Может ли прояснить ситуацию разбор разбора?
Иногда - может!
Зимой под новый 2009 год группа туристов МГТУ пошла в лыжный поход 1 к.с. через Онегу в Кижи. 4 января вышли на лед и провалились, 5 человек погибли.
Был разбор МКК , его выложили на сайте турклуба. К обсуждению подключились ребята с сайта "Малые острова России", которые постоянно отслеживают ледовую обстановку на озерах Северо-Запада. Они сделали "разбор разбора".
На сайте МГТУ эта информация сейчас недоступна, но на сайте "Малые острова России" обсуждение тоже велось.
Из офиц. разбора:
"15. Подробное описание участка, на котором произошел НС:
Постепенно утоньчающийся лед, при приближении к западной оконечности мыса Варнаволок, присыпанный 3...4 см свежего снега, в 100...30 м от берега, при движении слышалось потрескивание льда.
16. Метеорологические условия к моменту НС:
Пасмурно, температура около -17ºС, ветра нет "
Непосредственная причина НС:
Непосредственной причиной несчастного случая стало отсутствие надёжного ледяного покрова из-за специфичного рельефа дна в районе мыса Варнаволок и характера течения (водовороты) препятствующего образованию ледяного покрова.
Тактические ошибки, допущенные при организации и проведении похода:
Руководитель не информировал участников о препятствиях, которые встретятся им на следующий день, и не говорил о предварительной тактике по их преодолению. Поэтому участники не знали, что делать в случае аварийной ситуации.
Непосредственной причиной несчастного случая стало недостаточное знание местных условий (в районе мыса Варнаволок рельеф дна и характер течения препятствую образованию ледяного покрова), а также недооценка участниками признаков опасной обстановки, грубое нарушение мер безопасности при движении по льду водоёмов и оказании помощи попавшим в воду.
Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел НС:
Выход группы на опасный участок (потрескивание льда) с грузом и без предварительной разведки с подстраховкой верёвкой первого участника."
Неофиц.:
"Самое время обсудить крепость льда в указанном районе.
Предлагаю всем ознакомиться с наглядной анимированной картинкой:
[ http://www.isles.ru/_tmp/misc/onega_death.gif ]
То, что вы увидите по ссылке - результат деятельности
двух американских спутников Аква и Терра,
а также вашего покорного слуги.
Указанные спутники вертятся с бешеной скоростью вокруг Земли,
непрерывно снимая всё, что попадает в их объективы.
Зачастую попадают одни лишь облака, но как раз в этом нам повезло -
облака хотя и есть, но перистые, полупрозрачные. В результате благоприятных
погодных условий мы имеем возможность оценить, так ли крепок был лёд
в одних местах, и был ли он вообще в других. Прошу меня простить -
кадры наложены не идеально. "Точка зрения" спутников
существенно меняется от раза к разу.
В правом верхнем углу - дата и время съёмки.
Красные штрихи на полях, если их продолжить,
указывают на место аварии.
Итак.
Кадр №1 - 29 декабря. Группа выходит на маршрут (данные МЧС).
В районе аварии лёд отсутствует. Куда ни глянь - открытая вода.
Кадр №2 - 2 января. Два дня до аварии. Заонежский залив
постепенно затягивается льдом (см. правый край кадра),
но на месте аварии, а также в окрестностях деревни Вороний Остров, льда нет!
Кадр №3 - 3 января. Сутки до аварии. Напротив деревни Вороний Остров
появляется первый лёд. На месте аварии, у мыса Варнаволок, льда нет!
Кадр №4 - 4 января. Примерно полчаса(!) до аварии. Окрестности мыса Варнаволок
затянулись льдом. Этому льду меньше суток!
Мне кажется, или результат предсказуем?
Помимо прочего, из снимка от 04.01.2009 следует,
что в момент аварии погода была не пасмурной, а практически ясной.
Имели место лишь очень тонкие, прозрачные перистые облака.
В разборе упоминаются 3-4 см снега на льду.
Уже из самого снимка следует, что лёд в районе аварии
был практически голым. Это же подтверждают и архивные метеоданные,
сообщающие, что за минувшие сутки в районе выпало не более 1 мм снега.
Почему важны именно сутки? Да просто потому, что за сутки до аварии,
льда на её месте ещё не было...
Проблема, разумеется, вовсе не в рельефе дна
и каких-то мифических течениях и водоворотах,
а в том, что на километры вокруг места аварии
ещё за сутки до неё никакого льда не было и в помине"
Участница похода:"
Я действительно не понимаю то, для чего вы так смакуете эту ситуацию.
Почитав ваши домыслы (а во многом это действительно домыслы, которые вписываются в вашу картину случившегося, потому что, например, свидетельства очевидцев, что снежный покров на льду составлял именно 3-4 см, не берутся во внимание по сравнению с сообщеними метеослужб, да и потом ведь на снимке со спутника хорошо видно что снега нет и т.д. и т.п.), так вот, простите, если это не так, но у меня складывается впечатление, что данные рассуждения, не иначе как самолюбование, какие все вокруг глупые, один я умный (иначе зачем после каждого блистательного высказывания вставляется ссылка, на которую можно ссылаться и при случае выложить на форуме "толпы разгильдяев, не способных осуществлять "контроль за группой" на маршруте). Зачем брызгать злобной слюной о том, что разбор сделан не так, как вы считаете он должен был быть сделан? Какого разбора еще вы хотите? "
Ответ:"Мы не смакуем. Мы занимаемся именно тем, чего вы просите - пытаемся понять ситуацию, чтобы выработать критерии безопасности.
Далее. Домыслы - это, по научному, гипотезы. Предположения, по-другому. А метеосводка - это документ. Объективный. Фотография местности, сделанная со спутника - это документ. Тоже объективный. Слова участников (ни одной объяснительной не выложено, а только протокол, поэтому приходится опираться на слова в форумах и отчеты МЧС) - субъективны. Можно было бы расчитывать, что разбор станет тоже объективным документом. Но, поскольку он содержит сведения (а именно - толщина снежного покрова на льду), которые отличны от объективной информации (что за день до несчастного случая там не было льда, а ночью и в течение дня не было снега), значит, разбор неверен. Хотя бы частично.
Я склонен считать это мелкими неточностями (отложилось вот у выживших, что там было 3-4 сантиметра, они так и сказали). Антон считает это, похоже, намеренной фальсификацией данных. Но в любом случае, при анализе событий (это вам кто угодно подтвердит, кто хоть раз анализы проводил), в первую очередь надо опираться на объективные данные, а потом уж - на слова участников.
Опять же, объективные данные (фотографии) говорят о том, что 2 числа у д. Вороний остров была вода. 3 числа она схватилась льдом на полтора километра от берега. А у мыса все еще не схватилась. 4 числа лед встал у мыса. На этом форуме уже неоднократно высказывалась основная наша мысль: на такой лед вообще нельзя было выходить. Это, собственно, и наша рекомендация. Критерий, только не безопасности, а крайней опасности: нельзя выходить на лед возрастом менее суток.
Но проблема в том, что в разборе этого вообще не сказано! Ведь разбор-то сам нужен только для одного: чтобы все, в том числе и неопытные туристы, поняли, что делать нельзя, и что делать нужно. А сейчас он висит на туристских сайтах, и люди читают его и думают: "ну что ж, будем брать шильца". Хотя должна быть реакция: "ну что ж, не будем ходить на Онежское озеро в начале января". Да вон хоть те сообщения, появившиеся сразу на веломании (кажется), что нужно непременно организовать маршрут памяти в место гибели.
Короче, наша цель - чтобы разбор, по возможности, не содержал неверных сведений, вводящих будущих туристов в заблуждение. Хотелось бы, чтобы в нем было указано, как определялась толщина льда в момент выхода на него в деревне, и определялась ли вообще. Если не определялась, то почему было принято решение идти по льду.
Только в этом случае можно говорить о том, что разбор был проведен корректно."
Вопрос:"Не могли бы вы указать источник этой информации."
Ответ:"Источник какой именно информации?
Той, что лёд начал вставать в ночь со 2-го на 3-е,
или той, что местные сообщали об этом группе?
Если первое, то это однозначно следует из снимков.
Если второе, то мне бы хотелось сначала услышать
чёткий ответ участников похода на мой вопрос.
Мне горько, что этот несчастный случай произошёл.
В особенности потому, что его было легко избежать.
Казалось бы, подобного легко избежать и в будущем.
Но официальный разбор, к сожалению, скрывает и искажает целый ряд фактов.
Официальный разбор, к сожалению, не даёт возможности понять,
что именно произошло, в чём состояли ошибки группы (и МКК).
Смысл любого _нормального_ разбора в том, чтобы разобранное,
по возможности, никогда более не происходило.
Смысл данного разбора, увы, в чём-то совсем другом.
Мы не "смакуем ситуацию", мы не "пляшем на костях",
мы лишь хотим, чтобы были _официально_ озвучены истинные причины аварии.
Потому что именно этот - трудный, но единственно честный поступок,
поможет последующим группам не попасть в столь же, извините за прямоту,
глупую и при этом смертельно опасную ситуацию.
А пока,
наша "версия", увы, остаётся "альтернативной", "крамольной" и т.д. и т.п.
Несмотря на то, что она подтверждается объективными данными.
P.S.
Насчёт "легко избежать".
Согласитесь, весьма разумное действие - вбить перед походом в Гугл
слова "ледовая обстановка онежское озеро", не так ли?
Видите ссылку номер три? Она ведёт на страницу
[ http://www.isles.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=828 ]
Почитайте, что там написано про Онежское озеро,
весь абзац целиком, и соотнесите с ниткой маршрута.
Мне кажется, или каждое слово написано кровью?"
"Итак, выводы из этой истории следующие.
1.
Непосредственная причина аварии:
- выход на обширное ледовое поле возрастом менее суток
2.
Тактические ошибки, допущенные при организации похода:
- неудовлетворительная проработка маршрута
- незнание ледовой обстановки в районе проведения похода
- отсутствие запасных вариантов маршрута
3.
Тактические ошибки, допущенные при проведении похода:
- неудовлетворительная работа с источниками оперативной информации о ледовой обстановке
- неудовлетворительная методика определения надёжности льда
Видимо, на этом следует поставить точку."
Текст официального разбора сохранился здесь:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-53380.html
Обсуждение на "Малых островах":http://www.isles.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=827&postdays=0&postorder=asc&start=30
98
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Прошу автора оформить ссылки и влепить фото.
На момент выпуска группы на Онежском озере льда не было. До Нового Года заморозков не было и не ожидалось. Таким образом, то, что льда по маршруту нет и не будет до Нового Года как минимум, было общедоступной информацией. Любой человек, набравший в поиске что-то вроде "Онежское озеро ледовая обстановка" и посмотревший прогноз погоды, мог об этом узнать.
Кстати, я хорошо помню, как тогда на форуме Скитальца девушка перед Новым Годом задала вопрос :"Собираемся в лыжный поход в Карелию, подскажите, какова ледовая обстановка на озерах?". Ей тут же ответили:"На Онеге льда нет, на небольших озерах - есть." Еще переживали, не с ее ли группой случилось. Но она отписалась, что у них все нормально, благодарила за консультацию.
Совершенно несложно было узнать.
Ari_M 28/12/08 09:03 PM:
"Через недельку едем в Карелию, а меня мучит вопрос затянутости озер льдом. Мимус-то в Карелии давно, только минус такой, что от плюса не сильно отличается.
Есть у кого какая информация о состоянии льда на малых и больших озерах (Кончеозеро? Сандал?)"
Bigel 30/12/08 05:46 PM:"Озера в Карелии встали все, кроме Онеги, на Сямозере лед до 15см (по телефону из Петрозаводска :))."
Как видите, не такая уж была проблема информацию получить.
Только одни беспокоились и пытались разузнать, а другие...:((
Еще раз: было точно известно (любому, кто пожелает узнать), что лед начнет вставать только после Нового Года, не раньше. Группа вышла на маршрут 29.12, на Онегу должна была выйти 3-4.01.
Какая тут еще может быть рекомендация, кроме как отказаться от такого маршрута в такие сроки на хрен???
1) проверяется формальное соответствие опыта участников маршруту
2) смотрится, чтобы план-график был выполним для группы
3) в устной беседе определяется, насколько руководитель адекватно представляет трудности предстоящие на маршруте. А также руководителю помогают увидеть потенциальные трудности о которых он не подумал.
Максимум, что может быть написано в маршрутке - это "оценить ледовую обстановку перед выходом на маршрут". И то, это будет написано, если руководитель в ходе устной беседы не показал своей озабоченности этим вопросом.,
Члены МКК не обязаны и не должны проверять достоверность той информации по району, которую на заявке показывает руководитель. Да, член МКК - эксперт, т.е. он должен видеть неувязки (например, если в эти числа ляда на Онеге не бывает никода). Но за текующей обстановкой по району обязан следить руководитель и только он.
И еще раз: выпуск в МКК - это консультация для руководителя, а не экзамен или контрольная работа. Если руководитель говорит, что он будет смотреть состояние льда по-месту, то никто не полезет на какие-либо сайты проверять, что по-месту льда не будет 100%. Максимум, что могут указать - это что такие сайты есть и их можно посмотреть. Но мониторить их - 100% обязанность руководителя.
Так и я об этом, что ж тут странного?
++Но мониторить их - 100% обязанность руководителя.++
А поинтересоваться у руководителя, чего он там намониторил - это чья обязанность? Да даже если и не обязанность - просто по-дружески спросить:"А что там у тебя на маршруте со льдом, какая информация?"
Узнал, что никакой:"Так сначала узнай, потом приходи заявляться."
Узнал, что льда нет:"Ну так приходи заявляться , когда будет. Как я тебе сейчас подпишу, у тебя же лыжный поход, а не водный."
Весь ваш пост строится на том, что наличествующие в клубе члены маршрутной комиссии обязаны знать все нюансы маршрута и при чем - наперед.
А если они никогда в своей жизни в лыжных походах по озерам не ходили? Или ходили в начале марта и им и в голову могло не прийти, что под НГ озеро на тех широтах может быть без льда, эта простая мысль Вашу голову не может посетить?
Поход у студентов был несложный. И выпускать его могли туристы не с самым большим опытом. И главное - выпуск на маршрут, если Вы забыли может происходить не за три дня до выезда. А за месяц и даже полгода. Или Вы Правил упорно читать не желаете?
К тому же еще до спутников и интернета люди прекрасно ходили по озерам в лыжных походах. Еще раз повторюсь, что фраза руководитля: будем смотреть состояние льда по-месту вполне могла успокоить членов МКК. Другой вопрос, что смотреть по-месту - не значит переться всем на лед с грузом без проверки.
Мне только очень странно, что Вы ставите +1 к посту Янчевского, в котором он пишет:
"А если они никогда в своей жизни в лыжных походах по озерам не ходили? Или ходили в начале марта и им и в голову могло не прийти, что под НГ озеро на тех широтах может быть без льда, эта простая мысль Вашу голову не может посетить?"
Неужели действительно в Москве (!) членам лыжной (!) комиссии МКК и в голову могло не прийти, что Онега и Ладога под НГ бывают без льда???
Как у вас там все запущено!!! :(((
По вашей ссылке читаю:
За формальный подход к выпуску группы на маршрут (отсутствие запасных и аварийных вариантов, отсутствие конкретизации потенциально опасных участков маршрута, отсутствие списка специального снаряжения и особых указаний МКК в маршрутных документах) объявить строгий выговор членам МКК при Физкультурно-Оздоровительном Факультете МГТУ им. Н.Э. Баумана: Зайцеву А.В., Расторгуеву М.В. и Коренчуку И.В.
Смысл наезда в чем?
Слабо наказали?
Мой приятель вернулся из похода по Саянам, где посетил селение старообрядцев. Разговаривает с девочкой лет 14-ти.
- А в Москве дома большие?
- Очень большие.
- И много таких домов?
- Целый город.
- Ух, ты, наверно трёхэтажные!!!
Может, хоть Вас послушают?
++Смысл наезда в чем?++
На меня? У Янчевского спросите, ему лучше знать. :)
Я с вами согласен. Член МКК может не знать конкретных сроков стабилизации льда на конкретном озере, но обозначить эту проблему обязан.
В прошлом году мой младший сын ходил с Андреем Жаровым в район Кенозерья. Проблема льда при пересечении какой-то протоки муссировалась очень долго. И Стрыгин, как председатель МКК, тоже её поднимал. В конце концов решили, что идти можно, но облажились запасными вариантами, а в маршрутку была прописана обязательная консультация с местными рыбаками.
Среди особых указаний читаю:
1. Выход на лед водоёмов только после проведения разведки состояния ледового покрова и при полной уверенности в крепкости льда.
И далее:
Явиться в дирекцию НП "Кенозерье" и получить консультацию по маршруту, уделив особое внимание преодолению рек.
В начале маршрутки:
Сроки похода: с 01 января по 12 января 2012 г.
Получается 2 крайности:
1) Член МКК все знает( район и группу), дает правильные рекомендации.
(мне кажется как раз в Москве проще найти человека ходившего в определенный район, да и опытных членов МКК больше ибо их вообще там больше)
2) Член МКК не ходил такие походы(в тот район, таким составом, в те сроки), не знает каких особенных рекомендаций давать...
Бывают и средние варианты. Каким-то городам повезло с сильной адекватной МКК, в каких - то вообще ее нет, приходится самим ходить((
Мне кажется что МКК - это структура, которая должна в первую очередь проверять соответствие группа-маршрут. Но это не значит, что и руководитель не должен этого делать. Что бы проверить соответствует ли группа маршруту нужно знать две составляющих: и группу и маршрут. Далеко не всегда так происходит. Часто бывает, что члены МКК не знают даже район, куда выпускают. Со мной так было, какие советы они мне могут дать, если никто из города туда в принципе не ходил? Поэтому это легло полностью на плечи руководителя, то есть независимый сбор информации и консультации за пределами города и МКК.
Бывает и обратная сторона: член МКК сильно хорошо знает группу (руководителя) и почти вслепую выпускает группу (не первый раз ведь, всегда все было хорошо...) Особенно часто это случается в мелких МКК, т.к. Членов МКК мало, а руководителей еще меньше и все друг-друга давно знают, городок то не большой...
Сложность в том, что система МКК не заменяет и не снижает ответственность руководителя, а дополняет. Этакая двойная проверка, что все учтено. Если одно звено дало сбой - это еще поправимо, если оба звена не сработали и не учли некоторые опасности, то может случится беда.
Я к тому, что хорошо, когда так все предусмотрено и записано в маршрутке, но так не всегда(( В тоже время не зачем спихивать на МКК, что кто-то не написал в маршрутке (не порекомендовал, не проверил). Думать ведь надо и своей головой. И руководители и даже участнику.
Для себя давно вынес несколько правил:
- все походы и проекты готовить минимум пол года (в МКК заявляюсь обычно за 2месяца)
- консультироваться по конкретным вопросам (района) нужно с реальными СПЕЦИАЛИСТАМИ. (далеко не всегда это МКК)
МКК - система работающая очень хорошо по наработанным схемам, шаг в сторону и она может дать сбой...
Я не противник МКК, просто МКК состоит из людей, а люди бывают очень разные... Не везде МКК одинаково подходят к своей работе(( Вашему сыну повезло с МКК.
"Обратить особое внимание на ледовую обстановку"? Плюс прокачка руководителей:"Ты хорошо изучил ледовую обстановку на маршруте? Ну-ка расскажи, какая у тебя информация и по каким источникам? А прогноз погоды какой?"
Очень хочется верить, что да.
Что касается нашей МКК, то она всегда отличалась очень вдумчивым выпуском на маршрут. Руководил ею Сергей Стрыгин. К нему были большие претензии от городской МКК за нарушения в сроках отчетности и т.п. Поэтому он сейчас не председательствует. Но я уверен, что качество выпуска не пострадает, потому что традиции установлены, да и Стрыгин всё равно будет с нами. :)
На всегда это остается только у тех, кого непосредственно задела трагедия + еще немногие, кто не потеряет бдительность...
Ваши МКК так не делают?
Значит, значит, после сердечного приступа с летальным исходом в 3-6 к.с.(т.е. где все участники имели походный опыт) любой alvd задним числом сможет уверенно заявить, что "до сих пор МКК имели порочный стиль и это все было видно даже ребенку и только он всегда знал(!), что не только о ледовой обстановке должно заботиться МКК и уметь пользоваться Гуглом". И что фраза alvd " А в единичку в Карелию незачем заранее заявляться" она не ко всем походам вообще относится, а только к конкретному вот этому лыжному, где случилась авария. Верно?
Может все дело в том, что Швецию социализм не губит, а Бразилию и капитализм не спасает?
А вот скажите, неуважаемый, хорошо ли так передергивать?
++любой alvd задним числом сможет уверенно заявить, что "до сих пор МКК имели порочный стиль и это все было видно даже ребенку и только он всегда знал(!), что не только о ледовой обстановке должно заботиться МКК и уметь пользоваться Гуглом".++
Приведена цитата в кавычках, но это не моя цитата. Я никогда этого не писал, это не моя фраза. И даже по смыслу ничего подобного не было.
Вы жулик и шулер, сударь!
p.s. Как странно, совсем недавно я относился к Янчевскому с большим уважением, помня его действительно хорошие статьи про акклиматизацию и безопасность. И на форуме вроде здравые вещи писал.
Но,увы! :((
А что по смыслу цитаты не так???Весь Ваш пост посвящен доказательству именно этого тезиса.
При этом, одновременно тиражируется :
" А в единичку в Карелию незачем заранее заявляться"
Можете не отвечать о сохранении в своем МКК справок из физдинпансера участников похода. Потому что это практически никто не делает. А вот когда что-то случится по здоровью - ждем Вас тут в белом, чтобы узнать Истину.
з.ы. на форуме почему -то приняты ники. Переходить на ФИО - также показатель IQ. Честно говоря, я даже не знаю вашей фамилии. Но количество и качество Вашего материала показывает, что учиться Вы не хотите или уже не можете. Теперь вы к сожалению способны только учить.
Не прибедняйтесь -знаете. Ее тут с недавнего времени часто употребляют, в том числе в предыдущем посте.Все недоброжелатели просто обожают переходить.
++А что по смыслу цитаты не так???++
Все не так.
Я нигде не писал про "все МКК" и стиль их работы. Речь шла о конкретном проколе конкретного МКК. Это Вы обобщаете, а не я.
Про то, что я что-то всегда знал, тоже не писал. Это Ваша фантазия.
NB. Хотя виноват - что нужно уметь пользоваться интернетом, когда готовишься к походу, знал. А Вы не знаете? Или считаете необязательным уметь? :)
++А в единичку в Карелию незачем заранее заявляться++
Эта фраза действительно моя. А чем не угодила? В чем смысл заявляться заранее?
Можете объяснить по существу, без дежурных филиппик о том, что я ничего не понимаю и ни на что не способен.
-Т.е смысл всего этого поста только в том состоит, чтобы указать прокол конкретной МКК???
Ответьте честно на несколько вопросов:
а) доводилось ли Вам слышать о лыжных походах по озерам в январе месяце до 2009 года?
б) почему Вами вопрос о важности учета толщины льда МКК дистанционно поднимается Вами после 2009 только после ЧП, а не до?
Где Вы были раньше?
-------------------------------------
Ну а вот действия самой группы: http://www.manturs.narod.ru/dok/ot_tssr/ice_water/ice_water_1.htm
а) поинтересовались состоянием льда на Онежском озере у местных жителей. По их словам, если мороз продержится ещё одну ночь, то вдоль берега пройти будет возможно, и они сами собираются пойти на рыбалку по льдуна следующий день.
б)4 января, когда рассвело(т.е. на следущий день), туристы пошли ... по льду к островку в нескольких сотнях метров от берега. Лёд был крепким, немного присыпан снегом.
в) Перед спуском с острова на лёд, руководитель группы (Светлана Х), напомнила, что по льду надо передвигаться только на лыжах.
г)Дистанция между мной и другими участниками была около 30м.
Все эти рекомендации есть в появившейся директиве ЦМКК после ЧП. Хотя и неполны, конечно - http://www.marshruty.ru/Arts/Biblio.aspx?BiblioID=990acafe-1e9b-4ee3-8d50-93e81bcef725
Самое интересное - рекомендации допускают провал под лед! А провалиться можно только под тонкий лед, да? Потому что каждую речку и озеро в Гугл не засунешь.
Так почему непосредственно это ЧП произошло, если было соблюднго а-б-в-г ?
А потому, что направляющим в группе оказался не старый опытный Г. Александр Г. 1954, с 4лу, 2лр,5гу
И не руководитель. А направляющим оказался Юрий Р.,1981, 2лу, 1пу, т.е.человек никогда не руководивший.
Как так получилось? А вот почему: "по мере готовности участники спускались с острова на лёд"
Вот так. :((
Вопрос был (после спора в предыдущей теме): может ли обсуждение уже утвержденного разбора что-то дополнительно прояснить или после того, как "профессионалы" вынесли свое решение, обсуждать уже нечего.
Несколько человек утверждало, что никакой пользы от последующих комментариев быть не может.
Я привел пример, когда удалось существенно прояснить картину уже ПОСЛЕ публикации проведенного разбора.
Именно вопрос о важности учета толщины льда я не поднимал, просто пример такой, что в нем говорится об этом.
А о проколе МКК я написал в ответ на утверждение, что МКК тут не при чем, во всем только руководитель виноват. Такую точку зрения я считаю неправильной .
p.s. Вообще-то в заголовке поста написано, о чем он. Могли бы и сами прочитать.
А о проколе МКК я написал в ответ на утверждение, что МКК тут не при чем, во всем только руководитель виноват. Такую точку зрения я считаю неправильной .
Я не выдержал, нашел этот официальный разбор:
29.Замечания в адрес выпускающей МКК:
Группа была выпущена на маршрут, который на 60% проходил по льду Онежского озера. Не было проверено (даже в разговоре с руководителем), как группа будет проходить по льду озёр и не указаны в маршрутке опасные участки и способы их преодоления. Отсутствует запасной и аварийный вариант маршрута. Все указания руководителю даны только в устной форме, без записи в маршрутную книжку. Отсутствие записи в маршрутке о наличии верёвки (хотя был репшнур 30м).
30. Рекомендации по наказанию виновных лиц:]
За формальный подход к выпуску группы на маршрут (отсутствие запасных и аварийных вариантов, отсутствие конкретизации потенциально опасных участков маршрута, отсутствие списка специального снаряжения и особых указаний МКК в маршрутных документах) [b]объявить строгий выговор членам МКК.[/b]..
Вы его читали??? "Разбор какого разбора" вы тут нам парите?
И Вы упорно не желаете публично отвечать на мои вопросы:
а) доводилось ли Вам слышать о лыжных походах по озерам в январе месяце до 2009 года?
б) почему Вами вопрос о важности учета толщины льда МКК дистанционно поднимается Вами после 2009 только после ЧП, а не до?
И повторюсь:
И в официальном разборе и в появившейся директиве ЦМКК после ЧП - http://www.marshruty.ru/Arts/Biblio.aspx?BiblioID=990acafe-1e9b-4ee3-8d50-93e81bcef725 допускается возможность провала туристов под лед и предлагаются меры по их спасению.
Будьте последовательными: объявите это "бредом", потому что надо всего-навсего через И-нет находить данные по толщине льда, чтоб он был толстый. И тогда никаих мер по спасению не нужно.
Не выдумывайте, внимательностью тут и не пахнет.
Зачем Вы спрашиваете, поднимал ли я вопрос о важности учета толщины льда? Я же уже ответил, что не поднимал - ни до 2009 года, ни после.
С чего Вы взяли? Где в тексте поста мои слова на эту тему?
Процитированные выводы комиссии читал. И что? Там сказано то же самое, что и у меня - были и у МКК проколы.
Здесь я никаким разбором не занимаюсь и не занимался, не надо мне это приписывать. Я просто напоминаю пример, когда после офиц. разбора было обсуждение, которое позволило составить более ясную картину, чем офиц. разбор. Проявить то, о чем в разборе сказано не было.
+
Может ли разбор разбора прояснить ситуацию? Иногда - может!
-------------
Там сказано то же самое, что и у меня - были и у МКК проколы.
+
о проколе МКК я написал в ответ на утверждение, что МКК тут не при чем, во всем только руководитель виноват. Такую точку зрения я считаю неправильной
-------------------------------------------
"Невозможно вести честный и искренний спор с alvd"
(Ф.Ларошфуко)
Между первой и второй фразой нет никакого противоречия.
Ситуация уже прояснена разбором разбора, в 2009 году. Здесь никакого ее третьего разбора нет.
Между третьей и четвертой -тоже нет никакого противоречия, все именно так.
Шли бы Вы куда подальше из моих тем с таким бесстыжим передергиванием. Не злоупотребляйте тем, что я не пользуюсь функцией игнора.
-Раз МКК само закрылось, оно без меня решило при чем оно или нет. МКК состоит из людей. Знающих район - не знающих район. Давно ходивших или не ходивших долго. С большим опытом или чуть выше номинального.
Желающих вникать в нюансы или желающих работать формально. Со своими пунктиками при выпуске. Принципиальными или странными.
А география маршрутов и сроки расширяются. Вот у нас сложилась в одно время в Украине совершенно дурацкая ситуация, когда большая часть старых и опытных руководителей и среднее звено не могли дать компетентную помощь по маршрутам в Карпатах и Крыму, поскольку там не ходили или ходили мало.
Тоже может быть и с опытом озерами в конкретной МКК. Лично для меня навскидку даже мысли не возникнет, что озера в Карелии под НГ могут быть без льда, это кажется нонсенсом, т.к. расположенный много южнее Днепр (и с сильным течением) уже в этот период часто покрыт льдом. Иногда знаниями нужно обладать.
Поэтому МКК не может гарантировать все рекомендации по безопасности и они такие, какие они есть в каждом конкретном месте. Это - данность, определенная школа, со своими нюансами в каждом городе или клубе.
И система маршрутных комиссий - только половина составляющей безопасности. Вторая лежит на руководителе.
Который должен понимать, что главная цель похода - не пройти маршрут
Как любитель рассекать по Днепру коньковым ходом на лыжах, я ни разу в жизни не смог этого сделать в районе даты Нового Года по причине обширных участков открытой воды и тонкого льда с естественными полыньями.
"Ледостав на Днепре начинается в первых числах декабря и длится до конца марта. На лёд можно выходить уже с середины декабря"
"Днепр берет начало на Валдайской возвышенности".
Вполне допустимо, что в верховьях ледостав начинается в начале декабря.
Вам не нравятся мои посты? Пишите свои.
выдает с головой Ваше представление о выпуске на маршрут.
Потому что
а) главная задача МКК - не запрещать и ставить или не ставить печать, а дать квалифицированную консультацию руководителю по маршруту. Это подразумевает достаточно длительные диалоги и анализ маршрута и состава группы .
Выпуск за неделю до выезда - профанация духа и буквы работы маршрутных комиссий.
б)наиболее сложно растить и готовить именно начинающих руководителей. И время на общение, консультации, проверки и прочее требуется гораздо боьше, чем для более опытных руководителей.
Вы не имеете никакого морального права поднимать эти темы.
Что за манера болтать, не понимая, о чем. :(
Во-первых, человек с опытом 4лу, 4гр - это тот еще начинающий.
Во-вторых, это член турклуба, выпускавшийся внутри турклуба. Никто не мешал консультировать и до, и после заявки, это не человек со стороны, который пришел, заявился и ушел.
Диалог может быть сколь угодно длительным, он не с момента подачи маршрутных документов начинается и не постановкой печати заканчивается.
Оформление м.к. - это только формальная часть процесса. Неважно, за месяц или за день оно было.
Как можно таких элементарных вещей не понимать, вроде человек с опытом? :(
p.s. Что выдает с головой вот эта фраза:
"А если они никогда в своей жизни в лыжных походах по озерам не ходили? Или ходили в начале марта и им и в голову могло не прийти, что под НГ озеро на тех широтах может быть без льда", сказанная в адрес членов лыжной МКК из Москвы, я даже комментировать не буду. :))
А далее можно по шаблону :
Руководитель не информировал участников о препятствиях, которые встретятся им на следующий день, и не говорил о предварительной тактике по их преодолению. Поэтому участники не знали, что делать в случае аварийной ситуации.
Технические ошибки, совершенные при преодолении участка, на котором произошел НС:
Выход группы на опасный участок....
Удобно то как!
Помогает ли разбор прояснить ситуацию? Иногда - да. Может ли избавить нас от подобных проблем?
Ну если оперировать ПОСЛЕ провала льда или пурги синоптическими картами и гугловскими снимками - точно не поможет.
Речь о том, что Знать и Осознавать - категории разные. Можно Понимать, Что Испытывают родители погибших. Но вот Осознать это до конца можно тогда, когда окажешься на их месте.
Может ту же статью "Напутствие начинающему руководителю" руководитель -аварийщик мог не читать? Или читал давно.
Не всем стоит руководить даже при наличии опыта. Не все умеют читать разборы и рекомендации. Каждый год десятки рыбаков на весеннем льду тонут или чудом спасаются. Они, что не слышали о подобных случаях? Они не видят состояния льда?Может они сбежали из дурдома? Нет, они нормальные люди, в этом все дело! Нормальные люди исходят из Личного опыта, ставшего Привычкой. Нормальные люди, как правило, очень не любят учиться(т.е. меняться). Особенно с годами. Да и молодежь бывает упряма. И написанное на бумаге даже авторитетом всегда стоит на порядок ниже личного опыта. Это очень некомфортное состояние - сознавать что ты дурак. Вот рассматривать чужие аварии задним числом - это гораздо комфортнее: результат очевиден, входящие данные известны. И разводятся многокилометровые флеймы типа" Вот тут советуют то-то, а я всегда делал иначе и нормально!"
Железобетонный аргумент. И доказательство малейшего желания учиться.
В этом большей частью мусоре пикировок иногда теряются крупицы важной информации. Поэтому лучше если бы была база НС с полным описанием без каментов.
Лично меня выводы из НС комиссий интересую в самую последнюю очередь. Гораздо важнее полнота картины НС.
Про рыбаков пример хороший, конечно, но ситуация совсем другая. Их МКК не выпускает и они не официальные группы под чьим-то руководством, потому сравнение не подходит.
Лично меня выводы из НС комиссий интересую в самую последнюю очередь. Гораздо важнее полнота картины НС. Мне аналогично.
П.С.:Щаз меня снова обвинят в плохом отношении к МКК, заминусуют и т.п., но напомню лишний раз случаи из своего опыта. Сколько раз ходил в нашу МКК, столько раз НЕ получал ни единого полезного совета. Всё рассмотрение и рекомендации членов нашей МКК сводилось к: "Алексей, ну, мы на Кавказе бывали очень мало, редко и давно, потому всё, что мы можем, это проверить соответствие опыта твоих участников и посоветовать чрезмерно не перегружать маршрут перевалами". "А я и не перегружаю, а закладываю столько, сколько могу с такими участниками пройти". "Ну, тогда ладно, тебе виднее". Как Вы думаете, много пользы от таких консультаций?
... руководитель похода погиб среди участников. Это так - на всякий случай.
я так понимаю, что Вы бы точно всем все рассказали про ситуацию, до того, как она случилась, верно? да и не только Вы, многие кто сейчас пишет конечно же знали о такой "засаде", так? немедленно бы проанализировали бы спутниковые снимки и все прочее
и вот еще, уважаемые господа правдорубы: некоторое время назад был спор о том как относиться к погибшим. Кому-то здесь диферамбы поют и поют, стихи пишут и слезы льют, а кого-то не особо стесняясь в журят ни во что не ставя. Как вам? ничего?
- НЕ включаю в новогодние маршруты пересечение больших водных препятствий;
- НЕ включаю потенциально опасные лавинами или каменными обвалами участки;
- ВСЕГДА имею запас по одежде, еде, аптечку;
- физически, технически и психологически стараюсь подготовить команду ко всем возможным трудностям.
Кому-то здесь диферамбы поют и поют, стихи пишут и слезы льют, а кого-то не особо стесняясь в журят ни во что не ставя. Как вам? ничего? Я ни в одной теме по НС не "засветился" дифирамбами, своё мнение уже высказывал в одной из предыдущих тем. И я не "журю", а высказываю своё стороннее мнение, которое может кому-то поможет в будущем.
Разборщик разбора тоже не корректен.
"Это же подтверждают и архивные метеоданные, сообщающие, что за минувшие сутки в районе выпало не более 1 мм снега."
Данные о количестве выпавших осадков дают либо миллиметрах воды, либо в сантиментрах снега. В данном случае выпал 1мм воды в виде снега, а не толщина снежного покрова 1мм.
3см снега – это 1,5мм осадков. Так что снег мог покрывать лёд, но что это меняет в том НС?
Разбор, официальный или нет должен донести ВЫВОДЫ, какими бы они небыли. Но главное рекомендации КАК СДЕЛАТЬ ТАК,ЧТО БЫ ТАКОГО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИЛОСЬ!
Я тоже столкнулся к сожалению с тем, что разбор официальный делался для факта его свершения, результат справка, с притянутой зауши причиной, а реальных опасностей даже не перечислено((( все очень поверхностно, как и вашем примере.
И точтно так же меня упрекли в распространении более подробной информации... на днях будет официальный разбор разбора, даже до этого дошло.
Грустная тема, ребят жалко((
Конечно сколько людей, столько и мнений. Но ведь чем больше мнений и информации мы знаем, тем мы сами объективней.
Потому что, несмотря на ошибки конкретных людей, это все равно остается случаем.
Идет совокупность факторов и ошибок с разными долями влияния природа/человек - совокупность и приводит к трагедии.
Кто-то при таких же ошибках проскакивает, а кто-то нет. Поэтому - всегда случай.
Ну вот как пример - опытный гид проводник случайно допустит человека без шлема на маршрут, а он умрет в результате попадания камня в голову, будет ли это криминальной ответственностью, или несчастным случаем?
Я конечно понимаю, что каждый идет в поход принимая решение самостоятельно и т.д. , но с другой стороны в каждом походе есть "вождь" или лицо ответственное за то-то и то-то. Выходит что грани настолько размыты, что чтобы не произошло во время походов, остается все только сделать выводы про снарягу, одежду, погоду и собственные силы. Или может есть четкая грань какая-то между личной ответственностью и ответственностью руководства?
Так они ведь все равно несчастные и все равно случаи - хоть были просчеты участников, хоть не были.
Это уже оффтоп конечно, но Вы ошибаетесь. Именно так и говорят "несчастный случай на производстве". Общепринятая терминология.
Наберите в любом поисковике - тут же и встретите. :)
Немного не в тему данного топика, но мне, может, в силу моей вопиющей неопытности, кажется - и тему открывать надо, и разбор разборов тоже не будет лишним.
У внимательных читателей Риска, как мне кажется, сами собой отпадают вопросы типа "брать-не-брать" с собой дополнительную снарягу, "верить - не - верить прогнозам".. У меня, например, особенно после истории на Трехглавой, ответ один - верить и брать. Будет лишним - будет тренировка, не будет - мне же и спасибо за сохраненную меня.
Ну а, если, в каких то сомнительных или неоднозначных случаях, эксперты, как, например, г-н А. Лебедев, каким то образом примут участие в "разборе разбора" или дадут свои рекомендации, или же поделятся методами (ведь уже получилось так, после темы о нужности разбора НС!!) - это ведь всем нам "вгорахходящим" на пользу!
Вот такое мое мнение.Мне кажется,площадка такого масштаба,как Риск, должна нести информацию и о НС в экстремальных видах спорта, и об их разборах, и о случаях ошибок в разборах.
Все мы "одним мирром мазаны", и, хоть и ходим в разных горах, - опасности очень часто одни и те же. Давайте беречь друг друга.
С уважением ко всем читателям и писателям сайта.
Мне уже удавалось организовать материал так, что ни одного агрессивного или некрасивого высказывания в комментариях не прозвучало. :)
Мнение такого эксперта, как г-н А.Лебедев:
"Leb: Поэтому содержательными являются не дискуссии, а необсуждаемые заключения экспертов."
К сожалению. :((
2. Очевидно, что при любом разборе (и разборе разборе) присутствует человеческий фактор, от этого никуда не уйти. Но его нужно минимизировать. Цель разбора - прояснить причины и выявить ошибки, а не найти виновных. Любой переход на личности (как у ТС) ведет к неконструктиву.
Если бы я писал правила для сообщества по обсуждению НС - запретил бы любое использование обвинительных формулировок.
3. задача МКК - проверить формальное соответствие и дать рекомендации в рамках своей компетенции по району, которая может быть весьма ограничена. Я с трудом могу себе представить МКК, члены которой обладают исчерпывающими знаниями по всем районам.
МКК стоит рассмативать как дополнительный источник информации, наряду с интернетом, личными консультациями и пр. Но отнюдь не как некий абсолютный критерий и гарантию безошибочности заявленного маршрута.
З.Ы. касательно вопроса в теме.
да, может.
но если разбор разбора проводится в обвинительной форме - польза от него сомнительная.
++Любой переход на личности (как у ТС) ведет к неконструктиву.++
При чем здесь ТС? Я не делал никакого разбора, привел те, которые уже были сделаны. Ничего нового от себя не добавил.
++Если бы я писал правила для сообщества по обсуждению НС - запретил бы любое использование обвинительных формулировок.++
Можно уточнить, что конкретно вы считаете обвинительной формулировкой? На примерах?
Да. Но большинство рекомендаций Оф. отчета от этого не становятся ошибочными. НС, как правило - это результат последовательности ошибок. НеОф разбор указал на одну из них, Оф - на другие.
+++При чем здесь ТС?
мои слова относятся к вашим комментариям. если проводить разбор любого НС в таком тоне, результативность будет невелика
+++Можно уточнить, что конкретно вы считаете обвинительной формулировкой?
см. ниже. то же самое можно было бы сказать в совершенно другой форме. любой "наезд" на уровне подсознания вызывает противодействие, и вместо попытки разобраться в ситуации начинается "кто кого", ну или "наших бьют!"
---------------
А о проколе МКК я написал в ответ на утверждение, что МКК тут не при чем, во всем только руководитель виноват.
Речь шла о конкретном проколе конкретного МКК.
Как можно таких элементарных вещей не понимать, вроде человек с опытом?
А поинтересоваться у руководителя, чего он там намониторил - это чья обязанность?
Согласен.И нигде не утверждал обратного.
++мои слова относятся к вашим комментариям++
Я не занимался разбором.
С Янчевским - да, не сдержался. Человек пришел в тему явно конфликтовать, а не высказать что-то по существу, ему это удалось. :((
Фраза "Как можно таких элементарных вещей не понимать, вроде человек с опытом?" написана в ответ на его фразу "Вы не имеете никакого морального права поднимать эти темы.", что никак не назовешь корректным ведением дискуссии. Так сказать, "Алаверды". :)
Насчет "прокола" - так ведь действительно прокол, что не спросили у руководителя :"Ну как там ледовая обстановка на маршруте,что тебе известно?"
Это и в офиц. разборе признано, целый раздел про ошибки МКК. Не считаю слово "прокол" наездом, это констатация факта.
Последняя формулировка -да, возможно, резковато сформулировано.
Но это было в ответ на коммент"мониторить -100% обязанность руководителя". Мне показалось несправедливым всю ответственность только на руководителя возлагать.
p.s. Кстати, насчет Янчевского. Посмотрите, какими словами начинается его первый коммент, только вошел человек в тему, ему еще ни слова не сказано. О какой корректной дискуссии можно говорить, когда человек прямо с порога так начинает? Я не знаю. :(
Там человек сам задает себе вопросы и сам на них отвечает. Он лучше участников знает, что должны видеть участники и какая была погода. Но оставим в стороне этику.
Вернемся к существу - к КПД этого "анализа"
1). С чего Вы решили, что "обсуждение крепости льда в указанном районе имеет принципиальное значение?
Весь аргумент того частного обсуждения строится на снимках :
Кадр №1 - 29 декабря. Группа выходит на маршрут (данные МЧС).
В районе аварии лёд отсутствует. Куда ни глянь - открытая вода.
....Кадр №4 - 4 января. Примерно полчаса(!) до аварии. Окрестности мыса Варнаволок
затянулись льдом. Этому льду меньше суток! Мне кажется, или результат предсказуем
Идет примитивная подмена понятий. О каком "предсказуемом результате" тут идет речь, если группа в это время едет в поезде или идет по маршруту???Это все - информация задним числом, но - никак не прогноз наперед. И МКК ее проверить зараннее не может. А теперь уже появилась куча людей не стесняющихся голословно писать "на НГ там «корабли ходят» последние лет 10, и пытаться идти на лыжах вредно для здоровья – всем известно"
Кому "всем"??? Ссылку на 10 летнюю бесперебойную навигацию - в студию. Ну нельзя же так беспардонно...
Ссылка 1 :Ледостав устанавливается в конце ноября – декабре,
Зато на том самом сайте Малых островов например за зиму 2007/2008 гг говорится:
По состоянию на 13.12.2007:
- Онежское озеро, губа Великая - скована льдом
Напомню, что губа Великая - район ЧП
Т.е.: за год до ЧП в том самом месте лед уже был за 17 суток до НГ
А вот в более научномом труде по Онежскому озеру говорится:
ЛЕДОВЫЙ РЕЖИМ. Ледяной покров в различных частях озера устанавливается в разное время. Процесс льдообразования происходит от берега к центральной части озера.
Первый лед появляется в северной части озера на мелководьях обычно в начале ноября, а в южной части озера — во второй половине ноября.
Окончательно ледяной покров в северной части озера на мелководьях устанавливается в конце ноября — начале декабря, а на более глубоководных участках (36—50 м) — в середине декабря. В конце декабря заметно увеличивается ширина полосы неподвижного льда в южной части озера, покрываются льдом северная часть залива Большое Онего, южная часть залива Малое Онего и центральная часть Большой губы Повенецкого залива. .
Но группа была не на южной части озера, и не на центральной. А на западной. И пересекать озеро не планировала.
Тут ретранслировались пассажи"Льду на фото меньше суток" Тогда каким образом эта группа прошла по льду Онеги довольно приличные участки ДО аварии? Там где группа шла лед был.
По фото спутника за компом льда не было - а у группы лед был.
До тех самых пор, пока действия людей попавших в аварийную ситуацию будут очевидными в своей идиотизме, равно как убежденность, что проверяющие и выпускающие на маршрут обязаны всегда все знать и предусмотреть, мы ни на шаг не уйдем от новых аварий.
Ситуация, когда два члена некой клубной МКК (а председатель может быть не лыжник) ни разу под НГ не ходили ранее по Онежскому озеру - вполне реальна. Именно по этой причине МКК не смогла проявить настороженность.
Неправда. Именно про этот сезон было известно, что льда нет и появиться он может только после Нового Года.
++ Ссылку на 10 летнюю бесперебойную навигацию - в студию. Ну нельзя же так беспардонно...++
Я такого не писал. Переадресуйте свой коммент автору.
++Ситуация, когда два члена некой клубной МКК (а председатель может быть не лыжник) ни разу под НГ не ходили ранее по Онежскому озеру - вполне реальна.++
Вам хочется обвинить членов МКК в некомпетентности?
Думаю, что Вы неправы.
"Не ходили" - возможно.
"Вообще даже не могли предположить, что там может не быть льда в Новый Год" - невозможно.
Воспользуйтесь Гуглом, или позвоните, расспросите местных.
Или и ваш отдых тоже кто-то должен организовывать? Пожалуйста, займитесь этим сами.
Или, если лень, обратитесь в любую компанию, специализирующуюся на приключенческом туризме, вам обязательно помогут ;)
++А вот в более научномом труде по Онежскому озеру говорится:++
Этот «научномом труд» описывает ситуацию на 50-е годы прошлого века, с тех пор на Северо-Западе РФ климат чуть изменился.
Вы бы еще к-нить опус середины 18 века приплели (когда замерзал Ботнический залив и казаки на лошадях по льду до Стокгольма доезжали. Сейчас сами попробуйте – возьмите лыжики и вперед… :))))
десятки рыбаков тонут на тонком льду по стране и ничего
на следующий год опять выходят на лед и благополучно тонут
ну уж очень тонкий
Многие, правда, и очевидных вещей не понимают, но всё ж…
Ну да, руководитель и участники «сунулись в воду, не зная броду», нифига не подготовились, пошли по заведомо опасному маршруту, и тп. С этим вроде как никто и не спорит. То, что на НГ там «корабли ходят» последние лет 10, и пытаться идти на лыжах вредно для здоровья – всем известно. И руководитель виноват, и участники (они же не двухлетние дети, могли бы и сами головой подумать, заранее маршрут посмотреть) – это всё ясно.
И про МКК тоже всё очевидно: если люди это делают за денежку малую – то и пользу надо ожидать надо малую. Может, им сказали – «палатку не забудьте!», а в детали маршрута и вникать не стали. И это нормально, спасибо и за это.
А если (как в большинстве регионов РФ) МКК – это бесплатная работа, то чего вообще можно ожидать, и что можно требовать? Почему они должны организовывать ТВОЙ отдых? По доброте душевной могут помочь, и помогают, но и совесть надо иметь, не перекладывать на чужие плечи решение своих проблем.
Ну не знают члены МКК чего-то – если тебе надо – найди экспертов, которые знают, оплати их труд.
Поэтому сейчас предъявлять претензии людям из МКК – некорректно, и официальная реакция (тот разбор, который вам не нравится) – абсолютно ожидаема. Иного и быть не могло.
Ну вот, опять! Кто сейчас предъявляет претензии людям из МКК?
Я отвечаю на спорный вопрос: может последующее обсуждение разбора что-то дополнительно прояснить или нет. Случай на Онеге - пример того, когда это удалось.
И в теме я вообще ничего не пишу - только цитирую разбор и его последующее обсуждение. Ничего сверх того, что уже сказано 4 года назад, я не говорю - только напоминаю, как дело было.
++Иного и быть не могло.++
А вот тут не понял - почему не могло? Выводы комиссии вполне могли быть и другими. Например, такими, какие ребята с "Малых островов" сделали :
"Непосредственная причина аварии:
- выход на обширное ледовое поле возрастом менее суток"
Могли и к такому решению прийти - почему нет?
Я отвечаю на спорный вопрос: может последующее обсуждение разбора что-то дополнительно прояснить или нет. Случай на Онеге - пример того, когда это удалось.++
Тады извините, неправильно Вас поняли.
++Иного и быть не могло. - А вот тут не понял - почему не могло? Выводы комиссии вполне могли быть и другими. Например, "Непосредственная причина аварии:
- выход на обширное ледовое поле возрастом менее суток" Могли и к такому решению прийти - почему нет?++
Иначе быть не могло потому, что есть НС с погибшими, кому хочется быть виновным? Если написать так, как вы предлагаете, то сразу возникает вопрос – кто утвердил маршрут, предполагающий «выход на обширное ледовое поле возрастом менее суток»? Запасных вариантов маршрута ведь не было?
А рассмотрел маршрут конкретный Вася, утвердила маршрут маршрутно-квалификационная комиссия. Нет ли тут халатности, повлекшей тяжкие последствия?
Может, расследуя это дело к-нить низовой работник прокуратуры может хорошо продвинуться по служебной лестнице? Дело безопасное, это не теракт расследовать, или торговлю амфитамином, а пользы поиметь можно много. Да даже если просто на этапе доследственной проверки адвокат в клювике принесёт – уже хорошо.
Видите, сколько соблазнов возникает, если написать неаккуратно. Кроме вас, это, похоже, все понимают… :(
При чем тут халатность? Разве члены МКК являются должностными лицами?
Можете привести пример уголовного дела, возбужденного после нс против членов МКК?
Охота Вам сочинять.:(