Хрустальный пик-2011. Хан-Тенгри с юго-востока!
Информация об этом номинанте поступила уже после того как мы перестали принимать ваши предложения. Но, как и в прошлом году, мы решили сделать исключение для маршрута на Хан-Тенгри, который прошли Владимир Петлицкий и Алексей Иванов.
О восхождении и истории маршрута на Риске
И ссылка на боооольшой отчет для интересующихся!
О маршруте
Хан-Тенгри по Юго-Восточному гребню, 5А категории
вариант Воронина (1973), 57% нового рельефа
От подножья в. Жолак-Тоо до вершины Хан-Тенгри протяженность маршрута (L) - 5800 м, перепад (H) маршрута - 2540 м
Ключевой участок: прохождение нависающей части предвершинного ледопада. (первопроходцы оценили участок 6-й к.т.)
По первопрохождениям маршрута:
Участки этого маршрута были пройдены ранее по частям двумя группами:
1. Участок 1-4 и часть участка 4-5 пройдены в 1970 году командой московского «Буревестника» под.рук. Божукова В.М. (группа 5 человек, на уч.4-5 претерпели аварию и свернули восхождение);
2. Верхнюю часть участка 5-6 и участки 6-9 (это ~43% нашего пути) в 1973 году прошла сборная команда узбекских альпинистов под рук. Воронина В.Т. (группа 10 человек, на верхнюю часть участка 5-6 они вышли по конртрфорсу восточной стены Хан-Тенгри).
Получается, что первоначальным автором маршрута был Анатолий Георгиевич Овчинников (рук. иныльчекской экспедиции ДСО «Буревестник» в 1970г.).
Техническое описание Юго-Восточного гребня Хан-Тенгри.
участок 1-2 L: 840м, H: 4470-4940м, средняя/крупная осыпь, снежники, скалы средней сложности, на выходе карниз:
участок 2-3 L: 350м, H: 4940-5100м, склон зафирненного льда от 35° до 50°, на выходе карниз:
участок 3-4 L: 150м, H: 5100-5050м, снежно-ледовый гребень со ступенчатыми уклонами до 50° с карнизами, в конце два скальных жандарма:
участок 4-5 L: 870м, H: 5050-5300м, изрезанный скально-снежно-ледовый, местами покрытый трубчато-сосулистой структурой гребень, с локальными взлётами/спусками до 50 м и карнизами:
участок 5-6 L: 1800м, H: 5300-6100м, снежно-ледовый гребневой подъём с переменным уклоном до 50°, с бергшрундами и карнизами:
участок 6-7 L: 900м, H: 6100-6600м, плато заканчивающееся снежно-фирновым 45° подъемом, выводящим к восточному краю гладкой скальной плиты южной грани Хан-Тенгри, в конце фирновый склон до 45°:
участок 7-8 L: 450м, H: 6600-6750м, нависающий край вершинного ледопада:
участок 8-9 L: 440м, H: 6750-6995м, ледово-фирновый вершинный купол до 45° с бергшрундами и участками трубчато-сосулистых образований:
Владимир Петлицкий и Алексей Иванов:
Владимир Петлицкий для Риск.ру
- Чем вас привлек именно этот маршрут? Только не говорите, что всегда мечтали "залезть по 100-сомовой банкноте" :))
Конечно же «100 сом» - это аллегория, своего рода, «маркетинговый ход», для привлечения внимания. Согласитесь, всегда жалко, когда интересные и относительно доступные маршруты проходят особняком, и о них мало кто знает.
А выбор объекта восхождения на Сезон-2011 для меня был до банальности логичным. Имея в послужном списке пики Ленина, Корженевской и Коммунизма, попробуйте угадать с двух раз, какой будет следующая цель? :-)
- Трудно ли было информационно подготовиться к экспедиции? Где черпали сведения? Насколько она подтвердилась по пути? Сильно ли изменилось все относительно того, что застали первопроходцы, насколько вы можете судить?
Не столько трудно, сколько интересно, причём, чем труднее, тем интересней. Я давно в этом процессе (первое руководство готовил в 1984 году). Сегодняшние информационные ресурсы превращают этап подготовки в самостоятельное увлекательное виртуальное путешествие с полётами не только в Google Earth, но и во времени. По ходу знакомишься с интересными людьми, иногда выдающимися, делавшими историю отечественного альпинизма. При подготовке Сезона-2011 я ещё раз убедился, что все туристы-альпинисты братья, открытые к взаимной помощи. Всё, что удалось собрать по маршруту, мы старались выложить в отчёте. Там же мы попытались восполнить дефицит визуальной информации по Горе, участкам маршрута и редко посещаемым местам района.
Участок пересечения ледника Ю.Иныльчек от левого борта к правому. Отсюда вершина Жолак-Тоо не кажется такой уж маленькой. На её снежный купол ловчее выбираться по ЮВ кулуарам
Из фактических отклонений от нашего предварительно сложившегося представления маршрута я бы выделил участок 5-6 ЮВ гребня Хан-Тенгри, точнее его «Воронинскую» составляющую. Трудности прохождения этого участка узбекскими альпинистами описаны с заметной эмоциональностью, слегка перехлёстывающей за рамки традиционного технического отчёта. Естественно, и мы психологически настраивались здесь на «эпическую битву». Но по факту трудность этого участка оказалась ниже среднего по маршруту. Возможно, в 1973-ем было сильно воздействие доставшейся им тогда длительной непогоды.
- Какие основные трудности ждут восходителей на этом маршруте? Где находится ключ и что собой представляет?
Среди трудностей отмечу нечастую возможность установить комфортный бивак; 2-3 скальных гребня-ножа, местами прикрытых кальгаспорными кружевами; организацию надёжной страховки на гладких мраморизованных плитах и на участках с трубчато-сосулистыми образованиями.
К ключевому участку, несомненно, следует отнести прохождение нависающего края вершинного ледопада. Выбор места его прохождения представляет собой самостоятельную тактическую задачу. Теоретически уверенным ледолазам его можно «брать» в любом месте, но необходимо иметь в виду, что действия разворачиваются на уровне 6,5 тыс.м. Для себя мы нашли минимально короткий участок отвеса, сместившись в поиске косым подъёмом на запад, вплоть до середины южной грани пирамиды Хан-Тенгри (участок 7-8).
- Линия объективно безопасная или, наоборот, опасная?
Маршрут в основном гребневой, а потому лавинный и обвальный факторы минимизированы. Наблюдаемый нами мощный ледовый обвал края южного плато для нашего маршрута был совершенно безопасным. Этот «плюс» компенсируется опасностями, связанными с постоянным и неизбежным движением по карнизам различных конфигураций и размеров. Объективная опасность маршрута максимальна на его ключевом участке 8-7. Здесь возможны спонтанные сбросы неравновесного снега и льда с вершинного конуса Хан-Тенгри.
- Условия на горе во время восхождения - скорее способствовали или, наоборот, препятствовали достижению цели?
Погода нам досталась очень благоприятная. Мы волновались по поводу знаменитых западных ветров, но в полной мере ощутить их нам не довелось: обычный для Хан-Тенгри режим «окна в непогоде» для нас был инвертирован в режим кратковременных пасмурностей на общем фоне хорошей погоды.
- Сколько времени заняло прохождение линии, осложняло или облегчало ли работу то, что вы работали в малой группе?
Мнение из разряда «ИМХО», т.к. вопрос многоплановый и во многом дискуссионный. На этом и подобных маршрутах связка-двойка, естественно, во много раз лучше чем «соло» и имеет ряд преимуществ перед многочисленной экспедицией. Каждый выбирает для себя сам. Многое здесь зависит от схоженности связки. Мы же опирались на свой парный высотный опыт, приобретённый в прошлом году при траверсе Коммунизма. Не думаю, чтобы третий, четвёртый участник могли бы ускорить наш график. Шли мы с попеременным лидерством, своим темпом. Из двух критериев «скорость» и «надёжность» предпочтение отдавалось последнему. Моментов лидирования «до изнеможения» не было.
На вершину мы вышли на 19-й день. На пути была одна полнодневная «отсидка-пурговка» и пара полуднёвок. Уверен, более скоростная связка может сократить время прохождения маршрута минимум на 30%.
- Была ли связь с "большой землей" или это была полная автономка? В случае ЧП вы могли рассчитывать только на себя? Вряд ли можно предположить, что подмога из ближайшего лагеря доберется вовремя, случись что....
Связь с нижним лагерем могла бы нести психологическую поддержку. Всерьёз рассчитывать на помощь снизу было бы наивно. А потому - автономия. Ничто так не мобилизует внутренние ресурсы на безаварийное хождение, как осознание того, что всё зависит только от нас двоих. «Точкой невозврата», когда спуск по пути подъёма становится более трудоёмким, чем путь «через верх», мы определи где-то на участке ЮВ гребня 5-6. Форс-мажорным вариантом рассматривался путь аварийного спуска связки Божукова-Неворотина по восточному склону гребня на лед.Разорванный в районе перемычки 4-5. Кроме того, мы благодарны Дмитрию Грекову (МАЛ «Ак-Cай TRAVEL») за то, что он любезно принял на хранение наши страховые полисы.
Вблизи устья лед.Северный - левого притока лед.Ю.Иныльчек.
- Вес рюкзаков и запас провианта и снаряжения - что с собой брали? В чем нуждались, оказалось ли что-нибудь лишним?
У подножья Жолак-Тоо (1) веса рюкзаков были по ~27 кг. Продуктовый паёк (500г/чел/день) был сформирован на 14 дней. 90% - Gala-Gala. Я в еде неприхотлив, а Лёшка был завхозом. Так что претензий к провианту не могло быть по определению :-).
«Слесарка» была полноценной, разве что с небольшим избытком лепестковых крючьев. Молоток один. Последователи найдут на маршруте пару наших скальных крючьев, один титановый ледобур и замечательную текстильную петлю. Где-то внизу на восточной ветви ледника Семеновского зимуют сейчас наши «отщепенцы»: снеговая лопата и два Лёшкиных пеноуретановых каремата.
- Что вы почувствовали, когда вышли на вершину?
Что-то типа: «Ура-а! Мы сделали это! Не расслабляться: надо ещё спуститься…»
- Спуск - куда? По какому маршруту?
По МАЛ-овским перилам на западное седло Хан-Тенгри, далее по леднику Семеновского на Южный Иныльчек.
На спуске примечательным было наше обоюдное решение обойти «мышеловку» левым бортом. Согласитесь, обидно было бы, пройдя такой маршрут, поймать на спуске «привет от Василия Ивановича». Примечательным было не столько то, что мы «пошли налево», сколько то, что обвал с Чапаева действительно состоялся и именно в момент нашего прохода этого уровня! Ну, как, скажите мне, после этого можно оставаться атеистом?
- Острые моменты на восхождении были? Как с ними справились?
Как же без них! Например, 2-3 высотных ночёвки мы провели без карематов: Лёха обронил свои при очередном барахтанье в трубчато-сосулистом «болоте» участка 8-9, а мой «самосдувающийся» Therm-A-Rest получил «пробоину», видимо проушенным крючком (издержки маленькой палатки без тамбуров). Спали на рюкзаках и на всём нежелезном, включая провиант.
Было и два срыва. При выходе со снежно-ледового конуса на восточный край южной грани Хан-Тенгри (середина участка 6-7) подо мной предательски обломилась кальгаспорная ступенька. Я, прикинувшись «мешком с овсом», покувыркал вниз по пухляку, а Лёха, находясь за перегибом, плавно зафиксировал натянувшуюся верёвку. Даже текстильный амортизатор не раскрылся. Моё же страховочное умение Алексей проверил чуть позже, сорвавшись при лидировании в 45-градусном натёчно-ледовом кулуаре. Центнер живого веса в динамике был зафиксирован в том же живом состоянии на промежуточном буре с помощью используемого мной Gri-Gri.
- Расскажите о своем напарнике - какие качества вы цените в спутнике, который работает с вами на таком маршруте? Ну кроме физического здоровья и альпинистской подготовки:)))
Абсолютно неконфликтный напарник. Стоически переносит все невзгоды сам и даже умудряется морально подбадривать меня, когда мы, казалось бы, по уши в «asshole». Лёха - это отличные ступени и надёжная страховка. Алексей - это рассудительность и стремление, иногда граничащее с занудностью, расставлять точки над «i». Зато я точно знаю, если он говорит «да» на мои порой бредовые предложения, то это серьёзный фильтр, являющийся залогом успеха.
Панорама гребней с места нашей ночевки на перемычке. (панорама ориентрована слева направо как Ю-З-С)
- Вы хотите снова взойти на Хан-Тенгри? Какой бы путь теперь выбрали и почему?
Как говорят у нас на селе: «Пуркуа бы и не па». До этого в 2008 году у меня было две попытки восхождения на Хан-Тенгри по «классике». Так что счёт пока не в мою пользу. Но пройти новый путь на такую Гору, даже «в варианте» – это счастливый билет, предоставляющийся, может быть, раз в жизни.
Следите за обновлениями по метке Хрустальный пик
224
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но за Хан-Тенгри проголосую!!! А как это сделать, подскажите, плз?!
Robinsya, спасибо!