Tamron. Самый сложный жанр от Антона Агаркова
В рамках конкурса Tamron "Лови момент!" секретами профессионального мастерства с нами делится Антон Агарков - тревел-фотограф и действительный член Русского Географического Общества.
Что сложного - снять пейзаж? Многие начинающие фотографы считают пейзаж чуть ли не самым простым жанром фотографии. Навел объектив, нажал на кнопку. Дальше природа все сделает сама. Но почему-то после нажатия на кнопку получается так, что “на самом деле все было совсем по-другому, гораздо круче”.
И оказывается, что снять пейзаж “как в жизни”, передать все краски и настроение природы - это очень сложная задача, которая требует огромного количества работы, знаний и терпения. Давайте попробуем разобраться, с чего же можно начать долгий путь к красивому пейзажу в целом и к горному в частности.
Я сейчас скажу доволно странную вещь, которую обычно оставляют напоследок. В пейзаже самое главное не объективы, навороченные камеры и устойчивые штативы, и даже не свет с композицией. В пейзаже самое главное - понять, что тебе нужен именно пейзаж. Хорошая природная фотография - это всегда про ожидание. Ожидание света, ожидание заката солнца, ожидание тумана, ожидание, когда туман рассеится. Пейзаж - это воплощение природы, а природе нельзя сказать: “Сегодня я буду ночевать вот в этой точке, так что будь добра, организуй мне в этот вечер феерический закат”. Уж скорее она на такие запросы устроит моросящий дождик, раскисшие дороги, град или еще чего повеселее.
Если вы отправляетесь в путешествие именно за пейзажами, вам придется отказаться от привычных целей - пройти столько-то километров, покорить столько-то порогов или взойти на такие-то пики. Пейзаж - это долгие стоянки на одном и том же месте в надежде поймать погоду. И, в то же время, если пейзажист знает, что с какой-то конкретной точки будет феерический вид, то он будет переть туда по глубокому снегу с настом, ночью или в палящий зной. Ради кадра. Пробираться сквозь снежные завалы, покрытые коварным настом, или ползти по курумнику - приятное дело. А что если на плечах рюкзак, в котором сверх стандартной раскладки еще 15 кг фототехники? Но именно через такие сложности рождаются самые сильные пейзажи - пережитые, выстраданные, наполненные собственными эмоциями и воспоминаниями.
Так что если вы отправились в путешествие с пейзажной мотивацией, то можете смело читать дальше.
Большинство пейзажистов предложит вам подождать иделальный свет, раскажет про погоду. Но мы начнем с кое-чего по-важнее. С героев и сюжета. Какие могут быть герои в пейзаже? Да самые разные. Фактурные камни, одинокое дерево, замерзшая река, освещенные первыми лучами солнца пики гор. Попробуйте рассказать про величие гор, поместив в кадр человека или что-то рукотворное. Микроскопический домик или машина помогают не только передать масштаб, но и рассказать историю. Так что прежде чем начать снимать, осмотритесь, и найдите вокруг себя интересных героев для будущего кадра.
Дальше начинается работа с композицией. Фотография - это попытка перевести нашу объемную реальность со всеми горами, холмами и выпуклостями на плоскость, и при этом как-то передать объем. Для этого есть разные техники. Например, разделение по планам. Камни или цветы на переднем, пестрый луг на среднем и скалистые горы на дальнем. Ищите линии, которые бы вели взгляд зрителя вглубь снимка, от одного плана к другому. Изгиб реки, горная дорога, каменная гряда или скальные выступы могут стать такими “проводниками”.
Не стоит забывать, что хороший кадр - это всегда какая-то история. И чем меньше в этой истории будет лишних деталей, тем лучше. Постарайтесь вывести из кадра все лишнее. Если у вас на переднем плане камни, то лучше выбрать несколько фактурных камней, чем россыпь безликих. Если дерево одинокое, то пусть оно и будет одиноким.
Композиция, это такой же навык, как умение ходить по горам или вязать узлы - он требуер постоянной тренировки. Чем больше снимаешь, тем больше чувствуешь, что кадр “сошелся” композиционно. В какой-то момент перестаешь думать про золотые сечения, правила третей и планы и начинаешь строить кадр просто потому что вот так красиво, все на своих местах. Тренировка этого навыка требует времени и, что еще лучше, хороших учителей, которые смогли бы наглядно объяснить, что такое хорошо, и что такое плохо.
Вы выстроили свою историю. Самое время подождать. Пейзаж вообще больше про ожидание, чем про движуху. Ждать мы будем света. Любой пейзажист скажет, что лучший свет - на рассвете и закате. В так называемый режим. Точнее, примерно за час до и после рассвета и заката. В эти моменты солнце еще не успело подняться высоко над горизонтом, его свет мягкий, теплый. Самое оно для отличных снимков.
Золотое правило пейзажиста - чем хуже погода, тем больше шансов поймать шикарный пейзаж. Выходить на рассвет и закат надо всегда. Ливень, непроглядный туман, метель в любую секунду могут обернуться феерической игрой красок на облаках, клочьях тумана и кристалликах льда. И к этому моменту надо быть готовым - это волшебство не будет продолжаться долго.
Но это на равнине. В горах все немного сложнее. Солнце слишком быстро садится за горы, и его теплый свет достается только горным верхушкам. Придется что-то придумывать. Например, снимать эти самые верхушки крупным планом, выхватывать телеобъективом какие-то причудливые сюжеты, где смешиваются фактура заснеженных гор, и космы облаков. Или же можно освоитехнику яркостных масок, и сделать интересные фотографии, где будет сбалансирована яркость закатного неба и переднего плана, с которого уже ушел свет.
У правила “снимать в режимный свет” есть исключения - на то оно и правило. Свою самую удачную фотографию “Холодные вены Алтая” я сделал в полдень. Делайте выводы.
У горного пейзажа есть и другая особенность, с которой любителям высоты будет сложно смириться. Здесь не всегда чем выше, тем красивее. Непокоренные вершины, снежные шапки которых отражаются в глади озера как правило смотрятся гораздо интереснее издалека.
И под занавес поговорим о том, что в пейзаже значит меньше всего - о технике. Ирония в том, что сегодня получить хорошую картинку можно с практически любой камеры, даже с телефона. Вопрос выбора камеры, который предельно актуален, например, для репортажа, здесь отходит на второй план. Если говорить обо мне, то я все еще таскаю с собой на маршруты громоздкую полнокадровую зеркалку с полным комплектом оптики, и пока не собираюсь отказываться от своего тяжелого, но надежного комплекта.
Выбор объектива - вопрос ваших личных предпочтений и авторского стиля. С одной стороны мне интересно рассматривать пейзаж издалека, выцеплять из общей картины какие-то фрагменты с интересной фактурой и колоритными детялями. Поэтому со мной ездит громоздкий 80-200. С другой - мне нравятся фотографии с ярко выраженным, тяжелым передним планом, поэтому в моем рюкзаке прописался широкоугольный 14-24. Чтобы полностью раскрыть потенциал этого широкоугольника, я снимаю на полнокадровую камеру, которая тоже весит немало. Кроме традиционного пейзажа мне интересно снимать макро-мир, поэтому в каждое путешествие я беру макро-объектив Tamron 90 mm, которые неплохо подходит и для портретов. Этот объектив настолько классный по картинке, что прописался в моем фото-рюкзаке чуть ли не с самого начала моего творческого пути. И, естественно, верный спутник пейзажиста - штатив - тоже всегда со мной. Эта тринога помогает избежать шевеления камеры при съемке с большой выдержкой, которую приходится ставить во время закатной и рассветной съемок. А делать ночные съемки без него и вовсе невозможно.
Не стоит забывать, что в пейзажной фотографии обработка имеет так же много значения, как и съемка. Более того, снимать надо уже с прицелом на обработку. Стэкинг, яркостные маски и цифровые градиенты - стоит только начать изучать вопрос, и вы очень быстро наткнетесь на эти таинственные слова, сулящие какую-то невероятную картинку. Это не иллюзия - все эти техники действительно могут дать очень впечатлающий результат. Впрочем, обработка пейзажных фотографий - это вообще отдельная история со своими тайнами и священными войнами.
Обработка, объективы, и даже свет. Все это не должно отвлекать вас от самого важного, что есть в пейзаже - от настроения. Если ваша фотография будет сделана на отличную технику, в идеальных световых условиях, но в ней не будет частички вас, ваших переживаний, впечатлений и преодолений, то это будет идеальная, но холодная картинка. Учитесь чувствовать и переживать природу. Поверьте, она ответит вам взаимностью.
Материал подготовлен в рамках поддержки конкурса "Лови момент" с компанией Tamron, надеемся, наши советы помогут вам сделать отличные снимки.
За время работы в проекте ВГТРК Strana.ru Антон Агарков объездил практически всю Россию. Имеет колоссальный опыт в съемке самых разных сюжетов и в самых разных условиях, в том числе сложных - ночью, при шквальном ветре, в сильный мороз. В 2014 году самостоятельно разработал и запустил масштабный медиа-проект цикла экспедиций по исследованию Центральной Азии “Наследники степи”. Снимал в Центральной и Юго-Восточной Азии, Европе и Латинской Америке. Регулярно выступает с лекциями о тревел-фотографии на различных площадках, в том числе в Русском географическом обществе.
80-200 и 180мм - вот это стёклышки!
А для макро заморачиваюсь приставкой с индусстаром 61 л\з.
статью с удовольствием почитал, но всётаки зеркалку брать небуду, лишний вес и риск разбить-намочить.
Макро все-таки приятнее снимать именно на макрик. У меня тоже были эксперименты и с макро-линзами, и с перевернутой оптикой - там вообще, при желании, можно было микро снимать. Но потом появился 90 мм и все, больше мне ничего не надо. Это вообще объектив легендарный, с очень красивым рисунком.
Ну а что касается лишнего веса - значит у вас просто другие задачи, и это совершенно нормально.
ЗЫ. Кадры изумительные!
Да, сейчас периодически приходится повторять какие-то простые вещи - а то забываются. Думаю, горную фотографию спасут беззеркалки, которые сейчас постепенно становятся все лучше и лучше. Я с беззеркалкой съездил в Аргентину и не пожалел )
Не могли бы Вы привести какие-нибудь модели в пример именно для горной специфики.
Спасибо.
У меня с собой был Fuji XT-1. Камера очень легкая и, на удивление, очень мощная. Особенно понравилось фокусироваться по экрану на звезды - там очень интересный механизм фокусировки в условиях плохой освещенности. Из объективов к ней порадовали новые пылевлагозащищенные 16-55 и 50-150. Хорошая светосильная оптика, но тяжеловаты. Ну и их фикс 14мм - просто песня - на него я сняло вот это (сумерки, закат луны и восход солнца)
У Fuji есть камеры попроще и полегче вроде XM-1, но XT-1 это все-таки компромисс между легкостью и качеством.
Очень хвалят новый Olimpus OM-D E-M5, но я им не пользовался, так что ничего сказать не могу.
Nikon 1 - специфическая штука, легкая, но не думаю, что подходящий вариант для гор.
И самое важное - ахиллесова пята всех этих камер - аккумулятор. В погоне за миниатюрностью компании ставят в них очень маленькие батареечки, которые уходят как семечки. Для моей плотности съемки нужно брать по два аккума на три дня. А лучше - по одному на день.
Так же хочу указать, что вес тушки - не основная масса, основная масса и габариты набираются за счет объективов (например Кенон и Никон тут идут лесом). Компактные, ЛЕГКИЕ и качественные объективы есть далеко не у всех производителей. А именно дальномерные Leica M, Olympus Zuiko, Pentax Limited, дальномерные Contax G, различные Zeiss и Voigtlander. Fujinon'ы - качественные, но тяжелые и нивелируют вес тушки.
Иногда это является большим плюсом :))
И русский язык пока для таких фотографов не может предложить ничего адекватного )
5 карточка сверху не на китовый же объектив снято;)