Как мы поМАЙялись. Часть первая: от Идеи до Мечты.

Пишет VadimTurkin, 05.11.2014 21:51

Как мы поМАЙялись. Часть первая: от Идеи до Мечты. (Горный туризм, кавказ, поход, уруп, фирсиха, чилик, озера, кчр, эльбрус)
Фотоотчет о путешествии в мае'14 по трем республикам Кавказа.

Приближались майские праздники 2014г и пора было придумывать Идею для горной прогулки по Кавказу. Именно Идею, так как нестабильная весенняя погода не очень способствует прохождению заранее спланированной нитки, а Идея снимает все эти условности и позволяет в любой момент пересмотреть маршрут и пойти туда, куда ноги тянут :)
А Идея была следующая- по весенним, наполненным запахом первоцветов, хребтам прикоснуться еще к зимним, искрящим снегом Большим вершинам, полюбоваться ими, побыть в них и затем бескрайними лесными хребтами Кавказа выйти на равнину.
Начать я решил с КЧР, ведь именно там находится моя Мечта- большое и притягательное озеро Уруп. Часть моего детства была тесно связана с рекой Уруп- там я загарал, там я купался, сплавлялся на колесах от тракторов, наслаждался рыбалкой и в погожие дни вглядывался в сияющие снежные вершины на горизонте. Уже тогда мне было интересно откуда берет свое начало эта река, что там такое, что вода не заканчивается ни днем, ни ночью, ни летом, ни зимой. Для меня это была не просто одна из рек Кавказа, а главная река моего Детства! Однажды мне в руки попала книжка- Атлас Мира, из которого я узнал, что начинается моя река из одноименного озера, лежащего под горой Чилик2, что в Архызском районе КЧР. И вот тогда у меня родилась Мечта! Мечта обязательно там побывать! Много с тех пор утекло воды, много пройдено перевалов, много километров горных троп позади и вот приходит время навестить свою Мечту.
Итак, в путь....
Глубокой ночью собираемся в Минводах, садимся в машину и отправляемся в путь по направлению Карачаевск-Домбай-Архыз параллельно ГКХ и чуть далее по трассе Р256 до станицы Преградная, где сворачиваем на 90 градусов и следуем прямо в горы.
Всю дорогу нас сопровождает Скалистый хребет, разрезанный широкими долинами рек, начинающихся с ГКХ.

Раннее утро, облака под Баранахой (1700мнум, Скалистый хребет)
В 1898 году об этих местах писал ученый и путешественник Н. Динник: «Очень красив вид на Баранаху, внизу более или менее пологую, а вверху скалистую и крутую, как стена. Вершина ее даже в ясные дни часто бывает скрыта в облаках, и тогда гора представляется еще величественнее».

Скалистый хребет, станица Преградная
Станица основана в 1860 году. Входила в Баталпашинский отдел Кубанской области.
Приказ по Кавказской армии № 186 от 3 мая 1860 года: «станицам, возводимым в нынешнем году на обоих крыльях Кавказской линии, присваиваются следующие наименования: 1) станице в верховьях Урупа — Преградная…».

Приехали в крайний на дороге шахтерский поселок Уруп. Поселок Уруп возник в довоенные годы как золотоприиск. Здесь по руслам ручьев были обнаружены россыпи драгоценного металла. В 1942 г. в горы Кавказа пришла война. Урупский район стал одним из центров партизанской войны. Поселок Уруп, как и многие другие, немцы разрушили за связь населения с партизанами. После войны хозяйство комбината не восстановили. Золотые россыпи поубавились. Но геологи обнаружили промышленные запасы руд цветных металлов. Так был создан Урупский медный горнообогатительный комбинат. В горы проложили асфальтированные дороги, построили обогатительную фабрику, рудник, открытый карьер.
За поселком еще несколько километров по грунтовке, затем канава, не проезжаемая нашим транспортом и мы выгружаемся.

Вдоль реки тянется грунтовая дорога, а по краям растет молодой папоротник, одно из древнейших растений на нашей планете.
Папоротники
Па́поротники— отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений, появившихся около 400 млн. лет назад в девонском периоде палеозойской эры. Гигантские растения из группы древовидных папоротников во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.
Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Папоротники сильно различаются по размерам, жизненным формам, жизненным циклам, особенностям строения и другим особенностям. Внешний облик их настолько характерен, что люди обычно называют все их одинаково — «папоротники», не подозревая, что это самая большая группа споровых растений: существует около 300 родов и более 10 000 видов папоротников. Разнообразие форм листьев, удивительная экологическая пластичность, устойчивость к переувлажнению, громадное количество производимых спор обусловили широкое распространение папоротников по Земному шару. Папоротники встречаются в лесах — в нижнем и верхнем ярусах, на ветвях и стволах крупных деревьев — как эпифиты, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, на сельскохозяйственных землях как сорняки, по обочинам дорог. Папоротники — вездесущи, хотя и не всегда привлекают внимание. Но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.
У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости.... (википедия)

Дорога вскоре выводит нас на берег реки, где и упирается в воду. Судя по немногочисленным описаниям по дороге еще можно пройти некоторое расстояние до места под названием "Чертовы ворота", но необходимо переходить на другой берег. Река довольно таки многоводна, да и нам через полтора километра предстоит свернуть в один из ее притоков (Фирсиха), поэтому переходить смысла нет. Берега у реки практически нет с нашей стороны, сразу начинается лесистый склон, по которому мы и начинаем идти. Лес здесь еще вполне проходим, но сильно изрезан оврагами различной глубины. Сейчас они сухие, но, думаю, после снежной зимы они несут много воды с хребта.
река Уруп

Пройдя часть пути встречаем тропку, по которой довольно быстро доходим до реки Фирсиха, которая в ста метрах ниже нас впадает в Уруп. К обоюдному удивлению встречаем на реке рыбака. Туристы в этих местах такая редкость, что его удивлению нет предела. Он долго не может понять зачем мы здесь и куда идем, так как места вокруг довольно таки дремучие и непроходимые.

река Фирсиха

Уже с первых же метров становится ясно, что двигаться вдоль реки очень не просто- берегов нет, река виляет между двух склонов, каждые 50 метров на пути возникают либо огромные камни, либо скальные плиты, доходящие до самой воды, подлесок очень густой, много упавших деревьев. Идем очень медленно, огромными зигзагами, то вдоль берега, то набирая добрую сотню метров высоты. Частенько приходится снимать рюкзаки, чтобы слезть с очередного препятствия, есть и неприятные места, где приходилось по скальной полочке проходить над рекой на высоте в пару метров.

Все также множественные овраги с ручейками спускались то с одного берега, то с другого. Пару раз прилетают тучки и обсыпают нас снежком, но в целом тепло и комфортно.
водопадики

Часам к трем-четырем дня мы уже выжиты как лимоны. Не смотря на ранний старт пройдено чуть больше 3км, что безусловно не приносит радости. В одном месте берега чуть раступаются и под высокой скалой мы находим ровную полянку среди папоротников для первого лагеря.
первый лагерь

На утро продолжаем путь- характер берегов не меняется: либо огромные камни, уходящие в воду, либо завалы из деревьев и крупные кусты. Попытки набирать высоту не приносят облегчения- попадаются овраги с крутыми берегами, выходы скальников, кустарники.
берега

овраги

Лишь однажды наш берег стал пологим и обнаружилась тропа. Мы смогли минут 15 пройти в комфорте в надежде, что дальше будет легче, но склоны опять сдвинулись. Изначально я планировал пройти все русло реки и выйти на хребет, с которого она начинается, но бороться с ее берегами порядком надоело. Помня о том, что верхняя часть хребта, вдоль которого мы двигаемся безлесая и по ней можно выйти уже выше начало Фирсихи мы начали движение перпендикулярно руслу, уходя все выше и выше, пока лес не порядел и не позволил двигаться более комфортно.
Из леса проглядывается нужный нам хребет с интересной вершинкой- одна сторона лысая, а вторая покрыта лесом.

хребет впереди

Выйдя на хребет попадаем в непогоду- налетают облака, начинает засыпать снегом.
Двигаться в такую погоду очень не охота, на склоне хребта находим большую глиняную площадку, используемую под выпас скота, на ней ставим палатку. Впереди в облаках проглядывает главная вершина хребта- Чилик-скала.
Чилик в непогоде

К вечеру погода налаживается, засыпаем в красках заката

Закат

На утро иней на траве блестит в лучах встающего солнца, день ожидается погожий, а значит можно много идти и нагонять график.

Рассвет

Налегке совершаем коротенькую радиалку на хребет чуть выше места ночевки полюбоваться окрестностями.
Под ногами долина реки Чилик, прямо вершинки хребта Абишира-Ахуба, справа снежная треугольная вершина Чилик 2й, под которой покоится озеро Уруп. Чуть ниже нас, параллельно реке и хребту по склону тянется грунтовая дорога, соединяющая несколько кошей в долине. Но мы пойдем не по ней, мы пойдем по хребту, заглядывая то на ту, то на эту сторону долины. Так интереснее :)
Панорама хребта Чилик

Впереди изгиб реки Чилик, вершина Чилик 2й.
Утро возле палатки

С хребта отличный вид на пройденный путь- Скалистый хребет, гора Баранаха, долина реки Уруп и огромные лесные массивы Урупского района.
Скалистый хребет

Прогулка по хребету

Всего в 5ти километрах от нас военная станция слежения и военный городок Чапал, а в сотне километров по прямой серебристым куполом подпирает небо Эльбрус! Его весенний ледяной панцырь весело искриться на утреннем солнце
дорога с Эльбрусом на горизонте

И еще одна панорама на окружающие нас просторы
Панорама вокруг

Внизу полянка с нашей палаткой
короткая радиалка

Ноу комментс :) На переднем плане купол обсерватории САО РАН, Архыз.
Эльбрус

станции слежения

Чилик II

Первоцветы

Стартуем по направлению к Чилик-скале, обходя хребет справа
Чилик-скала

А вот и Фирсиха, по которой мы продирались полтора дня
долина Фирсихи

Чилик-скала- мощное скальное образование, обрывающееся к нам и плавно уходящее на север. Времени свободного не было подняться на верх, но там было видно какую-то металлическую конструкцию. Возможно триангуляционный знак.
под Чилик-скалой

первоцветы

Уже далеко позади станция слежения, Чилик-скала, последний кош, а мы продолжаем путь по хребту
извилистый Чилик

Чилик-скала

Выходим на дорогу, идущую до этого ниже нас. Проходим по ней немного и уходим в сторону озера, дорога же сворачивает вниз урочища Малый Уруп.
урочище Малый Уруп

Очередной поворот, небольшая морена и вот передо мной моя Мечта- длинное, практически прямоугольное, только открывающееся ото льда озеро Уруп!
озеро Уруп

Рядом небольшой "спутник"- круглое озерцо
на берегу малого озера

Вниз уходит долина, дающая начало одному из основных истоков реки Уруп
начало реки Уруп

панорама от озера

Одна из главных вершин района Ацгора
Ацгора

Ставим лагерь и начинаем наслаждаться видами озера, совершая прогулку вдоль его берега.
озеро Уруп

на озере Уруп

Возле берега встречаем странную постройку
таинственные ацангуары

А вечером начался ураган...Все, кто были на майские праздники на Кавказе почувствовали его на себе. И нам досталось. Не смотря на то, что вокруг нас практически по кругу были склоны гор всю ночь, не останавливаясь ни на минуту дул мощнейший ветер. Всю ночь мы провели полусидя, по очереди по полчаса удерживали дуги палатки, чтоб не сломались, да чтоб тент не разорвало. Уже под утро, когда уже было наплевать, что будет с палаткой и если ее разорвет мы сможем за световой день вернуться в цивилизацию мы перестали ее держать и отрубились на пару часов сна. (смотрите последнее видео)