Хижина на седловине Эльбруса. Первые шаги проекта.
На пути к возведению хижины на высоте 5400 метров объединили усилия лидеры проекта, Федерация альпинизма России и крупная частная компания.
Один из первых поектов будущей хижины . Дизайн - Мария Дудакова
Один из первых поектов будущей хижины . Дизайн - Мария Дудакова
В мае прошлого года, после трагической гибели на Эльбрусе 11 восходителей, альпинист из Норильска Дмитрий Гурьянов выступил с инициативой строительства хижины на седловине Эльбруса. Вскоре его идею поддержала архитектор из Москвы Мария Дудакова.
Суть идеи - хижина должна стать местом спасения восходителей, укрытием на случай непогоды.
За прошедшее время им удалось создать первый вариант дизайна хижины, переговорить с целым рядом официальных лиц в Кабардино-Балкарии и экспертов.
Лидер проекта - Дмитрий Гурьянов
В середине апреля этого года в Москве состоялась встреча лидеров проекта, президента ФАР Андрея Волкова с руководством крупной частной компании. На встрече стороны пришли к мнению, что проект, важный для альпинизма и общества, уникальный с инженерной точки зрения.
Появление хижины на седловине Эльбруса затронет не только для альпинистов нашей страны, но и многих зарубежных восходителей.
Инженерная уникальность проекта состоит в том, что предстоит построить хижину вместимостью около 30 человек в экстремальных условиях на высоте 5 400 метров. По предварительной информации это будет вторая по высоте хижина в мире (самая высокая горная хижина находится на Аконкагуа на высоте 6 300 метров).
Компания согласилась с осени взять на себя финансирование 50% стоимости проекта.
Федерация готова осуществлять координацию и администрирование проекта, взаимодействие с государственными органами, организацию обсуждения проекта в альпинистском сообществе, освещение в СМИ и привлечение новых партнеров.
Вместе с тем появление хижины на седловине Эльбруса привнесет массу изменений (изменится привычная тактика и траффик восхождений, возникнут вопросы эксплуатации, уборки мусора и испражнений и т.д.). Вот почему проект требует тщательного обсуждения альпинистским сообществом и всеми заинтересованными сторонами.
В мае стоительство хижины стало темой однодневного семинара на УТС на жетон "Спасение в горах".
В июне строительство хижины будут обсуждать на семинаре Центральной школы инструкторов альпинизма в Безенги с участием руководителя Эльбрусского ПСО Бориса Тилова.
В настоящий момент ФАР проводит переговоры с Росспортом о частичном финансировании этого проекта со стороны государства.
В июле этого года лидер проекта Дмитрий Гурьянов организует восхождение на Эльбрус с целью обследования седловины, фотосъемки, сбора проб пород и выбора площадки для установки хижины.
Предварительный срок установки хижины - июль-август 2008 года.
Зимний Эльбрус
Федерация альпинизма России и лидеры проекта открыты для диалога. Свои замечания и предложения можно направлять по электронной почте:
ovalov@gmail.com для Овчинникова Алексея
elbrus_hut@mail.ru для Гурьянова Дмитрия
101
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо.
В следующем году потребуется хорошая команда.
Дмитрий Гурьянов
Год назад, когда только все началось, мы хотели из ничего сделать что-то.
Мы не имели никакого представления о сложности работы, которую следует выполнить, но пытались это узнать. Составляли прототип ТЗ (техзадания), прикидывали список требований, обращались за консультациями.
Самые принципиальные требования были по климату (ветер до 50 м/с, температурные и вибрационнаые нагрузки) и по эксплуатации (конструкция входа - задача не для средних умов :). Естественно, хижина должна иметь обтекаемую форму - как вариант, в виде полусферы. Отдельным вопросом было место установки - лед или скалы? Пообщавись с рядом специалистов, предположение подтвердилось: лед - не наш вариант. Кроме прочего, пришли к мнению, что конструкция должна быть приподнята над поверхностью, иначе ей грозит сначала занесение снегом, потом фирнование, и... через некоторое время вместо на ее месте возникнет небольшой ледовый курган.
Учитывая то, что приют на седловине Эльбруса в том ключе, в котором нам хотелось бы сделать (бесплатным и открытым для всех), не является заманчивым вложением средств, мы понимали, что по финансам будем крайне ограничены, поэтому искали наиболее бюджетные варианты, с которыми могли бы обратиться в госструктуры. Таким образом, одним из важных ограничений были деньги.
Из не очень длинного списка компаний, имеющих представление о производстве материалов и сооружений для сложных климатических условий, нам удалось продуктивно пообщаться только с одной фирмой, занимающейся выпуском небольших летательных и плавучих средств. То есть, о ветровых нагрузках им рассказывать не пришлось.
Как выяснилось, у них имелась невостребованная конструкция, которая вполне подшла бы для нашего дела - почти полусферический каркас диаметром около 7 метров. Цена была предложена вразумительная. Собственно, это решение мы и приняли за базовое, после чего начали обивать пороги государственных и коммерческих инстанций в поисках денег. Это отдельная долгая история :)
Сейчас, когда в проект включились несколько серьезных организаций, требования к новому приюту стали более высокие. Мы надеемся, что через год на седловине Эльбруса появится достойная хижина, которая простоит не один десяток лет.
По климатическим условиям:
• Материалы и компоненты сооружения, а также вся конструкция в собранном виде должны быть устойчивыми в течение длительного времени к постоянным и переменным ветровым нагрузкам скоростью до 60 м/с;
• Материалы и компоненты сооружения должны обладать минимальной гигроскопичностью во избежание их вымерзания и разрушения;
• Способ установки сооружения должен исключать возможность частичного или полного занесения снегом;
• Покрытие сооружения должно полностью защищать его материалы и компоненты от воздействия солнечного света и ультрафиолетовых лучей;
• Доступ внутрь и наружу сооружения должен быть свободным в любой сезон при любых климатических обстоятельствах;
По геологическим условиям:
• сооружение должно быть установлено на скальный рельеф, т.к. в случае установки на лед существует возможность разрушения несущих опор и других крепежных элементов;
По эксплуатационным факторам:
• Внешнее оформление сооружения должно обеспечивать его обнаружение с максимального расстояния при дневном свете и ночью;
• Внутренняя поверхность сооружения должна обладать пожарозащитными свойстами;
• Внутреннее помещение должно обладать вентиляцией, достаточной для воздухообеспечения двадцати человек;
• Сооружение должно иметь два входа, выполненных на разных по уровню высотах;
• Сооружение должно иметь минимум одно окно;
• Конструкция сооружения должна исключать возможность попадания снега внутрь;
• Сооружение должно быть оснащено радиостанцией, работающей на частоте спасательной службы Приэльбрусья. Радиостанция должна находиться в недоступном месте, помещенная в герметичную емкость во избежание попадания влаги внутрь прибора;
• Подходы к сооружению должны быть промаркированы вешками через каждые 20 метров от северного и южного маршрутов восхождения;
По прочим факторам:
• В разобранном виде сооружение должно помещаться в таре, подходящей для транспортировки стандартным грузовым автотранспортом и вертолетами типа Ми-8 МТВ и Ка-32;
Вход, как вариант, будет состоять из двух дверей (люков), разделенных тамбуром. Конструкция входа должна исключать возможность оставления его открытым. Первый - наружный - вход может быть сделан в виде люка, открывающегося снизу наверх (т.е. вход будет через дно поднятой на сваи хижины) . Путем установки ограничителя на дверь, можно добиться того, что она в любом случае при отсутствии действий со стороны человека будет оставаться закрытой (под собственной тяжестью). Это так, любительские предположения :)
Возможно надо обратиться к немцам или французам с австрицами- у них большой опыт установки зданий и сооружений на "возвышаюшихся точках рельефа", хотя и меньшей абсолютной высоты. Кстати, в Норвегии на Гальдхопиггене на самой вершине стоит целый дом, как-то же он защищен от грозы?
Здесь же о грозе: любая аппаратура "чувствует" попадание молнии в землю на расстоянии до 2 км. Причем даводки там не детские- согласно ГОСТу "помехоустойчивость" в импульсе для внутренних( в помещении )радиоэлектронных устройств- до 2,5 кА!!, а если с антенной выходящей на улицу (т.е возможно прямое попадание- то должен ставится искровой разрядник (как он будет работать при таком обмерзании?) до 100 кА!
И это все не шуточки- если кто-то пользуется своей радиостанцией, и в антенну попала молния- это его проблемы, а вот если пользуются вашей.... сам понимаете. Я бы рассмотрел вариант мобильника- если ретранслятор установить где-нибудь на бочках, другой- на метеостанции, третий- на Чегете ( а все равно местные будут оборудовать ущелье ретрансляторами, цивилизация, однако!), то, может можно будет попасть в зону покрытия.В любом случае, планы строительства ретрансляторов обязательно нужно узнать.
И кстати, из чего там корпус, он вообще радиопрозрачен, или так, алюминиевый?
В заключение: Если по серьезному, то это тема для парочки НИИ года на 3-4, так что быстро не получится, потому что, шо швидко робиться то слiпо родиться!
ни один разрядник не погасит импульс молнии в нужном пределе.Разрядники для радиолиний отличаются от тех,что стоят на линиях энергопитания.Они закрытые,стоят внутри и не обмерзают(герметичны).
Вновь предлагаю в этом вопросе обратиься к опыту ИАА и не изобретать уже известное.Радиобуи и авт.метеостанции
прекрасно работают в условиях мороза ,метелей,изморози.Кстати,накопление статического заряда в метель при сильном морозе на изолированной антенне таково,что человек получает ощутимый удар эл.током.И это без всяких молний.Что говорить о полупроводниках.Но реальные конструкции существуют.
Если воспользоваться готовым,которое разрабатывалось и испытывалось не одно десятилетие,то и не понадобится 3-4
года и пара НИИ.Просто умело адаптировать.
поставить мачту, и жить под грозозащитным зонтиком. Здесь мачту поставить нельзя. Трактора нету:-)
Потому парочка нии все же нужны, чтобы присособить под этто дело рельеф местности:-)) Кстати
, поглядел ГОСТЫ на всякую всячину, так вод там по климатике может быть ну очень глубокий минус, а
вот высота над уровнем моря обычно ограничивается 2000м, все что выще- это уже очень глубокий
нестандарт, кстати испытательное оборудование всякие камеры холода есть почти во всех нИИИ и
заводах, а вот термобарокамеру до 9 тыс я нашел только у авиаторов :-(((( это к слову о применимости
стандартной аппаратуры. Опять же, для арктики, приехал раз в год вездеход, сгрузил аккумулятор размером с диван. и все тут. А здесь мало того, что необслуживаемая аппаратура в драконовких условиях, но
еще и ограничение по весу запчастей и возможности замены на месте . Опять же, "смотретус в глазатус, говоритус правдус", в каком веке было разработано оборудование ИАА?? (Только не говорите, что тысячи
людей не спят и переводят старье на новую элементную базу, и во времена оные это была далеко не
военка, а ныне они должны быть беднее полярных мышей) А время то идет, мировой прогресс на месте
не стоит:-)))
грозоотметчика А.Попова.Современные р/станции достаточно малы и потребляют всего ничего.Аккумуляторы
даже пару десятков лет назад уже можно было носить одному человеку,а никак не таскать "диван".
Грозозащитных зонтиков на АТМС нет,т.к. мачта является несущей антенны и всего см. на 20 выше.
9- метровую мачту я ставлю один за 5 мин.,правда на растяжки уходит еще около 20 мин.
На 16- метровую вдвоем уходит на 15 мин. больше(раскладывать растяжки дольше).Вся техника прошла испытания
и уже как минимум лет 20 работает.
Приемопередающие блоки подключаются антенным реле только во время работы.В нерабочем состоянии антенна
постоянно заземлена.Думаю в грозу никому не придет в голову включать радио.:-))
В системе грозозащиты зданий за десятки лет практически ничего нового не появилось,разве что материалы.
Построенные в свое время Приют-11 и метео на л.Федченко стояли на скальном основании на ригелях и мачт заземления
рядом не было.И скалы их не прикрывали.Ну это вопрос легко решаемый специалистами.Даже на современных
многоэтажках есть грозозащита,только мы ее не видим(не замечаем).
температурах Хто их будет туда таскать каждый год? Про ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ разработки на и
онисторах , которые долговечнее аккумуляторовя что-то не слыхал. ПС И кстати, включать рацияю во время грозы еще как прийдет в голову!!!
И насчет системы грозозащиты, последний ГОСТ если я не ошибаюсь датировн 2002 годом. А Вы говорите, ничего нового! Раньше были лампы, им уче по барабану, а нынче всякие микросхемы и проиче полевые транзисторы....
мачты с привареным коленом около 1,5 м.Конструкция стоит на земле и не имеет изоляторов(полностью заземлена)
Так что статика не страшна.Можно не мачту а просто низ колена прикрутить на крышу-лучше
металическую и заземленную.Так что страшно будет только прямое попадание мощного разряда.
Сейчас специально открыл аппарат,чтобы вспомнить,так на входе точно стоит полевик АП325.Антенна ,правда,
посерьезнее-5,5метровый штырь на 11-и метровой мачте.Проблем за последние 8-10 лет не имел.Во время грозы
не выключаю(забываю или отсутствую).Техника работала на высотах до 3200(мобильный вариант с акк.12в. 10а/ч.)
в течении месяца.Так что делайте выводы.Это так,быстро антенну накидал и кабель подключения схематично
хотя в арките наверняка делают , что то подобное.
Извините , что с советом , - это проще всего .
Может обратиться за советом по техническим вопросам в Институт Арктики и Антарктики , - у них большой опыт по этому вопросу .
Успеха !
Извините , что с советом , - это проще всего .
Может по техническим вопросам обратиться в Институт Арктики и Антарктики , - у них те - же проблеммы и большой опыт .
Успеха !
Хотя чем черт не шутит.
В будущем с развитием проекта можно использовать негативную аэродинамическую нагрузку на конструкцию хижины в полезных целях. Либо на куполе поставить мини-ветрячек, который обеспечивал бы хижину минимальной энергией, либо более-менее солидный ветряк с подветренной стороны, который обеспечивал бы хижину достаточным количеством энергии и дополнительно снимал бы приличную долю аэродинамической нагрузки с самой хижины. Самое интересное, что для этого не нужно использовать дорогостоящее оборудование(ветряки), ветра там дуют такие, что достаточно сделать очень дубовый и прочный винт с низким качеством и этого было бы достаточно, чтобы он отлично вырабатывал энергию и не ломался:) Самая тонкость в шарнире, но я думаю эти проблемы решаемы.
Я раньше читал, что будет установлена летом 2007-го. А еще раньше - что в 2006-м.
Проект - вообще супер! Я в восторге. Но если так постоянно откладывать сразу на год...
Чтоб их растолкать, требовалось, чтоб проект уже имел резонанс. Чтоб проект имел резонанс, его должны двигать все возможные инстанции.
Дело дошло даже до 2-го канала ТВ, где я все это говорил.
Так или иначе, весной 2007-го нашелся ФАР, а затем и весьма именитые сочувствующие.
Вероятность того, что она реально будет установлена, сейчас выше. А 2 года назад не оставалось ничего другого. Представьте, как выглядела вся эта затея в устах ничем не примечательного альпиниста 3-го разряда :))
Насчет ветряков мы думали, конечно... обеспечмвать питание для радиосвязи, обогрева и т.п. - круто, но есть 2 причины "против": первая и самая важная - сильные ветра которые там порой случаются - до 50 и более метров в секунду. Никакой ветряк этого не выдержит, а если ставить лопасти малого размера, то в тихие погожие дни энергии будет недостаточно. Вторая причина - к сожалению, не все восходители обладают достаточной сдержанностью, чтобы не утащить чего-нибудь, что можно оторвать, на сувенир. Слышал о людях, которые за деньги поднимались к джипу под Восточной, чтоб уиащить оттуда кусок. Может, и легенда, но...
2 Нортон:
Верное замечание. В 2006-м мы (двое неизвестных) начинали все на пустом месте, и поставили задачу максимально засветиться в СМИ, чтоб полученный резонанс придал поступательное движение некоторым засидевшимся задницам. Дошли до 2-го канала и нескольких журналов. Ну и кроме того, к 2007-му году реально могло бы получиться, если б, опять же, некоторые чиновники высокого уровня исполнили свои обещния. Теперь ждем, что нам принесет сентябрь. По договоренностям, заключенным в начале лета, должно начаться осуществление финансирования проекта. Волнуемся и ждем.
Всем:
Ребята, искреннее спасибо за поддержку.
Кстати, можно еще и ревун поставить (я не шучу!) Если дело дойдет до драки- могу походотайствовать
перед изготовителем для бесплатного выделения :-)
эту идею рассмотрим :)
С нескольких сторон к хижине будут идти вешки. Подумаем, что еще можно сделать, если есть предложения - с радостью выслушаем.
Одно из предполагаемых мест установки - каменная пологая осыпь в седловине под Восточной вершиной, недалеко от места, где сходятся тропы на юг, Западную и Восточную вершины. Если климатические условия позволят (безопасность от лавин, отсутствие обледенения зимой и др), то это хороший вариант.
Туристических завлекалочек на Эльбрусе и так полно. Ее цель - спасать людей от непогоды, а коммерческая часть действительно необходима, чтобы было на что убирать ср*ч оттуда - представьте, сколько его скопится только за одно лето.
2. То же самое и с мусором. Станет ли кто-то его отдуда убирать. Все помнят какой ср*ч творился на Приюте, а Приют был полностью коммерческим - там брали деньги со всех проживающих. И тем не менее мусор никогда не убирался. Потом с появлением ратраков стали его понемногу вывозить, потом устраивать разные экологические акции, когда уже этого мусора скопилось столько, что за километр от приюта вонь шла. А ведь хижина бужет значительно выше чем Приют. И каждый день ратрак туда не погонишь для вывоза мусора. Первый год конечно понанимают кого-нибудь и сделают попытки уборки. А вот потом все как обычно в нашей стране. Максимум что это может будут дотаскивать до ближайших трещин и сваливать все туда, либо сделают свалку за ближайшими камнями. И через несколько лет на Эльбрус уже вообще не захочется ходить.
На седловине будет тусоваться меньше народа, и еще намного меньше они будут туда тащить. На Приюте тусовались в том числе глыжники и доскеры, а у них немного другой склад ума. Мусор, конечно, будет. Вопрос защиты экологии будет детально рассматриваться позже, когда все решится с самой конструкцией. Все, что можно будет сделать для этого - постараемся сделать. Когда схема уборки мусора будет определена, выложим на всеобщую критику.
Вешки:
Ищем надежный вариант :)
Пора уже принять то, что Эльбрус - теперь не "альпинистская" гора, а всеобщий аттракцион. Безрадостно звучит, но попробуйте поспорить. Только иностранных _зарегистрированых_ групп за лето 2007 года составило 670! И, поскольку страна у нас свободная, и каждый ходит куда хочет, то при таком траффике реально пора задумываться о безопасности.
Мне, к сожалению, не приходилось бывать в горах Европы. Но, насколько известно, там существует система горных хижин, и при этом она не нарушает экологию регионов.
Ясное дело, что вам ничего не мешает затусить на седловине в палатке. Вы переживаете, вероятно, по другой причине :)
засерателей найдется десяток сознательных. А вот если перед сознательным воняющая гора мусора...ну, тут надо быть суперсознательным :-)))
в хижине предусмотрен сортир, где неизбежный продукт будет скапливаться в специальных сменных пакетах, которые можно не запачкавшись (что важно :)) изымать из оборота, складывать в тару и спускать вниз. Кроме того, одна западная контора, которая умеет придумывать идеи для подобных экологических мероприятий, уже предложила свои услуги, и готова приехать, посмотреть и нарисовать оптимальную схему на этот счет. Пока не конкретизирую, ибо время не пришло - но придет.
http://community.livejournal.com/elbrus_hut/21549.html
Надеюсь поучаствовать :))
Моё мыло odem@rambler.ru
1.Читаешь, так называемый проект технического задания - ТЗ и видишь, что человек никогда не составлял таких документов.
2.Начался разговор о приёмо-передающих устройствах и молниезащиты и опять остаётся ощущение, что люди просто решили поговорить, конструктивных предложений нет.
3.Предложение обратиться к полярным конструкторам тоже мягко скажем не сможет решить тех задач, которые могут встать перед разработчиками и конструкторами этой , условно назовём, хижины.
Мне кажется, если кто-то что-то хочет предложить, то пусть предлагает, но предварительно несколько слов своей компетентности в том или ином вопросе. Не хочется читать ни о чём.
Правильно то, что всё хорошо надо продумать. Материалов и технологий, в настоящее время, достаточно, чтобы эффективно создать жильё для ночёвки на перемычке, в худшем случае переждать погоду.
Насчёт мусора. Изначально там должен быть, кто-то который установит определённый порядок пользования такой хижиной.
Может это будет в порядке дежурства, а может быть это возьмут на себя службы МЧС.
Бездельники и не способные, не предлагайте своих услуг, а то вдруг к Вам обратятся и тогда обнаружат Ваши способности. Представляете, что ждёт Вас после того как Вы засветитесь?
А дело очень хорошее!!!
Кстати о идее постройки хижины на перемычке. Она была ещё в военное время. Читайте литературу. Только реализация этой идеи...
СПАСИБО!!!
- во-первых, ставить домик на сваи, конечно, правильно, однако снегом его не занесёт в любом случае. Уверен, потому что однажды зимой недельку гостил на украинском телескопе, что на пике Терскол (3100м): снега везде 3-4 м, но вокруг любого строения ветер выдувает этакие прогалины до самой земли. Причём ширина их пропорциональна высоте строения (скажем, вокруг самого телескопа - а это башня с шестиэтажный дом - вообще снега на метр в радиусе метров 10-15, правда несимметрично... Вокруг домика астрономов - кольцевой "коридор" до земли, шириной 1,5-2м, и т.д.)
- во-вторых, о монтаже на высоте. Насчёт бензобура не в курсе, но бензогенератором пользовался - отличная вещь, скажу я вам! 5-киловаттная "китаёза" (всего-то 700 зелёных) держит и сварку, и пару чайников при необходимости запросто вскипятит. Втащите наверх парочку перфораторов подешевле (чтоб там и оставить) - и бурите себе под анкера сколько влезет! Станция весит 90 кг, на каждый киловатт потребляет "аж" поллитра в час; возможно, из-за высоты придётся подкрутить карбюратор, но это дело такое... Зато будете иметь универсальное электричество, а не тупо долбящую машину!
- в-третьих - заземление. Один из вариантов - мягкая катанка, приваренная в нижних точках к рёбрам жёсткости (а они в конструкции будут наверняка) по всему периметру домика. Достаточно 4-6 "щупалец" длиной не менее 40-50м. диаметр катанки не менее 6мм, желательно 8. Если не полениться и понаваривать на неё ответвлений, да поприваливать сие дело камнями... В общем, вариантов масса. Но в любом случае, если уж делать, то хорошо. Тяжести тащить ратраком до 4800 вполне реально. Знаю не понаслышке. Скажу больше: если с местными ратрак-джигитами найти общий язык, они и на седловину выедут. Лишь бы погода и снег подходящий.
Удачи!