Категории трудности во фрирайде / классификация фрирайд-спусков (toponeige rating)
В альпинизме, туризме, спелеологии, как впрочем и во многих других видах экстрима, есть классификации маршрутов по трудности их прохождения. Это существенно облегчает выбор предстоящих маршрутов, их оценку, дает возможность лучше подготовиться. Да и в целом, создает понятийное поле, участники которого могут говорить на одном языке и понимать друг друга.
Фрирайд — относительно молодой вид деятельности (на порядок моложе названных выше видов активности), так что классификации фрирайд-спусков только начинают внедряться в сообщество. Но, процесс пошел и, совершенно очевидно, уже скоро это станет нормой. Как только критическая масса райдеров начнет использовать какую-либо систему — этого уже не остановить.
В бывшем СССР первым апологетом toponeige rating стал Виталий Рейдж (Алма-Ата). Он сделал грамотный перевод основных европейских фрирайд-классификаций и создал отличную компиляцию. Единственное, чего, на мой взгляд, ей не хватает — большей простоты формулировок и меньшего количества букв.
Надо отдать должное Рейджу, он активно предлагал «улучшать и дорабатывать». Так что, пользуясь этим предложением, мы немного поработали над формулировками и максимально упростили градации, для лучшего юзабилити классификации. Ниже — результат. Надеюсь в ближайшем будущем до конца утрясем все формулировки и система заработает в полный рост.
Любой фрирайд-маршрут можно оценить по 4-м пунктам:
1) Общая трудность маршрута (F, PD, AD, D, TD, ED)
2) Техническая сложность спуска (1-5)
3) Риски (E1-E4)
4) Сложность подходов (I-VII)
Для наглядности мы решили ввести цветовое обозначение категорий.
Итак, пройдемся по каждому из пунктов.
Общая трудность маршрута (F-ED, 6 градаций)
F / Easy (facile) /Просто, менее 30° — легко, без препятствий, сужений и ключевых участков. Существенных рисков при падении нет. Техническая сложность спуска относится к 1-2.
PD /Slightly difficult (Peu Difficile) / Не сложно, 30° — обычные спуски, с небольшими крутыми участками, сужения если есть, то короткие и не очень крутые. Техническая сложность спуска 2-3.
AD / Somewhat difficult (Assez difficile)/ Cредняя сложность, 35° - спуски средней крутизны, с короткими крутыми секциями, требующими внимательности, могут быть короткие и крутые сужения. Техническая сложность спуска 3-4. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 1А-1Б альп.
D /Difficult / Cложно, 40° — сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения снарядом. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты в большинстве случаев еще возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4-5.2. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.
TD /Very difficult (Très Difficile) / Очень сложно, 45° — крутые спуски, с препятствиями, значимая часть линии — no fall zone. Часто это длинные и очень крутые кулуары. Частичная необходимость в коротких поворотах (kick turns) и сползании (side slipping). Возможны участки с дюльфером. Жесткое падение со значимой вероятностью ведет к тяжелым последствиям. Техническая сложность спуска 5.3 и выше. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 3А-3Б и выше.
ED /Extremely difficult (Extrêmement difficile) / Экстремально, 50-55° — как и в TD, но сложнее, круче, масштабнее. Длительные секции где возможны лишь короткие повороты (kick turns) и сползание (side slipping). Почти всегда есть необходимость в дюльфере. Техническая сложность спуска 5.4 и выше. Любые падения — игры со смертью. На подъем эти спуски соответствуют по альпинистской классификации 4А-5А и выше.
При этом, общая трудность в первую очередь базируется на крутизне, протяженности и комплексности рельефа, то есть, неизменных величинах. Качество же снега (powder, корки, фирн, лед), освещенность и т.п. — это переменные составляющие, хотя для каждого конкретного маршрута они тоже являются стандартными. И чем более сложный маршрут, тем в большей мере это так (часто лишь конкретные снежные условия позволяют проехать тот или ной маршрут).
Техническая сложность спуска (1-5)
1 — Склоны для начинающих. До 25-30°. Больше открытые пространства или немного лесистая местность.
2 — Немного технических сложностей при основной простоте склона. Уклон до 35°. Неровности рельефа, лесистая местность, уклон добавляет риск.
3 — Начало альп-фрирайда: катание на технику, проходы, траверсы, длинные склоны по 35° и небольшие секции по 40-45°. Здесь же густой лес на выкате и сложные проходы в лесу.
4 — Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.
5 — Очень сложные и комплексные склоны 45-50° и более.
5.1 — Длинные участки по 45° (500 м. и более), или более короткие, но при этом крутые участки (50°) со сложным комплексным рельефом. Эта категория включает сложные гребни и большие альпийские склоны со скалами.
5.2 — Продолжительный уклон в 50° (200 м. и более), или очень длинный склон 45-50°.
5.3 — Уклон склона начинается от 50° (300 м. и более). Ключевые участки короткие, но очень сложные (дюльферы, side slipping, kick turns, прыжки со скал).
5.4 — Экстремальные спуски даже в нормальных условиях. 50-55°+
5.5 — Участки с уклоном под 60°. Огромные стены, сераки, трещины. Неоднородная поверхность. Весь комплекс проблем.
Риски (E1-E4)
Е1 — Определенных сложностей склон не представляет. Опасности могут представлять лишь отдельные деревья и камни.
Е2 — На линии падения небольшие скалы или ледовые трещины, повышающие риск увечий. Узкие кулуары с риском удара о стены тоже попадают в эту категорию.
Е3 — Маршрут проходит над скалами или в узком кулуаре, с потенциальной опасностью удара о препятствие, потерей контроля и серьезным падением. Травмы гарантированы, возможна смерть.
Е4 — Узкие крутые кулуары, а также большие скальные / ледовые стены. Падение без возможности задержаться. Смерть весьма вероятна.
Сложность подходов (I-VII)
I — Доступ с подъемника или с дороги — 1-3 часа подхода. (Кировск, Чегет).
II — Подходы и спуск занимают около 1 светового дня (Каракол, Эльбрус).
III — Сложные однодневные маршруты, или простые 2-х дневные. Часто с приличным набором высоты и длиной трека (Туюксу, Местия, Исландия).
IV — Многодневки (Центральный Тянь-Шань, простые арктические районы).
V — Сложные многодневки (Гренландия, ЗФИ, Антарктида).
VI — Экспедиции. Высота, лазанье с веревкой, прохождение ледопадов (пики Ленина, Коммунизма, Корженевской, Денали и т.д.).
VII — Смерть возможна уже на подходе. Техническое лазанье, высота, и прочие радости (Гималаи, Эверест).
Формат записи
Полный вариант записи:
Сначала стоит общая трудность маршрута (TD, то есть «очень сложно»), затем техническая сложность спуска с точки зрения катания (5.2, катание на «орехи»), затем риски (Е3, можно убиться) и характеристики ключевого участка (55°, 300 м, круто). Завершает все сложность подходов (II, то есть, однодневный маршрут).
Если нет достоверных данных по крутизне спуска и протяженности ключевого участка, то запись производится в упрощенном виде:
В примере выше — самый сложный на данный момент маршрут в районе Туюксу, — спуск с п. Комсомол, 4376 м. (он же Нурсултан). Первопроезд - Игорь Подгурский и Виталий Рейдж
Близкие, но все же уступающие по уровню линии — на п.Орджонекидзе, п.Партизан и некоторых соседних вершинах.
Для примера, недавний мой маршрут «по Лапе», на пике Молодежном это . Шансы повредиться на нем сопоставимы, но технически он заметно проще (D вместо TD и 5.1 вместо 5.2). Оно и понятно, крутизна маршрутов совершенно различна.
Еще один пример, — Центральный кулуар Игл Туюксу, это честная . Относительно безопасно, но к уровню катания требования высокие:
D (сложно, 40°) — сложные линии, с препятствиями, которые требуют отличного владения лыжами. Ключевые участки часто узкие и крутые, но короткие повороты часто еще возможны. На обледенелых склонах падения критичны. Техническая сложность спуска 4.2.-5.2. На подъем эти спуски могут примерно соответствовать 2А-3А альп.
Если говорить про район Туюксу, то средневзвешенный бодрый маршрут, это , то есть, имеющий общую трудность маршрута от «средняя» до «сложно» (крутизна 35-40°), с технической сложностью характеризуемой как«Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.» Риски довольно значительны. Но разница между Е2 и Е3 собственно и определяет, куда стоит соваться, а куда нет. Подходы же таковы, что за день из Алма-Аты сложно добраться до маршрута, катнуть его и спуститься. Это удается лишь немногим. Обычный формат это вылазка с ночевкой, поэтому III.
В общем виде система сформулирована. Дело за дальнейшей шлифовкой нюансов и, собственно говоря, внедрением в жизнь.
«Мы начали. Теперь ваша очередь»)).
Надеемся на вашу поддержку, камрады.
А техническая сложность маршрута написана 5.1., хотя в описании маршрута верхняя часть на круче 40-45 гр. и протяженность меньше 500 м.:
"5.1 — Длинные участки по 45° (500 м. и более), или более короткие, но при этом крутые участки (50°) со сложным комплексным рельефом. Эта категория включает сложные гребни и большие альпийские склоны со скалами."
Разве это не "4" по технической сложности:
4 — Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 45-50°. Неровные ледники.
Вообще классификация дело интересное, но пока трудно ориентироваться по цифрам и буквам, что же из себя представляет маршрут без более детального описания. Так что просьба - и дальше делать посты про новые маршруты, с фотками и текстами получается отлично!
Не знаю, насколько точно получилось.
Но чувствую, теперь начнется меряние цифрами во фрирайде ))))) А там и до разрядных норм недалеко, тьфу-тьфу-тьфу! ))))
Простите-это лишь мои шальные мысли:)
на мой вкус,я бы убрал вообще градацию "общей трудности маршрута" и подходы. Оставил только 1. Сложность подъема 2. Сложность спуска, достаточно для оценки линии&собственных сил.
"Общая трудность маршрута" - звучит красиво,но выглядит на фоне остальных данных бесполезно
Подходы - то ,что ты неделю шел под гору,отбиваясь от белых медведей, сложности самому маршруту и умелости фрирайдеру не добавляет. И подходы по любому будешь изучать отдельно.
Оставив 2 из 4 параметров,получим ,ИМХО, более внятную систему,имеющую шансы прижиться.
З.Ы. мне одному непонятно про 'kick turn' в описании спуска ? это так поворот прыжком теперь называют ? а при подъеме на ски-туре будем называть "jumping" ?