Жетон-2015. Объективная похвала и очень спорная критика
В этом сезоне, благодаря помощи, оказанной по программе Red Fox, мне наконец-то удалось отучиться на жетон "спасение в горах". Скажу честно, ехал я туда исключительно для получения права выпуска на первую 6а. В спорах о значении этого правила было сломано немало копий, и данный вопрос хотелось бы оставить в стороне. В любом случае, готовясь исполнить это формальное требование, я намеревался извлечь из курса максимум пользы, чтобы не просадить две недели лишь на приобретение заветной бумажки. Нельзя сказать, что время оказалось растраченным попусту. Как инструктор альпинизма, я не мог не оценить основательность, с которой выстраивалась методическая работа на курсе. Неоспоримым преимуществом техники, предложенной нам на жетоне, является ее «железобетонность» и «защита от дурака». Все используемые в рамках курса приемы заимствованы из практики заграничных профессиональных спасателей и проверены не только временем, но и теоретическими исследованиями.
Разумеется, я и до жетона с легкостью справлялся с освобождением от страховочного устройства и вытягиванием сорвавшегося лидера на станцию – приемами, владения которыми обычно требуют для выпуска на восхождение в двойке. На самом деле, я и сам не раз принимал этот экзамен. Проблема лишь в том, что до жетона у меня не было четкого и отработанного алгоритма действий. Сам я при этом вполне мог зависнуть на одном жумаре (да и сейчас не вижу в этом ничего страшного). Вот только когда наблюдаешь, как это делает свежеиспеченный второразрядник, на душе становится неспокойно… а поправить нельзя – сам ведь так делал. А тут дается четкая последовательность действий, зависание хотя бы на одном прусике считается критической ошибкой – в общем, техника действительно очень комфортна для инструктора. Оценил и освоил.
Еще хотелось бы сказать несколько слов об энтузиазме преподавателей. Не раз читал, что занятия на жетоне занимают весь световой день, а потом начинаются лекции в классах. Что тут сказать – действительно, работая со своими отделениями, я давненько не проявлял такого рвения и желания научить участников, даже вопреки их собственным настроениям. Конечно, здесь тренера работают в коллективе и воодушевлены идеей, что занимаются важным делом – готовят каких-никаких, но спасателей. Тем не менее, стало немного стыдно, буду исправляться.
Кстати, в Безенги я забросился раньше сбора и заметил, что тренера начали приезжать за несколько дней до участников, для того чтобы отработать и привести свои навыки к единому стандарту. Эта работа продолжалась и в первые два дня курса, пока шли занятия по медицине. Действительно серьезный подход, и я всегда возражал товарищам, которые обвиняли тренеров: «Один говорит одно, другой другое». Они сделали все возможное, чтобы свести такие неприятности к минимуму.
По поводу явных косяков и спорных моментов программы жетона и ее воплощения, у выпускников специально поинтересовался ответственный товарищ из ФАР, что оставляет надежду на то, что этого не повторится в следующем году.
И все же, поделюсь своим взглядом на общую концепцию курса, которая, как мне кажется, не вполне соответствует задачам, которые стоят перед средним недоКМСом. Есть такое ощущение, что из этого несоответствия и рождается большая часть проблем, на которые курсанты указали представителю ФАР.
Сразу оговорюсь, что все эти рассуждения действительны лишь при разделении учебных групп по уровням квалификации и по бэкграунду курсантов (спасатели, военные – отдельно, альпинисты – отдельно). Если же сохранять цельность программы жетона, то сейчас все вполне адекватно.
По большому счету, бОльшая часть плюсов, указанных в хвалебной части, оборачивается здесь здоровенными минусами.
Приведу несколько примеров.
По правилам канадской спасательской школы, для переправы пострадавшего через 50-метровую переправу, ее глубина должна составлять минимум 25 метров. Что делают профессиональные спасатели, если о таких условиях можно только мечтать? Конечно, прекращают транспортировку и ждут вертолета. Если бы альпинисты и туристы следовали этому правилу, им пришлось бы повторить пострадавшему фразу из анекдота: «короче, ты умрешь».
Вот еще пример – за все дни тренировок на скальном рельефе мы ни разу не работали со своих точек. Да, изумительно оборудованные учебные скалы Безенги позволяют это сделать. Однако, далеко не всегда у спасателей есть возможность выбежать на спасработы с аккумперфом. Справедливости ради, стоит сказать, что точки, поставленные участниками – это всегда страшно. Здесь я отлично понимаю тренеров школы. Тем не менее, для большинства людей, собирающихся на шестерку, этот вопрос имеет ключевое значение. Ибо если вылетает станция, то вся «компетентная» страховка летит в пропасть вместе со спасателями. Здесь же идет работа на шлямбурах, и курсанты не имеют возможности наблюдать, как вытягиваются тросики френдов, выгибаются косо забитые якорные крючья... а это – суровая реальность, тем более при вытаскивании акьи с сопровождающим. Тут вот можно было бы и про разнесение ветвей полиспаста на разные станции рассказать… но это так, лирическое отступление – сам ведь не хотел вдаваться в технические подробности. В общем, повторюсь – работать на своих точках страшно, но иначе просто несерьезно.
Можно было бы привести еще много особенностей их школы, но сейчас не об этом. О деталях можно спорить бесконечно, а корень зол в другом. Техника, преподаваемая на жетоне разработана профессиональными спасателями, и имеет в своей основе профессиональную спасательскую этику: лучше вообще отказаться от спасения десяти пострадавших, чем своими действиями нанести вред одному человеку. Разумеется, я не имею в виду отдельных работников, это – подход системы в целом, а методические пособия являются ее продуктом. В результате, мы получаем технику, безупречную с точки зрения безопасности. Не имея в своем арсенале профессионального спасательского снаряжения, работаем с 7мм корделетами, которые имеют огромный запас прочности. Конечно, если особо назойливые курсанты приставали к тренерам, те отвечали, что – да, можно использовать и жумары и ролики с блокираторами обратного хода… если нет корделетта. А вопрос, что делать, если работаешь на полуверевках, так и остался без ответа.
Реальность такова, что большинство состоявшихся в альпинизме людей готовы спасать товарищей при значительно большем уровне риска, нежели профессиональные спасатели. И переправу будут тянуть, не ограничиваясь правилом «двенадцати усилий» (скажем, 3 человека на полиспасте 4 к 1, без рывков и зажимов), а так, чтобы она работала даже на очень низких точках. Поэтому было бы правильно, чтобы на жетоне спасателя (ориентированного на спортсменов-альпинистов) не говорили «н-у-у-у да, если припрет, можно и «гриней», а показывали, что реально можно делать с устройствами, которые могут оказаться у группы на восхождении, и что можно добавить к своему дежурному набору, получив максимальную эффективность, при хорошей универсальности и минимальном весе. (Скажем, что лучше будет работать в качестве блокиратора обратного хода - например, для вытаскивания пострадавшего из трещины - Petzl Micro traction или Kong Duck? Наверное, Petzl, но мы такое не обсуждали)
И не хочу никого обвинять в некомпетентности, но в таких вопросах я бы с намного большим удовольствием поучился у лучших советских (а вот они могли бы научить грамотной страховке через карабин и через тело - приемам, за использование которых с жетона-2015 могли бы и исключить) и российских Мастеров, чем у самого старательного адепта канадской школы. А такие люди, если и преподавали на жетоне, то их опыт оказался совершенно невостребованным. Опять же, это все справедливо только если мы говорим о выпуске на шестерки.
Честно говоря, мне кажется, что все выше сказанное - не случайное недоразумение, а вполне обоснованный тренд. И все же, я привык считать, что в горах остается хоть немного места тому, что раньше было принято называть пафосными словами вроде «отвага», «самоотверженность», а теперь обозначают как «комплекс героя». Безусловно, необходимо эти чувства контролировать и направлять в конструктивное русло – тем более, в таком непростом деле, как спасработы… Но нужно ли делать это максимой при обучении альпинистов?
Станцию учимся делать на одних курсах, спасать - на других и это правильно.
Сколько весит акья с сопровождающим, что это страшнее для станции, чем срыв?
(С учетом трения)
Вернее так: какое усилие смогут развить три балбеса, в том случае, если вытягиваемый конец заклинет вовсе. Полиспаст 1/4, система состоит из блоков почти без трения. По 50 на брата? 50×3х4 и с другого конца столько же = 1200 нагрузка на станцию. Если не блоки, а крабины, будет меньше за счет трения.
Опасное заблуждение. Станции для прохождения маршрута и станции для спасработ принципиально разные.
Сколько весит акья с сопровождающим, что это страшнее для станции, чем срыв?
Например, висячая станция компенсаторного типа, при подвешивании к ней пятерых спасателей и акьи с пострадавшим, в случае разрушения одной из точек, при любых ограничительных узлах, получит запредельный динамический удар.
оффтоп: 2 и 3 на Малый Замок подал. пришлешь материю по 4ке,тоже подам
Вот его текст – за все дни тренировок на скальном рельефе мы ни разу не работали со своих точек.Здесь же идет работа на шлямбурах, и курсанты не имеют возможности наблюдать, как вытягиваются тросики френдов, выгибаются косо забитые якорные крючья... а это – суровая реальность, тем более при вытаскивании акьи с сопровождающим. Тут вот можно было бы и про разнесение ветвей полиспаста на разные станции рассказать… но это так, лирическое отступление – сам ведь не хотел вдаваться в технические подробности. В общем, повторюсь – работать на своих точках страшно, но иначе просто несерьезно.
По 50 на брата? 50×3х4 и с другого конца столько же = 1200 нагрузка на станцию. Фактический выигрыш усилия будет несколько меньший чем 1200. Посчитать можно с помощью коэффицентов в таблице №1 к статье http://www.risk.ru/blog/1553
Но речь не об этом. Вес акьи, плюс вес потерпевшего, плюс вес сопровождающего, плюс трение всего перечисленного о склон при подъёме - это будет нагрузка на станцию. Скорее всего эта нагрузка значительно меньше, чем фактический выигрыш усилия (ФВ).
Здесь ключевые слова выделены петитом.
В этом случае три балбеса разовьют значительно больше, чем вес спасаемого плюс (я выше перечислял). Но если они применяют при этом схватывающие узлы, то система сбросит пар на 600-700 кг - узлы проскользнут при избыточном усилии.
Если не заклинят вовсе, то три балбеса разовьют усилие незначительно превышающее вес спасаемого плюс (я выше перечислял).
Задача курсанта одна - уловить теорию и суть + применить на практике - далее ты уже можешь оперировать этими знаниями. Как универсальный солдат, научили его стрелять - так он может из любого оружия, даже из рогатки.
Транспортировка по гребню 3-4 категории, без возможности спускать прямо вниз - этим тоже не занимались - спуск по траллее отрабатывался на травянистом склоне.
Опять же, при том составе участников и смешанных отделениях, работающих по одной программе, такими вещами заниматься и правда не стоит.
Многие люди, выходящие на 6а уже худо-бедно все это умеют. Тема спасения с минимумом снаряжения тоже очень интересна, и ее тоже не было. Корделеты и карабины с 6 человек, плюс с пострадавшего - это уже нифига не минимум. По той технике только на паука уходит 4 корделета по 7 метров. А то, что можно один корделет порезать по метрам, отрезать 4 куска основной веревки и из этого сделать паука - я знаю не из курса Жетона. Согласитесь, штука не вполне очевидная. Так же, как и то, что при использовании зажимов их еще можно ставить на блокиратор обратного хода, и категорически недопустимо - на подвижный блок. Нужна не только техника, но и понимание принципов, по которым для ее выполнения адаптируются другие элементы снаряжения.
В рамках Жетона (или модульной программы, которую я проходил) эта часть дается как ПСР в малой группе: 3 дня + зачет. Не забываем о Первой помощи, лавинных спасах (что весьма специфично, но полезно для основной массы альпинистов), организации транспортировки с помощью подручных средств, спасах из ледниковой трещины. Все это, как мне кажется, весьма полезно для альпиниста вообще и для недоКМСа в частности.
Отдельно в Жетоне стоит блок техники групповых спасработ и общей организации ПСР, что, конечно же ближе к профессиональным спасательным работам (тем не менее, опыт можно использовать по разному).
Мой вывод: требование Жетона для шестерки - производство альпинистов-спасателей в добровольно-принудительном порядке (цели, плюсы, минусы - это все можно обсуждать, но не хочется). То, что в Жетон включена часть "ПСР в малой группе + ..." (и как основа многих приемов групповых ПСР) - благо для выходящих на шестерку. Естественно, что в таком сочетании (проф спасы + спасы в малой группе) тонут и все нюансы, и различные ситуации и сценарии. Только самое основное.
Одним словом, надо делить. Но делить, как мне кажется, не в рамках Жетона. Жетон - мероприятие для тех, кто хочет освоить профессиональные спасы. И лучше на добровольной (без шестерочно-принудительной части) основе - МЧС, военные, альпинисты, туристы (не важно). Важно, что все модули и основы, люди приезжающие туда должны изучить по единым методикам и сдать ДО жетона. Тогда мероприятие можно целиком посвятить большим групповым спасработам и их организации. А для альпинистов, которым нужно спасть себя на сложных маршрутах, нужно что-то другое (как назвать - не важно) - со спецификой, сценариями и исходя из используемого снаряжения и обычного количества участников.
Многому остальному раньше можно было научиться на соревнованиях по ПСРам. Я регулярно этапы брал из жизни в горах...
И когда курсант приезжает на Жетон, то он офигевает от материала, что можно с вязанкой карабинов и пару метров репшнура сделать многое и выйти из ситуации сухим.
Дальше добавляются элементы из профессиональных спас.работ.
А вообще, чтобы разбирать какието сценарии, нужно сначала азбуку освоить - это элементарные вещи:
- как заблокировать страховочное устройство
- освободиться от страховчного устроиства и перенсти нагрузку на станцию
- как подоити к пострадавшему
- как снять его с веревки когда он завис на спуске или подъеме на одной веревке
- как спасти второго в связке когда идет лазанием и веревка одна...
Эти базовые знания получаешь, то после можно строить сложные схемы спасения с реальных маршрутов.
и конечно же большая практика - это соревнование спасателей, которые однажды ФАР провела. Жаль больше нету, хорошая школа и есть что посмотреть у соперников (профессионалов горных дел и просто обычных альпинистов).
А вообще
береги себя.