Проблема оцинкованных анкеров в Крыму
Станция на Морчеке
Сильные светлые подтеки, на некоторых маршрутах заметные невооруженным глазом с расстоянии в несколько сотен метров - нарушают визуальную гармонию сильнее, чем сами крючья, и, по-видимому, являются признаком активного процесса коррозии анкера. По крайней мере, исчезновения защитного цинкового покрытия.
В тоже время, однозначного авторитетного заключения по природе этого явления найти не удалось, есть даже мнения, что это просто влияние текущей по стене воды, а подтеки - зона "затенения" под болтом, отсюда разный цвет скалы.
Ухо с кольцом, снятое со станции на Морчеке. После установки прошло всего три года. Видны следы коррозии.
Маршрут "Законолом" на Зубе Морчеки, дата создания 2013 год. При ближайшем рассмотрении эти подтеки выглядят не как поверхностное явление, а как будто что-то вступило в реакцию с известняком и проникло не которую глубину внутрь скалы (щеткой не счистить, водой не смыть).
Станции на скале Красный камень, сектор Серые плиты.
Темные скалы на некоторых маршрутах превращаются в исполосованную стену. Например, линию третьей веревки маршрута Мачомбо (Морчека) можно проследить с земли, линию мультипитча "Дупа Зализова" (Форкант) можно просмотреть с асфальтовой дороги.
При сочетании нержавеющей и оцинкованной стали, по видимому, процесс коррозии происходит активнее. Три года на маршруте Уголок стояли нержавеющие болты и оцинкованные уши с кольцами, в этом году удалось поменять кольца на нержавеющие, но подтеками уже ничего не сделать. Следы гораздо сильнее, чем следы от пары Цинк+Цинк на Зубе Морчеки того же года:
Дополнительная информация из обсуждений в соц. сетях:
Роман Курнин:
Сергей, щелевая коррозия, стоит полагать. она же и объясняет рисунок изнанки уха.
Щелевая коррозия — усиленное разрушение в зазорах, щелях, трещинах, проявляется в условиях близости расположения двух поверхностей (то есть в местах застоя раствора возникают узкие зазоры или щели). Является одним из видов электрохимической местной коррозии.
Чаще всего щелевая коррозия наблюдается в резьбовых, фланцевых соединениях, местах, где прокладочные материалы неплотно прилегают к поверхности металла. Этот вид разрушения протекает в любых средах, будь то вода, атмосфера либо грунт. Протекание щелевой коррозии в атмосферных условиях обуславливается скоплением и задержкой влаги в щелях и зазорах.
Артем Понкратов:
Мне привезли как-то трубы оцинковынные с белым налетом, искал информацию что это. Нашел эту статью (см. ниже). Думаю, что причина в попадении влаги между ухом и стеной, что создает условия близкие к неправильному хранению оцинкованного листа. Опять же на снятом ухе цинк ушел только с той стороны, которой он прилегает к скале.
"Белый налет - это гидрооксид цинка или как ещё говорят «белая ржа». Образуется на оцинкованной поверхности листа при нарушении правил хранения, а именно при недостаточном притоке воздуха и попадании влаги, которая конденсируется внутри пачки по причине колебания температуры и влажности или банально дождем залило.
По краям пачки достаточно быстро все выветривается, а в середине при плотном примыкании листов проветривание затруднительно со всеми вытекающими.
Если же к поверхности цинка имеется свободный доступ воздуха, например пачка при хранении переложена рейкой, либо лист смонтирован на крышу, то в этом случае оксид цинка ZnO и гидроксид цинка Zn(OH)2 взаимодействуя с углекислым преобразовывается в основной карбонат цинка 2ZnCO3*Zn(OH)2, пленка которого обладает хорошими защитными свойствами от коррозии основного покрытия.
Если были нарушены условия хранения оцинкованного листа, и вы обнаружили белый налёт , перед монтажом его нужно обязательно удалить. Внимание! Дождем в процессе эксплуатации его не смоет, «неправильная» коррозия будет продолжаться.
Слой оксида цинка и гидроксида цинка («белая ржа») объемный и пористый на начальном этапе образования имеет слабую адгезию с поверхностью. Образовавшиеся продукты белой коррозии можно убрать, чистя щеткой с жесткой щетиной, с последующим тщательным ополаскиванием водой, изделия следует расположить так, чтобы поверхности быстро высыхали.
В противном случае «белая ржа» нарушает слой цинкового покрытия тем больше, чем дольше осуществляется неправильное хранение, сталь оголяется и именно поэтому ржавеет!"
Иван Темерев:
Потеки вижу давно, об их природе основательно задумался этой весной. Очень удивился летом в Баруне (Саяны). Пробивке около 16-17 лет. На большей части болтов потеки есть, на некоторых нет. Нормального объяснения я не нашел. Материалы все разные.
Что интересно - пробиваем скалы Пещерки в кемеровской области уже около 10 лет. Потеков нет нигде. От слова совсем. Анкерная солянка дикая - есть все, вплоть до клеевых анкеров.
Alex Guide:
Сочетание нержавейка -цинк не очень удачное - цинк сходит быстрее. Если говорить о перспективе - лучше уж сразу ставить титан клееный , как мы делали в Таиланде. Нержавейка тоже там не держится - у нас был случай когда клееный нержавеющий фикс сломался через 8 месяцев под самостраховкой. Для скал у моря в Европе уже тоже выпустили рекомендацию ставить титан и в Шеффилде даже уже появился сертифицированный производитель титановых анкеров
Andrey Vasiliev:
Сергей, я тоже думал на природой таких подтеков. Не думаю, что это "слезает цинк". Во всяком случае я не очень понимаю механизм. Да и болты были бы ржавые, а это не так... Такие подтеки есть и под довольно новыми болтами. Думаю, что это связано как-то с водой текущей по стене во время дождя. Анкер экранирует это и стена оказывается более сухой, потом выходит солнце, как-то неравномерно прогревает... В общем это только поток мыслей. Однозначно не думаю, что это связано с катастрофической коррозией...
Рамиль Камильевич Закиров:
Конденсация на металле капает с окислами цинка вниз на стену
Павел Власенко:
С этими потеками не все ясно, но они судя по всему появляются не из-за коррозии. Любой камень лежащий на склоне порождает ниже себя такой же потек. От распорных анкеров они вроде более выражены чем от клеенок, независимо от материала болта. Это связанно то-ли с изменением тока воды по стене, то-ли с процессами затекания/вытекания/вымывания из зазора между болтом и скалой, точнее сказать не могу.
Ответил Сергей Нефёдов:
Не видел подтеков от нержавейки и из-под лежащих камней. Может, не обращал внимания. Если анкер не обработан цинком, они просто ржавеют, и следы ржавчины почти никогда на скале не задерживаются - утекают с водой. Тогда под ржавыми анкерами были бы тоже белые подтеки, но их нет.
Ниже - станция на м-те Кенсицкого на Морчеке, под болтом, забитым Савельевым, с ухом от Пецелевого спита (алюминиемый сплав?), есть подтек. Под ржавыми - нет. Вода течет через все болты станции.
ВЫВОД: По возможности использовать в Крыму только нержавеющие крючья (титан - пока экзотика), уважать свой труд и труд тех, кто будет все это перебивать, естественный цвет скалы (не причинять визуальный ущерб) - помимо подтеков, цинк зачастую более заметен снизу - сильнее блестит, нержавейка более матовая и не бросается в глаза, особенно клеевые анкера.
Возможно, лучше забить один нержавеющий анкер, чем два-три оцинкованных (примерное соотношение стоимости) - и так невысокая скорость появления новых маршрутов замедлится, но их качество и долгожительство вырастет примерно в том же соотношении, если не сильнее. Зато это решит проблему уродования скалы при перепробивке и "сэкономит" труд делающих ремонт людей. К тому же, не все маршруты дождутся своей починки - редко посещаемые районы могут "угаснуть" и стать совсем не посещаемыми, несмотря на превосходный рельеф и линии. Ударит какой-нибудь затяжной кризис, и некому и не на что будет делать эту работу. Напрашивается аналогия с "ямочным" и капитальным ремонтом дорог.
P.S.
Результаты многоразовой перепробивки. Таиланд, сектор Тон Сей руф - визитная карточка района. На мой взгляд, такого лучше избегать - в какой-то момент могут кончиться места для новых анкеров в месте, удобном для вщелкивания. В отличие от монолитных "натечных" скал в Таиланде, в Крымских скалах есть трещины и пустоты - не везде можно надежно поставить крюк - значит, хорошие места для точек могут кончиться еще быстрее.
Если у вас есть ценная информация по данному вопросу, фотографии, поделитесь этим с другими людьми в комментариях.
Как правило, все производители «скального железа» не рекомендуют, а некоторые даже исключают возможность использования разных материалов, при сочетание анкер + ухо, уверен многие это знают. Так же существуют рекомендательные таблицы: что именно(какой сплав) лучше крутить в данную породу (будь то гранит или известняк или иное), а что клеить, а под каким углом, а тут мы учли солнце, а тут воду, а тут всё вместе… Всё давно посчитано, испытано и сертифицировано – производители дорожат своей репутацией и в их интересах сделать так, что бы «железо» служило максимально долго.
Касательно, природы подтеков, могу лишь предположить, что это совокупность нескольких факторов, которые в целом были уже озвучены ранее в комментариях.
Про "ужас с крючьями на прибрежных скалах" - такая статья была, но про стальные крючья с выводом "используйте титан". 2002-2004 гг., что-то в этом роде.
Поделитесь, плз, результатами поиска по "коррозионному растрескиванию" титана. Для меня это новая концепция, отстал о жизни, новые данные по титану появились...
Ждем, когда отзовутся химики...
В той же статье указано, что для титана "представленный большой анализ является качественным и до некоторой степени философским", так что учёным есть над чем работать, чтобы спуститься с высот философских обобщений к практически применимым результатам :).
В силу дороговизны титана и появления хороших сплавов (см. выше) вопрос теряет актуальность.
В частности, "на закате советской власти" и после него многие т.н. "знатоки" советовали отказаться от использования титановых карабинов "Ирбис" по вышеназванным причинам.
Однако, на просьбу предоставить доказательства ответом было либо невнятное блеяние про т.н. "общеизвестные закономерности", либо откровенный уход от ответа.
Уважаемый. ALEX, может быть Вы приведёте подтверждение Вашей фантазии что "титан может коррозионно растрескиваться хуже стали"?
По коррозии и проч. могу заметить, что при температурах эксплуатации в горах и у моря титан металл самый неактивный из всех применяемых.
Если для конкретных приложений выбирать подходящие сплавы, конструкции, способы обработки и правильно эксплуатировать, то никаких специфических проблем для титановых изделий не проявится (это не только про титан :D). И ведь по таким проблемам никаких экспериментальных данных нет, одни разговоры, как Вы справедливо заметили.
Как-то так.
Коль скоро Вы убеждены что "при температурах эксплуатации в горах и у моря титан металл самый неактивный из всех применяемых", то может быть есть примеры из практики: своей, друзей, друзей друзей?
Так что оснований для паники нет.
Возможно, разрушение покрытия может быть ещё и механическим, от карабинов, то ударов об скалу(если уши) - цинк не очень прочен.
Ну а белые потёки - наверно, "цинкование" известняка, содержащего оксиды металлов.
У нас, при влажности очень даже приличной, потеков как то нет... (20-25 лет пробито) Другое дело что проблемы, похожие на Калимнос, т.е. если работать с А2 то совсем все плохо будет с коррозией, уж лучше оцинковка, но только Хилти... Кстати на нержавейке А4 разница в скорости коррозии тоже видна в зависимости от фирм производителей. И кстати клеем мы пользуем только неорганическим.