Находка под Ушбой

Пишет MG5642, 13.12.2012 00:25

Находка под Ушбой (Альпинизм, сванетия, ушба, чалаат, память)

Проходя по южной ветви ледника Чалаат (карта ниже) летом этого года, мы обнаружили вот такое снаряжение, лежащее прямо на льду...

Приблизительно место находки тут (красная точка)

Если кто может определить события, из-за которых эта находка находится в данном месте (исходя из местоположения, "старинности" снаряжения) - пишите. Все-таки это память о каком-то, видимо, трагическом событии.

Фото открываются до 2500 пикселей по ширине.

Еще было что-то вроде чайника/автоклава.
Пробовал из фотоаппарата достать пленку, но механизм перемотки был уже сильно приржавевшим и вмерзшим. Открыл заднюю крышку без перемотки- пленка сырая, засвеченная, явно уже никакой информации не содержит.

эх, жаль пленка не сохранилась(((
насколько я понимаю - снаряжка конца восьмидесятых и начала девяностых годов?

Карабины - сплошные треугольники. Значит, начало восьмидесятых.
Ирбиса уже были, я их скупал, насколько стипендии хватало. Кстати, на снимке и не Ирбиса, другой оттенок и форма чуть скруглённее. Видимо, вымененные у буржуёв на ледобуры...

отнюдь: вижу один судоверфевский треугольник, вижу три алюминиевых без муфт и вижу еще один, похожий на немуфтующийся ирбис.
так что с началом восьмидесятых крутовато, имхо. опять же, цветная веревка даже в начале девяностых была редкостью...

Все выглядит таким знакомым - хотя персонального отношения к этим вещам я иметь не мог. Просто эпоха такая.

Тогда кому повезло добыть использовали чайники изъятые из производства до того как в них проделают дырку для носика. С родной крышкой получалась идеальная заготовка для автоклава

Ледобуров нет. Лишь морковки...
Значит где-то 77-80гг...

И верёвка как новая... Будто даже не дюльферяли...

А синие Ирбиса? Это где-то 87-88 год, не раньше. Закладки тоже где-то в районе 82 года я впервые увидел
Все железо небитое - не пользованное

Это не Ирбисы - форма чуть другая. У ирбисов утолщений около защелки нет. У меня раньше тоже были такие -импортные "дутыши"; кстати, - красные и синие. Лесенки и все остальное железо, кроме морковок - тоже самопал, не вцспс-ское, а закладки первые у нас в секции, к примеру, появились в 78-м. Молотки скальные с металлической защитой ручки тоже стали выпускаться не сразу, по-моему. Надо же, какой привет из прошлого...

На розовых и синих карабинах видна маркировка, можно нижнюю дату установить по году изготовления.
Лесенка то же как новая, а у второго молотка ручка будто бы отпилена (вроде рядом лежит).

Кстати может это рюкзак улетел, при падении порвался и снаряга выпала?

Одна из версий у нас была, что это действительно рюкзак, улетевший со склона. Да вот только склон ближайший на приличном расстоянии. Место то не прям вот под стенкой.

И все же скорее всего именно так.

Мы нашли палатку, которую за 30 лет проволокло ПАРУ КИЛОМЕТРОВ!!!

Вот тут я об этом писал:

Так что на "приличное расстояние" - да запросто.

Еще и (судя по фото) состояние фотоаппарата похоже на то, что он грохнулся

Когда появились карабины ирбисы и иремели, морковками на льду уже не пользовались. Только иногда для станций на скалах, оставляя их там навсегда.
Самая вероятная версия, что на подходе к какому-то маршруту на Чатын с юга улетел рюкзак, и во время падения открылся клапан. Выпавшие вещи попали в трещину. Потом течение ледника отнесло утерю ниже, где она вытаяла.
Как-то раз мне пришлось видеть падение рюкзака по крутому снежно-ледовому склону. После отрыва застёжки клапана, первым выпал фотоаппарат, потом поочерёдно вылетали другие предметы, преимущественно тяжёлые, но выпали далеко не все. Так что в случае, относящемся к событиям данного поста, рюкзак с остатками вещей найдут в будущем.

кажется или там самодельные жумары видны?

В 80-х не было не самодельных жумаров. Только нелегально изготовленные на советских заводах.

Было, Саш, было :)
У меня первый жумар аля Petzel появился в 81ом.

Может закопуха?
На 3-й фотке самопальный титановый карабин неизвестного происхождения. У меня копия такого лежит.

Треугольники такие делал вроде кто-то в Питере и еще кажется симферопольцы, в основном только для себя. Они вроде совсем слабые на разрыв получались, сильно хуже ирбисов.

По набору снаряги - начало 80-х. У меня точно такой набор был.
Смущает отсутствие ледобуров и большое количество морковок.
Интересен самопальный жумар. С такими ручками я не видел.
Может кто вспомнит, где такие делались?
Хотя это мог быть и единственный экземпляр.
Тогда многие ваяли для себя любое снаряжение.

Хорошо, если кто-то когда-то просто уронил рюкзак и за этим не скрывалась трагедия. Мы же, этим летом с противоположной стороны Ушбы, на ушбинском леднике в нижней, пологой его части нашли вот это:

Кажется об этой находке уже писали на Риске http://www.risk.ru/users/robinsya/4602/
НО большинства вещей, что были тогда сфотографированы сейчас там нет, но лежат "новые" и главное-сейчас там вытаял труп без головы (не сфотографировала) неплохо сохранившийся. Мы сообщили о своей находке пограничникам, они никаких действий не предприняли. Уходя, мы завернули его в тент от палатки и оставили его там же.
Летом, в июне там же нашли погибших 50 лет назад чехов (нашли 3х из четверых человек) Их забрали сразу же

Непросто читать о таких вещах. Они, как и я, в горы шли не затем, чтобы там остаться и чтобы только через 50 лет их нашли. Хотя в автокатастрофах гибнет тоже немало, но я как-то не думаю об этом, когда утром сажусь за руль.

Вообще-то на пленке в нижней части перфорации должна быть пробита дата её изготовления.
Так что, год можно определить по пленке.
Зенит Е - начало 80-х. Да и самопальная обвязка из авторемней - оттуда же. В кладовке такая же лежит.

странно как-то, в заброске оставлять фотоаппарат, был я на спасаловке под ушбой август 93г. двойка киевлян вроде улетела с м-та монаенкова. снаряга была такая-же ничего мы особо не забирали не до того было. еще тройку сочинцов забирали с другой стороны. жуткое лето было.

Пленка была черно-белая или цветная? Если цветная то по дате экспонировать до можно приблизительно определить год. Такая информация должна быть на катушке.

Ребята на будущее нашли фотоапарат не открывайте его там. Забрали бы с собой в фотолаборатории в черном ящике открыли бы, может и пару кадров с пленки сохранилось..

Фотоапарат обычной зенит с индустаром. Можно по серийному номеру определить дату изготовления объектива и фотоаппарата. Эту дату можно принять нижней датой для всего остального снаряжения.

Реп новый. Белый. Странно!

да как с пленкой и "зенитами" обращаться знаем, пользовались. Задняя дверка уже была повреждена, внутри кусочки снега. Катушку вынуть не удалось. А вот тащить это домой не очень хотелось- может это часть "братской могилы"...

Если кому ещё посчастливится найти фотоаппарат не торопитесь самостоятельно извлекать плёнку... Некоторое время назад, по случаю, нашёл в Москве "кудесников" успешно проявляющих фотоматериалы заэкспонированные тридцать и более лет назад. Полагаю, что они не единственные в своём роде. То что плёнка была мокрая, не беда. Жаль, что даже не было попытки проявить её... Если бы "выжил" хоть один, хоть пол кадра, вот была бы история.
По сути вопроса поста: Zenit E с "Индустаром 2-50" массово продавался в восьмидесятые...

З.Ы. Извиняюсь перед автором за множество "бы" :)

А можно координаты кудесников, обнаружились слайды орвохором, как раз 25-30 летней давности...вот бы проявить...

Обязательно сброшу в личку через неделю, только вернусь в Москву...
А то, боюсь, здесь "забьют ногами" :)

Найденные вещи явно не лежали на этом месте последние 30 лет.
Они как будто брошены недавно. Это видно в сравнениии с вмёрзшими в ледник камнями.
Может, кто-то нашёл старые веши в дургом месте или даже разных местах. Нёс, а потом решил бросить. Это объяснеяет и относительную новизну верёвки.

Веревка - так называемый "рыболовный фал". Для серьезных вещей такой уже давно не используют. Но белизна, действительно, удивляет.

Однозначно, этим 10-ти мм рыболовным фалом никто не пользовался. Отрезали от круглой бухты и вперед. Нам как-то такую из Мурманска прислали в контейнере. В 85 или 87 году.

часть отснятой пленки уже находится в катушке и не могла быть засвечена - ее можно проявить.
на будущее - фотоаппарат не открывать, а отдать в фотолабораторию, из него там все как надо извлекут и проявят.

Посмотрел я на эти фото - всё такое родное: и верёвка "Рыбсетьснасть", и карабин титановый треугольник, и закладухи, которые мне в институте Келдыша делали, и обвязка с жумаром вроде бы моего приятеля. Начал вспоминать: могли мы в 79-ом потерять там это или нет? Не вспомнил. Начал друзей обзванивать - никто не помнит о потере. На всякий случай залез в закрома: лежит там "Зенит Е", как новенький. Значит не наше. А Rushn прав: не могли эти вещи так из льда вытаять. Скорее всего в другом месте нашли этот схрон и потом выбросили, а зачем - непонятно.

Судя по таким деталям (см. снимки ниже) могли и вытаять. Но однозначно судить сложно – фал и вправду как новый. (От ржавого молотка следы на нём должны были бы быть, если он лежал, как на снимке.)

Если веревка не "юзана" и вытаяла недавно, то вид у нее должен быть как на фото . Молоток сломан как при падении с высоты на твердое. Такой косяк был у судоверфевских скальных молотков с деревянной ручкой. Железо тогда не цинковали. Веревка в бухте, молоток с намотанной на ручку самостраховкой, лесенки, зажим, закладки, крючья-морковки на петле, верхняя обвязка - то, что требуется на сложном скальном рельефе и увесистый фотик, похоже, были в рюкзаке и на рюкзаке.

Снаряжение могло лежать не так, я немного поворошил.

В 1985г. приблизительно в этом же месте мы нашли брезентовый штормкостюм(штормовка и комбез) с костями. На штормовке был абалаковский пояс(он сохранился лучше всего,пряжка была,как новая!). От Ушбы и Чатына было довольно далеко. Или ледник притащил, или лавина выбросила. Мы ничего не трогали,рядом сложили тур. От моста сбегали в Местию в милицию, написали заявление. Особого энтузиазма не заметили. Этим всё и кончилось.

"Особого энтузиазма не заметили. Этим всё и кончилось"
------------------------------------------------------------------------------------------

Когда в июле этого года двое англичан обнаружили на швейцарском леднике Алеч остатки снаряжения, одежды и кости 4 человек, уже через пару дней были выяснены имена погибших, а также точная дата их гибели (4 марта 1926 года - то есть, ровно 86 лет назад). Останки были похоронены в родной деревне погибших.

Разница в подходе, как это ни обидно.

Так там, наверно, что-то было в вещах, позволявшее однозначно опознать. Типа солдатского жетона, например.

Меня когда-то потрясло то, что в Словении есть могилы русских солдат, погибших в плену в Первую Мировую и за ними ухаживают местные. А в России Первая Мировая - забытая война.

В прошлом году проходил по ушбинскому леднику.

Нашел объектив - Konica xenon AR 50, d-55mm, mode in Japon, номер - 7820929
Ниже в метрах 200, на камнях также обнаружил несколько костей и часть ботинка, по всей видимости другого человека.
Сообщил Зауру Чертолани. Связка из Тбилиси отправилась по указанным координатам, проверить все. Дальнейшая судьба находки мне не известна.

Видимо чех - наверное его уже забрали.

Это все так и лежит там. Только тела этого уже там нет. Видимо забрали таки. А вобще там остатки вещей разных лет, которые не могут принадлежать одной экспедиции. Погуляв по леднику можно насобирать экспонатов на средний музей. Интересно, но и страшно смотреть на все это... Учитывая рост таяния ледников-сколько еще всего в скором времени вытает...
Случайно никто не сможет опознать-что это за ледоруб такой(который с красной рукояткой)? К какому времени он принадлежит? (найден на леднике там же, перенесен на мемориальный камень на 2500)

*что это за ледоруб такой(который с красной рукояткой)...*

С лентой (тесьмой) - похож на вцспс-ский айсбайль времени выпуска ледорубов с ясеневой ручкой (до 80-х).
С изолентой, по-моему, Штубай. Интересно, на каком языке надпись на кресте?

А с оранжевой - Воронежский. 80-е годы, у меня и по сей день служит верой и правдой.

Похоже, что забрали, т. к. в этом году мы наткнулись только на веревку и кошки (эти самые):

А еще неподалеку - на каску:

На жёлтой канистре (фото выше в этой ветке) - эмблема и название Горной Спасательной Службы Словении (Gorska reševalna zveza Slovenije, GRZS).
Текст, однако, содержит сокращение PZS вместо GRZS. Изменение названий и аббревиатур произошло, если не ошибаюсь, в 2006 году. Эта служба, кстати, самая малочисленная горная спасательная служба в Альпах - в ней примерно 700-800 членов.

В августе этого года прямо под вершиной Хан-Тенгри нашел советский фотоаппарат в кожаном чехле, забирать не стал. Наверное, следовало это сделать, раз фотки можно проявить спустя долгое время...

А какой фотоаппарат, не "Киев" ?

Помоему пленки ОРВО сейчас никто не проявляет. Я сам не пробовал но читал что их можно проявить по ЧБ процессу и получить ЧБ изображение (да маскированное но хоть что-то). Но этот момент нужно уточнять.

Еще есть вопрос. Ведь по сути все это снаряжение - мусор. Вряд-ли оно поможет чем-то в опознании человека. Слишком велик диапазон годов, которые выходят после анализа. Пользоваться им "там" уже никто явно тоже не будет.

Исключения конечно составляют медальоны, записные книжки, документы. Если посмотреть правде в глаза - за ними спасатели специально тоже выходить не будут. Сюда-же относятся разные предметы с гравировкой.

Скорее всего при обнаружении в первый раз имеет смысл сообщить спасателям что нашли, координаты, сделать фото. Документы, медальоны, записные книжки забирать и отдавать спасателям. Если второй раз нашли в том-же месте тоже самое через время возможно имеет смысл обращаться с этим как с мусором, т.е вынести?

При этом пленку из фотоаппаратов - проявлять с помощью специалистов.

Вынести - куда? НА помойку?
Вы пока "начинающий турист, пока только 1Гу", кое-чего не понимаете.
Если это всё, что осталось от давно пропавших людей, то это не мусор, а реликвии.
Другое дело, что у нас на деле сверху поддерживается взгляд как у Вас.
Лучше всего конечно это выносить на хранение в соответствующих "музеях", вдруг потомки-наследники найдутся.
Но поскольку таковых нет не только у нас, но и в расхваляемой многими Грузии, пусть уж лучше лежат где лежат, если конечно не мешают ходить.

Другое дело, что у нас на деле сверху поддерживается взгляд как у Вас
И при этом 2 минуса уже кто-то успел поставить. Бог с ними - это не суть важно.
всё, что осталось от давно пропавших людей, то это не мусор, а реликвии.
Согласно толковому словарю Ушакова "Реликвия - Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книжн.). "
В моем понимании для того чтобы вещь была дорога по воспоминаниям нужно знать кому эта вещь принадлежит. Логично - правда? Это-же относится к потомкам-наследникам.
Эти вещи использовались слишком многими восходителями и узнать кому именно - вряд-ли возможно.
Единственный плюс от нахождения такого рода вещей наверху я вижу в посыле тем кто ее найдет, в этом небольшом сигнале "Помни здесь опасно и ты смертен тоже".

Каска похожа на Таллинскую копию кассиды... А это 80 годы, как и карабины ГДРовские...

Не забывайте тех, кто не пришел с вершин...

А я на Лекзыре ледоруб терял. Самодельный шакал с раздвижной рукояткой.
Сейчас уже плохо помню вроде на средний был похож.
Не находили?

Не знаю, к кому вопрос, но Лекзыр понятие очень растянутое. Ледник огромный. На нём что-то найти и целенаправленно-то сложно. Мы на Лекзыре ледорубов не видели...

Да я так. к слову.
Не любая потеря обязательно трагедия....

А тот средний ледорубчик пожалуй похож на мой.
Где его нашли то?

А 53-ий перевал, если это Чалаатский, то крестик не там стоит?
Он же между Чатыном и Малой Ушбой.
В 94-ом ходили Чалаатский, снега почти не было. А в этом месте (где находка) и подавно. Ничего этого не видели. Хотя могли и в стороне пройти. Скорее всего лавиной в последние годы принесло.

Спасибо, 53 Чалаат передвину на место :)

Горы забирают. Горы отдают. Надеюсь, это просто потеряно, и трагедии тогда не произошло. И все вернулись.