Хрустальный пик-2014: Сварог по центру большого карниза
Команда СКА Зеленоград залезла на Сварог по центру 15-и метрового карниза. И теперь отвечают на вопросы Риск.ру как номинанты премии "Хрустальный пик".
Команда:
Константин Маркевич
Дмитрий Скотников
Вадим Каликин
Владислав Дубровин
О восхождении на Риске:
Сварог "По Центру Большого Карниза". Описание маршрута
Сварог "По Центру Большого Карниза". Как это было
Там много классных фоток! А пока вы не удалились читать подробности....
На вопросы Риск.ру отвечают Дмитрий Скотников и Вадим Каликин
- Это был смелый выбор маршрута:)) Как вы решились идти на Сварог через большой карниз?
Вадим: Это яркая красивая линия, которая сразу выделяется на стене при первом взгляде. К тому же мы знали, что карниз этот пыталась пройти легендарная команда Башкирова в 86 году. Нам было интересно, с чем они там столкнулись, и сможем ли мы продолжить начатое. Но и сама гора тоже красива и, насколько мы знаем, посещалась один раз за всю историю во время траверса Ашатской стены 1990 года.
Дима: Решение сходить на Сварог родилось у нас после восхождения зимой на Свободную Корею. Хотелось сходить красивый и технически сложный первопроход. На Risk.ru не раз читали и любовались фотографиями Юрия Кошеленко с ущелья Ашат, пика Сабах и т.д. Когда Костя предложил сходить на Сварог, я посмотрел фотографии, и меня поразила одна: там Сварог запечатлен со спуска по ущелью, один красивый правильный треугольник посередине ущелья. И на него не было самостоятельного маршрута. Мечта, да и только. Объект для восхождения был выбран. А конкретная нитка родилась уже под горой, когда мы, смотря в телевик, увидели там четкий рельеф – трещину, проходящую через центр карниза и идущую вертикально до гребня. Как оказалось потом, мы немного ошиблись, да и все кто смотрел и пробовал, тоже совершали эту ошибку.
- Что думали и почувствовали, когда впервые в реальности свой маршрут увидели?
Вадим: Мы сильно задумывались и делали это несколько раз. Первый раз когда выходили на разведку, заносили снаряжение и просматривали стену, когда выясняли возможные линии на стене. Второй раз когда уже к карнизу подошли и увидели что в этом потолке даже микрорельефа нет.
Дима: Ну, до карниза это было начало стандартной 6А, ничего особенного, всё как ожидалось и усматривалось снизу. Много льда, потом сложные скалы. Но по мере приближения к потолку мы теряли уверенность в хорошем рельефе на карнизе и после. Дойдя до шлямбурной дорожки группы Башкирова (20 шлямбуров по гладкой плите под основание карниза) мы окончательно убедились, что мы попали! И были мысли свернуться и залезть что-то попроще и побыстрее на соседний Парус: у него и стены южные и рельеф есть.
Вадим: Но у нас был запас прочности и задор! Решили не отступать закремниться пройти этот потолок и то что выше. Мы сделали правильный выбор.
Дима: Костян полез, заколотил первый спит в потолок, и работа пошла. Дальше у нас был настрой только на вершину.
- В комментариях к посту на Риске ваше восхождение причислили к золотым страницам российского альпинизма. У вас те же ощущения?
Дима: Не совсем понятен критерий отбора в эти «золотые страницы». Для нас он точно будет «самым-самым» на данный момент, мы получили большой опыт длительных стенных восхождений в формате экспедиции. А если сравнивать с другими восхождениями, то я думаю, есть гораздо более «золотые» события в российском альпинизме, на которые лично я еще долго буду смотреть как на эталон.
Вадим: Есть ощущение – что-то свершилось большое! Это наш первый такой продолжительный бигволльный опыт, трудно пока сравнивать. А золотой или нет, наверное, не так это важно, ведь главная мотивация – это не медали, а сам факт прохождения такого маршрута на стене.
- Расскажите, как вы зрели и готовились к этому восхождению. Вы давно ходите этой командой?
Дима: Как родилась идея залезть на Сварог, я уже рассказал выше, спасибо Юрию Кошеленко за открытие и продвижение потрясающего горного района с большим потенциалом серьезных первопроходов. Состав формировался 2 года. С Костяном мы познакомились на жетоне, с Вадимом в Арче, а Влада я подтянул, как перспективного молодого бойца. Зимой мы сходили на Свободную Корею по Ручкину, пожили в платформе, поработали в условиях восхождения с несколькими ночевками. Подготовка по отдельности была стандартная – скалодром, бег, ледолазание, скалолазание на стенде и естественном рельефе. Потом все встретились в Оше и залезли!
- Этот район в последние пару лет активно продвигает Юра Кошеленко. Вы, побывав там, согласны с его оценками? Не были разочарованы?
Дима: Как уже повторял неоднократно, полностью согласен с Юрием – район очень красивый и богат возможностями рисовать красивые скальные и комбинированные линии. Так же привлекает относительно несложная логистика подхода – практически такой-же трекинг, как и в обжитый Каравшин.
Вид с вершины Сочи 2014
Вадим: Район действительно по-своему уникален и сильно отличается от своих ущелий-соседей. Хочешь лёд и мист – пожалуйста, лезь по северным стенам. Душа желает в скальных тапочках полазать по гранитам южных стен – тоже есть огромный выбор. Но и погода прижимает достаточно жестко – у нас под метр снега выпало в базовом лагере после спуска.
- Провокационный вопрос:) Как относитесь к своему успеху на горе? Удачи? Звезды встали? Или просто вы сейчас в такой отличной форме, что ни один карниз не страшен?:))
Дима: Нам очень свезло с погодой. Пришли мы в непогоду, дождь и снег. И это верный знак, что восхождение будет в хорошую погоду. И точно – после акклиматизации открылось окно, которое позволило нам лезть 10 дней при отличных метеоусловиях. Правда, к началу спуска окно закрыли, и мы дюльферяли уже в лавинах, но всё обошлось. Как говорится, славянские боги дали возможность, а мы ей воспользовались!
Что касается формы – то все были готовы физически и технически к такой работе. Никто не тормозил, и всё было направленно на безопасное прохождение маршрута по планируемому графику.
Вадим: Мы думаем, что наш успех заслужен. Во многом для нас это было преодоление. Форма, конечно, имеет значение, но на таких восхождениях важна также тактика и стратегия: когда, куда и как лезть, когда и куда переезжать, сколько взять запаса провизии снаряжения и так далее. Мы решили эти задачи правильно.
Вид на Ашатскую стену
- Расскажите о находках и потерях этой экспедиции? :)
Дима: Находки встречались до карниза. В основном это были старые крючья и куски дюльферных петель. Всё это оставила группа Башкирова после своей попытки. Порадовала шлямбурная дорожка перед карнизом, которая сэкономила нам массу времени. Выше карниза ничего не было найдено. Даже тура на вершине, хотя 20 лет назад группа прошла траверс Ашатской стены и мы очень надеялись найти раритетную записку.
Потеряли мы немного – фифу уронил Костян при выполнении акробатических этюдов, пытаясь маятником добежать до станции при спуске. И Вадим уронил тент от платформы BD (привет следующей группе на Северной стене Сварога). Так же у нас стащили местные чабаны из БЛ странный для них набор вещей, но мы практически всё вернули. Спасибо нашему гиду Асылбеку и дедуктивным способностям Вадима.
- Если бы вам нужно было описать маршрут одним предложением, что бы вы сказали? Конечно, не считая упоминания о большом карнизе:))
Дима: Не верьте всему, что показывают в видоискатель через телеобъектив :). А если серьезно, то отличный технически сложный маршрут на красивую гору в удивительном районе. Хотя, это можно сказать практически про все интересные маршруты.
- Карниз – основная и единственная техническая трудность маршрута. Или есть еще ключевые участки? Равномерный ли по трудности маршрут?
Дима: Маршрут не совсем равномерный. Нижняя треть бежится по не сложному льду. Дальше тяжелая работа на карнизе. А вот после начинается основная работа – очень мало рельефа для организации страховки и для продвижения. В ход пошли скайхуки, топорики, якоря, забитые на 4 мм в глухие щели. И так практически до гребня. Выход на гребень – приятная веревка ледовой речки. От гребня – пешком до вершины.
Вадим: Можно сказать, что 2 веревки выше карниза – тоже ключевой участок. Нижняя часть конечно на порядок проще – но есть развальные участки, которые сильно повышают риск.
- ИТО vs свободное лазанье. Как вы решаете для себя этот "конфликт" альпинизма, выбирая объект восхождения и работая на горе?
Дима: Мы не питали особых иллюзий по поводу прохождения маршрута свободным лазанием. Видя на фото стену и карниз, мы сразу многие участки запланировали под ИТО. Вопрос был: какое ИТО? Оказалось до А3+. Ну а выше карниза, если прикидывать сложность лазания, то, наверное, 7b-7с. Плюс очень скудный рельеф под страховку. Где рельеф позволял, естественно, лезли лазанием, но таких участков было около 6 штук, не считая нижней ледовой части.
Идея была не залезть куда-то свободным лазанием, а пройти конкретную нитку на конкретную гору.
- Стиль вашего восхождения на Свароге вас полностью устраивает?
Вадим: Стиль задается и ограничивается, в первую очередь, самим рельефом стены. Мы лезли свободно, где это только было возможно. Но сама стена с карнизом изначально предполагала бигвольный стиль.
Дима: Можно было пройти побыстрее, но это придёт с опытом. А слаженная работа и дружественный настрой команды очень порадовал. Думаю, в дальнейшем, мы будем ходить этим составом на новые и интересные маршруты.
Информация о маршруте:
Памиро – Алай, Туркестанский хребет, Ущелье Ашат.
Сварог, 4960 м, «По Центру Большого Карниза» северной стены, предположительно 6Б, первопрохождение
Характер маршрута – комбинированный.
Перепад высот маршрута (ледник - вершина) - 1250 м
Протяженность маршрута (бергшрунд - вершина) - 1500 м
Протяженность основной стенной части (R9 – R29) - 700 м, участков 5 -6 к.сл - 650 м
Средняя крутизна маршрута (бергшрунд - гребень) - 75⁰, стенной части (R9 – R29) - 84⁰, участка R12 – R29 - 87⁰.
Использовано точек страховки (для страховки, для ИТО, оставлено на маршруте*1):
- Ледобуры - 57 - 0 - 0
- Крючья, Якоря, Фифы - 163 - 91 - 12
- Закладки, Френды - 135 - 75 - 0
- Шлямбура, Спиты*2 - 65 - 47 - 15
- Микро топорики - 3 - 13 - 0
- Скайхуки - 0 - 22 - 0
- Всего - 423 - 248 - 27
*1 – Для оборудования дюльферных станций
*2 - В т.ч. 25 шлямбуров команды Башкирова
Восхождение совершено с 6 по 14 августа.
Команда: Константин Маркевич, Дмитрий Скотников, Вадим Каликин, Владислав Дубровин
Информация о районе
Описание маршрута (из отчета)
R0-R1 Снежный склон до 45 град. Бергшрунд. [Станция R1 над бергшрундом на 3 ледобурах]
R1-R2 Ледовый склон 50 м 60 град IV [ 6 ледобуров. Станция R2 на 3 ледобурах]
R2-R3 Ледовый склон 50 м 60 град IV [ 6 ледобуров. Станция R3 на 3 ледобурах]
R3-R4 Ледовый склон 50 м 60 град IV [ 6 ледобуров. Станция R4 на 3 ледобурах]
R4-R5 От станции вправо вверх по льду 15 метров 60 град, потом по скальной обледенелой полке 15 метров 60 град V к.с. выход на косую ледовую полку. Дальше по ней 20 метров до станции на льду.
R5-R6 Забирая правее в сторону провала в контрфорсе сначала по льду 65 град. 15 метров, потом по разрушенным скалам 35 метров 60 град IV выход к началу кулуара, выводящего на контрфорс. Всего 50 метров.
R6-R7 По ледовому 60 град IV. кулуару подъем до контрфорса 30 метров. Станция на камне. Хорошая площадка для палатки.
R7-R8 По крутым разрушенным крупноблочным скалам прямо над полкой 10м 80⁰ V далее по гребню (разрушенные скальные ступени) 40 м 50°.
R8-R9 По снежно – ледовому гребню 60 метров 60 град подъем под скальную плиту, далее 5 метров влево – 2 шлямбура под платформы.
Траверс на участке R9-R10
R9-R10 Траверс влево под карнизом по плите 17 м 70 град VI, затем через небольшой карниз выход на плиту, по плите влево и вверх ИТО на скайхуках 5 м (А3), далее лазанием через еще один карниз из больших разрушенных блоков (VI+) выход на косую снежную полку, по полке влево и вверх. Всего 40 м. Станция на полке.
R10-R11 По ребру вверх и чуть вправо. Скалы сильно заснежены и залиты льдом. Лазание V+ и ИТО А1+ (на якорях и фифах) всего 50 м 80°.
R11-R12 По сильно заснеженным разрушенным скалам до большого снежного поля. 45 м 70 град IV+-V. Станция перед выходом на снежник.
R12-R13
R12-R13 По снежнику с выходами скал до стены 20-25 м 45 град III. Вверх и влево по стене по системе трещин под карниз 90 град, 20 м, VI+ А2-А3 (скайхуки, микро топорики). Станция в залитом льдом внутреннем углу под карнизом.
R13-R14 10 метров по залитому льдом углу 85 град VI, до выполаживания на полке. Косая снежно - ледовая полка вправо вверх (страховка на стене) 65⁰ + наклон самой полки 65⁰ . Далее траверс 20 метров, по ледовой полке и вверх 10 метров до станции в разрушенном внутреннем углу. Станция на переходе с полки на полку. Всего 45 метров V-V+.
R14-R15 Из внутреннего угла (5 метров) выход на косую снежную полку (страховка на скале). Наклонная полка то же что и предыдущий участок 25 м V. Станция – 2 шлямбура под платформы в основании скального внутреннего угла. Эта веревка сложнее предыдущей.
R15-R16
R15-R16 15 м VI по отколам до небольшого карниза. Далее по плите влево вверх, по внутреннему углу 15м до маленькой полки перед основанием большего внутреннего угла -камина (на ней крюк команды Башкирова.). По нему вверх 15м VI до откола на левой стороне угла. Станция во внутреннем углу. Всего 30 метров 85°.
R16-R17
R16-R17 VI A1 По внутреннему углу - камину 20м 90 град до выхода на большую полку, перед выходом на полку – карниз. На полке есть снег и возможна организация ночевки для штурмовой палатки. По полке вправо 7 м. Забит старый шлямбур.
R17-R18 Абсолютно гладкая плита 25м 80 град. Командой Башкирова пробита шлямбурная дорожка (около 20 шлямбуров, в которые не заходят большинство современных карабинов. Нужны ирбиса или стоппера). С полки 2 метра лазанием, далее ИТО по шлямбурам, сверху 2 перехода на дырочных скайхуках. Станция в основании карниза. От станции вверх забито еще 2 старых шлямбура, на верхнем дюльферная петля.
Обработка карниза
R18-R19 От станции полтора метра траверс влево, далее вверх по карнизу 6 метров 120 град и 15 метров по потолку 170 град А2.
R19-R20 Нависающий монолитный внутренний угол. От станции 2 метра вверх по левой стороне угла, далее по правой стороне 13 метров 95 град А3+ (скайхуки, микро топорики), затем переход на левую сторону угла к системе трещин, по ней 10 метров 100 град А2 (ИТО на якорях). На выходе из угла карниз, проходится на френдах. Всего 25 метров Станция сразу за карнизом на небольшой полочке. [Швеллер, 4 скайхука, 4 микро топорика, 2 спита, 8 якорей, 4 френда. Станция R20 на спите и 2 френдах]
Вид с R19 на карниз
R20-R21 От станции вверх по плите. 15 метров по трещине под средние и мелкие френды 80-85 град А1-А2 до полочки, после полочки трещина становится глухой, по ней еще 10 метров 85-90 град А2+ . Проходится в основном на якорях, правда большую часть удается забить только самыми кончиками, иногда идут мелкие френды. Всего 25 метров Станция на небольшом уступчике
R21-R22 Сразу от станции трещина переходит в небольшой внутренний угол, проходится по левой грани угла до полки (сам угол глухой) 12-15 метров 95 градусов (за счет наклона левой грани угла вправо, сама стена около 85-90 градусов) А2 (якоря, микро топорики, скайхуки). На полке есть снег, возможна организация сидячей ночевки. После полки угол переходит в трещину, по трещине 35 метров 95 градусов А2-А3. В основном трещина глухая, идется на ненадежных якорях, микро топориках, иногда удается заложить мелкие френды.
R22-R23 По трещине чуть меньше 25 метров 85 градусов А2. Трещина становится лучше, чем на предыдущих участках, хорошо идут якоря и мелкие френды. Станция перед выходом на плиту.
R23-R24
R23-R24 От станции еще 2 метра по щели до выхода на плиту, по плите влево вверх, на скайхуках (дырочных и рельефных) до отколов. По отколам (тонкие отслаивающиеся пласты породы) вверх и чуть вправо к левой части карниза ИТО на якорях забитых параллельно стене и скайхуках А3+. Всего по плите 20 метров 85-90 град. Под карнизом вверх и вправо, затем траверсом вправо до конца карниза ИТО А2 на френдах и швеллерах, затем вверх по разрушенному внутреннему углу 5м 90 град на полку, станция на полке. Всего около 30 метров.
R24-R25 С полки влево вверх по трещине 3 метра 80 град, затем траверсом вправо по плите к трещине (1 переход на швеллере и 1 на скайхуке) по трещине вверх до основания карниза 35 метров 95-70 град А2-А1. Станция под карнизом Всего 40 метров. Хорошо идут средние и большие френды
(В начале участка можно не уходить траверсом вправо, а идти влево по большому отколу лазанием см фото 34(2), до карниза, после карниза по полочке 2 метра влево до трещины, выводящей на станцию R26. Скорее всего, этот вариант будет более логичным).
R25-R26 От станции вверх по карнизу (якоря и френды) 12 м 90 град под нависание, затем траверс влево 13м , чуть вверх, до полки (перед полкой переход через широкую трещину, около метра, залитую льдом), по полке 2 метра влево до большого камня- откола. VI+ ИТО A2.
R26-R27 Маятником иди приспустившись ниже через откол на снежно-ледовую полку, по полке влево через серию небольших кулуаров и траверсов до разрушенных скальных плит к началу большого кулуара (видно гребень). 20 м III. Станция в скальной плите.
R27-R28
R27-R28 По серии микстовых скальных плит сначала влево, затем по ледовой полке вправо до начала ледовой речки. Микст, натечный лед 25 м 80 град V. Станция на скале справа от речки.
R28-R29 По ледовой речке, придерживаясь правых скал выход на фирновую полку, уходящую влево. Пересекая полку вверх до выхода на гребень. Выход через скальный пояс 2 метра. Выход на гребень слева от большой скалы – жандарма «уши». 50м 85⁰ V. Станция на гребне.
R29-R30 Обходя жандарм слева, выходим на южную сторону горы. Двигаясь по осыпным полкам и пересекая 2 скальных кулуара, выходящих на гребень, доходим до начала снежного кулуара. 150 метров II Движение одновременное. По кулуару пешком поднимаемся примерно 30 метров, до удобного прогала в скале слева. По прогалу, через серию небольших полок и стенок по крупноблочной сыпухе выходим на гребень, 80 метров IV. Станция на валуне перед 15 метровым снежным склоном, выводящим на ребро. Далее по ребру и снежным полкам выходим на вершину (150 м, II) Вершина – снежное плато с большими скальными выступами. Контрольный тур – сломанный френд с банкой от фотопленки в скале слева (Первая скала после выхода на вершину.). Всего около 400 метров.
На вершине
Спуск с маршрута
Начало спуска правее выхода на гребень (см крупное фото стены с ниткой маршрута). Мы планировали спуститься напрямую до R24 за несколько дюльферов, от R24 до платформ на R15 все станции были оборудованы для спуска, а с R22 до R15 оставались провешенные перила. Из-за полного отсутствия видимости, на первых двух дюльферах мы ошибочно забрали правее, однако на третьем дюльфере очень большим маятником нам все же удалось выйти на R24 (первой оборудованной для спуска станции).
На спуске
Дальше спуск до R15 по пути подъема. Мы рекомендуем оставлять провешенные для спуска перила на участках R20-R17’ т.к. из-за очень сильного нависания и огромного выноса карниза может быть весьма затруднительно достать до стены на спуске… Спуск от R15 до R9 напрямую по плитам 4 дюльфера. От R9 спуск по льду до ледника на самовывертах и одна станция на якорях в разрушенных скалах. При прохождении разрушенного сланцевого скального пояса следует быть очень аккуратным, т.к. это очень(!) камнеопасный участок. Имеет смысл собраться всей командой под защитой скал и только после этого продолжать спуск.
Все спусковые станции собраны минимум на двух точках, одна из которых шлямбур или спит. (3 станции от гребня до R24, R24, R22, R21, R19, R17’, R15, 3 станции между R15 и R9, R9)
Фотографии из архива команды
Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!
Информация о премии
Напоминаю, что вручать премию мы будем на торжественном вечере Федерации альпинизма России 6 декабря в Санкт-Петербурге.
85
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Только вот на озвучке видео стоило бы убрать площадный эпитет Карнизу.
Недостойно это такой горы, такого первопрохода и его самого значимого участка.
Согласитесь! (?)
Но данное выражение наилучше показывает атмосферу восхождения. Иногда у нас с горах и не такое вылетает.
А докопаться можно до любой мелочи. Лично я не услышала ни слова из "площадного жаргона". Игорь, наверное, имел ввиду слова "Грёбаная северная стена". Эту фразу не стали вырезать в процессе монтажа ролика, так как только она поясняет зрителю, что несмотря на солнечные кадры и летнее время года, солнца как такового на стене было очень мало. Как мне рассказывали ребята, было оочень не жарко. Сами же они очень уважительно относятся к Горе. Сварог - сбывшаяся мечта! Это первый первопроход для каждого из них.
Почему бы искренне не порадоваться за парней, которые не спассовали перед таким серьёзным препятствием и достойно прошли его?
Чтобы проголосовать в Хрустальном пике, я читаю информацию о номинантах и оцениваю восхождения, насколько лично я могу это сделать.
Мне кажется, что стиль восхождения - важен.
И он задается уровнем лазания восходителей (а не только рельефом стены).
То, что они продолбили и проитошили такие обалденные скалы сегодня - через 10 (условно) лет другие люди пройдут свободным лазанием.
Я совершенно не имею ввиду, что восхождение плохое или не заслуживает внимания. И конечно, первопрохождение - это всегда достижение. Но нюансы - также важны.