Узункольское настроение

Пишет mixa, 11.10.2010 15:47

Источник: http://www.alpine.in.ua/index.php?section=news_art&id=455

Узункольское настроение (Альпинизм, степанова, варбуртона, далар, рыбакова, доломит)
Вот такое всю дорогу и было настроение :)

Кого только не было в Узунколе этим летом! Как говорится, нет худа без добра – Каравшин закрыли, и от этого во всеми любимом местечке Кавказа было как в Крыму на майские – куда ни... (глянь) – везде знакомые рожи. Вот и наша небольшая компания успела побывать в этом прекрасном месте. Мы похоже успели проскочить до прибытия основной массы народу – приехали одними из первых, а когда начали приезжать большие сборы – уже отчалили.
С прошлого года у меня остались «долги» - после ромба Манойлова на Кирпич с Мишей и Надей я не успел сходить на Далар как задумывал Степанова (потому что красивый) и Варбуртона (потому что лазовая шестерка).

Так как район знакомый и компактный, цели ясные и определенные, команда небольшая и спетая – решили ходить быстро – на все про все времени 11 дней (еще и потому, что у меня в кармане билеты на Памир впритык с Узунколом).
Но как-то сразу на Далар лезть неправильно, поэтому разминаться решили на Доломите по Рыбакову (Миленина я успел в том году сбегать в двойке из лагеря в лагерь под занавес сезона).
Первый день, 10 утра – прибыли в лагерь. Туда-сюда, шмотки, железа немного, продукты на полтора дня, и после обеда выходим на Доломиты. Шлось неплохо, но последние сто метров перед озерами всех троих начало штырить – все-таки из города первый день. Но ничего – дошли, поставились, поболтали вечером со знакомыми соседями-демченками, и спать. Все слегка уработались, поэтому спали отлично, несмотря на набранную высоту.

Привал на первой ступени – лапки кверху!

Утром не спеша встали часов в 9, лениво собрались, и часам к 11 подошли под маршрут. Лезли-лезли, помню, что после пятой веревки из внутреннего угла все уходят влево на огороды, а нам полезлось вправо – получили еще 20 метров классного лазания по щели – очень понравилось. Вылезли наверх около 16, сковыляли на ночевки к 18, и к темноте были в базовом лагере – еще успели в душ! Фффууххх, второй день после приезда, есть акклимуха и какая-никакая 5А - заслужили отдых!
Ключик на Рыбакове с букетом

Светик на станции на Рыбакове

Вот тут мы полезли по описанию не туда, но нам понравилось

Под верхом

Вылезли наверх бастиона Рыбакова

Мы с Веталем хотели уже на назавтра идти на подходы под Далар, но Светик решительно сказала:
-Мы на отдыхе или где? - И пришлось нам целых полтора дня валяться и послушно получать удовольствие от отдыха :). Хотя настрой был – схватить мотыгу в руки и бежать на этого самого Степанова прямо после спуска с Доломитов!
На четвертый день по приезду неспешно подошли под Далар, с остановками на фотосессии коров на снежнике, ручейков и рек вокруг, девушек в рододендронах и прочие любования красотами Узункола. На стоянках познакомились с группой МЧС – ребята в этот день провешивали Кораблина.

Светик явно что-то хотела этим кадром рассказать про своих напарников

В Узунколе даже коров отправляют на снежные учения :)

Рододендроны цветут и опыляются

Еще рододендроны на фоне Далара

Светик

Она же там же (ни один рододендрон во время съемки не пострадал. Хотя мог :)

Наутро мы пожелали МЧС-ам удачи, а они в ответ... – предложили Светику оставаться у них – мол кормят хорошо. Вот она, мужская солидарность, а! Только отвернись! :)
На Степанове запомнилось начало – переход со снега на скалы – немного стремный выкат в мокрых ботинках на какие-то покатости с возможностью полета в берг. Где-то в районе обеда увидели с маршрута внизу на леднике кучу народу, кого-то сносили на носилках вниз… Стало грустно, поняли, что случилось что-то у ребят на Кораблине. Дай бог, чтобы просто травмы… на обеденной связи нам никакой информации не дали, только вечером мы узнали, что вроде все живы… - ну и слава богу, настрой поднялся!
Этот день ознаменовался тем, что Веталь придумал новый способ тропления снега – в скальниках («да че там того снега – метров двадцать – лезь так – на тебе тяпку!»), и потом пугал нас сиреневыми ногами от полинялых туфлей. Кроме этого, он метко пустил мне в голову камень, но я успел увернуться, и камень попал в клапан рюкзака, разбив мобильный телефон автора броска :). Кстати, респект Нокии – когда мы вечером достали телефон из клапана, вид был такой, что хотелось запустить его в полет. И тем не менее – включилась, и работала!
Ночевка у нас была шикарнейшая – под вершинной башней, на выложенной камнями полочке. У нас был не только завтрак с видом на Эльбрус, но и ужин :). Единственным минусом был наш быт – двухместная палаточка на троих (некоторые почему-то несправедливо называют ее одноместной!), один коврик и один спальник (такой, чтоб тяжело не было – грамм 700 :). Я вот спал как убитый, тепло и уютно (но мокро), а народ чего-то на меня с утра недобро посматривал – типа вымахало оно, место все занял и все такое...

Ужин с видом на Эльбрус

Дюльфером по-воду

Внизу виден снежный нож Далара

Рассвет

С утра начало хмуриться, побежали быстрей. И тем не менее, в вершинном камине догнало и засыпало крупой с дождем. Но ничего – ненадолго, и к обеду мы вылезли на вершину. Как обычно с нашей удачей – ничего не было видно, зато как только начали спускаться – все разорвало и начало стремительно теплеть.

Светик в вершинном камине

Залезли…

Спустились с башни на гребень

Подошли к дюльферам на ноже – вообще красота – солнце палит, фоткаемся, класс! Поехали вниз, и где-то в средней части дюльферов опять полило, и уже надолго – до ночи. Съехали в берг потемну, и по закону подлости – ну конечно же – последнюю веревку заклинило :(. Там есть еще такая особенность – на предпоследнем дюльфере веревка проходит по земле, и пока ее сдергиваешь – она вся в песке и всякой другой грязи. Ну а потом естественно на последнем дюльфере все это ровным веснушчатым слоем разбрызгивается по тебе, как…, как не скажу что! И вид альпиниста во всяких цветных гортексах постепенно меняется на такого себе обычного спелеолога в специфическом коричневом комбезе…

Возле начала дюльферов – пока еще синее небо

Светик

Да, так вот, а веревку все же заклинило всерьез… маршрут лазовый весь, поэтому конечно же жумаров у нас с собой нет. У каждого есть схватывающий, а у меня (вот повезло!) схватывающий и тиблок! Ну вот мне и лезть наверх, на своей шкуре чувствуя, как тяжело было нашим дедам и отцам во времена, когда жумар еще не изобрели. Ну в общем, ночной подъем 85-килограммового дяди по мокрой и грязной веревке «девятке» с помощью имевшихся у этого дяди устройств, под дождем с неба и ручейком с самой скалы – это дааа!
Когда я спустился опять в наше подземелье орков (вмысле грязный, мокрый и холодный берг), самка-орк поднесла мне кубок горячего зелья (всмысле моя девушка дала мне джетбойл с чаем). Славное пойло! А чего это эти два орка дрожат, как несчастные эльфы, а мне так жарко, что пар идет?? Дааа, хорошо, что только один раз веревка застряла!
Дальше мы плутали по ночному леднику, успешно обошли все трещины, подошли к последнему разлому – ну нет прохода, и все! Прошли весь склон от края до края – нет прохода, мистика! Как здесь вчера прошел спасотряд из 20 человек и пронесли пострадавшего – загадка. За трещиной виден ровный склон, до ночевок – 15 минут ходу, а тут такое дело… В общем, чего шарахаться без дела , поставили наше жилище, и перекантовались в нем часа три до рассвета. Утром, как только взошло солнце – нашлась куча проходов во вчерашних непроходимых и ужасных трещинах, и мы добежали до ночевок. Отдых и генеральная просушка!

Типа спим

На стоянках - забрали у Светика пуховку, рюкзак и бафф – дуркуем :)

Поменялись ролями и забрали еще и кепку :)

По дороге вниз – снежник за три дня нереально стаял, коровы видать ушли на ледовые занятия :)

Еще денек внизу в лагере, и мы с Веталем идем опять на ночевки под Даларом. Светик наслаждается заслуженным отдыхом в лагере после своей первой 5Б и заодно держит с нами связь. Как потом оказалось – она проявила себя геройским образом – так как рации наши не добивали в лагерь, ей приходилось на каждую связь бегать на развилку под подъем на Доломиты)! Вот уж отдохнула... Но за этот подвиг ей от нас большое человеческое спасибо!
По совету мудрого Сани из Ужгорода (опять-таки - спасибо!) мы решили в первый день выйти в обед из лагеря, дойти до ночевок и после обеда выйти на маршрут, долезть до здоровенной полки на пятой веревке, там переночевать, и за следующий день гарантированно задолбить бастион.
Началось восхождение как-то уж сильно по-раздолбайски. По тактике мы все так и сделали, как умные люди советовали, а вот по организации… началось все с того, что я забыл в базовом лагере…. – носки! Пошел на подходы в сандалях, ботинки в рюкзаке, а носки – остались сушиться на волейбольной сетке в лагере! Ну не блин? Обнаружил я это естественно уже на ночевках под Даларом, когда собрался обуваться на маршрут… ндааа, ситуация. Ну хорошо, что в сандалии я на всяк случай одел какие-то старые дырявые махровые носки – типа чтоб колючки ноги не кололи – ну вот в них и полез на маршрут :).
Ну ладно, с одной проблемой закончили, ботинки одели. Одеваем кошки. Тут нужно еще остановиться вообще на нашей обуви.
В тотальной борьбе с облегчением рюкзаков с целью, чтобы обое на маршруте лезли, у нас были нерантованные легкие треккинговые ботинки. Естественно, кошки – тоже должны быть мягкие. Две пары родных G14 гривелей были со слезами на глазах оставлены дома. А взяты с собой – у Веталя какие-то Lucky на самошитых привязках, а у меня – вообще супер-мега раритет: рукодельная работа моего родного дяди на турбинном заводе города-героя Николаева. Сделаны по прототипу кошек армии бундесвера. Лет этим кошкам – ну наверное старше их только начспас был во всем Узунколе :). Плюс самодельные утяжки, примерно такого же возраста. Правда кое-где проволокой подвязаны, но работают! Кстати кошки несмотря ни на что – очень удобные, ну и вес – полкило, куда там гривелям! Да и что-то мне подсказывает, что за всю их жизнь их никто и никогда не точил – просто потому, что не нужно точить кошки из стали для турбин вообще!
Да, так вот пока одевали наши чудо-кошки, Веталь на одной своей в двух местах оторвал родные привязочки… у обоих начали появляться мысли – типа а может завтра на маршрут пойдем, чего-то как-то не идется сегодня, мол нужно ведь слушать внутренний голос, а Месснер вон сколько раз отступал, и вообще... Но оба промолчали (как потом оказалось – в надежде на то, что заговорит первым другой :)). Примотали Веталю кошку к боту куском репа-расходника – пойдет!
Да, на этом портрет наших ног не заканчивается. Воспаленные идеей фаст-энд-лайт наши умы еще в лагере поставили под сомнение необходимость таких казалось бы привычных вещей, как фонарики (которые на ноги, а не которые на голову, у нас не в край умы воспалены :)). Ну типа нужны они на подходах-отходах, а тащить через всю гору эти мокрые тряпки как-то не это. Но в то же время, не хочется, чтобы ботинки мокрые были – снег-то во второй половине дня раскисший, а потом эти боты на себе тащить…
В итоге работы инженерной мысли с ночевок под Даларом около 16:00 выходили в сторону маршрута Варбуртона два весьма необычно выглядевших молодых человека с мусорными пакетами на ботинках, поверх которых были аккуратно примотаны кошки времен Абалакова (у одного – просто репшнуром :)). Эх, жаль не сфоткали!
Мусорные пакеты твердо заняли место в нашем снаряжении, верно отслужив весь маршрут – так как в рюкзаке нашем не предполагалось места для обуви, ботинки висели у каждого сзади на системе – в тех же мусорных пакетах, и несмотря на дождь на второй день и вообще мокрый характер бастиона – ботинки оставались почти сухими, пока мы их собственно не одели на себя на снежном ноже.
До темноты первого дня долезли до нашей полки, поставили палатку. Праздник – всего двое человек в ней, а не трое! И коврик и спальник один – на двоих, а не на троих :). В контрольном туре обнаружили записку группы Володи Могилы – они ходили в прошлом сентябре.

Первая веревка Варбуртона – лезем в тучу

Второй день – залезли ключ, можно перекусить

Мокрятина продолжается

С утра полезли дальше. Весь день чего-то носило вокруг нас, и только мы вылезли с мокрятины на сухое – ну конечно! – пошел дождь со снегом! – здравствуй мокрый Узункол! По бастиону вдалеке слева продюльферяли уже знакомые ребята из МЧС – таки сходили Кораблина! – крикнув нам, что до ночевок еще 6 веревок. Глаза Веталя сделались печальными, но в целом это известие придало нам небывалой скорости, несмотря на дождь со снежной крупой, и где-то часам к семи-восьми вечера мы выгребли наверх бастиона, и заночевали на уютной полочке рядом с водопадом со снежного ножа.

Вторая ночевка

Весь бастион обое пролезли лазанием, только на восьмой веревке (которая от грота вправо) мне пришлось сделать четыре шага на лесенках, а Веталь это же место отжумарил. Можно было пролезть, но уж очень мокро, и падать там на полку, в общем мы на этом не зацикливались.
Наутро дождь не закончился, но так как внутри нашей чудо-палатки влажность была примерно такая же, как и снаружи, решили, что нечего рассиживаться, и около 9 стартанули. Пробежали одновременно весь нож, дальше по гребню и на вершинную башню. На башне погода из очень плохой сделалась еще хуже, последнюю веревку до предвершинного гребня мы разгребали руками с зацепок крупу, и головы не поднять – льет, сыпет и дует. На гребне забились в какую-то нишу, Веталь нацарапал на клочке бумаги что-то очень информативное типа «двое из киева залезли по варбуртону», выскочили из ниши, добежали до вершины, не глядя поменяли записку – и бегом вниз! Дорога знакомая, спускаемся быстро, тем более, что все шмотки оставили возле дюльферов на ноже.
Дальше уже знакомые до боли мокрые дюльфера, быстрей-быстрей вниз, тем более, что дождь не перестает. Но по традиции спустились на ледник уже в темноте, слава богу ничего не застряло, и в этот раз мы четко нашли путь через трещины. Так что около 11 вечера мы уже сидели в своей палатке на ночевках, с интересом рассматривая свои «ноги и руки в бледный рубчик» - ступни за почти сутки в мокрой обуви стали в этот самый рубчик. Наконец-то достаю из кармана куртки записку с вершины, разворачиваем ее, ожидая, что там привет от МЧС – и здрасьте – знакомый почерк Светика и наши фамилии :) - оказалось, что ребята из МЧС сходили только бастион, и вниз – непогода… Это мы чего-то рогом уперлись и по второму разу на вершину полезли, и сняли свою же записку.
С утра связь со Светиком – узнаем, что машина вниз заказана на сегодня после обеда! – ноги в руки, мокрый грязный чувал на плечи, и вперед! Натерпелись, но довольные бежим вниз, рассуждая и удивляясь – как это так, что все, что задумывали – получилось, да и в такие достаточно сжатые сроки – всего 11 дней!
На погранзаставе встречаем ребят из МЧС и Саню с акьей… - узнаем печальную новость про происшествие на Кирпиче с двойкой ребят из Фрязино… Очень обидно, неделю рядом с ними в базовом лагере жили, общались… так и уехали, не узнав – кто же из них... Потом уже в интернете вычитали что к чему.
В лагере только успели обсохнуть немного, и принять поздравления – нужно собираться и ехать вниз, у нас поезд в Киев в этот же день вечером. По дороге из Хурзука пришлось руками держать Светика – она хотела выйти и идти пешком, фотографируя окрестности – и там действительно есть ради чего! Но два ее напарника, которые «конечно, сходили сами что хотели, дайте и мне теперь поделать что я хочу», были непреклонны – поезд скоро, так что пофоткаем в следующий приезд!
Жалко было уезжать из этого прекрасного места, еще бы два раза по столько же там провести! Но труба и билет на самолет Киев-Душанбе через два дня звали дальше… До свидания, Узункол!

P.S. Спасибо всем кто нам так или иначе помогал:
-Светику – за украшение грубой мужской компании и за геройство в освоении профессии связиста (ее уже под тем камнем на повороте на Доломиты за местную стали считать, да и погранцы сопровождение предлагали ненавязчиво)
-Сане из Ужгорода – за консультацию и советы по тактике на Варбуртоне
-Мише из Москвы (забыл фамилию) – опять-таки за консультации по маршруту
-Грише Кочеткову – за компанию и взаимодействие группами!

Участники и фотографы: Света Бунеева, Веталь Тодоренко, Миша Фомин.

P.P.S. Нашел фотографию Светика, сделанную на ночевках под Даларом накануне выхода на Степанова, так вот она многое объясняет! Парни из команды МЧС, вы держались достойно, ну вот утром вырвалось предложение девушке, но как я вас понимаю… :)