Tamron.10 мыслей про горы и фотографию от К.Диковского
Снимать спорт может далеко не каждый фотограф, ведь мало запастись всей необходимой техникой - тут нужно мастерство, которое может прийти только с опытом. Однако всегда можно учиться на опыте других - известный экстрим-фотограф Константин Диковский поделился с нами секретами своей работы, которые, надеемся, помогут всем пользователям risk.ru сделать много новых удачных фотоснимков в горах и не только.
1. Современный зритель переинформирован. Он видел тысячи снимков гор, альпинистов, бредущих по склону, парапланеристов, висящих в небе и лыжников, прыгающих с карнизов. Фотография, как источник информации стремительно сдаёт свои позиции, но она всё еще важна для передачи эмоций, чувств, отношения к происходящему вокруг нас. Документирование окружающего мира никому не нужно – это очень скучно снимать и ещё скучнее смотреть. Интересно то, что эмоционально цепляет внутри, что восхищает и будоражит. Нужно искать гармоничные сочетания форм, света и цвета в самых разных ситуациях и предметах, искать среди тишины и среди буйства стихий. Нужно искать новые способы передачи этих состояний средствами фотографии. В этом поиске я вижу главную задачу фотографа.
2. Скоро вопрос: «Какой техникой вы снимаете?» совсем потеряет смысл. Лучшая камера – та, которая всегда с собой. Камеры современных телефонов все больше приближаются по качеству снимков к своим зеркальным и беззеркальным собратьям. Правильно экспонированный снимок, с вполне удовлетворительной цветопередачей можно сделать на многие смартфоны выше средней ценовой категории. Главные их недостатки на данный момент – медленная работа, большие шумы в условиях низкой освещенности и неудобство управления фотосъёмкой.
3. Хорошая фотография, за редким исключением, это результат большой работы – мыслительной и физической. Над фотографией нужно работать, как скульптор – отсекая все ненужное, все мешающее и отвлекающее от главной мысли, главного героя снимка. Нужно быть готовым затратить время и силы на поиск лучших ракурсов, на ожидание лучших условий по освещению и расположению объектов съёмки.
4. Все также актуальными остаются три главных вопроса, которые должен задать себе фотограф перед тем, как достать камеру:
a. Что я хочу передать снимком, кто мой главный герой, какая тема?
b. Как максимально выделить главного героя, усилить тему? Какие средства для этого использовать?
c. Есть ли что-нибудь, отвлекающее от главной темы и как это убрать.
5. Также актуально, введенное Анри Картье-Брессоном, правило «решающего момента», чрезвычайно важное при съёмке движущихся объектов. Задача фотографа – поймать такую фазу движения, которая наиболее полно и выразительно передавала бы те мысли, эмоции, которые он хочет вложить в снимок. Такой момент и будет «решающим». На поиск нужно выделить время. Серийная съёмка нам в помощь…
6. Фотография – это речь, использующая вместо звуков, образы. Кому нравиться слушать косноязычного, невнятно бормочущего собеседника? К сожалению, многие фотографии именно таковы – если в них и есть какая-то мысль, то она зарыта под грудой визуального мусора. Гениальные фотографии могут кричать или шептать, но их язык будет ясен, точен и выразителен. Только то, что нужно, ничего лишнего. Глубоко и необычно. К этому нужно стремиться.
7. Во время восхождения, на прогулке в лесу или спускаясь на лыжах по пушистому снегу – бессмысленно держать фотоаппарат в рюкзаке. Все лучшие моменты пройдут мимо. Должна быть возможность достать камеру в течение 1-2 сек., не снимая рюкзак и не останавливаясь. Поэтому, в зависимости от размера и веса, она должна лежать в кармане, в нагрудной сумке или быть закреплена на специальной подвесной системе.
8. В сложных условиях восхождения или горного похода, лучшая камера – легкая камера. В зависимости от задач, продвинутый смартфон, хорошая «мыльница», беззеркальная камера или легкая зеркалка с одним универсальным зумом – будут самыми оптимальными вариантами.
9. Главное отличие горного фотографа от «равнинного» - выносливость и горный опыт. И того и другого мало не бывает. «Дохлому» фотографу не до передачи высоких эмоций и гармонии вселенной. Слабосильный фотограф на восхождении перестаёт быть фотографом и превращается в обузу для команды. Регулярные тренировки и совершенствование навыков передвижения в горах нам в помощь.
10. Известна фраза Роберта Капы: «Если фотограф чувствует, что его снимки недостаточно хороши, это значит, что он подошел недостаточно близко». Снимать телевиком исподтишка проще и быстрее, чем подойти к человеку, заговорить с ним, стать для него своим, привычным, и уже только потом, фотографировать. Если такой контакт состоялся, он открывает фотографу путь к самым выразительным и живым кадрам.
Не все знают, что полностью фраза Капы звучит иначе и имеет совсем другой смысл: «Гениальными снимки делает смерть. Если фотограф чувствует, что его снимки недостаточно хороши, это значит, что он подошел к ней недостаточно близко». Капа был военным фотожурналистом. Для экстремальных фотографов это прочтение не менее актуально, чем первое. Ни один кадр не стоит человеческой жизни. Сильных вам фотографий!
Константин Диковский – работает в жанре документальной, репортажной и экстремальной фотографии. Публикации в журналах GEO, Discovery, Water Bazaar, Вертикальный Мир, Горы, Риск, Digital Photo, RedFox Magazine и др.
Автор и участник фотопроекта «Из Италии в Швейцарию через Маттерхорн».
Состоит в Союзе фотохудожников России. Сотрудничает с Федерацией Альпинизма России.
Портфолио: www.dikovsky.ru
Материал подготовлен в рамках поддержки конкурса "Лови момент!" с компанией Tamron, надеемся, наши советы помогут вам сделать отличные снимки.