Хрустальный пик-2014: Парус Западный
Саша Жигалов и Паша Власенко порадовали нас в этом году классным зимним нон-стопом в районе Ашатской стены! И теперь парни - номинанты "Хрустального пика"!
Давайте пообщаемся с ними!
На Риске:
Сабах. Зимний первопроход 5Б в двойке в стиле нон-стоп
На вопросы Риск.ру отвечают Павел Власенко и Александр Жигалов
- Знаю, что не Парус был целью вашей экспедиции в район. Но в итоге получилось "стильное" восхождение. Расскажите немного о планах и о том, как все обернулось.
Паша: Целью нашей поездки в район Сабаха было зимнее прохождение стены Сварога. У нас была совершенно не радужная информация относительно подхода зимой в это ущелье, к счастью, она совершенно не подтвердилась. Тем не менее, наш базовый лагерь стоял значительно ниже летнего лагеря Кошеленко, это имело свои плюсы (зона леса), но подход под стену занимал целый день, что сильно повышало трудоемкость акклиматизационных выходов и заброски снаряжения.
Команда состояла из пяти человек (Ефремов, Калита, Логинов, Жигалов, Власенко) плюс доктор (Виталий Деньгин) и, конечно, Валерий Балезин. Платформа, правда, была сильно четырехместной, и пятый участник в нее не влезал, но мы решили, что как-нибудь обойдемся.
Западный Парус мы заметили сразу, в первый же выход, и сразу отметили, что по центру можно бы сходить неплохой маршрут (никакой информации по этой стене у нас не было), ну, посмотрели и дальше пошли. Потом было очень много ходьбы туда-сюда, акклиматизационные выходы проходили в целом без эксцессов, за исключением эпизодических сильных ветров, которые реально катали нас по ледяным озерам. Не обошлось и без пережидания непогоды, хотя в целом погода в этот выезд была хорошая.
Далее попытка штурма основной стены, неплохой темп в первый день, паршивая, тесная ночевка в первую ночь и позеленевший участник к обеду второго дня. Состояние больного не допускает вариантов продолжения – нужно быстро спускаться. В темноте встаем на землю с последнего дюльфера, и не то ночью, не то под утро приплетаемся в базовый лагерь.
Сроки поджимают, на вторую попытку времени нет, сидим, ждем ослов. День сидим, второй сидим, еще три осталось.
Саша: После спуска со Сварога в базовый лагерь часть команды захотела идти вниз, а другая половина, в которую входили мы с Пахой, очень хотели что-нибудь пролезть. Времени, чтобы подумать и решить было немного.
Паша: В голове всплывает Западный Парус. Парус…
- Кто на Парус хочет залезть?
- Я хочу.
- Валерий Викторович, вы не против?
- Нет.
- После обеда выходим.
Далее начинаем думать: как бы это так все сделать. Обработать - оно конечно надежней, но уж совсем как-то безыдейно.
- Может нон-стопом?
- Как бы жестко не заторчать на холодную.
- Не заторчим, если без эксцессов, просто не будем ночью останавливаться – и никаких холодных. По «одновременке» не замерзнем.
Саша: Всего один день отдыха, и на следующий день мы с обеда начали собираться на подход под гору. Смотрели на Илюхином планшетнике фотки окружающих гор, которые мы успели наделать на подходах. Пытались на глаз прикинуть, сколько веревок эта стена Паруса. Все решили, и Балезин с нами согласился. Если все же стена больше чем мы думаем, или рельеф окажется сложней, то просто сдюльферяем когда припрет, по пути подъема и все. А оказалось все гораздо интересней, ни я, ни Паха до последнего не хотели поворачивать назад, даже когда стемнело окончательно.
Паша: На вид там после льда веревки три стены (ну ошиблись в полтора раза) и крыши – еще полторы (здесь тоже промашка).
Выходим после обеда, в сумерках подходим под стену, ставим легкую палатку и спать. В 3 подъем, едим, собираемся и вперед.
Заранее договариваемся – Саня лезет лед, я – стену, а на крыше как пойдет. У меня с утра самочувствие паршивое, еле плетусь, увешанный скальной снарягой. В рюкзаке пара курток, еда, рация, аптека и расходник. Идем лед, Саша впереди, я толкаю ручку. Идем одновременно, самочувствие улучшается, темп нормальный, все путем. Под стеной быстро меняемся. По началу, все вроде не особо сложно, но стена встает, а рельеф как-то противно хрустит…
Справа какая-то отрицательная натёчка, туда совсем не тянет, идем по скалам. В одном месте таки испортил скалу – забил болт, больно уж не хотелось с сомнительного якоря маятник качать (якорь, кстати, вскоре выпал).
19:30 мы на стене, полчаса до темноты. Впереди (не больше полверевки) маячит какой-то перегиб. Решаем лезть до него и там уже думать. В сумерках вылезаю за перегиб и радостно ору: «Крыша!».
Саня рапортует в рацию, что мы на крыше в полутора-двух веревках от вершины (а время плавно перевалило за 20:00). Ну, он-то крышу не видит еще… ох, чувствую, дли-и-иные это будут веревки. Далее начинается гребля с тяпками по каким-то заснежено-заледенелым не то лбам, не то скалам.
Темно, неприятно, страховаться плохо, усталость дает о себе знать, темп снижается. Без 1 минуты двенадцать, наконец, выходим наверх (3,5 веревки по итогу). Красот не видно, так что сидеть особо нечего.
Саша
Фото, записка и на дюльфера. Начинает светать, когда мы встаем на землю и на дрожащих ножках ковыляем к палатке, благо до нее рукой подать. Что-то съедаем и в отключку. Несколько часов сна слегка приводят в себя, но в базлаг идется тяжело, прямо почти ползется. Благо на полпути встречаем Илью Муромца (Ефрема), который все забрал и нас отбуксировал.
А на следующий день уже и ослы пришли.
- Восхождения в стиле fast&light – это то, к чему вы стремитесь? Насколько подходит этот стиль для зимних условий?
Паша: fast&light или fast&Heavy. Главное fast. А уж light или нет – от объекта зависит.
Что касается нон-стопа (хождения без бивуачного снаряжения): одновременное движение позволяет особо не мерзнуть ни первому, ни второму. Так что если есть уверенность, что маршрут можно пройти без ночевок (как правило, это значит сутки или чуть более), то это приемлемо. В конечном счете, это вопрос соотнесения готовности связки к сложности маршрута.
Но в случае ЧП события могут принять драматический оборот. А если говорить о легком стиле вообще (что вполне допускает многодневные восхождения с минимальным бивуачным снаряжением) – во всем мире регулярно совершаются восхождения в самых различных условиях. Не вижу здесь никаких неразрешимых проблем для зимних восхождений. Главное, не забывать, что сначала нужно обеспечить уровень подготовки, необходимый для поддержания требуемого, как правило, довольно высокого темпа, а уж потом начинать облегчаться до предела.
Саша: Да, пожалуй, восхождения в стиле fast&light мне очень интересны, мне кажется, и в будущем я буду ориентироваться на стиль «быстро и легко». Хотя есть и будут оставаться стены, на которых этот стиль не будет работать.
Думаю разницы для стиля fast&light, зима или лето, особо нет. Если команда готова бомбить день и ночь на маршруте и физически и морально – то какой сезон в горах, для бойцов не имеет значения.
- Зима. Чем она облегчает жизнь во время восхождения, а чем – затрудняет? Или она только затрудняет?:))
Паша: Зимой два основных положительных момента: во-первых, в дождь ты уж точно не попадешь и всегда будешь относительно сухим, при правильном подборе экипировки можно не сильно замерзнуть. Самое отвратительное сочетание – это когда лето с дождем внезапно переходит в зиму с морозом, зимой такого не бывает. Во-вторых, как правило, не требуется таскать с собой воду, что сильно облегчает жизнь. Ну, затрудняет тем, что холодно и местами много снега!
Паша:)
Саша: Главный бонус зимы в том, что порода, камни замерзшие, ничего нигде не сыпется само по себе, не бьет. Про воду из снега Паша уже сказал. Минусы, конечно, весомые – низкие температуры и короткий световой день. Ну еще тропежка по снегу, хотя и летом можно тоже словить!
- Назовите свой самый любимый предмет (или предметы) снаряжения для зимы!
Саша: Трехслойные ботинки Millet.
Паша: Высотные ботинки и изотермики (комбинезоны, базовый и утепляющий слои) из полара.
Еще бы комбез из виндстопера или софтшела какого хорошего, но это пока «воображаемый любимый предмет». Но первенство за высотными ботинками. Собираетесь на стену зимой – достаньте деньги где угодно, но купите нормальные высотные ботинки.
- О чем нельзя забывать во время зимнего восхождения?
Паша: Нужно всегда контролировать состояние периферии (в первую очередь пальцы ног и рук). Этот момент многие недооценивают, что приводит к удивленным взглядам в базлаге на почерневшие пальцы, которые «вроде и не мерзли вовсе».
Саша: Нужно почаще смотреть друг на друга, на наличие белых пятен на лиц, ну и побольше двигаться, растирать лицо, и отмахиваться руками и ногами. Порой даже для профилактики полезно, не ждать пока замерзнешь, не доводить до крайности.
- Парус. Чем вас привлекла эта вершина и почему выбрали именно эту линию?
Паша: Вершина очень живописная, встречает при подъеме на плато и сразу в глаза бросается. Да и маршрут очень логичный, по сути – это диретиссима и рельеф просматривается, в то же время довольно крутой, но, по меркам Сабаха, не очень протяженный. Удивительно, что никто раньше этот маршрут не прошел.
Саша: Мы все и сразу обратили внимание на эту пирамидальной формы, с большой ледовой лопатой гору! Почему то она сразу бросилась в глаза всем участникам экспедиции, без исключения. Ну и понятно захотелось побывать на вершине. На счет линии не знаю, как то само так все вышло, прямо, относительно ровненько.
- О технических сложностях расскажете?
Саша: Это к Паше. Все таки он прошел всю скальную часть маршрута.
Паша: Сложности основных две: во-первых, рельеф не слишком надежный, много хрустящих слоев и нашлепок, на одной веревке практически все точки – это неясные якоря, которые при срыве запросто могут полететь вместе с породой; во-вторых, ночевка возможна только после выхода на крышу, на стене полок нет.
- В чем изюминка этого маршрута? Почему его стоит сходить?
Саша: Для меня изюминка – это наверно директ. Это прямой выход от подножия к вершине. Никаких траверсов, зигзагов.
Паша: Это очень разнообразный маршрут, где снежный гребень с карнизами переходит в ледовую стенку, та в свою очередь упирается в скалы и выходит на микстовую крышу. На крыше вообще рельеф необычный: какая-то странная ледовая речка, из которой в большом количестве торчат камни (по 10-15 штук на квадратный метр). Этакая спина динозавра, лезешь то по ней, то рядом – по заснежено-заледенелым скалам. Требуется разносторонняя подготовка. Красивый и логичный маршрут, подходит для легкого стиля. Но, как я уже писал, ночевать на стене негде, так что нужно шевелить поршнями.
- Район Сабаха имеет большой потенциал для зимы, как вы считаете? (рассматривая не только сами стены, но и логистику и условия в районе)
Саша: Было понятно сразу, еще со слов Юрия Кошеленко. Район имеет очень большой потенциал, как для стенных, тяжелых восхождений, так и для новичковых тренировочных выходов. Различные виды рельефа, порода разной структуры. Ну и для меня очень заманчивое, наличие чистых стен и одиноких пиков для совершения первопрохождений!
Паша: Безусловно. Во-первых, простая логистика, снега по дороге мало, во вторых, большое количество разнообразных маршрутов, есть чисто скальные (лазить которые зимой – занятие сильно на любителя), есть микстовые. Сама стена Сабаха внешне напоминает Свободную Корею, только огромную. Погода вполне нормальная, если судить по нашему выезду. Много логичных и красивых линий для первопроходов.
Информация о маршруте:
Район – Туркестанский хребет, район ущелья Ляйляк, ущелье Ашат
Вершина – Парус Западный, 4850м, по центру Северной стены, 5Б
Характер маршрута – комбинированный.
Перепад основной части 580 м, протяженность маршрута – 727 м, участков 6 к. сл. – 214 м, 5 к.сл. – 103 м, средняя крутизна основной части 70°.
Использовано на маршруте: якорных крючьев – 51/42, камолотов – 47/28 шт, ледобуров – 24 шт, скайхуков – 3 шт, шлямбурных крючьев – 1 шт, + около 48 ИТО на «фифах», оставлено на дюльферах – 13 якорных крючьев, 1 шлямбур.
Количество ходовых часов – 18 + 6 часов спуска ночью, по пути подъема, 1 день.
Команда:
Александр Жигалов
Павел Власенко
Дата выхода:
На маршрут из штурмового лагеря, находящегося на 4270 м – 1 марта 2014г, 5:30
Начало маршрута по льду – 6:00
Начало стенной части – 11:00
Вершина – 23:59
Возвращение в штурмовой лагерь – 2 марта 2014г, 8:00
Описание маршрута
Подход в штурмовой лагерь – 4270м из базового, находящегося в районе кошары, на отметки 2550м, акклиматизированным спортсменам составляет около 6-7 часов. Тропа проходит по левому zсклону ущелья. Общее направление на Юг, вверх по ущелью. После прохода первого озера двигаться по левому краю морены, плавна набирая высоту в направление «ледовой лопаты» пика Парус (З). Не доходя до льда, имеются небольшие полки на курумнике для установки 2-3х местных палаток. Маршрут начинается с фирновых полей, переходящих в лед.
Участок R0-R2 – 160 м, 40°, III кт.сл. Фирн переходящий в лед. Выход на острый гребень, обрывающийся снежным карнизом 2м. Станция за перегибом на снежной подушке, на ледобурах.
Участок R2-R5 – 175 м, 50°, IV кт.сл. По снежному ножу вверх к скале. Угол наклона возрастает, снег сменяется на лед. Для страховки использовались ледобуры. Станция под началом внутреннего угла на бурах.
Участок R5-R6 – 36 м, 70°, V кт.сл. Разрушенный внутренний угол, переходит в небольшую стенку со щелями. Станция на удобной полочке, тут имеется контрольный тур, бутылка на веревке.
Участок R6-R7 – 40 м, 75°, VI кт.сл. Стенка с тонкой щелью под якоря, затем неявный внутренний угол. Станция висячая.
Участок R7-R8 – 40 м, 75°, VI кт.сл. Стенка с щелями, по окончанию щелей небольшой маятник вправо, в снежный кулуар. По снегу на инструментах под карниз, справа ориентир, широкий вертикальный камин с микстом.
Участок R8-R9 – 40 м, 80°, VI кт.сл. По глухим щелям подход под разрушенный карниз. Под ним возможно намерзший снег. Под снегом рельеф, траверс влево точки не надежные, порода рассыпается. Затем вертикальный камин чередующийся с внутренним углом, местами микст. Станция полувисячая на буре и якорях.
Участок R9-R10 – 44 м, 75°, VI кт.сл., А2. Камин с микстом подходит к снежнику. После серия стен со щелями. Первый ключевой участок. Много развальни, точки ненадежные. Станция висячая, рекомендуется усилить дополнительно.
Участок R10-R11 – 50 м, 75°, VI кт.сл., А3. Второй ключевой участок. По стене с глухими щелями вправо, в направление ко внутреннему углу. Затем по наклонному внутреннему углу с бедным рельефом к стене, по стене вверх на «топориках» и скайхуках к единственному на маршруте шлямбуру. Со шлямбура маятник вправо 5м на стенку, по ней на фифах до вертикального камина. Камин заканчивается снежной полкой. Станция удобная, сюда же выходит и широкий камин справа, который хорошо видно на стене.
Участок R11-R12 – 30 м, 45°, IV кт.сл. Начало крыши. Пологая стенка, проходится лазанием. Серия «бараньих лбов» чередующихся с микстом.
Участок R12-R13 – 35 м, 50°, V кт.сл. Тут несколько вариантов. Можно идти справа по ледовой речке с вмерзшими в нее камнями. Либо по левой части, чередование наклонных стенок с рельефом и «бараньих лбов».
Участок R13-R14 – 32 м, 45°, V кт.сл. «Бараньи лбы», переход к невысоким стенкам, местами снег. Станция на большой снежной полки, под камнем.
Участок R14-R15 – 45 м, 40°, IV кт.сл. По снежному кулуару вправо вверх. По миксту, обходя «бараньи лбы», выход на гребень. Тут дюльферная петля, и метров 5 влево сложенный нами турик с запиской.
Фотографии из архива команды
Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!
Информация о премии
Напоминаю, что вручать премию мы будем на торжественном вечере Федерации альпинизма России 6 декабря в Санкт-Петербурге.
105
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий