Хрустальный пик-2014: Чанчахи по центру Северной стены, зимой
Украинская команда минувшей зимой прошла новый маршрут на Чанчахи. И красотой линии и яркими фотографиями покорила пользователей Риска.
А я хочу добавить технических подробностей - для полноты картины. А также интервью с участниками восхождения.
Команда:
Владимир Рошко
Дмитрий Венславовский
Николай Шимко
Михаил Мирончак
О восхождении на Риске:
Чанчахи. Февраль. Первопроход
Чанчахи, 4420м. Зимнее первопрохождение. Фотоальбом
На вопросы Риск.ру отвечают Владимир Рошко и Николай Шимко
- Цей, особенно в последние годы, нельзя назвать районом для громких первопроходов. Но вы нашли там место для красивой линии. Это как-то связано с тем, что первопроход – зимний? Горы Цея славятся своей трухлявостью...
Владимир: Думаю, вообще Кавказ сложно назвать районом для громких первопроходов. Горы хорошо освоены и фактически все логичные и безопасные маршруты пройдены. Но зимой многие стены становятся значительно безопаснее, и можно найти место для хорошего первопрохода.
- Почему решили зимой поехать именно в Цей? Чем вам нравится этот район?
Владимир: В Цей не нужны погран пропуска (для нас очень актуально))), собрался и поехал. Достаточно просто добраться до лагеря. Можно рейсовым автобусом, а можно своим транспортом. Но в последнем случае приготовтесь потратить определенную (иногда не малую) сумму денег на доблестную полицию или ГАИшников. Особенно если номерные знаки у вас не РФ, в остальном без проблем. В лагере очень комфортные условия для проживания даже зимой. Золотой персонал.
Ну и вообще, достаточно многое связано, у меня по крайней мере, с этим районом. Первая 6-ка на Чанчахи в 2006, первое призовое место на Чемпионате, закрыл КМСа, зимняя школа инструкторов в 2011 г.
- Как выбирали объект для восхождения? Наблюдали за линией? Это первая попытка вашей команды тут? Правильно ли я понимаю, что это первое зимнее восхождение на эту вершину?
Владимир: Да, верно, это первое зимнее восхождение на Чанчпахи! Сколько было попыток раньше, нам не известно, но достаточно много. Для меня это была уже вторая зимняя попытка восхождения. В феврале 2013 г. мы с Димой Романенко боролись на м-те Попова, но погода не позволила.
- Зимний альпинизм. За что вы любите зимний альпинизм? Искренне убеждена, что для того чтобы лазать в горы зимой, нужно именно это любить:)
Владимир: Зимний альпинизм напоминает высотные восхождения. И по суровости и по подготовке. Если альпинизм – это отдых, то что тогда каторга?))) Зимний альпинизм на все 150% подтверждает это выражение.
Николай: Все приходило постепенно, для меня первый альпинистский опыт был зимним, конечно, это не был технический альпинизм: я, как и многие альпинисты Украины, начинал с зимней Говерлы (1Б) в возрасте 10 лет, правда, получилось взойти с третей попытки в 12 лет. В то время казалось, что альпинизм может быть только зимним, т.к. трудно было представить, что снег и лед может лежать целый год.
Свой первый зимний технический опыт я получил в Ала-Арче 2008 году на Свободной Корее, м-т Ручкина. Тогда нам не повезло с погодой, но вместо вершины мы получили хороший опыт! И с тех пор мы практически каждый год совершаем или делаем попытки восхождений (как повезет). В целом за что я люблю альпинизм – это за преодоление трудностей и приключения, которые нас ждут во время экспедиции. А в зимнем альпинизме все это увеличивается в разы!
- Зима диктует особые требования? К организации восхождения, тактике, подготовке участников? Расскажите, что вы учитывали и как готовились.
Владимир: Зимнее восхождение – это особое мероприятие. И требует особой подготовки. В Северном цирке под Чанчахи и летом прохладно, а зимой – это маленький Северный полюс. Команда хорошая собралась – много лет дружим и ходим вместе, поэтому была уверенность, что залезем. Лишь бы поймать погоду. Одной из основных задач оказалось выжить в этом холодильнике.
- Это восхождение было работой по четкому плану или скорее приключением? Вообще есть ли место приключениям во время зимнего восхождения?
Владимир: Восхождение зимой – это одно большое и захватывающее приключение!!!
Николай: План, конечно, был, но во время работы мы его корректировали. Так как погода вносила коррективы, после нескольких дней непогоды во время обработки в палатке температура опустилась до -18°С, а ветер пронизывал палатку снежной пылью. Условия были далеки от комфортных. Ко всему этому добавилась боль в ухе, в общем, до конца не было уверенности в удачном восхождении. Плюс этот постоянный холод и стена северная, на которой мы ни разу не увидели солнца, а лезли.
- Я искренне верю, что времена, когда альпинисты просто ходили в горы и таким образом поддерживали свою спортивную форму, миновали. И в комментариях к публикации Николая на Риске вам задают вопрос о том, как ваша команда тренируется. Расскажете?
Николай: Стараемся тренироваться весь год, перед каждой конкретной вершиной расставляем приоритеты, что больше нужно или лазание или выносливоть или все вместе. Иногда планы меняются, в этом году преимущественно тренировались под "высоту", а в итоге скальный класс в Доломитах. Ничего необычного в подготовке нет: лазание (сила, выносливость) + с инструментами, ОФП, бег (сила (ускорения), выносливость) – объемы увеличиваем постепенно, самое сложное – сохранить цикличность, потому что выезды в горы на скалы прерывают тренировочный процесс.
- Расскажите о быте на горе: как биваки организовывали, что кушали?
Владимир: На стене жили в платформе. Вчетвером, правда, не очень комфортно.
- Чем вам запомнилось это восхождение?
Владимир: Запомнился невероятный холод.
Николай: Гора хорошо впечаталась в память как ассоциация со словами: холод и дискомфорт. Но еще самое важное – это качественный и разнообразный рельеф, где многое удалось пролезть, а где не получилось свободное лазание – было интересное ИТО. В отличие от лета получалось концентрироваться полностью на рельефе, не отвлекаясь на камнепады и прочие неприятные явления.
Информация о маршруте:
Чанчахи (4461 м) по Центру Северной стены (район восхождения - Кавказ, Цейское ущелье), предположительно 6А, первопрохождение.
Перепад высот маршрута - 940 м, основной части - 730 м.
Протяжённость маршрута - 1065 м, основной части - 745 м.
Протяженность участков:
6-й к. тр. - 265 м (из них ИТО - 253 м)
5-й к. тр. - 230 м (из них ИТО – 25 м)
Средняя крутизна маршрута - 60°, стенной части - 70°.
Забито крючьев:
Скальных - 127,
Шлямбурных - 5 (из них 3 для платформы),
Закладных элементов - 76,
Ледовых - 32.
Ходовых часов команды - 29 (5 дней (из них 2 дня обработки)).
2 ночевки на стене – в платформе, (во время обработки в палатке под стеной).
Команда:
Владимир Рошко
Дмитрий Венславовский
Николай Шимко
Михаил Мирончак
Выход на маршрут:
9 февраля 2014 г. (4, 8 февраля – обработка)
вершина - 11 февраля 2014 г.
возвращение в БЛ - 11 февраля 2014 г.
Обзор района восхождения (из отчета)
Цейский ледник с трех сторон окружен горными хребтами, которые образуют Большую Цейскую подкову. Подкова начинается скалой Монах, поднимающейся над лесом около впадения реки Сказдон в Цейдон. Здесь расположены альплагерь «Цей» и КСП Цейского района.
От Монаха скальный гребень с обледенелым взлетом вершины Кальтберг поднимается к узловой вершине Кальперского хребта – Адай, проходя вдоль восточной стороны Цейского ледника.
От Адая подкова продолжается Кальперским хребтом с вершинами Заромаг, Ронкетти и переходит в Восточный гребень узловой вершины Главного хребта – Мамисон. Небольшой восточный отрог Мамисона с пиками Николаева и Хицан разделяет верховье Цейского ленника на Северную и Южную ветви. От Мамисона Большая Цейская подкова проходит по Главному хребту с вершинами Чанчахи и Бубис, ограничивая верховье Северной ветви Цейского ледника.
Пирамида Чанчахи (4461 м), одна из наиболее труднодоступных вершин Кавказа, расположена в Главном хребте, между узловыми вершинами Мамисон на востоке и Бубис на западе. На юг к ледникам Тбилиза и Чанчахи с вершины и ее длинного Южного гребня спускаются ледово-снежные лавино- и камнепадоопасные склоны. Над Северной ветвью Цейского ледника Чанчахи поднимается отвесными скальными бастионами Северной стены, «открытой» для альпинистов группой В. Абалакова. По Северной стене Чанчахи, как и по Южным склонам, часто идут камнепады.
Западную часть Большой Цейской подковы составляет Цейский хребет, протянувшийся от Бубиса вдоль северо-западной стороны Цейского ледника. Вершины Большой Цейской подковы хорошо освоены альпинистами и часто ими посещаются.
Подход под в. Чанчахи в летнее время занимает примерно 8-10 часов. Зимой подход под гору логично разбить на два дня: 1-й день подход на Николаевскую хижину – занимает 6 – 9 часов; 2-й день подход в Северный цирк под Чанчахи – занимает 4 – 5 часов. Зимой климат очень суровый – сильные морозы и дуют ураганные ветра. На стене совсем не появляется солнце. Немного освещается только вершина горы. В зимнее время маршруты по Северной стене достаточно безопасные.
Подробное описание маршрутов и подходов можно найти в книге А.Ф. Наумова «Караугом, Дигория, Цей».
Описание маршрута
Маршрут проходит по центру Северной стены в. Чанчахи между маршрутами Кораблина и Попова. Начало в 150 метрах правее большого черного внутреннего угла, в месте, где бергшрунд вплотную подходит к стене. Общее направление – широкий внутренний угол, залитый льдом в нижней части стены (хорошо виден в начале снежного склона). Ориентир – правая часть центрального снежника.В летнее время года маршрут может быть объективно опасен. По технической сложности маршрут, пройденный командой, не уступает маршруту Ручкина по Северной стене на пик Свободная Корея (6А).
R0-R1. По снежному склону подойти под бергшрунд. Преодолеть его и дальше вверх по крутому снежному склону к скалам. Далее движение вправо – вверх, забраться на «снежный гриб», по нему траверс 5 м вправо и вверх на скалы. Выйти на узкую полочку и по ней траверсом вправо 5 м к началу внутреннего угла – камина. Здесь удобно сделать станцию (если нет снегопада). При снегопаде станцию лучше и безопаснее сделать в начале узкой полочки.
20 м, 450.
35 м, VI, 800, A1
R1-R2. Сначала вверх по внутреннему углу – камину залитому льдом, затем по крутому ледово-снежному склону, забирая вправо, подойти под скалы. Станция.
5 м, V+, 70°, А1;
30 м, V, 60°;
10 м, IV, 55°.
R2-R3. Вверх по глухим щелям подняться на уровень узкой полки, уходящей вправо. Перейти на полочку и по ней вправо 7 м. Не доходя до нависания двигаться строго вверх по крутым скалам с чередующимися наклонными, залитыми льдом полками. Подойти под начало узкого камина, залитого льдом. По нему вверх до выполаживания. Через 3-5 м есть шлямбур. Станция.
13 м, VI, 75°, А2;
7 м, IV, (траверс по полке);
40 м, VI, 80° , А1-А2.
R3-R4. Один из ключевых участков!Двигаться вверх по стене. Затем перейти влево во внутренний угол.По внутреннему углу вверх на ИТО, перевалить нависание и выйти на более пологие скалы, но со значительно беднее рельефом. Через 5-7 метров есть шлямбур. Станция.
15 м, V+, 75°, А1
20 м, VI+, 85° , А2.
5 м, V+, 60° , А2
R4-R5. От станции сначала вверх через «скальную ступень», затем правее через внутренний угол выйти на крутую снежно-ледовую полку. Станция на скалах.
35 м, V, 70°, иногда А1.
10 м, IV, 40° .
R5-R6. Влево вверх 10 м, а затем строго вверх в направлении крутой «ледовой сосуле». Станция справа на скалах.
10 м, V, 55°;
35 м, V, 80°.
R6-R7. От станции немного влево и вверх по крутой «ледовой сосуле» выйти на более пологое «ледовое поле».
20 м, VI, 85°;
30 м, IV, 60°.
R7-R10. Вверх по «ледовому полю». Подойти к правому камину – кулуару, залитому льдом. По камину 5 м сложным лазанием на небольшую полку. Станция
145 м, IV, 55°;
5 м, VI, 80° .
R10-R11. Вверх по камину – кулуару 45 м.
45 м, V+, 75°.
R11-R12. Один из ключевых участков!Вверх по камину, подойти под крутую скальную стенку. Далее кулуар раздваивается (через 70 м они снова соединяются) и становится значительно уже. Мы шли влево. Станция на крутой стенке под нависанием. Здесь висела наша платформа. Забито два шлямбура + один спит. К станции приходится подходить через «живой» многотонный блок. Есть ощущение, что нагрузив его в летнее время, он рухнет.
10м, V+, 65°
10м, VI+, 90°, A2;
30 м, VI, 80° ,А2.
R12-R13. Вверх по внутреннему углу на ИТО. После нависания выйти на сосулю. Станция на выполаживании.
35 м, VI+, 90°, A2
15 м, VI, 80° , А1-А2.
R13-R14. Вверх по плите10 м, затем вправо-вверх перевалить через фирновый гребешок-надув.И далее вверх по фирну - миксту.
10 м, VI, 75°;
15 м, V, 65°
20 м, V+, 60°;
R14-R15. Вправо вверх по лбам 5 м, затем вверх по щелям. Перейти вверх-влево по внутреннему углу 35м, сначала 80гр, постепенно выполаживается до 60°.
5 м, V+, 70°;
10 м, VI, 90° ,А2
35 м, VI, 70° .
R15-R16. От станции вверх в направлении понижения в гребне.В начале по ледово-снежному склону, затем по очень разрушенным скалам выйти на гребень.
35 м, III, 50°.
R16-R17. Далее по заснеженным скалам чередующимися полкам и стенкам Западного гребня выйти на вершину Чанчахи.
300 м, III - IV, 40° .
Спуск с вершины в начеле по Западному гребню до пункта R16, а затем вниз по линии падения воды (практически по пути подъема).
Тактические действия команды (из отчета)
30.01.14. Заброска грузов и ночевка на Николаевской хижине. Подход от а/л «Цей» до Николаевской хижины занял 9 часов. Очень много снега. Шли в снегоступах.
31.01.14. Спуск вниз и отдых в а/л «Цей».
01.02.14. Заброска оставшегося груза на Николаевскую хижину.
02.02.14. Заброска части грузов в Северный цирк Цейского ледника. Установка АВС под стеной Чанчахи. Погода ясная, но очень холодно. Температура ночью в палатке ниже -200 С.
03.02.14. Наблюдение за стеной. Выбор линии маршрута.Двойка Венславовский – Мирончак спустилась на Николаевскую хижину за оставшимся грузом.Погода ясная,но сильный мороз. На стену совсем не попадает солнце.
04.02.14 Двойка Рошко – Шимко обрабатывает маршрут. На участке R0 – R1 бергшрунд пришлось преодолевать, раскапывая перед собой траншею лавинной лопатой. На скалах много снежных «грибов», которые усложняют движение. В этот день удалось обработать 210 сложных скал, прошли один из ключевых участков R3 – R4.Погода ясная, но сильный мороз. Ночью поднялся ураганный ветер.
05.02.14.Непогода. Ураганный ветер.
06.02.14.Непогода. Ураганный ветер.Команда спустилась на Николаевскую хижину.
07.02.14.Непогода. Сильный мороз, ветер.
08.02.14. Шимко – Рошко, обработка. В этотдень обработали 140 м и вышли на «ледовое поле». Веревку закрепили на R7, справа очень хорошо видна первая ночевка с маршрута Попова. Венславовский – Мирончак сделали грузовую ходку – забросили на R7основную часть грузов и платформу.Погода ясная, мороз немного спал.
09.02.14. Отрыв всей команды. Движение по «ледовому полю» позволило значительно ускориться. Внутренний угол – кулуар оказался сложнее, чем предполагался. Участок R11 – R12 – один из ключевых на маршруте. Место под ночевку нашли только к 18.00. В 20.00 повесили платформу. В этот день кроме обработанных веревок удалось пройти еще 245 м. Погода хорошая.
10.02.14. Венслововский – Мирончак, обработка.Провесили 130 м. Ночевка в том же месте в платформе на R12. Погода хорошая.
11.02.14. С 9.00 начали подъем по обработанным перилам. К 11.00 вышли на гребень – R16. На гребне оставили основной груз и к 13.00 были на вершине Чанчахи.Изначально, спуск планировали по Западному гребню на перевал Цей-Тбилизский, но плохое состояние гребня и тяжелые баулы внесли коррективы. Приняли решение спускаться по пути подъема.В 14.00 начали спуск, и в 18.30 были внизу возле палаток. В этот же день спустились на Николаевскую хижину.
12.03.14. Спуск всех участников экспедиции в а/л «Цей».
Фотографии из архива команды
Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!
Информация о премии
Напоминаю, что вручать премию мы будем на торжественном вечере Федерации альпинизма России 6 декабря в Санкт-Петербурге.
84
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"Выход на маршрут:
9 февраля 2014 г. (4, 8 февраля – обработка)
вершина - 11 августа 2014 г.
возвращение в БЛ - 11 августа 2014 г."
Спасибо, исправила.