Ретро: зимняя Ушба-84.
В студенческие зимние каникулы 1984г. группа альпинистов и туристов МФТИ поднялась по Гульскому леднику на Ушбинскую перемычку.
2 февраля совершила восхождение на С. Ушбу, 4 февраля – на Ю. Ушбу.
2 февраля совершила восхождение на С. Ушбу, 4 февраля – на Ю. Ушбу.
Не знаю как сейчас, а в 80-е годы в Сванетию удобнее всего было ехать на поезде Москва-Цхалтубо. Попадаешь в Зугдиди как раз, чтобы успеть на рейсовый автобус в Местию.
Однако, если вам на Ушбу, то сходить надо раньше – в Бечо.
Бечо. На лавочке.
Дальше надо пройти несколько километров до последнего селения - Мазери. Если вам на Бечойскую тропу и охотничьи ночевки – проходите Мазери насквозь, а если на Гульский ледник, то тут надо свернуть направо.
От Мазери до Ушбы неблизкий путь.
Выше селения есть кош, в котором зимой никто не живет, там была первая ночевка.
На первом выходе (разведке, заброске и акклиматизации) с нами за компанию ходили туристы «Отец» и Владислав (на этой фотографии они стоят справа). Мы поднялись повыше, вырыли большую снежную пещеру, переночевали и спустились обратно в кош.
Ушба. Гульский ледник.
Вблизи Ушба не очень страшная. Именно по Гульскому леднику на С.Ушбу поднялись первовосходители Коккин и Альмер, и сделали это еще в 19 веке. Сейчас маршрут классифицирован как 4а и технически несложен. Главное – правильно выбрать путь и не попасть в лавину (а летом – под камни с башни). А вот подняться с перемычки на Ю. Ушбу не так просто, по крайней мере зимой.
Лавинка.
При нас лавин не было, только иногда посыпало снежной пылью. Зато мы были свидетелями колоссального ледового обвала. Вверху упало что-то очень большое и разбилось на мелкие, размером с табуретку, куски, которые веером разнесло по всему леднику. К счастью, мы обходили ледопад справа по скалам, покрытым снегом, и были в безопасности, но зрелище впечатлило.
Об участниках восхождения.
Миша Суслов.
Идеологом поездки был Миша Суслов – легендарная в МФТИ личность. Выполнив 3 разряд, Миша охладел к альп-лагерям и решил заниматься альпинизмом самостоятельно. Он интенсивно тренировался на полуразрушенной Лианозовской церкви, приспособленной (с помощью зубила) московскими альпинистами под скалодром. Когда я с ним познакомился, у Миши была норма: километр в день, считая подъем и спуск лазанием. Даже курить бросал.
В Крыму Суслов больше всего любил Сокол и сделал на него несколько первопрохождений, два из них – на моих глазах. В октябре 79г (вместе с Женей Павленко) – маршрут, описанный в современном путеводителе под названием “Хохла по зеркалам”, вверху влево уходили.
В октябре 81г. (с Михайловым или Роднянским, уже не помню точно) - “Белый квадрат”, причем 1-я веревка – прямо по центру плиты, а не обход слева.
В больших горах – Ушба. Только зимой пока подняться на нее не удавалось, хотя Миша делал уже 2 попытки с разных сторон. Зимой все больше зависит от погоды, чем от нас.
Ездил Суслов и в другие районы. Например, сходил осенью на Дых-тау в двойке с Ольгой Богдановой.
Сергей Ботов.
Сергей Ботов – школьный товарищ Суслова и по основной специализации турист-водник. У него только 2 восхождения на классифицированные альпинистские вершины: С. Ушба по гребню с плато в двойке с Сусловым летом, и С. Ушба с Гульского ледника зимой во время описываемого мероприятия. На Ю. Ушбу Сергей не ходил. А началось все с того, что однажды Суслов сказал (развивая тезис о важности психологической подготовки альпиниста): «Вот с Ботовым я пойду куда угодно. Хоть на Ушбу!»
Disclaimer: Я никак не хотел рекламировать вредную привычку, просто так получилось, что чуть выпадала свободная минута, я брался за фотоаппарат, а эти двое – за сигареты. Больше у нас никто не курил.
Витя Комаров в пещере.
Наш завхоз Витя Комаров выпилил аккуратную полочку в стенке, пока топил снег, а теперь разложил там пайки на перекус и оценивает, поровну ли поделено. Вообще-то он не из МФТИ, а работал тогда в серпентарии с ядовитыми змеями и учился на заочном в сельхозакадемии, но как познакомился с нами на Лианозовской церкви, так потом и в горы ездил, и в самостоятельные мероприятия, и в официальные.
Андрей Александров воспользовался хорошей погодой и развел примуса на свежем воздухе.
Шура Тельпов. Это я.
Наша стоянка на перемычке.
Не то, чтобы это место долго выбирали. Просто поднимались по крутому снегу, держась каменных островков, и попали сюда, а дело было уже под вечер. Мы и сами понимали, что в принципе балкончик может обвалиться. Однако мне снег показался надежным, справа я докопался до хорошего льда, куда завинтили кучу ледобуров, и уж очень хорошо это место было защищено от ветра. Мы провели тут 5 ночей.
Ночной переход по ушбинской перемычке – один из кульминационных моментов описания зимнего восхождения на Ушбу в книжке Шатаева «Категория трудности». Мы понимали, что тоже можем застрять на башне до темноты, однако сомневались, что так же удачно сможем на ощупь пересечь перемычку. Поэтому взяли с собой много 8мм веревки, чтобы можно было провесить перилами всю перемычку. Рассудили, что вниз сдюльферять мы всегда сможем, а дальше по перилам и в темноте до лагеря доберемся.
1 февраля навесили перила под С. Ушбу.
Суслов машет ногой.
Когда подмерзают пальцы, самое лучшее – делать махи расслабленной конечностью, пока кровь не прильет и не начнет покалывать. Стоял шикарный антициклон, было ясно, но холодно, снаряжение у нас было не то, что нынешнее, поэтому почти постоянно кто-нибудь чем-нибудь махал.
Виктор Комаров – будущий чемпион и серебряный призер России в техническом классе, забойщик первопрохождения маршрута Сахарова (6Б) на п.4810. Обратите внимание на ботинки с триконями и солдатские перчатки с обрезанными пальцами, а также карабины «ирбис».
Витя Комаров и Миша Суслов на вершине С. Ушбы, 2 февраля 1984г.
Андрей Александров и Сергей Ботов подходят к вершине С. Ушбы. На заднем плане – следующая цель, Ю. Ушба.
Эльбрус и Шхельда.
Тень Ушбы.
Восхождение на С. Ушбу прошло великолепно. На следующий день, 3 февраля, сняли перила и навесили новые – к башне Ю. Ушбы. Кроме того, Суслов навесил одну веревку на башню.
4 февраля вышли вчетвером на Ю. Ушбу. Первыми по очереди работали Витя Комаров и я. Лезли в шерстяных солдатских печатках, пока веревку пройдешь, руки дубеют совершенно, и очень хочется, чтобы тебя кто-то сменил.
Витя Комаров в полутора веревках от вершины Ю. Ушбы.
Это мой последний кадр – кончилась пленка.
На вершину Ю. Ушбы поднялись 4 февраля во второй половине дня, а спустились уже к вечеру. Я дюльферял последним и сильно замерз. Руками и ногами я махал, и с ними было все в порядке, а вот мозги шевелились с трудом. Я даже стал проговаривать что собираюсь делать, перед тем, как что-нибудь выщелкнуть или вщелкнуть, надеясь, что на слух вовремя замечу какую-нибудь глупость. Однако все прошло благополучно.
Нашу ночевку закрывал от ветра гребень с карнизом, и холод не чувствовался. Ботов к нашему приходу уже натопил снега. Не хотелось залезать в палатки, мы пили чай на свежем воздухе и смотрели на вечернее небо.
На следующий день сняли перила с перемычки и спустились вниз.
После горы. Фото со слайда Вити Комарова.
Слева направо: Тельпов, Суслов, Владислав, Ботов, Александров, «Отец».
Витя носил за пазухой фотоаппарат «Зенит», сохранил его в работоспособном состоянии и сделал прекрасные слайды, но они затерялись в недрах Витиной квартиры. Я снимал фотоаппаратом «Смена-8М».
Когда мы проходили через Мазери, нас, как обычно, окликнули, расспросили, пригласили в дом, накормили, напоили и оставили ночевать. Прекрасный край, где желание зайти на Ушбу считается нормальным и естественным.
Все цветные фото: Александр Тельпов.
Ч/б фото сделано со слайда Виктора Комарова.
P.S. Вскоре после нашего отъезда здесь произошла трагедия: 6 грузинских альпинистов взошли зимой на Ю.Ушбу и на спуске все погибли. Я не знаю подробностей, но судя по тому, что слышал, они попали в лавину. Что особенно печально, там были молодые талантливые альпинисты, подававшие большие надежды.
P.P.S. Зимой 89г. мы с Сусловым и новой командой приехали сюда, чтобы подняться на Ю. Ушбу по Некрасову 5Б. Вскоре после выхода на маршрут погода испортилась, началась метель и пошли лавины. Четыре дня мы сидели в пещере на полке, выпуская то Суслова с Гешкенбейном, то меня с Разуваевым на обработку, «ломали непер» по выражению Суслова, и навесили 4 веревки - все, что у нас было. На пятый день сняли навеску и сдюльферяли в пещеру у начала маршрута. Дождались хорошей погоды и по плотно укатанному лавинами снегу быстро сбежали в безопасное место.
Конечно, когда на вершину не поднимешься - настроение не совсем то. Но грех жаловаться: мы хорошо поработали на горе, а главное – она отпустила нас целыми и невредимыми. Ушба и Сванетия – это праздник, который всегда со мной.
306
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо!
Интересно...
Так-что не пишите ерунды, всякое конечно бывает и отморозков по обе стороны хватает. Но в целом нормально все.
Спасибо за отличную статью и фотографии! Какие все молодые ...
Ботик много раз рассказывал про эти восхождения. Особенно мне запомнился эпизод, когда Ботов с Сусловым шли по гребню, Серега улетел с карнизом в одну сторону, а Суслов прыгнул в другую. Не помню - зимой это было или летом. Видимо летом.
Это было летом 82, во время первого выезда Ботова в горы. Там много всего произошло.
Сначала они помогали транспортировать пострадавшего в районе охотничьих ночевок. Группа на Ушбе попала в серьезную аварию, часть людей погибла, оставшиеся были в плохом состоянии. У группы были наблюдатели под горой. Спасотряд не сразу подошел, а Миша с Сергеем были рядом, поэтому оказались кстати, вместе с наблюдателями работали.
Потом сходили на С.Ушбу - Ботов улетел с карнизом, Суслов его классически ловил, прыгая на другую сторону.
Затем на спуске по Ушбинскому леднику Ботов улетел в трещину.
По-моему, Суслов сам был ошеломлен насыщенностью и разнообразием учебного цикла.
Зимнее мероприятие в этом плане было скучным - никаких срывов, все по плану и с запасом.
я думал, что в 43 году Джапаридзе ходил на Ю. Ушбу с другой стороны, через галстук, только на Мазерскую зазубрину поднялись с Гульского ледника. В книге Рототаева "Побежденная Ушба" описано это восхождение. Был задуман траверс Ушба-Шхельда в честь освобождения Кавказа от немецких войск, поэтому подниматься на Ю.Ушбу с перемычки было бы нелогично.
Наш маршрут я оцениваю как 5А, и в этом с Вами согласен. Он примерно соответсвует траверсу Ушбы с севера, который так и классифицировался.
Эту книжку Рототаева 48 г. издания я изучил еще студентом в читальном зале московского клуба туристов. Особенно восхищает траверс Ушбы с юга на север двойки Казакова - Регель: автономно вышли из Тегенекли, через 10 дней их встречали в Шхельдинском ущелье. При этом Казакова несла в рюкзаке платье, чтобы в нем сфотографироваться на Ю. Ушбе. Насколько уверенно они себя чувствовали и как надежно ходили в горах!
А мне та зима запомнилась контрастом – все время почти погода, солнце, снег искрится, небо голубое и… одни за другими спасработы. Мы той зимой приехали в "Эльбрус", планировали Щуровского по "сурку". Как раз в день заезда те самые грузины и улетели. КСП закрыло район на 3 дня. Когда открыло, мы пошли акклиматизационную "тройку" на Гермогенова, а "Зенит" во главе с Володей Шопиным - "единичку" на Гумачи (вместе приехали выступать на зимний Кубок Ленинграда и сборы подстраховывали друг друга). Их там по утру в самом низу накрыло. Кто то руку сломал, кто то ребра, но не более того. Опять район закрыли. Мы сходили на Немецкие, сняли заброску, понимая, что планам капут. Вернулись, народ собирают за чехами - те уходили с Вольной Испании, бежали по морене вдоль Кашкаташа и их лавиной со стороны Гермогенова накрыло. Что интересно, у одного шнурок развязался - пока присел, трое вперед – и с концами.
Вот так почти три недели провели...
Кстати, Миша на том восхождении был тоже в триконях. А мне через знакомых добрые люди одолжили на поездку настоящий вцспс-овский вибрам. Про пластик я уже слыхал тогда, но вживую еще не видел. Раньше в зимние лыжные походы по заполярью и на Кавказ я ходил в "пионерском" вибраме за 11 руб. Делал внутрь вкладыш из синтепона, обшитого каландром, сверху - бахилы, потом - лыжи или кошки.
Если выражаться научным языком :-)
Моего папу напомнили.
Он их сверстник. Тоже на Ушбу ходил...
В качестве альтернативы - я могу попытаться описать наше с Сусловым восхождение на С. Ушбу летом 1982 года (воспоминания нахлынули после твоей статьи). Так сказать "Впечатления дилетанта, впервые попавшего на классифицированный альпинистский маршрут". Может быть это будет кому-то интересно? Правда - я не "чукча-писатель", да и не фотографировали мы тогда ничего ... Что скажешь?
И чушь прекрасную несли ...
(и творили ...)
Примечание: тогда пенополиуретановые коврики еще не продавались в магазинах. Водники МФТИ купили на танковом заводе большие листы 2.5 см толщиной. Потом умельцы, в частности papashura, резали их струной пополам на тонкие листы толщиной 1.25 см
Действительно, 27 февраля 1984 года при спуске с Южной Ушбы погибли шестеро грузинских альпинистов, имеющие за плечами не одну шестерку на Кавказе и Памире. Самому младшему из них, моему другу, кмс Гие Тушури - было всего 23 года. Они спускались двумя тройками друг над другом. Верхняя тройка сорвалась на маленьком снежнике и снесла нижнюю. Падали 600 метров...
В Грузии был объявлен национальный траур. На сороковины Гии родилась его дочь Тамара, Тамрико. В этом году ей исполнится 26 лет.
Гия был хорошим другом и альпинистом, отличным парнем. Он открыл печальный список погибших в горах друзей.
Пусть все восходители возвращаются с гор. А тем, кто остался там - вечная память!
Наконец я узнал подробности. Простые сваны в Мазери не могли рассказать, что именно произошло, а с Гиви Цередиани я не пересекся.
Не только в Грузии горевали по этому поводу. Башкиров тогда сказал Суслову, что уже обратил внимание на восхождения молодых грузинских альпинистов, погибших на Ушбе, сказал - достойные конкуренты выросли, жалко, что так получилось.
Вы не знаете, по какому маршруту они ходили?
Я как участник тех событий 1984 г. на Ушбе даю краткие справки: - две группы с суточным разрывом шли по маршруту Бекну Хергиани 5Б к.сл., первая (рук. И. Гелдиашвили) была на вершине 27-го и вероятно сняла записку МФТИ, вторая, группа поддержки, под моим руководством (Р. Гиуташвили) была на вершине 28-го в ясную, безветренную погоду, было настолько тепло, что записку на вершине я писал без перчаток, это вероятно и стало в то утро фатальной причиной (резкое повышение температуры) схода огромного снежного пласта, сформированного предыдущим многодневным снегопадом и не успевшим уплотниться…(приемлема и версия, изложенная Ашотом).
Поэтому дата гибели сборной команды Грузии на Ушбе - утро 28-го февраля…
Если будут вопросы мой E-mail: gri701@rambler.ru
Похороны Ираклия были через два дня, и мы уже большой группой армянских альпинистов снова поехали в Тбилиси. В Грузинском клубе альпинистов имени Джапаридзе нам рассказали некоторые детали, которые я привел выше. Возможно, говорили и о маршруте, но этого я уже не помню, столько лет прошло...
В прошлом году я воплотил в жизнь свою мечту - поднялся на Арарат (http://www.risk.ru/users/levash/7916/), посвятив это восхождение всем своим погибшим друзьям.
Ребята из МФТИ молодцы, сходили на обе Ушбы и благополучно вернулись в снаряжении, о котором грустно вспоминать, глядя на экипировку сегодняшних команд. (Мое поколение ходило только в таком)….
По поводу маршрута: - две группы с суточным разрывом шли по маршруту Бекну Хергиани 5Б к.сл., первая (рук. И. Гелдиашвили) была на вершине 27-го и вероятно сняла записку МФТИ, вторая, группа поддержки, под моим руководством (Р. Гиуташвили) была на вершине 28-го в ясную, безветренную погоду, было настолько тепло, что записку на вершине я писал без перчаток, это вероятно и стало в то утро фатальной причиной схода огромного снежного пласта сформированного предыдущим многодневным снегопадом и не успевшим уплотниться…(приемлема и версия, изложенная Ашотом).
Поэтому дата гибели сборной команды Грузии на Ушбе - утро 28-го февраля…
Если будут вопросы мой E-mail: gri701@rambler.ru
Увы, я был начальником спас. службы экспедиции 1984 г., в которой потерял близких друзей...
По поводу маршрута: - две группы с суточным разрывом шли по маршруту Бекну Хергиани 5Б к.сл., первая (рук. И. Гелдиашвили) была на вершине 27-го и вероятно сняла записку МФТИ, вторая, группа поддержки, под моим руководством (Р. Гиуташвили) была на вершине 28-го в ясную, безветренную погоду, было настолько тепло, что записку на вершине я писал без перчаток, это вероятно и стало в то утро фатальной причиной схода огромного снежного пласта сформированного предыдущим многодневным снегопадом и не успевшим уплотниться…(приемлема и версия, изложенная Ашотом).
Поэтому дата гибели сборной команды Грузии на Ушбе - утро 28-го февраля…
Если будут вопросы мой E-mail: gri701@rambler.ru
Помню как смотрели эти слайды где-то в новом корпуске 25 лет назад...
" некоторой авантюрности" этого МФТИ восхождения
100% авантюра...
просто пропеллер лапши из восторгов какой-то..
Ребята были с улицы Первомайской дом номер 3,
С этой же улицы часто отвозили народ (который к концу сессии
становилися не в себе) на другую улицу - к Петру Петровичу Кащенко.
Просто тов. водник Ботов не понимает, что ему как и остальным
из этой плохо-экипированной "дикой дивизии" просто сильно повезло.
Кстати - в 1984 был не первый поход Суслова и гоп-компании на Ушбу зимой ..
и даже не второй... подробности их других "подвигов" интернет не сохранил ...
Пусть он расскажет как он летел километр с тов Павленко вниз по леднику с перемычки на Ушбе из-за плохо пристегнутой кошки.
Наверно поэтому и не вспоминал об этом Ботов целых 20 лет.
Эдику - другому физтеху, который не поехал
за 2-ым разрядом в простой и скучный альплагер
летом 1984 года (тот же год, кстати), а зачем-то ударился в "черный" альпинизм с Сусловым в Фанские горы и конечно - сразу на 5Б, так вот ему повезло гораздо меньше.
В таких делах не надо путать Божий дар с яичницой.
по ряду пунктов я с Вами соглашусь.
Любое зимнее восхождение на Ушбу - авантюра. Если погода испортится по-настоящему, оттуда никто не выберется. Бывало, Мазери до крыш снегом засыпало. А дома там двухэтажные.
Нам сильно повезло с погодой.
С Кащенко Вы переборщили, однако действительно нормальный человек не пойдет на ненужный риск, т.е. не будет заниматься альпинизмом или ходить в водные походы 5-6 категории. Он также не будет заходить на этот сайт.
То, что это не первый и не второй зимний поход Суслова - это, по-моему, характеризует его с хорошей стороны. В первую очередь надо научиться во-время поворачивать назад, а не бороться до вершины. Около 50% мероприятий Суслова были неудачны в плане достижения вершины, но зато все возвращались целые. Да и впечатления от пребывания в горах не зависят от того, дошел ты до вершины, или нет, если ты любишь само это занятие.
Единственное, но трагичное исключение - Эдик Барикян. Дело было не в Фанских горах, а на Замин-Кароре. Эдик подъехал туда позже всех, самостоятельно. Суслов с Ольгой Богдановой были в тот момент на маршруте 5Б. Эдик решил не терять времени даром и пошел в одиночку на маршрут 2-й категории. Потом его нашли разбившимся. Эдик был замечательным человеком, мастером спорта по гимнастике. Был бы Суслов внизу, он бы Эдика отговорил идти в одиночку.
Если б с Эдиком было так просто.
Суслов не прошел СИСТЕМУ сов альпинизма.
Плохая она была, или не плохая - там чему то народ учили.
Тов Суслов - классный скалолаз, и у него этого никто не отнимет.
Но организатор он - хреновый.