Маттерхорн в стиле "фото"
Авторы фотографий: Сергей Егорин, Константин Диковский и штатив.
В сентябре сего года мы (Сергей Егорин и Константин Диковский) поднялись на Маттерхорн по гребню Лион и спустились по гребню Хёрнли, осуществив при этом, провозглашенный переход из Италии в Швейцарию через эту замечательную гору.
Этот сравнительно несложный, по альпинистским меркам, переход усугубился двумя факторами: тяжелой фотокамерой, штативом и кучей аксессуаров к ним, а также тем, что Маттерхорн оказался в снегу.
Мы стартовали из совершенно пустого в это время, итальянского поселка Бреул-Червиния, обогнали бодро идущую бабушку, взяли приступом травянистый склон и, умывшись у водопада, уже по дороге дошли до хижины Абруцци. Хижина эта постоянно закрыта, поэтому нужно, либо сразу подниматься на гребень Лион до хижины Карела, либо ночевать в палатке. У нас была палатка.
Вечером мы встретили ребят из Польши, спускавшихся с Карела, которые поведали нам, что не видят возможности подняться на Маттерхорн из-за очень большого количества снега. Также они сообщили, что шли от Абрауцци до Карела 12 часов, при обычном времени прохождения 5-6 часов.
Надо сказать, что обычная альпийская тактика восхождения следующая: с легким рюкзачком, в котором у вас пуховка, легкий перекус на пару дней, а также термос или поилка, вы поднимаетесь на хижину Карела, ночуете и, часа в 3-4 утра выходите на восхождение. Если в 12.00-13.00 вы не на вершине, то поворачиваете назад, спускаетесь до Карела и потом - домой. В этот раз вам не повезло. Возможно, повезет в следующий.
И здесь вопрос не только в физической или технической подготовке. Выпавший на скалы снег увеличивает время прохождения маршрута в 1,5-2 раза и многократно снижает шансы дойти до вершины. Именно поэтому, местные гиды в такую погоду сидят дома, т.к. трудозатраты по подъему клиентов не соответствуют доходам.
Мы широко раструбили о нашем горячем желании перейти с Монте-Червино (кто не знает, так называют Маттерхорн в Италии) на Маттерхорн, на нас давил немалый груз фотоаппаратуры, а также ответственность перед спонсорами, поэтому нам нужна была более высокая вероятность успеха, нежели в стандартном альпийском варианте.
Логично рассудив, что с такими рюкзаками, спринтерами все равно не будем, мы дополнительно закинули в них еду на 4-5 дней, палатку, спальники, коврики и горелку, став, таким образом, готовыми к любым превратностям судьбы на маршруте. Потеряли в скорости, но значительно увеличили шансы на успех.
На следующее день мы поднялись на хижину Карела.
Фраза "поднялись на хижину" звучит вполне невинно, но применительно к Карела, она значит, что мы поднялись по "бараньим лбам", пролезли довольно отвесный кулуар, потом - скалки на краю снежного поля, прошли весьма и весьма отвесный траверс по раскисшему сползающему снегу, снова прошли лазанием троичные, засыпанные снегом скалы, а перед самой хижиной преодолели 7-10 метровую 90-градусную стенку, втащив туда полиспастом рюкзаки.
Сама хижина заслуживает отдельных слов. Это крепко сколоченное, довольно вместительное строение, висящее над пропастью на мощных стальных опорах. В ней нет постоянного смотрителя, но есть газ, двухъярусные кровати человек на 40-50, матрасы, одеяла, кастрюли и желтые пластиковые черевички «Вибрам» женских размеров.
В момент нашего прибытия в хижине находились двое ребят из Польши и один из Литвы, которые уже предприняли несколько разведывательных выходов на гребень и удостоверились в том, что вернуться засветло с вершины не успеют. Снега действительно много. На следующий день они ушли вниз.
Прогноз погоды обещал солнечные дни, и мы решили подождать, в надежде, что часть снега стает и сделает наши планы более выполнимыми.
В итоге, мы провели на хижине 3 дня, сделали разведывательную вылазку к Grand Corde - стальной цепи, выводящей на гребень перед пиком Тиндаль и поняли, что снега реально много - местами проваливались по пояс, что крайне замедляло движение.
За это время несколько групп и соло-восходителей, пришли и ушли ни с чем. Один только мега-быстрый испанец в одиночку добежал до вершины и вернулся затемно.
Но "окно погоды" не бывает вечным и ждать более не было ни возможности, ни смысла.
Ловя погоду, вечером на хижину подошли новые группы.
Будильник Егорина прозвонил в 4.00, подняв всю хижину на ноги. Наскоро попив чаю, взвалив свои "неподьемные" и включив фонарики, мы вышли наверх. Сразу за нами, вышло еще несколько групп. Не желая, чтобы шли по нашим головам, мы побежали по скалам вперед, практически ощупью по предварительно разведанному маршруту. Благодаря этой ночной гонке, мы с тяжелыми рюкзаками были у Grand Corde на час раньше, чем день назад - с легкими.
Путь от Карела до Grand Corde проходит справа от гребня, в одном месте выходя на него, по скалам 3-4-й категории. В некоторых сложных и опасных местах провешаны канаты и металлический трос, что впрочем не отменяет необходимость наличия френд и закладок. Первые идут особенно хорошо.
Grand Corde, как уже говорилось - это цепь 30-40 метров длиной, за которую можно придерживаться и страховаться, вылезая по стенке на гребень.
На гребне уже прохладнее, может задувать ветерок. Движение идет, в основном, с левой стороны. Скальные плиты сменяются скальными же плитами, но присыпанными снегом с весьма ограниченными возможностями страховки.
По пути мы встретили несколько замечательных "альпийских" гребней, по которым прошли балансируя на скальном или снежном ребре, расставив руки над пустотой с обеих сторон
После неявно выраженной предвершинки Тиндаль, гребень раскололся на отдельные бастиончики, преодоление которых также доставило массу эмоций, так как падать есть куда, а возможностей страховки не так много.
Мы подошли к вершинной башне. Сама башня впечатлила своей, 200-метровой высотой и почти отвесными стенами, на которых висят канаты и даже лестницы. Тут то и началась акробатика - смешанная, прерывающаяся виа-феррата, особенно запоминающаяся при наличии увесистого рюкзака.
Мы поднялись к кресту на Монте-Червино около 14.00. Без пограничных формальностей, преодолев небольшой провальчик, мы перешли на более высокую Швейцарскую вершину к статуе Святого Бернара.
Облака закрывали все виды и, сделав несколько снимков, мы пошли вниз по гребню Хёрнли. Пошли, т.е. начали вешать дюльфера и скатываться вниз, благо различных анкеров и арматурин на гребне много, а скальные плиты слишком сильно заснежены для спуска ногами.
Так как вторую веревку, из соображений веса, мы оставили в хижине Карела, то скатываться получалось по 25 м. А до хижины Хёрнли внизу – 1200 м по высоте.
Вообщем, мы вошли в ритм бесконечных продергиваний, спусков, снова продергиваний и снова спусков.
По дороге догнали две связки швейцарцев, спускавшихся преимущественно лазанием.
После N-го количества дюльферов, мы обнаружили, что сбросили всего 500 м, солнце клониться к горизонту, а мы стоим прямо перед приютом Солвей. Между спуском в темноте и ночевкой в тесном домике, выбрали последнее.
Так получилось, что мы выступили в роли «добрых нянек» для пятерых голодных швейцарцев и молодой пары из Польши, которые шли в альпийском стиле, т.е. без ничего. Напоили их чаем и картофельным пюре.
Был очень красивый закат.
А утром мы пошли вниз, пропуская связки из Хёрнли, идущие наверх.
После нескольких дюльферов, среди скал началась настоящая тропа, порой отвесная, порой достаточно пологая. Мы нашли её с помощью словенского гида, который вел вниз пожилую женщину из Монголии. Между собой они общались по русски.
А дальше наш ждал приятный обед на Хёрнли с замечательным видом на Маттерхорн, спуск в Цермат, прогулки по окружающим озерам и возвращение в Италию через перевал Теодул.
Маттерхорн царит над всеми окружающими долинами. Совершенно магическая гора.
Не скажу, что это был легкий маршрут. Он оказался достаточно протяженным и забрал много сил.
Хочу поблагодарить компанию adidas за отличную экипировку и за спонсорство нашего проекта, компанию Венто за отличные кошки, треккинговые палки и другое альпинистское снаряжение, компанию Kingston за быстрые и надежные карты памяти, компанию Nikon – за предоставленную фототехнику, компанию Cotton Carrier - за продуманную систему подвески фотокамеры, оставляющую руки свободными для лазания.
Особая благодарность Анне Столбовой и Марине Сивоконь, за огромную помощь в реализации идеи, а также Анне Соден – представителю Министерства по туризму Италии в регионе Аоста, за коллосальную поддержку и гостеприимство!
И ещё. Спасибо нашим близким, которые заботятся о наших детях и несут на себе всю тяжесть «будней», пока мы носимся по горам со своими сумасшедшими идеями!
390
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Здорово съездили, искренне рад! )
Идея насчет альбома была с самого начала. Посмотрим удастся ли её реализовать.
Ели, спали, занимались хоз. работами, изучали местную книгу жалоб и предложений. Нашли там даже нескольких Рисковчан, хотя русских записей совсем немного.
Особо запомнился отзыв девушки Тани, которая идеальным мелким почерком описала всю её поездку на 5-ти страницах формата А4.
Случайно не этой Танюхи??? :-)
Это мы в 2010 г. ходили Таня Лексина (Смоленск-Москва) и Денис Одинцов (Питер) ...накатали там потом поэму после восхождения :) не известно когда сюда еще раз вернешься ..... :)
У нашей Тани спасов не было и, вообще, про вершину - ни слова. Думаю, она осталась в хижине, отсюда и вдохновение на столь длинный рассказ. ))
Мы за день сходили - из хижины в хижину.
Звучит как материал из следственного дела :)
А фото нашего текста случайно не сделали ? :) а то мы как-то этим моментом не озадачились.
такие романы пишутся для своих :) для тех, кто сидит в хижине, пережидая погоду, и уже рассмотрел все фото на стенах, пофоткал все виды или облака у хижины, походил в веселых черевичках от Vibram(тогда они были просто огромных размеров), переобщался со всеми иностранцами в хижине, натаскал снега в котел и ищет чем бы ему заняться, или чтобы почитать..и натыкается взглядом на чудной ящик, приколоченный к стене, достает книгу, и от скуки листает страницы...в горах желание почитать порой колоссально. меня лично страшно обрадовала оставленная запись восходивших из клуба МЭИ в 2008. сразу какая-то гордость за своих поднимается внутри и хочется бить себя в грудь от радости что наши тут уже были :) если что, то фото их записки у меня есть тут :) http://vk.com/photo1151739_185387846 наверное, им будет приятно ее увидеть. ну мне было бы приятно :)
точно помню что сходили мы за 14 часов. из хижины в хижину. жалко что фото текста не сделали...кто следующий пойдет, сфоткайте, плиз. очень уж интересно почитать, что же я тогда написала там :)
а у вас чудесные фото получились. снова захотелось тудаааа...
Местами очень душевно написано :)
кажись, мы еще как-то разрисовали поля там. вроде на той горе...:)
Надо будет на Цейской хижине завести такой же журнал ))
Особо понравившееся фото с языком пламени на вершине (5 снизу кажется)
Сам сторонник описанного стиля восхождений. Есть шанс - выстреливаешь до вершины, не пошло что-то - окапываешься и ждёшь. Побочный эффект от тяжести рюкзаков имеет место быть в потере скорости. Но то, что повышает шанс на Вершину - это несомненно. И чувствуешь себя уютней, когда есть с собой палатка и запас газа.
Классный переход через шикарную Гору. Да и звучит сильно: Из Италии в Швейцарию через вершину Маттерхорна.
С Горой и спасибо!
Если можно, немного о подвеске фотика. На сколько понимаю он крепится на груди, но тогда он мешает при лазании: цепляется за скалу, мешает видеть ноги. Т.е. должна быть опция быстро закинуть его за спину, а потом также быстро его достать. Расскажите, пожалуйста, как организована подвеска, надоело бесконца доставать фотик из рюкзака.
Использовал американскую систему Cotton Carrier Camera System для двух камер: http://buy.cottoncarrier.com/cotton-carrier-camera-system-p/124rtl-d.htm
Пока удобно - камера крепится на груди, когда нужно прижаться к рельефу - перестегиваете её на боковую подвеску. И обязательно с использованием, входящей в комплект "самостраховки".
4-5 раз, когда наклонялся - камера вылетала и повисала как раз на этом шнурке.
Есть один большой минус - камера никак не защищена от ударов о скалы. Поцарапал её основательно.
Надо поискать на ebay - возможно там есть какие нибудь резиновые чехлы целиком на всю камеру с дырками для кнопочек и колесиков.
Получается, что камера в этой подвеске вообще ни от чего не защищена поскольку всегда открыта.
Например: при ходьбе с палками, сбоку она будет мешать, а на груди будет залита потом.
Если не зверюшек снимать, то лучше бы камеру нести в чехле, а чехол расположить как-то удобно вне рюкзака...
Позиция сбоку не мешает, но неудобна тем, что тяжёлая камера перевешивает в одну сторону, поэтому использовал только там, где необходимо.
Насчет пота - это вы загнули ))). Я столько не выпиваю, чтобы заливать камеру, висящую на груди )).
Вариантов подвесок , сейчас предлагается много, но для меня - это пока что оптимальный, для таких маршрутов.
Для треккинга и для несложных снежно-ледовых маршрутов замечательно подходит сумка Lower Pro Top Loader среднего размера с системой обратной подвески : http://www.lowepro.com/toploaderpro (проверена в течении многих лет на Памире, Тянь-Шане и Алтае), но на скалах она закрывает ноги и не позволяет прижаться к рельефу.
*****
Я - крупный. Через час- два вхожу в режим, но до этого первый пот смывает все. :))) Мне это актуально.
Мне кажется, тут скорее поможет не система/хитрость для переноски, а напарник, который берет на себя большинство работы по страховке/логистике/вкручиванию-выкручиванию и с пониманием относится к необходимости съемок, поз и все такое.
Констатн, нужно ли такое здоровое стекло? может обойтись 20/2.8 и 85/1.8 ?
Зум - есть зум, он дает много больше свободы в выборе сюжетов, чем фикс. 24-105 - оптимальный для меня вариант.
И как с ним менять/настраивать объектив, у каждого объектива ведь по своему органы управления устроены?
http://www.photographyblog.com/reviews/panasonic_lumix_dmc_ft3_review/
Очень рекомендую для съёмки в горах - не будет никаких проблем!
А вот с хорошим зумом иногда выходят замечательные кадры, которые без него можно сделать только съемкой на большой по пикселам кадр и после этого обрезать 95% фона. И все равно в качестве картинки он проиграет.
Приведу пример по своему старенькому фотоаппарату с 10-кратным зумом :
фото 1 - альпинисты на маршруте (кто знает - снято от плотины Мынжилки)
фото 2 - тот же склон вершины Туюксу, но ближе, где-то с тропы, когда со стоянок Альпинграда ходят к пику Маяковского или Орджоникидзе.
фото 3 - здесь можете оценить расстояние между точками съемки первых двух фото и изображенной на них горой(она слева у самого края).
точка съемки фото1 - в правом нижнем углу, где виден поворот дороги и еще немного ниже угла фотографии.
точка съемки фото2 - внизу кадра, за самым нижним жандармом длинного гребня, протянутого по переднему плану. Стоянки Альпинграда тут скрыты попавшим в кадр камнем с рыжими пятнами лишайников.
вдохновляет! еще больше туда захотелось!!
А 1,5 кг Кэнона - да, висели, чтоб уравновесить рюкзак )))
Не все так просто было с Никоном и Кэноном, но хочу оставить это за кадром (вопрос не технический, а человеческий).
эх...щас расстроют до глубин души и буду думать куда выкидывать свой Canon ...
спасибо за подсказки про сумки-подвески для камеры ибо после прогулок в Безенги понял, что для лазаний простая сумка-кобура не подходит
Объектив 24-105, а ночью только один режим - M или BULB.
Если хочется звезд, то включаете в кадр только дальние объекты, открываете диафрагму почти на максимум, повышаете ISO настолько, чтобы выдержка была не более 15-20 сек. (иначе звезды превратятся в штрихи). На шумы закрываете глаза.
как будто сам там побывал :-)
Насчет подвески камеры - а почему не кофр (сумка) на камеру с одним объективом, прицепленная спереди (хоть к тем же лямкам рюкзака)? Камера страхуется за ремень и лежит в сумке - доставать чуть дольше чем просто взять с груди, зато хоть какая то защита?
А для скал любая сумка спереди не подходит, потому что закрывает обзор и не дает прижиматься к камешкам.
А по скалам с зеркалкой на перевес лазить это надо быть ИМНО редким фанатиком - и не поснимать толком, и не полазить. Все таки наверное бронебойная мыльница про которую IStar выше писал удобней (хотя конечно картинка не та)?
Брал с собой еще и "мыльницу" Pentax W90 - корпус из ударопрочного пластика (падал пару раз на пол в городе), вставки резиновые, герметичный - можно на глубину небольшую заныривать и снимать (функция подводной съемки), приятные размеры (в любой карман положить можно) и вес много меньше "зеркалки".Ее даже не доставал из рюкзака.
НО... КАЧЕСТВО... если фотки в стиле "морда-снег", "вот та точка на нечтом темно-белом - это я" кого-то устроят, то мыльница выигрывает.
Если нужны красивые пейзажи с движущимися звездами и портреты с обветренными щеками и потрескавшимися губами любимого напарника, то... пришлось пойти в спортзал, чтобы искаь в себе лосёнка, который будет в следущем сезоне таскать на себе "зеркалку" с запасными аккумами и штативом :))
а вот в спортзале его в себе искать - действительно пугаешься ))))
2800 предположительно стоить будет
Samsung NX..., Sony Alpha NEX-5, Nikon J1, Canon EOS M.
Правда это не полнокадровые..
Да и вопрос не только в весе, просто на маршруте зеркалкой щелкать это надо... у меня напарник таскал с собой зеркалку, еще пленочную, с телевиком и прибамбасами. Он лез первым, все это хозяйство ехало у меня в рюкзаке вместе с его ботами, ну и снимки были на вершине/ночевках/некоторых станциях/простых гребнях.
"Найди в себе лосенка" - великолепный рекламный слоган для какого нить фитнесс центра!;-)
А то мы тоже сидели-сидели (даже выбежали пару раз), но все равно выше Сольвей не добежали.
Уточните, пожалуйста, в каких числах вы были?
здесь еще немного фото
https://www.dropbox.com/sh/7mub3z1gspjj5xr/PNZvsgiTzT
Думали проскочить в небольшое окно затишья, в итоге прошли 200 метров наверх и развернулись, началась конкретная пурга!