально выручал раз 5, но оно того стоит. Сейчас использую защищенный смартфон Ginzzu, потому как он и телефон и плеер и будильник и долго заряд держит+ солнечная батарея, если на долго в автономке.
А можно подробнее про смартфон Ginzzu. Прямо сейчас озадачен выбором. Особенно интересует про солнечную батарею оговорка (батарея встроена в смартфон, или отдельно приобретали?).
Батарея внешняя, китайская размером типа А4, раскладушка.
http://www.dx.com/ru/p/link-dream-lc-010-portable-foldable-5v-10w-usb-solar-powered-panel-charger-camouflage-331441#.ViYtMCdk4kE
Без электроники, просто выход юсб. Реально её хватает на поддержание GPS и музыки на динамик одновременно или зарядить за 2-3 часа.
Измерили высоту на седловине перевала. 4403м.
Спустились с перевала. Веревка полтинник вниз по крутому ледовому склону, потом еще пешком по крутому фирну. Суммарно ну самое меньшее 100м высоты скинули. На ночевке измерили высоту. 4694м.
Ну еще можно спорить, или мы скинули 100м, или 150м. Но чтобы мы, спускаясь вниз по перилам, 300м высоты набрали - мое почтение...
Правда, перевал этот - Тро-Блок на Туркестанском хребте - зажат между двумя охрененными стенами Блока и его мощного отрога, у GPS могла быть проблема со спутниками. Что, впрочем, в горах тоже типичная картина.
В качестве бумажных дополнений - карты с нанесенным треком и важными путевыми точками. Масштаб 250 М в основном.
Тоже самое можно сделать с спутниковыми снимками.
Особенность работы в том что экранчик весьма маленький и порой чтобы "подумать" нужен обзорный вариант - тогда дополнения выручают.
Они-же выручат если вдруг навигатор "сдохнет" (по разным причинам).
Чтобы не перепутать формат доли градуса использую программу point paste и преобразую все в один формат (в основном градусы десятые, сотые и т.д доли).
Раньше использовал прибор который поддерживал только вектор сейчас вектор и растр (60cx).
Еще в походах не пробовал, посмотрим.
По поводу GPS+Глонасс. Спутники ловит быстрее. Барометрический высотометр не пробовал. Говорят по нему еще можно погоду предсказывать, посмотрим.
Ещё взял в комплект на аккумулятор с солнечной батареей. 8000мАч. Заряжается как от солнца,так от usb. Вес с переходнками около 180 гр. Размер примерно 8*15*2 см. Классная вещь!
Считаю очень удобным использование смартфона для навигации. Меньше вес. Больше функционал. Но все же необходимо более бережное отношение.
Неудобно использовать в перчатках.
Я в программе Google Earth планирую очередной маршрут и ставлю метки в интересующие меня точки. Сначала старт и финиш, а потом промежуточные точки, которые мне надо посетить (применительно для ориентирования это КП на дистанции). Теперь имея набор этих точек в виде файла *.kml я хочу получить кратчайший маршрут от старта до финиша через все промежуточные точки.
Кто-нибудь сталкивался с программой которая может с этим справиться?
Смотрел на SAS планету (разные источники), Google Earth и генштаб в разных вариациях (включая новый), но пока не разобрался. С генштабом и пользовательскими растровыми картами насколько я уже понял есть приколы в виде неправильной привязки или намеренно внесенных искажений (в генштабе). И конечно думаю стоит помнить о том что за те надцать лет много чего заросло/смыло/изменилось.
Маршрут обычно готовлю используя несколько источников - турсхема района + генштаб (какой есть, максимально крупный масштаб. Отличается кстати иногда значительно, 500 метровки и 1 км) + гугл планета + космоснимки + плюс точки из отчетов+ реальные фото местности.
В горах конечно использую в + к навигатору бумажные носители с картами и с космоснимками.
Разница для точки с одной и той же координатой между WGS и красовским-около 150-200м дли Москвы. Вот и ошибка. Кстати для точек в интернете почти всегда отсутствует информация о геоиде по которому точка сделана. Так что по этой причине чужие точки у вас могут сильно гулять.
Например, новосибирские пешеходники часто практикуют ставить КП на дистанциях по ориентированию в болотах или буреломах вдоль двух параллельных линий по разные стороны какой-нибудь дороги. Как правило, путь через все такие КП с кратчайшим километражем может получиться либо зигзагом, либо вдоль одной линии (через бурелом), потом вдоль другой. По времени же такой путь окажется самым долгим из-за бездорожья. А более быстрый путь будет такой: бежать по дороге, с которой заруливать за КП по перпендикуляру, хотя километраж тут будет и больший. А если учесть еще наличие всяких там тропинок, оврагов с водоразделами и т. п., то целая стратегия получается. Такое планирование в простую программу не загонишь, тут мозг включать придется, чтобы оптимальную трассу начертить.
1. Ози Экспловер= класика, туда модно засунуть все, вплоть до рисованной схемы, используя проги для конвертирования.
2. SAS4Android Программа для навигации по картам и спутниковым снимкам, выкачаных программой SAS Планета (Google, Яндекс, Генштаб, Navitel, и т.д.)
встроенный компас поддерживает.
3. Maverick возможность работы с оффлайн картами закаченными из сети с разных источников, все быстро и просто получается в отличии от первых двух.
4. Мои треки, типа 3-й, старая версия была простая и шустрая, новая за чем то лезет в гугл.
5. Ну и навител для авто.
Плюсы и минусы этих прог так сходу не расскажу. Скачивайте, смотрите. Все ведь еще зависит от опыта ориентирования и конкретной задачи. Мне достаточно.
Аккумулятор на солнечной батарее брал безымянный на Алиэкспрессе. Цена с доставкой была около 800 рублей. Опробывал его на упомянутом выше Новосибирском марафоне. Носил в кармане легкой анарачки. Заряжался сквозь ткань.
Итак, по порядку:
Смарт SENSEIT R390
Программа для навигации OruxMaps
Чтобы не пересказывать - подробно о том, как работать с оффлайн-картами см. здесь
OruxMaps - ИМХО - одна из лучших по соотношению функционал/user-friendly-сть программ для навигации на местности (не для авто).
Теперь немного мыслей и, возможно, полезных советов на тему.
1. Смарт позиционируется как защищенный по IP-68. На практике не проверял (не топил, под краном не мыл). Но таскать в кармане или в клапане рюкзака не страшно - обрезиненный кирпич. В горах, когда утром запихивал в клапан, только следил, чтобы а) лежал экраном вниз, и б) под клапаном не было железок. Понятно, что это для того, чтобы не раздавить экран.
2. Емкость аккумулятора средняя - 2400 мАч. Последив пол-года за основными потребителями энергии смартфона, нашел хороший способ продлить время работы в режиме GPS-навигатора. В горах, когда нет под рукой розетки, обычно также нет и GSM-сети. Поэтому, можно спокойно отключать модуль связи. Этот нехитрый прием позволяет продлить срок работы смарта с 1-2-3х дней до 4-5. При этом трек записывался в течение всего ходового дня непрерывно. Еще нужно не переусердствовать с просмотром карты, поскольку экран тоже потребитель энергии. Если до розетки далеко, есть смысл уменьшить яркость экрана до минимума. В солнечный день это, конечно, неудобно. Но, ИМХО, лучше (как было написано выше) создать искусственную тень, чем скоропостижное превращение навигатора в кирпич.
Один из основных минусов именно этого смарта - его "эксклюзивность". Хотел перед горами купить второй аккумулятор, но не нашел. Ни в магазинах, ни на сайте производителя. Сейчас хочу поискать какие-нибудь аналоги и заказать где-нито в Китае.
3. Как ориентиры использовал координаты по GPS (из отчетов или из каталога Вестры - вообще, их сейчас часто указывают), предварительно "воткнув" их в Гугло-Землю, сохранив в формате kmz и скопировав в телефон. Потом, уже на смарте, открыв OruxMaps, эти kmz-файлы нужно просто подгрузить и они высвечиваютя на карте.
4. Основная проблема - ловля спутников на сложном рельефе. К примеру, если идти под или рядом с вот таким участком
то на треке может легко нарисоваться вот такой "полет" со скоростью 1500 км/ч :)
Увы, это проблема принципиальная, теоретически может лечиться до определенной степени только наличием GPS-Глонасс (в том смысле, что спутников больше, и шансов на более точное позиционирование, соответственно, тоже)
5. Другая проблема - "глюк" при "холодном старте". Т.е. если включить запись трека сразу после включения программы навигации, то можно увидеть забавный "перелет"
Решение проблемы - включать программу GPS минут за 5-10 до начала движения, тогда девайс успеет найти спутники и установить точную позицию.
6. OruxMaps сохраняет треки в формате kml, плюс к этому позволяет сохранять gpx (формат Гармина).
7. С сохраненными треками после гор очень удобно работать в Гугло-Земле
Можно посмотреть и профиль рельефа, и график движения. Хотя с измерением скорости есть нюансы - я заметил довольно существенные расхождения при просмотре через OruxMaps и Гугло-Землю. Но это не так смертельно, ИМХО.
8. Для сохранения и поиска треков в сети я пользуюсь сайтом WikiLoc
Существенный минус - очень мало треков в наших горах. Но если нужна инфа про какие-нито Гималаи или Альпы - то весьма и весьма информативно.
на Ленина, Иныльчеке и Москвина очень выручал в непогоду.
в качестве источника карт есть такой ресурс: http://loadmap.net/ru
пользуюсь гармин етрекс 30
Можно обратить внимание на линейку Lowrance Endura (у меня Safari с 2012 года). ОС WinCE5.0. Так что можно ставить любую программу под виндовс.
Работает от двух батареек АА. Водозащищен, обрезиненый корпус. Тачскрин дублирован кнопками. Энергопотреьление несколько выше, чем у гарминов с которыми имел возможность сравнивать. Но там были модели с монохромным дисплеем и только векторной картографией.
Я, в основном, пользую Ози. Можно поставить SAS Planet CE, есть еще какие-то более новые программы для растровых карт, но я ленивый. Пока нет времени и желания осваивать что-то еще. На всякий случай, для авто в основном, стоят еще Навител и иГо. Но пользовался всего несколько раз.
Выявленные недостатки (значимые для меня):
Нет внутренней батарейки. Поэтому при смене батарей полностью обнуляются альманах и эферемиды -> долгий холодный старт.
Нельзя для экономии совсем отключить экран - только освещение.
Не предусмотрен штатный стилус. А на маленьком экране замерзщим пальцем проводить какие-то важные операции тот еще секс. Я подобрал удобный стилус, но вопрос с его креплением так толком и не решил.
Существенный глюк Ози - если в момент записи трека или файлов конфигурации пропадает питание (а оно пропадает часто именно в этот момент, так как операции записи на карту энергозатратные), то файлы могут повредиться и программа после замены батареек повторно не запускается. Это лечится, но тратится время и нервы, учитывая, что ситуации возникают в "самый подходящий момент".
Несколько общих замечаний из опыта использования:
к хождению по треку в темноте через закрытые ледники нужно относиться очень осторожно, так как даже в относительно хороших условиях ошибка позиционирования может достигать 20м. В плохих (дождь, туман, закрытый горизонт) позиция скачет +/- 100м. И это не особенность данной модели, а принципиальные ограничения спутниковой навигации.
Полезность спутниковых снимков для горных походов еще туда-сюда, а для альпинизма очень низкая. Тем не менее, если я готовлю такие снимки, то всегда их обрабатываю в фотошопе - увеличиваю контрастность, яркость и резкость. Иначе там мало что видно на экране навигатора.
Кстати, у многих навигаторов, в том числе и этого, есть отражающая подложка экрана. Поэтому при ярком солнце или в темноте под фонариком картинку прекрасно видно при полностью отключенной подсветке.
Снижение частоты записи трека и его точек на карту памяти существенно снижает энергопотребление, так как операции записи на флеш-карту довольно энергозатратные. Однако повышается риск потери части трека, когда кончается питание.
Я пришел к выводу, что для таких критичных вещей, как навигатор для outdoor, не нужно жмотиться, а нужно купить лицензионное ПО. Тогда многие проблемы исчезнут. Собственно Ози стоит недорого сейчас.
Я не очень понял полезность барометра-альтиметра. Высоту лучше все-таки по данным ЖПС определять, так как барометр нужно все время калибровать, причем по тем же данным ЖПС. В последнем походе пытался следить за погодой по давлению, но во-первых, удобных программных средств (показа графика давления) в Ози нет, поэтому приходится записывать в блокнотик. А во-вторых, при значительных изменениях высоты давление соответственно меняется. И как тут вычленять изменения, связанные с высотой, не очень понятно. Вернее, понятно, что можно пересчитать, но опять-таки программных средств нет, а взять с собой таблицу не догадался. Хотя опять-таки, вряд ли у меня было бы время на такие подсчеты.
Магнитный компас в навигаторе очень полезен. Особенно в горах. Но нужно следить за железом и калибровками.
Но дело даже не в этом. У вас есть на примете защищенный со сменными батарейкаами навигатор на андроиде?
*********************************************************
Хотелось бы посмотреть автора на льду 45° 200м без страховки )