Хрустальный пик-2011. Северная стена Аксу

Пишет robinsya, 18.11.2011 15:50

Фото достаточно подробное! Но вот тут можно скачать большой файл 5,02 Мб.

О восхождении Андрея и Сергея Нефедовых на Аксу сказано уже много. Но нам есть, чем дополнить картину - подробное описание, собственно, линии и интервью с Андреем...

Новость о прохождени
Первопроход и перепроход. Мысли вслух
Интервью с Сергеем Нефедовым

Информация о маршруте

«Трансерфинг» - комбинация маршрутов Л. Трощиненко и А. Кленова на Северной стене Аксу
Киргизия (Туркестанский хребет, ущелье Ляйляк)
Вершина – Аксу Северная, 5217 м
Перепад высот маршрута – около 1500 м
Протяженность маршрута – более 2000 м
Максимальная сложность – 7b+
Дней работы над маршрутом (со спуском) - 12
Ночевок на стене – 9
Состав команды – Сергей и Андрей Нефедовы

Полуторакилометровая северная стена Аксу вздымается вверх прямо от плоского ледника в своем основании и очень удобна для наблюдения из лагеря на морене. Маршрут проходит по Правому Бастиону, самому безопасному и вертикальному макро - участку стены. Во время нашего пребывания под горой все остальные участки простреливались камнями и льдом практически круглосуточно. Заманчивая для прохождения центральная вершинная башня надежно защитила подход к себе большим кулуаром – мусоросборником, а также небезопасными зеркалами левее.

В левой части Правого Бастиона имеется характерная скала «Пьедестал», с вершины которого начинается основная часть маршрута Л. Трощиненко. Этот маршрут был путем первопроходцев стены Аксу не случайно: наиболее выраженный рельеф присутствует именно здесь. Два «интеграла» - огромные внутренние углы, красиво и логично выводящие к большому снежному пятну в начале разрушенного пояса. Самая сложная в плане лазания веревка маршрута – последняя перед снежным пятном. Особенность этой части пути – обилие траверсов слева-направо, что добавляет массу проблем при перемещении грузов. После снежного пятна маршрут Трощиненко уходит сильно влево по простым скалам, в микстовую «холодную» часть бастиона. «Трансерфинг» продолжается по линии А. Кленова. Эта линия - единственная из всех маршрутов бастиона, которая проходит по центру его верхней части – очень монолитной, с обилием карнизов и нависающих участков. Другие маршруты обходят эту впечатляющую формацию справа. Именно эти факторы и желание проверить, а что же там наверху, на этом кусочке «Эль Капитана»,помогли нам сделать такой выбор. В итоге мы имеем очень гармоничный вариант свободного прохождения бастиона Аксу – по самым примечательным и красивым его частям.

Стена имеет северо-северо-западную ориентацию. В летний период первые лучи солнца появляются только в 15.00 и исчезают незадолго до наступления сумерек. Для свободного лазания подойдет лишь время года с максимальной дневной температурой воздуха. Даже в таких условиях кондиции оставляют желать лучшего, можно сказать, способность лазать голыми руками и в спортивных скальных туфлях до появления солнца на стене - на границе возможного.

Однажды нам пришлось продвигаться вверх в день легкого снегопада, итог – слегка примороженные кончики пальцев ног. Много участков с вкраплениями льда, снега, мокрых скал. Выше лагеря 2 по утрам очень тяжело было включиться в работу из-за холода на неосвещенной солнцем стене. В то же время, при соответствующей психологической настройке и высокой мотивации эти трудности уходят на второй план. Красивые щели и сухие скалы тоже здесь существуют. О чем не стоит забывать – нижние 200 метров бастиона пробиваются камнями и льдом, как только первые лучи солнца касаются стены. Бьет не сильно и не много, но может прилететь и чемодан.

Условно маршрут можно разделить на 7 зон:

1. Подход по леднику и «пьедестал». R0 - R1.
2. Нижняя часть маршрута Трощиненко. R2 - R13.
3. Разрушенный пояс.R14 – R20.
4. Монолитная верхушка бастиона.R21 – R31. Лучшая лазательная часть маршрута.
5. «Союз» – гребень. («Союз» – оборудованные места для ночевок на верхушке бастиона).R32 – R35.
6. Гребень до вершины.R36. Одновременное лазание.

Все участки маршрута были пройдены с первой попытки (onsight), за исключением R13, R21 и R23 (все - со второй попытки).

Описание по участкам:

R0- Подъем по фирновому склону с прохождением бергшрунда по снежному мосту. В верхней части становится круче, появляются выходы льда. Станция на границе льда и скал. Рандклюфта нет.
R1 - 6a- Серия полок и вертикальных стенок. Общая длина участка – 75 метров. Ключ – десятиметровый камин, мокрый и частично обледенелый. Участок пройден в кошках. На последних 15 метрах возможно передвижение без страховки.
R2 - 6b -Аккуратное вертикальное лазание, есть участки живых скал. На станции хороший шлямбур.
R3 - 6а - Простой участок с общим наклоном вправо.
R4 - V - Короткая «перебежка» до начала большой полки. Станция со шлямбуром. Можно соединить R3 и R4.
R5 - III - Большая горизонтальная полка. Проходится пешком. Станция со старым крюком в основании второго интеграла.
R6 - 6b+ - Второй интеграл – это очень широкий камин. Станция на полочке, не долезая 6 метров до потолка.
R7 - 6с+ - Пробка-потолок в камине. Страховка надежная, интересное трехмерное лазание. Шлямбурную дорожку слева пропускаем, на станцию со шлямбуром выходим через правую стенку камина (по ходу движения).
R8 - 6с - «Холодный угол». Вначале – аккуратно по гладкойправой стенке камина, страховка условная. Есть след от отвалившегося шлямбура. Затем - залитый льдом пологий камин. Без ледового бура страховку организовать практически невозможно.
R9 - V- Простое лазание по камину.
R10 - IV - Горизонтальная полка, приводящая к лагерю 1. Станция на петле вокруг откола чуть выше полки.
Camp 1 – В правом конце полки. Полуметровый карниз - откол слегка защищает от падения камней и льда. За него же легко подвесить платформу.
R11 - 7а -Гладкая стенка со страшными старыми шлямбурами. В один из них очень трудно щелкнуться с лазания. От него же вправо-вверх к большой щели по мизерам. Кажется возможным миновать эту секцию и пройти участок полностью по правой щели, но она чрезвычайно опасна – большие живые блоки. Станция со шлямбуром на хорошей полке.
R12 - 6с - Вправо по полке 5-7 метров, трудный старт на стенку. Лезть вверх до станции, сблокированной старой веревкой. Участок и станция заливаются таящим сверху снегом.
R13 - 7b+ - Оригинальный ход - это перестежка по старинным шлямбурам. Лазанием проходится только в первой половине дня (потом заливается водой). Лезть по дорожке до нового спитаPetzl (обозначает развилку), от негоуйти вправо на рельеф. После спита страховка: 0.75 камалот, якорь, 0.3 камалот, якорь, якорь, 0.3 камалот. Большие пролеты в середине веревки, страховка ненадежная, лазание равновесное по пассивным неярко выраженным влажным зацепам. В верхней части может понадобиться расчистка от обильно растущего мха (единственное подобное место на всей стене). Станция в нижней части большого снежного пятна на старых шлямбурах.
R14 - V - Влево-вверх по нижней кромке снежного пятна в большой скальный разлом. Первая веревка разрушенного пояса.
R15 - V - Вправо-вверх под большой светлый карниз, ориентируясь на проход справа от него.
R16 - 6а - Возможно, после обхода карниза по полке справа, путь Кленова идет прямо вверх, но нам показалось более привлекательным лезть вправо-вверх. Весь разрушенный пояс неприятен для лазания и опасен в случае срыва лидера (кроме простых R14 и R15). Много вариантов прохождения цепочки участков R16-R17-R18 в целом и каждого из них в отдельности, так что категории могут различаться.
R17 – 6с – По разрушенным, местами крутым скалам с ненадежной страховкой. Станция под большим темным карнизом.
R18 – 6с+ - Вверх по мокрой стенке с очень бедным для организации страховки рельефом и пассивными зацепками.
R19 - V - Короткий участок простых скал, подводящий к началу монолитной верхней части бастиона («Эль Капитан»).
Camp 2 - Лагерь под прикрытием серии ажурных разваленных карнизов. С одной стороны это плюс – палатка защищена, с другой – лагерь под угрозой обвала этих же карнизов в случае землетрясения. В базовом лагере такое однажды разбудило нас ночью, земля содрогалась довольно продолжительное время.
R20 - 6b -Последняя веревка разрушенного пояса. Крутые, местами нависающие скалы. В первой половине – много живых камней и блоков. Станция на очень удобной полочке.
R21 - 7а -По простому рельефу лезем к трещине, которая прорезает нависающий бурый пояс скал. Встречается дорожка под дырочные скайхуки или съемные шлямбура команды Кленова. Ключ участка - преодоление карниза и затем тонкие щели, подводящие к станции на удивительно ровной полочке. Здесь есть дырка от съемника, около щели.
R22 - 6b - Широкий угол с хорошей страховкой. Встречаются живые камни. Станция в начале тонкой щели.
R23 – 6с+ - Внутренний угол с двумя гладкими перпендикулярными друг другу стенками, между которыми тонкая пальцевая щель. Напоминает полуоткрытую книгу. На правой стене встречаются зацепы под ноги. Станция на удобной наклонной полке под большим карнизом.
R24 – 6с – От станции лезть все время влево-вверх. Психологически очень напряжённый участок. В середине участка встречается карниз. Ключ – выход на разрушенные заснеженные скалы по мокрым зацепкам.
R25 -V - Простые заснеженные скалы. Много живых камней. Станция на скале в форме куба под карнизом.
R26 - 6с - Преодолев карниз, по широкой щели двигаться вверх, пока она не превратится в глухую и непролазную. Здесь траверс влево на соседнюю щель. Переход влево – ключ участка.
R27 - 6b -По несложным, местами заснеженным скалам в основание наклоненной вправо плиты.
R28 - 6b+ - Между плитой и стеной щель полностью залита льдом. Использовать ледовые зацепы для рук, можно выдолбить их молотком, потом перейти вправо на ребро по мизерам. Далее пешком по большой полке к лагерю 3.
Camp 3 - На 7 метров ниже линии маршрута – удобная полка для лагеря. Есть дырки от съемных шлямбуров для лагеря Кленова и оставленный нами новый спит Petzl (для одноточечной платформы, спит нужно подстраховать веревкой с верхней станции). Полка очень удобная.
R29 - 6b -Хорошие щели, много снега и льда во внутренних углах. Ключ – залитые коркой льда разрушенные скалы в верхней части участка, сложно организовать страховку. Чтобы создать надежную станцию, нужно лезть выше разрухи.
R30 - 6а+ - По хорошим щелям в сторону большого торчащего камня – откола.
R31 - 6а - По хорошей щели и все более выполаживающимся скалам выход на ровную площадку. Вершина бастиона. Неподалеку есть хорошая выровненная площадка для ночевки.
R32 - 6а - Можно пройти по скалам, мы прошли по льду слева от гребня. Здесь тоже есть площадки для ночевки.
R33 - 6b - Серия жандармов, путь находится интуитивно. Проход есть.
R34 - 6а - Серия жандармов, путь находится интуитивно. Проход есть. Станция на спитеPetzl под вертикальной стенкой.
R35 - 6b+ - Трудный старт на вертикальную стенку, выводящую на гребень Аксу.
R36 - 6а -Продолжительный подъем по простым скалам гребня. Есть несколько затруднительных мест, где имеет смысл организовать попеременную страховку. Сама вершина на фотографии не видна, т.к. гребень слегка заворачивает на юг к Аксу Главной, нужно еще чуть-чуть пройти.

Спуск. Сейчас основной способ спуска по бастиону – маршрут Могилы, т.к. почти каждая станция имеет по одному спиту. Наш спуск начался со шлямбура в Лагере 3, вниз – вправо, если смотреть на фото, через карнизы и монолитные стенки, до соединения с маршрутом Могилы. На этом участке нами оставлены свои спусковые станции. Дальнейший спуск по маршруту Могилы, где все станции мы усиливали дополнительными точками, сблокированными петлей. Во многих местах мы оставили карабины для более легкого продергивания веревки. Весь спуск изобилует необходимостью постоянно закачиваться и дотягиваться до станций и промежуточных точек, т.к. характер маршрута Могилы имеет общее направления слева направо, если смотреть на стену. Это добавляет трудностей.

Андрей

Андрей Нефедов для Риск.ру

- Мы привыкли уже, что ваши проекты обычно успешные:) С чем ты связываешь такую результативность? С грамотным целеполаганием, активными тренировками, альпинистской удачей? Или все вместе?

Все дело во взгляде на жизнь. Я радуюсь жизни, живу счастливо и никогда надолго не расстраиваюсь. Это у меня получается само собой, с самого детства. Когда я говорю о светлом будущем, я в него по-настоящему верю. Когда строю планы, как спортивные, так и личные, я не сомневаюсь в их успешности. Пока я мечтаю, я не задумываюсь сильно о таких насущных вещах как время или деньги, я просто хочу, и потом то, что я хочу, чудесным образом у меня получается. Если для задуманного мне не хватает средств, то в нужный момент мне предлагают выгодную работу, а иногда, кроме шуток, я просто выхожу на улицу и нахожу деньги. И так во всем, а том числе и с лазанием.
Я много мечтаю, и при этом совсем не скромничаю.

- Вы готовились к этому восхождению - это был хаотичный налаз? Или все-таки какая-то система, учитывая, что вы два года в больших горах не были...

Планировалась система, но получился скорее хаотичный налаз. Хотели с Серегой сделать первопроход в Крыму, попробовать пролезть Гиперборею свободным лазанием, поучиться на скалах вешать новую BD’шную платформу, ну и просто много лазать. А Крымская погода взяла, да и переменила все наши планы. В итоге мы просто набирали свою скалолазную форму на скалах, чему я, кстати, был рад, так как в начале года не мог лазать из-за травмированного пальца.

- Как вы акклиматизировались перед Аксу? Почему полезли именно на Блока? Это был осознанный с точки зрения дальнейших задач выбор или просто захотелось на эту гору?

Выбор был осознанный, но начали мы не с Блока. После традиционных в начале экспедиции забросок и гуляний по долине, мы полезли на малый Эскандер – гору пониже. И только потом добрались до пика Блока, который мало того, что выше Аксу аж на 22 метра, так еще и имеет красивый комбинированный маршрут на вершину. По первоначальной задумке, которая к тому моменту еще не переменилась, мы хотели найти на Аксу линию для первопрохода, а перед тем как на нее лезть, пройти м-т Трощиненко, вторая половина которого, сплошное микстовое лазание. М-т Петриченко на пик Блока убивал сразу трех зайцев: мы привыкали к нужной нам высоте, к лазанию по граниту и по льду.

- Как вы работали над маршрутом? Я Аксу имею в виду. Расскажи. Во время прохождения участков срывались? Какая часть маршрута пройдена онсайт?

Лезли в капсульном стиле: пролезали 6 веревок и спускались в платформу, а на следующий день перетаскивали лагерь выше. Главная задача на лазательный день была провесить все веревки, чтобы знать, что нас ждет дальше. А потом мы начинали работать над участками которые не получалось пролезть с ходу, если такие попадались.

Вообще, когда я представлял себе это восхождение, я думал что предстоит чистое удовольствие, ведь Аксу это 1,5 километра гранита! Я рисовал в своем воображении идеальные трещины, которые уходили ввысь. Гладкие стены, по которым так легко вытягивать баулы. В общем, я немного ошибся. На деле оказалось, что лазания меньше, чем мне бы хотелось, а трудной физической работы больше.

Баул, вместо того чтобы скользить вверх по гладкой стене, то и дело катается на моей спине, пока я аккуратно прохожу траверсы то влево, то вправо. Руки постоянно мерзнут, а ноги, чем выше, тем меньше чувствуют неровности скалы. Живот урчит. Так вот и проходит твой день, а вечером сидишь в платформе и думаешь – круто было!

Если память мне не изменяет, то только на трех веревках нам пришлось просматривать зацепки, заранее находить места, куда во время прохождения мы будем класть точки, и прорабатывать ключи. Все остальное удавалось пролезть с первой попытки. Тут, я думаю, важнее нашей физической подготовленности оказалась смелость. Мы не раз начинали лезть готовые к срыву, и в итоге те неровности, на которые мы рассчитывали, и впрямь оказывались хорошими зацепками.
Срывы были, но не глубокие.

- Отправляясь на серьезную гору по серьезному маршруту, народ обычно облегчает баулы по-максимуму. С каким запасом снаряжа полезли? Ночевать на Аксу было комфортно?

Из снаряжения взяли все, что могло понадобиться. В приоритете все-таки была не экономия сил во время вытягивания баулов, а комфортность лазания и пребывания на скале. В итоге, даже немного лишнего железа оказалось, зато одежды и еды точь-в-точь.

Спать в платформе было даже лучше, чем в палатках внизу. Дно под тобой ровное, никаких камней в бок не тычет, и от ледника холодом не веет. До этого мы с Серегой использовали платформу с двумя точками крепления, и много слышали о том, что BD’шные одноточечные неудобные, и спать в них нормально не получается. Все это оказалось неправдой – платформа замечательная. Промахнулся только со спальником, и в итоге каждое утро стучал зубами от холода.

- А чем питались? Или продуктов на 10 дней нетрудно затащить?

Питание не отличалось от того, которое было в базовом лагере. По вечерам семечки, по утрам каша со сгущенным молоком и сыром. На перекус вечные курага, изюм, шоколад. Ужин - банка овощной консервы, а после, рис, греча, нут, маш или чечевица со специями на выбор + рыбная консерва. Всего было в достатке, но каждый раз хотелось больше. =)

Тащить все это было не просто, но с другой стороны, когда ты так и так вытягиваешь баул, в котором лежит 17 кг груза, то если докинуть туда еще 3, то разницы я не замечу. Еще раз скажу, что приоритет был на комфортности нашего там пребывания. Если ты будешь плохо спать, мало есть и все время мерзнуть, то ты сможешь пройти маршрут используя и.т.о., но о свободном лазании придется забыть. Тем более мы не знали, какая в итоге нас может ожидать сложность, и хотели держать свое тело в тонусе.

- Самый трудный для тебя момент восхождения на Аксу? Физически и психологически. Это разные моменты? Поделись, если были.

Мне кажется, что я начинаю повторяться, но самым трудным физически было перетаскивание груза. Психологически… помню на шестой день выпала моя очередь лидировать. Уже второй раз мне не очень везло с погодой. Было холодно, и с неба сыпала мелкая крупа. В начале дня мне попался карниз, который я с первой попытки не прошел и у меня появился якорь на следующий день.

Потом я сорвался из за отколовшейся зацепки, а дальше началась тоненькая трещина, куда было очень больно засовывать свои замороженные пальцы. Лезть по ней в таком состоянии я не мог, да еще и куртку порвал, зацепившись за острую гранитную нашлепку. Настроение испортилось и все вдруг стало противно. Захотелось в платформу, надеть пуховку, завернуться в спальник и читать книгу. Но нет, решили что хоть как-то надо добраться до следующей веревки, которая по сути была последним белым пятном по пути на верх.

- Чем именно тебе понравилась эта комбинация маршрутов на Аксу?

Когда стоишь под горой, и смотришь на стену, эта линия выглядит по-настоящему прямой. На мой взгляд, она лучше, чем каждый из соединенных маршрутов в отдельности. И еще там не было льда, а ко льду я пока так же холоден, как и он ко мне.

- Кто лез ключ? В какой части комбинации он получился? Как вообще распределяли, кто какой участок лезет?

Ключ лезли оба – Сергей с нижней страховкой, я с верхней. Вообще, когда нет объективной необходимости, как например на ЧР в Ергаках, мы друг за другом не жумарим, а все поочередно пролезаем. Мы же лезем не для того чтобы этот маршрут пройти, а для того чтобы полазать.
Кто какой участок полезет, мы не решали. Так как у нас с Серегой одинаковый уровень лазания, мы просто делим дни. В начале весь день лидирует он, потом я. Если лазаем однодневные маршруты, то и на них мы не меняемся. Маршрут мне, маршрут ему.
Сергей

- Тебе трудно ходить в горы с братом?:)

В горы – нет, общаться в городе бывает трудновато. Все-таки мы с ним очень разные.

Андрей и спящий Серега:)

Следите за обновлениями по метке Хрустальный пик